Шпоры по психофизиологии

1. методы и принципы психофизиологии труда  Методы психологии — это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверной информации, используемой далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Методы психологии основаны на общенаучном принципе объективности, который обязывает строить систему научного знания строго в соответствии с психологической реальностью. Это позволяет снизить влияние на суждение о психике личных пристрастий, корпоративной солидарности и низкой подготовленности тех, кто проводит исследование.

Значение того или иного психологического метода зависит от валидности, надежности и трудоемкости его применения. Валидность метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точность измерения данным методом, а также то, насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Проверка валидности метода называется валидизацией. Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Трудоемкость метода определяется по уровню сложности его реализации, длительности подготовки специалистов.

Наиболее распространенными методами в современной психологии являются метод наблюдения, метод эксперимента, опросные методы.

В психологии профессиональной деятельности указанные методы применяются в соответствии с задачами профессиональной диагностики, к которым относятся:

определение уровня профессионализма;

установление соответствия человека требованиям профессии и соответствия профессии запросам человека;

выявление профессиональных потенциальных возможностей человека;

помощь конкретному работнику в использовании его реальных профессиональных возможностей для эффективной трудовой деятельности.

2. предмет и задачи курса психофизиологии труда  Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Психология профессиональной деятельности, несомненно, относится к научно-практическому направлению. В центре ее внимания трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности. Психология профессиональной деятельности тесно связана с психологией труда. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся изучает условия и разрабатывает пути и методы решения практических задач, связанных с трудовой деятельностью, анализом трудовой деятельности, профессиональными навыками. Психология профессиональной деятельности также связана с общей психологией, экспериментальной психологией, психофизиологией, организационной психологией, инженерной психологией, эргономикой, социальной психологией, психологией управления, возрастной психологией, юридической психологией, экономической психологией.

14 стр., 6775 слов

Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная ...

... Профессиональные качества: любовь к детям, умение ставить цели, настойчивость, мастерство, педагогический такт, знание педагогической теории и детской психологии, ... установлении положительных в/действия с людьми Воспитательная – деятельность кл рук-ля осуществляется по следующим ... и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например классно-урочная ...

3. становление психофизиолигии как науки (лекции)

Психология, в буквальном значении этого слова, — наука о душе. Ее история уходит в глубь веков, в философские и медицинские учения. Как самостоятельная наука психология утвердилась лишь в конце XIX в., после того, как получила экспериментальную базу и естественнонаучную, физиологическую основу. Путь развития научной психологии был непростым, он отражает многообразие сложной жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но все больше и больше выдвигались практические проблемы, которые необходимо было решить науке о человеке. В середине XX в. начался активный процесс деления психологии на отдельные отрасли. Некоторые современные психологи различают теоретическую (научно-исследовательскую) и научно-практическую психологию. Отличия связаны, прежде всего, с определением предмета и объекта изучения. Научно-практическая психология всегда имела дело с реальным объектом, понимание природы которого опирается не только на определенное представление, имеющееся в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот объект, то есть человек.

4. теория локализации высших психических функций А.Р. Лурия. 

Локализация высших психических функций — теоретический концепт, выражающий собой более или менее однозначное соответствие определенных участков мозга и психических процессов. Проблема связипсихики и мозга ставилась еще в трудах Гиппократа, Галена. В новое время ее решение было представлено в исследованиях представителей узкого локализационизма и антилокализационизма. Адекватное решение было предложено в теории системной динамической локализации высших психических функций, разработанной Л.С. Выготским иА.Р. Лурия. Согласно этой теории психические функции человека необходимо рассматривать как сложные системные образования, которые формируются прижизненно, являются произвольными и опосредствованными, прежде всего речью. Физиологической основой психических функций выступают функциональные системы, включающие афферентные и эфферентные звенья, которые могут быть достаточно динамичными и взаимозаменяемыми. Каждое звено этой системы связано с определенной мозговой структурой, при этом у различных функциональных систем существуют общие звенья, которые могут участвовать в реализации многих психических функций. При нейропсихологических поражениях этих звеньев происходит возникновение определенных сочетаний нарушений психических функций, которые объединяются в определенные нейропсихологические синдромы.

