СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

 

г. Екатеринбург, 2015

Модель сопровождения замещающих семей. – ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района г. Екатеринбурга», 2015. 27 с.

 

Автор-составитель:

Язовских А.Н., педагог-психолог, заведующий отделением организационно-методической работы ГБУ СОН СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района г. Екатеринбурга».

 

 

Рецензенты:

Устинова Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцента кафедры психологии образования Института Психологии Уральского государственного педагогического университета.

Волченкова Татьяна Георгиевна, кандидат педагогических наук, эксперт Фонда образовательных инициатив Роснано, директор инновационновнедренческого центра Уральского федерального университета.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка…………………………………………………………………….……4

Цель и задачи…………………………………………………………………………………….6

Социально-значимые результаты реализации модели сопровождения замещающих

семей………………………………………………………………………………………………7

Модель сопровождения замещающих семей ………………………………………………….7

1. Стабильное сопровождение…………………………………………………………….14

2. Кризисное сопровождение…………………………………………………………..…20

Перечень социальных услуг в рамках сопровождения замещающих семей ………………21

Перечень оснований для досрочного прекращения социального сопровождения………..22

Требования к работникам, осуществляющих сопровождение замещающих семей……….22

Приложения……………………………………………………………………………………..23

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня государственная политика ориентируется на безусловный приоритет семьи и семейных ценностей. Правительством РФ была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В Концепции отражены приоритетные задачи, направленные на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Число детей, зарегистрированных в государственном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом сокращается. По данным Минобрнауки, в государственном банке данных о детях-сиротах на начало 2009 года на учете состояло 140 тыс. детей-сирот. В декабре 2014 года там было зарегистрировано около 92 тыс. человек.

8 стр., 3875 слов

Психологическое сопровождение замещающих семей (тогоу «Общеобразовательная школа-интернат начального общего образования №2», моу ншдс №61 «Вишенка»)

  Основная цель – обеспечение психолого-педагогического сопровождения приемных семей, создание условий для успешной социализации и развития воспитанников. Основные задачи: -    оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: ...

По состоянию на 1 января 2015 года на учете находились сведения о 87,2 тысячах детей, что на 18 процентов меньше, чем в конце 2013 года, на 27 процентов меньше, по сравнению с 2012 годом. При этом увеличилось число устроенных в семьи детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями или сестрами.

В целях обеспечения приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Свердловской области функционируют 42 отделения сопровождения замещающих семей и 34 отделения психолого-педагогической помощи (по данным Информации Министерства социальной политики Свердловской области о выполнении в I полугодии 2015 года плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Свердловской области).

Наряду с положительными моментами, можно выделить следующие проблемы:

— отсутствие единой межведомственной системы и регламентов по сопровождению замещающих семей;

— недостаточная работа по формированию благоприятного общественного мнения об институте замещающей семьи, повышению престижа работы замещающих родителей (преобладание общественной установки на материальные мотивы кандидатов в замещающие родители), а также привлечению общества для решения проблем преодоления социального сиротства;

— слабо развита практика создания общественных объединений и клубов замещающих семей;

— организация и осуществление социально-психолого-педагогического патронажа замещающей семьи на сложных этапах приема;

— организация системы мониторинга и оценки эффективности семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— оказание экстренной кризисной (психолого-педагогической) помощи замещающей семье (в т.ч., при принятии решения об отказе от ребенка);

— реабилитация ребенка в процессе решения вопроса об отмене усыновления, опеки, после неудачного размещения в замещающей семье;

21 стр., 10489 слов

Анализ инструментария психосоциального сопровождения молодой семьи

Оглавление Введение Глава 1. Теоретические аспекты исследования психосоциального сопровождения молодой семьи 1.1 Особенности молодой семьи 1.2 Содержание психосоциального сопровождения Глава 2. Анализ психосоциального сопровождения молодой семьи в условиях «Центра планирования семьи и репродукции» города Екатеринбурга 2.1 Особенности психосоциального сопровождения молодой семьи26 2.2 Анализ опыта ...

— проектирование индивидуальной образовательной траектории для приемного ребенка в замещающей семье.

Известного, что на 34,7% снизилось число отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семью. Если в 2009 году было почти 8,5 тыс. таких решений, то в 2014 году их стало 5 412. Число детей, пострадавших по вине усыновителей, уменьшилось на 54,1% . В 2010 году пострадало 74 ребенка, в 2014 году — 34. Не смотря на снижение числа отмененных решений о передаче ребенка на воспитание в семью, отказы от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью, имеют место быть. По данным мониторинга отмен решений органов опеки и попечительства о передаче ребенка в семью за 1 полугодие 2015 года по территориальным управлениям социальной политики Свердловской области в большинстве случаях с отказом от ребенка обращается замещающий родитель. Чаще отказываются от несовершеннолетних в возрасте от 0 до 10 лет. Стоит отметить, что на превом месте стоят отказы от детей в замещающих семьях по психолого-педагогическим причинам (нарушения взаимопонимания, конфликтные отношения, противоречия между членами семьи, нарушения поведения ребенка, нарушения процесса адаптации к приемной семье).

На втором месте — медицинские причины (выявление либо прогрессирования заболевания у принятого ребенка семью, ухудшение состояния здоровья замещающего родителя, преклонный возраст замещающего родителя).

На последнем месте — социальные причины отмен решений ООиП (ненадлежащее исполнение замещающим родителем своих обязанностей, изменение семейного положения замещающим родителем, судебное решение в отношении замещающего родителя).

