Благополучные семьи – успешно справляются со своими ф-циями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, они быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают з-чи его восп- я и об-я. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной п-щи . Семьи группы риска – хар-ся наличием некоторого отклонения от норм(неполные семьи, малообеспеченные).
Они справляются с з-чами восп-я с большим напряжением своих сил, поэтому соц. пед-гу необходимо наблюдать за состоянием семьи, и в случае необходимости предложить свою помощь.(направ –я работы: выявление таких семей; оказание юридической п-щи — консультации защита прав малоимущих; организация досуга и отдыха детей; оказание п-щи в трудоустройстве; трудоустройство несов-х; создание спец. фондов).
Неблагополучные семьи – имеют низкий соц статус и не справляются с возложенными на них ф-циями. (1. Семьи с низким матер. достатком,2. Конфликтные, 3. Аморальные, 4. Асоциальные5. Семьи в кот. нарушены детско-род-е отн-я. 6. педагогически несостоятельная).
Тех-я включает три ур-ня: 1. Диагностический (сбор инф-ции; анализ инф-ции; постановка соц. диагноза. Этич. пр-пы: конфиденциальность, соблюдение этических норм, открытость, невмешательство; Диагностические методы: наблюдение; беседы и равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану; анкеты ; тесты .)2. Профил-кий ур- нь. (деятельность строится на принципе предоставления достоверной информации, использовании комплекса превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи и предотвращении проблем во взаимоотношении детей и родителей.3. реабилитационный ур-нь(вкл-т 3 подуровня : 1. Инд. ур-нь – консультирование, телефонное консультирование, метод письмо обращение, соц. патронаж. 2. Гр.ур-нь – беседа ,лекция, диспут, дискуссия, собрание. 3. Общинный(коллективный) ур-нь – цель : анимация, оживление жизненного пространства людей- леции, дискуссии, организация массовых акций(субботники, праздники).
Асоцциальные семьи – это те семьи, кот. восп-ем детей не занимаются, дети оказываются бездомными, полуголодными отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа соц. пед-га с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.
Алгоритм изуч-я семьи: 1.состав семьи, структуру (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, разведены и т.д.); 2.жилищно-бытовые условия;3. материальную обеспеченность; 4. воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный); 5.характер взаимоотношений в семье: между взрослыми членами семьи ;между другими членами семьи и ребенком ;позицию ребенка в семье отношение ребенка к родителям.
Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...
... Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: ИЦ Академия, 2009 Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, социальные аспекты реабилитации и адаптации инвалидов освящены ... глоссарий, список использованной литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ 1.1 Детская инвалидность и ее отражение в ...
Кризисная интервенция – оказание п-щи в кризисной ситуации. Задача соц. пед-га – путем оказания эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события и мобилизовать усилия на преодоление кризиса. Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психологического дискомфорта. П-щь должна быть комплексной широкой по охвату проблем и участников событий. Соц пед-г выступает посредником между семьей и специалистами. Семья может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающих тренингов, целью кот. явл. улучшение общения между членами семьи.
12.Пед. Тех-гия: состав и стр-ра, класс-ция соц-пед тех-й
Пед. тех-я — упорядоченная с-ма действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению пед. целей.(Левитес).
П.т. – проект определенной пед. с-мы, реализуемой на практике.(Беспалько).
Впервые понятие тех-я появилась на рубеже 1940-1950гг. и было связано с исп-ем в пед. пр-се ТСО.
Этапы эволюции: 1.) 40- 50 г.20в. внедрение ТСО в учебный пр-с. 2.) 50-60г. 20 в. – развитие программированного об-я, распространение ср-в обратной связи. 3.) 70-е г.20 в. – управление учебным пр-сом на основе предварительного пректирования. Разработка целого ряда предметно ориентированных тех-й. 4.) 80-е г. 20 в. – развитие стахостичского(вероятностного) подхода в образовании, напр-го на технологизацию развиващей пед. среды.
В методиках прописывается деятельность учителя на уроке, м-ки имеют мягкий рекомендательных характер, возможности тиражирования м-ки ограниченные, м-ки строятся на традициях , интуиции личностных качествах учителя. В тех-ях прописывается д-ть учащихся, тех-и жестко предписывают опред. Последовательность действий, тех-ю может воспроизвести любой учитель, тех- и строятся на научных основах. М-ка отвечает на три вопроса: зачем, чему и как учить, а тех-я – как учить.
Развитие мнемических процессов детей младшего школьного возраста ...
... сознательного опыта. Работу механизмов сознания, осознаваемые и неосознаваемые эффекты понимания, осуществление моторных программ, эффекты научения и, в целом, развитие человека в ... характеристики памяти младших школьников; ) проанализировать полученные результаты; ) разработать рекомендации для учителя и родителей. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: ...
Критерии технологичности: по Беспалько:1. Посредствам технологии в практическом преподавании к минимуму сводятся пед. экспромты при п-щи предварительного проектирования учебно-восп-го пр-са. 2. В отличии от методических поурочных разработок, предназначенных для учителя, тех-я предлогает проект образовательного процесса. 3. Пр-с целеобразования рассм-ся в двух аспектах:1) диагностического целеобразованя и объективного контроля качества усвоения учащимисяучеб. Материала. 2) развитие личности в целом. 4. Принцип структурной и содержательной целостности всего учебно-воспитательного пр-са. По Левитес: 1. Диагностическое целеобразование и результативность. 2. Экономичность3. Корректируемость.
Классификация: по степени обобщенности: макротехнологии, микротехноглогии; по содержанию: предметно ориентированные и личностно ориентированные; По уровню субъективности исполнителя: производственные, социальные или проблемные, гуманитарные или творческие, стохастические. По деятельностным характеристикам: традиционные и современные образовательные технологии.
13.
Тех-я планирования соц-пед работы уо.
Важным компонентом, определяющим деятельность соц.пед-га в УО, явл. пр-с планирования собственной работы. Сложность этого процесса заулючается в том, что он требуе от специалиста творческого подхода, пед. интуиции и активного включения в жизнедеятельность коллектива УО, а с другой стороны ограничен определенными рамками должностных обязанностей.
Влияние коммуникативных качеств подростка на социометрический статус в группе
... школьника. Существенное влияние на поведение начинают оказывать нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему ... получают выборы от высокостатусных старшеклассников, а значит, становятся малоизбираемыми в социометрическом плане именно из-за лидеров. Полное игнорирование низкостатусных учащихся говорит не ...
Осн. документация соц пед-га: 1. Аналитический отчет о работе за прошедший год.» план работы СППС на учебный год.3 план работы СППС на месяц.4 соц пед хар-ка УО (соц паспорт, паспорт микрорайона)5. Соц пед хар-ка учебных групп, классов.6. картотека соц. пед-га., 7. Учет воспитанников, обучающихся , их родителей.8 график работы соц. пед-га. 9. Ж-л учета консультаций обучающихся , родителей педагогов.
Аналитический отчет о проделанной работе за год является одним из критериев оценки деятельности социального педагога. В ходе написания аналитического отчета необходимо проанализировать, что удалось, что требует особой доработки, на какие аспекты собственной деятельности необходимо обратить внимание в новом учебном году. Таким образом, отчет социального педагога о проделанной работе за год – это не статистическая справка, это, прежде всего анализ деятельности.( Стр-ра: Задачи, Успешность выполнения поставленных задач; Причины невыполнения некоторых из поставленных задач; Основные направления воспитательно-профилактической работы;Работа с учащимися; Работа с родителями учащихся; Результативность работы с педагогическим коллективом.; Результативность работы с другими учебно-воспитательными учреждениями, с государственными и общественными организациями.; Подведение итогов;Определение задач на новый учебный год.)
Годовой план выстраивается на основе анализа прошлого и с учетом настоящего анализа дел, он может иметь следующую структуру: Аналитическую записку (состояние социальной жизни учащихся, наиболее актуальные проблемы, социальные группы детей)Цели и задачи работы .Планирование по разделам (перечисление мероприятий, которые должны обеспечивать выполнение поставленных задач, сроки их проведения, должностные лица, совместно с которыми решаются эти задачи).
