Коррекционная работа с подростками Подростки « группы риска»

Особое внимание к душев­ному здоровью подростков, а также к своевременному вы­явлению и профилактике различных отклонений необхо­димо по трем причинам.

Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертат­ный период, делают организм подростка уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также вызы­вают повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин.

Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются мно­гие нервные и психические заболевания.

В-третьих, есте­ственное для этого возраста расширение сферы социаль­ных отношений дает подростку новый социальный опыт (причем отнюдь не всегда позитивный), овладеть которым очень сложно.

Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна. Понятие «трудные» подростки включает тех, кому нужна помощь психиатра, и тех, кто попросту неудобен взрослым (напри­мер, в силу собственной независимости и резкости сужде­ний), но является, совершено здоровым в клиническом смыс­ле. Слово «риск» означает необходимость помощи психолога и вероятностьдезадаптацииподросткав случае, если ему не будет оказана своевременная помощь.

Признаки нервно-психических нарушений нередко выглядят как трудности, достаточно типичные для подрост­кового возраста. К основным факторам риска, типичным для подрост­кового возраста относятся:дисгар­моничные семьи.Это очень широкое понятие и включает в себя несколько разнородных вариантов психологическо­го неблагополучия:

1. Семьи, где один из членов страдает нервно-психичес­ким расстройствомили химической зависимостью(напри­мер, алкоголизмом).

К наследственному фактору, делаю­щему вероятным возникновение этих расстройств у детей, прибавляются непредсказуемость семейной ситуа­ции, ее чреватость неприятными неожиданностями.

2. Собственно дисгармоничные семьи, т. е. такие, в ко­торых основной проблемой являются отношения между чле­нами семьи. В литературе выделены различные типы дис­гармоничных семей: собственно негармоничная, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся семьи как ступени перехода от гармонии к полному распаду, а также ригид­ная псевдосолидарная семья(ЛишоА. Е., 1985), семья — «театр», «санаторий», «крепость», «вулкан», «маскарад» (Спи-ваковская А.С., 1986);

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются ... научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я». На основе ...

3. Семьи, в которых практикуется неправильный тип воспитания.Последние зачастую относятся к одному из вышеназванных типов дисгармоничных семей.

Вторым фактором можно назвать соматические заболе­вания и тяжелые травмы.Хронические соматические забо­левания, сочетающиеся с неправильным вос­питанием, могут способствовать возникновению рентных установок по отношению к своему заболеванию, вы­зывать чувство неполноценности у подростка и т. д. Не ме­нее опаснызаболевания центральной нервной системы,которые могут вести к возникновениюцеребрастенических состоянийили расстройств, ведущих к личност­ным изменениям (например, эпилепсии).

Третий фактор риска — неблагополучная ситуация в отношениях подрост­ка со сверстниками.В центре внимания психолога должны быть не только агрессивные, конфликтующие со сверстниками дети, но и «тихие» аутсайдеры, у которых не сформирована способность к установле­нию близких отношений с окружающими. Кроме того, неспособность к установлению дружеских отношений со сверстниками может быть проявлением аномального развития личности.

Говоря о «группе риска» среди подростков, необходимо выбрать критерии, которые помогли бы психологу-прак­тику понять, может ли он помочь подростку, не обращаясь к другим специалистам (например, к детскому психиатру), или нужна их помощь.

В клинической психологии и психиатрии существует понятие оптимума функционирования какой-либо способнос­ти. В случаях, когда можно дать количественную оцен­ку этой способности, этот критерий вполне применим. Например, если плохое выполнение диагностического за­дания заведомо не объяснимо усталостью, отсутствием ин­тереса, личной антипатией к тому, кто проводил диагнос­тику, вывод о дисфункции в изучаемой области умственного развития может быть пра­вомерен.

Другой критерий нормы/аномалии развития в боль­шей степени применим не к интеллектуальной, а к лич­ностной сфере подростка. Он основан на представлениях о личностном здоровье, разработанных Б. С. Братусем. Со­гласно его точке зрения, отношение индивида к другому человеку характеризует степень его личностного здоровья. Это отношение может варьировать у разных людей от от­ношения к другому как к цели, самостоятельной ценнос­ти, отношения как к средству, инструменту для дости­жения своих целей.

