Раскройте закономерности психологического развития личности ребенка.

БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

Тема: Расскажите о своем ребенке

Диагностические возможности.

Беседы позволят получить первое представление о ребенке.

Материал: протокол с перечнем вопросов, ручка.

Ход беседы

Психолог в индивидуальной беседе с родителями будущего первоклассника решает задачу комплексного и подробного (детального) ознакомления с той атмосферой, в которой пребывал ребенок, с особенностями его развития и уровнем предшкольной подготовки.

По результатам беседы оформляется протокол с достаточно полными, содержательными, существенными ответами родителей на вопросы психолога.

опросник

Ф. И. О. _______________________________________________

Дата рождения ________ Пол_____ Дата обследования_______

Место проведения диагностики ___________________________

1. Назовите фамилию, имя и отчество вашего ребенка.

2. Каков состав вашей семьи? Есть ли у ребенка старшие братья или сестры, которые учатся в школе?

3. Кто в основном занимается воспитанием ребенка?

4. Посещал ли ребенок детский сад (если «да», то с какого возраста, охотно ли ходил туда)?

5. Нет ли расхождений во взглядах членов семьи на воспитание?

6. Какие методы воспитания (поощрения и наказания) применяются в семье и как на них реагирует ребенок?

7. Какие игры он предпочитает – подвижные или настольные (типа конструирования), индивидуальные или коллективные, с участием других детей или взрослых?

8. Насколько он самостоятелен – умеет занять себя или постоянно требует внимания взрослых?

9. Выполняет ли какие-либо обязанности по дому?

10. Как ребенок общается со сверстниками – есть ли у него друзья и приходят ли они к нему в гости?

11. Проявляет ли он инициативу в общении или ждет, когда с ним заговорят, а может быть, и вообще уклоняется от общения?

12. Охотно ли дети принимают его в игру, часты ли конфликты?

13. Как ребенок общается со взрослыми – с членами семьи и с малознакомыми людьми?

14. Есть ли у ребенка стремление идти в школу, торопит ли он
с покупкой школьных принадлежностей или не вспоминает об этом?

15. Просит ли ребенок показать ему буквы или вообще научить чему-либо, что связано с обучением в школе?

16. Как родители готовили ребенка к школе?

17. Знает ли он буквы (все или некоторые)?

18. Умеет ли он читать, считать (в каких пределах), складывать, вычитать?

19. Есть ли у ребенка стремление идти в школу?

52 стр., 25555 слов

Проблемы социально-правовой поддержки детей в условиях школы

... как угроза национальной безопасности России. Поэтому защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, интерес к которой в правовой науке достаточно ... социально приемлемое качество их жизни. В ходе проводимых в современной России социально-экономических реформ общественное положение детей оказалось неблагополучным, а сами дети - незащищенными. Ситуация в сфере детства, ...

20. Расскажите о ребенке то, что сами считаете важным, характерным для него.

Процедура проведения.

Беседа проводится без ребенка. Желательно побеседовать с обоими родителями. Беседа должна носить как можно более доверительный, неофициальный характер, чтобы у родителей не возникало стремления представить своего ребенка «в лучшем свете».

3. Вопросы не следует зачитывать по бумажке. Записи лучше делать не во время разговора, а после ухода родителей.

Если нет возможности провести подробную беседу, можно ограничиться анкетой, которую родители заполняют письменно.

 

Билет 4

1. Назовите современные психолого-педагогические концепции образования.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Д. Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества.

Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, активность и творческий поиск. Педагогическое сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности. Уроки сотрудничества, сотворчества — это длительный процесс перестройки мышления обучаемых от схемы «услышал — запомнил — пересказал» к схеме «познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассниками) — осмыслил — сказал — запомнил».

2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте анкетирование как метод диагностики.

Анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Данный метод обладает следующими достоинствами:

— высокой оперативностью получения информации;

— возможностью организации массовых обследований;

— сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

— отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

— невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

— отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

— не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

13 стр., 6125 слов

План семинарского занятия № 7. Современная западная философия ...