5 стр., 2141 слов

Тема 2. Психика и организм. Познавательные психические процессы

... речь   7. Чувственная картина мира создается такими психическими процессами, как… a) мышление и речь b) ... социально выработанными способами поведения b) есть продукт созревания организма c) имеет биологическое происхождение d) обладает пассивным характером ... в данный момент наибольший жизненный смысл – это основная функция внимания… a) произвольного b) послепроизвольного c) эмпирического d) ...

5.Теория функциональных систем Анохина.

 Теория функциональных систем, предложенная П.К.Анохиным, постулирует принципиально новый подход к физиологическим явлениям. Она изменяет традиционное «органное» мышление и открывает картину целостных интегративных функций организма.

        Возникнув на основе теории условных рефлексов И.П.Павлова, теория функциональных систем явилась ее творческим развитием. Вместе с тем в процессе развития самой теории функциональных систем она вышла за рамки классической рефлекторной теории и оформилась в самостоятельный принцип организации физиологических функций. Функциональные системы имеют отличную от рефлекторной дуги циклическую динамическую организацию, вся деятельность составляющих компонентов которой направлена на обеспечение различных приспособительных результатов, полезных для организма и для его взаимодействия с окружающей средой и себе подобными. Любая функциональная система, согласно представлениям П.К.Анохина, имеет принципиально однотипную организацию и включает следующие общие, притом универсальные для разных функциональных систем периферические и центральные узловые механизмы (рис. 1):

Полезный приспособительный результат как ведущее звено функциональной системы;

Рецепторы результата;

Обратную афферентацию, поступающую от рецепторов результата в центральные образования функциональной системы;

Центральную архитектонику, представляющую избирательное объединение функциональной системой нервных элементов различных уровней;

Исполнительные соматические, вегетативные и эндокринные компоненты, включающие организованное целенаправленное поведение.

        С общетеоретической точки зрения функциональные системы представляют саморегулирующиеся организации, динамически и избирательно объединяющие ЦНС и периферические органы и ткани на основе нервной и гуморальной регуляции для достижения полезных для системы и организма в целом приспособительных результатов. Полезными для организма адаптивными результатами являются в первую очередь обеспечивающие различные стороны метаболических процессов гомеостатические показатели, а также находящиеся за пределами организма результаты поведенческой деятельности, удовлетворяющие различные биологические (метаболические) потребности организма, потребности зоосоциальпых сообществ, социальные и духовные потребности человека.

Функциональные системы строятся прежде всего текущими потребностями живых существ. Они постоянно формируются метаболическими процессами. Кроме того, функциональные системы организма могут складываться под влиянием специальных факторов окружающей организм среды. У человека это в первую очередь факторы социальной среды. Механизмы памяти также могут быть причиной формирования функциональных систем, особенно поведенческого и психического уровней.

10 стр., 4975 слов

Адаптация человека и функциональное состояние организма

... достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек--среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм. Познакомимся с самым общим определением этого ...

        Совокупная деятельность множества функциональных систем в их взаимодействии определяет сложные процессы гомеостазиса организма и его взаимодействия со средой обитания.

        Функциональные системы представляют, таким образом, единицы интегративной деятельности организма.

6.профессиональная пригодность.

Профессиональная пригодность— совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

Профессиональная пригодность не является врожденным качеством человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения и т.п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток даже на внешний облик (габитус) человека (т.н. профессиональная деформация).

Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности, зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки (знаний, умений, навыков).

В разных профессиях и при разных условиях каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине профпригодности человека. Это означает, что формирование профпригодности — всегда индивидуальный процесс. Далеко не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. Профессиональная пригодность к этим профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных.

Профессиональная пригодность для конкретной деятельности базируется на определенных психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских и др. критериях. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др.

При анализе профессиональной пригодности отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально ценные качества не рядоположены, а образуют нечто ценное, систему.

Компоненты системы профпригодности.

Гражданские качества — моральный облик человека как члена общества.

Отношение к труду, профессии, интересы и склонности.

Дееспособность: физическая (состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.) и умственная (интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность и пр.).