Чем ближе отношение индивида к другому человеку как к цели, к самостоятельной ценнос­ти, тем выше степень его личностного здоровья, и наобо­рот, чем ближе это отношение к отношению к другому человеку как средству, инструменту для достижения сво­их целей, тем глубже степень личностной аномалии. Та­кой критерий носит достаточно общий характер, но мо­жет быть операционализирован для применения в конкретной диагностической работе.

Как критерии нормы/аномалии психического и лич­ностного развития могут быть рассмотрены и признаки, сви­детельствующие о дебюте психических заболеваний в под­ростковом возрасте. В тех случаях, когда вся систе­ма отношений подростка оказывается серьезно нарушен­ной, причем без явной связи с житейской ситуацией, требуется проведение углубленнойпатопсихологической диагности­ки.

5 стр., 2008 слов

Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика

... положительное влияние на рост и развитие ребенка, она должна нормироваться. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в ... не может не уменьшать работоспособность детского организма. Вместе с тем у подростков после интенсивной физической нагрузки отмечается снижение глюкокортикоидной функции надпочечников (вместо ...

В тех случаях, когда у подростка имеются трудности, но они не охватывают всех его отношений с другими людь­ми и объяснимы социальной ситуацией развития, психо­лог, прежде всего, должен оказать ему помощь собственны­ми силами при поддержке родителей и педагогов. Основ­ной формой психологической помощи таким детям должна бытьпсихопрофилактическая работа, но так же, как для подростков с явными проблемами, она должна воздейст­вовать, прежде всего, на их систему отношений с другими людьми и отношение к себе.

Дебюты психических заболеваний у подростков

Подростковый возраст является периодом начала многих психичес­ких заболеваний — различных формшизофрении, шизо-аффективного психоза, маниакально-депрессивного психоза.

Для дебютов таких расстройств характерны жалобы родителей: «все забросил», «пере­стал чем-то интересоваться», нередко упоминается новое занятие-хобби, которому подросток посвящает все время,причем не слишком результативно.

Возможно, что речь идет и о явных проявленияхакцентуации характера.Чтобы по­нять, нужна ли подростку консультация психиатра или пси­холог может обойтись своими силами, в диагностике необ­ходимо ответить на несколько вопросов.

Во-первых,нужно проследить, насколько резкими были данные изменения. Если в более раннем возрасте у под­ростка отчетливо прослеживались черты, заострившиеся в последнее время, и к тому же между его нынешним состо­янием и социальной ситуацией развития видна очевидная связь, то эти признаки свидетельствуют о более благопри­ятном варианте трудностей. Если личностные изменения слишком резки и не прослеживается никакой связи этих изменений с жизненной ситуацией — это менее благопри­ятный призн

Вторым признакомявляется наличие/отсутствие так называемогопродро­мального периода, т. е. периода, предшествующего заболева­нию, во время которого симптомы расстройства возникают по нарастающей, начинаясь с соматовегетативныхпризнаков — расстройств сна, аппетита, возникновения дви­гательного и эмоционального беспокойства, после чего по­являются бред, галлюцинации и другие симптомы, харак­терные именно для тяжелых психических заболеваний. Ра­зумеется, сами они тоже являются диагностически значимыми.

Третьим признаком, отличающим дебют психического заболевания от других расстройств (например, неврозов),является критичность к своему состоянию и стремление из­бавиться от своих вновь возникших трудностей.

Подростки с невротической симптоматикой всегда оценивают последнюю как нечто негативное, мешающее нормально жить, и стремятся от нее избавиться. При серьезных психических заболеваниях это не характерно.

Четвертым признаком является наличие специфических расстройств мышления и других психических функций. Они опи­саны в литературе и подробно изучаются в курсе патопсихо­логии. Поэтому при обследовании психолог должен провес­ти патопсихологическую диагностику для выявления специ­фических расстройств мышления и других психическихфункций. Их отсутствие является благополучным признаком.

19 стр., 9438 слов

Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций ...