... бессмысленности и абсурдности человеческого бытия пишет другой французский мыслитель _________. Остро ставит вопрос о смысле человеческого существования, его наполненности заботой о жизни человека, которая ... данное высказывание? Предложите собственный вариант. 3.4. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он ...

 

Билет 5

Раскройте закономерности психологического развития личности ребенка.

Общие закономерности психического развития.Развитие каждой психической функции, каждой формы поведения подчиняется своим особенностям, но психическое развитие в целом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сферах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза.

1. Психическое развитие протекает стадиально (циклично), имея сложную организацию во времени. Каждая возрастная стадия обладает своим темпом и ритмом, не совпадающим с темпом и ритмом времени изменяющимся в разные годы жизни. Их последовательность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого. Так, год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происходит в раннем детстве – с рождения до 3 лет.

Характеристиками стадий психического развития выступают социальная ситуация развития, основные новообразования, ведущая деятельность.

2. Для психического развития характерна неравномерность и гетерохронность. Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них как бы «идут» впереди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, которые «отставали», приобретают приоритет в развитии и создают основу для дальнейшего усложнения психической деятельности.

Например, в первые месяцы младенчества наиболее интенсивно развиваются органы чувств, а позднее на их основе формируются предметные действия. В раннем детстве действия с предметами превращаются в особый вид деятельности – предметно-манипулятивную, в ходе которой развиваются активная речь, наглядно-действенное мышление и гордость за собственные достижения.

3. «Метаморфозы» (Л.С. Выготский) – развитие не сводится к количественным изменениям, а есть цепь качественных изменений, переход от одной формы к другой (например, усвоение речи: звуки – слова — предложения).

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции – в ходе развития то, что было развито на предыдущих стадиях, либо отмирает, либо преобразуется.

5. Дифференциация и интеграция психических процессов, свойств и качеств.

Дифференциация состоит в том, что они отделяются друг от друга, превращаются в самостоятельные формы или деятельности. Так, память выделяется из восприятия и становится самостоятельной мнемической деятельностью.

6. На протяжении психического развития происходит смена детерминант-причин, которые его определяют. С одной стороны, меняется взаимосвязь биологических и социальных детерминант. С другой, становится иным и соотношение разных социальных детерминант.

7. Психика отличается пластичностью. Это дает возможность для ее изменения под влиянием каких-либо условий, усвоения различного опыта. Пластичность проявляется в виде компенсации психических или физических функция, в случае их отсутствия или недоразвития (например, при недостатке зрения, слуха, двигательных функций), или же в виде подражания как своеобразной формы ориентировки ребенка в мире специфически человеческих видов деятельности, способов общения и личных качеств путем уподобления, моделирования их в собственной деятельности.

15 стр., 7171 слов

Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, ...

... процесса;     Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, девиантное поведение, конфликтные ситуации. Особенности учебной и трудовой деятельности Подростковый возраст характеризуется ... деятельность. На определенном этапе развития в возрасте шести-семи лет у ребенка возникает особый вид деятельности -- учебная деятельность. Учебная деятельность -- это форма деятельности, в ...

Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте интервью как метод диагностики.

Интервью предусматривает заранее подготовленные вопросы, адресованные каждому конкретному испытуемому. Интервью организуется и направляется таким образом, чтобы максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего. Требования к организации интервью: проведение интервью в привычных для испытуемого условиях или в условиях, связанных с предметом опроса (домашняя или рабочая обстановка); определение достаточного количества времени; устранение или уменьшение влияния третьих лиц; формулировка вопросов, рассчитанная не на чтение, а на ситуацию беседы (разговорный стиль).

Виды интервью:

свободное интервью — проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана, определяется только тема; направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки зависят от индивидуальных особенностей того, кто проводит интервью; полученная информация не нуждается в статистической обработке; информация ценна и интересна своей уникальностью;

фокусированное интервью — его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться; формализованное интервью — строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией;

стандартизированное интервью — преобладают закрытые вопросы;

интервью с открытыми вопросами — по времени более затратная форма исследования.

