Список основных тем и рекомендуемой литературы к зачету по психологии для студентов II курса (IV cеместр)

5

Требования и рекомендации к ответу на зачете:

Ваша задача — подготовить устное сообщение на избранную Вами тему по отобранным Вами источникам (примерно на 10–15 минут).

Желательно, чтобы Ваше сообщение представляло собой не элементарный пересказ прочитанного, а обобщение проработанного материала. Будьте готовы ответить на дополнительные вопросы по содержанию Вашего сообщения.

Ниже сформулированы основные темы и приведен минимум необходимой литературы по каждой теме. Вам придется:

а) если Вы регулярно посещали лекции, то должны выбрать одну из предложенных тем и подобрать литературу к ней, которую Вы считаете необходимой и достаточной для рас­крытия темы на зачете;

б) Вы можете обратиться к книгам или статьям, которые не указаны в данном списке, но раскрывают выбранную Вами тему;

в) Вы можете немного изменить или уточнить по своему усмотрению формулировку темы Вашего сообщения. (Например, тема №2 в списке — Формы музыкального слуха, но Вы можете конкретизировать ее, к примеру, так: «Динамический слух» либо «Абсолютный слух» и т. д. — по своему усмотрению;

г) на зачет Вы представляете краткий план Вашего сообщения (не более 1 страницы текста, набранного на компьютере или аккуратно написанного от руки на чистом стандартном листке бумаги).

Необходимо указать Вашу фамилию и инициалы. При отсутствии плана зачет приниматься не будет! При абсолютном совпадении текстов плана ответа у двух и более студентов зачет аннулируется у всех!

д) если по уважительным причинам Вы пропустили более половины занятий, то на зачете Вы отвечаете любые три темы и, соответственно, представляете план по каждой теме.

Удачи!

Тема 1. Основы психологии музыкального слуха

Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л., 1976.

Брабин Г. Родной язык и мозг //Курьер Юнеско. Март. 1982.

Брагина Н. Н., Доброхотова Н. А. Загадки неправорукого меньшинства человечества //Вопросы философии. 1980. № 1.

9 стр., 4176 слов

Психология музыкальных способностей

Оглавление Введение 1. Теоретические основы психологии музыкальных способностей 1.1 Понятие "музыкальные способности" 1.2 Музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез 2. Структура музыкальных способностей 2.1 Уровни способностей 2.2 Музыкальный слух Заключение Список использованной литературы Введение Актуальность. Первые публикации Б.М.Теплова по вопросам способностей и ...

Вартанян И. А.Звук — слух — мозг. Л., 1981.

Володин А. А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука //Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970.

Гарбузов Н. А.  Н. А. Гарбузов — музыкант, исследователь, педагог. М., 1980.

Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. Пер. с нем. М., 1875.

Гельфанд С. Слух: введение в психологическую и физиологическую акустику. М., 1984.

Дьюч Д. Парадоксы музыкальной высоты //Homo musicus: Альманах музыкальной психологии’2001. М., 2001.

Иванов В. В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем. М., 1978.

Мальцева Е. А. Основные элементы слуховых ощущений ///Музыкальная психология: Хрестоматия. М., 1990.

Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М., 1988.

Россолимо Г.И. К физиологии музыкального таланта. М., 1893.

Применение акустических методов в музыкознании //Сб.ст. М., 1964.

Соловьева А.И. Основы психологии слуха. Л., 1972.

Старчеус М. Слух музыканта. М., 2003.

Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

Тема 2. Формы музыкального слуха

Асафьев Б. В. Слух Глинки //М. И. Глинка: Сб. ст. и мат-лов /Под ред. Т. Ливановой. М.–Л., 1950.

Бинэ А. Вопрос о цветном слухе //HOMO MUSICUS. Альманах музыкальной психологии`94. М.,1994.

Блинов И. И. Синестезии в поэзии русских символистов //Проблема комплексности изучения художественного творчества. Казань, 1980.

