4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО

«Башкирский государственный университет»

Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

_________________________

» » 20 г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Анатомия центральной нервной системы

Направление: 030300 (521000) – Психология

Степень: бакалавр психологии

Срок обучения – 4 года

Форма обучения: очная

Уфа 2010

  1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) является изучение морфологических, физиологических и топографических особенностей центральной нервной системы.

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Анатомия ЦНС является базовой дисциплиной и относится к естественнонаучному циклу. Изучение данной дисциплины основано на знании студентами основ общей биологии, анатомии человека и физиологии человека. Предшествует изучению следующих дисциплин: нейропсихология, нейрофизиология, основы неврологии и психиатрии, основы патопсихологии.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результа­те освоения дисциплины (модуля) Анатомия ЦНС. ОК 2, ОК 4.

Образование по анатомии ЦНС будущих психологов рассматривается как необходимый компонент их профессиональной подготовки. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• Знать:

— общее микроскопическое строение головного и спинного мозга (нервной ткани, нейронов, вспомогательных клеток),

— строение отделов ствола мозга, ретикулярной формации, базальных ганглиев, мозжечка и больших полушарий головного мозга; черепно-мозговых нервов;

— строение вегетативной нервной системы;

2 стр., 641 слов

Л 10. Основные принципы строения мозга.каф

... формация ствола, отделы среднего мозга, лимбическая система. Этот блок регулирует два типа процессов активации мозга: - общие генерализованные ... изменения – основа различных функциональных состояний; - локальные избирательные изменения – для осуществления высших психических функций. Основная функция первого блока: поддержание общего тонуса центральной нервной системы, ...

• Уметь:

— ориентироваться в расположении наиболее важных отделов головного мозга на рисунках;

— обосновать психические явления с позиции анатомии нервной системы;

— находить по таблицам и муляжам отделы центральной нервной системы;

— характеризовать их строение и функциональное значение.

• Владеть знаниями о локализации психических функций в центральной и периферической нервной системе и применять их в диагностике.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц.

12 недель 72 час

№ п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Недели семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текуще­го контроля успеваемости (по неделям семестра)­

Форма проме­жуточной атте­стации (по се­местрам)

Лек

Лаб зан

Срс

Анатомия ЦНС

1

Введение. Клеточная теория. Микроструктура нервной ткани

2

2

4

Тестирование, письменный опрос

    Общий план строения нервной системы человека

    2

    4

    4

    Тестирование, лабораторная работа

      Строение головного мозга

      2

      2

      6

      Тестирование, контрольная работа,

        Анализаторы

        2

        2

        4

        Тестирование

          Черепно-мозговые нервы

          2

          2

          4

          Тестирование, контрольная работа,

            Строение спинного мозга

            2

            4

            4

            Лабораторная работа

              Проводящие пути центральной нервной системы

              2

              2

              6

              Письменный опрос

                Строение вегетативной нервной системы

                2

                2

                4

                коллоквиум

                Всего

                16

                20

                36

                СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

                1. Введение. Клеточная теория. Микроструктура нервной ткани

                Базовый терминологический аппарат анатомии. Общий обзор нервной системы человека. Типы нервной системы. Подразделение нервной системы соответственно развитию, строению и функции на центральную и периферическую, на соматическую и вегетативную (автономную).

                Основные положения клеточной теории. Деление.

                Основные морфологические элементы нервной системы. Нейрон. Классификация нейронов по функции и форме. Специфические черты структуры нейрона, обусловленные его функцией, субклеточное строение. Дендриты. Понятие о дендритной зоне и перикарионе. Шипиковый аппарат. Аксон. Немиелинизированные и миелинизированные волокна. Оболочки аксона. Процесс миелинизации. Синапсы. Регенерация и дегенерация нейрона.

                Нейроглия. Источники онтогенетического развития нейроглии. Макроглия. Особенности структуры и функции различных видов глии (эпендимоциты, астроциты, олигодендроциты).

                Строение и функции глии.

                Тема 2. Общий план строения нервной системы человека

                Развитие нервной системы в филогенезе. Строение диффузной нервной системы. Образование диффузно-узловой и узловой нервной системы. Цефализация и образование органов чувств. Трубчатая нервная система. Развитие и усложнение нервной системы в ряду позвоночных.