Главной причиной отказа несовершеннолетних проживать в семье является отсутствие взаимопонимания с замещающим родителем (прим: со слов ребенка «Он меня не понимает»).

На втором месте стоит — не желание проживать в данной семье («Не хочу жить здесь»).

Анализ региональных проблем и институциональных затруднений в реализации сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка актуализирует тот факт, что инфраструктура системы сопровождения функционирует на уровне разрозненных элементов, отношения между которыми носят несогласованный характер, имеет место дублирование функций, неясность разделения полномочий, различное понимание задач сопровождения и содержания деятельности.

11 стр., 5392 слов

Работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье

Омский государственный педагогический университет Факультет психологии и педагогики Курсовая работа по социальной педагогике Работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье Омск 2006 Содкржание ВВЕДЕНИЕГлава 1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие1.2 Причины и виды жестокого обращения с ...

Галина Семья (заведующий лабораторией развития социальных проектов Столичной финансово-гуманитарной академии, член Координационного Совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей) высказалась о системе профессионального сопровождения замещающих семей на выездном заседании «круглого стола» Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре на тему «Реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сопровождение замещающей семьи»: необходимо улучшить качество подготовки потенциальных замещающих родителей, создать систему профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка.

Сопровождение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в обоснованной системной работе. Для повышения управляемости процессами сопровождения и эффективности оказания профессиональной помощи замещающей семье необходима разработка модели сопровождения замещающей семьи, с четким распределением направлений деятельности и функциями каждого элемента системы сопровождения.

Термин сопровождение мы понимаем как комплексный метод, в основе которого заложено единство нескольких функций: диагностика семейной системы, возникшей проблемы; информация о существе проблемы и путях ее решения; консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, помощь и сопровождение на этапе реализации плана решения, мониторинг эффективности реализации плана. Под психологическим сопровождением замещающей семьимы понимаем систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий, обеспечивающих эффективность замещающей семейной заботы (В.Н. Ослон; Психологическая наука и образование, 2011, №1).

Теоретико-методологическую основу модели сопровождения замещающей семьи составили:системный подход (Варга А.Я., 1986, 2001; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В., 1990, 1996, 2002; Холмогорова А.Б., 2002; и др.) и структурный подход (Minuchin S., Montalvo B., Rosman B., 1967,1974; Fishman H.C., 1981; и др.) к изучению семьи; положения о структуре и функциях детско-родительских отношений (Эйдемиллер Э.Г., 1987, 1990, 1994, 2002; Спиваковская А.С., 1988, 1999; Марковская И.М., 2000; Овчарова Р.В., 2003, 2008; и др.); теория привязанности (Bowlby J., 1950, 1958, 1973, 1982; Ainsworth M.D.S., 1962, 1963, 1978;Bretherton I., 1985, 1987, 1992; Main M., Solomon J., 1990; Мухамедрахимов Р.Ж., 1994,1998, 1999, 2001, 2006; и др.); субъектно-деятельностный подход (Н. Н. Васягина, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский); исследования семьи на основе функционирования семейной системы (А.Я. Варга, 2000; А.В. Черников, 2001; И.Ю. Хамитова, 2004); теоретические положения в области развития и воспитания детей–сирот (И.А. Алексеева, М.И. Лисина, B.C. Мухина, И.Г. Новосельский, А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И. Шульга, и др.); исследования адаптации и развития детей в приемных семьях разного типа, о влиянии последствий воспитания в условиях депривации на социально–личностное становление ребенка–сироты (А.Г. Асафова, В.И. Брутман, А.Я. Варга, И.В. Дубровина, Г.Г. Запрягаев, Н.Л. Коломинский, И.А. Коробейников, Й. Лангмейер, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Н.В. Недожогина, В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, А.Г. Рузская, Г.В. Семья, В.Н. Слуцкий, Р. Спиц, Н.Н. Толстых, И.Ю. Хамитова, А.М. Щербакова, В.А. Юницкий).

6 стр., 2506 слов

Психологическое сопровождение воспитания толерантных отношений в семье

М.И. Рожков, М.А. Ковальчук Преобразования, произошедшие в российском обществе, оказали влияние на все сферы общественной жизни, на все институты воспитания подрастающего поколения. Не остался в стороне такой институт воспитания, как семья. Проблемам современной семьи посвящено множество исследований в различных областях науки, они в психологии также занимают ведущее место. Данные проблемы ...

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цельюразработки модели сопровождения замещающих семей являетсявыстроенная система работы для профилактики семейного неблагополучия и вторичного сиротства, профилактике жестокого обращения с детьми, а также для своевременного решения проблем замещающих семей и оказание им эффективной профессиональной помощи.

Задачи модели сопровождения замещающих семей:

— устойчивая положительная динамика в изменении статистики случаев отказов замещающих родителей от взятых на воспитание детей и их повторный возврат в образовательные учреждения;

— организация и осуществление социально-психолого-педагогического патронажа замещающей семьи на сложных этапах приема;

— организация системы мониторинга и оценки эффективности семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— оказание кризисной (психолого-педагогической) помощи замещающей семье (в т.ч., при принятии решения об отказе от ребенка);

— помощь в преодолении негативных последствий прошлого опыта ребёнка (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении);

— развитие и поддержание родительской компетенции и навыков воспитания приемных детей;

— предотвращение жестокого обращения с детьми в замещающих семьях;

— содействие специалистам в организации и реализации профессиональной детальности по сопровождению замещающей семьи.

Выделяют две основные функции сопровождения семей, воспитывающих приёмных детей:

— контроль за соблюдением прав ребёнка;

— оказание поддержки семье и содействия обмену опытом между замещающими родителями.

 

СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

— Положительная динамика развития детей в замещающих семьях, высокий уровень психологического комфорта.

— Снижение количества возвратов детей из замещающих семей.

— Отсутствие неудовлетворённых потребностей замещающих семей в психолого-педагогической поддержке.

— Замещающие семьи могут самостоятельно удовлетворять потребности ребенка в родительской заботе и уходе, развивать и социализировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

— Повышение престижности труда замещающих родителей. Поддержка замещающих семей в ситуации неоднозначного отношения к ним в окружающем их сообществе.

— Своевременно выявлены замещающие семьи, имеющие проблемы и потребности в помощи, определены задачи поддержки.

— Система сопровождения (консультации, патронаж, диагностика, информирование, клуб замещающих семей и др.) осуществляется для целевой группы на регулярной основе.

— Учреждения осуществляющие сопровождение регулярно информируют население о своей работе.

— Увеличение доли семей, удовлетворенных полученной в рамках социального сопровождения помощью.

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Модель разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №442-фЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Законом Свердловской области от 03 декабря 2014 года №108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области», Приказом министерства социальной политики Свердловской области от 31 декабря 2014 №790 «Об утверждении стандартов социальных услуг», Постановлением Правительства Свердловской области от 18 декабря 2014 года №1158-ПП «Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Свердловской области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания граждан».

Модель сопровождения замещающих семей можно рассмотреть в рамках социального сопровождения граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.

При рассмотрении организациисоциального сопровождения необходимо отметить, что субъектами социального сопровождения являются:

— гражданин, нуждающийся в социальном сопровождении;

— территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти свердловской области – управление социальной политики министерства социальной политики свердловской области (далее – УСП);

— организация социального обслуживания;

— иные организации, не входящих в систему социального обслуживания.

Предметом такого сопровождения выступает результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности).

Также к ней относятся: полнота предоставления социальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства и ее своевременность.

Для эффективной реализации социального сопровождения граждан, нуждающихся в социальном обслуживании особая роль отводится УСП, организациям социального обслуживания и иным организациям, не входящих в систему социального обслуживания.

Порядок социального сопровождения граждан, нуждающихся в социальном сопровождении предполагает несколько этапов:

1. Обращение гражданина или его законного представителя с заявлениемо предоставлении социального обслуживания в Управление социальной политики, либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия. Заявление подается в письменной или электронной форме.

2. Управление социальной политики признает гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании, либо дает решение об отказе в социальном обслуживании. Также УСП проводит комплексную оценку нуждаемости гражданина в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Далее УСП разрабатывает и утверждает индивидуальную программу. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, перечень организаций, привлекаемых к предоставлению помощи, не относящейся к социальным услугам, а также мероприятия по социальномусопровождению.

3. Обращение гражданина к поставщику социальных услуг. Между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем заключается договор о предоставлении социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой.

4. Осуществляется реализация социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению организацией социального обслуживания и иными организациями, не входящих в систему социального обслуживания, на основе межведомственного взаимодействия.

Необходимо отметить, что на основании результата оценки[1] включенного в индивидуальную программу, а также перечня организаций, привлекаемых к предоставлению помощи, не относящейся к социальным услугам, гражданину предоставляется медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социальная помощь, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

УСП, организация социального обслуживания и организация, не относящаяся к социальным услугам, производят обмен информацией, необходимой для осуществления мероприятий по социальному сопровождению и предоставлению необходимой помощи гражданину, нуждающемуся в социальном сопровождении.

Сведения о выполнении мероприятий по социальному сопровождению вносятся поставщиком социальных услуг в индивидуальную программу.

5. Осуществляется оценка результатов на трех уровнях:

на уровне получателя социального сопровождения: обратная связь от получателя социального сопровождения посредством анкеты (см. приложение 1 «Анкета удовлетворенности клиентов услугами сопровождения»).

на уровне поставщика социального сопровождения: организация социального обслуживания ежегодно составляет отчет о предоставленных социальных услугах и мероприятиях по социальному сопровождению (приложение 2 «Отчет (годовой) о предоставленных социальных услугах и мероприятиях по социальному сопровождению замещающей семьи»), акт жилищно-бытовых условий гражданина. Данный отчет направляется в УСП вместе с анкетой получателя социального сопровождения.

на уровне Территориального исполнительного органа государственной власти Свердловской области: Управление социальной политики осуществляет государственный контроль (надзор), а также мониторинг условий жизнедеятельности получателя социальных услуг, в том числе их представителей, и эффективности предоставляемых социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению.

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

ГРАЖДАНИН   Подача заявления ГРАЖДАНИНОМ ИЛИ ЕГО ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ в письменной или электронной форме о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
     
    полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание наличие в семье инвалида или инвалидов, в т.ч. ребенка-инвалида наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации отсутствие возможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними наличие внутрисемейного конфликта отсутствие определенного места жительства отсутствие работы и средств к существованию и др.
       
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ – УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – УСП) УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 1. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо решение об отказе в социальном обслуживании. 2. Комплексная оценка нуждаемости гражданина в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. 3. Разработка и утверждение индивидуальной программы
          межведомственное взаимодействие
ПОСТАВЩИКИ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ   ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ   МЕДИЦИНСКИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
         
ГРАЖДАНИН и ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ   Договор о предоставлении социальных услуг
       
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ и ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ   Мероприятия сопровождения (социальные услуги)
       
УСП, а также ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ и ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕ ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ   Осуществление государственного контроля (надзора), оценка результатов Осуществление мониторинга условий жизнедеятельности получателя социальных услуг, в т.ч. их представителей, и эффективности предоставляемых социальных услуг и мероприятий по социальному сопровождению.
                             