 

Билет 6

1. Охарактеризуйте сущность образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте метод экспертной оценки как метод диагностики.

 

Билет 7

  1. Назовите основные аспекты культуры педагогического труда в УДО.

В понятие «культура личности» мы включаем также степень ее развития и совершенства, в том числе качества ума, характера, памяти и воображения, полученные человеком в процессе воспитания и образования

Существуют особые аспекты внутренней и внешней культуры, непосредственно относящиеся к педагогической профессии. В эти аспекты входит в первую очередь эрудиция в области педагогической теории и смежных с нею наук или отраслей знания, а также культура руководства обучением и воспитанием учащихся, в том числе культура профессиональной речи учителя и его педагогический такт.

Педагогическую культуру (ПК) мы рассматриваем как уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности. Профессиональная культура учителя, как сущностная характеристика его личности в сфере профессиональной деятельности, представляет собой системное образование (см. схему ).

Признавая глубину и обоснованность системы компонентов ПК (см. схему ), рассмотрим другую, более общую совокупность основных компонентов, включающих: аксиологический, технологический, эвристический и личностный. Рассмотрим подробно каждый из этих компонентов педагогической культуры.

 

 

Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте наблюдение как метод диагностики.

Наблюдения — это метод познания пед.явлений, основанный на целенаправленном восприятии и фиксировании диагностом явлений или процессов с одновременной первичной обработкой получаемой информации в сознании наблюдающего. Организационные этапы наблюдения: 1) выбор объекта наблюдения и установление контингента наблюдаемых лиц; 2) составление плана наблюдения, для чего определяются параметры наблюдаемых объектов, время и место наблюдения; 3) подготовка протокола наблюдения; 4) проведение наблюдения и ведения протокола; 5) оформление результатов наблюдения (группировка, классификация, подсчет полученных данных); 6) обобщение результатов наблюдения и формулирование выводов по ним (см билет 16)

 

 

Билет 8

1. Социализация: раскройте это понятие как социально-педагогическое явление.

2. Разработайте план конспекта занятия с использованием ИКТ.

 

Билет 9

1. Обоснуйте социально-педагогические характеристики воспитания как общественного явления.

2. Предложите тему и кратко опишите сценарий профилактического мероприятия.

 

Билет 10

1. Укажите существенные признаки технологичности педагогической работы.

 

 

2. Разработайте памятку для определения наличия аддикций у несовершеннолетнего.

 

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

· Нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия, голодание).

· Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).

· Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).

· Религиозный фанатизм, сектантство.

Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

 

Билет 11

1. Технологичность и творчество в социально-педагогической работе – обоснуйте взаимосвязь этих понятий.

2. Проанализируйте структуру должностной инструкции педагога дополнительного образования (Приложение 1) на наличие или отсутствие основных компонентов.

 

Билет 12

Раскройте основные этапы планирования работы педагога ДО.

Планирование работы – это педагогическое моделирование деятельности педагога дополнительного образования. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет упорядочить процессы обучения и воспитания обучающихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность, обеспечить преемственность

Годовой план работы педагога дополнительного образования является обязательным нормативным документом. Он направлен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию деятельности педагога в данном учебном году.

При составлении плана работы педагог ДО обязательно учитываются:

— план работы учреждения ДОД на текущий учебный год.

— Программа развития учреждения ДОД.

— Работа над методической темой педагога.

— Участие педагога и обучающихся в конкурсах различного уровня.

Структура плана включает:

1. Анализ результатов работы за предыдущий год. ( Оформляется отдельным документом в конце учебного года.)

2. Характеристика творческого объединения или нескольких творческих объединений, с которыми работает педагог в данном учебном году (статистические данные – сколько групп и учащихся будут заниматься в объединении в данном учебном году, указать их количество по годам обучения)

3. Цель, стратегические и тактические задачи на учебный год. (Пишутся либо общие цели и задачи в начале плана, либо цели и задачи по каждому направлению деятельности.)

