Социология личности 10

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ДИВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

1.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.

Итак, существует человечество как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковой самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид»

Понятием «индивид» обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Индивид- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек» При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

«Личность» — это конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества Личность является объектом изучения рода гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой взаимосвязаны. Человек - понятие родовое, отмечающее принадлежность существа к самой высокой степени развития ...

Социологический же подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.

Личные индивидуальные свойства человека как субъекта социальных связей решающего значения для общества не имеют. Для него существенны лишь социальные качества людей (профессия, квалификация, социальное положение и т.д.) и их способности выполнять социальные функции, связанные с местом, которое человек занимает в системе общественного разделения труда (например, функцию работника органа внутренних дел и т.п.).

Индивидуальные способности могут лишь повлиять на то, как будут выполняться соответствующие социальные роли. Обществу важны только те способности и черты характера, которые соответствуют социальным функциям.

2.СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

В классификации социальной типологии личности присутствуют самые различные основания. Так, Р.Мертон, исходя из отношения к целям и средствам, предложил следующие типы:

1) конформист — принимает как культурные цели, так и институциональные средства в их достижении, одобряемые обществом, является лояльным к обществу;       2) новатор — стремится достигнуть культурных целей неинституциональными средствами;       3) ритуалист — принимает институциональные средства, которые он абсолютизирует, но культурные цели игнорируются, а нетрадиционные средства

им отвергаются;

4) изолированный — находится вне культурных традиций и институциональных связей;

8 стр., 3533 слов

Личность, психологические типы, архетип. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров

Лекция 3. Психологическая характеристика делового общения Личность, психологические типы, архетип. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров. Эффективное взаимодействие с деловыми партнерами невозможно без знания психологических особенностей делового общения, понимания процесса восприятия собеседниками друг друга, механизмов такого восприятия и возможных искажений представлений о ...

5) мятежник — стремится отступать от принятых целей и средств и создает новую систему норм, ценностей и средств их достижения.       По структуре можно различать такие типы личности, как:       1) физический — телесная организация человека, основанная на телесных

свойствах и самоощущениях;

     2) социальный — система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит;

     3) духовный — внутреннее духовное состояние, отражающее устремленность к конкретным духовным ценностям и идеалам.       Из сложившихся форм деятельности различаются: деятели (преобразователи мира, окружающих и себя), мыслители (созерцатели), приверженцы чувств и эмоций (представители искусства), гуманисты и подвижники (выдающиеся люди).

      Исходя из культурных традиций, принято различать европейский тип личности, в котором выделяются внешность, целостность, «жесткость» в поведении и азиатский, характеризующийся мягкостью, внутренней ориентированностью, коллективностью.       Согласно исторически сложившихся обществ различают античный (сознание чувства стыда и страха), феодальный (любовь к богу, греховность человека, корпоративная мораль), нового времени (человеческая индивидуальность), новейшего времени (прагаматизм и самореализация) типы личности.       Акцентируя внимание на религиозном признаке, можно выделить христианский (любовь к богу, ближнему, готовность к «вечной жизни»), исламский (строгость и безукоснительность служения Аллаху, соблюдений предписаний за счет своих прав и обязанностей, сбалансированности потерь), буддистский (осознание четырех «благородных» истин и готовность следовать по «восьмеричному «пути» типы личности и т.д.

      К.Дьюбойс выделил модальную личность — наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. В культуре присутствуют один или несколько базисных личностных типов (средний американец, «новый русский» и т.д.).

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

Ленинградский государственный университет Имени А.С. Пушкина VIII международная Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени А.С. Пушкина 28-30 ноября 2012 г.   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ: 1. Психологическое сопровождение ...

В концепции Р.Парка присутствует маргинальная личность — человек, живущий на границах двух культур, двух обществ. Т.Шибутани маргиналами обозначает людей, живущих на границе между двумя и более социальными мирами, но не входящие полностью ни в одну из них.

3.КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ.

      Личность, как предмет исследования, занимает центральное место в философской, психологической, социологической, юридической и других науках, каждая из которых имеет свой определенный аспект в изучении проблемы личности. Сегодня в науке насчитывается более 70-ти определений личности. Решение проблемы личности в социологической литературе относится к одной из самых сложных. В нашей стране социология личности является сравнительно молодой научной дисциплиной. Она начала складываться в конце 60-х годов. Одной из первых публикаций на эту тему была работа И.С.Кона «Социология личности», изданная в 1967 году. В последующие годы было опубликовано немало глубоких и серьезных исследований, освещающих различные теоретические и эмпирические вопросы социологии личности.

      В отечественной науке из всего многообразия точек зрения следует выделить триосновных подхода. Согласно позиции П.Е.Кряжева, М.В.Демина, Л.С.Когана личность определяется как носитель общественных отношений. В трактовке М.С.Кагана, А.Н.Леонтьева, Г.Г.Квасова личность выступает в качестве субъекта деятельности. А.Н.Красин, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский, Д.С.Клементьев рассматривают личность как носитель социально значимых черт.       Если философия исследует личность прежде всего и, главным образом, с точки зрения мировоззрения и методологии, в её соотношении с обществом, определяет сущность человека, то социологические и психологические науки анализируют ее осуществление науровне личности, рассматривая последнюю конкретно-исторически.      Под содержанием личности имеется в виду ее качественная социальная определенность, совокупность отличительных социальных признаков, обусловленных социальным окружением и проявляющихся в ее материально-предметной деятельности, общении и духовном мира. Личность рассматривается как объективная данность, как порождение определенных объективных факторов. Содержание ее мировоззрения, жизненных устремлений выражается на понятийном языке.

