Шпоры по ТЕОРИИ СОЦ.РАБОТЫ

2.Принципы соц.работы, как вида проф. деят-ти. К принципам соц. работы относят: принцип универсальности (соц.помощь оказыв-ся всем, независимо от расы, национальности, убеждений и возраста нуждающихся); принцип охраны соц.прав (оказание помощи клиенту не может быть связано с отказом клиента от своих соц-х прав полностью или частично); принцип соц-го реагирования (учет конкретных обстоятельств жизнедеят-ти клиента); принцип профилактич-й направленности (предотвращение возникновения соц.проблем); принцип клиентоцентризма (приоритетность прав клиента, кроме случаев, когда могут быть нарушены права и интересы других людей); принцип опоры на собственные силы (активная позиция клиента в разрешении своих проблем, консультативная роль соц-го работника); принцип максимизации соц. ресурсов (поиск максимально эффективных, разнообразных форм соц. помощи); принцип конфиденциальности (неразглашение информации о проблемах клиента, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможным насилием, нанесением ущерба обществу, государству, разл. организациям и гражданам); принцип толерантности (терпимость к проявлениям своеобразия клиентов).

5. Соц.-педагогич., соц.-психолог., соц.-бытовая функции соц.работы как профессион.деят-ти. Функция-это роль, которую выполн-т отдельные субъекты соц.системы в ее организации, в осуществлении целей, интересов индивидов, соц.групп, слоев, классов. Соц-пед. функция — выявление интересов и потребностей людей в разл. видах деят-ти (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, туризм, техническое и хужожеств.творч-во, привелечение к работе с ними различных специалистов, организаций, учреждений. Соц-психолог. функция – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в соц-й адаптации и соц. реабилитации. Соц-бытовая функция – способствование оказания помощи разл. категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям, многодетным и др.), в улучшении их жилищн. условий, организации нормальн. быта. Также сущ-т функции: диагностическая, прогностическая, предупредительно-профилактическая, правозащитная, соц-медицинская, коммуникативная, рекламно-пропагандистская, нравственно-гуманистическая, организационная.

8.Классификация объектов соц.работы как профессион. деят-ти. Субъект и объект соц. работы явл-ся важнейш. компонентами системы соц. работы. Объект соц. работы – клиент, т.е. тот, на кого направлена деят-ть соц.работника. Т.е., социально незащищенный человек. Их можно разделить на группы-ся: по сост.здоровья (инвалиды, семьи в котор.есть инвалиды, люди с психологич. проблемами, с суицидальн-ми наклонностями); служба и труд в экстрем-х соц.условиях (участники Вел.Отеч.В,и лица приравненные к ним, бывш.заключенные концлагерей, семьи погибших в военное и мирное время:Афганистан, Чечня, Чернобыль); пожилой и пенсионный возраст (одинокие, пожил. люди, и семьи, состоящ-е из пенсионеров); девиантное поведение в его различных видах и формах (дети и подростки с девиантн.поведением, дети и подростки, испытыв-щие насилие; вернувшиеся из мест лишений свободы; семьи, в котор. имеются алкоголики и наркоманы); семьи с трудным и неблагополучным положением; семьи с низк. уровнем дохода; семьи в сост. развода; многодетные семьи; особ. положение ребенка (безнадзорные дети; дети оставшиеся без попечения); бродяжничество и бездомность; предродовое и послеродовое состояние; правовое и соц. положение лиц, подвергшихся политич. репрессиям и реабилитированным. Субъект соц. работы – тот, кто осуществляет помощь: госуд. организации (органы соцстраха, соцзащиты), обществ. организации (разл.благотворит. союзы организации, фонды и т.д.) и частн. лица – специалисты в сфере соц. работы разл. квалификаций (геронтолог, эколог и т. п.) или добровольные помощники – волонтёры.

10 стр., 4588 слов

Социально-психологические методы и формы работы с семьей

... наиболее актуальные для социальной работы типы семей: многодетные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов, малообеспеченные и бедные семьи, неблагополучные семьи, неполные семьи, проблемные семьи. социальный психологический семья работа Функции выполняемые семьей Сфера семейной деятельности ...

11.Закономер-ти соц.работы как науки. В специальной литературе закономерности социальной работы разделяют на две группы: 1-ая группа: Закономерности функционирования и развития субъекта соц. работы: взаимосвязь соц. политики государства и содержания соц. работы в общ-ве; взаимосвязь между целями соц-го развития и уровнем развития соц. работы (указанные цели формулир-ся в основополагающих документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, но анализ деят-ти соц. служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития:, т.е. изменение приоритетов в деят-ти служб соц. обслуживания (оно начиналось больше, как деят-ть по оказанию помощи пожилым и инвалидам, а в последн. время акцент сместился на помощь безнадзорным детям и подросткам, семьям групп риска; зависимость результативности соц. защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования; зависимость результативности соц. зашиты от соц. ориентации сознания и деят-ти кадрового состава органов государств-го управления. 2-ая группа закономерностей: Закономерности связи между субъектами и объектами соц. работы: общая заинтересованность соц. работника и клиента в конкретных результатах их взаимодействия (оба субъекта должны быть активны в решен. проблем); соответствие полномочий и ответственности специалиста по соц. работе; соответствие общ. уровня развития специалиста по соц. работе. Теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по соц. работе. Закономерности – это ориентиры, которые должен знать специалист по соц. работе. Поэтому на практике соц. работник исходит из типичности проблем клиентов, используя, выводы и правила, которые формулир-ся наукой и практикой на основе открытых закономерностей.

