Тема: "Эмоции"

Тема: «Эмоции»

Слово «эмоция» произошло от французского глагола «mouvoir», означающего «приводить в движение, двигать». Его начали употреблять в ХVII веке, говоря о чувствах (боли, желании, радости и т.д.) и отделяя их от мыслей и умственных представлений. В русском языке это слово сохранило свой первоначальный смылсл и обозначает, согласно словарю Ожегова, «душевное переживание, чувство».

С точки зрения физиологии, эмоции — это психические процессы и состояния, отражающие в форме субъективных переживаний (радости, страха и т.д.) значимость для человека явлений и ситуаций, то есть раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Считается, что эмоции формируются в результате активации специализированных структур мозга и отражают соотношение какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения. Это соотношение оценивается субъектом непроизвольно на основе генетического и ранее приобретённого индивидуального опыта.

Так как образование эмоций связано с потребностями, необходимо сначала охарактеризовать эту категорию. Потребность — это нужда живого организма в объектах, необходимых для существования и развития его самого и вида в целом; они побуждают организм к разным формам активности (деятельности).

Классификация потребностей (по Симонову п.В.)

Все потребности принято делить на витальные (или биологические), социальные и идеальные.

1) К витальным потребностям относят потребности, без удовлетворения которых невозможно существование отдельного индивида и вида в целом. Для поддержания жизни отдельного организма необходимо удовлетворение его потребностей в пище, воде, кислороде, температурном комфорте, сне и т.д.; без этого невозможно поддержание гомеостаза организма. Для сохранения вида в целом необходимо удовлетворение потребностей, связанных с продолжением рода: потребности, связанные с половым и родительским инстинктами.

2) К социальным потребностям относят стремление индивидуума занять определенное место в обществе: принадлежать к определенной социальной, религиозной, этнической, идеологической группе, а также занимать определенное положение в коллективе.

3) Идеальные потребности (когнитивные) отражают стремление человека владеть максимумом информации об окружающем мире, обществе, закономерностях их существования и возможной пользы их для человека. Владение более полной информацией позволяет прогнозировать будущее и даёт уверенность в завтрашнем дне.

6 стр., 2709 слов

Чувства и эмоции человека

... удовлетворение актуальных потребностей Мещеряков Б.Г. , Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. . Цель работы изучить и проанализировать чувства и эмоции человека. Для ... С. 74. . Эмоции от лат. emovere -- волновать, возбуждать) -- особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих ...

Потребность, сформировавшаяся на определенном этапе существования организма, активирует в памяти энграммы (блок сохраненной информации), содержащие образ объекта, способного удовлетворить возникшую потребность, а также действия, которые могут привести к овладению этим объектом. Таким образом формируется мотивация, представляющая собой побуждение к целенаправленному действию. Это побуждение может осознаваться человеком, приводя к формированию соответствующего поведения (пищевое, половое и т.д.), либо остается неосознанным и не влияет прямо на поведение.

Одновременно может возникать несколько потребностей и мотиваций, поэтому необходимо оценивать их по значимости (актуальности), возможности удовлетворения и очередности удовлетворения.

Эту роль выполняют эмоции. Эмоции состоят из трёх компонентов, характеризующих это явление: 1-й — это субъективно переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции; 2-й- это процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма; 3-им компонентом являются поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции, в частности, те, которые отражаются на лице (мимические проявления эмоций).

Первый компонент не поддается объективному изучению, о нём судят исключительно со слов обследуемого человека.

Второй компонент можно оценить с помощью физиологических и биохимических методик, характеризующих функциональное состояние вегетативной нервной системы, обеспечивающей все жизненные функции.

Третий компонент наиболее доступен для исследования, его можно оценивать визуально, а также с помощью более чувствительного метода — электромиографии, зарегистрированной с мимических мышц. Все три компонента, как правило, возникают одновременно и связаны между собой.

По современным представлениями за образование эмоций отвечает лимбическая система, представляющая собой цепь нервных структур, тянущуюся от среднего мозга через гипоталамус к базальным отделам переднего мозга. Лимбическая система объединяет в себе: обонятельную луковицу, перегородку, ядра таламуса, гипоталамус, поясную извилину, гипокамп и парагипокампову извилину. Филогенетически это очень древняя система, в которой условно выделяют «сердцевину» с внутренними интегративными центрами (таламус, гипоталамус, миндалина и перегородка) и ряд «внешних» интегративных центров (поясная извилина, гипокамп и парагипокампальная извилина).

Эта система не имеет четких границ и перекрывается со многими другими системами головного мозга.

Связи внутри системы очень сложны. Использование методов окраски с помощью пероксидазы хрена и метода меченных аминокислот позволили выявить основные связи внутри лимбической системы, лежащие в основе переработки поступающей информации и выработки ответной реакции (рисунок).

Несмотря на то, что роль лимбической системы в формировании эмоций признается всеми исследователями, чёткого представления о функциональном значении составляющих её элементов всё ещё нет. Это связано с рядом причин. Во-первых, их роль изучается путём стимуляции электрическим током, когда возможно возбуждение и соседних структур, либо экстирпации (удаления).

2 стр., 542 слов

Роль межличностных отношений в удовлетворении потребностей

... отличие «здорового» и «больного»? Роль межличностных отношений в удовлетворении потребностей Говоря о том, что удовлетворение потребностей в любви, дружбе, уважении приближает человека к состоянию ... светлому чувству, донёс свои настроения через сонату. Таким образом, удовлетворение потребности в выражении любви способствует самоактуализации. Из вышесказанного ясно, что взаимодействие ...

В последнем случае, как и при поражении этих структур патологическими процессами, чётко определить выключенную область невозможно. Второй причиной неопределенности является то, что результаты даже этих несовершенных методов исследования оказываются различными не только у разных видов животных, но даже у разных животных одного вида. Тем не менее, многочисленные клинические наблюдения и данные экспериментов позволили определить наиболее важные структуры, ответственные за выполнение различных функций эмоций (см. далее).

Эмоции выполняют четыре основные функции:

1. Отражательно-оценочную;

2. Подкрепляющую;

3. Переключающую и

4. Компенсаторную.

1. Отражательно-оценочная функция заключается в определении значимости возникшей потребности и прогноза относительно возможности её удовлетворения, осуществляемых на основе сопоставления информации о средствах и условиях, необходимых для удовлетворения потребности, с информацией о средствах и условиях, реально имеющихся в данный момент. Согласно информационной П.В.Симонова, смысл этой функции можно представить в виде уравнения:

Э= f [П, (Ин — Ис)], где:

Э — эмоция, величина которой зависит от величины потребности (П), а знак — от сопоставления (разности) информации существующей (Ис) и информации необходимой (Ин).

Положительные эмоции возникают при избытке информации о способах удовлетворения потребности, отрицательные — при её недостатке.

Считается, что все эмоции формируются из сочетание 4-х пар базовых (основных) эмоций, сформировавшихся в процессе эволюции как комплексный ответ, соответствующий одному из адаптивных биологических процессов. Например, Плутчиком (1962) предложены восемь базовых (первичных) эмоций:

Первичная эмоция Соответствующий адаптивный

комплекс

1. Принятие Объединение — поглощение пищи и воды

2. Отвращение Непринятие — реакция устранения, выделение, рвота

3. Гнев Разрушение — устранение препятствия на пути удовлетворения потребности

4. Радость Воспроизведение — ответы, связанные с сексуальным поведением

5. Страх Защита — ответ на боль или угрозу боли

6. Горе Лишение — потеря объекта, приносящего удовольствие

7. Испуг Ориентировка — ответ на контакт с новым незнакомым объектом

8. Ожидание или любопытство Исследование — более или менее случайные действия в изучаемой окружающей среде

Плутчик указывал, что восемь первичных эмоций дают 28 парных комбинаций и 56 тройных комбинаций, т.е. всего 84 различные эмоции одного уровня интенсивности. Предположение существования хотя бы 4 различных уровней интенсивности увеличивает число эмоций до 336. Плутчик предполагал, что понимание способа смешения эмоций помогает анализу многих важных эмоциональных феноменов. Например, им предложены следующие формулы:

5 стр., 2067 слов

Реакции на стресс

... стрессовые события мирного времени. Так сформировались представления не только об острой реакции на стресс, но и о посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), социально-стрессовом расстройстве ... поддержки и отсутствием сопутствующих психических и иных заболеваний. Диагноз Острая реакция на стресс (F43.0) диагностируется при соответствии состояния следующим критериям: 1) переживание тяжелого ...

Гордость = гнев + радость;

Любовь = радость + принятие;

Любопытство = удивление + принятие;

Скромность = страх + принятие;

Ненависть = гнев + удивление;

Вина = страх + радость или удивление;

Сентиментальность = принятие + горе.

Таким образом, Плутчик и личностные черты предлагал оценивать как вторичные эмоции. Социальные регуляторы (феномены суперэго) рассматриваются в системе Плутчика как сочетание страха и других эмоций, а тревожность — как сочетание страха и ожидания.

Конечно, это только одна из существующих теорий. Другие авторы считают базовыми другие эмоции. Например, предлагается делить их на пары, состоящие из противоположных эмоций: страх-уверенность, удовольствие-отвращение, радость-горе, торжество-ярость. Высказываются и сомнения относительно слияния первичных эмоций с образованием нового качества. Например, Изард (1972) считает, что первичные эмоции не сливаются, а действуют параллельно, и, соответственно, необходимо оценивать отдельно каждую эмоцию.

Мы рассмотрели оценку эмоций по критериям знака (положительная или отрицательная) и качества переживания. При характеристике эмоций по длительности и интенсивности иногда выделяют:

1. чувства — длительно существующее, устойчивое эмоциональное состояние;

2. непосредственно эмоции (эмоциональные реакции) — немедленный ответ лимбической системы на сложившуюся ситуацию. При этом все три компонента эмоций выражены сильнее, чем это характерно для чувства, но длительность их меньше;

3. Крайняя степень эмоционального возбуждения, независимо от вида эмоции и её знака, называется аффектом. Аффект обычно формируется при стрессовом воздействии и характеризуется сужением сознания, а при отрицательных эмоциях ещё и формированием чёткой доминанты, направленной на устранение причинного агента. В качестве примеров аффектов можно рассматривать тревожность, депрессию, враждебность и любовь.

Оценка ситуации на эмоциональном уровне всегда индивидуальна и зависит: от темперамента человека (т.е. силы и подвижности психических процессов), уровня тревожности и опыта преодоления трудностей, сложных ситуаций. Тo, что для меланхолика и холерика будет причиной сильных эмоций, аффекта, у сангвиника и флегматика проявится гораздо слабее.

Нервные центры, ответственные за отражательно-оценочную функцию эмоций, располагаются во фронтальной и височной области коры большого мозга. Люди с пораженными или разрушенными данными участками коры, или после пересечения путей, соединяющих их с лимабической системой, не способны адекватно оценивать ситуацию, прогнозировать будущее и результаты своих действий.

2. Подкрепляющая функция эмоций заключается в облегчении выработки условных рефлексов, навыков. Эмоционально окрашенные события, информация запоминаются скорее и на более долгий срок. Нейроны, обеспечивающие выполнение этой функции, расположены в гипоталамусе.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... болезни и эмоциональные расстройства. Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель. Стресс – это состояние, в ... длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека. Пример. Хороший ученик. Учится на ... Внимание, мобилизация, активность, Стеническая отрицательная эмоция, Астеническая отрицательная эмоция, Невроз, психосоматические заболевания. Первая степень ...

3. Переключающая функция эмоций обеспечивает оценку потребностей по их значимости и величине. Потребность, ставшая доминирующей в данных условиях, подавляет второстепенные потребности. За эту функцию ответственны нейроны, расположенные в миндалинах. Взаимодействуя с гипоталамусом и височной корой миндалины «взвешивают» конкурирующие эмоции, возникшие в ответ на внешние стимулы.

4. Компенсаторная функция. Эмоции за счёт активации симпатического отдела вегетативной нервной системы и запуска симпато-адреналовой реакции (стресс-реакции) мобилизуют способность организма переносить физические и психологические нагрузки. Этот ответ на действие стимула формируется быстро, но не является специфичным, т.е. не зависит от характера воздействия. Неспецифичность объясняется тем, что структура, ответственная за эту функцию — гипокамп — в условиях опасности и информационного дефицита активирует двигательную кору, структуры, ответственные за память и внимание. При этом «сигнал тревоги» поступает от гипоталамуса, обеспечивающего энергетическое обеспечение усиленной работы мышц и головного мозга.

