1. Речеязыковое развитие:

Структура и содержание речевой карты ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (форма №1)

Блок А. Формальные сведения.

Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:

1.1. понимание обращенной к ребенку речи (имперессивная речь);

1.2. характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй, звуковая сторона речи).

2. Социальное развитие:

2.1. контактность;

2.2. эмоциональная сфера;

2.3. средства общения (вербальные и невербальные);

2.4. навыки самообслуживания.

3. Познавательное развитие:

3.1. внимание;

3.2. познавательная активность и мотивация деятельности;

3.3. адекватность и характер деятельности;

3.4. запас знаний об окружающем мире;

3.5. сенсорное развитие (зрительное и слуховое восприятие, восприятие пространственных отношений).

4. Двигательное развитие:

4.1. развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы;

4.2. сформированность целенаправленных движений (праксис).

5. Состояние артикуляционного аппарата:

5.1. строение артикуляционного аппарата;

5.2. двигательные функции артикуляционного аппарата;

5.3. речевое дыхание, голосообразование, просодика.

Блок В. Дополнительная информация:

1. Особенности доречевого развития;

2. Специфические особенности речи и речевого поведения;

3. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок;

4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание);

5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях.

Блок Г. Психолого-педагогическое заключение.

 

Методические разъяснения по заполнению речевой карты ребенка раннего и младшего дошкольного возраста (форма №1)

Блок А. Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей, фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование.

11 стр., 5269 слов

Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с ...

... этапе происходит подготовка к овладению речи. Появляются первые голосовые реакции: крик, плачь. Они в свою очередь способствуют развитию трех отделов речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосового. На второй неделе жизни ...

Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:

1. Речеязыковое развитие:

1.1. понимание обращенной к ребенку речи (импрессивная речь) изучается в процессе общения с ребенком. В зависимости от возраста ребенку предлагается выполнить различные инструкции взрослого. Например: покажи, где зайка; принеси мне куклу; отдай маме мяч.

1.2. характеристика экспрессивной речи (словарный запас, грамматический строй, звуковая сторона речи).

В процессе общения с ребенком в зависимости от возраста выясняется: способен ли он по просьбе взрослого назвать тот или иной предмет, реальное действие или действие, изображенное на картинке; использует ли он в собственной речи слова, обозначающие предметы, действия, признаки, может ли вербальными средствами адекватно передать смысловое намерение. Помимо этого исследованию подлежит соотношение предметного и предикативного словаря, а также фонетическая сторона речи.

2. Социальное развитие

Оценка социального развития ребенка осуществляется на основе совокупных данных, полученных по таким параметрам, как контактность, эмоциональная сфера, используемые ребенком средства общения (вербальные и невербальные), сформированность навыков самообслуживания.

При оценке контактности учитывается желание и умение ребенка устанавливать контакт со взрослым; отмечается, насколько быстро и легко ребенок вступает в контакт, заинтересован ли в нем, способен ли охотно подчиняться взрослому.

При оценке эмоциональной сферы в процессе наблюдения за ребенком обращается внимание на такие качества, как активность/пассивность (инертность) в различных ситуациях общения и деятельности, выявляются преобладающее настроение (бодрое, спокойное, неустойчивое, раздражительное) и особенности поведенческих реакций (избирательность эмоций в зависимости от ситуации общения, негативизм, агрессия и др.).

При изучении средств общения оценке подлежат все используемые ребенком средства общения (как вербальные, так и невербальные): собственно сами средства коммуникации, а также стратегия их использования (богатство экспрессивно­мимических средств, их использование в сочетании с вербальными средствами и т. п.).

Сформированность навыков самообслуживания определяется на основе наблюдений за ребенком во время приема пищи, гигиенических мероприятий, одевании/раздевании.

3. Познавательное развитие оценивается на основе совокупных данных об уровне сформированности внимания, предметной и предметно­игровой деятельности, состоянии сенсорной сферы.

Основным методом при изучении познавательного развития является педагогическое наблюдение за ребенком в повседневной жизни, на занятиях, в различных ситуациях общения. При этом отмечаются такие качества, как наличие или отсутствие познавательного интереса и мотивации к деятельности, активность и настойчивость в овладении навыками или, напротив, пассивность, равнодушие ребенка к самой деятельности и ее результату, характер деятельности: наличие или отсутствие целеполагания, целенаправленности.