3 стр., 1465 слов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. ………...3 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ …………………..........5 1.1. Нормативно-правовая основа деятельности учреждения в сфере социальной защиты детей……………………............................. ……………………….5 1.2. Виды учреждений осуществляющих социальную защиту детей ...

      Среди психологических концепций личности определенный интерес представляют взгляды А.Н. Леонтьева, в основе которых лежит деятельностный принцип. Внутреннее строение человеческого сознания он объясняет с помощью понятий «значение», «личностный смысл» и «мотив». Значение представляет собой объективизированный социальный опыт, который осваивается личностью в процессе свези деятельности. Личностный смысл говорит об осознании личностью мотива и цели поведения. Это понятие выражает мысль о существовании в создании человека личностного отношения к действительности. Мотиву отводится главная роль в данной концепции, потому что изменение мотива деятельности ведет к изменению личностного смысла, а «становление системы личностных смыслов» — к становлению личности».       Мотив трактуется как объективно существующий предмет деятельности. И поскольку деятельность представляет собой процесс, направляемый мотивом, то структура «представляет собой относительно устойчивую конфигурацию глазных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий». Мотив формирует потребность, содержание которого исчерпывается ее предметом, так как, согласно А.Е. Леонтьеву, содержательную наполненность потребность получает только в ходе выполнения человеком деятельности. Вместе с тем А.Н. Леонтьев выделяет осознанный уровень бытия личности, который состоит из предварительной и основной стадий, Первая стадия — это возникновение различных субъективных переживаний, порождаемых мотивами. Они выполняют сигнальную функцию. Интерес или скука, влечение или угрызения совести сигнализируют о личностном смысле. Субъективные переживания также заставляют личность приостановить и изменить свою активность. Вторая стадия -это стадия осознания личностью объективного отношения мотива и цели или становление личностного смысла. Система последнего означает становление личности.

Свое понимание структуры личности предлагает Б.Д. Парыгин, который различает две модели личности — статическую и динамическую. Под первой он понимает «предельно отвлеченную от реально Функционирующей личности абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида». При этом выделяются три пласта. Первый из них включает в себя следующие процессы: ощущение, восприятие, память, мышление и состояния. Второй — социальные роли, нормы, ценностные ориентиры и символы. К третьему слою относятся позиция и самосознание личности, наряду с системой индивидуальных значений, под которой подразумевается совокупность представлений, впечатлении, символов, ценностных ориентации, приобретаемые человеком на основе жизненного опыта. Основанием для выделения этих пластов являются общечеловеческие психические свойства, социально-специфические и индивидуально-неповторимые особенности. В качестве основания выступает также и то, что общечеловеческие и социально-специфические пласты характеризуют личность с точки зрения объекта, тогда как индивидуально-неповторимые свойства личности означают тот пласт психики, по которому можно судить о человеке как субъекте социальных отношений.

5 стр., 2279 слов

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАЦИОНАРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КУРСКОГО ПАНСИОНАТА ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ И ТРУДА «СОСНОВЫЙ БОР»

СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 9 1 .1.ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 9 1.2. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 19 1.3.СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИИ 30 ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГСУ СОН КУРСКОГО ПАНСИОНАТА ВЕТЕРАНОВ ВОЙНЫ И ТРУДА "СОСНОВЫЙ БОР" 40 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГСУ СОН ...

      Несомненный интерес представляет теория структуры личности, разрабатываемая К.К.Платоновым, который определяет структуру личности в качестве динамической функциональной структуры, включающей четыре основные подструктуры: биопсихические свойства, психические процессы, опыт, направленность, — на которые накладываются еще две подструктуры: способности и характер личности. В качестве критериев, объясняющих структуру личности, называются такие: каждая подструктура имеет свой специфический вид формирования, а именно: направленность — воспитание, опыт — обучение, психические процессы — упражнение, биопсихические свойства — тренировку.       Специальная социологическая теория личности сосредоточивает внимание на одном из механизмов взаимодействия личности и общества, в одной из сфер социальной деятельности. Основой концептуальной модели марксистской социологии личности является социологическая структура личности, ибо она непосредственно выражает диалектику социального и индивидуального в развитии и функционировании личности. В этой модели выделяется ряд уровней, сообразно уровням социальной детерминации личности. Каждый из них объединяет соответственно социальные нормы и ценности, связанные с ними виды деятельности, а такие потребности и ценностные ориентации личности.       В опубликованных работах в качестве иллюстрации методологического принципа предлагается такая, например, категориальная схема социологии личности в соответствии с логическими взаимосвязями обозначаемых ими явлений: общество, формирование личности, социальная деятельность, потребности, смысл жизни, личность. Каждой такой ступени соответствует определенный категориальный ряд.