Кроме указанных четырёх основных функций эмоций с точки зрения психологии можно указать ещё две функции, субстрат которых пока неизвестен:

5. Функция обеспечения эмоциональной коммуникации и эмоционального заражения. Она связана с тем, что выразительный компонент эмоций является источником сигналов, необычайно важных в социальных взаимодействиях. У животных и человека во многих ситуациях эмоция передаётся от одного индивидуума другому, облегчая контакт и совместные действия.

6. Функция облегчения личностного развития, вероятно, связана с подкрепляющей функцией. Представляется, что эмоции и эмоциональные привязанности играют критическую роль в формировании межличностных связей.

Эмоции «запускаются» мозгом, но в их реализации большую роль играют вегетативная нервная система (симпатический и парасимпатический отдел), а также эндокринная система. Наиболее изучен их вклад в формирование срочного неспецифического ответа на возмущение.

Считается, что за ответ на действие неблагоприятных факторов окружающей среды (холод, страх, физическая нагрузка и др.) отвечает симпато-адреналовая (С-А) система. Эта система образована симпатическим отделом ВНС и мозговым веществом надпочечников, вырабатывающим под воздействием АКТГ адреналин и норадреналин.

В зависимости от силы возмущающего фактора выделяют 4 вида реакции являющиеся, по-существу, этапами одного процесса, запускаемого симпато-адреналовой системой: 1) реакция активации, 2)реакция тренировки, 3) симпато-адреналовая реакция, 4) стресс-реакция

При воздействии любых факторов слабой выраженности сначала формируется реакция активации С-А системы. При средней силе воздействия развивается реакция тренировки. Значительные по силе воздействия приводят к запуска собственно С-А ре-акции, которую рассматривают как начало стресс-реакции. При их длительном воздействии или при сверхсильном воздействии развивается стресс-реакция.

Теория стресса

Стресс (напряжение) — это совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, направленных на повышение устойчивости организма к сильным и сверхсильным воздействиям.

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... мгновенно вызывает ярко выраженные переживания определенной окраски. мобилизация всех систем организма к осуществлению ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом полезного или вредного ... сдерживания, одна из важных составляющих владения человеком собой и своими эмоциями. Шесть шагов управления эмоциями: Осознавать эмоции. Нельзя управлять тем, чего не замечаешь. Важный шаг – ...

Чаще всего в роли стрессоров выступают: шум, прерванный сон, вибрация, жизнь по регламенту, информационный бум, межличностные конфликты, загрязнение окружающей среды.

Стресс бывает острым, когда воздействие фактора происходит внезапно, и хроническим. Хронический стресс — это форма психоэмоционального напряжения в условиях, когда требуется напряжение выносливости, выдержки при умственной работе, а также при сверх длительном воздействии неблагоприятных факторов средней силы.

Стресс-реакция имеет стадийное течение.

1. Стадия тревоги длится 6-48 часов после начала действия стрессора. Эта стадия характеризуется:

Y высокой концентрацией катехоламинов в крови;

Y Повышенной секрецией тирео- и кортиколиберинов, а также АКТГ, глюко- и минералкортикоидов;

Y подавлением лимфатической системы (уменьщением лимфатических узлов, селезенки и тимуса);

Y уменьшением количества эозинофилов в крови;

Y образованием в слизистой оболочке желудочно-кишечного тракта язв, кровоизлияний и некрозов.

1. Стадия резистентности (устойчивости). В эту фазу уровень стрессовых гормонов хотя и остается выше нормы, но по сравнению с 1 стадией уже снижается. В этот период организм повышенно устойчив как к причинному фактору, так и к любым другим (формируется перекрёстная резистентность).

2. Если стрессор действет слишком долго, или организм не может к нему адаптироваться, развивается стадия истощения (даже смерть).

Сопротивляемость организма даже к слабым по силе факторам резко снижается. Срыв адаптации всегда протекает как болезнь и сопровождается психическими нарушениями: депрессией, раздражительностью, повышенной утомляемостью и др.