14. Взаимосвязь соц. работы с философией и социологией. Взаимоотношения между научн. дисциплинами и соц. работой вносят в последнюю знания из разл. областей. Соц. работа использует теории гуманитарных наук для объяснения феноменов мира человека и общества при построении своих концепций. Взаимосвязь соц. работы с социологией: социология изуч-т общество, соц. институты и явления, поведение и убеждения семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии позволяют соц. работнику исследовать соц. проблемы. Например, основн. навык специалиста соц. сферы — — это интервьюирование. Этот навык предполагает знания того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, чтобы он смог раскрыться, довериться и почувствовать себя в безопасности. Собрав информацию, проанализировав ее, соц. работник намечает план действий, обеспечивая аналитический подход к решению проблемы. Исследования в области соц. работы опираются на социологические данные или методы анализа соц. реальности. При написании соц. биографий клиентов из числа представителей групп риска, обычно используются данные интервью, анкет, опросных листов, документов архивов, автобиографий и других источников и методов сбора информации, которые традиционно применяются в социологии.

11 стр., 5356 слов

26. Современная наука о происхождении человека

... вся его жизнь. 1.Жизнь как самоцель:не задаваясь вопросом ее смысла.2.Жизнь бессмысленна:2 модели поведения людей- слабость(продолжает жить так же) и сила(уход из жизни).3.В духовном,психологич-м и ... – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и ...

Поэтому, знания социологии важны для социальной работы. Взаимосвязь социальной работы и философии. Философия выступает методологической основой соц. работы, т. к. определяет общие принципы и подходы к пониманию проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, соц.-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деят-ть соц. работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т. е. направлена на совершенствование человеч-х отношений. Фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением соц. работы, таким образом, становится гуманизм. В этом – основной философский смысл соц. работы.

17.Хар-ка когнитивной модели соц.работы. Когнитивная модель относ-ся к комплексно-ориентированным моделям соц. работы (среди них: ролевая модель, соц-педагогич. модель, когнитивная модель, виталистская).

Один из главн. принципов соц. работы данной модели – соц. услуги должны быть доступны всем нуждающимся в них. Основная форма реализации этой модели – консультирование. В когнит. модели выявл-ся возможности регуляции соц. поведения клиента путем обучения его “отрабатывать” механизмы своих поступков, адекватные социальным условиям или той конкретной соц. ситуации, в которой он оказался. Данная модель чаще всего использ-ся при работе по месту жительства. Одна из наиб. актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели – это разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п. В данной модели особенно эффективным представляется соединение аспектов когнитивной теории с гуманистическими теориями. Это явл-ся одним из основополагающих принципов этой модели – стремление к оптимизации деят-ти клиентов в сфере управления собственной жизнью, формирование потребностей к такой деят-ти. Основн. упор делается на личность и на логическ. способности человека. Цель сост. в том, что клиент должен сам планировать и принимать решения. Суть данной модели заключ-ся в том. что выявл-ся возможная регуляция соц. поведения человека, путем обучения его «отработки» механизма своих поступков. Причем, поведение должно быть адекватным соц. условиям, или конкретной ситуации в котор. оказался человек. Роль соц. работника близка к педагогич., что предполагает сензитивность, и эмпатичность, способность быть требовательным и служить моделью поведения. Основн. метод: консультирование. Модель использ-ся для разрешения конфликтных ситуаций.

12 стр., 5572 слов

Социальная работа с одинокими пожилыми людьми

... в Пенсионный фонд РФ. Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества. Лица в ... которой должно вырабатываться на глобальном уровне [15, с.3]. Актуальность исследования работы с пожилыми людьми социальной сфере обусловлена следующими обстоятельствами: - во-первых, возрастанием в современных ...

20.Хар-ка виталистской, соц-педагогической, разрешающей модели соц.работы. Данные модели относ-ся к комплексно-ориентированным теориям соц.работы (ролевая модель, соц.-педагогич. модель, когнитивная модель, виталистская (концепция жизненных сил)).

Соц.-педагогич. модель особенно актуальна в силу традиционности рассмотрения вопросов соц. помощи с педагогич-й точки зрения. Воспитание, являясь частью процесса социализации, осущ-ся целенаправленно, при опосредованном или непосредственном участии соц-х факторов разного уровня. Сферой соц. воспитания становится не только образование, приобретение жизнен. опыта, но и оказание помощи. Виталистская модель (концепция жизненных сил).

В ее основе наход-ся понятие “жизненные силы” как способность человека к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа (реализация единства индивидуальной и социальной субъектности).

Соц. работа представляет собой деят-ть по оптимизации формирования, осуществления и реабилитации жизнен. сил человека. В данной модели пересекаются психолого-ориентированные и социолого-ориентированные теории соц. работы. Разрешающая модель. Данная модель соц. работы в отличие от других носит специфически прикладной характер. Основу ее составл-т снижение отрицат-го воздействия общ-ва на отдельного ее члена. Особ. эффективна эта модель при работе с семьями, т. к. взаимная поддержка членов семьи может активизировать их развитие. Эта модель ориентирована на оказан. помощи всем, кто в ней обращается. Но, существ-т определ. бюрократические правила, ограничивающие характер оказываемых соц. услуг, либо круг клиентов, которые вправе рассчитывать на помощь. Поэтому многие потенциальные клиенты теряют желание обращаться в соц. службы за помощью. В настоящ. время существует тенденция считать клиентами соц. служб определенные группы людей (малообеспеченные, одинокие, престарелые и т.д.), и в некоторых группах сущ-т стереотипы, что быть клиентом соц. службы позорно. Разрешающая модель ориентирована на поддержание разных соц. групп, на совершенствование различн. услуг, оказываемых клиентам, и на преодоление негативного отношения и к тем, кто нужд-ся в помощи соц. служб, и к самим соц. работникам. Одна из основн. задач разрешающей модели — помочь клиентам оценить собственные потенции в решении возникших проблем. С этой целью осущ-ся процесс обучения клиентов тому, в решении своих проблем. В данном случае использ-ся технология «партнерских отношений». Особенно действенна эта модель при работе с маргинальными группами. В этой модели соц. работник одновременно выполняет неск. функций: консультанта (способствует повышен. самооценки клиента), учителя (помогает приобретать знания о себе), воспитателя (формир-т соц. навыки, позволяющие клиенту решить специфические задачи).