19 стр., 9273 слов

Социальные нормы поведения и отклонения от них в процессе социализации

... которого человек избирательно вводит в свою систему поведения те ... 1. Социально-педагогическая виктимология: социальные нормы и отклонения от них в процессе социализации Социализация - это процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях, в ходе ...

Так, общество включает в себя элементы и стороны социальной системы; формирование личности состоит из процесса воспитания, социализации, адаптации; социальной деятельности соответствуют такие категории, как образ жизни, социальные роли, социальный статус, жизненный путь; потребностям соответствуют мотивация социальной деятельности, ценностные ориентации, социальные установки, интересы, мотивы, цели, социальные нормы; смысл жизни соотносится с категориями: смысл деятельности, идеал, вера, надежда, любовь, долг, счастье, справедливость; личность включает такие категории как социальный тип личности,  социологическая структура личности, духовный мир личности.       Концепция Л.Н. Когана, основой которой является положение о реализации личностью сущностных сил человека, включает следующие элементы: способность к выполнению того или иного вида социальной деятельности; социальные потребности; знания, навыки, умения; человеческие чувства.       Социологическая структура личности, с точки зрения Е.С. Ануфриева, включает следующие компоненты: способ осуществления в деятельности социальных качеств, проявляющийся в образе жизни и таких видах деятельности, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая; объективные социальные потребности; способности к творческой деятельности (врожденные), знания, навыки; степень овладения культурными ценностями, т.е. духовный мир личности: нравственные нормы и принципы, убеждения.       П.П. Лямцев, рассматривая личность в социально-философском аспекте, вслед за П.Е. Кряжевым, в основу ее социологической структуры кладет деятельность, включая туда также общение и сознание.

Социологической подход в исследовании личности предполагает выделение содержательных параметров. Так, Э.В. Соколов выделяет в личности три содержательных структурных уровня: социально-культурные роли, социальный характер и экзистенциальные структуры. Последний уровень из названных характеризуется более содержательным наполнением, чем предыдущие. Субъективная сторона каждого из уровней проявляется в виде эмоциональных состояний. Эту сторону личности он определяет с помощью понятия «ценностные ориентации», включающего в себя интересы, установки, направленности, цели. Каждый из названных структурных уровней личности проявляется объективно в поступках, продуктах деятельности и культурных формах.       В западной науке развитие личности представлено многообразием школ и направлений. В символическом интеракционизме (Ч.Кули, Дж.Мид, Дж.Холмс и др.) интеракционисты отстаивали позицию, согласно которой личность и общество представляют из себя продукт взаимодействия (интеракции) между людьми. Личность предстает как функция, производная от полностью социально обусловленного «Я». Основу личности составляет самосознание, которое является результатом социального взаимодействия. Индивид воспринимает себя как объект, глазами окружающих, т.е. не прямо и непосредственно, а косвенно — посредством частных точек зрения других индивидов или же социальной группы как целого. В данном случае отдается приоритет неформальным отношениям и умаляется роль социальных институтов. Эта теория подчеркивает социальную природу внутреннего мира личности. Так, развивая концепцию о двойственной природе интегрального «Я»(Self) Джеймса (Self = I(Я-сам) + Me(Я-меня)), Дж.Мид исходил из трех основных посылок:

1) люди реагируют на окружающую среду в зависимости от значений — символов, которыми они наделяют свое окружение;

2) эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия — интеракции;

      3) социокультурные значения изменяются в результате индивидуального восприятия в рамках взаимодействия между людьми.

      Ч.Кули и Дж.Холмс в оценке личности отстаивали необходимость учета

следующих позиций:

      1) человек каков он есть на самом деле;

2) каковым он видит сам себя;

3) каким его видит партнер;

4) партнер каков он есть на самом деле;

5) партнер каким он видит сам себя;

6) партнер каким его видят со стороны;

7) представляемый образ человека со стороны партнера;

8) представляемый образ партнера со стороны человека.

      В целом, в символическом интеракционизме отразилось процессуальное видение социального мира, который предстает как непрерывный процесс приспособления участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний других.       В теории потребностей и ориентаций личность представляет собой совокупность социогенных потребностей и ориентаций, формируемых обществом. Концепция социальной установки определяет личность как результат неосознанных установок, которые формирует общество самим фактом постоянного, повседневного воздействия («давления») на индивида.

      Основные положения ролевой теории личности были разработаны американскими социологами Дж.Мидом, Р.Мертоном, Т.Парсонсом, западногерманским социологом Р.Дарендорфом. Основу концепции Дж.Мида составило положение, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, закладывающаяся еще в детском возрасте, принимает на себя роли других людей. Дж.Мид выделил три стадии исполнения ребенком взрослых ролей: подготовительная (имитация поведения взрослых без понимания); игровая (при понимании поведения людей, но исполнение роли еще не устойчиво) и заключительная (поведение устойчивое, целенаправленное, при способности перенимать роли других людей).