Стресс — это жёсткая реакция, в которой адаптация к сильному воздействию идет за счёт нарушения многих систем организма. Это связано с расщеплением различных белков, мембран клеток (за счёт перекисного окисления липидов) организма с целью получения энергии, необходимой для борьбы или бегства. В результате подавляется иммунитет, нарушается работа сердечно-сосудистой системы, снижается эффективность психических функций. Многими исследователями доказано, что часты психические стрессы (как и стрессы другой природы) ускоряют развитие иммунодефицитных состояний (за счет разрушения лимфоидной ткани) и повышают риск развития опухолевых заболеваний.

Антистрессовые механизмы

Стресс ограничивается 4 основными системами: 2 из них являются центральными и прерывают развитие возбуждения в ЦНС, лимбической системе за счёт усиления центрального торможения, а 2 — периферическими, действие которых осуществляется на тканевом уровне. К центральным механизмам относятся:

1. ГАМК-эргическая система. Она тормозит выход рилизинг-факторов, тормозит адренэргические центры, способствующие высвобождению катехоламинов. Эта система образована нейронами, выделяющими гама-аминомаслянную кислоту (ГАМК) в районы лимбической системы, по которым идет развитие возбуждения при стрессе. ГАМК после выделения превращается в гама-оксимаслянную кислоту (ГОМК), которая является мощным тормозным медиатором, повышающим порог возбуждения.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное и др. Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, ... потребности главным образом в процессе развития личностной структуры и непосредственно не связаны с генетическими ... потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций удовлетворения, удовольствия или даже экстаза. Потребность ...

2. Система опиатных гормонов (пентопептидов).

Эти гормоны специфически активируют опиатные рецепторы, расположенные в центрах лимбической системы, отвечающих за ощущения удовольствия. Раздражение этих центров приводит к анальгезирующему (обезболивающему) эффекту, усиливает седативные эффекты. При сильном раздражении этих рецепторов (например, при наркомании) наблюдается эйформия.

Действие периферических противострессовых систем основано на прекращении повреждающего действия симпатического отдела вегетативной нервной системы и катехоламинов на собственные структуры организма.

1. Первая периферическая противострессовая система — система простагландинов. Простагландины образуются в мембранах клеток из ненасыщенных жирных кислот кислот (арахидоновой и линоленовой) при воздействии катехоламинов.

2. Антиоксидантная система защищает организм прежде всего от длительной активации перекисного окисления липидов (ПОЛ), которое может привести к накоплению гидроперикиси и жирных кислот, повреждающих мембран клеток жизненно важных органов. ПОЛ контролируется ферментом супероксидвисмутазой. Кроме этого, ряд соединений прерывают цепное течение реакций ПОЛ за счёт связывания образующихся свободных радикалов (витамины Е, С, селен и микроэлементы).

Учитывая важность периферических противостресоовых механизмов, лицам, подвергающимся постоянным стрессовым воздействиям, рекомендуется соблюдать антистрессовую диету, coдepжащую большое количество растительных масел (источник витамина Е и полиненасыщенных жирных кислот), витамина С (раститальные продукты), микроэлементов, и магния (овсянка и бананы).

В настоящее время обычно используются специальные комплексы витаминов и микроэлементов, принимать которые рекомендуют курсами.

Ограничить вредные последствия стресса и снизить чувствительность к стрессовым нагрузкам можно и за счёт реакций активации и тренировки. Длительное регулярное воздействие факторов слабой и средней силы приводит к повышению мощности противострессовых систем и повышает способность организма переносить как фактор, использованный для тренировки, так и другие факторы. Иными словами, при тренировке образуется структурный след в виде гипертрофированных ферментных, гуморальных, иммунных и транспортных систем. При этом увеличивается эффективность работы сердечно-сосудистой, дыхательной, терморегуляторной системы, возрастает сила и выносливость мышц.

Психофизиологические методы диагностики эмоций

При оценке эмоциональных переживаний желательно получить информацию о качестве, силе эмоций и о их динамике.

Качество эмоции и её знак чаще всего изучают по рассказу исследуемого или с помощью различных тестов. Из объективных методов наиболее специфическим является электромиографическое исследование мимической мускулатуры (выразительного комплекса эмоций — третьего компонента).