10 стр., 4676 слов

Практическая работа по возрастной психологии

... проявлению сходен с нарушениями психического здоровья. Подросток становиться грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозиться, появляется равнодушие, ... угроза, корысть. Такая позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчиво-враждебное отношение к людям. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать ...

23.Хар-ка гуманистич-й и марксистской моделей соц-работы. Многообразие моделей теоретич. обоснования практики соц. работы отражают результаты научн. поисков ученых разных школ, ее эволюцию, изменения в содержании и формах соц. работы. Кажд. модель содерж. теоретич. положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, социокультурными основами жизни, и предполагает определ. содержание соц. работы. Марксистская модель основ-ся на понимании деят-ти соц. работника как силы, способствующей осуществлению совместных коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе: соц. работник как социальный “контролер”, как соц. “стабилизатор”, соц. “адвокат”, соц. “врач”. Гуманистическая модель опред-ся принципами гуманистической психологии (В Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.).

Соц. работа в этой модели проявл-ся в стремлении соц. работников помочь клиентам на основе самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели – технология “активного слушания” (эмпатия, партнерский стиль отношений).

Существенная черта этой модели соц. работы – не директивный подход к решению проблем клиента. Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого соц. работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию).

В соврем. условиях данная модель соц. работы приобретает все большее влияние. Обе модели связаны с оказанием индивид. помощи клиенту, с позиций его личностных проблем, что требует от соц. работника серьезной психологич. подготовки.

26.Взаимосвязь соц-х отношений с соц.работой. Функционирование общ-ва связано с формированием разл. видов соц. взаимосвязей, в число которых входят общественные отношения. К общественной жизни относ-ся и соц. сфера. Она включает в себя особые соц. отношения, возникающие между разл. соц. группами, общностями людей (классами, соц. слоями, нациями и народностями, коллективами и т.д.) и отдельными индивидами, выступающими в качестве представителей этих соц. групп и общностей. Соц. отношения делятся на: I) социально-групповые (классы, соц. слои); 2) социаль­но-демографические (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры, члены семьи, мигранты и пр.); 3) социально-территориальные (городское и сельское население, жители боль­ших, малых и средних городов, центров и периферии и т.д.); 4) социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические группы); 5) соционально-профессиональные (тру­дов. коллективы, проф-ные объединения); 6) межлич­ностные (отношения между индивидами, являющ-ся члена­ми разл. соц. групп) и др. Своеобразие соц. отношений состо­ит, в том, что они носят комплексный хар-р и не сводимы к другим видам общественных отношений, хотя присутствуют во всех сферах обществ-й жизни.

И в том, что соц. отношения, включают в себя так соц.-экономическое, соц.-политическое, со­ц.-духовное, и соц.-культурное содержание. В системе соц. отношений находит воплощение сложившаяся в обществе соц. дифференциация, т.е. соц-ное неравенство. И, если в системе экономических, политических, идейно-нравственных и др. общественных отношений проблема ликвидации неравенства может решаться экономическими, политическими и правовыми средствами, то устранение реального соц. неравенс­тва индивидов и их групп, обладающих различными природ­ными и соц. способностями и возможностями (дети и взрослые, мужчины и женщины, коренные граждане и мигранты, физически здоровые и инвалиды и пр.), требует особой целенаправленной деят-ти по организации помощи раз­личным индивидам и соц. группам в удовлетворении их потребностей, реализации их гражданских прав и свобод. Такое понимание социальных отношений поз­воляет уяснить, что знания о характере, структуре, особеннос­тях соц. отношений в обществе, порождаемых опреде­ленной соц. средой и формирующих ее, являются необ­ходимым условием научной организации соц. работы. Профес-ная деят-ть соц. работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеч-х взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в общ-ве и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, соц. работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и соц. справедливости явл-ся фундаментом соц. работы.

20 стр., 9715 слов

Методы оказания психологической помощи по проблемам, связанным со страхом

... него мучительным и начинает управлять его жизнью. Цель работы: связана с изучением, особенностей и методов оказания психологической помощи по проблемам связанным со страхом, поскольку, страх мешает полноценной ...

29.Этические основы соц.работы. Этика специалиста по соц.работе представляет собой кодекс поведения, обеспечив-щий нравственные взаимоотношения между людьми, который основан на требованиях к проф. деят-ти и проф. компетенции специалиста. Профессион.-этическ.нормы специалиста по соц.работе: 1)приоритет личности и семьи по отношению к обществу и государству; 2) конфиденциальность во взаимоотношениях с клиентом; 3) четкая дифференциация личностных оценок соц-ной ситуации и профессиональной диагностики; 4) соц. активность, стремление к позитивным изменениям в соц. ситуации; 5)постоянное самообразование и умение передавать знания другим; 6)уважение к личности клиента, независимо от его отличия от принятого в обществе эталона нормы; 7)готовность действовать от имени клиента (проникнув в ситуацию клиента); 8)развит. принципов самопомощи и взаимопомощи клиентов; 9)стремление к соц.справедливости, защите прав человека и обществ-му порядку. Соц. работники принимают этически оправданные действия и придерж-ся их в соответств. с международ­н. этическими стандартами соц. работников. Страны, котор. входят в Междунар. федерацию со­ц. работников, придерживаются данных общих при­нципов, хотя национальные ассоциации могут вносить свои дополнения в их перечень. На практике соц. работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами вследствие их обязательств по отношен. к клиентам, коллегам, профессии, обществу (независимость и манипулирование; необходимость говорить правду; личные и профессиональные ценности; законы и благополучие клиента).Но, в основе проф. принципов соц. работы лежит гуманистический фундамент, который явл-ся основанием для всей профессиональной деятельности “социальная работа”.

32. Учреждения соц.обслуживания населения: виды и специфика деят-ти. Соц. обслуживан.-это деят-ть физич. и юридич. лиц по оказанию соц. поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг, и оказан. материальн. помощи, создан.условий для соц. адаптации и реабилитации граждан и семей, наход-ся в трудн. жизненной ситуации. Система соц. обслуживания включает в себя государственные, муниципальные, негосударственные службы. Основн. функции соц. служб связаны с соц. помощью, консультированием, соц. коррекцией и реабилитацией, соц. обслуживанием на дому и в стационарных учреждениях, предоставлением временного приюта нуждающимся. В соответствии с основными функциями соц. службы могут иметь различную направленность: сервисные службы — предоставление нужной информации, консультирование клиентов, наход-ся в трудн. жизнен. ситуации (центры соц. обслуживания, комплексные центры соц. обслуживания, центры экстренной психологической помощи по телефону и др.); терапевтические и реабилитационные службы — включающие соц. защиту и попечительство (геронтологические центры, центры психолого-педагогической помощи населению, соц.-реабилитационные центры для несовершеннолетних и др.); службы социализации и развития — (территориальные центры соц. помощи семье и детям, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и т.д.).

15 стр., 7171 слов

Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, ...

... . Педагогическая характеристика подростка, девиантное поведение, конфликтные ситуации. Особенности учебной и трудовой деятельности ... выяснения),анкетирование(метод массового сбора материала с помощью специально разработанной анкеты),интервьюирование(исследователь придерживается заранее ... педагогического исследованияопределяется конкретными задачами научной работы и основан на необходимости ...

Соц. службы предоставляют необход-е ресурсы, помогают людям избрать правильное поведение при решении их проблем, в том числе связанных с материал-ми трудностями и ценностными ориентациями. Одним из важнейш. методов деят-ти соц. служб является метод соц. лечения (особ. вид соц. работы с конкретным случаем, представляет собой оказан. помощи, посредством комбинации соц. служб исходя из случая клиента).

Административное управление и руководство социальным обслуживанием населения связано с организацией соц. служб, подготовкой специалистов различн. уровней, разработкой программ, направленных на развитие эффективности соц. служб. Управленческая функция включает в себя обеспечение образоват-х и обучающих программ (курсов повышения квалификации, университетов, колледжей с целью подготовки персонала для работы в различн. учрежд. соц. обслуживания. Соц. работа в учрежд. соц. обслуживания населения. Соц. работа в учрежд. соц. обслуживания населения ранее понималась, как работа соц. обеспечения. Но соц. работа в учрежд.соц.обслуживан. это не только экономическ. методы поддержки нуждающихся. Соц. работа также имеет множество др. задач: • развитие человеческих ресурсов; • распределение и перераспределение социальных и экономических ресурсов и благ; • предупреждение нищеты, уменьшение бедности, социальных бедствий; • защита отдельных лиц и групп от жизненных, экономических и социальных рисков.

35. Соц.работа в пенитенциарной системе. Историч. развитие пенитенциарной науки включало в себя разл. теории наказания. На протяжен. многих тысячелетий действовал закон талиона (от лат. talio — возмездие, равное по силе преступлению), который заключ-ся в причинении виновному того же вреда, который был нанесен им. Первой серьезной попыткой повлиять на преступников в направлении социализации, было введение наказания лишением свободы. Совр. пенитенциарная система включает след. виды учреждений: места предварит-го заключения (СИЗО, КПЗ); учреждения исполняющие наказания (Исправ.Трудов.Колонии; воспитательные колонии; места свободного поселения).

Специфика соц. работы в учрежден. исправительной системы сост. в следующем: ведется внутри соц. организмов с высокой степенью закрытости и изолированности. Ее объектом являются лица с высоким индексом соц. неблагополучия и изолированности: 1) Соц.Работа неразрывно связана с исполнением наказания; 2) СР не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания; 3) СР вынуждена занимать особое место. Основн. направления исправления и перевоспитания заключенных: 1) режим отбывания наказания; 2) общественно-полезный труд как обязанность и право; 3) воспитательная работа; 4) общеобразовательная подготовка; 5) проф-ная подготовка; 6) оперативная работа направленная на раскрытие совершенных и предотвращение готовящихся преступлений. Основн. задачи СР в исправит.учреждениях: 1.Развит. и укрепление соц. полезных связей между заключенными и внешним миром. 2.Содействие в обеспечении приемлемых соц.-бытовых условий; 3.Организация и обеспечение соц. защиты тех категорий заключенных, котор. в ней нуждаются.

12 стр., 5598 слов

Раздел V. Профессиональные и личностные качества социального работника

... важно для специализации социального работника в оказании помощи клиентам: напри-мер, в области профилактики правонарушений, в оказании помощи бедным и заброшенным, в работе с детьми, у которых ... к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу. Без применения знаний и умений социального ра ...

36.СОЦ РАБ В СИСТ ОБРАЗ-я.