В концепциях Р.Мертона, Т.Парсонса, Э.Морено личность трактуется как совокупность ролей, исполняемых индивидом в обществе, производных от совокупности тех групп, в которые включен индивид.

4.ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин `социализация` соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность — процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин `социализация` применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие `социализация` не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Личность как объект общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов – социализации и идентификации. Социализация – это процесс усвоения индивидуумом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования, социальных норм и ценностей, необходимого для его успешного функционирования в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность учитывать в социальной жизни. В процессе социализации личности принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д. Для успешной социализации, по Д.Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, сто от них ждет целая группа людей.

      Важной в социологии личности является проблема социализации. Приоритет введения в научный оборот понятия «социализация» принадлежит Э.Дюркгейму. Данный термин он применил для обозначения различия предмета «науки о воспитании» (специфической теории дюркгеймовской социологии) от предмета собственно педагогической науки. Проблематикой социализации личности специально занимались М.Вебер, П. Тиллих, М. Шелер, Т. Литт и др.       В литературе термин «социализация» трактуется, как:

      — «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»;

     . — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»;       — «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»;

      Социализацией называется процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей (группа, социальный институт, социальная организация) посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых сформируются социально значимые черты личности. До настоящего времени ни в социологии, ни в социальной психологии не установилось единство взглядов на содержание процесса социализации, но при любом понимании данного процесса очевидно, что общество наделяет личность определенным набором социальных качеств, а личность усваивает элементы культуры, социальные нормы и ценности и преобразует социальный опыт в собственные установки, ценностные ориентации, убеждения.       В западной социологии социализация личности рассматривается преимущественно как объект внешнего воздействия к социальному обучению, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности и др. Так, у Дж.Смелзера в социализации действуют три фактора: ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. По его мнению, личность проходит три стадии:

     1) стадию подражания и кооперирования детьми поведения взрослых;      2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;      3) стадия групповых игр, когда дети учатся понимать ожидания целой группы людей. В социализации выделяют две фазы — социальную адаптацию и интериоризацию. Первая фаза означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым Функциям, социальным нормам, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая фаза — интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

      Механизм приобретения, изменения и утраты индивидом тех или иных социальных качеств неразрывно связан с функционированием различных социальных институтов, организующих совместную деятельность людей. Социализация индивидов выступает как неотъемлемый результат их существования. К социальным институтам относятся прежде всего семья, школа и трудовой коллектив. Среди них особое место занимает трудовой коллектив. Обычно выделяют несколько моментов, связанных с этим. Во-первых, трудовой коллектив наделяет своего члена наиболее значимыми социальными свойствами, отражающими его место в системе общественного разделения труда. Во-вторых, приобретение многих политических и культурно-бытовых свойств человека зависит от его места в сфере производства. В-третьих, именно трудовой коллектив, в той или иной форме оценивающий способности и иные качества своего члена, наделяет его левыми социальными свойствами.

      Роль трудового коллектива в социализации индивида общепризнанна, но необходимо учитывать и те, что личность — объект и субъект социального взаимодействия. Характер перевода социальных норм, ценностей во внутренний мир человека обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.

      Следует подчеркнуть, что в отечественной социологической науке долгое время преобладала точка зрения, согласно которой критерием социализированности человека является готовность человека к трудовой деятельности. Поэтому было принято выделять дотрудовую, трудовую и послетрудовую периоды социализации. Но при такой периодизации не в полной мере учитывались особенности социализации в детском возрасте и своеобразие ресоциализации взрослых.

      Проблема индивидуальности в процессе социализации в разных концепциях рассматривается по-разному. В теориях, в которых социализация понимается преимущественно как процесс приобретения личностью типичных, повторяющихся черт, основное внимание уделяется пассивно-адаптационным механизмам формирования личности типа подражания, имитации, идентификации. Наоборот, когда под социализацией представляется процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни, как результат активно-преобразующей деятельности, акцент смещается на анализ взаимодействия высших социальных факторов и внутренних особенностей личности, ее ориентаций, жизненного опыта, интересов.       Можно рассмотреть процесс социализации, выделяя детство, юность, зрелость и старость. Определенный интерес представляет позиция по разграничению процесса социализации на «первичную» и «вторичную».       Социальный институт социализации составляют социальные группы и организации. В данном случае можно определить роль и значение семьи, дошкольных учреждений, школы, других учебных организаций, средств массовой коммуникации, формальных и неформальных организаций, трудовых коллективов в становлении и формировании личности. Однако не следует забывать, что внешняя среда, а точнее функции, социальные роли, выполняемые индивидам и в социальных институтах, обуславливают важнейшие черты и свойства личности.      

Социология личности — Стр 2

5.ПОНЯТИЯ ДИВИАЦИИ И ЕЕ ЧЕРТЫ. ТЕОРИЯ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

      Социология девиантного поведения является специальной социологической дисциплиной, становление которой приходится на конец XIX — начало ХХ века, что связано с исследованиями Э. Дюркгейма, предложившего социологический подход к изучению форм социальной патологии. Как отрасль социологического знания социология девиантного поведения развивалась прежде всего за рубежом. В России проблематика социальных девиаций исследовалась главным образом в рамках криминологии, психиатрии, педагогики. Только в последнее двадцатилетие ХХ века на волне возрождения социологии в нашей стране проблема социальных отклонений стала активно исследоваться отечественными социологами.

