Раздел V. Профессиональные и личностные качества социального работника

журнал социальной работы. – М., 1996. – № 1.

1. Личность социального работника

Социальная де ятел ьн ость связана со становлением чел овека ка к спе -циалиста общественного, сознательного и реального субъекта преобразова-тельн ого процесса общ еств а. Для такого специа листа необходимо усвоение не только теоретических, научных знаний общественных и прикладных наук, но и формирование качеств, умений, навыков, необходимых для активной социальной деятельности. И задачей, и важным направлением социализи-рующей деятельности является практическое овладение принятыми способа-ми общения в процессе деятельности.

Личность человека формир уется и развивается под влиянием много-численных факторов, объективных и субъективных, общественных и при-родных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и созна-ния людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

Должность социального работника и специалиста социальной работы в России введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, мик-рорайоне семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической помощи, психолого-педагогической, материальной и иной по-мощи, охране нравственного, физического и психического здоровья. Устанав-ливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций по месту работы, учебы и т. д. Оказывает им содействие и защиту. Содействует инте-грации деятельности различных государственных и общественных организа -ций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической по-мощи населению. Оказывает помощь в семейном воспитании, заключении тру-довых договоров о работе на дому женщины, имеющей несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам, проводит различные консультации: психоло-го-педагогические, юридические по вопросам брака и семьи, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением. Выявля-ет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечи-тельстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, полу-чении материальной и социально-бытовой помощи. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случа ях вы-ступает в качестве их общественного защитника в суде. Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов, молодежных, подростковых, дет-ских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных и мест лишения свободы [11, ч. 1, с. 319–320].

4 стр., 1546 слов

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных ...

... результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным ... - 52 студента, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа»). В качестве инструментария была использована методика «Ценностные ... политических и экономических процессов происходят изменения, которые оказывают существенное влияние на отношение молодых людей ...

Для социального работника важна психологическая готовность к роле-вому поведению [13, с. 203–204].

Рассматривать личность специалиста следует как «целостный субъект дея-тельности». Такое понятие ориентировано на целостности субъекта со-дея-тельности, что достаточно полно характеризует специалиста социальной работы.

По справедливому определению Н. Б. Шмелевой, личность социально-го работника можно воспринимать, как целостность «представить как: един-ство природного и рез ультатов социализации и персоциализации; единство социального, нравственного, психологического, общекультурного, профес-сионального; нерасторжимость профессионально-значимых и профессио-нально обусловленных качеств личности и деятельности» [15, с. 63].

Целостность в данн ом случае означает способность к социализации , социальной активности, формированию социальных качеств, способов и дей-ствий. Эта идея пр едставляет мет одологическ ую п оз иц ию , особ о пр ел ом ля-ясь в известных концептуальных направлениях: изучения специалиста как субъекта социальной деятельности.

С уществен ной ха ра ктерис тик ой личности специалиста выступает его готовность к социальной деятельности. Как подтвердило наше исследование, социа лизация способств ует процессу подготовки специалиста к социа лизи-рующей деятельности.

Поня тие «г от овн ость» м ожн о ра ссм атривать с точки зрения п сих оло-гического состояния. На это обратил внимание В.Ф. Ломов. Он определи л готовность как устойчивую характеристику личности, являющуюся результа-том подготовленности к деятельности [5]. Некоторые исследователи считают, что психологическую основу деятельности составляет готовность к ней как к целостному функциональному состоянию психики. Вместе с тем, категория «готовность» рассматривается в нашем исследовании как два взаимообу-словленных, взаимосвязанных компонента; готовность специалиста к социа-лизирующей деятельности и готовность его к социальной активности. Данное положение подтверждается практической реальностью первого выпуска спе-циалистов отделения «социальная работа» Социально-гуманитарного инсти-тута ГУ. Большинство из них обладают определенной профессиональной базой – готовностью к социальной деятельности.

Следует выделить профессиональные и личностные требования к со-циальному работнику.

Социальный работник играет активную роль в структурировании, про-граммировании и координации действий различных систем социальной по-мощи населению. Он также оказывает активное влияние на личность или группу людей. Осуществление влияния является основой интерактной актив-ности социального работника.

11 стр., 5291 слов

Анализ социальной деятельности социальной службы

... есть, специалист, работающий в них, получает заработную плату из государственного бюджета. Социальные работники, занятые в государственных социальных службах, выполняют раз личные роли в зависимости от масштаба и направлений деятельности ...

