Структура психодиагностики
Психодиагностику образуют четыре неразрывно связанных компонента:
семиотический, содержит описание диагностических признаков нормального состояния объекта психодиагностики и отклонений от него.
технический, дается характеристика методов и средств обследования объекта диагностики, формулируются принципы разработки и использования психодиагностических методик.
деонтологический, связан с вопросами взаимоотношения диагноста с обследуемым, комплексом этических правил, которыми должен руководствоваться психолог-практик.
логический, характеризуется диагностическое мышление практического психолога, процесс постановки психологического диагноза, т.е. процесс распознавания по внешним признакам внутреннего состояния объекта психодиагностики путем проверки гипотез.
В связи с этим психодиагностика как научная дисциплина (ПД), рассматриваемая с точки зрения познавательного результата или итога развития, представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных теорий:
объекта психодиагностики и его диагностических признаков (То);
разработки психодиагностических методик (Тм);
взаимодействия диагноста с обследуемым (Тв);
постановки психологического диагноза (распознавания психических явлений или решения психодиагностических задач) (Тр).
Она может быть представлена в следующем виде:
ПД = То + Тм + Тв + Тр
Указанные компоненты психодиагностики имеют значение не только для осуществления практической диагностической деятельности, но и выступают в качестве системы отсчета для упорядоченного описания исследовательских разработок, выполняемых в различных областях психологической диагностики.
При определении современного состояния психодиагностики следует отметить, что наибольшее развитие в настоящее время получил технический компонент, связанный с разработкой методик измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей личности, при фактическом отсутствии, например, в психолого-педагогической диагностике систематического описания отклонений в поведении, психическом развитии, трудностей в обучении, а также приемов постановки психологического диагноза, общения школьного психолога или педагога с учениками.
Возможности использования психодиагностических методик в психологическом ...
... ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ 1.1 Психодиагностика в психологическом консультировании Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических ... постановкой ... психодиагностических методик в психологическом консультировании. Объект исследования - психологическое консультирование. Предмет исследования - использование методик в психологическом ...
Поскольку психодиагностика выступает в качестве непосредственной теоретической основы «живой» психодиагностической деятельности, понятийный аппарат теории постановки психологического диагноза представляет собой вторичную, отраженную форму существования психодиагностической практики. В связи с этим в систему основных понятий этой теории включатся понятия объекта и субъекта психодиагностической деятельности, психодиагностической задачи и ситуации, психодиагностических средств, процесса и психологического диагноза.
Предмет теоретической психодиагностики
Психодиагностика — это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».
Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими предметными областями психологической науки.
Выделяемая для психодиагностики переменная должна иметь теоретический смысл в соответствующей области науки и практическую значимость для решения той или иной научной или прикладной задачи.
Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспериментальной психологии — с другой, имеет двусторонний характер. Психодиагностика в целом — не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности теоретико-психологических построений.
Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания:
предметной областью психологии, изучающей данные явления,
психометрикой — наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных
практикой использования психологического знания.