Субъектами модели сопровождения являются: гражданин, нуждающийся в социальном сопровождении, организация социального обслуживания, иные организации, не входящих в систему социального обслуживания.

Объект сопровождения – замещающая семья.

Предмет сопровождения – функционирование семейной системы.

В основе модели сопровождения замещающей семьи лежит принцип функционирования семейной системы. Замещающая семья формируется и проходит определенные этапы развития. В процессе своего функционирования замещающая семья может столкнуться с различными кризисами: нормативными и ненормативными. Семьи, успешно разрешившие кризисную ситуацию, перестраиваются и адаптируются к новым условиям. Этот процесс, как правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, что может, в свою очередь, усугубить прохождение очередного нормативного кризиса и, в крайнем варианте, привести к отказу от принятого ребенка.

Нормативный кризис понимается как кризис, существующий в норме в развитии семьи: нормативные кризисы развития ребенка; личностные нормативные кризисы; нормативные семейные кризисы, связанные с прохождением стадий жизненного цикла семьи; нормативные кризисы, связанные с этапами интеграции приемного ребенка в семейную систему замещающей семьи. Ненормативные семейные кризисы — это кризисы, возникновение которых потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные (супружеская измена, развод, алкоголизация какого-либо из членов семьи, тяжелая болезнь, инцест, смерть члена семьи).

Предлагаем замещающие семьи условно разделить на:

нормально функционирующие семьи, принявшие на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

— и семьи с нарушениями функционирования.

К нормально функционирующим семьям отнесем следующие категории семей:

— семьи, самостоятельно справляющиеся со своими проблемами;

— семьи «пережившие кризис»;

— семьи на этапе подросткового кризиса;

— семьи в ситуации нормативного для становления и развития замещающей семьи кризиса;

— семьи после кризисного сопровождения;

— семьи с сиблингами.

Категории семей, имеющие нарушения функционирования:

— семьи в ситуации затяжного конфликта, с которым не могут справиться самостоятельно;

— семьи на грани отказа от воспитания приемного ребенка;

— семьи с приемным ребенком с особыми нуждами (дети с ОВЗ, дети-инвалиды) в первый год установления диагноза.

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Выбор вида сопровождения замещающей семьипоставщиком социальных услуг СТАБИЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КРИЗИСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
 
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
 
НОРМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕМЬИ, принявшей на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ, принявшей на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Категории семей: — семьи, самостоятельно справляющиеся со своими проблемами; — семьи «пережившие кризис»; — семьи на этапе подросткового кризиса; — семьи в ситуации нормативного для становления и развития замещающей семьи кризиса; — семьи после кризисного сопровождения; — семьи с сиблингами. Нормативные кризисы: — нормативные кризисы развития ребенка; — личностные нормативные кризисы; — нормативные семейные кризисы, связанные с прохождением стадий жизненного цикла семьи; — нормативные кризисы, связанные с этапами интеграции приемного ребенка в семейную систему замещающей семьи. Категории семей: — семьи в ситуации затяжного конфликта, с которым не могут справиться самостоятельно; — семьи на грани отказа от воспитания приемного ребенка; — семьи с приемным ребенком с особыми нуждами (дети с ОВЗ, дети-инвалиды) в первый год установления диагноза. Ненормативные кризисы: — ненормативные кризисы личности (вынужденный переезд; потеря работы; переживание утраты; насилие, жестокое обращение и т.п.); — ненормативные семейные кризисы (супружеская измена; развод; алкоголизация какого-либо из членов семьи; тяжелая болезнь; инцест; смерть члена семьи и др.).
    Деятельность специалистов сопровождения
Осуществление государственного контроля (надзора), оценка результатов УСП, а также организациями социального обслуживания и иными организациями не входящими в систему социального обслуживания СТАБИЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КРИЗИСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
1. Мониторинг выпускников Школы приемных родителей. 2.Заключение договора о предоставлении социальных услуг. 3.Выход в адрес (патронаж) согласно листу наблюдения за семьей. 4.Диагностика определения структурно-функционального типа семьи, уровня ее социальной адаптации, существующих у семьи проблем и потребностей. Оценка угрозы жизни и здоровья ребенка. 5.Оценка семейной ситуации и при необходимости перевод семьи на кризисное сопровождение. 6.Реализация мероприятий стабильного сопровождения согласно индивидуальной программе.       1. Подготовительный этап

МИШЕНИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Педагогическая
Диагностическая
Медицинская
Социальная

 

Правовая
Психологическая (психотерапевтическая)

 

 

2. Диагностический этап 3. Практический этап 4. Контрольно-оценочный этап (реабилитационный совет)
Срок – постоянно (до 18-летия) Срок – 3 месяца, но не более 6-ти месяцев
  СТАБИЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КРИЗИСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Формы работы: · Групповые и индивидуальные консультации. · Тренинги, публичные лекции, круглый стол. · Родительские встречи по обмену опытом. Клуб приемных родителей. · Методическое сопровождение (литература, видео- и аудиоматериалы по вопросам воспитания приемных детей).

· Культурно-массовые мероприятия. · Диагностика. · Групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. · Выход в адрес. Патронаж.  