Исходя из годового планирования, составляется план работы на месяц или четверть, где конкретизируются, развиваются, детализируются соответствующие пункты годового планирования, устанавливаются точные временные рамки. В план работы на месяц (четверть) могут вноситься новые мероприятия, формы работы, которые не планировались в перспективе.
Еженедельное планирование работы: Дата, Время, Работа с учащимися, Работа с родителями, Работа с педагогами,Организационно-методическая работа
Учащиеся и семьи, находящиеся в социально опасном положении, должны посещаться на дому не реже одного раза в месяц. Поэтому социальным педагогом, совместно с классным руководителем и инспектором ИДН должен быть составлен график посещений учащихся: Дата, посещения Ф.И. учащегося, Класс, Домашний адрес ,Состав комиссии (не менее 3 человек).
Журнал учета индивидуальных консультаций: дата, Ф.И.О., Категория клиента (родитель, ученик, педагог), Проблема, причина обращения, Примечание.
14.Группа сверстников как фактор социализации личности
Группа свертников — это объединение не обязательно одногодков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, но объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других сверстников какими-либо признаками обособления.
Коррекционная работа с подростками Подростки « группы риска»
... отношений со сверстниками может быть проявлением аномального развития личности. Говоря о «группе риска» среди ... на их систему отношений с другими людьми и отношение к себе. Дебюты психических ... специфических расстройств мышления и других психических функций. Они описаны в литературе и ... операционализирован для применения в конкретной диагностической работе. Как критерии нормы/аномалии психического и лич ...
В группе выделяется лидер. Может быть несколько лидеров: деловой, эмоциональный, интеллектуальный. Другие роли — фаворит лидера, шестерка и др. В группе может быть роль «козла отпущения». Ему достается за все и за всех. Ну и, наконец, бывает, что в группе существует роль «паршивой овцы». Такого человека никто всерьез не принимает, и его могут даже не защитить, он просто ходит за группой, а его не просто терпят, но и третируют как угодно.
Характеристика состава групп сверстников включает такие признаки, как возраст, пол, социальный состав).
Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон).
По юридическому статусу и месту в социальной системе группы сверстников делятся на официальные, т. е. признанные обществом, и неофициальные, существующие как бы сами по себе.
По социально-психологическому статусу они делятся на группы принадлежности, в которых человек состоит реально (школьный класс, спортивная секция, клуб или дружеская компания), и референтные группы, к которым человек не принадлежит, но на которые мысленно ориентируется и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.
По степени стабильности, — быть постоянными, временными, ситуативными.
По пространственной локализации они могут быть дворовыми, квартальными, функционировать в рамках какого-либо учреждения (школа, клуб, бар).
По типу лидерства и (или) руководства они могут быть демократическими или авторитарными.
По ценностной направленности группы могут быть просоциальными (социально положительными), асоциальными (социально нейтральными) и антисоциальными.
Социализирующие функции группы сверстников.
Организация экспериментального исследования самооценки детей ...
... фишками свое место с позиции окружающих его людей: сверстников (одногруппников), воспитателя и мамы. Методика позволяет определить высоту самооценки детей, ее устойчивость или противоречивость, а также ... адекватность самооценки детей старшего до-школьного возраста зависит от типа детско-родительских отношений, стиля педагогической деятельности и положения в коллективе сверстников. Для реализации ...
1., группа приобщает своих членов к культуре данного общества, научая поведению, соответствующему этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности членов группы.
2. в группе сверстников осуществляется научение полоролевому поведению. Это происходит через предъявление образцов поведения, ожидаемых от мальчиков и девочек, юношей и девушек, приличествующих с точки зрения сверстников в том или ином возрасте, а также с помощью негативных санкций по отношению к неодобряемому полоролевому поведению.
3, группа сверстников играет важную роль в процессе автономизации детей и особенно подростков и юношей от взрослых вообще и от родительского влияния в частности.
4, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры.
5. группа сверстников создает благоприятные или неблагоприятные условия, стимулирует или тормозит решение детьми, подростками, юношами возрастных задач — развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, — определяет содержательную сторону решений этих задач.
15. Воспитательные организации и их социализирующие функции
Воспитательные организации — специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения.
Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по ряду относительно автономных параметров.
По принципу вхождения человека в воспитательную организацию можно выделить обязательные (школы), добровольные (клубы, детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спецучреждения для детей с антисоциальным поведением, психическими и иными аномалиями).
По юридическому статусу воспитательные организации могут быть государственными, общественными, коммерческими, конфессиональными, частными.
По ведомственной принадлежности — это организации Министерства образования, других министерств (здравоохранения, обороны, труда и социальной защиты и т. д.), профсоюзов, спортивных союзов; по уровню подчиненности — федеральные, региональные, муниципальные.
По степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные, закрытые (спецучреждения).
По длительности функционирования — постоянные и временные (например, функционирующие во время каникул).
По половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разнополые, разновозрастные.
Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества.
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного ...
... Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе. ... работы 47 Заключение 50 Список литературы 52 Введение Одной из задач воспитания детей старшего дошкольного возраста является подготовка к обучению в школе. За более ...
16 Религиозные организации.
Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим — после семьи — фактором.
В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.
В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций.
Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам.
Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам
Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии.
Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.
Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.
И наконец, воспитательная функция — религиозное воспитание человека.
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучителъным принципам определенной конфессии (вероисповедания).
Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных — средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных — воскресных школ, кружков и др.), в ряде стран — преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.).
Социальные проблемы воспитания детей, лишенных родительского попечения
... деятельности ребенка со взрослым, а также малой сенсорной и социальной стимуляции в подобных учреждениях. К мнению о разнообразии и сложности причин, обуславливающих роль матери в воспитании детей, ... функции неблагоприятно сказывается на развитии ранних форм мышления, на контактах ребенка с окружающими людьми, т.е. во всех сферах психического развития. Обеднелость чувственной сферы ведет ...
Выделяют два уровня религиозного воспитания — рациональный и мистический (Т.В. Склярова).
Рациональный уровень включает в себя три основных компонента — информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент — это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный — научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный — участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфику в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяют следующие моменты — подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.
Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья — наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения.
17.Социально-педагогическая профилактика нарушения процесса адаптации
Адаптивность у разных людей различна. Она отражает уровень как врожденных, так и приобретенных качеств индивида.
Факторы, влияющие на уровень и возможности к адаптации:
— генетические особенности человека (обмен веществ, различие биохимических реакций, разные типы реагирования);
— физическое здоровье человека; 3) его психический статус; 4) качества и черты личности, заложенные средой воспитания; 5) условия социальной среды, в которой находится человек.
Равновесие между внутренними (биологическими) и внешними (социальными) условиями обеспечивает нормальный ход развития человека и его адаптацию.
Показатели низкого уровня адаптационных возможностей ребенка к школе:
— отклонение в психофизическом развитии и здоровье;
— недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе (нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации,.);
-несформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности ( Социальные предпосылки детской и подростковой дезадаптации:
— нарушение экологического равновесия в окружающей среде;
— ослабление репродуктивного здоровья девочек, рост числа женских заболеваний;
+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант
... детьми, так как взрослым детям родители становятся не нужны; с изменением общего состояния здоровья. Типы социальной адаптации к старости Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующими методами и технологиями. При социальной адаптации пожилой человек ...
— рост алкоголизма, наркомании;
— низкая культура семейного воспитания и кризис современной семьи;
— незащищенность отдельных групп населения (безработные, эмигранты, беженцы, лица, подвергшиеся воздействиям катастроф, войн и т.д.);
— недостатки в медицинском обслуживании;
— несовершенная система дошкольного воспитания, перегруженность, неадаптированность к ребенку школьных программ.