В широком смысле слова термин «влияние» можно объяснить как процесс создания условий для развития личности или системы. В практике социальной работы это означает обеспечение эффективности продвижения к намеченной цели при помощи соответствующих методов. Влияния есть не что иное, как дв усторонний процесс взаимодействия, который может быт ь успешным при наличии, с одной стороны, способности социального работ-ника оказывать эффективное. воздействие на сознание клиента , а с другой стороны, при наличии у клиента способности правильно и благосклонно вос-принимать направленное на него воздействие, а также сам факт оказания на него воздействия со стороны. Этот процесс всегда двусторонний потому, что на человека оказывают влияние не только слова социального работника, его убеждения, но и его личностные качества, а также отношение клиента к нему как субъекту в оздействия. В пр оцессе в оздействия на клиента социальный работник неизбежно испытывает на себе его обратное воздействие.

Источниками уверенности социального работника в его праве оказы-вать это влияние являются:

а) знания и опыт;

б) узаконенные полномочия;

в) статус и репутация;

г) харизматические данные и личная привлекательность;

д) владение информацией и др. Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе

учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать свое влияние на других людей, хотя сами эти спо-собности могут быть разнообразные в зависимости от личного опыта, личных интересов, личных талантов.

Зна ния и опыт имеют особое значени е для межличностных отноше-ний. В этой сфере важны такие умения и навыки, как интервьюирование, ока-зание поддержки, способность к лидерству, установление обратной связи, посредничество, которые нацелены на достижение перемен в поведении и отношениях друг к другу. Без применения знаний и умений социального ра-ботника невозможен дифференцированный подход в системе клиентуры. Здесь необходимы знания потребностей и интересов человека на различных этапах жизненного пути, кризисные состояния, последствия физических и психических недомоганий. Применение знаний и умений социального работ-ника необходимо в управлении деятельностью социальных служб, подборе кадров для них и применении необходимых технологий. Это также важно для специализации социального работника в оказании помощи клиентам: напри-мер, в области профилактики правонарушений, в оказании помощи бедным и заброшенным, в работе с детьми, у которых нет родителей. Такая специали-зация требует знания соответствующих теорий и концепций, опоры на эмпи-рические исследования. Нужно знать, как подойти к анализу ситуации, как разработать программу оказания помощи, какие методы применить для ре-шения проблем, знать соответствующие законы и политику государства по этим вопросам. Особая сфера применения знаний и умений социального работника – ориентация в проблемах моделирования и прогнозирования предстоящего развития и функционирования социальных систем: семьи, групп, общностей. Здесь требуются знания структур и процессов, оказывающих влияние на про-цедуру принятия решения, использование властных полномочий, акоммуни-кативные функции, ролевые позиции.

И, наконец, социальный работник должен располагать знаниями соци-альных источников и систем обеспечения социальными услугами по месту жительства. Среди них можно назвать такиех, как больницы, школы, детские учреждения, государственные орга ны, знать, как они ф ункционир уют, спе-цифику деятельности этих систем, знать, какое впечатление они производят на клиентов, как выйти на эти системы; знать законы, которые регламенти-руют их деятельность и т. д.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... 1990 г. Однако непрофессиональная социальная работа складывается много раньше, прошла три этапа. Социальные работники — это главный субъект социальной работы, поскольку они должны ... знаний, навыков, умений, приобретенных в период обучения в вузе. Социальная работа включает и компоненты непрофессиональной деятельности, например заботу, благотворительность, милосердие. Следовательно, социальная ...

Некоторые социальные работники бывают привлекательными для ок-ружающих благодаря наличию у них обаятельности, очаровательности и да-же харизматических особенностей. Такие специалисты располагают людей к себе, вдохновляют их, настраивают на активное участие в работе.

В отличие от других характерных черт социального работника его лична я привлекательн ость не зависит от занимаемого положения. Вмест е с тем его личная привлекательность может усиливать потенциальные возмож-ности его положительного влияния на людей.

Харизматические особенности как признаки исключительной и редкой одаренности человека талантами от природы способствуют выдвижению на более высокие позиции в сфере социальной работы, приобретению более вы-сокого положения в обществе – овладение информацией. Восприятие людьми окружающего мира, а также их поведение в определенной степени зависят от уровня информирова нности. Поэтом у среди пр очих тр ебований к социаль-ному работнику одно из важных мест занимает его уровень информирован-ности, который способствует расположению и доверительности к нему со стороны клиентов, выработки у них уверенности в том, что им будет оказана соответствующая помощь и поддержка.

Выбирая профессию социального работника, важно не только ориен-тироваться на должностную инструкцию, а тщательно выяснить какие требо-вания предъявляются к специалисту этой области. В любой профессиональ-ной деятельности есть стабильные и переменные составляющие.

