Составляющие познавательной сферы личности

Сенсорно-перцептивными называют процессы, с помощью которых осуществляется восприятие человеком окружающей действительности, своего внутреннего опыта и внутренних ощущений. Эти процессы представляют собой целостное образование, их деление на компоненты достаточно условно. Сенсорно-перцептивные процессы обеспечивают связь нашего внутреннего мира с окружающей действительностью.

Познавательная сфера личности.

Познавательная сфера личности, это: Ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, мышление (+творчество и иногда относят интеллект, хотя чаще его относят к способностям), речь.

Познавательная сфера личности предполагает включенность всех познавательных функций, свойств ума, всех процессов рефлексии и творческой активности. В связи с гражданственностью познание предполагает необходимость воспринимать, осмысливать процессы, протекающие в обществе и государстве, определять причинно-следственные связи.

Составляющие познавательной сферы личности

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов — познавательные, эмоциональные и волевые — образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память — формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи. С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир. В ходе познавательных процессов объективный мир преобразуется в субъективный образ.

2 стр., 666 слов

Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия. Значение волевых процессов в жизнедеятельности человека

... волевого действия 3. Рассмотреть значение волевых процессов в жизнедеятельности человека. 1. Воля как характеристика сознания ... действия 10 3. Значения волевых процессов в жизнедеятельности человека 15 Заключение 17 Список используемых источников ... теории, пытающиеся объяснить волю, волевые действия человека исходя из сложных психических процессов (действий) неволевого характера, например, ...

ощущение — отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Принято различать пять основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений является правильной, хотя и не исчерпывающей. Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, их можно разбить на три основные типа: интероцептивные, проприоцептивные и экстроцептивные. Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, «доводят» до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца, кровеносной системы и других внутренних органов. Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве и составляют основу движений человека, им принадлежит решающая роль в регуляции. Экстероцептивные ощущения «доводят» до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающих с внешней средой.

Восприятие: Свойства, виды, нарушения. Определение восприятия

Восприятие — это активное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы.

Образы восприятия — это психическая реальность, которую человек может найти в своем сознании с помощью самонаблюдения.

Виды восприятия. Выделяют четыре вида восприятия:

обнаружение;

различение;

идентификация;

8 стр., 3662 слов

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие

... личности в психологии Вариант 2 Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие Вариант 3 Тема: Понятие внимание и память, их характеристика ... ступени познания человека. Ощущения и восприятие Содержание Введение 1. Чувственная ступень познания. Понятие ощущения, виды и значение в жизни человека 2. Пороги чувствительности, закономерности ощущений: адаптация ...

опознание.

Обнаружение и различение относятся к перцептивным действиям, а идентификация и опознание — к опознавательным.

Исходная фаза сенсорного процесса — обнаружение.

Различение — следующая и основная стадия процесса восприятия. Результатом этой стадии является формирование перцептивного образа эталона. Когда этот образ сформирован возможно опознание, состоящее из сличения и идентификации.

Идентификация — это отождествление воспринимаемого объекта с образом, который хранится в памяти, либо отождествление двух объектов, которые воспринимаются непосредственно в данный момент.

Восприятие можно также подразделить на непреднамеренное и преднамеренное. Это разделение зависит от степени целенаправленности восприятия.

Если преднамеренное восприятие не включено в какую-либо деятельность, то оно называется наблюдением. Особенностями наблюдения являются:

определенная цель;

ясность задачи;

планомерность и схематичность его видения.

Свойства восприятия. Восприятие характеризуют следующие свойства:

Предметность (Предметность восприятия выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, воспринимающему миру. Предметность не является врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности)

апперцепция — зависимость восприятия от прошлого психического опыта человека, от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности

целостность и структурность. Целостность восприятия складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений; в итоге дает целостностный образ предмета. Восприятие — это всегда целостный образ предмета. Восприятие не является просто набором ощущений — мы воспринимаем обобщенную структуру;

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... Вопрос по лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования ... БЖД Отчёт По лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Студент: Семёнов Ю.В. Еремеев ... при плохом освещении. Также на зрительное восприятие влияет размер и постоянство отображаемой информации. ...

Константность восприятия — это относительное постоянство предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. д.

Осмысленность восприятия. Сознательно воспринимая предмет, человек мысленно называет его, т. е. относит к определенной группе, классу, обобщает его в слове.

избирательность — проявляется в преимуществе одних объектов в сознании человека по сравнению с другими.