Документальное сопровождение*, осуществляемой работы: 1) договор о предоставлении социальных услуг, 2) индивидуальная программа, 3) акт выполненных работ, 4) лист планового наблюдения за семьей, 5) журнал патронажных выходов, 6) журнал учета услуг, оказанных удаленно (консультации по телефону и в сети Интернет), 7) журнал учета семей, попавших в кризисную ситуацию, 8) журнал учета работы с обращениями граждан и учета работы юрисконсульта.   * выполнение услуг отражается во всех необходимых внутренних журналах учреждения   Формы работы: · Групповые и индивидуальные формы работы. · Консультирование. · Психологическая диагностика. · Детско-родительские группы. · Реабилитационные формы работы. · Кризисное психологическое консультирование. · Семейная психотерапия. · Консультирование · Выход в адрес. Патронаж.   Документальное сопровождение, осуществляемой работы: 1) заявление гражданина о постановке на кризисное сопровождение (пишется от руки на имя директора в свободной форме), либо служебная записка специалиста по социальной работе на имя заведующего, 2) индивидуальная программа, 3) индивидуальный план работы с семьей, 4) акты выполненных работ, 5) журнал патронажных выходов, 6) журнал учета услуг, оказанных удаленно (консультации по телефону и в сети Интернет), 7) журнал учета семей, попавших в кризисную ситуацию, 8) журнал учета работы с обращениями граждан и учета работы юрисконсульта, 9) генограмма и экокарта семьи, 10) внутренняя документация психолога (тесты, диагностики, психологические заключения).

 

Социальные услуги в рамках Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приказа МСП СО № 790 от 31.12.2014 г. «Об утверждении стандартов социальных услуг» Социальные услуги замещающей семье оказываются в полустационарной форме.
           

В зависимости от категории семьи и кризисной ситуации выделяется два вида сопровождения замещающих семей:

1. Стабильное – предлагается семьям, переживающим нормативные кризисы, трудности, связанные с особенностями периода адаптации ребенка в семье, возрастного развития ребенка, с изменением структуры замещающей семьи. Стабильное сопровождение, основывается на соглашении замещающей семьи на оказание социальных услуг, и носит постоянный характер.

2. Кризисное – носит ситуативный характер, сопровождаются семьи, переживающие ненормативный кризис, а также семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

 

СТАБИЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Стабильное сопровождение предполагает, что специалист, работающий с семьей, предупреждает и помогает справляться с возникающими проблемами и побуждает членов семьи к проявлению собственной активности и самостоятельности.

На стабильном сопровождении осуществляется мониторинг среди выпускников Школы приемных родителей с целью выявления семей, принявших детей на воспитание, и привлечения данных семей к дальнейшему сотрудничеству.

Отличительным моментом стабильного сопровождения является периодические выходы в семью согласно листу планового наблюдения за семьей, отражающего основные реперные точки стабильного сопровождения. Количество выходов в семью не должно составлять менее четырех в год.

При выходе в семью специалист проводит:

1 – анкетирование замещающих родителей для выявления проблем адаптации детей, в замещающих семьях;

2 – диагностику выявления эмоционально-психологического климата в семье и необходимости организации социального сопровождения ребенка;

3 – диагностику определения структурно-функционального типа семьи, уровня ее социальной адаптации, существующих у семьи проблем и потребностей;

4 – оценку угрозы жизни и здоровья ребенка;

5 – составление акта жилищно-бытовых условий.

При осуществлении стабильного сопровождения замещающей семьи важно своевременно выявить возникшие трудности семьи, с которыми она не способна справиться самостоятельно. В связи с чем, необходимо подобрать действенный инструментарий позволяющий выявить семью, нуждающуюся в кризисном сопровождении.

Ученые выделяют несколько групп причин, влияющих на неблагоприятную обстановку в семье:

1. Низкий социально-экономический статус (низкий доход, безработица или временная работа, низкий трудовой статус, плохие квартирные условия).

2. Измененная структура семьи и модель общения (семьи родителей-одиночек, многодетные семьи, проблемы между супругами, проблемы взаимоотношения родителей с ребенком).

3. Личностные особенности портрета родителей (алкоголизм и наркомания, агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, ослабленный контроль за своим поведением, снижение критики к своей личности и др., выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, ригидность, тревожность, низкая самооценка, низкая толерантность к стрессу, неразвитость родительских навыков и чувств, негативное отношение к окружающим и неадекватное социальные ожидания в отношении ребенка).

Диагностика должна включать систему методик, позволяющих выявить особенности конкретной семьи как объекта профессиональной помощи. Она может проходить на нескольких этапах (как на первоначальном этапе взаимодействия с семьей, так и на последующих этапах работы с семьей).

Мы изучили много методик для исследования функционирования семьи. В результате были отобраны наиболее эффективные по нашему мнению (см. таблица 1 «Диагностический инструмент для специалиста(ов) и замещающих родителей с целью выявления семей, нуждающихся в кризисном сопровождении», таблица 2 «Диагностический инструмент для детей с целью выявления семей, нуждающихся в кризисном сопровождении»).

При выходе в семью специалист предлагает замещающими родителями заполняется две методики: метод экспресс-диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЕДОР; Р.В. Овчарова) и опросник BPAQ (Buss-Perry Aggression Questionnaire, 1992; А. Басс и М. Перри).

Для работы с приемным ребенком используется две методики (на выбор специалиста, с учетом возраста ребенка), направленные на изучение: семейной системы, эмоционального отношения ребенка к семье и ее членам (методика «Рисунок семьи», методика «Семейная социограмма», проективный тест «Домики»), представления ребенка о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье (анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка», опросник «Моя семья», опросник «Подростки о родителях»).