Соц работа в сист образ еще только нач свое становл как особое направл соц сферы.В связи с этим следует указать на соц-педагог аспекты соц работы в целом и обознач соответств рабоч поля, в кот ей предстоит действов:-дошк воспит (уход, воспит и обуч в яслях, детских садах, группах дневн пребыв, школьн подготовит классах и т.д.);

-работу с молодежью(воспит, сопровожд, организ досуга, консульт при подготовке дом заданий, помощь подрастающ покол в профес ориентации, работа с молодежн клубами и т.д.);

-воспит в детских домах и приютах (воспит, сопровожд, создание условий, близких к семейному воспит, развит самостоят и т.д.);

-формы, содерж и методы обуч взрослых (профес обуч и образ, соц работа на предприят, организ самопомощи, семейные консульт и т.д.);

-соцо-педаг помощь семье (консульт, помощь в реш повседн проблем, меропр по поддержке семьи);

-соц работа в школе1.

Соц работа в системе образ приобр все большее знач в социализ и формир личн.

38.Основн.направления и аспекты теории свободного времени, и ее значен. для организаций соц.работы в сфере культурно-досуговой деят-ти. Термин «свободное время» определяется, как общественно свободное время для реализации внутр-х сил и приятного препровождения. Свободное время относится к центральным ценностям человека, а досуг рассматривается в качестве источника изменения и преобразования ценностей. Основн. чертой, характер-щей соц. работу является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Поэтому культурно-досуговая деят-ть занимает одно из важн. мест в практическом труде совр-х соц. работников и соц. педагогов. Соц. работа в системе культурно-досуговой деят-ти призвана оказывать влияние на структуру жизненного пространства клиента и его жизн. силы. Соц.-культ. деят-ть характер-ся тем, что она осущ-ся в своб. время, явл-ся добровольной, отличается активностью индивидуума или группы людей, обусловлена национально-этническими особенностями и традициями, отличается многообразием и глубокой личностной направленностью, носит гуманистический и развивающий характер. Своб. от работы время не идентично свободному времени, т.к. кроме процесса труда, существует необходимость восстановления работоспособности (физич. и психологич. регенерация рабочей силы: питание, самогигиена, сон, забота о здоровье, а также нейтрализация психологич. нагрузок в процессе труда, семья, воспитание детей).

12 стр., 5728 слов

Взаимоотношения специалиста по сервису и клиента в процессе осуществления ...

... курсовая работа стоит из двух глав. В первой главе рассмотрены составляющие взаимоотношений специалиста по сервису и клиента, такие как профессиональная этика, профессиональное поведение и культура общения работников с клиентами. ...

В настоящ. время возрастает роль территориального подхода в развитии сферы досуга и социокультурной среды, развит. роли местного самоуправления в решении проблем организации своб. времени. Особую роль в организации досуга и формировании здорового образа жизни играют территориальные Центры соц. помощи семье и детям. Они проводят индивид. работу с подростками и молодежью по предупреждению вредных привычек и избавлению от них, организ-т работу дневного пребывания детей и матерей, создают общ-ва и на обслуживаемой территории, организуют семейные и детск. праздники, соревнования и конкурсы. Деят-ть соц. служб по организации культурн. и информационной деят-ти для молодежи имеет больш. значение в развитии активности молодежи как соц-й силы. Рост подростковой преступности говорит о том, что молодые люди недополучают примеров положит-го поведения и организованного досуга. Поэтому соц.-культ. деят-ть опред-ся более высокими требованиями к развлекательности досуга: досуг должен доставлять радость и удовольствие, развивать соц-е отношения (семья, друзья, сообщества), открывать возможность коммуникации, развлечения, общения; досуг должен способствовать реализации общественной заинтересованности, демократических инициатив, участия в общественной жизни; досуг должен содействовать развитию собственной инициативы, самоопределения, а также воспитанию открытости.

41. Основн. направлен. соц. работы в сфере преодоления асоциального поведения молодых людей. Под асоциальн. поведением поним-ся тип соц. поведения, котор. не соответствует принятым в соц. обществе нормам (сущ-т формы поведения с ярко выраженными негативными отклонениями — это преступность, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид и пр.) Это направление соц. работы включ-т в себя: проф. деят-ть по оказан. помощи как отдельному молодому человеку, так и группам людей в целях улучшения или восстановления их способности к соц. функционированию; создан. условий благоприятствующих достижению этих целей в обществе. Основные цели: 1)Выявлен. факторов обусловлив-щих развит. асоц-го поведения несовершеннолетних и молодежи. 2)Оказан. экстреннойй помощи молодым людям оказавшихся в тяжелой, трудной жизнен. ситуации (до 18 лет) 3)Увеличении степени самостоят-ти молодых людей; 4.)Достижение наиб. благоприятных соц.-экономических условий развития кажд. молодого человека. 5)Содействие соц-му становлению личности, обретению ею всех видов свобод и полноценному участию в жизни общества. Основные задачи: Квалифицированное консультирование; Выявлен. актуальных проблем и криз-х ситуаций, ведущих к дезадаптивному состоянию; Развитие соц. инфраструктуры для молодежи; Создание досуговых молодежных центров. Наиб. распространенными видами соц. служб являются: Реабилитац. центры (оказан. психологич-й помощи несовершеннолетним и молодежи; нахождение в РЦ до 6 мес.); Молодежная биржа труда; Службы по восстановлению физич., психич. и соц. статуса молодых инвалидов; Центры реабилитац. несовершеннолетних правонарушителей; молодежные и детские обществ-е объединения, организации, фонды (спортивные, экологические, туристские, занятости молодежи, студенческие и др.).

