«Технологизация социально-психологической работы с женщинами в системе социального обслуживания: теоретико-методологические аспекты»
Социально-психологическая работу в системе социального обслуживания – это деятельность психологов социальных служб, направленная на содействие психически здоровым индивидам в улучшении их психологического здоровья и повышение уровня социализированности путём предоставления им информации, идей и специальных приёмов, позволяющих изменить своё положение или отношение к нему. При этом клиентом считается индивид, непосредственно обратившийся за помощью в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социально-психологические услуги. Основными видами социально-психологической работы являются: диагностика, коррекция, консультирование, профилактика, просвещение и активное социально-психологическое обучение. Её феноменальность заключается в том, что она позволяет улучшить общество и среду посредством внутренних изменений самих клиентов.
Отмечается, что психолог в системе социального обслуживания выступает в роли помощника, организатора, психодиагноста, консультанта, информатора, инноватора, методолога, психотерапевта, реабилитолога, эксперта. Его поле деятельности составляют социально-психологические проблемы трёх типов: 1) проблемы развития той социальной службы, в которой он работает; 2) проблемы самого психолога как субъекта деятельности в системе социального обслуживания; 3) проблемы клиентов, в данном случае — женщин. Методологической основой его работы с клиентами в трудной жизненной ситуации являются теории взаимоотношений клиента и психолога: подходы и концепции, разработанные в руслах психоанализа, бихевиоризма, когнитивизма, гештальт-психологии, телес-но-ориентированной теории, экзистенциально-гуманистической школы психологии. Обращается внимание на динамику понимания роли клиента в процессе помогающих отношений: в психоанализе ему отводится пассивно-восприни-мающая роль, в следующих за ним подходах он становится соучастником помогающего процесса, а в гуманистически-ориентированных теориях и деятельностном подходе превращается в субъекта собственной жизни. Восприятие клиентом его ТЖС реже рассматривается как ошибочное, чаще как отличное, и в работе с ним предпочтение отдаётся методам активного социально-психологического обучения, мягко направляющим на «свой путь».
Определение основных направлений реформирования системы социального ...
... Объектом исследования данной работы является социально незащищенная часть населения Алтайского края. Предмет исследования -- система социального обслуживания населения Алтайского края. Главной целью настоящей работы является определение основных направлений реформирования системы социального обслуживания населения Алтайского ...
Анализируются само понятие «трудная жизненная ситуация» и теории, объясняющие поведение человека в ней, констатируется факт того, что научная дискуссия о том, «Что в большей степени определяет исход трудной жизненной ситуации: личность (персоналисты) или ситуация (ситуационисты)»? – привела к необходимости изучать личность-В-ситуации, а, следовательно, и работать с клиентом-В-ситуации.
Систематизируются признаки трудных жизненных ситуаций (высокая сте-пень значимости происходящего для человека; отсутствие или невозможность использования привычных схем решения возникающих задач; неопределённость перспектив развития ситуации; уровень «биографического стресса»; субъективная оценка человеком его ситуации как трудной; возможные потери; варианты решения; ресурсы и возможности — физические, психологические, интеллектуальные, моральные, временные; опыт преодоления трудных ситуаций).
Отмечается, что понятие «трудная жизненная ситуация» сформулировано в Законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» (1995 г.) и в Национальных стандартах социального обслуживания». Оно ориентирует работников социальных служб в первую очередь принимать к сведению объективные признаки положения клиента, тогда как субъективная составляющая ТЖС игнорируется. Поэтому при категоризации ситуации и моделировании технологии социально-психологической работы с женщиной, предлагается пользоваться следующим определением: трудная жизненная ситуация – это положение, в котором человек обнаруживает рассогласование между субъективным образом мира и внешним миром, придаёт большое значение происходящему, безуспешно использует привычные схемы переживания, осмысления и решения возникающих задач, не видит перспектив благоприятного развития событий, достигнутый им уровень социально-психологической адаптации снижается.