      Социальные отклонения (девиации) имеют многоуровневый характер проявления. Как индивидуальный поведенческий акт, девиация изучается психологией, педагогикой, психиатрией. Девиантное поведение — предмет изучения социологии, социальной психологии, права, конфликтологии.

      При рассмотрении проблемы девиантного поведения необходимо обратить внимание на биологическое, психологическое и социологическое направления в объяснении природы отклоняющегося поведения.

      Биологизаторское направление акцентирует внимание на так называемом природном, биологическом факторе, предрасположенности людей к различным формам девиантного поведения. В теории этологии (науки о поведении) К.Лоренца утверждается тезис о характерности для человека инстинкта агрессивности, которую не смог Homo Sapiens преодолеть в процессе своего эволюционного развития. В концепции антропологической школе уголовного права, работах Ч. Ломброзо «Преступный человек», «Преступление, его причины и средства лечения» обосновывалась идея существования людей с врожденной наследственностью к аморальному и преступному поведению. Согласно его теории «криминальному типу» характерны определенные антропологические признаки (узкий лоб, квадратный, массивный подбородок, выступающая нижняя челюсть и т.п.).

      Сторонники теории эндокринного предрасположения человека к преступлению (Ди Тулио, Р.Фунес) в качестве основной причины преступного поведения выделяли наличие аномалий в железах внутренней секреции. Определяя врожденную предрасположенность людей к девиации, американский психолог и врач У. Шелдон выделял особенности строения тела. В зависимости от строения тела он различал три типа людей (эндоморф, мезоморф и эктоморф).

Он полагал, что строение тела человека обусловливает те или иные качества, проявляющиеся в его жизнедеятельности. Так, для эндоморфного человека характерны: умеренная полнота, мягкое, несколько округлое тело, умение ладить с окружающими, быстро устанавливать и поддерживать с ними контакт. Они сильно зависимы от своих желаний. Эктоморфу свойственна изящность и хрупкость строения тела, склонность к самоанализу. Он наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. У мезоморфа сильное и стройное тело. Поэтому он активен, менее чувствителен и проявляет повышенное беспокойство, часто перерастающее в агрессивность. По У. Шелдону именно этот тип человека более склонен к разным формам девиации.       Идеи врожденной девиации придерживались Прайс и Уиткин. Они доказывали на основании богатого экспериментального материала, что девиантность есть следствие аномалий половых хромосом человека. Ими была выведена формула сочетания хромосом человека, склонного к девиации — «ХУУ». Следует отметить, что не все согласились с результатами их исследований. Однако, несомненно, то, что мужчины с подобным набором хромосом менее интеллектуально развиты.       В психологическом объяснении девиация рассматривается как следствие слабоумия, психопатии, дегенеративности. В частности, П.Роуч считал социальные отклонения — психическими заболеваниями, а Ж.Пинатель причины девиации видел в особенностях психики и нервной системы человека (эффективность, лабильность).

      В культурологическом подходе выделяется конфликт между нормами субкультуры и господствующей культуры (Селлин, Миллер, Суперленд, Клауорд, Оулин) и проявление стигмитизации (наклеивание ярлыков) Г.Беккера.       Концепция «конфликта культур» заслуживает внимание тем, что в ней излагается механизм возникновения социальных отклонений под воздействием социо-культурного окружения человека. Согласно концепции сторонников «конфликта культур» (А.Коэн, Д.Мау и У.Миллер) социальные девиации возникают в результате конфликтов между нормами культуры. Так, поведение или поступок молодого человека, одобряемый с позиций субкультуры молодежи или культурных норм, принятых среди его социального окружения, могут быть оценены как отклоняющиеся с позиций культурных норм, принятых в другой социальной группе или с позиций другой субкультуры.       По А.Коэну и У.Миллеру девиация имеет место, когда человек идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры, или же когда его поступок является нарушением ценностей и норм социальной группы, в которую входит этот человек (Д. Дуглас).

В рассматриваемой концепции девиантному поведению люди учатся друг у друга, усваивая его образцы в той социально-культурной среде, в которой они находятся. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в том числе и преступному поведению, в ходе общения с носителями этих ценностей. Так, Эдвин Сатерленд, анализируя влияние среды непосредственного общения в передаче человеку навыков и образцов девиантного поведения, выявил, что этот процесс обуславливается активностью и степенью глубины общения. Им была также установлена зависимость между возрастом и интенсивностью заражения девиацией. Чем человек моложе, тем он с большей готовностью усваивает образцы поведения, навязанные другими.

Таким образом, в обществе возникает несколько нормативных систем, противоречащих друг другу. Их регулирующее действие слабеет, люди теряют ориентацию, и следствием является усиление девиации, проявляющейся в различных формах.