Определяется структура знаний, умений и навыков, необходимых со-циальному работнику:

– иметь знания в различных областях: философии, социологии, соци-альной и возрастной психологии, педагогике, экономике, организации произ-водства, законодательства, информатики и математической статистики;

– обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэруди-рованным человеком, что предполагает хорошие знания в области литерату-ры, музыки, живописи и т. д.;

– владеть информацией о соврем енных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;

– обладать «супервидением», т. е. предвидеть последствия своих дей-ствий, не идти на поводу у клиента, твердо проводить в жизнь свою позицию;

– обладать определенной социальной приспособленностью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в советах специалиста социаль-ной сферы).

Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе «трудных» подростков, сирот, инвалидов, престарелых, людей, находящихся на реабилитации и т. д.

– иметь профессиональный такт, способный вызывать cимпатию и до-верие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну, деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека;

– обл ада ть эм оци ональной устойчив остью , бы ть г от ов ым к психич е-ским нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях и, несмотря на возможные неудачи (реакции не по существу, отка з ы. .. ), ум еть д обр ос ов естно исп олня ть св ой д олг , оста ва ясь сп окойным , доброжелательным и внимательным к подопечному;

4 стр., 1975 слов

Психологические особенности деятельности работника торговли

... при послепроизвольном внимании, содержанием которого является врабатываемость в процесс деятельности. Если же в работе возникают сложности, начинаются неполадки, внимание снова становится произвольным, например ... купателя) относительно друг друга. Известны четыре уровня коммуникации: интимный, личный, социальный и публичный. Два первых предполагают контакты на основе дружеских отно­шений; ...

– уметь принимать решение в неожиданных ситуациях, четко форму-лировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Этот перечень требований можно продолжать, но важно отметить, что все он и бол е е подробн о из ложены в пр офе сс и огра м м е , где дается описани е психологических характеристик, соблюдение которых необходимо при ис-полнении профессиональных обязанностей. В ней также подчеркивается, что социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего пове-дения. Он должен быть преданным своему делу, честным и правдивым. Со-циальный работник должен четко отличать заявления и действия, сделанные им как частным лицом, так и представителем социальной работы как профес-сии [11. Ч. 1. С. 322–326].

Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалиста в об-ласти социальной работы, изложены в Государственном образовательном стандарте высшего и профессионального образования, утвержденном Гос-комвузом Российской Федерации в 1994 г. Эти требования представлены не-сколькими группами: 1) общими требованиями к образованности специали-ста; 2) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; 3) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих математических и естественно-научных дисциплин; 4) тре-бованиями к знаниям и умениям по циклу общепрофессиональных дисцип-лин направления и 5) требованиями к знаниям и умениям по циклу специаль-ных дисциплин направления. [7, с. 322–324].В настоящее время в теории и практике социальной работы доминиру-ет функциональный подход к анализу профессиональной деятельности любо-го специалиста, в том числе и специалиста со-деятельности.

2. Функциональное назначение социального работника

Тесная связь социал ьных учр еждений и общества еще более необхо-дима для выполнения различных функций. «Общество порождает функции, без которых оно не может обойтись» [6, с.416].

В теории социального действия Т. Парсонс концептуировал внимание на уникальных и потому фундаментальных функциях социальных систем, к которым относится образование. Незаменимость, обязательность и качест-венное отличие этих функций друг от друга предопределяют специализацию и профессионализацию социальных работников [8, с. 101].

Любое социальное учреждение в той или иной мере выполняет функ-цию связующего звена между обществом и социальным институтом. Функ-ции и структура элементов конкретизируются как система действий. При этом в качестве структуры могут выступать устойчивые операции, роли этой структуры, которые характеризуются как функции. Такой функцией является социализация. Посредством этой функции происходит вхождению специали-ста в различные структуры общества, его адаптация, усвоение норм, ролей, поведения, ценностей и др.

Социальные институты также рассматриваются как взаимосвязанные системы социальных р олей и н орм , созда нные и действ ующие для удовле-творения важных общественных потребностей и функций. Эти роли и нормы, включенные в социальный институт, определяют соответствующее и ожи-даемое поведение, ориентированное на удовлетворение социальных потреб-ностей.

5 стр., 2402 слов

Определение готовности к учебной деятельности дошкольников с ...