5 стр., 2279 слов

Ответы к тестам по психологии труда

... профессии, выделенные А.К.Марковой:         1. адаптация человека к профессии         2. самоактуализация человека в профессии         3. гармонизация человека с профессией 4. Три аспекта труда ... владение внешними и внутренними средствами деятельности 4. осознанная ориентировка в ...

Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.

Навыки, привычки, знания, опыт.

Из сказанного ясно, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность.

Степени профпригодности (по Е.А. Климову).

Непригодность (к данной профессии).

Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонения в здоровье несовместимы с данной профессией, кроме того, противопоказания могут быть и педагогическими.

Годность (к той или иной профессии или группе таковых).

Эта степень характеризуется тем, что для человека нет противопоказаний к профессии, то есть у него имеется реальный шанс стать хорошим специалистом в этой области.

Соответствие (данного человека данной области деятельности).

Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств, которые годны для выбора данной профессии или группы профессий.

Призвание (данного человека данной области деятельности).

Эта степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.

Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. То есть, в принципе, все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, чтобы назвать качества, которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить.

7.профессиональный отбор  Профотбор – это процедура оценки профессиональных, личностных и иных качеств работника на соответствие установленным в организации требованиям. Только после прохождения процедуры профотбора можно принимать решение о зачислении претендента на вакантную должность, место. Чаще всего для определения профессиональной пригодности используют тесты. Можно выделить пять категорий тестов, используемых при профотборе.

1. Интеллектуальные тесты.

Короткие, время проведения – от 12 до 30 мин, и простые. Данный тип тестов был специально создан для изучения низшего и среднего персонала в промышленности. Такие тесты могут иметь сравнительно высокую валидность для определенных профессий или вообще не иметь никакой валидности.

Существуют и более сложные тесты на интеллект, но такого рода тесты требуют профессиональной квалификации психолога и больших затрат времени. В основном применяются для оценки и отбора менеджеров высшего звена.

2. Тесты способностей.

Необходимость профотбора и обучения способствовала созданию большого количества тестов на способности.

7 стр., 3322 слов

Диагностика и консультирование учащихся в процессе выбора профессии

... профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора.Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: ... приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;диагностическая консультация, направленная на ...

В отличие от интеллектуальных тестов, тесты на способность признаны выявить способности работника к быстрому и эффективному обучению.

3. Психомоторные тесты.

Направлены на оценку скорости и точности моторной координации. Большинство таких тестов проходят на реальной аппаратуре или тренажерах.

4. Личностные тесты и тесты интересов.

В основе таких тестов лежит предположение о том, что индивид будет более успешным работником, если структура его личности и интересов будет схожа с той, которой обладает человек, достигший высот в профессиональной деятельности и карьере.

Главный недостаток такого рода тестов в том, что многие испытуемые могут исказить ответы или неискренно отвечать на вопросы.

5. Проективные тесты.

Используются тестовые материалы с размытым, неопределенным смыслом, к примеру, черные пятна, незаконченное предложение, сюжетные картинки и т. д.

Первоначально эти тесты создавались клиническими психологами для анализа аномалий человека. В целом валидность такого рода тестов невелика.

9. классификация профессиональной деятельности. 

Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).

       Психологическая классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее, если бы уже была разработана определенная типология профессий. Но пока нет строгого единого подхода к классификации профессий, основной недостаток многих из них состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то одного психического процесса в данном виде деятельности. Били предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход.

 

       Были также попытки дать классификацию по видам промышленности; машиностроению, металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая классификация не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с психологической точки зрения резко отличаются друг от друга.

 

       Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою классификацию видов профессиональной деятельности:

 

11 стр., 5326 слов

Основы профориентационной работы в школе

... человека требованиям профессии в целях оптимального удовлетворения его интересов, запросов к условиям и режимам труда. ... предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой. ... с типами профессий, с этикой проведения профконсультационной работы. Теоретическая и практическая значимость работы: данная работа предназначена для ...

нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);

тщетные науки (алхимия, астрология);

нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

вредительские науки (колдовство).

        Очень любопытный подход был предложен в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом С. П. Струмилиным. Он положил в основу классификации профессий, причем не только рабочих, степень самостоятельности человека в труде. Этот подход довольно прогрессивный, но, конечно, и здесь сейчас много устарело. С. П. Струмилин предложил все профессии делить на пять типов труда :

       

         I тип- автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ, характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня.