5 стр., 2354 слов

Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем

... между условиями среды и реакциями системы. [Голицын и др., 1991]. Согласно этому принципу эмоции рассматриваются как средства оптимального управления поведением системы (субъекта), направляющих ее к достижению ... — это и есть общее основание для существования отрицательных оценок (эмоций).. Если представить получаемую вычислительную структуру в виде сети, то операция сложения (в общем случае — ...

Иногда этот метод дополняют регистрацией мимики с помощью видео- и фотоаппаратуры.

Исследования эксперессии имеют два основных направления: а) изучение произвольной экспрессии и б) изучение непроизвольной или спонтанной экспрессии. Исследованию произвольной экспрессии посвящено очень мало работ, что не позволяет систематизировать полученные данные. Единственным достоверным выводом можно считать тот, что произвольный компонент выражения эмоций во многом определяется средой общения, культурными особенностями (например, жестикуляция сильно выражена у итальянцев и незначительно выражена у японцев, североамериканских индейцев и других; у многих народов поощряется сдержанность в проявлении эмоций у мужчин, что обусловливает половые различия в экспрессии эмоций).

Спонтанная экспрессия, наоборот, весьма схожа в различных этнических группах, что указывает её генетическую детерминированность. На это же указывает и способность людей правильно определять по выражению лица вид испытываемой эмоции, независимо от национальности сфотографированного человека.

Обычно радость проявляется в увеличении активности мышц, поднимающих уголки рта, и в уменьшении активности мышц, наморщивающих брови. При печальных переживаниях, наоборот, тонус мышцы, нахмуривающей брови, повышается, при этом тонус мышцы, морщащей лоб, понижается. Если добавляется ещё и отвращение, то дополнительно наблюдается повышение тонуса мышцы, опускающей уголки рта.

Из других психофизиологических методов качество эмоции можно оценить по ЭЭГ-показателям. Так, некоторые авторы указывают на то, что при положительных эмоциях на ЭЭГ наблюдаются периоды возрастания амплитуды альфа-волн и усиление тета-активности. При сильных положительных эмоциях может наблюдаться депрессия альфа-ритма и усиление высокочастотных бета-колебаний.

При отрицательных эмоциях описываются как наиболее типичные депрессия альфа-ритма и нарастание бета-активности. При длительных отрицательных эмоциях ЭЭГ регистрирует торможение активности мозга и появление медленных волн.

Сила эмоций и динамика этого показателя оценивается гораздо точнее. При этом наиболее информативными и достоверными показателями являются показатели работы сердечно-сосудистой системы (усиление эмоции проявляется увеличением ЧСС и повышением АД), показатели электрической активности кожи (прямая зависимость), гормональные профили и гематологические показатели.

Большая ошибка этих методов при оценке эмоций объясняется большим количеством факторов, влияющих на показатели (температура, биологические ритмы, соматические заболевания в «смазанной» форме и т.д.).

Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций как основу темпераментов

Мозговые структуры, входящие в лимбическую систему, взаимодействуя между собой, определяют эмоциональную сферу поведения человека, то есть его темперамент. Активность отдельных структур лимбической системы и характер их взаимодействия между собой, у разных людей различны и определяются генетически. Тем не менее, выделяют несколько наиболее часто встречающихся типов темперамента, в основе формирования которых лежит разное соотношение активности основных структур лимбической системы.

5 стр., 2249 слов

Сравнительный анализ просоциальной и асоциальной форм агрессивного ...

... и асоциальными формами агрессивного поведения. Предмет исследования: агрессивность в структуре индивидуальности: просоциальная и ... следующие индексы: психомоторной активности, интеллектуальной активности, коммуникативной активности, индекс общей активности, общей эмоциональности и ... Изарда предполагает наличие двух уровней организации эмоций: базовые эмоции (интерес, радость, удивление, печаль, гнев, ...

Для описания темпераментов в психологии и физиологии обычно используют показатели экстраверсии/интраверсии, устойчивости нервных процессов, тревожности, импульсивности и эмоциональности. Наиболее убедительные доказательства связи этих показателей с особенностями функционирования мозга были предложены П.В.Симоновым (1984).