Созд-ся профилактические программы нового поколения и развив. новые, нетрадиционные подходы в про­филактич-й соц. работе. Просвещение по вопросам формирован. здорового образа жизни, предупреждения ВИЧ-инфекции и СПИД — это лучш. способ предотвращения заболеваний. Эффект. способом передачи информации явл-ся программы, «равный обучает равно­го». Эффект-ть таких программ основывается на том, что специально подготовленные молодые люди передают досто­верную информацию по той или иной проблеме своим сверс­тникам, важные для себя сведения молодые люди получают в процессе общения со сверстниками. Такая информация вызы­вает больш. интерес и доверие, чем та, которая исходит от взросл. педагогов. В такой атмос­фере более проявл-ся ответственность за свои действия, разв-ся чувство взаимопомощи. В рамках др. совместной программы «Путь к себе» раз­работана методика по созданию группы трене­ров-сверстников из числа подростков, ранее употреблявших наркотики и ставших на позитивный путь поведения. Положит-й эффект в организации такой соц. работы, в котор. принимают участие тренеры — сверстни­ки из учебн. заведений закрытого типа (например, выступ­ление тренеров-сверстников из Могилевск. спецшколы для подростков; отдыхающих в загородных летних лагерях Минс­к. области).

Вовлечение учащ-ся учебн. заведений закрытого типа в молодежные просвети­тельские программы по формир-ю позитивного поведения позволяет создать для них творческую среду, ситуацию успеха, стимулир-ть стремление изменить свое поведение. Одной из нов. форм соц. работы с молодыми людь­ми из «групп риска» явл-ся организация совместных летних просветительских лагерей по вопросам профилактики ВИЧ/ СПИД, наркомании и других рискованных форм на базе воинских частей. Одна из важн. задач таких мероприятий – повышен. престижа мужского воспитания. Важн. педагогич-й задачей такой работы явл-ся утверждение человеч-х связей и взаимоотношений, которые позволят подрос­тку восстановить коммуникативную деят-ть, преодолеть трудности общения со взрослыми, со сверстниками, а также развить трудовую, познавательную и игровую деят-ть. В соц. работе привлекаются средства массовой информации, организ-ся ток-шоу. Ток-шоу с привлечением разных категорий молодых людей, с участием педагогов, родителей, администра­ции учебн. заведений, ученых, представителей органов госу­дарственного управления и СМИ по актуальным вопросам про­филактики отклоняющ-ся поведения, явл-ся действенной формой профилактической соц. работы. Организов-ся семейные реабилитац-е лагеря (например, семейный реабилитац-й лагерь,организованный на базе Борисовского центра педагогич-й реабилитации (2006 г.)), его целью являлось оказан. помощи осужденным подросткам и их родителям в гармонизации родительско-детского общения. В работе лагеря участвовали семьи осужденных несовершен­нолетних, заинтересованных в решении проблем родительско-детских взаимоотношений. Семейный лагерь — идеальная мо­дель разновозрастного коллектива, создающ. благоприятные условия для решения поставленных задач и самореализации каждого. В процессе программы родители получили навыки само­стоят-го решен. проблем взаимоотношения с ребенком и др. членами семьи (эффект самопомощи); осужденные подростки получили навыки решения своих личностных и по­веденческих проблем, способствующие улучшен. взаимо­действия со сверстниками и родителями. Однако, как показывает опыт, главным в организации соци­альной работы среди «групп риска» является профилактика, соц. работа по предупреждению социальных девиа­ций.

Шпоры по ТЕОРИИ СОЦ.РАБОТЫ — Стр 2

44.Соц-я и психологическая помощь людям, страдающ.от алког.зависим-ти. Среди различн. видов асоциального поведения наиб. распространенным и явл-ся пянство и алкоголизм. Опасность алкоголизации населения заключается в том, что пьянство имеет тесную связь с преступностью и является питательной средой для нее. Пьянству и алкоголизму способствует безразличное отношение и отсутствие осуждения со стороны населения пьяниц и алкоголиков. По отношению к пьяницам и алкоголикам не в полной мере используется сила обществ-го мнения, что дает возможность лицам, злоупотребляющим спиртн. напитками, оставаться вне соц. контроля или вообще безнаказанными. В такой ситуации необходимы координация и взаимо­действие всех соц. институтов по систематической и целенаправленной антиалкогольной пропаганде. Любое лечение требует комплексного подхода. Лечение алкоголизма требует комплексных мер, не только медикаментозного лечения, но и так же психологического воздействия на человека. В настоящее время существует множество реабилитационных центров, групп анонимных алкоголиков, где специалисты оказывают помощь обратившимся. Но не каждый алкоголик может переступить через себя и признать в кругу других людей, что у него алкогольная зависимость. К основным методам и подходам лечения алкогольной зависимости относятся: алкоблокада (комплекс мер, направленный на уменьшение влечения человека к алкоголю), самоконтроль (психологический метод, при котором человек усилием воли борется со своей тягой, успешен лишь на ранних стадиях развития зависимости), клиническая психотерапия (психотерапевтическое лечение, направленное на самостоятельное выявление проблемы), рациональная психотерапия (комплекс действий врачей направленных на самосознание проблемы), когнитивная психотерапия (направлена на помощь больному в изменении образа жизни, формировании более адекватных представлений о себе и окружающей действительности), суггестивная терапия и гипнотерапия (использ-ся внушение, направленное на запрет употребления алкоголя, с закреплением страха перед возможными тяжкими для пациента последствиями при нарушении этого запрета).