   

        II- полуавтоматический труд. Сюда он относил такие профессии, как телефонистка, машинистка, где действие не всегда строго регламентированы.

 

        III- шаблонно-исполнительный труд. Это пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.

 

Следующие два типа, которые он выделил относятся уже не к рабочим профессиям. Четвертый тип он называл «самостоятельный труд» . Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий — это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.

     В целом в этой классификации есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам. Конечно, для современного этапа эта классификация устарела.

 

        В настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой системе. Профессиография» , разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.

       Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:

 

*  «Человек – природа»

 

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа «человек – природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география).

Определенный интерес к природе (не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.

Указанное деление не означает, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов — растения и их среда существования.

      При выборе профессии этого типа важно разобраться, как именно вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать все силы производству.

Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.

 

*«Человек – техника»

 

     Главный, ведущий предмет труда — технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Труд работников здесь направлен не только на технику, но и на ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа «человек – техника» можно выделить:

профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;

профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;

профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов;

профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;

профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;

профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;

профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;

профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;

профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценке технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

2 стр., 928 слов

Методы оценки физической и умственной работоспособности

... оценки физической работоспособности Понятие «физическая работоспособность» означает, потенциальные возможности человека произвести физическую работу на определенном отрезке времени. Физическая работоспособность зависит от ... динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв. В зависимости от вида труда, индивидуальных ...

 

*«Человек – человек»

 

Главный, ведущий предмет труда — люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий можно выделить:

профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;

профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;

профессии, связанные с информационным обслуживанием;

профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;

профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

     Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми;

потребность в общении;

способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;

умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей;

умение находить общий язык с разными людьми.

 

*«Человек — знаковые системы»

 

Главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Среди профессий типа «человек — знаковые системы» есть:

профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;

профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;

профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

 

*«Человек — художественный образ»

 

Главный, ведущий предмет труда — художественный образ, способы его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа «человек — художественный образ» включают:

профессии, связанные с изобразительной деятельностью;

профессии, связанные с музыкальной деятельностью;

профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;

профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Шпоры по психофизиологии — Стр 2

Одна из особенностей профессий типа «человек — художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.

     На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч. — знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;

2) преобразующие профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;

3) изыскательские профессии (И) — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.

     На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

 

1) профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г — Ч-Т), лаборант химического анализа (Г — Ч-П), ветеринар (П — Ч-П), слесарь (П — Ч-Т) и т. п.;

2) профессии машинно-ручного труда (М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) — оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;

4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), — актер, акробат и    т. п.

 

     На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.;

2) работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;

3) работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;

4) работа в условиях повышенной ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.

Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

     Изложенная классификация предназначена не для того, чтобы разложить все профессии по своим клеточкам, — это невозможно и не нужно. Надо помнить, что большинство профессий характеризуется множеством разнотипных признаков. Но в любом сложном множестве полезно проводить некоторые хотя бы ориентировочные различения.

 

11 основные виды мышечной работы и рабочая поза человека

Все виды мышечной работы, выполняемой человеком в процессе его трудовой деятельности, можно отнести к легким, средней тяжести и тяжелым работам. По потреблению кислорода и энергетическим затратам, согласно ГОСТ 12.1.005—76 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования», к легким физическим работам (категория I) относятся виды деятельности с энерготратами до 172 Дж/с (150 ккал/ч).

Физические работы средней тяжести (категория II) — это работы, при которых расход энергии составляет от 172 до 232 Дж/с (150—200 ккал/ч) — категория Па и от 232 до 293 Дж/с (200—250 ккал/ч) — категория 116. При тяжелых физических работах (категория III) энерготраты превышают 293 Дж/с.  В соответствии с ГОСТом к легким физическим работам относятся те, которые выполняются сидя, стоя или связаны с постоянной ходьбой, но не требуют систематического физического напряжения или поднятия и переноски тяжести. К категории Па относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, выполняемые стоя или сидя, но не требующие перемещения тяжести. Категория Пб включает работы, связанные с ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей. Тяжелые физические работы характеризуются постоянным физическим напряжением — постоянным перемещением или переноской значительных (более 10 кг) тяжестей. Однако характеризовать работу только по расходу энергии было бы недостаточно. Поэтому в настоящее время физиологическую оценку степени тяжести и напряженности работы проводят комплексно — на основании показателей функционального состояния дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем, а также таких критериев, как мышечная выносливость, объем оперативной памяти, простая и сложная зрительно-моторная реакция, концентрация внимания и тому подобное.