Дезадаптация — срыв адаптационных возможностей. Задача педагога организовать условия профилактики адаптационных нарушений у детей в образовательном пространстве. Если же дезадаптация возникла, необходимо организовывать условия коррекции через компенсацию недостатков в развитии.
Условия предупреждения и преодоления функциональных нарушений:
— раннее диагностирование и вмешательство в ход аномального развития;
— комплексный подход к коррекции;
— адекватное обучение и воспитание;
— повышение общего культурного развития и профилактическая работа с семьей;
— специальная работа по развитию, формированию высших психических функций и личности ребенка.
Поступление ребенка в школу является переломным моментом его социализации. Совпадая по времени с возрастным кризисом развития, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей.
Адаптация школьная (от лат. adaptio — приспособлять) — это процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному усвоению картины мира Школьной дезадаптацией следует называть только те нарушения, которые возникают у ребенка под влиянием самой школы, связанные прямо или косвенно с обучением, учебной деятельностью, выполнением учебных заданий.
Уровни школьной дезадаптации:
1. Педагогический — связан с проблемами ребенка в учебной деятельности. Он более очевиден для педагога. 1 этап — трудности в учении; 2 этап — пробелы в знаниях; 3 этап — отставание в освоении образовательного материала по одному или нескольким предметам; 4 этап — неуспеваемость частичная или общая; 5 этап — разрыв личностно значимых взаимоотношений.
2. Психологический — непосредственно проявляющийся в формировании характера, жизненных установок, направленности личности в целом на его социализацию (тревожность, незащищенность, пассивность, негативные способы психологической защиты — протест, конфликты и др., патология характера, социальная дезадаптация).
3. Физиологический — проявляется во влиянии школьных проблем на здоовье ребенка. Длительное пребывание организма в состоянии острого, хронического напряжения способствует ослаблению функций или повреждению его структур (возникновению болезни) (В.П. Казначеев).
Педагогические факторы, приводящие к школьной дезадаптации:
— несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей;
— несоответствие темпа учебной работы возможностям детей;
— экстенсивный характер учебных нагрузок;
— преобладание отрицательной оценочной стимуляции;
— конфликтные отношения в семье, возникающие на основе школьной неуспешности;
— несоответствие организации образовательного процесса нейрофизиологическим особенностям каждого ребенка;
— неверное педагогическое взаимодействие в педагогическом процессе.
— стрессовая тактика авторитарной педагогики;
— раннее начало дошкольного систематического обучения;
— несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
— недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития ребенка и охраны его здоровья;
18. Средства массовой информации как социокультурная среда воспитания
О развитии средств коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.
Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуникации — устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в XVII в. — газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный этап — изобретены радио, телефон, кино, грамзапись. В XX в. темпы «размножения» нарастают лавинообразно — широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь. Причем к концу XX в. на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.
. Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах. Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками
Большую роль играют СМК в развитии человека.Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку.
С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Это действительно имело и имеет место, но надо понимать, что слушают радио, смотрят кинофильмы и телепередачи огромные массы людей, которые совсем не обязательно стали бы читателями. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно..
Особую роль в стихийной социализации подрастающих поколений играют компьютерные сети. Работа с компьютером, с одной стороны, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, порождению и реализации новых форм символического опыта, развитию процессов воображения, интенсификации изучения иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. Но, с другой стороны, она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети, способствуя сужению интересов, уходу от реальности, поглощенности компьютерными играми, социальной изоляции, ослаблению эмоциональных реакций и другим негативным эффектам (Ю.О. Бабаева, А.Е. Войскунский)..
19. Понятие норма и отклонение от нормы в социальной педагогике
Понятие «норма» широко используется в ряде отраслей научного знания :медицине, психологии, социологии, криминологии. Вместе с тем, четкого однозначного определения «нормы» не возможно дать, так как в различных отраслях знания содержательное наполнение данной категории будет различным. (Нормальное здоровье и ненормальное; нормальное психическое развитие и ненормальное и т.д.; нравственная норма)
Словарь Ожегова: Норма – узаконенное установление, признанный обязательный порядок, строй чего-либо (нормы поведения); установленная мера, средняя величина чего-либо.
Норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель.
В медицине, психологии, педагогики, социологии имеются свои параметры, характеристики нормы.
Тогда все, что соответствует норме, представляется обычным является и нормальным.
То, что не соответствует норме – характеризуется через такое понятие как «отклонение».
Для социальной педагогики и социальной работы понятия «нормы» и «отклонения» представляются весьма важными, так как они в значительной степени отражают процессы развития, жизнедеятельности, функционирования человека. (Например: инвалид, правонарушитель и т.д.)
Отклонения могут носить как отрицательный, так и позитивный характер (умственная отсталость и гениальность).
Отклонения от нормы условно делят на следующие виды:
физические отклонения от нормы ( связаны со здоровьем человека и определяются, как правило по медицинским показателям . К отклонениям в физическом развитии относят болезнь, нарушение зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Психические отклонения (связаны с умственным развитием человека, его психическими недостатками).
К ним относят нарушения речи, эмоционально-волевой сферы.
Социальные отклонения ( связаны с нарушением социальной нормы. Социальная норма – обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества (Клейберг,1997).
Основными функциями социальной нормы выступают: ориентационная, регулирующая, информационная, корректирующая. В разных культурах, системах ценностей понятие социальной нормы различно. То , что для одного общества является нормой в другом будет восприниматься как отклонение.
Социальные нормы делятся на две группы: 1) универсальные, распространяющиеся на каждого человека в обществе (соблюдение законов); 2) частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (профессиональная этика педагога, врача, нормы семейных взаимоотношений ).
Социальные нормы можно группировать и по другим признакам. Они могут подразделяться на моральные, правовые, политические , религиозные нормы.
По сфере регулируемых отношений выделяют следующие группы социальных норм:
1)Нравственные нормы;
2)Морально-этические;
3) Правовые;
4) Политические;
5) Организационно- профессиональные
20. Сущность процесса социально адаптации, адаптивность и дезадаптивность как личностные характеристики
Социальная педагогика изучает проблему социальной адаптации — активного приспособления человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности), благодаря которому создаются наиболее благоприятны условия для самопроявления и естественног усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, при-
нятых в обществе.
Адаптация как процесс представляет естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях (например, в детском саду, классе, группе, на производстве, на отдыхе и пр.).
Она позволяет человеку обеспечивать свою естественную самореализацию,социализацию.
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления (комфортного самочувствия) к (в) ней
Адаптация как результат является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в этом социуме.
Адаптация нужна и в других условиях. Главными являются: адаптация выпускника школы, интернатного учреждения, выпускника профтехучилища (вуза); профессиональная в связи со сменой места работы; адаптация пенсионера. Каждая из них имеет свое содержание и жизненно важное значение для человека. Например, адаптация выпускника профессионального образовательного учреждения (начального, среднего или высшего) представляет собой процесс и результат успешного приспособления его к социальным условиям среды профессиональной деятельности. .
под дезадаптацией (дизадаптацией) понимают несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который в свою очередь не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования
Основными причинами дезадаптации человека являются группы факторов. К ним относятся: личностные (внутренние), средовые(внешние), либо и те и другие.
Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связаны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести:• длительную болезнь;• ограниченные возможности ребенка для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения;• длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вы-нужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности;• переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск,временное исполнение иных служебных обязанностей) и др.
Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление.
К ним следует отнести:• нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка. • отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;• подавление личности новизной обстановки;• подавление личности группой (дезадаптирующая группа) — неприятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ней и пр.
Дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:
• личностные деформации;
• недостаточное физическое развитие;
‘ • задержка психического развития;
• возможные мозговые дисфункции;
• типичные нервные расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность);
• одиночество — человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением человека либо с самоотчуждением;
• проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся условиях, человек может пойти на крайние меры — суицид.