... дисгармонизации характера: акцентуации характера и агрессивность; 3. проанализировать методы изучения влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера подростков; ... взаимоотношений взрослых членов семьи [11, С.259]. Гиперпротекция. Этот вид неправильного воспитания в крайней ... под воздействием сверхсильных внутрисемейных и общественно-социальных жизненных факторов. В неблагополучных семьях у ...

Психолог может и должен также помогать подросткам своими силами. В частности, необходима консультативнаяработа с семьей, если ее члены не понимают проблем под­ростка и своим поведением провоцируют рецидивы заболе­вания. Необходимо воздействовать и на обстановку в классе вокруг подростка, страдающего психическим заболеванием, чтобы по возможности минимизировать психотравмирующие моменты ситуации.

Подростки с акцентуациями характера и психопатиями

Проблема акцентуаций характера и их отличия от пси­хопатий является чрезвычайно актуальной в работе психолога с подростками. В подрост­ковом возрасте черты акцентуаций характера заостряют­ся, что может по внешним проявлениям напоминатькартину психопатий, а при наличии в социальной ситуа­ции развития подростка — психогенных факторов, адре­сующихся, по выражению А. Е. Личко, к «месту наимень­шего сопротивления», характерному для данной акцентуации, могут привести к явлениямсоциальной дезадаптации и формированию личности по соответст­вующему психопатическому типу.

Не случайно клиницис­ты начинают ставить диагнозы «психопатия», «патохарактерологическое формирование личности» (т. е. психопа­тическое развитие личности на основе соответствующей акцентуации характера) именно начиная с подростково­го возраста.

Акцентуациями характера называют крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода — психоген­ных воздействий при хорошей и даже повышенной устой­чивости к другим ( Личко А. Е. 1985).

Работа с подростка­ми, имеющими акцентуацию характера, является очень ответственной и требует большой осторожности. Вывод о том, что у подростка акцентуация по тому или иному типу, не­допустимо разглашать, это может быть понято превратно и на подростка будет навешено клеймо «психа». Сообщать об этом учителям и родителям можно, перечисляя особенности личности подростка и давая одно­временно рекомендации о том, как смягчить или вообще устранить психотравмирующие моменты социальной ситуа­ции развития.

Акцентуации с неявными проявлениями в отличие от явных следует считать обычными вариантами нормы. В подростковом возрасте многие акцентуации характера вы­ражены явно, но по мере взросления приобретают скры­тую форму.

Диагностика акцентуаций характера осущест­вляется при помощи патохарактерологического диагнос­тического опросника (ПДО),разработанного А.Е. Личко. С типами акцентуаций характера и чертами, присущими им, можно познакомиться в курсе патопсихологии, а так­же в литературе по психиатрии{Личко А. Е., 1985).

При работе с акцентуированными подростками, у которых от­мечены явления дезадаптации, важнейшей задачей для психолога является распознавание психогенных факторов, которые направлены на «место наименьшего сопротивления» и помощь в преодолении патогенного влияния.

11 стр., 5215 слов

Акцентуации характеров подростков

... адаптации». Далее будут рассмотрены типы акцентуации характеров более подробно. Акцентуации характеров у подростков. Разграничение акцентуации повыраженности В периоде становления характера его типологические особенности, не ... что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера, поскольку личность -- понятие более широкое, включающее интеллект, способности, ...

Как сильнейший психогенный фактор клиницисты рас­сматривают неправильное семейное воспитание по опре­деленному типу. В таблице приводится соотношение меж­ду типами акцентуаций характера и типами неправильноговоспитания, которые могут привести к формированию пси­хопатии.

Соотношение между акцентуациями характера и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитания

Акцентуация (тип) Тип неправильного воспитания

Гипертимный Гипопротекция,

доминирующая гиперпротекция. Циклоидный Унижение близкими.

Лабильный Гиперпротекция,

эмоциональное отвержение. Астеноневротический Доминирующая гиперпротекция.

Сенситивный То же.

Психастенический Повышенная ответственность,

доминирующая гиперпротекция. Шизоидный Жестокие взаимоотношения

Эпилептоидный Жестокие взаимоотношения,

потворствующая гиперпротекция. Истероидный Потворствующая гиперпротекция

(«кумир семьи»).