10 стр., 4817 слов

Невербальные средства общения в управленческой деятельности

... человек уникален, однако может пригодиться в практической деятельности. Поскольку описывать большое число нечетко отграниченных ... рукопожатия); особенности одежды, которая может сковывать движения. Существует обратная связь между возрастом, социальным положением ... корректирует другие. Принято выделять следующие функции невербальных средств общения: . Функция "усиления" - невербальные средства могут ...

При изучении специфических особенностей или характера предметной и предметно­игровой деятельности могут отмечаться избирательность, длительность, стойкость интереса к предметам (игрушкам, дидактическим пособиям); адекватность использования игрушек или других предметов (совершает адекватные или неадекватные, т. е. нелепые, не диктуемые логикой игры или качеством предмета действия); способность использовать игрушки в соответствии с их функциональным назначением; способность совершать специфические манипуляции с игрушками или другими предметами (неспецифические, т. е. одинаковые, стереотипные действия с любыми предметами: постукивание, перекладывание, бросание и т. п.; специфические, т. е. с учетом физических свойств предметов и функционального назначени); способность совершать процессуальные действия с игрушками или другими предметами (с 1 года 6 мес.); способность участвовать в элементарной игре с элементами сюжета (с 2 лет).

Внимание оценивается по способности ребенка проявлять его и использовать это состояние для получения различной информации.

Изучение сенсорного развития ребенка происходит как в процессе наблюдения за ребенком в различных жизненных ситуациях, так и с помощью различных диагностических приемов. Оценка сенсорного развития осуществляется на основе совокупных данных о зрительном и слуховом восприятии, а также о восприятии пространственных отношений путем сравнения со средними возрастными показателями.

4. Двигательное развитие

Двигательное развитие ребенка оценивается на основе совокупных данных о состоянии основных двигательных навыков и координаторной сферы, сформированности целенаправленных движений.

4.1. При изучении основных двигательных навыков и координаторной сферы оценке подлежат:

— сформированность основных двигательных навыков (сидения, ползания, самостоятельной ходьбы и пр.), особенности походки, удержание позы тела в пространстве, координация движений;

— объем, сила, координация движений.

Оценка основных двигательных навыков осуществляется на основе визуального наблюдения, без применения инструментальных исследований путем сопоставительного анализа со средними возрастными показателями по различным аспектам, а также на основе результатов неврологического обследования (данные медицинской документации), а также по результатам выполнения специальных диагностических заданий.

4.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный праксис) оценивается на основе изучения:

— cформированности целенаправленных движений тела и конечностей;

— cформированности целенаправленных артикуляционных движений: (артикуляционный праксис).

Для оценки целенаправленных движений помимо наблюдений за деятельностью ребенка в повседневной жизни предлагаются специальные задания, позволяющие изучить различные виды (нарушения) праксиса.

18 стр., 8840 слов

Словарь ребенка как основа развития речи

... использованных источников. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ .1 Виды ... также подразумевают наличие высокого уровня навыков внутренней речи. Все виды речи ... исследование состояние развития словаря в группе дошкольников; разработать программу занятий с детьми ... речевого развития ребенка являются процессы слухового и зрительного восприятия и движения. Постепенное ...

5. Состояние артикуляционного аппарата

Состояние артикуляционного аппарата изучается в трех основных аспектах: строения, двигательных функций, речевого дыхания, голосообразования и просодических компонентов речи. В задачу логопеда входит тщательный сбор и оформление всех знаков, свидетельствующих о нарушении артикуляционного аппарата.

Блок В. Дополнительная информация

Блок дополнительной информации включает в себя различные сведения, которые могут быть полезны с точки зрения диагностики речи.

1. Особенности доречевого развития

В этой рубрике содержатся анамнестические сведения о раннем, доречевом периоде развития ребенка, которые логопед получает от родителей или из медицинской документации. Основными сведениями о доречевом развитии ребенка являются: время появления и качественные характеристики крика, гуления, лепета.

2. Особенности речевой среды, в которой воспитывался и воспитывается ребенок

В этой рубрике приводятся сведения, которые могут содержать дополнительную информацию при определении речевого статуса ребенка. Например, информация о том, что ребенок в ранний период своего развития длительное время был на госпитализации или перенес какую-либо травму (находился в неблагоприятных социальных условиях: изоляции, насилия и др.), о наличии двуязычия в семье и пр.

3. Специфические особенности речи и речевого поведения

В этой рубрике отражаются наблюдения за речевым поведением ребенка в различных ситуациях: при общении со сверстниками, на учебных занятиях, в процессе проведения диагностической процедуры и др. При этом отмечается речевая активность (гиперактивность/пассивность), адекватность речевого поведения и пр.

4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем

Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации.

5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях

Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации, а также от родителей.

Блок Г. Психолого-педагогическое заключение

Психолого-педагогическое заключение делается на основе анализа совокупных данных об основных линиях развития ребенка, в первую очередь речевом и познавательном развитии.

 

Структура и содержание речевой карты ребенка среднего и старшего дошкольного возраста (форма № 2)

 

Блок А. Формальные сведения.

Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:

1. Общие представления ребенка об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция:

2.1. Уровень сформированности лексикона:

— Объем словаря;

— Системная организация словаря.

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции:

— Словоизменительные навыки и умения;

— Словообразовательная деятельность;

8 стр., 3689 слов

Речь в форме дикторского текста, авторского комментария

... они неверно поставлены.   Влияние речи на зрительный ряд Речь —исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Зрительный ряд ... нейтральные фоновые кадры), которые бы не отвлекали от основной мысли поясняющего текста. Таким образом, появится возможность прочитать весь необходимый комментарий. Иногда интересно порассуждать ...

— Синтаксические навыки и умения.

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ):

— Понимание текста;

— Продуцирование текста;

— Репродуцирование текста.

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции:

— Состояние фонематического слуха;

— Сформированность навыков звукового анализа и синтеза;

— Слоговая структура слова;

— Звукопроизношение.

3. Состояние артикуляционного аппарата:

3.1. Строение артикуляционного аппарата;

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата;

3.3. Речевое дыхание и голосообразование.

4. Просодическое оформление речи.

5. Двигательное развитие:

5.1. Развитие двигательных навыков и координаторной сферы;

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис).

6. Психологическая база речи:

6.1. Вербальная память;

6.2. Речевое внимание;

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект).

Блок В. Дополнительная информация:

1. Особенности раннего речевого развития.

2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок.

3. Особенности речевого поведения.

4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.).

5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях.

Блок Г. Логопедическое заключение.

 

Методические разъяснения по заполнению речевой карты ребенка среднего и старшего дошкольного возраста (форма №2)

Блок А. Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей; фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование.

Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:

1. Общие представления ребенка об окружающем мире

Оценка общих представлений ребенка об окружающем мире («фоновые» знания, индивидуальная «картина мира») осуществляется по результатам собеседования. Такое общение с ребенком предваряет собственно исследование его речеязыковых возможностей, помогает установить психологический контакт, вовлекает его в коммуникацию и позволяет выяснить, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

В зависимости от возраста ребенка подбираются вопросы, ответы на которые свидетельствуют об осведомленности ребенка в социальной сфере. Например: Как зовут твою маму? Какое сейчас время года? Почему перелетные птицы осенью улетают в теплые края? Кто у тебя любимый сказочный герой? Для чего нужен светофор?

2. Речеязыковая компетенция

Под речеязыковой компетенцией понимается способность использовать в собственной речи язык как кодовую (знаковую) систему в совокупности ее лексических, морфологических, синтаксических и фонетических средств для достижения коммуникативной цели (приема и передачи информации), не нарушая правил комбинирования слов.

7 стр., 3378 слов

ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ И ЭРГОТЕРАПИИ

... оценки, эргономического проектирования. Эргономика формирует концептуальные модели деятельности, методы ее анализа, разрабатывает задачи рациональной организации деятельности в СЧТС, целесообразного распределения функций ... их общественной и личной профилактики, а также психогигиена, разрабатывающая научные основы профилактики нарушений психического здоровья человека в СЧТС. Функциональная анатомия ...

Речеязыковая компетенция оценивается по трем основным критериям: состояние лексикона ребенка, сформированность грамматических навыков и умений (грамматическая компетенция) и сформированность фонетико-фонологических навыков и умений (фонетико-фонологическая компетенция).

Наиболее ярко уровень сформированности речеязыковой компетенции проявляется в связной речи. Поэтому при ее оценке исследованию подлежат и различные виды речевой деятельности, в частности понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста.

2.1. Уровень сформированности лексикона

Оценка сформированности лексикона осуществляется на основе совокупного анализа результатов выполнения диагностических заданий, направленных на определение объема словаря (количественный аспект) и системной организации словаря (качественный аспект).

При оценке объема словаря помимо чисто количественного аспекта (сколько слов в лексиконе ребенка) важно учитывать и соотношение предметного, глагольного словаря и словаря признаков (особенно при оценке речи детей младшего дошкольного возраста).

Качество словаря оценивается по количеству и разнообразию связей, прежде всего смысловых, которые ребенок способен установить между словами: родовидовых (яблоко — фрукт; шапка — головной убор), антонимических (широкий — узкий; длинный — короткий), родственных (лес—лесник—лесоруб) и мн.др.

Для исследования объема словарного запаса ребенка применяются задания, при выполнении которых требуется актуализация слова в речи на основе визуального или акустического стимула. Например: Назови то, что ты видишь на картинках (картинки: шапка, самокат, туфли, бабочка, кастрюля, коньки, волк); Скажи, какие ты знаешь фрукты; каких ты знаешь птиц.

При исследовании уровня сформированности лексической системности ребенку (в зависимости от возраста) предлагаются задания такого рода: Найди лишнюю картинку и объясни свой выбор (картинки: вишня, малина, крыжовник, ромашки, земляника).

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Уровень сформированности грамматической компетенции определяется на основе анализа результатов выполнения диагностических заданий, позволяющих оценить словоизменительные и синтаксические навыки и умения, словообразовательную деятельность ребенка.

При оценке словоизменительных (формообразовательных) навыков необходимо помнить, что в онтогенезе ребенок сначала овладевает наиболее продуктивными (регулярными) словоизменительными моделями языка (например, формой мн.ч. существительных ж.р. с окончаниями —а,я и м. р.: стол—столы, кукла—куклы), постепенно переходя к освоению менее продуктивных и непродуктивных моделей (например, мн.ч. сущ. ср.р.: колесо—колеса, ухо—уши или формой Р.п. сущ. во мн.ч.: венок из ромашек, из колокольчиков, из гвоздик).

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Чтобы оценить способность ребенка к пониманию смыслового содержания текста (рассказа), предлагаются для прослушивания тексты, в которых четко прослеживается логика событий, текст содержит как основную, так и дополнительную (скрытую) информацию. После однократного прослушивания текста задаются вопросы, ответы на которые позволяют оценить уровень его понимания. Соответственно основными критериями оценки понимания текста будут способность идентифицировать содержательно­смысловое значение текста и умение выделять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в нем. При анализе умений самостоятельно продуцировать/репродуцировать текст учитывается умение вычленить и воспроизвести его смысловую составляющую, а также способность правильно использовать языковые средства для передачи этого смысла.

6 стр., 2948 слов

Глава 1. Теоретические основы изучения формирования фонематического ...

... ПрактическаязначимостьисследованиязаключаетсявразработкекомплексаупражненийнаправленногонаразвитиефонематическогоанализаудетейОНР. Базосновы изучения формирования фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 1.1. Психолого-педагогические и психолингвистические ...

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции

Под фонетико-фонологической компетенцией как составной частью речеязыковой компетенции понимается способность правильно воспринимать на слух звуковой образец, отличать его от других артикуляторно и акустически близких звуков и правильно его воспроизводить. Помимо звукоразличения и звукопроизнесения фонетико-фонологическая компетенция предполагает овладение навыками звукового (фонологического) анализа и синтеза, правильным произношение слов различной слоговой структуры.

Оценка сформированности фонетико-фонологической компетенции осуществляется на основе анализа результатов выполнения диагностических заданий, направленных на изучение состояния фонематического слуха (фонематического восприятия), звукового (фонологического) анализа и синтеза, сформированности навыков правильного произношения звуков, слов различной слоговой структуры.

3. Состояние артикуляционного аппарата

Состояние артикуляционного аппарата изучается в трех основных аспектах: строения, двигательных функций, речевого дыхания и голосообразования.В задачу логопеда входит тщательный сбор и оформление всех знаков, свидетельствующих о нарушении артикуляционного аппарата.

4. Просодическое оформление речи

Просодическое оформление речи изучается как на основе наблюдения за интонацией и темпоритмической организацией речи ребенка в целом (например, при рассказе или пересказе), так и на основе анализа результатов выполнения специальных диагностических заданий.

5. Двигательное развитие

Двигательное развитие ребенка оценивается на основе совокупных данных о состоянии основных двигательных навыков и координаторной сферы, сформированности целенаправленных движений.

