2 Структура психодиагностики

Структура психодиагностики

Психодиагностику образуют четыре неразрывно связанных компонента:

семиотический, содержит описание диагностических признаков нормального состояния объекта психодиагностики и отклонений от него.

технический, дается характеристика методов и средств обследования объекта диагностики, формулируются принципы разработки и использования психодиагностических методик.

деонтологический, связан с вопросами взаимоотношения диагноста с обследуемым, комплексом этических правил, которыми должен руководствоваться психолог-практик.

логический, характеризуется диагностическое мышление практического психолога, процесс постановки психологического диагноза, т.е. процесс распознавания по внешним признакам внутреннего состояния объекта психодиагностики путем проверки гипотез.

В связи с этим психодиагностика как научная дисциплина (ПД), рассматриваемая с точки зрения познавательного результата или итога развития, представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных теорий:

объекта психодиагностики и его диагностических признаков (То);

разработки психодиагностических методик (Тм);

взаимодействия диагноста с обследуемым (Тв);

постановки психологического диагноза (распознавания психических явлений или решения психодиагностических задач) (Тр).

Она может быть представлена в следующем виде:

ПД = То + Тм + Тв + Тр

Указанные компоненты психодиагностики имеют значение не только для осуществления практической диагностической деятельности, но и выступают в качестве системы отсчета для упорядоченного описания исследовательских разработок, выполняемых в различных областях психологической диагностики.

При определении современного состояния психодиагностики следует отметить, что наибольшее развитие в настоящее время получил технический компонент, связанный с разработкой методик измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности, при фактическом отсутствии, например, в психолого-педагогической диагностике систематического описания отклонений в поведении, психическом развитии, трудностей в обучении, а также приемов постановки психологического диагноза, общения школьного психолога или педагога с учениками.

11 стр., 5492 слов

Возможности использования психодиагностических методик в психологическом ...

... ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 1.1 Психодиагностика в психологическом консультировании Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических ... деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради ... психологические процедуры, призванные изменить психическое состояние и поведение субъекта. Психологическая ...

Поскольку психодиагностика выступает в качестве непосредственной теоретической основы «живой» психодиагностической деятельности, понятийный аппарат теории постановки психологического диагноза представляет собой вторичную, отраженную форму существования психодиагностической практики. В связи с этим в систему основных понятий этой теории включатся понятия объекта и субъекта психодиагностической деятельности, психодиагностической задачи и ситуации, психодиагностических средств, процесса и психологического диагноза.

Предмет теоретической психодиагностики

Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».

Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки.

Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи.

Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспериментальной психологии — с другой, имеет двусторонний характер. Психодиагностика в целом — не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности теоретико-психологических построений.

Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания:

предметной областью психологии, изучающей данные явления,

психометрикой — наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных

практикой использования психологического знания.