4 стр., 1729 слов

Музыкальная психология как наука: история становления и предметная область

Е.Г. Царькова Секция: Музыкальная педагогика: ценности и технологии. * факт электронной публикации согласован с руководством СГК им. Л.В. Собинова   Зарождение музыкальной психологии как суммы эмпирических знаний о воздействии музыки на человека можно отнести к глубокой древности, ко времени выделения эмоционально-выразительных интонаций и их звуковых аналогий в самостоятельный вид общения. ...

Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии).

Л., 1973.

Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. «Поэма огня» (концепция светомузыкального синтеза А. Н. Скрябина).

Казань, 1981.

Веллек А. Виды абсолютного слуха. //HOMO MUSICUS. Альманах музыкальной психологии`95. М.,1995.

Галеев Б.М. Комплексное изучение проблемы синестезии в искусстве. //Сб. Проблема комплексности изучения художественного творчества. Казань, 1980.

Костюк А. Г. Восприятие мелодии. Киев, 1986.

Мальцева Е. А. Абсолютный слух и методы его развития //Музыкальная психология: Хрестоматия. М., 1990.

Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

Морозов В.П. Биофизическое основы вокальной речи. Л., 1977.

Морозов В. П. Вокальный слух и голос. Л., 1965.

Назайкинский Е.В. Слух Асафьева //Советская музыка, 1983 N7.

Назайкинский Е. В. О музыкальном темпе. М., 1965.

Рагс Ю. Н., Назайкинский Е. В. О художественных возможностях синтеза музыки и цвета (на материале анализа симфонической поэмы «Прометей» А. Н. Скрябина) //Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970.

Старчеус М. Слух музыканта. М., 2003.

Тема 3. Движение и слуховой образ.

Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.

Струве Б. К вопросу о профессиональных заболеваниях скрипачей и виолончелистов //Советская музыка. 1934. №5.

Гутерман В. А. Возвращение к творческой жизни: профессиональные заболевания рук. Екатеринбург, 1994.

Менухин И. Шесть уроков скрипичной игры //Homo musicus: Альманах музыкальной психологии’95. М., 1995.

Старчеус М. Слух музыканта. М., 2003.

Тема 4. Внимание: свойства, особенности, значение в музыкальной деятельности.

Старчеус М. Слух музыканта. М., 2003.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общей психологии»

ФБГОУ ВПО ТОБОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Д.И. Менделеева Кафедра теоретической и практической психологии Алферова Е.И. Методические рекомендации Направление подготовки: 050100_62-09-1-2362 «Профессиональное обучение» Профиль подготовки: Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр Тобольск 2012 Печатается по решению Кафедры теоретической и практической психологии ...

Хрестоматия по вниманию /Под ред. А.Леонтьева и др. М., 1976.

Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. М., 1987.

Тема 5. Музыкальная память.

Благонадежина Л. В. Психологический анализ слухового представления мелодии. //Музыкальная психология: Хрестоматия. М., 1990.

Блонский П. П. Память и мышление. М.–Л., 1935.

Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. М., 1973.

Голубева Э.А. Индивидуальные особенности память человека. М., 1980.

Григорьев В. Ю. О роли времени в исполнительском процессе //Вопросы исполнительского искусства: Сб. тр. Моск. конс. М., 1981.

Григорьев В. Ю. О развитии музыкальной памяти учащегося //Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 2. М., 1980.

Громова Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.

Зелинский А. В. Экспериментальная диагностика индивидуальных особенностей памяти студента-пианиста. Одесса, 1981.

Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1974.

Маккинон Л. Игра наизусть. Л., 1967.

Розет И. М. Что надо знать о памяти. Минск, 1982.

Рубинштейн С  Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М., 1989.

Смирнов А .А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

Старчеус М. Слух музыканта. М., 2003.

Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М., 1990.

Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979.

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

Б. С. Волков, Н. В. Волкова ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ВОПРОСАХИ ОТВЕТАХ Содержание Введение Проблемная ситуация и задача 1. Методы изучения психикиребенка 2. Основные закономерностипсихического развития ребенка 3. Психическое развитие детейот рождения до 1 года 4. Психическое развитие детейот 1 года до 3 лет 5. Психическое развитие детейдошкольного возраста 6. Психическая готовностьдетей к обучению в ...

Тема 6. Внутренний слух и музыкальное воображение

Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии).

Новосибирск, 1975.