4. Направления деятельности:

4.1.Учебная работа

— Организационная работа (комплектование учебных групп);

-Разработка или внесение изменений в дополнительную общеобразовательную программу;

— Подготовка документации по работе творческого объединения (списки, расписание, учебный план);

— Инструктажи по ТБ (вводный инструктаж, инструктаж по ЗОЖ, Правилам дорожного движения, Правилам противопожарной безопасности; инструктаж о правилах поведения в каникулы; инструктаж по ТБ);

— оформление учебного кабинета и т.д.

4.2.Реализация дополнительных общеобразовательных программ

— Работа объединений по расписанию;

— Участие в конкурсах различного уровня, выставки детского творчества; и т.д.

4.3.Воспитательная работа

· Направления воспитательной работы: — социальное воспитание;- гражданско-патриотическое и правовое воспитание; — здоровьесбережение; — духовно-нравственное воспитание; — организация досуга; — индивидуальная работа с обучающимис; — развитие коллектива ; — другое

4.4.Мониторинг и диагностика

· Освоение дополнительной общеобразовательной программы (диагностика ЗУН):- Проведение аттестации обучающихся:- Выполнение учебного плана;- Диагностика воспитанности;- Социальный паспорт;- Удовлетворённость детей и родителей деятельностью творческого объединения.

4.5.Методическая работа

· Учебно – методическое обеспечение- работа над усовершенствованием общеобразовательной программы; — изготовление дидактического и раздаточного материала; — наглядные пособия, изготовление образцов; — подготовка презентаций; работа над единой методической темой; — знакомство с методической литературой по теме «…………..»;- участие в работе семинаров педагогов дополнительного образования; — выступление на семинаре педагогов дополнительного образования по теме и т.д.

4.6.Работа по самообразованию

4.7.Обобщение и распространение опыта работы

4.8.Работа с родителями

4.9.Осуществление социального партнёрства

 

2.Проанализируйте структуру должностной инструкции педагога дополнительного образования (Приложение 2) на наличие или отсутствие основных компонентов

Билет 13

Проанализируйте структуру должностной инструкции педагога дополнительного образования (Приложение 2) на наличие или отсутствие основных компонентов.

 

Билет 14

1. Назовите общепедагогические подходы к организации и проведению занятий с трудными детьми.

2. Составьте «Карту педагогического наблюдения за обучающимися» соответственно характеру Вашей педагогической деятельности (по выбору).

 

Карта педагогического наблюдения

В период с ________ по________уч.год. Объединение_______________

Ф.И.О__________________________________________________________________

ПДО___________________________________________________________________

Содержание наблюдений сентябрь   октябрь   ноябрь и       до май
1 Освоение программы                  
1.1Хорошее   + +            
1.2Удовлетворительное +                
2 Взаимоотношение со сверстниками                  
2.1 Хорошее + + +            
2.2 Удовлетворительное                  
3 Взаимоотношение со взрослыми                  
3.1Хорошее + + +            
3.2 Удовлетворительное                  
4 Проектная деятельность нет нет да            
и так далее                  

 

Билет 15

1. Раскройте специфику социально-педагогической работы с неформальными группами в детско-юношеской среде.

 

 

2. Составьте «Карту педагогического наблюдения за обучающимися» соответственно характеру Вашей педагогической деятельности (по выбору).

 

Карта педагогического наблюдения

В период с ________ по________уч.год. Объединение_______________

Ф.И.О__________________________________________________________________

ПДО___________________________________________________________________

Содержание наблюдений сентябрь   октябрь   ноябрь и       до май
1 Освоение программы                  
1.1Хорошее   + +            
1.2Удовлетворительное +                
2 Взаимоотношение со сверстниками                  
2.1 Хорошее + + +            
2.2 Удовлетворительное                  
3 Взаимоотношение со взрослыми                  
3.1Хорошее + + +            
3.2 Удовлетворительное                  
4 Проектная деятельность нет нет да            
и так далее                  

 

Билет 16

1. Обоснуйте учёт психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности детей в работе педагога дополнительного образования.