На практике большую роль может играть апперцепция — опыт, знания, умения, навыки, установки человека. В процессе жизнедеятельности у каждого из нас складывается определенная система ценностей как социальных, так и материальных, складывается свое мировоззрение, установки. Вся эта совокупность позволяет нам судить о событиях, которые происходят вокруг этих позиций, но жизненный опыт не означает того, что каждый из нас, даже психолог, дает объективную оценку. Поэтому важно знать, какие стереотипы есть у самого психолога и как поступающая информация преломляется в призме его жизненного опыта. С этим же может быть связана избирательность восприятия, т. е. когда принимается во внимание не вся информация, а только та, которая считается значимой. В данном случае на избирательность еще влияет и направленность личности человека — на себя или на других, на материальные условия или социальные, а может быть, на дело. Необходимо помнить о том, что органы чувств несовершенны и могут быть иллюзии, когда восприятие искажает реальную картину мира, например, движение света в рекламе, движение звука в наушниках и другие иллюзии.

Отсюда следует то, что информация должна подтверждаться другими источниками или перепроверяться иными способами. Некоторые общие закономерности восприятия времени, людей друг другом приводятся далее:

— молодые люди склонны преувеличивать возраст пожилых людей (называют старыми) и считают, что они сами выглядят старше своих лет (юноши в большей степени, а девушки — в меньшей);

8 стр., 3884 слов

Внутришкольный контроль преподавания предмета «Человек и мир» (методические рекомендации)

... культуры. Остановимся подробнее на вопросах внутришкольного контроля преподавания предмета «Человек и мир» в начальных классах. Предмет «Человек и мир» является одним из самых сложных ... , но и на развитие познава­тельных процессов (способов логического мышления, восприятия, памяти, воображения), сохранение и под­держание работоспособности младших школьников, обеспечение ...

— пожилые люди склонны считать себя людьми средних лет, а молодые видят себя ещё более молодыми;

— высокие воспринимают людей среднего роста как маленьких, а обладающие малым ростом считают высокими людьми людей среднего роста;

— худые люди плотных людей считают толстыми, а те себя не считают такими;

— при восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени;

— время, наполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересны, малосущественны, время тянется медленно.

Нарушения восприятия

нарушениями восприятия являются: гиперстезия;гипостезия;агнозия;галлюцинации.

Гиперстезия — повышение чувствительности к обычным внешним раздражителям. Ее причиной может послужить резкое физическое или эмоциональное переутомление.

Гипостезия — явление, обратное гиперестезии, т. е. снижение чувствительности. Причина этого явления — тоже переутомление, но в противоположность гиперестезии, переутомление умственное. Гипостезия может быть следствием депрессии.

Агнозия (от греч. а — отрицаю, gnosis — знание) — нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. Различают несколько основных видов агнозии: зрительные, тактильные, слуховые.

Галлюцинации (от лат. hallucinatio — бред) — болезненное состояние, при котором возникают образы и ощущения (зрительные и вкусовые), не связанные с внешними раздражителями и не вызываемые субъективно в качестве подлинного отражения действительности.

Список основных понятий

Классификация восприятий:

в соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические (двигательные) ощущения вызываются процессами, протекающими в органах движения при изменении их положения в пространстве, обонятельные и вкусовые восприятия;

8 стр., 3589 слов

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ СЛОЖНОЙ ФОРМЫ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 4−5 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

... . Цель исследования: подбор дидактических игр и заданий по развитию зрительного восприятия предметов сложной формы Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач ... , какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде ...

основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение в соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства — в этом процессе различают восприятие: — величины предметов;- формы;- объемности;- удаленности. При удаленности большое значение имеет (в восприятии) взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Пользуясь светотенями человек может правильно определять положение предмета в пространстве. Форма — одна из наиболее информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).Восприятие времени — это отражение Деятельности и последовательности явлений и событий. Оно во многом зависит от содержания Деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, бежит быстро и наоборот. При воспоминании прошлых событий наоборот: время наполненное событиями — длинное, а не наполненное — короткое. Восприятие времени также зависит от установок Личности: в ожидании плохих событий летит быстро, в ожидании хороших — медленно. Крылатая фраза: «В старости дни тянутся бесконечно, а годы летят».Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в среде.

8 стр., 3842 слов

Эмпирическое исследование влияния предметной деятельности дошкольников на развитие восприятия цвета, формы и величины

... восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремились коснуться его рукой, взять в руки, повернуть. Поэтому основную роль в восприятии предмета ... Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может ... Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector