Составляющие познавательной сферы личности

Сенсорно-перцептивными называют процессы, с помощью которых осуществляется восприятие человеком окружающей действительности, своего внутреннего опыта и внутренних ощущений. Эти процессы представляют собой целостное образование, их деление на компоненты достаточно условно. Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают связь нашего внутреннего мира с окружающей действительностью.

Познавательная сфера личности.

Познавательная сфера личности, это: Ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям), речь.

Познавательная сфера личности предполагает включенность всех познавательных функций, свойств ума, всех процессов рефлексии и творческой активности. В связи с гражданственностью познание предполагает необходимость воспринимать, осмысливать процессы, протекающие в обществе и государстве, определять причинно-следственные связи.

Составляющие познавательной сферы личности

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов — познавательные, эмоциональные и волевые — образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы — ощущение, восприятие, мышление , воображение, память — формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании , форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир. В ходе познавательных процессов объективный мир преобразуется в субъективный образ.

2 стр., 666 слов

Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия. Значение волевых процессов в жизнедеятельности человека

Содержание Введение 2 1. Воля как характеристика сознания 4 2. Структура волевого действия 10 3. Значения волевых процессов в жизнедеятельности человека 15 Заключение 17 Список используемых источников и литературы 18 Введение Актуальность. В обыденной жизни под волей мы понимаем процесс преодоления себя в те моменты, когда необходимо проявлять активность и действовать для того чтобы достичь ...

ощущение – отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений является правильной, хотя и не исчерпывающей. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основные типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстроцептивные. Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, “доводят” до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца, кровеносной системы и других внутренних органов. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, им принадлежит решающая роль в регуляции. Экстероцептивные ощущения “доводят” до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих с внешней средой.

Восприятие: Свойства, виды, нарушения. Определение восприятия

Восприятие – это активное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.

Образы восприятия – это психическая реальность, которую человек может найти в своем сознании с помощью самонаблюдения.

Виды восприятия. Выделяют четыре вида восприятия:

обнаружение;

различение;

идентификация;

опознание.

Обнаружение и различение относятся к перцептивным действиям, а идентификация и опознание – к опознавательным.

9 стр., 4098 слов

Конституциональные типы человека в трудах отдельных ученых XX века

ПЕДИАТРИЯ № 5, 2005 г. Е.В. Неудахин, В.В. Чемоданов К ДИСКУССИИ О КОНСТИТУЦИИ ЧЕЛОВЕКА, КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ТИПАХ И ДИАТЕЗАХ" Российский государственный медицинский университет, Москва; Ивановская государственная медицинская академия, г. Иваново, РФ   Основоположником учения о конституции чело­века можно считать Гиппократа (460—377 гг. до н.э.), который различал несколько типов конституции ( ...

Исходная фаза сенсорного процесса – обнаружение.

Различение – следующая и основная стадия процесса восприятия. Результатом этой стадии является формирование перцептивного образа эталона. Когда этот образ сформирован возможно опознание, состоящее из сличения и идентификации.

Идентификация – это отождествление воспринимаемого объекта с образом, который хранится в памяти, либо отождествление двух объектов, которые воспринимаются непосредственно в данный момент.

Восприятие можно также подразделить на непреднамеренное и преднамеренное. Это разделение зависит от степени целенаправленности восприятия.

Если преднамеренное восприятие не включено в какую-либо деятельность, то оно называется наблюдением. Особенностями наблюдения являются:

определенная цель;

ясность задачи;

планомерность и схематичность его видения.

Свойства восприятия. Восприятие характеризуют следующие свойства:

Предметность (Предметность восприятия выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, воспринимающему миру. Предметность не является врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности)

апперцепция – зависимость восприятия от прошлого психического опыта человека, от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности

целостность и структурность. Целостность восприятия складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений; в итоге дает целостностный образ предмета. Восприятие – это всегда целостный образ предмета. Восприятие не является просто набором ощущений – мы воспринимаем обобщенную структуру;

Константность восприятия – это относительное постоянство предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д.

Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимая предмет, человек мысленно называет его, т.е. относит к определенной группе, классу, обобщает его в слове.

избирательность – проявляется в преимуществе одних объектов в сознании человека по сравнению с другими.