5.1. При изучении основных двигательных навыков и координаторной сферы оценке подлежат:

— сформированность основных двигательных навыков (сидения, ползания, самостоятельной ходьбы и пр.), особенности походки, удержание позы тела в пространстве, координация движений;

— объем, сила, координация движений.

Оценка основных двигательных навыков осуществляется на основе визуального наблюдения, без применения инструментальных исследований путем сопоставительного анализа со средними возрастными показателями по различным аспектам, а также на основе результатов неврологического обследования (данные медицинской документации), а также по результатам выполнения специальных диагностических заданий.

4 стр., 1893 слов

Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста

... речи также способствует развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Подражание движениям рук, игры с паль­чиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка, ... следует делать перед зеркалом. Постепенно увели­чивайте количество повторений и время выполнения упражнений. Родителям предлагается сделать несколько артикуляционных упражнений. «Вкусное варение». Приоткрыть рот, ...

5.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный праксис) оценивается на основе изучения:

— cформированности целенаправленных движений тела и конечностей;

— cформированности целенаправленных артикуляционных движений: (артикуляционный праксис).

Для оценки целенаправленных движений помимо наблюдений за деятельностью ребенка в повседневной жизни можно предложить специальные задания, позволяющие изучить различные виды/нарушения праксиса.

6. Психологическая база речи

Под психологической базой речи понимается состояние тех сфер психики, которые обеспечивают речепонимание/речепроизводство и непосредственно участвуют в этих процессах. Оценка психологической базы речи осуществляется на основе совокупного анализа вербальной памяти, речевого внимания, мышления. При оценке мыслительных процессов (вербальный и невербальный интеллект) очень важно учитывать возраст ребенка. Так, например, интеллект ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте оценивается по результатам выполнения задач, представленных в наглядно­образной форме. В старшем дошкольном возрасте невербальный интеллект оценивается по результатам выполнения задач, представленных в абстрактно-логической форме, вербальный – в словесно-логической.

Для углубленного изучения психологической базы речи используются специальные психологические тесты. Однако известно, что результаты выполнения речеязыковых заданий, которые традиционно используются в логопедической диагностике, также позволяют получить достаточное количество информации о состоянии психологической базы речи.

Так, например, оценивая объем словаря, логопед одновременно получает и информацию о состоянии вербальной памяти, о которой можно судить и по результатам выполнения задания на пересказ текста. Оценивая уровень сформированности фонематического слуха, специалист одновременно получает информацию и о состоянии речевого внимания и т. п.

Поэтому заполнение соответствующей рубрики в речевой карте может осуществляться либо по результатам специального тестирования, которое было проведено психологом, либо на основе анализа результатов диагностики речеязыковой компетенции ребенка.

Блок В. Дополнительная информация.

Блок дополнительной информации включает в себя различные сведения, которые могут быть полезны с точки зрения диагностики речи.

1. Особенности раннего речевого развития

В этой рубрике содержатся анамнестические сведения о раннем периоде речевого развития ребенка, полученные логопедом со слов родителей или из медицинской документации.

Основными сведениями являются: время появления и качественные характеристики первых слов, фразовой речи (количество слов, которыми овладел ребенок к определенному возрасту, наличие общеупотребительных слов и звукоподражаний, соотношение предметного и предикативного словаря, структурная организация первых комбинаций слов).

11 стр., 5180 слов

Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей ...

... дети с речевой патологией. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате ... в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует ... основе которого лежит коммуникативная готовность. Уровень развития общения дошкольников со взрослыми определяет становление и умственных и волевых способностей детей. В общении у ребенка ...

2. Особенности речевой среды, в которой воспитывался и воспитывается ребенок

В этой рубрике отмечаются факторы, которые могут содержать дополнительную информацию при определении речевого статуса ребенка. Например, информацию о том, что ребенок до двух лет жил за границей в иноязычной среде, или о том, что кто­либо из родителей ребенка заикается и др.

3. Особенности речевого поведения

В этой рубрике отражаются наблюдения за речевым поведением ребенка в различных ситуациях: при общении со сверстниками, на учебных занятиях, в процессе проведения диагностической процедуры и др. При этом отмечается речевая активность (гиперактивность/пассивность), адекватность речевого поведения и пр.

4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем

Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации.

5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях

Эта рубрика заполняется на основе сведений, полученных из медицинской документации, а также от родителей.

Блок Г. Логопедическое заключение

Логопедическое заключение обязательно включает в себя унифицированные номенклатурные обозначения той или иной формы речевой патологии.