 

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать веред, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников:младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольпый возраст (3-5 лет), дошкольный возрост (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

 

2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте наблюдение как метод диагностики.

Наблюдение — целеустремленный и планомерный сбор информации с последующей систематизацией фактов и формулированием выводов. Изучение естественного поведения — одно из достоинств метода наблюдения. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, т.е. в естественной для ребенка ситуации. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, опрятность в одежде, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного развития. Такая информация становится основанием для его последующего углубленного изучения. Существенными недостатками метода наблюдения являются: 1) его длительность; 2) субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения от профессионализма специалиста; 3) невозможность статистической обработки результатов.
Данные недостатки можно существенно нейтрализовать при сохранении достоинств метода, если сделать наблюдение формализованным, включив его в стандартизированную методику изучения психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей. В результате все обследуемые наблюдаются по заранее определенному набору признаков, степень выраженности которых оценивается определенным количественным показателем. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений, исключается субъективность, может быть достигнуто единство качественного и количественного анализов фактов.

Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов — контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т.д. Педагог может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение).

Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное; условий организации — открытое и скрытое; места проведения — полевое и лабораторное; регулярности проведения — систематическое и случайное.

Пример, учитель встает в дверях и смотрит на реакцию ребенка. (дальше рассказываем по Гурьяновой)

 

Билет 17

1. Покажите на примере реализацию воспитательных, образовательных, развивающих задач в дополнительном образовании в области социально-педагогической деятельности.

2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте беседу как метод диагностики

Беседа — получение педагогом информации об особенностях развития ребенка в результате обсуждения их с родителями (педагогами).

Часто инициаторами беседы в рамках обследования выступают сами родители или педагоги, обращаясь к педагогу за консультативной помощью. Цель беседы — обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего обследования ребенка.

По назначению выделяются беседы: 1) вводные, или организующие; 2) сообщения новых знаний; 3) синтезирующие, или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные.

1.Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

2.Беседа-сообщение (объяснительная) бывает: катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов); сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы).

Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В начальной школе используются все виды бесед. Учителя все чаще вводят сложные эвристические (открывающие) беседы, побуждающие детей самостоятельно размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы они приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.

3.Синтезирующие, итоговые, или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у школьников знаний.

4. Контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учеников знания

 

Билет 18

1. Приведите примеры использования каникулярного времени детей как социально-педагогической компоненты деятельности учреждений дополнительного образования детей.

 

Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Период каникул даёт возможность педагогам создать необходимые условия и благоприятный психологический климат для удовлетворения потребностей детей и подростков в свободном общении со сверстниками, самовыражения и самореализации личности ребенка в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Каникулы позволяют педагогам войти в самый непосредственный контакт с миром ребенка. И если не сформировать, то заложить в нем основы здоровой нравственности. Умелое сочетание педагогического руководства и детской инициативы позволяет строить деятельность в период каникул на творческой основе, использовать новые формы работы с детьми. Летняя программа позволяет развить индивидуальные творческие способности школьников, исполнительность, артистизм, она позволяет детям получить дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, музыке, рисованию) путём игровой деятельности.

Игровая деятельность – одна из наиболее эффективных форм развития творческих способностей, способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

Основные формы работы:

•Конкурсы (интеллектуальные, спортивные, музыкальные, декоративно – прикладного творчества и развлекательные)

•Викторины

•Игры – путешествия

•Подвижные игры

•Сюжетно – ролевые игры

•Интеллектуальные игры

•Игровые посиделки

 

Одной из проблем современной жизни является занятость детей в каникулярное время. Организация досуга — традиционное направление деятельности учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей.

Существуют проблемы побуждающие искать новые подходы к организации свободного времени детей:

1. Детская безнадзорность в каникулярное время оборачивается многочисленными проблемами: это травматизм на дорогах и улицах, пожары в результате детской шалости, всплеск правонарушений.

2. Духовный дефицит, разрушение идеалов и ценностей, пессимизм, нарастающие в молодежной среде, агрессия рекламной антикультуры, рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений свободного образа жизни.

3. Основное занятие детей во время каникул – компьютерные игры, часто носящие агрессивный характер, что не лучшим образом сказывается на формировании личности. Также не будем забывать о том, что длительное пребывание за компьютером угрожает здоровью детей.

 

2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте анкетирование как метод диагностики.

 

Анкетирование представляет собой методический прием получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования учитель получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников.

Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).

Достоинствами анкет являются:

· Массовость обследования

· Большая скорость сбора информации

· Легкость обработки результатов

· Возможность применения статистических методов.

К недостаткам следует отнести следующие:

· Анкетирование не учитывает различное понимание вопросов школьниками

· Объективность ответов не всегда высокая, так как учащиеся могут недобросовестно отнестись к ответу.

· Жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей опрашиваемых и заставить ответить не то, что они думают в действительности.

 

А Н К Е Т А

«Удовлетворённость учащихся процессом и результатом обучения»

1.Учитель справедливо выставляет оценки.

2. В душе учителя есть мой уголок.

3.Я доверяю учителю и готов открыть ему свои секреты.

4.Я делаю домашние задания по этому предмету с удовольствием.

5. Мне интересно на уроках этого учителя.

6.Я выполняю творческие задания по этому предмету с удовольствием.

7. Если я устаю на уроках этого учителя, то это приятная усталость.

8. У меня достаточно высокая работоспособность на этом уроке.

9.Полезен ли этот предмет для тебя?

10. Всё ли ты понимаешь на уроках по этому предмету ?

11. Хотел бы ты после окончания школы заниматься этим предметом?

 

 

Билет 19

1. Приведите примеры инновационных технологий в сфере дополнительного образования.

2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте интервью как метод диагностики.

 

Интервью — планомерные действия с определенной научной целью, в ходе которых испытуемый должен быть подвигнут к сообщению вербальной информации с помощью ряда целевых вопросов или вербальных стимулов.

Интервью— способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Интервью бывают свободные, не регламентированные темой и формой беседы, и стандартизированные по форме близкие к анкете, с закрытыми вопросами. При помощи интервью можно получить представление о результативности какого-то важного для педагога дела, насколько глубоко поняли ребята суть того или иного дела, явления, процесса и т.д. Лучше, если ответы респондентов не будут стенографироваться на его глазах, а будут воспроизводится позже по памяти. Во всех опросных методах не следует допускать перекоса, смахивающего на допрос.

 

Билет 20

1. Раскройте кратко проблему познавательного интереса как актуальную проблему психолого-педагогической науки.

2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте метод экспертной оценки как метод диагностики.

 

Билет 21

1. Приведите примеры педагогического мониторинга в работе педагога дополнительного образования

 

Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. (А.Н. Майоров)

Примеры педагогического мониторинга:

· дидактический /отслеживание различных сторон учебно — воспитательного процесса/,

· воспитательный /слежение за различными сторонами воспитательного процесса/,

· управленческий /отслеживание характера взаимоотношений на различных уровнях: руководитель- педагогический коллектив, руководитель-родители, руководитель- внешняя среда/, · социально- психологический: отслеживание должностных отношений, психологической атмосферы педагогического коллектива, родителей, детей,

· медицинский /отслеживание состояния здоровья детей, использование здоровьесберегающих технологий/.

Педагогический мониторинг включает следующие направления: · диагностика учебно- программной документации, · диагностика эффективности эффективности педагогической деятельности, · диагностика уровня образования учащихся, · диагностика развития личности учащихся .

Способы мониторинга: · текущее наблюдение, · тестирование, · анализ результатов учебной деятельности, · оценка и самооценка и т. д.

Этапы мониторинга: · стартовая диагностика /обзор первичной информации/, · прогнозирование /описание ожидаемых результатов/, · промежуточная диагностика, · коррекция /разработка и внедрение коррекционных мероприятий/, · итоговая диагностика, · оценка результатов.

Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития .
Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. Однако опыт показывает, что все эти формы традиционного мониторинга сегодня становятся недостаточно эффективными.
Современная система образования многообразна и сложна, она непрерывно изменяется, в ней преобладают процессы саморазвития личности. В данной связи она испытывает потребность в универсальных критериях для оценки своего состояния. Одним из таких критериев является качество образования. Это мера соответствия между эталонными, определенными государством образовательными уровнями – цензами, с тем, что есть на самом деле, что является итогом обучения и воспитания. Примером таких цензов являются стандарты образования, которые призваны задавать структурный и содержательный минимум, и различные средства констатации достижения обучающимися этого минимума (в образовательной школе – это единый государственный экзамен, в дополнительном образовании – аттестация.

Это анкета для общеобразовательной школы, но ее можно применить и к ДО

А Н К Е Т А

«Удовлетворённость учащихся процессом и результатом обучения»

1.Учитель справедливо выставляет оценки.

2. В душе учителя есть мой уголок.

3.Я доверяю учителю и готов открыть ему свои секреты.

4.Я делаю домашние задания по этому предмету с удовольствием.

5. Мне интересно на уроках этого учителя.

6.Я выполняю творческие задания по этому предмету с удовольствием.

7. Если я устаю на уроках этого учителя, то это приятная усталость.

8. У меня достаточно высокая работоспособность на этом уроке.

9.Полезен ли этот предмет для тебя?

10. Всё ли ты понимаешь на уроках по этому предмету ?

11. Хотел бы ты после окончания школы заниматься этим предметом?

 

2. Приведите пример (критерий – по выбору) и охарактеризуйте педагогическое наблюдение как метод диагностики.

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства).

Показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.

4. Естественность — наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.

5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.

6. Объективность – учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение – метод трудоемкий Существуют разновидности метода наблюдения в зависимости от: степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое; степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное; условий организации — открытое и скрытое; места проведения — полевое и лабораторное; регулярности проведения — систематическое и случайное.

Пример, учитель встает в дверях и смотрит на реакцию ребенка. (дальше рассказываем по Гурьяновой)

Билет 22

1. Охарактеризуйте диагностическую систему педагога дополнительного образования

 

 

Диагностика – один из важных разделов любой образовательной программы.

Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.

Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся.

Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.

Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим направлениям, например:

  • Мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса учащихся;
  • Уровень воспитанности;
  • Уровень творческих способностей;
  • Отношение к трудовой деятельности.

Цель первичной диагностики — определение уровня мотивации, подготовленности и развитости детей в начале обучения.

Цель промежуточного диагностирования: определить степень усвоения детьми учебного материала, оценить динамику развития и рост мастерства учащихся на данном этапе.

Цель проведения итогового этапа диагностики:

Определить степень достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение.

Для определения динамики развития и роста мастерства учащихся проводится анализ результатов по показателям диагностики, зафиксированным в таблице «Результаты диагностического контроля»

Это позволяет сделать вывод о степени результативности образовательной программы, выявить одаренных детей и разработать для них индивидуальный образовательный маршрут с целью достижения высоких результатов в данном направлении, помочь в профессиональном самоопределении.

 

2. Разработайте план конспекта занятия с использованием ИКТ.

 

Билет 23

1. Раскройте кратко суть проблемы творчества и творческой индивидуальности: генезис и современность.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.

ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ проявление уникального комплекса свойств, обеспечивающих внутреннюю целостность, активность и относительную самостоятельность личности в процессе воплощения оригинальных продуктов деятельности человеческого сознания в форме вещей или социальных знаков. Именно Т.И., используя действия бессознательных сил, определяет реакцию человека на воздействие ситуации, избирательность в восприятии и творческую активность в жизненных проявлениях. Т.И. может быть предъявлена, если она, во-первых, в той или иной форме осмыслена человеком как таковая; во-вторых, есть определенные средства, позволяющие ее выразить; в-третьих, созданы условия, в которых проявление Т.И. возможно и, более того, необходимо.