      Развитие теории аномии получило в работах Р. Мертона, в которых причина девиации объяснялась разрывом между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Нарушение равновесия между целями и средствами деятельности, создает состояние аномии. Р.Мертон в зависимости от отношения людей к определяемым культурой целям своей деятельности и предоставляемым для их реализации социально-организованным средствам выделил пять типов возможного поведения:       1) подчинение (принятие целей и средств);

  2) инновация (принятие целей и отрицания средств);

      3) ритуализм(отрицание целей и принятие средств);

      4) ретретизм, уход (отрицание и целей, и средств);

      5) мятеж или бунт (отрицание целей и средств, с заменой их на новые).

      Например, подчинение — не что иное, как нормативный тип поведения, или конформизм. Это наиболее социально одобряемый тип поведения людей. Инновация — это уже разновидность девиации, но позитивной направленности, связанной с поиском и использованием новых, более совершенных средств для достижения поставленных целей. Этот тип поведения очень важен для анализа, т.к. здесь все внимание уделяется достижению цели, характеру же избираемых средств не придается никакого значения. Ритуализм означает отрицательное отношение к целям вплоть до их забвения при сохранении прежних средств деятельности, способов поведения. Это так называемый ритуальный тип поведения, также являющийся формой проявления девиации (например, религиозная деятельность, бюрократизм и т.п.).

Ретретизм связан с отрицанием целей жизни, и каких бы то ни было средств их достижения. Как форма девиантного поведения ретретизм связан с алкоголизмом, наркоманией, самоубийством. Мятеж или бунт означает отказ от прежде существующих целей и средств, с заменой их на новые путем коренных, революционных перемен. Это также является формой девиации, позитивной направленности, связанной с социальным творчеством.

     В целом, оценка любого социального отклонения предполагает учет действия следующих факторов: во-первых, позиции интересов господствующих в обществе сил; во-вторых, с точки зрения той социальной общности, группы, в которой это отклонение имеет место; в-третьих, условия конкретного исторического времени и, в-четвертых, перспективы общественного развития.

6.ВИДЫ ДИВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

      В самом широком смысле слова девиация означает поступки или действия, выходящие за пределы общепринятых норм, или же вызывающие неодобрение со стороны общества. К примеру, Н.Смелзер девиацию определяет как соответствие или несоответствие поступков социальным ожиданиям. Узкая трактовка подразумевает негативное отношение к социальным нормам, регулирующим поведение индивида или группы людей. В таком случае Н.Смелзер предлагает рассматривать девиацию как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя».       Девиации включают в себя как отклонения, связанные с тенденцией прогрессивного развития общества (различные формы социального творчества), так и отклонения, характер, масштаб и последствия которых представляют угрозу общественному развитию (преступность).

Обычно предметом социологии отклоняющегося поведения предстают девиации с ярко выраженной направленностью (алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство и преступность).

      Сам по себе феномен социальных девиаций вполне объективен и закономерен, он обусловлен действием закона единства и борьбы противоположностей. Как форма проявления противоречий девиации отражают в себе противоречивый характер общественного развития, а целый их ряд несет в себе прогрессивный потенциал этого развития. Это объясняется тем, что социальные отклонения, не соответствующие различным социальным нормам, могут быть как положительной, так и негативной направленности.

      Под девиацией положительной направленности понимается социальное творчество, различные формы социальной активности и новаторства, которые могут противоречить или не соответствовать сложившимся в обществе в конкретных исторических условиях нормам, шаблонам, стандартным поведениям1, но в то же время содержать в себе огромное прогрессивное начало и в связи с этим встречать в общественном мнении либо одобрение, пусть даже скрытое, либо нейтральное отношение. Эти формы отклонений могут содержать в себе высокие нравственные, политические, этические и т.п. начала, отражать в себе ценности более высокого уровня, для широкого проявления которых общество еще не созрело. Например, движения декабристов, народников, правозащитников, великие научные открытия, революционная, национально-освободительная борьба и т.п.       Кроме того, в обществе немало таких отклонений, которые не несут в себе какой бы то ни было разрушительный потенциал, а отражают собой особенности той или иной субкультуры. Например, увлеченность молодежи 60-х годов музыкой «Битлз», следование моде «хиппи», преклонение перед «тяжелым роком» в 80-е годы и т.п.

      Одной из самых распространенных форм отклоняющегося поведения, и в то же время биопсихосоциальным заболеванием является алкоголизм. Особенность действия алкоголя, как и наркотика, состоит в том, что он при частом употреблении формирует у человека сильную психическую и физиологическую зависимость, включаясь в качестве компонента в механизм обмена веществ.       Алкоголизм — это болезнь человека, имеющая часто очень тяжелые формы протекания. Как социальное отклонение, алкоголизм имеет очень широкое распространение, влечет за собой ярко выраженные последствия негативного характера, тесно связан и обусловливает другие формы социальных девиаций (преступность, суицид, аморализм).

В этом и состоит главный социальный вред алкоголизма.       Социальная значимость проблемы алкоголизма определила многоаспектный подход к ее решению. Вся история алкоголизма — это история попыток человечества ограничить его распространение, уменьшить его разрушительное действие на человеческий и общественный организм, осуществляющееся в основном в двух направлениях. Это антиалкогольная политика со стороны государства, проводимая в форме ограничений на спиртные напитки (ограничение времени и мест продажи, введение возрастного ценза, талонов на приобретение и т.п.).