На практике большую роль может играть апперцепция — опыт, знания, умения, навыки, установки человека. В процессе жизнедеятельности у каждого из нас складывается определенная система ценностей как социальных, так и материальных, складывается свое мировоззрение, установки. Вся эта совокупность позволяет нам судить о событиях, которые происходят вокруг этих позиций, но жизненный опыт не означает того, что каждый из нас, даже психолог, дает объективную оценку. Поэтому важно знать, какие стереотипы есть у самого психолога и как поступающая информация преломляется в призме его жизненного опыта. С этим же может быть связана избирательность восприятия, т.е. когда принимается во внимание не вся информация, а только та, которая считается значимой. В данном случае на избирательность еще влияет и направленность личности человека — на себя или на других, на материальные условия или социальные, а может быть, на дело. Необходимо помнить о том, что органы чувств несовершенны и могут быть иллюзии, когда восприятие искажает реальную картину мира, например, движение света в рекламе, движение звука в наушниках и другие иллюзии.

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический университет «ЛЭТИ» Кафедра БЖД Отчёт По лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Студент: Семёнов Ю.В. Еремеев А. Ларченко С. Группа: 1211 Факультет: ЭЛ Преподаватель: Санкт-Петербург, 2004г. Цель работы:исследование влияния параметров предъявления зрительной информации на характеристики ...

Отсюда следует то, что информация должна подтверждаться другими источниками или перепроверяться иными способами. Некоторые общие закономерности восприятия времени, людей друг другом приводятся далее:

— молодые люди склонны преувеличивать возраст пожилых людей (называют старыми) и считают, что они сами выглядят старше своих лет (юноши в большей степени, а девушки — в меньшей);

— пожилые люди склонны считать себя людьми средних лет, а молодые видят себя ещё более молодыми;

— высокие воспринимают людей среднего роста как маленьких, а обладающие малым ростом считают высокими людьми людей среднего роста;

— худые люди плотных людей считают толстыми, а те себя не считают такими;

— при восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени;

— время, наполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересны, малосущественны, время тянется медленно.

Нарушения восприятия

нарушениями восприятия являются: гиперстезия;гипостезия;агнозия;галлюцинации.

Гиперстезия – повышение чувствительности к обычным внешним раздражителям. Ее причиной может послужить резкое физическое или эмоциональное переутомление.

8 стр., 3589 слов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 4-5 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические вопросы изучений зрительного восприятия 7 1.1. Физиологические и психологические основы восприятия 7 1.2. Особенности развития восприятия у детей дошкольного возраста 13 Выводы по 1 главе 18 Глава 2. Особенности развития дошкольников с нарушением зрения 19 2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного 19 возраста с нарушением зрения 19 ...

Гипостезия – явление, обратное гиперестезии, т.е. снижение чувствительности. Причина этого явления – тоже переутомление, но в противоположность гиперестезии, переутомление умственное. Гипостезия может быть следствием депрессии.

Агнозия (от греч. а – отрицаю, gnosis – знание) – нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Различают несколько основных видов агнозии: зрительные, тактильные, слуховые.

Галлюцинации (от лат. hallucinatio – бред) – болезненное состояние, при котором возникают образы и ощущения (зрительные и вкусовые), не связанные с внешними раздражителями и не вызываемые субъективно в качестве подлинного отражения действительности.

Список основных понятий

Классификация восприятий:

в соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические (двигательные) ощущения вызываются процессами, протекающими в органах движения при изменении их положения в пространстве, обонятельные и вкусовые восприятия;

основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение в соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства – в этом процессе различают восприятие:- величины предметов;- формы;- объемности;- удаленности. При удаленности большое значение имеет (в восприятии) взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Пользуясь светотенями человек может правильно определять положение предмета в пространстве.Форма – одна из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).Восприятие времени – это отражение Деятельности и последовательности явлений и событий.Оно во многом зависит от содержания Деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, бежит быстро и наоборот. При воспоминании прошлых событий наоборот: время наполненное событиями – длинное, а не наполненное – короткое.Восприятие времени также зависит от установок Личности: в ожидании плохих событий летит быстро, в ожидании хороших – медленно.Крылатая фраза: «В старости дни тянутся бесконечно, а годы летят».Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в среде.

6 стр., 2522 слов

2.Формы поведения животных

... нервной системы и психической деятельности различают три формы поведения животных как способы их ... способны к пониманию скрытых от непосредственного восприятия причинно-следственных связей. Это становится ... , чтобы установить связь между предметами, животным необходимо, чтобы эти предметы, явления воспринимались наглядно и ... того, что одно и то же событие, явление имеет разный личностный смысл, получило ...