Генезис гр. – происхождение) – так называется весь процесс происхождения (возникновения), образования, становления и изменений развивающегося явления: человеческого рода, таланта, взглядов, слов и т.д. Генезис – это процесс изменения в его динамике. Так называлась Книга бытия – первая книга Моисея о начале, зарождении, образовании человеческого рода на Земле.

греч. genesis — происхождение, становление) — происхождение, возникновение, развитие (напр., биогенезис — возникновение или развитие жизни); процесс образования и становления развивающегося явления.

2. Предложите тему и кратко опишпте сценарий профелактического мероприятия профелактическое мероприятие например профилактика курения; наркомании; алкоголизма и т.д.

Цель:Профилактика табакокурения как вредной привычки.

Задачи: 1. Дать знания о вреде, который наносит здоровью никотин.

2.Развивать самосознание, ответственное отношение к своему здоровью.

3.Воспитывать желание вести здоровый образ жизни, беречь своё здоровье.

Ход беседы.

3. 1.Вступительное слово ведущего.

4. 2.Рассказ о вреде курения.

5. 3.Обсуждение услышанного.

6. 4. Принятие антитабачной хартии.

7. 5. Изготовление листовок «Мы против курения!»

8. 6.Подведение итогов.

 

Билет 24

1. Охарактеризуйте особенности социально-педагогической деятельности с дошкольниками, младшими школьниками, подростками.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

В возрасте от 1 до 7 лет значительное влияние на формирование привычек ребенка, его жизненных установок и будущего стиля жизни оказывают родители. Поэтому деятельность социального педагога строится, в первую очередь, с семьей ребенка (с его родителями), а также с самим ребенком.

Работа с ребенком нацелена на:

  1. формирование у младшего школьника потребности в обучении, так как если ребенок склонен к употреблению спиртных напитков, то, как правило, бывают серьезные проблемы с успеваемостью в школе и нежеланием учиться;
  2. формирование и развитие качеств личности, таких как сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного отношения к действительности, объективно препятствующего алкогольным интересам, стремлениям, склонностям.

Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрация, сюжетно-ролевая игра.

Подростки

В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают свое влияние на ребенка, и все большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем чем ниже социальный статус подростка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального педагога в этом возрасте – это работа с группой

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией, где социальный педагог выступает в роли арбитра; деловая игра; экскурсия; беседа. Методы, которые запугивают детей, применять нецелесообразно;

2) организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска.. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе.

Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлечения подростка и помочь ему организовать содержательный досуг.

В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков коллективные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и др.;

 

 

2. Разработайте памятку для определения наличия аддикций у несовершеннолетнего

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

· Нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия, голодание).

· Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).

· Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).

· Религиозный фанатизм, сектантство.

Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

 

Билет 25

1. Охарактеризуйте понятие и сущность профилактической работы с детьми из группы риска с позиции педагога дополнительного образования.

Дети «группы риска» — это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Под понятием дети ««группы риска»» следует подразумевать следующие категории детей:

— дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

— дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

— дети из «неблагополучных», асоциальных семей;

-дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

— дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Деятельность педагога с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными товарищами и приятелями. В работу педагога, которую он проводит с детьми «группы риска» входит и его совместная деятельность с учителями ребёнка – они могут дать ценную информацию о познавательной активности ребёнка, о его успехах в учебной деятельности. В деятельность педагога с детьми «группы риска» обязательно должна входить работа с семьёй ребёнка. Педагог, организовывая социально-психологическое сопровождение детей «группы риска», должен не только создавать атмосферу доверительности отношений «социальный педагог – ребёнок», но и подключать к процессу работы с детьми все субъекты государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы образования, здравоохранения и т.д.).

 

2. Проанализируйте структуру должностной инструкции педагога дополнительного образования (Приложение 1) на наличие или отсутствие основных компонентов.