Это и массовые антиалкогольные, трезвеннические движения, организаторами которых выступают общественные организации, социальные группы, озабоченные распространением алкоголя и его социальными последствиями.       Проблема алкоголизма является предметом изучения целого ряда наук (медицины, биологии, психиатрии, психологии, социологии, этики, юриспруденции, педагогики), которые решают задачу познания феномена алкоголизма, причин его распространения, поиска средств и способов преодоления. Но как тяжелая болезнь и социальное явление алкоголизм, несмотря на борьбу с ним, имеет тенденцию к устойчивому распространению и весьма живуч, поэтому-то в народе и получил название «зеленый змий». О степени распространенности алкоголизма обычно судят по трем взаимосвязанным показателям: уровень производства спиртных напитков, уровень их потребления на душу населения и число лиц, страдающих этой болезнью.

      Социологические исследования последних лет позволяют судить, что в 52% случаев причиной пьянства послужило влияние семьи, употребление алкоголя одним или обоими родителями, возникающие на этой почве конфликты; в 10% — снисходительное отношение жен к пьянству мужей (мы уже говорили о семейной форме алкоголизма); 38% считают пьянство привычкой; 26% объясняют употребление алкоголя влиянием непосредственного круга общения (друзья, товарищи, сослуживцы).

Причиной употребления спиртного в неумеренных дозах можно также считать стремление человека уйти от тех или иных проблем в «зазеркалье», поднять тем самым настроение, жизненный тонус. Целый ряд пьющих людей объясняют свое пристрастие существующей в обществе традицией сопровождать выпивкой как радостные, так и печальные события.       Наркомания представляет собой болезненное влечение к наркотическим средствам. Она оценивается как заболевание, выражающееся в непреодолимом влечении к наркотикам и постепенно приводящее к глубокому истощению физических и душевных сил человека, к его деградации, а часто и к гибели. А так как наркомания имеет серьезные отрицательные последствия не только для отдельного человека, но и для общества, она рассматривается как устойчивое социальное явление, как одна из форм отклоняющегося поведения. В этом смысле употребляется термин «наркотизм».

На распространение этого вида социального зла сказались издержки кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом, проведенной в стране в 80-е годы, а главное — к концу 80-х годов в стране окончательно сформировались и проявились кризисные явления во всех сферах общественной жизни. Переход к рыночным отношениям в начале 90-х годов еще больше усугубил ситуацию. Стихия рынка привела к ослаблению социального контроля в обществе. В 1991 году Верховным Советом РФ было отменено уголовное наказание за немедицинское применение наркотиков. Такое решение способствовало увеличению числа больных, которые добровольно обратились за лечением, но оно и стимулировало самый рентабельный в мире вид преступного бизнеса — наркобизнес. Кроме того, «чистый» с точки зрения распространенности наркотиков рынок России привлек к себе внимание зарубежных контрабандистов.

      Наркомания — это болезнь молодых людей, и поэтому среди привлекающихся к ответственности за преступления, связанные с наркотическими средствами, — 56-60% составляет молодежь 18-30 лет. Наркомания распространена главным образом среди мужчин (91%) и в больших городах, 46% среди наркоманов составляют ранее судимые. Официальная статистика не полностью отражает реальное состояние дела, т.к. это социальное явление имеет латентные формы. Это своеобразный айсберг, подводная («теневая», криминальная) часть которого глубоко скрыта.

      Как социальное явление, наркомания имеет медицинский, психологический, правовой, нравственный, социологический аспекты. Поэтому ее преодоление должно осуществляться по всем этим направлениям. Фон, на котором расцветает наркомания, представлен особенностями социальной среды (от макро- до микроуровня), в которой живет человек, и особенностями его психофизиологической реакции на влияние этой среды, относительной доступностью наркотических средств, отсутствием целенаправленной воспитательной работы, стройной системы мер предупреждения наркомании и социальной реабилитации больных ею.

      Проституция является одной из форм девиантного поведения. Под ней понимается вступление в случайные внебрачные сексуальные отношения, лишенные чувственно-эмоционального, а часто и физиологического удовлетворения, осуществляемые за плату или иную форму вознаграждения.       У проституции отмечается ряд характерных признаков: неразборчивость в выборе партнеров, «публичность», т.е. достоверная известность о ремесле проститутки, корыстность, лежащая в основе половой близости, отсутствие личностных симпатий друг к другу со стороны партнеров, доступность лица, занимающегося проституцией, практически каждому желающему удовлетворить свою половую страсть, специфический образ жизни. Естественно, любой из обозначенных признаков в каждом случае может иметь при проявлении те или иные оттенки. Наиболее существенны из данных признаков — безличный и корыстный характер сексуальных отношений. Совокупность этих признаков позволяет, хотя и не жестко, ограничить проституцию определенными рамками, выведя за их пределы таких форм, как брак по расчету, внебрачные сексуальные отношения, основанные на личной симпатии, эмоциональных влечения и т.п.       Как уже отмечалось, источником всех форм социальных девиаций выступают социально-экономические факторы. Если же рассматривать конкретно проституцию, то объективной основой ее возникновения и существования выступают товарно-денежные отношения и моногамная семья.       В настоящее время главным побудительным мотивом проституции является стремление к получению относительно легким путем сравнительно высокого дохода. В отличие от предыдущих исторических времен, когда проституция побуждалась состоянием крайней нужды, безработицей женщин, их дискриминацией и т.п., современная проституция не является единственно возможным способом обеспечения женщиной своего существования.       Проституция выполняет ряд социальных функций. Во-первых, она является средством перераспределения доходов в условиях существующего социального и экономического неравенства и фактически ограниченного доступа женщин к высокооплачиваемым должностям и профессиям. Добавим сюда и более высокий по сравнению с мужчинами уровень женской безработицы.       Суицидальное поведение как относительно распространенное социальное явление является одной из форм отклоняющегося поведения и означает намеренное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относят завершенный суицид, попытки и намерения.

