Психосоциальная работа с беременными женщинами

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей психосоциальной работы с беременными женщинами 8

1.1 Психологические аспекты понимания беременности и материнства в различных теоретико-методологических подходах 8

1.2 Психосоциальные проблемы беременных женщин 13

1.3Направления, теория и технология психосоциальной работы с беременными женщинами 19

Выводы по главе 1 25

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей психосоциальной работы с беременными женщинами 27

2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 27

2.2Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 31

2.3 Методика психосоциальной работы с беременными женщинами 39

Выводы по главе 2 65

Заключение 67

Список литературы 69

Приложения 74

Введение

Актуальность исследования. Материнство является одной из наиболее значимых, фундаментальных ценностей человека. Тема материнства в последнее время является объектом пристального внимания и изучения многих наук: психологии, социологии, истории, этнографии, культурологии, философии Желанная беременность — это счастье для каждой женщины. Но, вместе с тем, беременность — это состояние новое, неизвестное, непривычное, и поначалу, возможно, пугающее. Эмоциональное и физическое здоровье беременной женщины напрямую влияет на течение беременности и родов, состояние плода и развитие ребенка.

Известно, что материнство — социо-культурный феномен, и его смысл и значение могут меняться вместе с культурой. Изучение феномена материнства и его отражения в самосознании женщины XXI века — актуальная социальная и психологическая проблема. Для самосознания современной женщины характерны две тенденции. Одна тенденция заключается в том, что женщина становится активным субъектом на поприще социальной деятельности. Другая состоит в том, что для женщины возрастает значимость семьи, а ребенок, зачастую, выступает как гарант возможной реализации полноценного бытия.

Психология материнства — одна из наиболее сложных и малоразработанных областей социальной и психологической практики. В настоящее время все более актуальной становиться проблема патологического протекания беременности и психосоциального сопровождения беременности. Существует ряд факторов, способствующих изменению в нормальном состоянии будущей матери – это и экология, стрессы, и эмоционально-неустойчивое состояние будущих мам, и семейные проблемы в молодых семьях и многие другие факторы. Все это создает угрозу возникновения проблем в течении беременности или угрозу прерывания беременности. Именно поэтому все более актуальным является проведение социальной поддержки беременных женщин.

27 стр., 13099 слов

Психосоциальная работа с инвалидами имеющими хронически протекающие ...

... 1. Исследовать теоретические аспекты проблемы 2. Проанализировать особенности организации психосоциальной работы с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические заболевания. 3. Экспериментально ... заболевания. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что комплексное изучение эффективности психосоциальной работы с инвалидами, имеющими хронически протекающие психические расстройства, позволит ...

Степень разработанности проблемы. Институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе (эти исследования проанализированы в работах И.C. Кона, М. Мид, Э. Эриксона, M.C. Радионовой, Г. Каплан и других).

Вопросы природы материнского поведения рассматривались зарубежными и отечественными учеными: Г.Г. Филлипова, Г.С. Васильченко, Д.Н. Исаевым, В.А. Сысенко, И.С. Коном, М. Мид, A.M. Толстых, Н.Н. Прихожаном, Х.Е. Фишером и др., большинство из которых ограничивались лишь рассмотрением природно-биологических проблем, в то время как механизм формирования материнства охватывает совокупность факторов от социальных и психологических до биологических.

Актуальность организации психосоциальной работы с женщинами в рейтинге приоритетов социальной политики российского государства обусловлена рядом тенденций развития мирового сообщества, в частности процессом глобализации и инициативами построения гражданского общества. Она нашла отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), в Конвенции о политических правах женщин (1954г.), в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979г.), в материалах четырёх Всемирных конференций по положению женщин, организованных и проведённых по инициативе ООН (1975-1995гг.).

Суть этих документов международного уровня заключается в том, что для построения гражданского общества необходимо в первую очередь разрешить «женский вопрос», что означает реструктурировать общество и его институты, чтобы женщины получили возможность реализовать свой половой потенциал в качестве равноправных партнёров мужчин во всех сферах жизнедеятельности и гендерные конфликты потеряли свою остроту. Что в свою очередь обеспечит более устойчивое развитие общества и выживание человечества.

Методологической основой исследования явились принципы системного и деятельностного подходов (П.К.Анохин, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.).

Теоретической основой явились положения, разработанные в трудах М. Арнольда, Н. Гилфорда, Ч. Джеймса, Л. Лазаруса, 3. Фрейда, К. Левина. А также в своем исследовании мы опирались на работы в области перинатальной психологии современных исследователей Е.А Климовой, И.В. Добрякова, Н.П. Коваленко, Н.В. Боровиковой и на теоретические положения физиологов И.П. Павлова, А.Н. Ухтомского, Н.В. Введенского и др.

Несмотря на достаточную разработанность проблему беременности и материнства в целом, остаются недостаточно систематизированными направления работы и сущность психосоциальной работы с беременными женщинами. Учитывая социальную значимость и актуальность данной проблемы, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Психосоциальная работа с беременными женщинами».

8 стр., 3968 слов

Воздейств вредных произв факторов на женщин

... день-два. Дальновидный работодатель не бу­дет резко менять режим работы женщин (назначение других часов прихода на работу и ухода с нее, изменение сменности и пр.), отчет ... интенсивный шум, значительно чаще (примерно на 30 %) болели, чем дети женщин, которых своевременно перевели на работу в малошумные цеха. Женский организм обладает высокой чувствительностью к воздей ...

Предметом исследования: психосоциальная работа с беременными женщинами.

Объект исследования – беременные женщины в возрасте 18-35 лет: женщины ожидающие первого, второго, третьего ребенка, женщины, только планирующие стать мамами и будущие матери-одиночки.

В данной работе будет предпринята попытка рассмотреть различные направления психосоциальной работы с разным контингентом беременных (и планирующих забеременеть) женщин.

Целью нашей работы является исследование особенностей и основных направлений и содержания психосоциальной работы с беременными женщинами.

В соответствии с определенными темой и целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1.провести анализ научной отечественной и зарубежной социальной, психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам материнства и рассмотреть психологические аспекты понимания беременности и материнства в различных теоретико-методологических подходах;

2. выявить психосоциальные проблемы беременных женщин;

3.охарактеризовать направления, теория и технология психосоциальной работы с беременными женщинами;

4.провести экспериментальное исследование особенностей психосоциальной работы с беременными женщинами;

5. определить сущность, направления и методику психосоциальной работы с беременными женщинами.

В исследовании применялись следующие группы методов:

1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, проведение психодиагностических методик);

3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, обработка полученных в ходе исследования данных.

Для достижения цели и подтверждения гипотез исследования, были подобраны следующие диагностические методики:

1.Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона;

2.«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова);

3.Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге (адаптация Балашовой Т.И.);

4. Методика диагностики самооценки психических состояний (Айзенк);

Научная новизна исследования заключаются в том, что изучение специфики и направлений психосоциальной работы с беременными женщинами выделено в качестве самостоятельного предмета исследования. Нами были рассмотрены проблемы материнства в целом и особенности беременных женщин в отечественной и зарубежной психологии, выявлены психосоциальных проблем беременных женщин и рассмотрена специфика психосоциальной работы с беременными женщинами, что составляет несомненный научный вклад в теорию психосоциальной работы с беременными женщинами.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные и разработанная система психосоциальной работы с беременными женщинами могут быть использованы социальными работниками и психологами в женских консультациях, родильных домах, перинатальных центрах.

14 стр., 6880 слов

Исследование причин безработицы среди женщин

... причин мешающих трудоустройству женщин. Задачи: 1. Рассмотреть проблемы женской занятости. 2. Проанализировать работу с безработными женщинами. 3. Провести исследование среди безработных женщин с целью ... образом, актуальность темы исследования очевидна. Сложность решения поставленных в работе задач определяется недостаточной разработанностью вопросов, связанных с занятостью женщин, теорией рынка ...