Таблица 1

Нуждающихся в кризисном сопровождении

Наименование диагностического инструмента (методика) Цель методики Раннее детство (0-3 лет) Дошкольный возраст (3-6/7 лет) Младший школьный возраст (7/8-10/12 лет) Подростковый возраст (12/13-15/16 лет) Юношеский возраст (17-18 лет)
I. Изучение семейной системы, эмоционального отношения ребенка к семье и ее членам          
Методика «Рисунок семьи» (В. Хьюлс, Л.Корман, А.И. Захаров) Позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье + + + +
Методика «Семейная социограмма» (Эйдемиллер Э.Г., Черемисин О.В., 1990; Эйдемиллер Э.Г., 1996; Системная семейная психотерапия, 2002). Позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье. + + +
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» Позволяет оценить степени дифференцированности-обобщённости эмоциональной сферы; шкалы духовных ценностей; деятельностных ориентаций; предпочтений видов деятельности; личностных отношений и вариантов личностного развития. + +
II. Изучение представления ребенка о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье          
Анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка» Дает ориентировочное представление о типах семейного воспитания и способах контроля за поведением ребёнка в семье. + +
Опросник социализации для подростков «Моя семья» (по методике О. И. Маткова) Позволяет изучить мнение детей (анализ взаимоотношений в семье, методов воспитания), родителей (самоанализ тех же аспектов), что дает возможность сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье. + +
Опросник «Подростки о родителях» (ADOR/ПРО; адаптировал коллектив под руководством Л.И.Вассермана) Изучает установки родите­лей, их поведение и методы воспитания так, как их видят дети в подростковом и младшем юношеском возрасте + +

Данные методики изучают все три группы причин влияющих на неблагоприятную обстановку в семье:

1. Низкий социально-экономический статус — методика «Определение типа семьи» (Беляевой М.А.), методика определения уровня социальной напряженности.

2. Измененная структура семьи и модель общения — методика «Определение типа семьи» (Беляевой М.А.), «Факторы, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего», метод экспресс-диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЕДОР; Р.В.Овчарова), методика «Рисунок семьи» (В. Хьюлс, Л.Корман, А.И. Захаров), методика «Семейная социограмма» (Эйдемиллер Э.Г.), опросник социализации для подростков «Моя семья» (по методике О. И. Маткова), проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка». опросник «Подростки о родителях» (адаптировал коллектив под руководством Л.И.Вассермана), технологическая карта оценки функционального состояния семьи (Ресурсный Центр города Москвы и Московской области «Отрадное»).

3. Личностные особенности портрета родителей — метод экспресс-диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЕДОР; Р.В.Овчарова), «Факторы, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего», опросник BPAQ (Buss-Perry Aggression Questionnaire, 1992; А. Басс и М. Перри).

Предложенные методики могут использовать социальные педагоги, специалисты по социальной работе, а также психологи. Важно отметить, что психологический инструментарий может проводить специалист с высшим профессиональным образованием прослушавший курс психологии, но обработку полученных данных должен проводить психолог (это касается методик экспресс-диагностики семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЕДОР), опросник BPAQ (Buss-Perry Aggression Questionnaire, 1992; А. Басс и М. Перри), методики «Рисунок семьи», методика «Семейная социограмма», , проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики», анкета для ребёнка «Семья глазами ребёнка», опросник социализации для подростков «Моя семья» (по методике О. И. Маткова), опросник «Подростки о родителях» (ADOR/ПРО; адаптировал коллектив под руководством Л.И.Вассермана)).

Специалисты, осуществляющие диагностическое обследование замещающей семьи, могут использовать два варианта диагностического инструментария для специалиста (ов):

1. Первый диагностический комплекс — методика «Определение типа семьи» (Беляевой М.А.), методика определения уровня социальной напряженности, методика «Факторы, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего».

2. Второй диагностический комплекс — «Технологическая карта оценки функционального состояния семьи» (Ресурсный Центр города Москвы и Московской области «Отрадное», в адаптации ГБУ СОН СО «ЦСПСиД «Отрада» Октябрьского района г. Екатеринбурга»).

Оценка эффективности реализации стабильного сопровождения, осуществляется посредством составления один раз в год отчета для территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти свердловской области – управления социальной политики министерства социальной политики свердловской области о предоставленных социальных услугах и мероприятиях по социальному сопровождению, а также предоставление акта жилищно-бытовых условий гражданина. Данный отчет направляется в УСП вместе с анкетой получателя социального сопровождения.

При оценке семейной системы может быть принято решение о переводе семьи на кризисное сопровождение (на основании служебной записки специалиста, осуществляющего диагностику семейной ситуации, заявления гражданина о постановке на кризисное сопровождение, других документов субъектов профилактики).

Документальное сопровождение, осуществляемой работы:

1) личное дело семьи

2) договор о предоставлении социальных услуг,

3) индивидуальная программа,

4) акт выполненных работ,

5) лист планового наблюдения за семьей,

6) журнал патронажных выходов,

7) журнал учета услуг, оказанных удаленно (консультации по телефону и в сети Интернет),

8) журнал учета семей, попавших в кризисную ситуацию,

9) журнал учета работы с обращениями граждан и учета работы юрисконсульта.

10) иные документы учреждения, фиксирующие и подтверждающие выполнение услуг.

