Практическое занятие № 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

Методические указания

по выполнению практических работ

по курсу «Управление работой на предприятиях автомобильного транспорта»

для студентов направления подготовки

6.070101 «Транспортные технологии»

всех форм обучения

 

Мариуполь

 

УДК 656.07(076.5)

 

Управление работой на предприятиях автомобильного транспорта [Электронный ресурс] : методические указания по выполнению практических работ по курсу «Управление работой на предприятиях автомобильного транспорта» для студентов направления подготовки 6.070101 «Транспортные технологии» всех форм обучения / сост. Г. Ю. Бурлакова. – Мариуполь : ПГТУ, 2015. – 15 с. – Режим доступа: http://umm.pstu.edu/handle/123456789/3141

 

Содержат вопросы, необходимые для подготовки к практическим занятиям, проводимым в форме семинара, а также список рекомендуемой литературы для подготовки к занятиям. Представлена методика проведения деловой игры как итогового занятия по изучению дисциплины.

 

Составители Г. Ю. Бурлакова, канд. техн. наук, доцент

 

Рецензент А. А. Лямзин, канд. техн. наук, доцент

 

 

Утверждено

на заседании кафедры автомобильного транспорта,

протокол № 8 от 25 декабря 2014 г.

 

 

Утверждено

методической комиссией факультета транспортных технологий,

протокол № 5 от 13 января 2015 г.

 

 

© ГВУЗ «ПГТУ», 2015

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

Практическое занятие № 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА.. 6

Практическое занятие № 2. ФОРМИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА.. 6

Практическое занятие № 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ.. 7

Практическое занятие № 4. ПЕРСОНАЛ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА 8

Практическое занятие № 5. РЕШЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ 8

Практическое занятие № 6. ДЕЛОВАЯ ИГРА «ФИЛОСОФИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ» 9

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.. 13

22 стр., 10875 слов

Использование социально-психологических методов в управлении ...

... точнее грамотный подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические методы управления на эффективность работы всех подразделений предприятия.[5] Актуальность темы: Успешная деятельность любого предприятия зависит не только от ...

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 14

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время, в условиях рыночной экономики для упрочения положения АТП на рынке транспортных услуг необходимо наладить такую коммерческую деятельность, которая обеспечивала бы ему получение достаточного размера дохода в течение продолжительного периода времени. Такое положение может быть достигнуто на основе усовершенствования организации управления на автотранспортном предприятии (АТП).

«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) – понятие, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Под структурой управления понимается необходимое построение взаимоотношений уровней управления, функциональных служб и производственных подразделений, в форме позволяющей организации достигать главной цели наиболее эффективным способом.

Переход на рыночные отношения кардинально меняет взгляды на организационную структуру, создающую условия для наилучшего использования техники и людей в процессе производства и тем самым повышающую его эффективность.

В процессе управления происходит делегирование прав и обязанностей для организации взаимодействия различных органов управления и распределения задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена. Поэтому организация работ – это функция, которую должны осуществлять все руководители – независимо от их ранга. Однако, хотя смысл этой концепции состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители низового и среднего звеньев лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более крупных организациях и предлагая структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством.

В широком смысле задача управленцев при этом состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.

Целью преподавания учебной дисциплины «Управление работой на предприятия автомобильного транспорта» является изучение деятельности предприятия автомобильного транспорта как объекта управления. В результате изучения учебной дисциплины студент должен: знать: методологические, организационно-экономические, социальные основы управления на автомобильном транспорте и процесс управления работой автомобильного транспорта; уметь: применять теоретические знания для осуществления процесса организации работы автотранспортного предприятия: определение места и роли предприятия в рыночных условиях по обеспечению перевозок пассажиров и грузов; формирование структуры управления предприятием, численного состава работников производственной сферы и аппарата управления; планирования производственной и социально-экономической деятельности; внедрение оперативного управления деятельностью диспетчерского аппарата, направленного на обеспечение эффективного использования транспортных средств.

19 стр., 9133 слов

Социально-психологические и организационные основы разработки ...

... достижения общих целей. При работе над общими целями организации возникает необходимость управления организацией, вопросы, требующие от руководителей принятия управленческих решений. Решение ... социально-психологических и организационных основ разработки управленческих решений в системе управления организацией .1 Социально-психологические факторы, влияющие на процесс разработки управленческих решений ...

Цель проведения практических занятий заключается в усвоении студентом методологических основ управления на автомобильном транспорте и приобретении умений конкретно и своевременно использовать полученные знания, владеть методами и средствами управления, современной организации управления работой автомобильного транспорта государственными и территориальными органами власти. Поэтому использование приобретенных знаний в ходе проведения практических занятий по дисциплине «Управление работой на предприятия автомобильного транспорта» является весьма важным. Ведь практические занятия способствуют лучшему усвоению теоретического материала, наработке определенных практических навыков и умений для реализации высокого уровня профессиональной подготовки бакалавров.