Оськина С. Е.Внутренний музыкальный слух. М.,1977.

Старчеус М. Слух музыканта. М., 2003.

Тема 7. Психология музыкального мышления и творчества.

Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Библер В. С. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М., 1975.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983.

Булез П. Идея, реализация, ремесло //Homo musicus. Альманах музыкаль­ной психологии’94. М., 1994.

Вицинский А. В. Процесс работы пианиста над музыкальным произведением. М., 2003.

Волков С. О некоторых особенностях музыкального восприятия и представлений у композиторов //Музыка и жизнь. Вып.1. Л.–М.,1972.

Волошин М. Лицо, маска и нагота //Волошин М. Лики творчества. Л., 1988.

Гуревич С. А. Роберт Шуман: болезнь и творчество. Сов.музыка, 1990 N8.

Данин Д. Сорок баррелей парижского пластыря. О психологической реконструкции образа ученого (наблюдения литератора).

//Человек науки

/Сб.ст. Под ред. М.Г.Ярошевского. М., 1974.

Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления //Психология мышления. М., 1965.

Коган Г. О «режиссерском» и «актерском» начале в исполнительстве //Сов. музыка., 1973 N5.

Лапшин И. О музыкальном творчестве //Музыкальная психология: Хрестоматия. М., 1990.

Михайлов А. В. Вольфганг Амадей Моцарт и Карл Филипп Мориц или о видении слухом //Проблемы творчества Моцарта: Сб. тр. Моск. конс. Сб. 5. М., 1993

Налчаджян А .А. Личность, психическая адаптация и творчество. Ереван, 1980.

4 стр., 1978 слов

Психология зрительного восприятия сложных текстов

ВВЕДЕНИЕ Психологический анализ когнитивных процессов чтения текста является одной из наиболее интересных задач. Основные успехи изучения этого процесса были достигнуты благодаря использованию методики регистрации движения глаз, поскольку движения глаз предоставляют уникальную возможность исследования когнитивных процессов в он-лайн режиме. На современном этапе обучения учащихся иностранному языку ...

Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М., 1972.

Парандовский Я. Алхимия слова. М., 1972.

Психология процессов художественного творчества //Сб.ст. Под ред. Б.С.Мейлаха и Н.А.Хренова. Л., 1980.

Ротенберг В.С., Тихомиров О.К. О возможном механизме связи сновидений с творчеством //Вопросы психологии, 1979 N4.

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.

Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса. М., 1923.

Слонимский С.М. О воспитании композитора //Художественное творчество/ Вопросы комплексного изучения./1983. Л., 1983.

Тальян Л. Ш. Некоторые особенности психологии актера в творческом процессе. Ереван, 1970.

Процессы музыкального творчества. Вып. 1–9. М., РАМ им. Гнесиных, 1993–2003.

Чехов М.А. Литературное наследие.  Т. II. О технике актера. М., 1986.

Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. М.,СК, 1988.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.

Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., МГУ,1981.

Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения/1983. //Сб.ст. /Под ред. Д. Д. Благого, Б. М. Кедрова и др. Л.,1983.

Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения/1984. //Сб.ст. /Под ред. Д.Д.Благого, Б.Ф.Егорова и др. Л., 1986.

Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения/1986. // Сб.ст./ Под ред. В.Е.Гусева, Б.Ф.Егорова и др. Л., 1986.

Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М., 1971.

Тема 8. Психология музыкального восприятия

Беляева-Экземплярская С. Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке //Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. М., 1974.

11 стр., 5223 слов

Восприятие музыки детьми с овз

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности. Задачи музыкального воспитания детей (развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры) можно решить с помощью различных видов музыкальной деятельности. Какое же ...

Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М., 1923.

Беляева-Экземплярская С. Н. Музыкальное переживание в дошкольном возрасте. М., 1925.

Восприятие музыки //Сб. статей. М., 1980.

Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

Назайкинский Е.В. Психология музыкального восприятия. М., 1972.

Костюк А. Г. Восприятие мелодии. Киев, 1986.

Красникова Е. И. Обзор зарубежных работ по проблемам восприятия музыки //Вопросы психологии, 1981 N2.

Музыкальная психология: Хрестоматия. М., 1992.