Рабочая поза – положение тел при выполнении работы.

Основные позы: сидя и стоя.

Правильная организация рабочего места, рабочего режима, позволяет создавать определенный уровень работоспособности.

Выбор рабочей позы:

Величина рабочего усилия (до 10 кг – сидя, более 10 кг стоя)

Величина рабочей зоны (70 см сидя, более 70 см стоя + нестационарное рабочее место)

Физиологические условия рабочей позы:

Удобство для развития необходимых для работы мышечных усилий

Удобство для выполнения точных и быстрых действий руками

Макс. производительная результативность движений

Мин. расход энергии

Недостатки рабочей позы:

Сидя (наиболее неблагоприятна для позвоночника, в сидячей позе гравитационная нагрузка на позвоночник возрастает в четыре раза):

ограничение двигательной активности и напряжение мышц

ослабление мышц брюшного пресса тазового дна

нарушение осанки

затруднение кровообращения

Рекомендуются спортивные упражнения, производственная гимнастика.

Стоя:

Нагрузка на нижние конечности

Затруднение кровообращения в сосудах голени и стопы, так как пережаты сосуды непрерывно сокращенными мышцам, воздействие на сосуды, особенно вены и капилляры, повышенного давления крови.

12.Утомление.Общая характеристика

Утомление – уменьшение функциональных возможностей организма, вызванное интенсивной или длительной работой и выражающееся в снижении работоспособности; возникает при чрезмерной физической, интеллектуальной и сенсорной нагрузке. Обусловлено физическим и психическим истощением. При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, увеличивается инертность — неравных процессов, снижаются показатели чувствительности, внимания, памяти, мышления, возникают отрицательные эмоции, снижается производительность труда по качеству и скорости.

Утомление в основном изучалось физиологами. Однако это психофизиологическое явление. При изучении утомления нужно учитывать физиологические, психологические и социологические факторы. Центрально-нервная теория утомления Сеченова: понимание утомления возможнотолько при учете всех уровней регуляции функций – осознаваемой и неосознаваемой, психологической, физиологической, биохимической. Утомление это с одной стороны естественная реакции организма на физическую, эмоционально-волевую и интеллектуальную нагрузку, без которой нельзя выработать выносливость. Но с другой стороны пониженной работо- и дееспособности, опасное при многих видах труда.

Психологическое изучение имеет свои традиции. Крепелин показал, что кривая продуктивности – равнодействующая влияния на организм и личность работника многих факторов: результаты упражнений, утомления, стимуляции в начале и в конце рабочих циклов, привыкания и напряжения воли.

13. Меры предупреждения развития утомления.

В борьбе с утомлением и переутомлением большую роль играет рациональная организация режима дня. Тем менее важное значение имеет и эмоциональная сторона труда, интерес к работе, творческое отношение к труду. Интересная работа легче выполняется, она сама неудержимо влечет к себе, доставляет большое наслаждение работающему. Полезный для общества труд, трудовой образ жизни — лучший источник сил, бодрости и здоровья.

Сохранению здоровья способствует правильное чередование труда и отдыха на протяжении дня. Перерыв в работе должен наступать до начала снижения работоспособности. С помощью своевременного отдыха удается не только предупредить утомление и не допустить снижения работоспособности, но и стимулировать дальнейшую работу.

В условиях производства для предупреждения утомления полезны непродолжительные физические упражнения. В настоящее время узаконена физкультурная пауза, комплекс упражнений которой передается по радио в рабочие дни. Физкультпауза основывается на изменении характера движений утомленных мышц, на стимуляции деятельности относительно бездействовавших мышечных групп. Физические упражнения, применяемые в перерывах между работой, возбуждают и освежают нервную систему, что положительно влияет не только на производительность труда, но и на самочувствие работающих.

Борьба с У. осуществляется внедрением эргономических рекомендаций по организации рабочего места, панелей и пультов управления, рациональным распределением функций между человеком и машиной. Мощное средство борьбы с У. – тренировка, которая предусматривает формирование оптимальных функциональных систем, обеспечивающих минимальное расходование физиологических резервов при заданной интенсивности, упрочение навыков, правильное распределение микропауз и перерывов в работе.

14. Динамика работоспособности и характеристика ее стадий 

Работоспособность человека является одним из основных понятий не только в науке, но и в повседневной жизни. Сложность этого понятия в науке определяется многообразием видов труда и широкой шкалой психофизиологических возможностей человека.

Работоспособность организма – это способность организма к психофизиологическому действию Действие это может состоять в превращении одного вида энергии в другой, в преобразовании объекта из одного вида в другой, в переформулировании словесного материала и т.д.

Работоспособность, т.е. Способность выполнять заданную работу, имеет следующие уровни:

А) резервный – способность работать в условиях, требующих предельной мобилизации всех физических и духовных сил. Естественно, что человек в таких условиях не может работать не только постоянно, но и какое-либо длительное время;

В) актуальный (актуализированный).

Он относится к повседневной трудовой деятельности с выполнением требований определенной профессии.

Работоспособность человека и его уровни зависят от внешних и внутренних факторов. Внешние, определяющие специфику работы – это интенсивность, длительность, сложность (количество и упорядоченность элементов проблемной ситуации).

К внутренним факторам относятся: уровень квалификации, индивидуально-психологические особенности, функциональное состояние.

Работоспособность оценивается по двум группам показателей:

— производительность труда (количество выпущенной продукции, наличие брака, сбоев, снижение темпа работы и др.);

— показатели психофизиологических систем и психики человека.

Изменение психологических функций человека играет решающее значение для определения работоспособности. В период вырабатываемости происходит активизация большинства показателей работоспособности, затем их активизация и стабилизация и последующее снижение работоспособности вследствие утомления. Изменение работоспособности во времени называют динамикой работоспособности и выделяют несколько стадий или фаз работоспособности.

Работоспособность человека обусловлена его способностью к мобилизации и накоплению энергетических резервов организма и психики человека. Предел работоспособности – величина переменная. Она зависит от многих факторов: типа нервной системы, общего здоровья, квалификации, мотивации, соотношения труда и отдыха, условий рабочей среды и пр.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий или фаз. Моно выделить три основные стадии:

Первая стадия – это врабатывание или стадия нарастающей работоспособности (постепенное вхождение человека в конкретную производственную деятельность).

Вторая стадия – устойчивая работоспособность на высоком уровне. Ее характерным признаком являются высокие технико-экономические показатели и стабильное сбалансированное соотношение между энергетическими затратами и восстановительными процессами.

Третья стадия – развивающегося утомления. Она характеризуется снижением технико-экономических показателей и нарастанием напряженности психофизиологических функций.

Знание закономерностей динамики работоспособности позволяет оптимизировать процесс роста работоспособности человека с учетом специфики его деятельности, психофизиологического состояния и индивидуальных особенностей.

15.Перерывы и микропаузы в течение рабочего времени. 

Все перерывы в работе делятся на регламентированные перерывы — на обед и кратковременные перерывы на отдых на протяжении рабочей смены и нерегламентированные — микропаузы. Микропаузы — короткие, самопроизвольно возникающие перерывы между элементами операции или двумя смежными операциями. Фаза устойчивой работоспособности, характеризующаяся наилучшими показателями производительности труда и устойчивостью рабочего динамического стереотипа, должна поддерживаться только кратковременными перерывами в виде микропауз.

Необходимость и наличие таких микропауз объясняется тем, что прекращение одного действия и переход к последующему требует от организма известного времени на переключение процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Исключение таких мельчайших перерывов в работе приводит к быстрому развитию утомления и снижению работоспособности. Микропаузы обеспечивают необходимую ритмичность трудовой деятельности, способствуют поддержанию рабочего динамического стереотипа, оптимального темпа и напряженности работы. Длительность микропауз зависит от тяжести выполняемых операций. При физически тяжелых операциях микропаузы более длительны, чем при легких, и, наоборот. Время, идущее на микропаузы в зависимости от характера и тяжести выполняемой работы может составлять 9-10% рабочего времени.