      В силу своей парадоксальности самоубийство в истории человечества оценивалось по-разному: от категорического отрицания самой мысли о нем и осуждения попыток до признания достойным способом ухода из жизни. В разные исторические периоды развития человечества самоубийству давались различные нравственные и правовые оценки.

      Первые социологические исследования суицидального поведения относятся к началу XIX века. Некоторые статистические закономерности распространенности самоубийств были установлены А.Кетле. Например, зависимость между количеством самоубийств и социально-экономическим состоянием общества: в странах со стабильным состоянием общества стабилен и уровень самоубийств и, наоборот, их количество возрастет во времена депрессий, социально-экономических и политических потрясений.

      Социальная природа самоубийств проявляется в относительной устойчивости их уровня в различных странах за определенные промежутки времени, такая же устойчивость характерна и для общей смертности у всех народов, достигших одного и того же уровня культуры. Социальная природа самоубийств проявляется в зависимости их уровня от состояния экономики. В периоды кризисов, спадов экономического производства, роста инфляционных процессов резко возрастает число суицидов.

      Рост суицидальных попыток и суицидов в целом для людей среднего возраста во многом объясняется различными реактивными, психическими состояниями в ответ на повышение в последние годы социальной напряженности, утраты уверенности в завтрашнем дне, обостряющиеся материальные проблемы.       На состояние суицидального поведения оказывает влияние семейное положение человека, его социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе и профессии.

      Уровень суицидального поведения находится в тесной корреляционной зависимости с другими формами девиации и прежде всего алкоголизмом. Специалисты однозначно связывают существенное снижение числа суицидов с проводимой в эти годы антиалкогольной кампанией.

      Не ослабевает тенденция к росту так называемых пограничных состояний — неврозов, депрессий, психосоматических расстройств и т.д. По расчетам специалистов подобные явления наблюдаются примерно у 30% населения.       Главным рычагом в решении проблемы суицидального поведения может стать действительная программа по социальной реабилитации лиц, подверженных психическим отклонениям и депрессиям.

Личность не растворяется в социальном институте, в частности, в трудовом коллективе, а относится к ней как самостоятельная единица. Воздействие коллектива может быть и отрицательным. Это возможно, когда объединение людей в коллективы носит лишь формальный характер. Ориентация деятельности коллектива только на выполнение определенных задач обедняет социальные связи его членов, сужает сферу деятельности. Если при этом члены коллектива не участвуют в решении каких-то дел, связанных с выполнением ими должностных обязанностей, не учитываются их мнения, если отсутствует общественный контроль и т.д., то трудно возникнуть единству интересов его членов. В таких условиях нормальное протекание процесса социализации и воздействие коллектива на личность затруднено.

В связи с этим необходимо рассмотреть проблему социального контроля, которая является центральным вопросом взаимоотношении индивида и общества. Под социальным контролем понимается способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающей упорядоченное взаимодействие составляющих её элементов посредством нормативного (в том числе и правового) регулирования. Социальные отношения между индивидами и обществом складываются в условиях социального контроля. Однако здесь не простое отношение субъекта к объекту, не однолинейный процесс «воздействия» общества на личность, но всегда процесс активного взаимодействия этих, хотя и взаимосвязанных, но различных по характеру элементов.       Динамическая модель социального контроля включает в себя следующие основные элементы: индивид; социальную общность (группу, класс, социальную организацию, общество); индивидуальное действие; социальное (групповое) действие. Индивидуальное и социальное действия соотносятся как контролируемое и контролирующее.

      Социальный контроль перестает существовать, если он не влияет на самосознание личности. На содержание самосознания влияет представление личности о том, каким его считают окружающие. Социальное поведение личности в значительной мере складывается из реакции человека на мнение о нём окружающих людей. Реакция окружающих во многом предопределяет подчинение индивида требованиям социального контроля. Помимо социальных институтов, большую роль в процессе функционирования системы социального контроля играют общественное мнение и пропаганда.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. — М.: Центр, 1997.

2. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.

3. Тощенко Ж.Т. Социология. — М.: Прометей, 1994.

4. Фролов С.С. Социология. — М.: Логос, 2001