Неустойчивый Гипопротекция.

Конформный То же.

Главной причиной неправильного воспитания являют­ся различные типы негармоничных семей. Оказывая помощь подростку с ак­центуацией характера, необходимо установить, не являет­ся ли его семья негармоничной, и в ходе работы с родите­лями попытаться смягчить, если невозможно устранить полностью, психотравмирующие обстоятельства. Для это­го можно использоватьтехники семейного консультиро­вания и семейной психотерапии(Эйдемиллер Э. Г., Юс-тицкий В. В., 1990), например разыгрывание сценок из семейной жизни с обменом ролями между детьми и роди­телями.

Другим активным методом психопрофилактики при акцентуациях характера является предложенное Э. Г. Эйдемиллером и В. В. Юстицким обучение подростков распо­знаванию ситуаций, адресующихся «месту наименьшего сопротивления», анализу этих ситуаций и расширение диа­пазона способов поведения подростка в таких случаях (Ра­бочая книга школьного психолога, 1995).

В этом обучении активно используются приемыролевой игры,где психоте­рапевт берет на себя роль «провокатора», т. е. играет роль взрослого или сверстника, подталкивающего к совершению поступка, чреватого негативными последствиями (напри­мер, настойчиво предлагающего выпить подростку, склон­ному к алкоголизации).

В отличие от акцентуаций характера психопатииотно­сятся к пограничным вариантам аномалий личности. Всепсихопатии, выделяемые в литературе по психиатрии, имеют свои «прообразы» в виде акцентуаций характера.

Видные психиатры П. Б. Ганнушкин и О. В. Кербиков определяли психопатии как тотальные(распростра­няющиеся на всю систему отношений индивида) и стабиль­ные (устойчивые вне зависимости от социальной ситуации) нарушения социальной адаптации индивида. Этим крите­рием можно пользо­ваться, отвечая на вопрос, страдает ли подросток психопа­тией или его проблемы не выходят за рамки того, что мож­но наблюдать при акцентуации характера.

О стабильности дезадаптации при психопатии приме­нительно к подросткам говорить пока что проблематично. Тем не менее, в литературе по психиатрии отмечается, что акцентуированность по соответствующему типу у подрост­ков, страдающих психопатиями, прослеживается с детства.

5 стр., 2360 слов

Теория акцентуации характера личности

... себе. Характер — это качество личности в целом. При этом «все черты характера являются чертами личности, но не все черты личности являются чертами характера» ... общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. 7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая ... (особенно у подростка) одна из самых важных задач. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и позволяет ...

При акцентуациях характера более типично, что специфи­ческие черты в детстве мало заметны или не прослежива­ются вовсе, а в подростковом возрасте акцентуация харак­тера переходит из скрытой формы в явную. Зато тоталь­ность нарушения при психопатии более очевидна, поскольку социальная дезадаптация прослеживается во всех сферахжизни подростка (при акцентуациях характера, как мы уже отметили, она проявляется лишь там, где психотравмирующие факторы воздействуют на «место наименьшего сопро­тивления»).

Психолог, работающий в детском учреждении, не дол­жен ставить диагнозы типа «психо­патия», однако, если, по его наблюдениям, подросток страдает психопа­тией, следует в тактичной форме порекомендовать роди­телям обратиться на консультацию к детскому психиат­ру. Члены семьи могут не знать или не понимать, что про­исходит. Психолог должен помочь родителям изменить ситуацию жизни ребенка в семье — перестроить стиль взаимоотношений с ним, научиться избегать моментов, которые могут оказать па­губное влияние. Гармоничная семья является факто­ром, способствующим успешной компенсации психопа­тических расстройств.

Невротическое развитие личности у подростков

Невротическое развитие личности — целая совокуп­ность личностных черт, присущая не только тем, кто стра­дает неврозами, но и тем, кто подвержен опасности воз­никновения невротических расстройств при наличии психотравмирующей ситуации.