Практические занятия по данной дисциплине проводятся в форме семинара. В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.

Семинар (лат seminarium – рассадник) — вид практических занятий, который предусматривает самостоятельную проработку студентами отдельных тем и проблем в соответствии содержания учебной дисциплины и обсуждение результатов этого изучения во время аудиторных занятий, представленных в виде тезисов, сообщений, докладов, рефератов и т.д. Семинары проводятся форме бесед, дискуссий.

Практическое занятие № 1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

Цель: ознакомить студентов с сущностью и содержанием управления работой автомобильного транспорта, с Законом Украины «О транспорте», с особенностями работы предприятий автомобильного транспорта, с Законом Украины «Об автомобильном транспорте».

 

План практического занятия

1. Управление автомобильным транспортом как производственной и социально-экономической системой.

2. Ознакомление студентов с Законом Украины «О транспорте». Основные разделы закона.

3. Органы управления автомобильным транспортом.

4. Изучение состава и содержания закона Украины «Об автомобильном транспорте». Основные разделы Закона.

 

Рекомендуемая литература: 1, 6, 7, 9, 12, 16-21.

 

Практическое занятие № 2. ФОРМИРОВАНИЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ КАК СУБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

 

Цель: ознакомить студентов с основными этапами и методами формирования автотранспортного предприятия; изучить функции управления на автотранспорте. Научить студентов использовать функции управления при осуществлении перевозок пассажиров и грузов. закрепить теоретические знания и получить практические навыки по построению структур управления на предприятиях автомобильного транспорта.

 

План практического занятия

1. Определение этапов и методов формирования транспортного предприятия.

2. Организация работы транспортного предприятия в рыночных условиях при осуществлении перевозок пассажиров.

3. Организация работы транспортного предприятия в рыночных условиях при осуществлении перевозок грузов.

4. Взаимосвязь основных и конкретных функций управления.

5. Функции управления на автотранспорте.

6. Функции управления при осуществлении перевозок пассажиров.

7. Функции управления при осуществлении перевозок грузов.

8. Производственная структура АТП.

9. Формирование производственной структуры автопредприятия.

10. Формирование структуры аппарата управления AТП.

11. Основные функции управления при формировании структуры управления.

12. Формальные и неформальные структуры управления.

13. Зарубежный опыт построения структур управления.

14. Разработка рациональной структуры управления предприятием.

15. Особенность построения структур управления небольшими автотранспортными предприятиями.

 

Рекомендуемая литература: 1-7,9, 13, 14, 16-21.

 

Практическое занятие № 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Цель: студенты должны получить практические навыки по содержанию и особенностям применения организационно-распорядительных и социально-психологических методов управления в практике работы автопредприятия. Получить практические навыки по содержанию и особенностям применения на автомобильном транспорте экономических методов управления.

 

План практического занятия

1. Производственный коллектив АТП.

2. Планирование на автомобильном транспорте как метод организационного влияния.

3. Организация проведения конкурса на перевозку пассажиров.

4. Создание базовых автопредприятий – метод организационного влияния.

5. Регламентирование рабочего времени и времени отдыха водителей.

6. Применение организационного метода управления – система государственного контроля на автомобильном транспорте.

7. Формальная и неформальная структуры связей между людьми.

8. Социальные процессы, которые изучают с помощью социологических исследований на автомобильном транспорте.

9. Направления непосредственного экономического воздействия на деятельность автотранспортного предприятия.

10. Особенности установления тарифов за перевозку грузов.

11. Особенности установления тарифов за перевозку пассажиров.

12. Управление хозяйственной, экономической и социальной деятельностью автотранспортного предприятия в рыночных условиях.

13. Роль цен и тарифов в управлении коммерческо-хозяйственной деятельностью в сфере автомобильного транспорта.

14. Пути финансового обеспечения деятельности автопредприятий.

15. Использование налоговой системы Украины для стимулирования деятельности в сфере автомобильного транспорта.

 

Рекомендуемая литература: 1, 5, 6-9, 11-14, 22.

 

Практическое занятие № 5. РЕШЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

Цель: ознакомить студентов с процессом принятия управленческих решений и факторами, влияющими на него; получить практические навыки студентов по определению эффективности управления на автомобильном транспорте.

 

План практического занятия

1. Применение классификации управленческих решений для определения проблем деятельности AТП.

2. Процесс принятия и реализации управленческих решений.

3. Факторы, влияющие на принятие управленческого решения.

4. Методы, применяемые для выбора оптимального варианта определенного решения.

5. Понятие эффекта и эффективности управления на автомобильном транспорте.

7. Методы определения и пути повышения эффективности управления.

8. Оценка эффективности системы управления на автомобильном транспорте.

 

Рекомендуемая литература: 4, 6, 7- 9,15-22.

 

Практическое занятие № 6.
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ФИЛОСОФИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ»

 

Цель: разработать философию предприятия как концептуального кадрового документа; сформулировать профессиональные требования к работнику, исходя из особенностей предприятия, и подобрать из нескольких кандидатов наиболее подходящего для замещения вакантной должности.

 

Подготовка к деловой игры включает деление академической студенческой группы на подгруппы (команды).

Численность каждой подгруппы варьируется от 5 до 7 человек.

В каждой подгруппе рекомендуется проводить распределение ролей. Рекомендуется распределить роли внутри команды путем выделения из нее генератора идей, критика, эксперта, организатора и делопроизводителя и зафиксировать их на листе экспертной оценки (табл. 6.1).

 

Таблица 6.1 – Внутренняя оценка игроков команды

Роль в команде Оценка по 5-ти бальной шкале Подпись члена команды
Генератор идей    
Организатор    
Критик    
Эксперт    
Делопроизводитель    

 

При распределении ролей внутри каждой команды, а также подведении итогов работы каждого члена команды, необходимо помнить, что:

1. Организатор руководит обсуждением проблемы, налаживает коммуникации между членами команды, руководит процессом принятия решений, решает конфликты. Это, как правило, лидер группы, по темпераменту – сангвиник или флегматик с высоким уровнем интеллекта.

2. Генератор идей выдвигает новые идеи, объясняет их, определяет альтернативы принятия решений, активно участвует в их обсуждении. Чаще всего генератор идей – это сангвиник или холерик с высоким уровнем интеллекта, который имеет энциклопедические знания.

3. Роль критика в команде направлена на активное выискивание недостатков постановки проблемы, цели, критериев решения. Это человек – пессимист с достаточно высоким уровнем интеллекта, что иногда стоит в оппозиции к мнению окружающих.

4. Эксперт ориентирует команду в правильном направлении. В отличие от критика – это оптимист со средним или высоким уровнем интеллекта, который имеет большой опыт.

5. Делопроизводитель фиксирует выводы обсуждения проблемы, готовит документацию для лидера. Для данной роли в наибольшей степени подойдет человек, который имеет темперамент флегматика или холерика со средним или высоким уровнем интеллекта, обладающий хорошей памятью и почерком.

Подготовка к деловой игры включает также ознакомление и изучение лекционного материала по теме «Кадровая политика». В ходе самостоятельной подготовки студенты должны изучить:

— содержание исходных документов, которые используются при формировании кадровой политики предприятия;

— факторы, определяющие философию предприятия;

— мировой и отечественный опыт в управлении персоналом;

— примерную структуру философии предприятия.

Задача игры:

1. Определить тип предприятия, организационно-правовую форму, форму собственности и вид деятельности предприятия, которое создается.

2. Для вновь организованного предприятия разработать организационную структуру, виды и формы мотивации, социальные блага и гарантии, исходя из принятого стиля руководства на предприятии.

3. Продумать девиз (лозунг, гимн, эскиз торгового знака) созданного предприятия, который отражает основные внутрифирменные правила и принципы взаимоотношений работников.

4. Разработать философию созданного предприятия, включая цель и задачи предприятия, декларация прав сотрудника, поощрения и запреты, деловые и нравственные качества, условия труда и рабочее место, оплата и оценка труда и др.

5. Определить тип предприятия и его организационно-правовую форму.

6. Определить вакантную должность персонала, для которой будет вестись подбор работника.

7. Построить методом «мозгового штурма» профессиональную модель работника по форме табл. 6.3.

8. Разработать модель служебной карьеры работников по примеру табл. 6.4. Ответить на вопросы анкеты, выданной преподавателем.

9. Подготовить вопросы для команд-конкурентов.

10. Подготовить отчет о работе в письменной форме.

11. Подготовить итоговый доклад от команды с изложением основных понятий философии созданного предприятия продолжительностью не более пяти минут. Доклад делает «генератор идей» или организатор.

12. Выделить из команды члена жюри и дать экспертную оценку результатам работы команд конкурентов по форме табл. 6.2 и табл. 6.5.

13. Подвести итоги игры и дать оценки работе команды (по табл. 6.6).

 

 

Таблица 6.2 – Внешняя экспертная оценка работы команд

Раздел игры Команда
Философия предприятия
Девиз, лозунг, гимн, эскиз торгового знака        
Доклад команды        
Сумма по 5-ти бальной системе        

 

Таблица 6.3 – Профессиональная модель рабочего места

Элементы модели Характеристики Весовой коэффициент
1. Кадровые данные    
2. Опыт работника    
3. Профессиональные данные    
4. Профессиональные навыки    
5. Личные качества    
6. Психология личности    
7. Здоровье и трудоспособность    
8. Уровень коммуникации    
9. Служебная карьера    
10. Хобби    
11. Вредные привычки и недостатки    
12. Организация труда    
13. Оплата труда    
14. Социальные блага    
15. Социальные гарантии    
Итого   1,0

 

Таблица 6.4 – Модель служебной карьеры

Должность Возраст   Способ Обучение
         

Вопросы для команд конкурентов

1.______

2.________________________________________________________________

3.________________________________________________________________