Состав личного дела семьи:заявление о предоставлении социального обслуживания с признанием гражданина, нуждающимся в социальном обслуживании, утвержденная УСП индивидуальная программа, акты жилищно-бытовых условий, копия свидетельства о рождении ребенка, приказ о создании замещающей семьи, договор о предоставлении социальных услуг, бланки диагностического обследования, результаты диагностического обследования (психологическое заключение), отчеты по работе с семьей с рекомендациями родителям и детям.

Материалы личного дела являются конфиденциальной информацией ограниченного доступа. Поэтому личные дела в рабочее и нерабочее время должны храниться в запирающихся шкафах, в сейфах или в несгораемых шкафах. Специалистам не разрешается при выходе из помещения оставлять какие-либо документы, содержащие персональные данные граждан, на рабочем столе или оставлять шкафы с документацией незапертыми. На рабочем столе работника всегда должен находиться только тот массив документов, с которым в настоящий момент он работает. Другие документы (дела, журналы и др.) должны находиться в запертом шкафу. Документы, приобщенные к личному делу, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись.

Таблица 3

Алгоритм деятельности специалистов организаций социального обслуживания по стабильному сопровождению

Шаги Ответственный
Первичная встреча либо со всей семьи в целом либо с законным представителем приемного ребенка. 1.1. Подписание заявления   1.2. Сбор документов для признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Разработка и утверждение индивидуальной программы реабилитации.     1.2. Подписание соглашения (договора) законного представителя ребенка о его согласии на получение услуги по сопровождению.     Специалист ООиП   Специалист ООиП, либо Организация социального обслуживания   Организация социального обслуживания
Назначение ответственного специалиста по взаимодействию с семьей (социальный педагог, специалист по социальной работе), выполняющего функции тьютера. Специалист организации социального обслуживания
Выход специалистов (социального педагога, психолога, специалиста по социальной работе) в замещающую семью с целью обследования жилищно-бытовых условий и оценки семейной ситуации (диагностики): — замещающих родителей (методика МЕДОР, опросник BPAQ); — приемного ребенка (применяется 2 методики на выбор специалиста в зависимости от возраста ребенка); — диагностика семейной ситуации специалистом (методика «Определение типа семьи», методика определения уровня социальной напряженности, «Факторы, угрожающие жизни и здоровью несовершеннолетнего»).

  Периодичность – 2 раза в год.

Специалист ООиП, специалист организации социального обслуживания
Обработка результатов диагностики семейной ситуации. Оценка необходимости кризисного сопровождения семьи (см. Приложение 4 «Примерная форма заключения по данным диагностического обследования»).

  Срок обработки диагностического инструментария – 1 месяц (с момента направления заполненных бланков ответов в организацию социального обслуживания).

Специалист организации социального обслуживания
Предоставление отчета по результатам диагностики семейной ситуации в ООиП.   Периодичность предоставления (в случае отсутствия необходимости в кризисном сопровождении) – 1 раз в год.   Периодичность предоставления (в случае выявления необходимости в кризисном сопровождении) – в течении 1 недели. Организация социального обслуживания
Передача, выявленной информации о семье, при помощи диагностического инструментария, в личное дело семьи.   Срок передачи информации – 2 недели. Специалист организации социального обслуживания
    Перевод семьи на кризисный уровень сопровождения при выявлении необходимости кризисного сопровождения семьи.   Срок перевода семьи на кризисное сопровождение – не более 1 недели. Организация социального обслуживания
Реализация мероприятий Индивидуальной программы.   Срок – постоянно в течение всей работы со случаем. Специалист организации социального обслуживания
Включение замещающей семьи в группу Клуба замещающих семей.   Срок – постоянно в течение всей работы со случаем. Психологорганизации социального обслуживания
Мониторинг и оценка эффективности сопровождения семьи. При необходимости коррекция Индивидуальной программы сопровождения семьи.   Срок – на основании листа наблюдения за семьей. Специалист организации социального обслуживания
Документирование хода и составление отчета (заключения) по результатам реализации Индивидуальной программы в ООиП.   Срок – 1 раз в год Специалист организации социального обслуживания

КРИЗИСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Отличием кризисного сопровождения от стабильного является его ситуативный характер. Период кризисного сопровождения составляет 3 месяца с возможным продлением, но не более 6 месяцев. На семью разрабатывается индивидуальная программа.

Кризисное сопровождение включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап: выявление семей, нуждающихся в кризисном сопровождении. Постановка семьи на учет в отделение сопровождения опекаемых, с целью разработки и реализации индивидуального плана работы с семьей с привлечением более широкого числа специалистов. Планируется на срок 3 месяца (но не более 6 месяцев).

На подготовительном этапе определяется мишень сопровождения (термин использован Ослон В.Н., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии — Психологическая наука и образование psyedu.ru — 2010/5).

Мишень – это цель деятельности специалиста(ов), направленная на оказание профессиональной помощи семье, обеспечивающей эффективность замещающей семейной заботы. В зависимости от выбранной мишени сопровождения (социальной, медицинской, педагогической, диагностической, правовой, психологической/психотерапевтической) будет сформулирована цель работы с семьей и определены соответствующие коррекционные/реабилитационные или иные мероприятия.

2. Диагностический этап: диагностика семейной ситуации (мониторинг в течение периода сопровождения).

3. Практический этап:осуществление собственно коррекционной (реабилитационной) работы с семьей согласно индивидуального плана работы с семьей.

4. Контрольно-оценочный этап: оценка эффективности реализации плана сопровождения на реабилитационном совете с привлечением представителей УСП, специалист готовит отчет о работе с семьей (см. приложение 3 «Отчет специалиста о работе с семьей»).