Самооценка подростка при невротическом развитии личности или слишком низкая, или слишком высокая, но в любом случае неадекватная. Самооценка нередко маскируется защитным поведением, типичным для людей с обратной самооценкой (например, у подростка с завышенной самооценкой в поведении мо­гут постоянно проявляться сомнения в собственных воз­можностях: «Да нет, у меня не получится»).

Еще одной чертой, характерной для невротического развития личности, является ригидность системы представ­лений о себе, когда любой опыт, противоречащий ей (не только негативный, но и позитивный, в случае неадекват­но низкой самооценки), воспринимается как угроза це­лостности Я-концепции и потому избегается.

Наряду с общими чертами, характерными для невроти­ческой личности, отечественные авторы выделяют и не­которые специфические черты, присущие лицам с опре­деленными формами неврозов. Отмечено, что при неврас­тении характерны повышенная чувствительность к критике в сочетании с высокой ответственностью и добросовест­ностью, при неврозе навязчивых состояний — низкая уве­ренность в себе и активность в сочетании с тревожностью и мнительностью, при истерии — завышенные требова­ния к окружению в сочетании с низкой целенаправлен­ностью и высокой внушаемостью. Знание этих особеннос­тей невротического развития личности позволяет постро­ить адекватную стратегию психопрофилактической и развивающей работы с подростками.

Одним из важнейших средств такой работы является групповой тренинг, направленный на снятие невротичес­ких защит и позволяющий достичь большей открытости, честности и гибкости Я-концепции через осознание себя. Упражнения для этих целей разработаны в практике групп встреч. В гештальттерапии также имеется немало упражне­ний, направленных на снятие невротических защит разно­го уровня.

8 стр., 3763 слов

Индивидуальная работа классного руководителя с учащимися общеобразовательных ...

... собой те же цели, что и все педагоги - формирование личности, способной строить жизнь. Работа классного руководителя В последнее время классного руководителя все чаще именуют ... в воспитательном процессе - забота об индивидуальном развитии ребенка, проследить формирование личности, подействовать максимальному проявлению личностных особенностей и выявить индивидуальные особенности. Классный ...

Алкоголизация и употребление наркотических средств

Истинный алкоголизм и наркомания в возрасте 10—14 лет встречаются очень редко. Мотивом этого может быть любопытство, желание испы­тать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности своего организма. Возможно, что подросток употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя более раскованно и свободно перед тем, как идти в компанию сверстников или на свидание.

Другим мотивом бывает нежелание отстать от компа­нии сверстников, если в ней принято употребление алко­голя, токсических или наркотических веществ. Последнее становится формой алкогольного или токсикоманического поведения, если возникает так называемая групповая зави­симость от дурманящего вещества, когда желание, напри­мер, выпить возникает всякий раз, когда собирается ком­пания, а вне группы оно у подростков отсутствует (Лип­ко А. Е., 1985).

При этом на смену желанию испытать неизвестные ранее ощущения приходит желание снять на­пряжение и достичь релаксации.

В работе с такими подростками требуются большой такт и огромная осторожность. Разглашение проблем подростка категорически недопустимо. Необходимо, прежде всего, ус­тановление доверительного контакта с психологом, при котором подросток чувствовал бы себя в полной безопас­ности. Диагностика направлена на выявление индивидуальной (групповой) зависимости. Одним из ос­новных средств диагностики является беседа, которая долж­на быть хорошо продумана, чтобы не оттолкнуть подростка от контакта. Если речь идет об алкогольной проблеме, же­лательно использовать скрининг-анкету на определение уровня алкоголизации (Ковалев С. В., 1991).

В случае групповой зависимости усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы помочь подростку выйти изсвоей компании и найти не менее привлекательную группу сверстников, не отмеченную таким пристрастием. Это мо­гут быть спортивная секция, кружок и т. д.

При индивидуальной зависимости жела­тельно порекомендовать родителям проконсультировать подростка у нарколога. Обстоятельством, усложняющим ситуацию, может быть алкоголизация одного или обоих родителей и, как следствие, снижение их критичности к состоянию своего ребенка.

Подростки с церебрастеническими явлениями

Основой плохой обучаемости неред­ко является церебрастенический синдром — утомляемость (причем наиболее высокая при выполнении учебных заданий), не очень высокая и неус­тойчивая работоспособность, трудность концентрации про­извольного внимания.

Обследование при помощи тестов интеллекта показывает, что умственное развитие или не­значительно отстает от возрастной нормы, или находится в пределах низкой нормы. В учебе эта особенность умственного развития проявляется в виде трудностей в усвоении не только родного и иностран­ного языков и литературы, но и других предметов, требую­щих развитого понятийного мышления. Отчетливо видны трудности усвоения понятий.

26 стр., 12669 слов

Разработка программы оказания психологической помощи молодой ...

... гендерной идентичности актуально и необходимо. Объект исследования: молодая семья. Предмет исследования - психологическая помощь молодой семье с учетом гендерной ... и межличностных отношений, полового воспитания детей и подростков. Как агенты социализации, могут быть использованы ... отношений и психологии развития. Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической ...

Среди личностных особенностей на первый план вы­ступает низкая самооценка, неуверенность в себе, нередко маскируемая различными защитами (от избегания неуспе­ха до агрессивного и вызывающего поведения).

Такое от­ношение к себе имеет истоки в раннем детстве, когда родители, видя некоторое отставание в развитии своего ребен­ка, относились к нему как к «не тако­му», и подкрепляется многими событиями дальнейшей жизни. Это повы­шает вероятность отхода подростка от школы и примыка­ния к делинквентным группировкам. Если у подростка имеется акцентуация характера по психастеническому типу, церебрастенический синдром может стать фактором риска психопатического формирования личности. Это делает не­обходимой серьезную психопрофилактическую работу с такими подростками.

Однако у них имеются некоторые особенности, кото­рые помогают в коррекционно-развивающей работе. Во-первых, у них зачастую есть любимый школьный предмет или внешкольное занятие (в спортивной секции, кружке, музыкальной школе и т. д.), которое обладает для них осо­бой значимостью, а успехи в этом деле являются источни­ком положительного отношения к себе. В диагностической работе с такими подростками важно найти, какой это предмет или занятие. Несомнен­ную пользу могут принести коррекционные занятия, подобные тем, что предложены К. М. Гуревичем и соавто­рами (Гуревич К. М. и др., 1990).

Естественно, что это нужно сочетать с созданием для него успеха в учебе по тому или иному предмету.

Необходимо развивать у подростка и позитивное само­отношение и уверенность в себе. Для этого очень полезны занятия по типу группового тренинга, направленные на фор­мирование уверенности в себе и навыков самопознания (При­хожан А. М., 1993).

Осуществляя психологическую помощь подросткам, которым трудно учиться, важно работать и с их родителя­ми. Работа с родителями включает диагностику их образа ребенка и помощь в преодолении негативного отношения к нему.

Подростки из трудных семей

Под «трудными» семьями здесь имеются в виду семьи, где социальная ситуация развития ребенканепредсказуема, и чревата неприятными неожиданностями. Ребенок растет, не будучи уверен в том, что сможет получить поддержку и помощь родителей, когда ему это потребуется.

Примером подобных семей являются такие, где кто-то из взрослых страдает алкоголизмом. Однако к таким семьям можно отнести и те, где один из членов семьи страдает хроническим (например, психическим) заболеванием, отражающимся на жизни всех близких, и те, где взрослые постоянно конфликтуют между собой, не стесняясь в выражении своих негативных чувств друг к другу. Эти семьи могут быть внешне довольно благополучными, но в них детям недостает уверенности в том, что они любимы родителями и нужны им

У детей, растущих в таких семьях, возможно появление целого ряда личностных черт, которые становятся заметными в подростковом возрасте. Для них характерна низкая самооценка, они испытывают чувство вины, действуя в своих интересах, даже при том, что не задевают интересов других людей. Чувство стыда у них также гипертрофировано. Самаспособность распознавать и выражать собственные чувства, а также понимать чувства других людей у них снижена.

11 стр., 5020 слов

Роль семьи в жизни ребенка

... Таким образом, при написании данной работы рассматриваются не только само семейное воспитание в общем, но и его основные правила, которые необходимо знать каждому родителю. А также, ... отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, ...