                Развитие нервной системы в онтогенезе. Закладка нервной системы в раннем эмбриогенезе. Формирование ядер, коры мозжечка и больших полушарий. Развитие нервной системы в постнатальном онтогенезе.

                Общий план строения нервной системы человека. Топографический принцип деления нервной системы на части, выделение центральной и периферической нервной системы. Функциональный принцип деления нервной системы, выделение соматического и вегетативного отделов.

                Кровоснабжение мозга. Система сонных артерий. Система позвоночных артерий. Велизиев круг. Гематоэнцефалический барьер. Вены мозга. Синусы твердой мозговой оболочки.

                Тема 3. Строение головного мозга

                Головной мозг. Мозговой ствол, его внутреннее строение, сходство со спинным мозгом и различия.

                Продолговатый мозг. Положение, функции. Внешнее и внутреннее строение.

                Задний мозг. Мост. Внешнее и внутреннее строение. Мозжечок, его форма, поверхности, части; внутреннее строение — червь и полушария, ядра мозжечка, ножки мозжечка, дольки коры. Структура мозжечка.

                Эволюция продолговатого и заднего мозга в связи с регуляцией вегетативных функций, равновесия и слуха. Обособление моста как следствие развития пирамидных и корково-мосто-мозжечкового трактов.

                Четвертый желудочек. Ромбовидная ямка, ее положение и основные части. Мозговые паруса. Сосудистые сплетения. Циркуляция спинномозговой жидкости.

                Средний мозг, его части. Крыша среднего мозга. Ножка мозга, ее строение. Ядра и проводящие пути среднего мозга. Сильвиев водопровод. Эволюция среднего мозга.

                Ретикулярная формация. Основные черты ее строения.

                Промежуточный мозг. Таламический мозг и его части. Строение и связи. Эволюция. Третий желудочек.

                Конечный мозг. Полушария большого мозга. Комиссуры полушарий. Борозды и извилины коры больших полушарий. Боковой желудочек. Базальные ядра. Обонятельный мозг. Понятие о лимбической системе. Древняя, старая и новая кора. Типы нейронов коры. Слои новой коры и их функции. Понятие о локализации функций в коре. Первичные или проекционные поля коры. Вторичные поля. Третичные или высшие ассоциативные зоны, в том числе речевые центры коры. Специфические человеческие зоны коры больших полушарий. Эволюция конечного мозга.

                Тема 4. Анализаторы

                Учение об анализаторах. Общие понятия об анализаторе и его отделах. Осязательный, зрительный, слуховой, вестибулярный, обонятельный, вкусовой анализаторы.

                Тема 5. Черепно-мозговые нервы

                Сравнение черепных нервов со спинномозговыми. Связь черепных нервов с вегетативной нервной системой. Характеристика и описание отдельных черепных нервов: основные ветви, состав волокон, функции, ядра, ганглии, места выхода из мозга 12 пар черепных нервов.

                Тема 6. Строение спинного мозга

                Оболочки головного и спинного мозга (твердая, паутинная, мягкая).

                Подпаутинное пространство. Спинномозговая жидкость, ее функции.

                Спинной мозг. Форма, топография, основные отделы спинного мозга. Внутреннее строение: серое, белое вещество, центральный канал. Сегмент спинного мозга. Корешки спинномозговых нервов. Рефлекторная дуга. Спинномозговые нервы, их образование, группировка по отделам, ветви. Шейное, плечевое и поясничное, крестцовое сплетения.

                Эволюция спинного мозга. Образование спинальных ганглиев. Дифференциация серого и белого вещества. Развитие проводящих путей, соединяющих спинной мозг с головным, нарастающая их дифференциация. Развитие пирамидной системы.

                Тема 7. Проводящие пути центральной нервной системы

                Анатомо-функциональная классификация проводящих путей центральной нервной системы. Восходящие и нисходящие тракты спинномозговых канатиков.

                Ассоциативные пути, короткие и длинные. Комиссуральные пути. Проекционные пути: а) восходящие (афферентные) системы волокон. Экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные пути; б) нисходящие (эфферентные) системы волокон. Пирамидные и экстрапирамидные пути.

                Тема 8. Строение вегетативной нервной системы

                Общий план строения. Симпатические центры в шейно-грудных сегментах спинного мозга. Парасимпатические центры ствола мозга и пояснично-крестцовых сегментов спинного мозга. Блуждающий и чревный нервы. Представление о двухнейронном пути вегетативной иннервации органов. Симпатические и парасимпатические ганглии. Гипоталамус как высший центр вегетативной регуляции. Эрготропная и трофотропная области гипоталамуса.

                Лабораторные занятия

                На лабораторных занятиях проводится решение тестов по темам дисциплины, просмотр видеофильмов.

                5. Образовательные технологии

                Изучение дисциплины «Анатомия ЦНС» предусматривает: чтение лекций, проведение лабораторных занятий, просмотр видеофильмов, подготовку рефератов, сообщений, эссэ, решение тестов, контрольные работы, рисование схем.

                Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных фор­мах, составляют не менее 27 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составлять 22% аудиторных занятий.

                6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной ра­боты студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

                Текущий контроль осуществляется через аттестующие тесты, письменные работы, устный опрос, проверку домашних заданий, коллоквиум.

                Самостоятельная работа студентов

                В процесс освоения дисциплины студенты проделывают большую самостоятельную работу:

                — подготовка сообщений по различным темам дисциплины;

                — подготовка рефератов;

                — конспектирование первоисточников;

                — подготовка контрольных работ;

                — подготовка к блиц-опросу;

                — создание презентаций по темам дисциплины

                — изучение рекомендуемой литературы;

                — участие в научно-исследовательской работе кафедры «Клиническая психология»;

                — подготовка научных статей и участие в студенческих конференциях.

                Темы рефератов

                1. Возрастные особенности строения нервной системы
                2. Анатомо-физиологические особенности подростков.
                3. Анатомия нервной системы экспериментальных животных.
                4. Влияние структуры на функцию ЦНС.
                5. Строение рефлекторных дуг в разных отделах ЦНС.
                6. Филогенез малых и больших полушарий головного мозга.

                Вопросы для самоконтроля знаний

                1. Где расположен зрительный бугор?
                2. Назовите черепно-мозговые нервы.
                3. Какую роль играет в организме эпифиз?
                4. Какие центры расположены в медиальных коленчатых телах?
                5. Какие центры расположены в латеральных коленчатых телах?
                6. Назовите основные группы ядер таламуса, дайте их функциональную характеристику.
                7. Какие ядра таламуса связаны с лимбической системой мозга?
                8. Что является полостью промежуточного мозга?
                9. Какие образования входят в гипоталамус?
                10. Назовите анатомические структуры, входящие в состав гипоталамуса.
                11. Назовите ядра гипоталамуса, относящиеся к средней группе. Какие процессы в организме они контролируют?
                12. С какими структурами головного мозга связан гипоталамус?
                13. Как устроены анализаторы? Назовите общие отделы для всех анализаторов.
                14. Какие анатомические структуры входят в состав конечного мозга?
                15. Какие доли выделяют в головном мозге?
                16. В какой доле находится постцентральная извилина?
                17. Сколько извилин в лобной доле?
                18. Какая борозда отделяет теменную долю от затылочной?
                19. Назовите основные борозды верхнелатеральной поверхности, которые делят её на доли?
                20. Назовите образования нижней поверхности мозга.
                21. Какие анатомические структуры входят в состав обонятельного мозга?
                22. Сколько рогов выделяют в боковом желудочке и где они располагаются?
                23. Каким образом сообщаются между собой желудочки мозга?
                24. Какие образования входят в понятие «стриопаллидарная система»?
                25. Какую функцию выполняют комиссуральные волокна головного мозга?
                26. Назовите отростки твердой оболочки головного мозга. Какую функцию они выполняют?
                27. Назовите венозные синусы головного мозга?
                28. Чем образованы стенки третьего желудочка?
                29. Какие образования входят в базальные ядра?
                30. Какую функцию выполняет мозолистое тело?
                31. Назовите пути циркуляции спинномозговой жидкости.
                32. Где вырабатывается спинномозговая жидкость?
                33. Для чего предназначены грануляции паутинной оболочки?

                Примерные вопросы для подготовки к экзамену

                1. Общий обзор нервной системы человека. Основные морфологические элементы нервной системы. Микроструктура нервной ткани.

                2. Нейрон. Классификация нейронов по функциям и форме. Специфические черты структуры нейрона, обусловленные его функцией.

                3. Строение нейрона. Дендриты. Дендритная зона. Перикарион. Шипиковый аппарат. Аксон. Оболочки аксона.

                4. Строение нейрона. Отростки (дендриты, аксон).

                Немиелинизированные волокна. Процесс миелинизации.

                5. Синапсы: строение, расположение, функциональное значение. Классификация синапсов.

                6. Строение и виды синапсов. Медиаторы.

                7. Нейроглия. Источники онтогенетического развития нейроглии. Макроглия. Особенности структуры и функции разных видов макроглии.

                8. Нейроглия. Строение и функция микроглии.

                9. Типы нервной системы. Подразделение нервной системы соответственно развитию, строению и функции. Центральная и периферическая нервная система. Соматическая и вегетативная нервная система.

                10. Онтогенез. Закладка нервной трубки и ганглиозной пластинки. Цитологическая дифференциация нервной трубки.

                11. Онтогенез. Нейробласты и спонгиобласты. Основные черты дифференциации нейробласта в нейрон.

                12. Начальные этапы развития головного мозга: стадия трех мозговых пузырей, образование изгибов зачатка головного мозга, стадия пяти мозговых пузырей.

                13. Эволюция нервной системы.

                14. Анатомо-функциональная классификация проводящих путей центрально нервной системы.

                15. Ассоциативные пути. Комиссуральные пути.

                16. Проекционные пути: а) восходящие (афферентные) системы волокон. Экстероцепторные, проприоцепторные, интероцепторные пути; б) нисходящие (эфферентные) системы волокон. Пирамидные и экстрапирамидные пути.

                17. Учение об анализаторах. Общие понятия об анализаторе и его отделах.

                18. Осязательный анализатор. Строение, отделы, функциональное значение.

                19. Обонятельный анализатор. Строение, отделы, функциональное значение.

                20. Вкусовой анализатор. Строение, отделы, функциональное значение.

                21. Зрительный анализатор. Строение, отделы, функциональное значение.

                22. Слуховой анализатор. Строение, отделы, функциональное значение.

                23. Вестибулярный анализатор. Строение, отделы, функциональное значение.

                24. Черепные нервы. Сравнение черепных нервов со спинно-мозговыми. Связь черепных нервов с вегетативной нервной системой.

                25. Характеристика и описание черепных нервов: основные ветви, состав волокон, функции, ядра, ганглии, места выхода из мозга 12 пар черепных нервов.

                26. Рефлекторная дуга.

                27. Особенности рефлекторной дуги в вегетативной нервной системе.

                28. Вегетативная нервная система. Строение и функции. Вегетативные ядра в центральной нервной системе. Высшие вегетативные центры.

                29. Симпатические и парасимпатические ганглии, источники парасимпатической и симпатической иннервации различных органов. Функции симпатической и парасимпатической систем.

                30. Оболочки головного и спинного мозга. Подпаутинное пространство. Спинномозговая жидкость, ее функции.

                31. Строение спинного мозга: форма, топография, основные отделы. Внутреннее строение: серое, белое вещество, центральный канал.

                32. Сегмент спинного мозга. Корешки спинномозговых нервов. Рефлекторная дуга.

                33. Спинномозговые нервы: их образование, группировка по отделам, ветви. Сплетения.

                34. Эволюция спинного мозга. Образование спинальных ганглиев. Дифференциация серого и белого вещества. Образование шейного и поясничного утолщений. Развитие проводящих путей, соединяющих спинной мозг с головным, нарастающая их дифференциация. Развитие пирамидной системы.

                35. Мозговой ствол, его внутреннее строение, сходство со спинным мозгом и различия.

                36. Продолговатый мозг. Положение, функции. Внешнее и внутреннее строение.

                37. Задний мозг. Мост. Внешнее и внутреннее строение. Мозжечок.

                38. Мозжечок, его форма, поверхности, части. Внутреннее строение: червь и полушария, ядра мозжечка, ножки мозжечка, дольки коры. Структура мозжечка.

                39. Эволюция продолговатого и заднего мозга в связи с регуляцией вегетативных функций, равновесия и слуха.

                40. Четвертый желудочек. Ромбовидная ямка, ее положение и составные части. Мозговые паруса. Сосудистые сплетения. Циркуляция спинномозговой жидкости.

                41. Средний мозг, его части. Крыша среднего мозга. Ножка мозга, ее строение. Ядра и проводящие пути среднего мозга. Заднее продырявленное вещество. Мозговой водопровод. Эволюция среднего мозга.

                42. Ретикулярная формация. Основные черты ее строения. Функциональное значение.

                43. Промежуточный мозг. Таламический мозг и его части: зрительные бугры, надбугорье, забугорье, подбугорье. Строение и связи. Эволюция промежуточного мозга. Третий желудочек.

                44. Конечный мозг. Полушария большого мозга. Комиссуры полушарий. Борозды и извилины коры больших полушарий. Боковой желудочек.

                45. Конечный мозг. Базальные ядра. Обонятельный мозг.

                46. Лимбическая система.

                47. Конечный мозг. Древняя, старая и новая кора. Типы нейронов коры. Слои новой коры и их функция.

                48. Конечный мозг. Гомотипическая кора и гетеротипическая кора (агранулярная и гранулярная).

                Локализация функций в коре. Первичные и проекционные поля коры. Вторичные поля.

                49. Конечный мозг. Третичные или высшие ассоциативные зоны, в том числе речевые центры коры. Специфические человеческие зоны коры больших полушарий головного мозга.

                50. Эволюция конечного мозга.

                7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Анатомия центральной нервной системы» Рекомендуемая литература

                а) основная:

                1. Анатомия человека. В 2 томах / Под ред. Сапина М.Р. — М., Медицина, 1993. — Т.2, с. — 478.

                2. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4 томах. — М., Медицина, 1994. — с. 254.

                3. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. — М., Медицина, 1985. — 816 с.

                4. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. — М., Изд. «Веди», 2001. — 192 с.

                5. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. Учебник для вузов. Москва: Высш. школа. 1991.

                б) дополнительная:

                1. Барбас Х., Хильгетаг К. Оформление мозга. // В мире науки — 2009 — №5. (Пер. с англ. Лапшина Т.)
                2. Блинков С.М., Глезер. И.И. Мозг человека в цифрах и таблицах. — М., Медицина, 1964. — 471 с.
                3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение, — М., Мир, 1988. — 248 с.
                4. Гистология. Под ред. Елисеева В.Г. — М., Медицина, 1983. — 611 с.
                5. Дубровский Д.И. Информация. Сознание. Мозг. М.: Наука, 1980.
                6. Кэндел Э. Клеточные основы поведения. М: Мир, 1980.
                7. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. М.: Мир, 2003. — 205 с.
                8. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. Атлас. М.: Просвещение, 1979. 125 с.
                9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Медицина, 1973.
                10. Мозг. Под ред. П.В. Симонова. М.: Мир, 1984.
                11. Мозг и разум.( Под ред. Н.П. Бехтеревой).

                  М.: Наука, 1994.

                12. Моренков Е.Д. Морфология мозга человека. — М., Изд. МГУ, 1978. — 194 с.
                13. Оленев С.Н. Конструкция мозга. М.: Медицина, 1987.
                14. Ониани Т.Н. Интегративная функция лимбической системы. Тбилиси: Мецниереба, 1980.
                15. Савельев С.В. Стереоскопический атлас мозга человека. М.: AREA XVII, 1996. — 352 с.
                16. Савельев С.В., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: ВЕДИ, 2001. — 191 с.
                17. Серков Ф.Н. Корковое торможение. Киев: Наукова думка, 1986.
                18. Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка. Л.: Наука, 1978.
                19. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990.
                20. Хрестоматия по анатомии центральной нервной системы. М.: Российское психологическое общество, 1998. — 359 c.
                21. Шорз Т. Спасите новые нейроны. // В мире науки — 2009 — №6. (Пер. с англ. Лапшина Т.)

                8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

                Материально-техническое обеспечение данной дисциплины (модуля): компьютерный класс, видеопроектор, ноутбук, мультимедийная система CD и DVD материалы, плакаты.

                Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки . Направление: 030300 (521000) – Психология. Степень: бакалавр психологии.

                Автор:

                ___________________ Гумерова Р.Б., доцент кафедры клинической психологии ФГОУ ВПО «БашГУ», канд.мед наук.

                Рецензенты:

                ____________________ Исхаков Э.Р., профессор кафедры психологии и криминологии ФГОУ ВПО «Уфимский юридический институт», доктор медицинских наук.

                _____________________ Линевич В.Л., доцент кафедры психологии и криминологии ФГОУ ВПО «Уфимский юридический институт», канд. психол. наук.

                Программа одобрена на заседании Ученого совета факультета. Протокол № 5 от 24.01.2011 г.