47.Сущность и определение системы критериев и показателей оценки эффективности соц.работы. Критериями эффективности деят-ти соц. работника могут быть: анализ состояния проблем клиентов и результатов их решения; динамика включенности клиентов в разл-е виды соц. деят-ти; динамика в отношении детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым соц. ценностям; результаты включенности взрослого населения в деят-ть по улучшению условий в социуме; оценка соц.-психологической обстановки, микроклимата в социуме; уровень профессион-го роста соц. работника как специалиста. А также системой критериев эффективности соц. работы могут быть след. показатели: Процессуальные показатели: использует ли соц. работник при достижении своих результатов в работе современные соц. методы, приемы, технологии. Нормативно-этические показатели: усвоил ли соц. работник нормы, стандарты, принципы, эталон профессии; умеет ли он на практике следовать эталонам профессии на уровне мастерства; умеет ли соблюдать честь и достоинство профессии, осознает ли ее значимость в обществе. Показатели личного базиса: достигает ли специалист достаточно высокого уровня профессионализма личности и деятельности. Актуальный уровень профессионального развития — это результаты, которые в настоящ. время он достиг в работе. Вместе с тем, это и личностные ресурсы, которые он применяет для достижения результата: знания, умения, качества личности. Прогностические показатели: имеет и ищет ли человек перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития. Показатели профессиональной обучаемости: стремится человек к образованию, повышению своего уровня и профессиональной квалификации; готов он изучать теоретические и методические аспекты соц. работы, обмениваться опытом работы с коллегами? Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет специалист заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии. Технологические показатели позволяют характер-ть личность профессионала и его деят-ти как личностно-технологический показатель деят-ти специалистов по соц. работе (т.е.владение практическим контролем и самоконтролем результат-ти процесса соц. помощи, коррекции, реабилитации человека).

Показатели инновационного характера: новаторство, индивидуальность, творчество в применении различных технологий в профессиональной деят-ти. По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на модифицирующие (использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию соц. помощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т.д.), комбинаторные (означают индивидуально-личностную позицию соц. работника в разработке и применении на практике разл. методов и приемов, наиболее эффективных в данной ситуации) и радикальные (отказ от укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу тех, что отвечают требованиям времени и конкретной ситуации).

50.Методы индивид-й соц.работы. Метод – это совокупность приемов деят-ти субъектов соц. работы, рассматривающая соц. проблемы клиентов как способ стимулирования их сил и конструктивной деят-ти в социуме с целью изменения неблагоприятной ситуации. Метод индивид. соц. работы (или соц. работа с индивид. случаем, осущ-ся в ситуации «один на один», когда соц. работник совместно с клиентом решает его личностные и соц. проблемы. Метод решения проблем был разработан Х.Перлман. Основан на психодинамической концепции, согласно которой вся жизнь явл-ся «проблемно-решаемым процессом». Личность неспособна справляться с проблемой в результате след. причин: из-за недостаточной мотивации, из-за неспособности или невозможности работать над решен. проблемы, из-за неумения разрешать проблему правильным способом. Задача соц. работника сост. в том, чтобы помочь клиенту в этих обстоятельствах . Психосоциальный метод предложен Ф.Холлис. Его базой стали разработки диагностических и психоаналитических школ. Существенную сторону метода составляет проникновение в причины девиационного или дезадаптивного поведения субъекта, воссоздание «истории болезни клиента». Психосоц-й метод предполагает сложную диагностику «личности в ситуации», при заинтересованном участии самого клиента. Психосоц-й метод интенсивно примен-ся в случаях понимания клиентом своих индивид-х и соц-х проблем (наприм.,проблем, связанных со здоровьем).

Подход центрированный на задаче, или вмешательство, центрированное на задаче. В этом методе проблема формулир-ся клиентом при согласовании с соц. работником, определ-ся целями и возможностями соц. агентства. Модель сост-т из элементов кризисных интервенций, проблемно-ориентированных и функциональных подходов. Взаимодействие четко структурировано, директивно и ограниченно во времени. Поведенческий подход. Эд.Й.Томас ввел поведенческие методы в практику соц. работы в области образования. Практики соц. работы, используя бихевиористские концепты, получали эмпирическую информацию, открывая возможность управления и оперативной оценки вмешательства. Поведенческий подход совместим с подходом соц. работы к системе «личность — среда», он сосред-ся на личностных ресурсах окружающ. среды, которые могут быть мобилизованы, чтобы стимулировать и сохранять измененное поведение. Модификация поведения осуществл-ся по 2 направлениям: оперантное изменение поведения и респондентное изменение поведения. Техники оперантного изменения поведения включают такие виды вмешательства, как позитивное и негативное изменение поведения, коррекция негативных последствий, формирован. положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов. Техники респондентного изменения поведения включают рациональные дискуссии (вербальные инструкции), поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений. Экологический подход предполагает улучшение взаимодействия человека и окруж. среды на основе позитивного взаимообмена. При применении методов экологического подхода к вмешательству выдвигаются требования двойного внимания: к повышению компетентности клиента относительно окружающего жизненного пространства, к обучению его «умениям жизнедеятельности»; к формированию благоприятной окружающей среды через различные формы помощи и защиты. Кризисно-ориентированный краткосрочный метод индивид. работы, представляет собой комбинированный метод, использующий элементы психотерапии, практич. психологии и рациональных дискуссий в соц. работе. Он применим в случаях таких кризисных состояний, как тревожность, чувство стыда, вины, враждебности и т.п. Соц. работник, ослабляя психологич-ю и социальную напряженность клиента, помогает ему принимать соответствующие решения. Рациональный метод индивид-й работы. В его основе лежат положения когнитивной теории и предположение, что интенсивность действий по изменению зависит от силы воли. Создаваемая на принципе «здесь и теперь», оценка состояния клиента фокусируется на мышлении, чувствах, поведении в реальном измерении времени. Цель метода сост-т в изменении сознания клиента, которое понимается как совокупность проявлений эмоций, представлений и поведения клиента. Данный метод использ-ся в случаях, когда клиент ищет помощи в понимании своей проблемной ситуации. Терапия реальностью. Предложен В.Глассером. Его основу сост-т положение о том, что людям необходимо быть любимым и чувствовать свою ценность, а для этого необход. соответствующее поведение. Цель метода состоит в том, чтобы помочь людям понять и принять ответственность за свое собственное поведение. Стратегии взаимодействия направлены на обучение клиента продуктивному общению без конфронтации и агрессии. Такой подход в практике соц. работы имеет название «социальное лечение». В практике соц. работы использ-ся и др. методы индивид. работы: игровая терапия, сексуальная терапия, психодрама, техники «отвращения» и т.п.