Дети из трудных семей, делая многое в своей семье по чувству долга, становясь взрослыми, бывают или чересчур ответственны или напротив, весьма безответственны. Из-за непредсказуемости семейной ситуации они очень болезненно реагируют на неподконтрольные внезапные изменения в жизни, чувствуют потребность, чтобы их контролировали и контролировать других. С этим связаны и их трудности планирования собственной деятель­ности — они склонны откладывать на потом дела, требую­щие выполнения к определенному сроку.

В отношениях с другими людьми они также имеют проблемы. Это прояв­ляется, например, в том, что им недостает искренности в отношениях со сверстниками. Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни, они усваивают привычку к так называемой автома­тической лжи,когда ложь не служит достижению каких-либо выгод, а говорится как бы по инерции в тех случаях, когда за правду никто не стал бы осуждать. Не желая оби­деть или потерять друзей, они поддерживают дружеские от­ношения даже с теми, кто их предал. В этом отчетливо про­является страх отвержения и потери отношений с другими.

Эта черта, а также низкая самооценка и неуверенность в себе, защиты, маскирующие такую самооценку, болезненное реагирование на внезапные изменения ситуации придают подросткам из трудных семей невротические черты и делают более вероят­ным возникновение у них неврозов.

Психологическая помощь таким подросткам требует большого мастерства и такта. Как средство работы с ними полезен групповой личностный тренинг,направленный на работу с перечисленными проблемами. Важнейшими эле­ментами тренинга является развитие способности распо­знавать и выражать свои чувства, формирование уверен­ности в себе, преодоление гипертрофированных чувств вины и стыда.

Групповая работа должна дать подросткам чувство того, что они поняты и приняты группой сверстников и не одиноки перед своими пробле­мами. Это даст важные предпосылки психологического благополучия в будущем.

Проблемы, связанные с сексуальным развитием

Подростковый возраст является периодом интенсивно­го полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности — по­вышенного по сравнению с последующим периодом поло­вого влечения и интереса к сексу. В частности, немало беспокойства доставляют родителям занятия онанизмом (или даже их возможность) у подростков.

В литературе по сексологии и психиатрии отмечается, что некоторые явления, напоминающие девиации сексу­ального поведения, в подростковом возрасте не редкость. А. Е. Личко отмечает, что при некоторых акцентуа­циях характера встречаются подобные явления, однако они бывают лишь на пике эротического возбуждения и затем проходят.

В случае, если к психологу обратились с жалобой такого рода, необходима, прежде все­го,патопсихологическая диагностика, если возникло подозрение, что данный симптом свидетельствует о начале пси­хического заболевания. Недопустимо, чтобы причина обращения за консуль­тацией стала известна посторонним людям.

Сами подростки при этом нередко испытывают угрызе­ния совести или серьезные опасения «стать извращенцем». Не исключено, что подросток сам даст понять об этих опа­сениях, возможно, в неявном виде. В подобных случаях необходимо, не переходя на открытое обсуждение с подростком его проблем, дать почувствовать ему, что нет по­вода для беспокойств.

Немало родителей обращаются с жалобами по поводу раннего и бурно протекающего полового созревания. В этом случае подросток по-настоящему нуждается в помощи психолога. Важной задачей коррекционно-профилактической работы при этом является подбор за­нятия, способного дать выход энергии подростка и отвлечь от избыточной сексуальной активности. Отмечено, что если такое занятие подобрано успешно, подобные явления бла­гополучно компенсируются.

Необходимо выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

Во-первых, ответственность психолога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит дальнейшая судьба подростка. Любая до­гадка должна быть тщательно прове­рена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах подростка. Для этого следует отказать­ся от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно-житейскую лексику. При этом не­обходимо давать учителям и родителям ясные и точные рекомендации, как помочь подростку, испытывающему трудности.

В-третьих,следует обращать особое внимание на осо­бенности семейной ситуации. Работа с семьей подростков«группы риска» оказывается зачастую более важным сред­ством психопрофилактики, чем работа с группой сверстни­ков и с учителями. Соблюдение этих условий дает возмож­ность помочь подростку.