... прожития» предыдущего возрастного периода и игровой деятельности в частности. Цель исследования: определение готовности к учебной деятельности дошкольников с помощью методов беседы и интервью. Гипотеза исследования: ... возрастной психологии характеризует этот переход с различных позиций. Во-первых, происходит изменение социальной ситуации развития для ребенка (детский сад и школа). Во-вторых, на ...

По аксиологической и функциональной природе социальная работа представляет собой одну из самых многоплановых видов профессиональной деятельности, направленных на достижение общественных изменений. Ее непосредственный инициативный субъект – социальный работник – осуще-ствляет все многообразие функций социализации: адаптации, ценностных ориентации, общественных отношений и т.д. Это специалист, который по мировым стандартам может работать на разных уровнях реализации соци-альной политики государства – уровне управления, образования и непосред-ственной практики социальной работы.

Специалист составляет некую совокупную модель профессии «социаль-ная работа». Можно выделить несколько вариантов моделей такого работника, с присущими ему функциями, содержанием и методами социальной работы. Это тип семейного социального работника; социального работника по работе с молодежью; социального работника по работе с пенсионерами и др. В учебном пособии «Теория и методика социальной работы» конкре-тизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его ос-новных функций: диагностическая, правозащитная, организационная, преду-предительно-профилактическая, социально-медицинская, психологическая, социально-бытовая, коммуникативная и социально-педагогическая (выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-до суг ов ой, спор т ив н о-оз д оров ительной, х уд ожес твенн ого тв орчества и при-влекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и др.) [11. Ч. 1. С. 320–321].

В своем исследовании П. Д. Павленок указывает на особенность этих функций. Кроме этого, он расширяет их значимость и дает их характеристику.

Так, пр огн ост ич е с ка я функ ци я, по ег о м н ен ию, пр огн оз ир уе т и пр ограм -мирует влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, способствует моделированию социального поведения объектов.

Правозащитная функция в социальной работе предусматривает ис-пользование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Это касается как населе-ния, проживающего в стране, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами. В соответствии с социально-педагогической функцией социальный работник призван выявлять интересы и потребности людей в различных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлекать к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческие и другие союзы, специалистов, тренеров, органи-заторов культурно-досуговой деятельности и т.д.

4 стр., 1650 слов

Социальная терапия при индивидуальной работе с пожилыми людьми ...

... реакцией.   Оккупационная терапия (ОК) - терапия повседневными занятиями, форма профессиональной социальной работы. Это необходимая форма помощи людям, испытывающим отклонения в поведении, взаимодействии. В зависимости ... излечить пожилого человека от депрессии, побудить его к активной деятельности по подбору и чтению литературы, работе в архивах, к встречам с людьми. Занятие подобного рода ...

Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтичес-кая) функция призвана привести в действия такие механизмы, как социально-правовой, юридический, психологический, социально-медицинский, преду-преждать негативные явления, оказывать социотерапевтическую, социально-бытовую, психолого-педагогическую, медицинскую, юридическую и иную помощь нуждающимся, обеспечивать защиту семьи, женщин, подростков, детей, молодежи.

Предупредительно-профилактическая функция направлена не только на оказание всевозможной помощи и поддержки уже оступившимся, слабо защищенным слоям, но и на предупреждение всевозможных, негативных последствий в положении, поведении, деятельности слоев, групп людей, от-дельных личностей. Данная функция ассоциируется с пониманием социаль-ной работы как в узком, так и в широком смысле слова.

Психологическая функция предполагает различные виды консультиро-вания и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реаби-литации всем нуждающимся, призвана способствовать социальной адаптации личности. При реализации социально-медицинской функ ци и с оциа л ьный ра б отни к об язан орга низ ов а ть работу по пр офил акт ик е з д ор ов ья , п ом ога ть ов ла девать ос-новами оказания первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по планированию семьи, форми-ровать ответственное отношение к репр одуктив ном у и сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни.

В деятельности социального работника важна реализация социально-бытовой функции, а именно: социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населе-ния (особенно инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта.

Коммуникативная функция приз вана устанавливать контакты с нуж-дающимися клиентами в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов об-щества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и понима-нию другого человека, больных и здоровых, нуждающихся и не нуждающих-ся в помощи и поддержке.

Рекламно-пропагандистская функция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека.

Реализация организационной функции проявляется в том, чтобы спо-собствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждени-ях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищен-ным слоям и группам, отдельным личностям. [7, с. 322–324].

12 стр., 5886 слов

Особенности системы мотивации труда работников социально-культурного ...

... объяснения поведения человека, особенно его организационного поведения, поэтому в сфере деятельности работника общие мотивы имеют большее значение, чем первичные мотивы. 3. Вторичные ... системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретного работника (менеджера, рабочего), но и конечные результаты деятельности предприятия. Субъект исследования – индивид, ...