Рабочая гипотеза исследования: ценностные ориентации женщин отличаются в зависимости от того, каким по счету будущий ребенок является в семье, от социальной полноценности семьи; женщины, ожидающие не первого ребенка, будут более подготовлены к рождению ребенка и имеют меньшее количество психосоциальных проблем, нежели женщины, не имеющие детей. Существует необходимость в рассмотрении методики психосоциальной работы с беременными женщинами.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось в женской консультации г. Москвы при роддоме №18.

Структура и объем дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения. Работа иллюстрируется таблицами, диаграммами. Общий объем работы составляет 73 страницы……..

Список литературы

1.Абрамченко В.В. «Активное ведение родов», Санкт-Петербург, издательство «Специальная литература», 1996 г., стр. 594-607.

2.Айви А.Е., Айви М.Б., Саймек-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.:, 1999 – 487 с.

3.Айламазян Э.К. «Акушерство», Санкт-Петербург, издательство «Специальная литература», 1997 год, стр. 109, 150.

4.Айламазян Э.К. Психика и роды. — С-Пб: АОЗТ «Яблочко СО», 1996. — 120 с.

5.»Акушерство и гинекология», руководство для врачей и студентов, перевод с английского, дополненный, под редакцией САВЕЛЬЕВОЙ Г.М., Москва, издательство «Гэотар Медицина», 1997 год, стр. 112.

6.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

7.Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект пресс, 2000. – 288 с.

8.Андросова Е.Н., Овруцкая З.Л., Новицкий С.Н. и Марченко А.М. «Акушерство и гинекология», учебное пособие для учащихся медицинских училищ, Москва, издательство «АНМИ», 1995 год, стр. 9.

9.Андрэ Бертин Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. — МНПО «Жизнь», 1992.

10.Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М., МГУ, 1981. – С. 3-18.

11.Асеев В.Г. Возрастная психология. — Иркутск., 1989. -195 с.

12.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. –104 с.

13.Асмолов А.Г. О предмете психологии личности// Вопр. Психол. 1983. №3. С.118-125

14.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. –367с.

15.Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности// Вопр. Психол. 1979. №4. С.35-45.

16. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993, № 4

17. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. №1 (Т.24).

18. Блох М.Е., Подобина О.Б. Психологическое сопровождение беременной женщины: обоснование программы // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: Состояние и перспективы. — Кострома, 2002. — С. 159-160.

22 стр., 10955 слов

Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных ...

... «Положением об организации учебного процесса в МУГУ» и утверждены на заседании кафедры психологии. Методические указания по написанию дипломной работы могут быть полезны также преподавателям, осуществляющим ...

19.Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. — 1993.- т.14. — № 5. – С. 99-105.

20.Браун, Дж. и Диксон, Г. «Антенатальная охрана плода», Москва, издательство «Медицина», 1988 г., стр. 288.

21.Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Знание, М., 1984, 190с.

22.Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М., 1994

23.Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 150-151

24.Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. т.2, вып. 4. М., 1996, с. 151-152

25.Бумм Эрнст, «Руководство к изучению акушерства», С.-Петербург, издание журнала «Практическая медицина», 1913 г. и 1910 г.(1-е издание), 680 стр.

26.Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций// Психол.журн. 1995. Т.16 №5. С. 35-48.

27.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. Уун-та, 1976. –143с.

28.ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т5. –368с.

29. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социол. исслед. 2002. №1.

30.Годфруа Ж. Что такое психология: В2-х т. Т.2: Пер. с франц. –М.: Мир, 1992. –376 с.

31.Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. — М.: Наука. 1989. — С. 102-109.

32.Дик-Рид, Грантли «Роды без страха. Оригинальный подход к естественному рождению ребёнка», Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск, издательство «Питер», 1997 год, глава «О некоторых недоразумениях», стр. 332-340.

33. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты// Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. -СПб., 2001. -с.39-48.

34.Жаркин Н.А., Мирошников А.Е. Сладостные роды – мечта или реальность?// Нелекарственная терапия патологии репродуктивной системы человека. Материалы 3-й межобластной науч.-практ. Конференции.Т.53. Вып. 4. Волгоград.1997.с.25-27.

35. Каган В.Е., Левин А.Н. Семья – дитя – врач. – Таллин, 1990

36. Каплун И.Б. Психические состояния про нормальном и осложненном течение беременности: Автореф. дис. … канд. псих. Наук. СПБ., 1995.

37.Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998. Вып. 8–9. С. 7–15.

38. Ланцбург М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года его жизни // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. Материалы Российской конференции «Психотерапия и клиническая психология в общемедицинской практике» 26-28 мая 1999 г. — СПб-Иваново: Ивановская государственная медицинская академия, Российская психотерапевтическая ассоциация, 2000. С. 312-320.

39.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с

12 стр., 5797 слов

ПСИХОЛОГИЯ В КЛИНИКЕ

... Какими же были довундтовские представления об эксперименте? Исторически первой возникла клиническая психология – особое направление эмпирических исследований, в котором аномальное состояние психики, вызванное ... те же результаты профессиональных престидижитаторов, и т.д. [41]. Итак, “опытная психология” началась с клинических исследований патологии и “исключительности”: сюда относились болезнь ...

40. Материнская потребностно-мотивационная сфера: структура и содержание. Материалы конф. по перинатальной психологии, СПб, 26-27 мая 1998

41.Мать, ребенок, семья: современные проблемы. Мат.Конф. «Мама – мой мир», СПб.,2000

42.Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству //Вопросы психологии,2000,№5, с.18-27

43.Мишель Оден Возрожденные роды. / Пер. с франц. — М:.ЦРК «АКВА», 1994. — 136 стр.

44.»Многотомное руководство по акушерству и гинекологии», Москва, издательство «Медгиз», 1963 г., в 10 тт., т. 2, стр. 131.

45.Нарциссов Р.П. О материнстве. — Препринт АН СССР Пущино, 1983.

46. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. — М.: Мысль.-1966.-т.1.

47. Отношение беременной к шевелению ребенка: прогностические возможности. Тезисы к III Всер. конф. по психотерапии, Москва, 1998.

48.Пестрикова Т.Ю. под ред. «Ведение беременности и родов высокого риска», Москва, издательство АО фирмы «Релакс», 1994 г., стр. 216.

49. Рыжков В.Д. Психопрофилактика и психотерапия функциональных расстройств нервной системы у беременных женщин//Мед.помощь, 1996,№ 3

50. Словарь практического психолога. Минск, 1997. С.645

51. Степаносова А.В. Варианты запроса на психологическую помощь у беременных женщин и женщин с новорожденными детьми в условиях стационара. Журнал «Перинатальная психология и психология родительства». 2004. №1.

52.Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез. Учебное пособие.– М.:Жизнь и мысль, 2002.– 292с

53. Филиппова Г.Г.Развитие материнского поведения в онтогенезе. // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва, т.2, вып.3,М.,1996, с.133

54.Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат.Росс.н-практ.конф., 26-28 нояб. 1996

55. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22-37.

56.Штеккель В. «Основы акушерства» в 2-х т, Москва-Ленинград, издательство биологической и медицинской литературы, 1935 г., т. 1.

57. «Хрестоматия по перинатальной психологии» под. ред. Васина А.Н.,М.2000.-С.385

58. Цветкова Н.А. Теория и технология психосоциальной работы с женщинами: Учебное пособие. – Псков: ПГПИ, 2005. — 396 с.

59.Шмуклер А.Б. Психозы беременности// Проблемы репродукции,1995, №2, с 19-22

60. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность.// Человек, 1993, № 6

61.Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.