На основании результатов мониторинга выносится решение о переводе семьи на стабильное сопровождение. Периодичность: согласно плану реабилитации семьи.

Документальное сопровождение, осуществляемой работы:

1) заявление гражданина о постановке на кризисное сопровождение (пишется от руки на имя директора в свободной форме), либо служебная записка специалиста по социальной работе на имя заведующего,

2) индивидуальная программа,

3) индивидуальный план работы с семьей,

4) акты выполненных работ,

5) журнал патронажных выходов,

6) журнал учета услуг, оказанных удаленно (консультации по телефону и в сети Интернет),

7) журнал учета семей, попавших в кризисную ситуацию,

8) журнал учета работы с обращениями граждан и учета работы юрисконсульта,

9) генограмма и экокарта семьи,

10) внутренняя документация психолога (тесты, диагностики, психологические заключения).

ПЕРЕЧЕНЬ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В РАМКАХ СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Социальные услуги замещающей семье оказываются в полустационарной формев рамках Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», приказа МСП СО № 790 от 31.12.2014 г. «Об утверждении стандартов социальных услуг».

2. Социально-медицинские услуги: 2.2.Содействие в оказании бесплатной медицинской помощи в объеме, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области. 2.4. Систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья. 2.7. Содействие в госпитализации получателей социальных услуг, а также содействие в их направлении по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение. 2.9. Консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержания и сохранения здоровья получателей социальных услуг, проведения оздоровительных мероприятий, наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья).

2.17. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы.

3. Социально-психологические услуги: 3.1.Психодиагностика и обследование личности (выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности получателя социальных услуг, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции личности получателя социальных услуг).

3.2.Психологическая коррекция (активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении получателя социальных услуг, для обеспечения соответствия этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам получателя социальных услуг).

3.4. Социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений. 3.5. Психологическая помощь и поддержка, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг. 3.6. Социально-психологический патронаж.

4. Социально-педагогические услуги: 4.1.Организация досуга (посещение театров, выставок, экскурсии, концерты и другие мероприятия).

4.4. Социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование.

5. Социально-трудовые услуги: 5.2.Оказание помощи в трудоустройстве.
6. Социально-правовые услуги: 6.3.Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг. 6.4. Оказание помощи в получении юридических услуг. 6.5. Содействие в осуществлении по отношению к гражданам мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и Свердловской области. 6.6.Оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат. 6.7.Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов.
8. Срочные социальные услуги: 8.1.Содействие в получении временного жилого помещения. 8.2.Проведение опроса и первичной социальной диагностики граждан для оценки их реального положения. 8.5.Содействие в поиске родственников и восстановлении утраченных связей с ними. 8.6.Оказание помощи в подготовке документов, направляемых в различные инстанции по конкретным проблемам получателей социальных услуг. 8.7.Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов. 8.9.Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости. 8.10.Содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг. 8.11.Содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия.

Анкета удовлетворенности клиентов услугами сопровождения

Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты с целью повышения качества оказываемых социальных услуг. Ваша оценка необходима для отражения нашей работы. Информация, полученная в ходе опроса, является конфиденциальной и будет использована только в обобщенном виде.

1. Впервые ли Вы обратились в учреждение социального обслуживания за получением социального сопровождения:

впервые

повторно

2. Какие услуги Вы получили в нашем Центре?

социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья граждан путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

социально-психологические услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния граждан для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности граждан, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

социально-правовые услуги, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

срочные социальные услуги.

3. Пришлось ли Вам преодолевать трудности (длительное ожидание очереди, отсутствие информации о работе необходимого специалиста, при звонке по телефону линяя часто занята либо вам не отвечают и т.п.), чтобы получить помощь специалиста сопровождения?

Да, очень существенные

Трудности были, но не существенные

Нет, не пришлось

4. Знаете ли Вы, с какими проблемами можно обратиться к психологу, юристу и специалисту по социальной работе за помощью?

да;

нет;

частично знаю.

 

5. Комфортно ли Вы чувствовали себя в кабинете специалиста Центра?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

 

6. Чувствовали ли Вы, что ваши проблемы не безразличны специалисту, к которому Вы обратились?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

7. Довольны ли Вы результатами работы специалиста с Вам?

да;

нет;

частично.

8. Учитывается ли Ваше мнение при принятии решений, связанных с организацией коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на решение Вашей проблемы?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

9. Считаете ли Вы, что специалисты отделения сопровождения открыты для взаимодействия?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

10. Считаете ли Вы, что специалисты отделения сопровождения вовремя информирует Вас о новостях в сфере законодательства, организации досуга детей, методах и формах решения проблем в замещающей семье?

да, так как на сайте Центра, на информационных стендах постоянно обновляется информация, систематически обновляются информационные буклеты о деятельности отделения и Центра, функционирует информационное оповещение (по телефону, e-mail и др.);

да, специалист отделения сопровождения при каждой встрече рассказывает о новостях;

затрудняюсь ответить, так как получаю информацию только от специалиста отделения сопровождения;

нет.

11. Помог ли Вам специалист Центра справиться с Вашими проблемами?

да;

нет;

частично.

 

12. Обратитесь ли Вы за помощью к специалистам Центра, если проблемное состояние вернётся или возникнут другие проблемы?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

13. Как Вы думаете, нужны ли услуги специалистов Центра Вашим родным и знакомым?

да;

нет;

затрудняюсь ответить.

14. Какие услуги Вы бы хотели получать дополнительно?

________________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА УЧАСТИЕ

В НАШЕМ ОПРОСЕ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОТЧЕТ (годовой)