Безусловно, можно назвать и другие функции. Например, нравственно-гуманистическую функцию. Нравственно-гуманистическая ф ун кц ия ( ка к св ое-образная концентрация определенных свойств, черт всех других функций) при-дает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для дос-тойного функционирования человека, групп и слоев в обществе. Эта функция обозначает проявление гуманного отношения человека к человеку. В условиях социальных потрясений, экономического кризиса социальная работа направлена, прежде всего, на тех, кто находится в более трудном положении – инвалиды, пенсионеры, дети, подростки, беженцы, бездомные. Социальная работа создает условия для достойной жизни человека как главного субъекта общества, содей-ствует в становлении и реализации его интересов.

Посредством информационно-коммуникативной функции собирается и доводится до субъекта информация о людях, нуждающихся в социальной помощи, о фактах вмешательства социальных служб, создаются банки дан-ных о семьях и отдельных лицах, нуждающихся в социальном патронаже.

Аналитико-прогнозная функция направлена на изучение тенденции социального напряжения в обществе, демографических ситуаций, причин социальног о и с ем ейного неблаг опол уч ия , об щес твенн ог о м нения о сост оя-нии социальной помощи и защиты, программирование и прогнозирование процессов социального общества и др.

Незаменимость, обязательность и качественное отличие этих функций друг от друга предопределяют специализацию и профессионализацию соци-альных работников. При этом в качестве структуры могут выступать устой-чивые операции, роли этой структуры, которые характеризуются как функ-ции. Такой функцией является социализация. Функция социализации, задавая некое пространство социальной деятельности индивидов, не предопределя-ет результат человеческой деятельности, а обновляет социальное качество самореализации людей. Более того, они «оживают» только в реализации че-ловеческих сил, способностей и форм, в конечном счете, сами зависят от них как, по сути, так и по сущности.

Так, функция социализации в социальной деятельности естественно зави-сит от предмета, но ее конкретное содержание определяется действием (техноло-гией).

Следовательно, она может быть представлена как элемент технологии [10, с. 46–50]. Или, к примеру, цель человеческой деятельности не что иное, как фе-номен, субстанция, в которой отображено единство, взаимосвязи многообразных форм социализации человека, его воспроизводство в социальном бытии. Не-трудно убедиться в том, что таким образом осуществляется преобразование при-родных материй в формах человеческого творчества [4].

Многие исследователи ошибочно полагают, что социальная работа и социальная педагогика независимы и мало чем отличаются друг от друга. Особенно рельефна взаимосвязь социальной работы и социальной педагоги-ки проявляется в пра ктичес кой деятельности специалистов, что, возможно, является одной из причин их подмены друг другом.

19 стр., 9293 слов

Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...

... инвалида отмечается полная или частичная неспособность к самостоятельной деятельности, тяжесть расстройств и ограничение социальных функций. Особенностью современной патологии детского возраста является ... ее, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием». Согласно социальному толкованию Фирсов М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. ...

Это объясняется, во-первых, наличием общего объекта воздействия социального работника (детей, подростков и родителей); во-вторых, наличи-ем в инструментарии общей группы методов – социально-педагогических; в-третьих, – осуществлением терминологического единства понятий и катего-рий в раскрытии сущности социальной работы.

Ошибочно сводить функции социального работника к деятельности в рамках социального или какого-либо другого учреждения. Независимо от того, в штате какого учреждения он работает и по какому конкретному про-филю он специализ ируется – это социальный педаг ог. Главной сферой ег о деятельности является социум, сфера ближайшего окружения личности и ее человеческих отношений. Требования к его человеческим и профессиональ-ным качествам безграничны. Он, как представитель профессии «социальная работа», имеет интегративный, базовый характер функционального назначе-ния, обусловленный тем, что функциональную основу профессиональной компетентности любого социального работника составляют социально-педагогические, этические, нравственные характеристики.

По мнению В. Г. Бочаровой, главной функцией социального педагога является передача учащимся социального опыта, подготовки его к жизни в реальных исторических условиях, в единстве внешних и внутренних факто-ров, во взаимоотношении самого обучающегося со средой, с его ценностны-ми ориентациями, которые формируются в семье, школе, в микро и макро среде [1, с. 38-39].

Социальный работник выполняет различные виды деятельности: предметную, преобразующую, научную и др. Например, социальный работ-ник в народном образовании осуществляет педагогическую деятельность. Она представляет собой, с одной стороны, способ решения задач, поставлен-ных обществом, с другой – средства развития способностей, потребностей и интересов клиентов, и в этом ее социальная значимость. Специфика педаго-гической деятельности состоит в том, что воспитатель имеет дело с живым человеком, который… сам творит себя, и критически относится к окружаю-щем у мир у, ко в сем возде йствиям и влиянием извне ( В. А. Сластенин).

В сложном, по своей детерминанте, процессе социализации центральное место занимает воздействие социального работника на клиента и взаимное их воз-действие друг на друга.

Таким образом, социальный работник может реализовывать указанные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответст-вующих знаний и умений.

3. Обязанности социального работника

Социальные работники заняты разными видами деятельности при ис-полнении своих профессиональных обязанностях. Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

– восп ита тел ьный подх од – вы ст упа ет в р оли учителя, ко нс ульта нт а , эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделирова-нию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения;

– фасилитативный подход – осуществляет роль помощника, сторонни-ка или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, ко-гда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтерна-тивных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбад-ривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;

– адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работ-ник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, под-боре документально обоснованных обвинений [11. Ч. 1. С. 321–322]

Неслучайно поэтом у в квалификационном справочнике социальном у работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.

Социальный работник обязан:

– выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоро-вья; устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т. д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и социальную защиту;

– содействовать в совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимся группам населения;

– оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних де-тей, инвалидам, пенсионерам;

– проводить псих олого-педагогиче ские и юридические консуль тации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;

– выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

– организовывать общественную защиту несовершеннолетних право-нарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их обществен-ного защитника в суде;

– участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциа-ций, объединений по интересам и т. д.);

– организовывать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений.

Квалификационный справочник определяет обязанности и требования к социальному работнику в самом общем плане без учета функций, специа-лизаций, уровня подготовки социального работника [7, с. 321–322].

4. Профессиональные качества социального работника

В основе социально-педагогической практики социальной работы ле-жит положение о том, что воспитание выступает как часть процесса социального становления человека, с помощью которого осуществляется выработка у индивида определенных социальных качеств.

Формированию специалиста как целостного субъекта способствует наличие качеств, необходимых Для профессиональной деятельности, при этом учитывается, что деятельность – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, общению, что социальный работник (педагог) должен обладать навыками влияния не только на самого клиента, но и на его окру-жение, групповое общение в социуме.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказыва-ет решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует.

След ует отм е тит ь такую закономерность , когда од ни с оциа льные ра -ботники свободно чувствуют себя в конфликтных ситуациях, другие лучше чувствуют себя в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни – более умело общаются с многословными, слишком говорливыми клиентами, дру-гие – более успешно «находят язык» с замкнутыми и молчаливыми людьми. Одни – выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие – нет. Одни – более отзывчивы к детям, другие – к людям пожилого возраста. Поэт ом у роль личност ных ка честв социальн ого ра бо тника , несом не нн о, ве-лика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить та-кие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство соб-ственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпи-мость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Особое значение в социальной работе имеют конкретные формы обще-ния. Анализ механизма общения позволяет проследить взаимосвязь целей и функций социального общения и личных качеств, навыков и умений соци-ального работника. Ему необходимы и профессионально значимые качества. Профессор Е. И. Холостова обращает внимание на три группы качеств:

а) психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

б) психоаналитические качества, ориентированные на совершенство- вание социального работника как личности;

в) психолого-педагогические качества, направленные на создание эф- фекта личного обаяния.

В первую группу включаются требования, предъявляемые к профес-сиональной деятельности и психическим процессам, психическим состояни-ям, эмоциональным и волевым характеристикам. В работе с людьми, как пра-вило, психологические требования базируются на собранности и вниматель-ности, понимании другого человека, проявлении таких волевых качеств, как терпение, самообладание и т. д. Некоторые из этих психологических требований являются основными, главными, без них вообще невозможна эффек-тивная деятельность. Они входят в структуру задатков. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

Другие из психических характеристик играют, на первый взгляд, вто-ростепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает пси-хологическим требованиям этой группы, предъявляемым профессией, то от-рицательные последствия этого несоответствия могут проявиться не так бы-стро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.

В работе с людьми, как правило, психологические требования базиру-ются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении та-ких волевых качеств, как терпение, самообладание и т. д. Без ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

При подборе кадров целесообразно ориентироваться не на отдельные, парциальные ха ра ктеристики психик и, а на черты личности как целостные образования, как ее системные свойства.

Чем труднее освоение профессии, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, прини-маемых в ка честве основы профессиональной приг одности . Когда же дел о касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует ори-ентироваться на всю личность как социальное системное качество.

В формировании целостного образа личности существенную роль иг-рают, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой – их установки и ценностные ориентации. Ориентация в подборе кадров на целостный образ социального работника позволяет в большей степени результативно решать кадровые вопросы.

Ко второй группе относятся психоаналитические качества, такие как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков. А также стресс-устойчивые качества – физическая тренированность, самовнушае-мость, умение переключиться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливать на-строение людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их ну-ждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречи-вость (умение внушать и убеждать словом) и др. [14, с. 206–208].

Определение личностных качеств социального работника предполага-ет оп ор у на теор етич еское обосн ование пр оце сса пр оф есс иональног о само -определения. В зарубежной психологической литературе существует множе-ство теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект пра-вильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для того, чтобы субъект правильно выбрал профессию , необх одимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возмож-ностей; знание требований и условий для достижения успеха; правильное соотнесение первых двух факторов. Такое понимание выбора имеет ряд не-достатков. Прежде всего, он понимается как одномоментный акт, что пред-полагает упрощенческое представление о человеке, отрыве его от конкретно-го процесса труда.

Одна из наиболее популярных – концепция Д. Сьюпера, который рас-сматривает профессиональное становление человека, как длительный жиз-ненный процесс. Профессиональное становление формируется под воздейст-вием ряда факторов внешней среды, среди которых первостепенное значение отводится субъективным факторам.

С точки зрения Д. Сьюпера, процесс профессионального становления индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Вместе с тем в нем можно выделить ряд типичных этапов; такие, как этап роста, поиска, упрочения, стабилизации и спада. Большое место в профессиональном определении он отводит процессу само-понимания личностью себя как профессионального работника.

В отечественной психологической литературе выбор профессии ис-следуется с позиций деятельного подхода. Этот подход, разработанный в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и других исследо-вателей, предполагает анализ всех психических явлений в деятельности субъекта. На профессиональное самоопределение важную роль оказывают не столько объект ивные факторы: семья, шк ола , гр уппы сверстн ик ов, скольк о субъективные. Одним из решающих субъективных факторов, определяющих выбор профессии, являются интересы личности.

Как динамическая личностная тенденция интерес описывается рядом характеристик: содержание, широта, глубина, устойчивость. Собственно профессиональный интерес, например, характеризуется большой интенсив-ностью внимания, волевых усилий, эмоциональных переживаний. На этом уровн е субъе кт принимает решение превратить св ое « хобби» в пр офессию [11. Ч. 1. С. 326–330]

Особо след ует выделить личностные коммуникативные и деят ельно-профессиональные качества.

Процесс формирования у специалиста социальных качеств в условиях учебной деятельности следует рассматривать через создание социальных си-туаций. В них включается использование примеров из социальной практики. Наприм ер, клиент обратился к социальному работнику с просьбой помочь ему в получении жилья (это многодетная семья из шести человек, прожи-вающая в двухкомнатной квартире).

Задача преподавателя – дать студентам навыки по решению подобных ситуаций и в первую очередь научить их фор-мулировать цели, которые в дальнейшем определят средства, формы и мето-ды работы с клиентом по решению его проблем. Компонентом, который объ-единяет цели, является содержание определенной деятельности специалиста.Как показывает практика, социальному работнику необходимы каче-ства, позволяющие осуществлять социализирующую деятельность. Анализ результатов опроса студентов социальной работы показал, что основными качествами специалиста являются человеколюбие, гуманность, сострадание, терпимость и др. Так, отвечая на вопросы: «Какие качества Вы считаете со-ответствующими избранной профессии?», «Что необходимо для развития социальных ка честв ?», студенты (72 чел овека) назвали та кие ка чества, по-вторяющ и еся в разной послед овательн ост и , но оди на ко во ча сто, ка к д обр о-желательность, умение завоевать уважение клиентов, умение слушать, пони-мать других людей.

Отечественный ученый В. Я. Нечаев выделяет не менее важную – со-циально-коммуникативную сторону специалиста. Если он и не осуществляет руководство коллективом, то, по крайней мере, включен в ответственные ви-ды работ, от которых в значительной мере зависит совокупное действие кол-лектива, отдельных людей. Соответственно, трудовая позиция специалиста в коллективе отличается интенсивными связями с другими людьми.

В результате исследования мы пришли к выводу, что для решения за-дач социализации специалист должен иметь знания в области развития лич-ности, групповых методик конкретной личности, политики социального обес-печения и защиты, а также навыки общения, психологическую коррекцию.

