Проявление особенностей индивидуальности ребёнка в группе сверстников

департамент образования администрации Владимирской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

ЦМК педагогики психологии и частных методик

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Проявление особенностей индивидуальности ребёнка в группе сверстников»

Выполнила:

студентка 5 курса,

специальность

50 144 Дошкольное образование

2016 г.

Оглавление

Стр.

Введение 3

Глава I. Теоретические основы проблемы реализации принципа индивидуализации в ДОУ

1.1. Сущность и характеристика понятия «индивидуальность» 6

1.2. Анализ работ отечественных и зарубежных педагогов по вопросу индивидуального подхода к дошкольникам 12

1.3. Реализация принципа индивидуализации в ДОУ 17

1.4. Приёмы деятельности воспитателя для формирования индивидуальности ребёнка 25

Выводы 29

Заключение 30

Список литературы 31

Введение

Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве проявляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека[14,c.607].

Дети поражают нас своим своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей. Нет совершенно одинаковых детей, даже близнецы обязательно отличаются друг от друга. А задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как подойти к детям, чтобы познать их, направить педагогические усилия на достижение наилучших результатов? Как подобрать ключи к разгадке поведения и поступков ребенка? Как найти необходимые именно в данном случае средства педагогического воздействия?

Каждый ребенок — это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с детьми разделить огорчения и тревоги, радости и успехи. Ребенок всегда должен чувствовать тепло сильной руки, слышать биение сердца близкого ему человека, который всегда рядом, всегда поможет, все объяснит.

4 стр., 1769 слов

11. Раскройте значение сенсорного воспитания для расширения опыта ориентировки детей в окружающем мире

... , формируются эстетические чувства. Задачи сенсорного воспитания: - организовать сенсорное воспитание детей в процессе ознакомления с окружающей природой; ... nbsp;времени. Принципы: - Принцип вариативности моделей познавательной деятельности (каждый имеет право познать то, что ... процессе обобщений. Первичное ознакомление с предметами – введение в словарь новых названий предметов и действия с ...

Всестороннее развитие каждого человека — программная цель нашего общества — предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность[2,c.240].

Существование индивидуальных различий между людьми — факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям:

— знание и понимание детей;

— любовь к детям;

— основательный теоретический баланс;

— способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок — это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога[16,c.57].

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в ДОО должны быть созданы условия для индивидуализации, позитивной социализации воспитанников, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видах деятельности[17].

6 стр., 2862 слов

Представление о маскулинности и фемининности и индивидуальность в различных подходах

... маскулинности и фемининности и индивидуальность в различных подходах Эти термины могут трактоваться по ... Но выводить из нее заключения относительно индивидуальных гендерных свойств методологически рискованно. Прежде ... за последние 40 лет голландских исследований, совокупным объектом которых было свыше ... ; ценится все большое, крупномасштабное; детей учат восхищаться сильными; неудачников избегают; ...

Проблемой формирования принципа индивидуализации занимались следующие педагоги и психологи: в педагогической системе Я.А.Коменского — великого чешского педагога — четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек.

Цель исследования: изучить особенности проявления индивидуальности ребёнка в группе сверстников.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы проблемы реализации принципа индивидуализации в ДОУ в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть сущность и характеристику понятия «индивидуальность».

3. Изучить способы реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе детского сада.

4. Проанализировать особенности индивидуальности ребёнка и их проявления в группе сверстников.

5. Подобрать приёмы деятельности воспитателя для формирования индивидуальности ребёнка с целью дальнейшего апробирования их на педагогической практике.

Объект исследования: процесс проявления особенностей индивидуальности ребёнка в группе сверстников.

Предмет исследования: приёмы деятельности воспитателя для формирования индивидуальности ребёнка.

5 стр., 2042 слов

Лекция 7. Антропологический подход к исследованию человека Б.Г.Ананьев

... его исключительно с деятельностью. Он выделял такие уровни исследования человека, как личность, индивид, субъект, индивидуальность. Индивид выступает как более раннее образование по отношению ... к личности. Б.Г. Ананьев предложил антропологический подход к исследованию человека, который был ...

Проблема нашего исследования в наличии индивидуальных особенностей у детей дошкольного возраста и необходимости использования индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ печатных источников, интернет — ресурсов, анализ понятийного аппарата.

Глава I. Теоретические основы проблемы реализации принципа индивидуализации в ДОУ

1.1. Сущность и характеристика понятия «индивидуальность»

Хорошо известно, что умный, толковый врач лечит не болезнь, а больного, ибо системы организма тесно взаимосвязаны. Эта установка в полной мере может быть перенесена и в область педагогики. Нельзя сегодня формировать чуткость, завтра — принципиальность, а послезавтра — иные качества личности. Нельзя, потому что мы воспитываем не отдельные черты, а личность в целом.

Когда врач ставит диагноз, он не только всесторонне исследует больного, но и выясняет, какие заболевания он перенес ранее, в том числе в детстве. Когда пытаются понять человека, особенности его характера, тоже обращаются к его детству. И это не случайно: именно в раннем возрасте закладывается фундамент личности, в тех, далеких, годах можно сыскать корни некоторых поступков и проступков взрослого человека.

Известно, что даже одной болезнью люди болеют по-разному. Так и в воспитании: дети находятся в примерно одинаковых условиях, а ведут себя по-разному. Даже в одной семье каждый ребенок обладает своим характером, своими привычками, своей индивидуальной неповторимостью.

Что же такое индивидуальность?

Индивидуальность — неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.

Индивидуальность — это совокупность характерных индивидуальных особенностей и свойств, отличающих одного индивидуума от другого.

Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого.

1 стр., 479 слов

Текст к имидж делового человека

... социальной группе, профессии; – об отношении к окружающим людям. Одежда влияет на успех или неуспех в результате ... роль – стереотипы поведения, ожидаемые поведенческие модели, связанные с положением человека в группе и обществе, его статусом;  статусные символы – ... эмоционально образ стереотипического характера, общее впечатление, которое создается о человеке, компании, товаре и т.д. В свою очередь ...

Индивидуальность — это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано — уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта…

Заключение

В современной педагогике все более актуальной становится проблема учета индивидуальности дошкольников в процессе воспитания и обучения: в этом заключаются социальные требования нового времени. Наиболее эффективным способом решения этих задач является индивидуализация процесса обучения и воспитания[19,c.336].

Целью индивидуализации процесса обучения и воспитания является развитие активно-творческих возможностей человека, создание реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционально-волевого и морального потенциала личности, стимулирование у ребёнка потребности в реализации своих способностей и задатков. Это достигается путем создания таких условий, которые обеспечивают максимальный психологический комфорт для детей и возможность их интенсивного развития.

Всестороннее развитие каждого человека — программная цель нашего общества — предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания[21,c.576].

Список литературы

1.Бескина, Р.М., Виноградова, М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня [Текст]: учеб. пособие / Р.М.Бескина, М.Д.Виноградова.- М.: Знание, 2001.-80с.

2.Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп./ З.М. Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранов. — М.: Академический Проект; Культура, 2005.-240с.

5 стр., 2267 слов

Конкретно-научный уровень методологии педагогики представлен подходами

...   Конкретно-научный уровень методологии педагогики представлен подходами Личностный подход а Исходя из необходимости вовлечения воспитанников в ... деятельности   71. Соответствие идеала педагогики и его национальной направленности: Образование джентльмена ... Аристотель в Познавательная самостоятельность учащихся как условие успешности педагогики   44. Образование = … + воспитание ...

3. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. М.: Педагогика, 1972.- 287с.

4. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве[Текст]: пособие для педагогов ДОУ/ Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.-80с.

5. Выготский Л.С. Проблемы развития психики //Собр. Соч.: В 6 т. М., 1983. Т.3.- 314с.

6. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М., 1967. — 167с.

7. Дьяченко О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст]/ под ред. О.М.Дьяченко, Т.В.Лавреньтьевой. — М.:ГНОМ и Д, 2001.-184с.

8. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М.: Юрайт, 2014.- 422 с.

9. Журнал «Детский сад от, А до Я», № 4, 2015.

10. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». № 11, 2015.

11.Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада/ Л.И.Ковальчук. — М.: Просвещение, 2005.-112с.

12. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1981. — 127с.

13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]:учеб. Пособие для студентов средних пед.учеб.заведений./ С.А. Козлова. — М.: Издательоский центр «Академия», 2007.-432с.

14.Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и слушателей ИПК и ФПК.-4-е изд., перераб. И доп./ Б.Т.Лихачев. — М.: Юрайт-Издат, 2003.-607с.

15.Кононова, И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике [Текст]:/ И.М. Кононова. — М.: ДиС, 2004.-256с.

16.Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ[Текст]: организационно-методический аспект/ М.Д.Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2007.-57с.

17. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

10 стр., 4966 слов

Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью

... педагогики и психологии ПЕДАГОГИКА ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ Контрольная работа по курсу «Педагогика детей ... 1990. 6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (оли гофренопедагогика): Учеб. пособие. Б. П. ... (например, учитель-дефектолог и воспитатель или педагог-психолог). Игры могут ... рассказов из «личного опыта», сочинению текста при выполнении роли в театрализованных ...

18. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов высших пед.учеб.заведений/ И.П.Подласый. — М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2006.-432с.

19.Реан, А.А. Психология детства [Текст]: Учебник / под редакцией члена корреспондента РАО А.А.Реана.- СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.-368с.

20.Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст]: учеб. пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений./ Г. А.Урунтаева. — М.:Издательский центр «Академия», 2005.-336с.

21.Файнберг, С. У каждого ребенка свой темперамент и характер [Текст]:/ С. Файнберг//Дошкольное воспмтание.-2001.-№ 2.-52−62с.

22.Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие 2-е изд., перераб. И доп./ И.Ф.Харламов. — М.: Высшая школа, 2006.-576с.

23.Юркевич, В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек [Текст]/ В.С.Юркевич. — М.:Знание, 2006.-80с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector