Сравнительный анализ приемов интерпретации речи в различных психологических подходах

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основания интерпретации речи в психоанализе 5

1.1. Понятие «интерпретация» в психоанализе 5

1.2. Техники интерпретации речи в психоанализе 11

Выводы 18

Глава 2. Теоретико-методологические основания интерпретации речи в дазайн-анализе Л. Бинсвангера 19

2.1. Общая характеристика дазайн-анализа 19

2.2. Специфика интерпретации речи в дазайн-анализе Л. Бинсвангера 27

Выводы 32

Глава 3. Теоретико-методологические основания интерпретации речи в дискурс-анализе 34

3.1. Общая характеристика дискурс-анализа 34

3.2. Дискурс-анализ в нарративном подходе в психотерапии 41

Выводы 50

Заключение 51

Библиография 53

Приложения 56

Введение

История развития представлений о важности использования интерпретации речи в психотерапевтической практике насчитывает уже несколько десятков лет. В настоящее время различные приемы и техники интерпретации речи широко применяется во многих психотерапевтических правлениях. Интерпретация речи позволяет гораздо шире рассматривать психологический, социальный, духовный контекст, в котором возникают проблемы и трудности у человека, которые и заставляют его обращаться за профессиональной помощью психолога. Данная особенность предопределяет социальную значимость нашего исследования.

В психологии и психотерапии интерпретация речи – это неотделимый элемент консультативного, терапевтического процессе работы терапевта с клиентом. Начиная от З. Фрейда, М. Эриксона, Ф. Перлза, К.Г. Юнга и заканчивая современными исследователями данной проблемы в различных направлениях практической психологии и психотерапии, применение различных техник интерпретации речи является постоянным атрибутом индивидуальной и групповой работы с людьми. Однако, несмотря на то, что техники использования интерпретации речи в психотерапии далеко не новы, какого-либо научного изучения данной проблемы, до сих пор, проведено не было. Кроме того, взглядов на использование различных техник интерпретации речи в консультировании так много, что анализ и изучение их оказывается просто необходимым в контексте научного обоснования применения этой техники на практике. Эти аспекты и составляет научную значимость нашей работы.

9 стр., 4057 слов

Теоретические основы развития связной речи младших школьников ...

... формировании личности обладают уроки развития речи. В развитии речи выделяются три линии: -работа над словом; -работа над словосочетанием и предложением; -работа над связной речью. Слово - основная значащая ... учить их. 1.2 Сущность понятия «речевые умения» Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою ...

Исследование различных форм и моделей интерпретации речи в консультативном и терапевтическом процессе может помочь практикующим психологам, психотерапевтам более эффективно применять данную технологию работы с клиентом. Это и объясняет практическую направленность данной работы.

В связи с этим, целью нашего исследования является изучение и анализ приемов интерпретации речи в различных психологических подходах.

Объект исследования – интерпретация речи как элемент работы с клиентом в процессе консультационной работы.

Предмет исследования – различные приемы интерпретации речи в практике психологического консультирования.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретико-методологические основания интерпретации речи в психоанализе.

2. Изучить особенности применения приемов интерпретации речи в дазайн-анализе Л. Бинсвангера.

3. Проанализировать теоретико-методологические основания интерпретации речи в дискурс-анализе……..

Заключение

Тема данной работы была посвящена интересной и актуальной в настоящее время теме сравнительного анализа приемов интерпретации речи в различных психологических подходах.

В первой главе данной работы мы рассмотрели теоретико-методологические основания интерпретации речи в психоанализе.

Интерпретация речи в психоанализе – это процесс толкования какого-либо явления, события, текста или высказывания. Интерпретировать — обозначает делать неосознанные феномены осознанными, точнее, делать осознанным бессознательное значение, источник, форму, причину данного конкретного психического процесса.

В психоанализе интерпретация речи клиенты происходит в рамках анализа явлений переноса и контрпереноса, сопротивления, а также свободных ассоциаций и сновидений. При этом интерпретация речи в классическом психоанализе осуществляется в рамках понимания сексуальной природы символов, отражающих инфантильные побуждения.

Во второй главе работы мы изучили особенности применения приемов интерпретации речи в дазайн-анализе Л. Бинсвангера.

Дазайн – анализ – это метод экзистенциальной психотерапии, побуждающий пациентов к самореализации, а не к установлению комфортных отношений с окружающими людьми.

Основная цель интерпретации речи в данном подходе – это изучение экзистенциальной априорной структуры, отражающей человеческий опыт конкретного человека; миропроекта (проект мира); экзистенциальной слабости.

Не имея, в отличие от психоаналитической модели, четко прописанных техник, интерпретация речи клиента по Л. Бинсвангеру направлена на понимание идеи существования человека.

В третьей части исследования нами были проанализированы теоретико-методологические основания интерпретации речи в дискурс-анализе.

Дискурс — это речь, погруженная в жизнь обоих участников терапевтического процесса — терапевта и его клиента. Дискурсивная практика — это само психотерапевтическое взаимодействие, специфическая форма использования языка для производства речи, посредством которой осуществляется воздействие на клиента.

18 стр., 8816 слов

Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки

... прежнему остается актуальной. Это и обусловило выбор темы: "Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки". Цель исследования: определить педагогические условия эффективного использования текстового ... Провести формирующий эксперимент с целью реализации педагогических условий развития речи у первоклассников через работу с текстами азбуки на уроках чтения. . Сформулировать выводы по ...

Нарративный подход — («повествовательная» от англ. «narrative» — история, повествование) — направление в консультировании и социальной работе, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.

В нарративном подходе наиболее подробно и точно описываются приемы интерпретации речи, каждый из которых имеет свое название: персонификации проблемы, техника уникального эпизода, исследование эффектов проблемы, деконсруктивная беседа.

В заключение данной работы следует отметить, что все многообразие психотерапевтических приемов интерпретации речи, несомненно, в общем обогащает теоретические и практические знания специалиста, однако, выбор отдельных приемов может быть эффективным только в том случае, если он понимает, к какому направлению психотерапии он более всего привержен.

Литература

1. Бинсвангер Л. Феноменология и психопатология [Текст]/ Л. Бинсвангер // Логос: Философско–литературный журнал. – № 3. – 1992 (1).

– С. 125–135.

2. Бинсвангер Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли /Экзистенциальная психология. Экзистенция [Текст]/ Л. Бинсвангер; пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 624 с.

3. Бланкенбург В. Экзистенциальный анализ [Электронный ресурс]/ В. Бланкенбург. – Журнал практической психологии и психоанализа. – Элетрон ст. – Режим доступа к ст.: psyjournal.ru.

4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика [Текст]/А.Ф. Бондаренко – М.: Класс, 2001. – 336 с.

5. Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии[Текст]/Л.Ф. Бурлачук, И.А. Грабская, А.С. Кочарян. – М.: Алетейа, 1999. – 320 с.

6. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели [Текст]/ Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.

7. Джозеф Сандлер, Кристофер Дэр, Алекс Холдер. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса [Текст]/Перевод с английского В.В. Зеленского и М.М. Скородумовой. Под общей редакцией В.В. Зеленского. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. — 176 с.

8. Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу [Электронный ресурс]/ Е.С. Жорняк. – Журнал практической психологии и психоанализа. – Элетрон ст. – Режим доступа к ст.: psyjournal.ru.

9. Калина Н.Ф. Основы психоанализа [Текст]/ – М.: Рефл- бук, К.: Ваклер, 2001. — 352 с.

10. Калина Н.Ф. Анализ дискурса в психотерапии [Электронный ресурс]/ Н.Ф. Калина. – Журнал практической психологии и психоанализа. – Элетрон ст. – Режим доступа к ст.: psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20020307.

11. Калмыкова Е.С., Кэхеле Х. Изучение психотерапии за рубежом: история, современное состояние [Электронный ресурс]/ Е.С. Калмыкова, Х. Кэхеле. – Журнал практической психологии и психоанализа. – Элетрон ст. – Режим доступа к ст.: psyjournal.ru.

12. Калмыкова Е.С., Э. Мергенталер. Нарратив в психотепии: рассказы пациентов о личной истории (Часть I) [Электронный ресурс]/ Е.С. Калмыкова, Э. Мергенталер. – Журнал практической психологии и психоанализа. – Элетрон ст. – Режим доступа к ст.: psyjournal.ru.

26 стр., 12767 слов

Психоанализ о кино и кино о психоанализе

Таким образом, смысл изображения зависит от тех кадров, которые ему предшествуют в фильме, а их последовательность создает новую реальность, не являющуюся простой суммой использованных элементов. Р. Леенхардт добавлял, что следует также принимать в расчет длительность каждого изображения: короткая длительность подходит для забавной улыбки, средняя – для безразличного лица, долгая – для выражения ...

13. Калмыкова Е.С. Об одном методе анализа индивидуального сознания [Текст] / Е.С. Калмыкова// Психол. журн. 1994. Т. 15. №3. С. 28-41.

14. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов [Текст/Б.Д. Карвасарский. Изд. 2-е, перераб. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.

15. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия [Текст]/ В.Т. Кондрашенко, Д.И. Донской. – Мн.: Высш.шк., 1997. – 464 с.

16. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования [Текст]/ Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 1999. – 240 с.

17. Куттер П. Современный психоанализ[Текст]/Пер. с нем. С.С. Панкова под общ.ред.В.В. Зеленского. – СПб.: «Б.С.К.», 1997. – 351 с.

18. Лейбин В.М. Постклассический психоанализ. Энциклопедия. Том 2. [Текст]/ В.М. Лейбин — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского») — 568 с.

19. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика [Текст]/ Н. Мак-Вильямс; пер. с англ. — М.: Класс, 1998. — 480 с.

20. Мергенталер Э. Паттерны изменений в психотерапевтическом процессе [Текст]/ Э. Мергенталер // Иностранная психология.1997. № 9. С. 46-58.

21. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования [Текст]/ Р. Нельсон-Джоунс. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 464 с.

22. Осипова А.А. Общая психокоррекция[Текст]/А.А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.

23. Психоанализ. Популярная энциклопедия [Текст]/ сост., науч.ред. П.С. Гуревич. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988. – 592 с.

24. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст]/Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского – СПб., 1998. – 752 с.

25. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика [Текст]/ К. Рудестам; пер. с англ. А.Голубев – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.

26. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития [Текст]/ Р. Тайсон, Ф. Тайсон; пер. С англ. А.В. Решетникова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 528 с.

27. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога [Текст]/В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928 с.

28. Фрейд З. Введение в психоанализ [Текст]/ З. Фрейд; пер. с нем. Г.В. Барышниковой. – М.: Наука, 1989. – 456 с.