Таким образом, изученный материал, проведенные исследования дают возможность выделить в социализации специалиста следующие концепту-альные основы:

– специалист социальной работы есть субъект социальной деятельно-сти, включенный в социальную микросреду (коллектив).

– специалист – это социализированный человек, осуществляющий свою учебную деятельность в системе «субъект – субъект».

– специалист социальной работы есть целостный субъект. Он не замк-нут в себе, а применяет свои знания, умения и навыки в социализирующей деятельности.

Социализирующая деятельность непрерывна и разнообразна. Она об-ладает интегрированным качеством, направленным на социализацию специа-листа, охватывает широкий диапазон специализаций по направлениям социа-лизирующей деятельности [3].

Ключевые понятия

Информация (лат. – некоторые сведения, совокупность каких- либо

informatio – разъясне- данных знаний… информация составляет внутрен- ние, изложение) нее достояние системы, процесса самих по себе и

может быть названа структурой [12, с. 172]

Коммуникация (лат. – категория идеалистической философии, обозна- Kommunicar e – сове- чающая общ ение, при пом ощи которого «Я» обна- щаться с кем-либо) руживает себя в другом [12, с. 207]

Отношения

– момент взаимосвязи всех явлений… Необходимо различать отношения различных особенно проти-воположных сторон объекта и его внешние взаи-моотношения с другими объектами… Человек вступает в отношения с созданными им вещами, объективным миром и другими людьми. В резуль-тате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начинает относиться к самому себе как человек (обладает самосознанием), лишь относясь к дру-гому человеку как к себе подобному. Именно этим объясняет ся, с одной стороны, общественная при-рода человеческого сознания, а с другой – необхо-димость изучения общественных отношений для познания истории… [12, с. 348]

Социализация

(лат. Socialis – общест-венный)

– процесс усвоения и дальнейшего развития инди-видом социально-культурного опыта – трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накоп-ленных и передаваемых из поколения к поколению, процесс, включения индивида в систему обществен-ных отношений и формирования у него социальных качеств [12, с. 441].

Функции (лат.functio – исполнение, совершен-ствование)

– высшее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений [12, с. 526]

Целостность

– внутреннее единство объекта, его отдифференци-рованность от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами… Понятие целостн ость игр ает существенную роль в тех сл у-чаях, когда задача исследования заключается в по-лучении синтетического знания об объекте и когда объект является достаточно сложным… [12, с 533]

Вопросы

  1. Назовите должностные обязанности социального работника , содер-жащиеся в квалификационном справочнике. Раскройте их содержание.Конкретизируйте деятельность социального работника с учетом вы-полняемых им основных функций.
  1. Перечислите профессиональные требования к социальному работнику.
  2. Каковы наиболее важные личностные качества социального работ-ника? Назовите их, дайте классификацию (группировку) этих качеств.
  3. Определите содержание наиболее важных качеств социального ра-ботника с учетом теории и практики социальной работы.
  4. Какие психолого-педагогические качества направлены на создание эффекта личного обаяния социального работникам.
  5. Как понимаете «профессиональное самоопределение» личности.

Литература

1. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. – М.: SUP «Аргус», 1994.

  1. Демина Л. Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. – Барнаул, 1994.
  2. Кильберг-Шахзадова Н. В. Основы социальной работы. – Нальчик: Полиграфсервис и Т. 2001.–116 с.
  3. Кильберг-Шахзадова Н. В. Со-деятельность в образовании: Теорети-ко-методологический аспект. – Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001.–180 с.
  4. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло-гии. – М., 1985.
  5. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. 2-е изд., т. 25, ч. 2. – С. 3–551.
  6. Павленок П. Д. Профессиональные и духовно нравственные качества социального ра ботника // Основы социальной ра боты: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М. 1997, с. 321–322.
  7. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.
  8. Пинкус Л., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы) / Пер. с англ.; общ. ред. В. И. Жукова, С. Н. Козлов и др. – М.: Союз, 1993.–233 с.

10. Пригожин И. Современная социология организации: Учебник. – М., 1995. – С. 46–50.

94

  1. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. – М.: Изд-во «Союз», 1994. Ч. 1.–339 с.
  2. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. – М.: По-литиздат, 1987. – 590 с.
  3. Холостова Е. И. Личность социального работника // Теория и прак-тика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М., 1992, с. 203–204.
  4. Холостова Е. И. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. – М. Изд-во РГСИ, 1992, с. 206–208.
  5. Шмелева Н. Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы (МПГУ, Ул. ГУ).

    – Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1994.–240с.