Предложенная им концепция системы четырёх мозговых структур постулирует, что особенности взаимодействия миндалины, гиппокампа, гипоталамуса и лобных отделов коры мозга определяют показатели экстраверсии/интраверсии, подвижности нервных процессов, нейротизма, а также наиболее часто проявляемую эмоцию.

Формирование типов темперамента по Гиппократу и соответствующих им типов по Павлову объясняется частой встречаемостью в популяции четырёх профилей активности указанных структур:

1. Первый тип характеризуется функциональным доминированием в лимбической системе гипоталамуса и лобных участков коры. Гипоталамус, обеспечивающий подкрепляющую функцию эмоций, обеспечивает определение доминирующей в данный момент потребности (её актуализацию).

Лобная кора обеспечивает формирование целеустремлённого поведения, направленного на удовлетворение потребности. Второстепенная информация, не связанная с актуальной потребностью и выбранной моделью поведения, при этом игнорируется (недостаточная активность гиппокампа и миндалины).

В результате формируется холерический темперамент — сильный возбудимый тип по И.П.Павлову. Поведение холерика направлено на удовлетворение устойчивой доминирующей потребности, обладает чертами преодоления, борьбы. В связи с этим доминирующими эмоциями у холерика являются гнев, ярость, агрессивность.

2. Для второго типа характерно функциональное доминирование гипоталамуса и гиппокампа. В этом случае определение доминирующей потребности (функция гипоталамуса) сочетается с реакциями на широкий круг сигналов (за счёт генерализации возбуждения, вызванной гиппокампом) и, следовательно, возможностью построения пластичного (разнопланового) целенаправленного поведения. При этом формируется сангвинический темперамент (по Гиппократу), сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности по И.П.Павлову. Отличительной особенностью поведения сангвиника является открытость, любознательность, живой интерес к событиям, этот тип чаще других испытывает положительные эмоции.

3. У меланхоликов — слабый тип по И.П.Павлову, согласно концепции П.В.Симонова, в лимбической системе доминируют гиппокамп и миндалина. У этих людей миндалине трудно выделить доминирующую потребность, мотив поведения, так как гиппокамп (за счёт генерализации возбуждения) предлагает ей для рассмотрения большое число сигналов. Кроме того, перегрузка миндалины информацией объясняется относительно низкой функциональной активностью фронтальной коры и гипоталамуса, что не позволяет быстро дать обобщённую оценку ситуации проигнорировать малозначимые события и сигналы, которые в реальной жизни случаются гораздо чаще значимых, и выделить доминирующую в данный момент потребность. В результате миндалина не успевает отреагировать на сложившуюся ситуацию, как пустяковое происшествие заставляет её снова “прокручивать” огромное количество информации для формирования поведения. С этим связаны нерешительность меланхоликов, бесконечные колебания при принятии решения по самому незначительному поводу, повышенная чувствительность к стимулам и склонность к переоценке важности событий (иными словами мнительность, тревожность, оборонительная модель поведения и т.п.).

4. Для четвёртого типа темперамента — флегматика или сильного, уравновешенного, инертного типа по И.П.Павлову — характерно функциональное преобладание лобной коры и миндалины. У этих людей хорошо сбалансированы потребности без сильной акцентуации одной из них. При выборе модели поведения ЦНС флегматиков оценивает только высокозначимые, главные события и сигналы и игнорирует многие незначительные. В связи с этим положительные эмоции флегматик испытывает гораздо чаще, чем отрицательные.

В формировании степени экстраверсии/интраверсии главные структуры лимбической системы взаимодействуют следующим образом:

— преобладание информационных структур — лобной коры и гиппокампа, а также слабое активирующее воздействие на кору ретикулярной формации, определяют преобладание экстраверсии (ориентации на внешнюю среду);

— преобладание структур, ответственных за мотивацию, — гипоталамуса и миндалины, а также сильное активирующее влияние на кору ретикулярной формации, приводят к формированию интравертного типа (малая зависимость активности от внешних влияний, устойчивость внутренних мотивов и установок, малообщительность и т.д.).

Уровень нейротизма определяется активностью фронтальной коры и некоторых ядер гипоталамуса: чем выше их тонус, тем стабильнее эмоциональный статус человека.