Тема №3 Психоаналитические теории развития

Тема №3. Психоаналитические теории развития. Концепция психического развития ребенка З. Фрейда.

  1. Движущие силы психического развития.
  2. Стади психосексуального развития.

Движущие силы психического развития ребенка в концепции З. Фрейда.

Концепция Зигмунда Фрейда двухфакторная теория. Особенность соотнешния факторов наследственности и среды – это их онтогонизм, выраженный в подавлении наследственного социальной средой.

2 рода влечения:

  1. Сексуальное влечение. Наделено энергией либидо, которое является источником активности. Определяет достижение человека и основы его развития. Характеризуется:

сексуальными целями – телесные области, связанные с удовлетворением влечения, или эрогенные зоны, на протяжении жизни они меняются, отражая логику развития. Он предопределны наследственно.

сексуальными объектами.

  1. Влечение к смерти. Проявлене завершенности жизненного цикла. Выражет тендецию к равновесию. Таким образом, человек пришел из не от куда и должен придти в никуда.

аутоагресия – агрессия направленная на самого себя.

внешняя агрессия

Общество выступает помехой, как на пути удовлетворения сексуальных влечений, так и на пути саморазрушения. Таким образом социальная среда противостоит, подавляет наследственное в человеке. В пределах двухфакторной теории наследственность является ведущим фактором развития. То есть психическое развития зафиксированно наследственно и может наступить без помощи воспитания. Среда является барьером на пути реализации влечений. Вносит коррективы и искажения, но принципиально изменить ход события не может. Австрилийский исследователь выделяет три основные линии развития личности в онтогинезе:

  1. Развитие сексуальных целей и объектов, связано с переходом либида от одной сексуальной цели к другой. Развитие сексуальных объектов предпологает аутоэротизм (отсутствие нужды во внешних объектах) и два выбора сексуальных объектов, которые осуществляются на третьей и пятой стадии развития. Сексуальные объекты не предопределены наследственно.
  2. Развитие структуры личности. Согласно Фрейду структура личности включает в себя:

— Оно (Id) – врождено и наследственно зафиксированно. Составляет область бессознательного. Включает в себя врожденное влечение, а так же вытесненное и приобретенное. Оно снабжено энергией либидо. Находится в конфдликте с «Я» и «Сверх-Я».

8 стр., 3930 слов

Личность как объект и субъект воспитания

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО МО «Московский Государственный Областной Социально-Гуманитарный Институт» Кафедра педагогики Контрольная работа по педагогике на тему: «Личность как объект и субъект воспитания» Выполнила студентка Психологического факультета заочного отделения по специальности «Социальный педагог»       Котова Анна Эдуардовна     ...

— Я (Ego) – возникает из «Оно» на самой первой стадии развития, как приспособительный аппарат. Выполняет функцию посредника между «Оно» и «Сверх-Я». Соответствует принципу реальности и всегда следует цели.

— Сверх-Я (Super Ego) – формируется на третьей стадии психосексуального развития, в результате преодоления Эдипово комплекса и интериоризации родительских требований и запретов. Выполняет функцию цензора и судьи по отношению к «Я». Регулирует поведение и активность человека.

  1. Развитие защитных механизмов. Защитные механизмы – это совокупность действий, напрвленных на уменьшение или устранения угрозы целостности индивида. Различаются по особенностям выражений в поведении и типу возникающего растройства личности. Наиболее значимыми защитными механизмами являются:

— Вытеснение в область бессознательного каких-то травмирующих событий.

— Регрессия – возвращения на более ранние стадии развития к предыдущим формам поведения и мысли.

— Уход – предпологается физическое бегство или внутренний мысленный уход.

— Проекция – приписывание другому лицу желание и мыслей, осуждаемых и недопустимых для самого себя.

— Замещение – замена действительного источника тревоги менее могущественной и опасной фигурой.

— Сублимация – смещение инстинктивных врожденных влечений на социально желаемые и приемлемые цели.

Стадии психосексуального развития.

Критериями выделения стадий стали: сексуальные цели или эрогенные зоны, характеристика процессов развития, источники конфликта. Переход на новую стадию связан с конфликтом между наследственностью и средой, между влечением ребенка и невозможностью его удовлетворить. Если возможности личности будут всегда соответствовать ее желаниям, развития не будет.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

Основы менеджмента. Менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства. Управление – воздействие управляющей системы на управляемую систему, т.е. целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации координации их деятельности в процессе ...

Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития:

  1. Оральная (0 – 1 г.).

    Эротическое влечение связано с пищевой функцией, с удовлетворением потребности пищи. Сексуальная цель или эрогенная зона – рот. Включает две фазы:

— Аутоэротизм. Полная привязанность ребенка с матерью, ребенок не отделяет себя от матери, доминирует принцип удовольствия.

Исскуственное вскармливание является источником конфликта и может приводить к невродизации ребенка.

— Началом отлучения ребенка от груди матери, увеличиваются интервалы между кормлениями, таким образом мать начинает навязывать нормы и препятствовать получения наслаждения. Ребенок впервые сталкивается с принципом реальности.

Эти негативные факторы стимулируют процессы личностного развития. В силу нового опыта у ребенка создаются условия для формирования «Я» (Ego).

Если конфликт разрешается не эффективно, то наблюдается нарушение развития личности, за счет механизмов фиксации и вытеснения. Вытеснения и фиксации могут проявляться в ряде невротических симптомов.

Примеры вытеснения: комок в горле, истерическая рвота у детей. 