53.Соц. взаимодействие специалиста по соц.работе с клиентом. Техника взаимодейств. специалиста по соц.работе с клиентом строится по принципам: психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивид-х особенностей клиента; соответствия целей и задач взаимодействия; актуальности и содержанию проблем клиента; оптимистического подхода к возможностям клиента. Соц. работе как проф. деят-ти присущи специфические черты, одной из которых явл-ся характер отношений между специалистом по соц. работе и клиентом. В процессе соц. работы используются в основном субъект — субъектные отношения, и помощь ориентирована на активизацию потенциала самозащиты индивида или группы или носит лишь вспомогательный характер. Основн. цель взаимодействия соц. работника и клиента — оптимизация механизмов соционального функционирования индивида или соц. группы, предполагающая: увеличение степени самостоят-ти клиента, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиент может в полной мере проявить свои возможности; адаптация людей в обществе. Конечная цель деят-ти соц. работника предполагает достижение результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи. Все формы и методы взаимодействия соц. работника можно разделить на две группы: 1.работа с проблемой клиента и 2.работа по поводу этой проблемы с др. учреждениями, организациями, службами. Важным компонентом соц. взаимодействия являются профессиональные умения и навыки соц. работника и, в частности, степень владения методами поддержки, соц. терапии, коррекции и реабилитации. Взаимодействие соц. работника и клиента составляет часть целенаправленного процесса практического воздействия соответствующих государств-х структур, обществ-х организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления соц. отношений или соц. действий. Этот процесс воздействия в научной терминологии получил название социальной терапии (представляет собой конкретные услуги, организуя клиенту поддержку окружения, помогая справиться с соц. конфликтами и проблемами).

В процессе социально-терапевтического взаимодействия соц. работника и клиента важн. значение имеет вербальное и невербальное поведение: вербальное (языком слов) и невербальное (языком тела).

В ходе взаимодействия соц. работника и клиента необходимо, чтобы клиент встретил понимание и сочувствие со стороны соц. работника, что, в свою очередь, способствует созданию атмосферы доверия и открытости в их отношениях. Особ. значение имеет позиция соц. работника при диагностике проблемы клиента и его поддержке. В последн. годы неотъемлемой частью взаимодействия соц. работника с обслуживаемым им клиентом стала экспертная оценка, котор. явл-ся соц. диагнозом и предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, и анализ информации для разработки плана помощи. При этом необходимо также проанализировать отношения между индивидом, семьей и другими группами, к которым принадлежит клиент. Важно учитывать право клиента на невмешательство в его частную жизнь, ограничиваясь только теми сведениями, котор. необходимы для достижения цели.

56.Критерии профессионализма в соц. работе. Соц. работа –особ. вид деят-ти, и требует наличия качеств, без котор. невозможно эффективное выполнение соц. работником своих функций. В число проф. значимых качеств соц. работника входят: проф. компетентность (кро­ме высокого уровня образования и общей культуры, знания в области социологии, педагогики, психологии, антропологии, права и др.); доброжел-ное отношение к людям и к их проблемам, как особое нравственное качество, явл-ся дополнением к полученным проф. знаниям; высокий уровень коммуникабельности, инициативность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убежде­ния, умение вызывать к себе доверие и поддержать человека в трудную для него минуту, т.е. организаторско- коммуникативные способности; бескорыстность, честность, порядочность, ответствен­ность, высокая нравственность, т.е. высокий морально-этический уровень социального работника; эмпатия (умение встать на позицию другого), открытость, деликатность, естественность, конкретность, работоспособность, энергичность, настойчивость в до­стижении цели, устойчивость к психологическому дискомфор­ту, т.е. свойства присущие людям, обладающим нервно-психи­ческой выносливостью; адекватное отношение социального работника к себе, умение решать собственные психолог. проблемы самостоятельно. Наряду с проф. значимыми качествами при под­готовке соц. работника обращают внимание на качест­ва, недопустимые для такого рода работы. К таким негативным качествам, кроме професион-й некомпетентности, отно­сятся отсутствие любви к людям, глухота к боли другого, рав­нодушие, брезгливость, неприязнь к больным, злость, зависть, агрессивность, хамство. А также, безответственность, отсутствие чувства долга, нечестность, меркантильность, корыстность, использование должностного положения в личных целях, аморальность, а также неумение разрешать конфликтные ситуации, авторитарность, формализм. Ряд качеств, касающихся личного здоровья человека, могут мешать соц. работе: недостаток здоровья, повышенная раздражительность, возбудимость — тоже являются недопус­тимыми качествами для соц. работника. Позиция «полномочного партнерства» побуждает соц. работника «владеть ситуацией», видеть разницу между ролью «поддержки и заботы» и ролью «регулирования и контроля» и в соответствии с этим определять и проявлять активную линию своего поведения.