На основании проведённого анализа исследований личностных и ситуативных факторов ТЖС делается ряд выводов относительно организации работы психологов социальных служб с женщинами, суть которой — социально-психологическая помощь (информация, идея, специальные приёмы), направленная: а) на преобразование внутреннего мира клиентки и коррекцию её социально-психологических качеств; б) на изменение её социальной ситуации; в) на коррекцию взаимодействия между личностью и средой.
Большое внимание уделяется концепции совладания и её методам. Раскрывается содержание термина «копинг-поведение» — то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. В отечественной психологии термин «совладающее поведение» стал употребляться в 1990-е гг. В настоящее время изучается совладающее поведение в семье, на разных этапах возрастного развития, в ситуации болезни, формирующейся зависимости и др. Основная масса исследований направлена на изучение таких ресурсов совладания, как локус контроля, социальный интеллект, самооценка, «Я»-концепция Основные техники и приёмы совладания представляются в соответствии со стратегиями преобразования трудных жизненных ситуаций: а) защиты; б) совладание (преодоление и приспособление); в) переживание.
Практическое занятие № 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ...
... Практическое занятие № 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 7 Практическое занятие № 4. ... г. Утверждено методической комиссией факультета транспортных технологий, протокол № 5 от 13 января 2015 г. & ... от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для ...
В работе с женщинами автор отдаёт предпочтение ресурсному подходу, сложившемуся в рамках концепции преодолевающего поведения, и подчёркивает, что в психологической науке ресурс является основой механизма замещения одного психического явления другим. Работа с ресурсом отличает профессиональную психологическую помощь от информационной, предлагаемой в форме совета, наставления, рекомендации или инструктажа.
Показываются возможности применения в социально-психологической работе с женщинами концепции и метода индивидуальной психологии А.Адлера, концепции и метода индивидуации К.Юнга, характерологического анализа и метода самоанализа К.Хорни, концепции и методов психосинтеза Р.Ассаджиоли, концепции и методов трансактного анализа Э.Берна, гуманистической концепции и клиент-центрированного метода К.Роджерса, концепции и конфликт-центрированного метода Н.Пезешкиана, концепции «кризисного вмешательства» и методов кризисной интервенции, концепции и методов арт-терапии, трансгенерационной концепции и её методов, имиджелогической концепции и методов персонального имиджмейкинга, контактологической концепции Л.Б.Филонова, а также коучинга; возможности использования акмеологического подхода и его методов в целях супервизорской помощи самим работницам социальных служб.
Отмечается, что по мере расширения прикладных функций научного знания появились такие термины, как «технология управления», «технология успеха», «психотехнология», «человековедческие технологии». Раскрываются понятия: «технология», «социальная технология», «социально-психологическая технология»; определяются виды и формы социально-психологических технологий в системе социального обслуживания, а также их сущность и содержание.
Подчёркивается, что социально-психологические технологии представляют собой вид социальной технологии, учитывающей особенности и специфику социально-психологических процессов – внутриличностных, межличностных, между личностью и группой, межгрупповых, а также завершённую, строгую систему действий, нацеленную на решение конкретной практической задачи.
Представлена общая схема технологизации, выделены три основных направления технологизации работы с женщинами в системе социального обслуживания: 1) индивидуальная социально-психологическая работа; 2) работа с диадами (женщина +…); 3) групповая работа.
Социально-психологические технологии в системе социального обслуживания определяются автором как совокупность методов, методик, техник, способов и приёмов организации взаимодействия психолога и клиентов (групп), находящихся в трудной жизненной ситуации, применяемая первым по запросу и при непосредственном участии вторых с целью изменения их состояния, отношений, положения, социально-психологических характеристик и свойств, затрудняющих процесс социализации, а также с целью профилактики возможных осложнений.
Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического ...
... Целью исследования является изучение социально-психологических содержательных особенностей технологии психологического Интернет-консультирования. Гипотеза ... психологического консультирования и психологического консультирования в Интернете Психологическое консультирование это, прежде всего, работа с эмоциями и чувствами человека. Психологическое консультирование это психологическая работа ...
Раскрываются сущность и содержание технологии индивидуальной социально-психологической работы с женщинами, основным методом которой является диалог, а условием помощи – качество межличностных отношений в диаде «консультант — клиент». Выделены факторы, обусловливающие их эффективность.
Подчёркивается, что большинство современных отечественных консультантов придерживается эклектического подхода, т.е. конструирует собственную технологию, используя различные возможности и общую схему технологизации
Анализируются и представляются отечественные и зарубежные технологии работы с родительско-детскими и супружескими диадами. Рассматриваются технологии социально-психологической работы с женщинами, «отравленными» обидами, не удовлетворёнными отношениями с супругом, сожителем, ребёнком, с одним или обоими родителями.
Характеризуется технология групповой работы с женщинами, основанная на использовании интерперсональной помощи в условиях малой группы, где эксплуатируется групповой контекст для достижения индивидуальных и групповых целей, и на знаниях закономерностей функционирования группы. Охарактеризована общая модель групповой работы.
Представлена технология «балинтовской группы» для женщин — работниц социальных служб. Подчёркивается, что балинтовская группа для этой категории женщин одновременно является группой поддержки, тренинга и исследовательской группой, причём больше последней. Рассматриваются технологии социально-психологической работы с семьёй клиентки.
Анализируются применяемые в России технологии феминистской социальной работы. Подчёркивается сходство и указываются принципиальные отличия феминистской социальной работы и деятельности психолога с женщинами в системе социального обслуживания.
В итоге автор приходит к выводам:
1) теоретико-методологическую основу технологизации социально-психологической работы с женщинами в системе социального обслуживания составляют: а) социально-психологическая теория личности; б) теория социализации, в т.ч. гендерной; в) теория социально-психологической работы; г) концепции и методы социально-психологической помощи клиентам и группам в трудной жизненной ситуации, разработанные в руслах психоанализа, бихевиоризма, когнитивизма, экзистенциально-гуманистической школы психологии, гештальт-подхода и др.; д) принципы разработки эффективных технологий (универсальность, конструктивность, результативность, оперативность, простота и доступность в исполнении, надёжность, гибкость, экономичность, удобство в эксплуатации, оптимальное сочетание традиции и новации);
Социально-психологические технологии работы с условно осуждёнными ...
... срока . Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными .1 Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными .2 Социально-психологические технологии работы с условно-осужденными женщинами, несовершеннолетними, семьями Заключение Список использованной литературы Введение Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской ...
2) социально-психологические технологии в системе социального обслуживания имеют две формы – это программы, содержащие процедуры и операции, и сама деятельность, построенная на основе этих программ. Они соотносятся с основными видами социально-психологической работы и перечнем социально-психологических услуг населению. Их роль заключается в том, что они упорядочивают деятельность психологов, позволяют достичь заведомо предсказуемого позитивного результата во взаимодействии с клиентами, причём с наименьшими затратами и в оптимальные сроки;
3) современный этап совершенствования технологии социально-психологической работы с клиентами характеризуется интегративно-эклектическим подходом психологов к технологизации собственной деятельности. Он позволяет создавать новые модели целевых, интегративных и метапсихотехнологий путём интеграции принципов и методов нескольких психологических школ и в большей степени способствует удовлетворению социально-психологических потребностей клиентов и групп, но требует от психологов социальных служб высокого уровня технологической грамотности;
4) поскольку социально-психологическая работа в системе социального обслуживания в настоящее время преимущественно развивается по актуальной модели, постольку психологи социальных служб в большей степени нуждаются в моделях целевых и интегративных технологий работы с женщинами в трудной жизненной ситуации, которые включают методы работы с запросами о снятии симптома, о самопознании, об информации, о саморазвитии, о трансформации;
5) главным условием качественного улучшения социально-психологической работы с женщинами является её концептуализация.