Примером оральной фиксации: курение, обжорство, тяго к спиртному, поцелуи.

  1. Анальная (1 — 3 г.).

    Ребенок начинает получать удовольствие от процесса смены напряжения, облегчения. Общество требует от ребенка произвольную регуляцию телесных функций. Психологичекое – в том, что ребенок впервые становится объектом и субъектом. Начинает формироваться сверх Я ребенка, где заложены авторитеты взрослых, влияние родителей.

Ребенок впервые соотносит два принципа – удовольствие и реальность. В случае фиксации может быть формировано упрямство, упорство, экономность, бережливость, склонность к накопительству, коллекционированию. Тенденции к противостоянию, негативизм и т.п.

Фиксация может привести к формированию чувства удовольствия от наказания, может проявляться энорезом и искажением сексуальной ориентации.

  1. Фаллическая (3 – 5 г.) ключевая в развитии личности. Рост познавательной активности ребенка приводит к открытию различий между полами, создаются свои «теории» рождения по принципу аиста и т.п.

На этой стадии осуществляется первый выбор сексуального объекта, который приводит к формированию эдипова комплекса (мальчики) и электры (у девочек).

В основе эдипова комплекса лежит бессознательное сексуальное влечение мальчика к матери и стремление к физическому устранению отца. Положительный эдипов комплекс сочетает в себе враждебность к отцу как к более удачливому сопернику за любовь матери и восхищением его силой, могуществом, умом и т.д. Разрешение конфликта и преодоление эдипова комплекса осуществляется как отказ от объективного влечения к матери и усиление идентификации с отцом. Результатом разрешения эдипова комплекса становится формирование структуры «сверх я». Которое включает социальные нормы, запреты, мораль, идеалы. Негативный эдипов комплекс характеризуется любовью к отцу и ненавистью к матери, что чревато формирование гомотенденций на более поздних стадиях развития.

  1. Латентная стадия (стадия затишья, либидо себя никак не проявляет).

    Характеризуется прерыванием сексуального развития. Энергия либидо сублимируется в игре, учении, хобби и направляется на социально-желаемые цели.

  2. Генитальная стадия отличается бурным половым созреванием. Источник конфликта – невозможность удовлетворения сильного сексуального влечения перед лицом моральных запретов, тревогой и тревогой перед давлением id (оно).

    Происходит второй выбор сексуального объекта, который находит отражение в преодолении остатков эдипова комплекса. Из-за неспособности эго или «я» справиться с давлением «оно» и «сверх я» может произойти регресс на предшествующей стадии развития.

Регрессия на оральную стадию может проявляться в таких видах нарушения как: отказ от еды (анорексия), либо чрезмерное обжорство, курение, тяга к спиртному, тяге к поцелуям, вербальная агрессия.

Регрессия на анальную стадию: не опрятность, пренебрежение к порядку или чрезмерную педантичность, излишней тяге к чистоте и порядку. Нарушения формирования характера происходят по гомосексуальному и нарциссическому типу, который проявляется в индивидуализме, самовлюбленности, в неспособности близких взаимоотношений с людьми.

Заслугой Фрейда в развитии возрастной психологии стало установление роли семьи и общества в развитии личности. Были убедительно доказаны роль общения и взаимодействия ребенка с близким взрослым, значении детства (особенно ранних периодов) для развития личности.

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

Эрпигинез – наличие целостного врожденного плана, определяющий этапы развитие.

План предусматривает поэтапность формирования психологических способностей

Э.Эриксон создал психо-аналитическую теорию об отношения я и общества, расширил предисскую концепцию и перенес ударение с оно на я

Если теория Фрейда психо-сексуальная, то у Эриксона – Психо-социальная.

Различия психоанализа и теория эриксона в трактовке развития личности.

Фрейд

Эриксон

1 В центре внимания Оно и Сверх я

2 Отношение Ребенок-общество враждебное, борьба двух миров

3 Решающая роль принадлежит сексуальности

4 Концепция замыкается парадидаме двух факторов.

1 Я и её развитие

2 Отношение личности и общества – отношения сотрудничества, обеспечивающее гармоничное развитие личности

3 признавая значение сексуальности, полагал что сексуальность не является основным источником развития

4 Предполагает более сложную систему причин, условий и факторов развития, включая активность личности и общение

Главным содержанием в развитии личности является процесс становления эгоидентичности, т.е. быть самим собой в собственных глазах и в глазах окружающих.

Развитие – процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психо-социальных кризисов.

Делит на 8 кризисов

Суть кризиса – выбор между альтернативными путями развития. Т.е. развитие может быть позитивным гармоничным или негативным с деструктивными новообразованиями.

Деструктивный сценарий – препятствие на пути формирования идентичности и сопровождается множеством проблем. Кризис осуществляется в радиусе значимых отношений.

Общество помогает в разрешении кризиса, предлагая ритуализацию

Ритуализация – устойчивый в социокультурной форме взаимодействие личности и ее социального окружения, создающее необходимые условия для благополучного разрешения кризиса.

Ритуализации:

  1. Обожествляющая. Предполагает определенную стабильность и взаимность отношений матери и ребенка. Узнавание – ранняя форма идентичности.
  2. Рассудительная. (1-3 года) предполагает стремление самостоятельности при отдалении от матери.
  3. Драмматическая. Раскрывает возможности свободного исследования и экспериментирования не угрожая переживаниям чувства вины, связанным с нарушением социальных запретов.
  4. Формальная (технологическая).

    Отвечает задачам формирования компетентности, помогая осуществить выбор между трудолюбием и чувством неполноценности.