17(лекция)

При организации трудового процесса необходимо учитывать характер работы. Для многих современных профессий характерен малоподвижный и монотонный труд. Малоподвижность и монотонность оказывают неблагоприятное влияние, усыпляют человека, способствуют заболеванию сердечно-сосудистой системы. Для предупреждения этих симптомов трудовой процесс организуют с учетом чередования различных видов трудовой деятельности человека и их интенсивности. При этом наилучший результат достигается, если чередовать умственную работу и физический труд с участием различных групп мышц, а также включать и отключать органы зрения и слуха, менять сложность и интенсивность трудовых процессов.

20.Влияние эмоций на деятельность человека.(сократить)))

Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — это особый класс психических явлений, выражающих в виде пристрастного субъективного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

Особенность эмоций состоит в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций. Эмоции выполняют функции связи между действительностью и потребностями.

Классификация эмоциональных явлений (по А.Н. Леонтьеву).

Аффекты— это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляются во внешнем поведении.

Предметные чувства, которые возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т.д.).

Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Особое место среди эмоциональных явлений занимают так называемые общие ощущения. Принято отличать эмоции (гнев, страх, радость и т.п.) от так называемых общих ощущений (голод, жажда и т.д.), тем не менее, в них обнаруживается много общего и их разделение достаточно условно (по П. Милнеру).

Одна из причин, по которой их различают, — разная степень связи субъективных переживаний с возбуждением рецепторов. Так, переживание жары, боли субъективно связывается с возбуждением определенных рецепторов (температурных, болевых).

На этом основании подобные состояния обычно и обозначают как ощущения. Состояние же страха, гнева трудно связать с возбуждением каких-либо рецепторных поверхностей, поэтому их относят к эмоциям. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в нерегулярном их появлении. Эмоции часто возникают спонтанно и зависят от случайных внешних факторов, тогда как голод, жажда, половое влечение следуют с определенными интервалами.

Виды эмоций:

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.

Побуждающая функция. Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных).

Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.

Подкрепляющая функция. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент — воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т.е. пищи.

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают человека к изменению своего поведения. Данная функция наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.

Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

Факт генерирования эмоций в ситуации прагматической неопределенности предопределяет и объясняет их адаптивное компенсаторное значение. Дело в том, что при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т.д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации энергетических ресурсов. Когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние траты, чем в разгар напряженной деятельности — борьбы или бегства — остаться без достаточного метаболического обеспечения.

Влияние:

Однако компенсаторная функция эмоций отнюдь не исчерпывается гипермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных условных реакций к реагированию по принципу доминанты А.А. Ухтомского. Так, в ситуации потенциальной, но неясной угрозы человек (охотник, сыщик, разведчик) начинает реагировать на любое событие в окружающей среде — шорох, треск ветки, мелькнувшую тень — как на сигнал опасности. Он замирает, прячется, направляет оружие, иными словами, демонстрирует множество «ложных тревог», чтобы избежать тот «пропуск сигнала», ценой которого может оказаться собственная жизнь.

Закономерные изменения количества и характера ошибок по мере увеличения эмоционального напряжения были систематически исследованы влаборатории М.В. Фролова. Перцептивную деятельность операторов — начинающих парашютистов — регистрировали на нескольких этапах приближения к моменту парашютного прыжка: сразу же после посадки в самолет, при взлете, в период набора высоты, во время прыжков других парашютистов, прыгавших по очереди до исследуемого лица, а также непосредственно перед прыжком. Тахистоскопически предъявляемые зрительные образы представляли собой арабские цифры с уровнем шумов от 10 до 30%; половина кадров экспонировала «чистый» шум. На рис. 6.1 представлены примеры зашумленной цифры «9» (В) и «чистого» шума (Б).

Объективным показателем степени эмоционального напряжения служила нормированная сумма электрокардиографических параметров — средней длительности интервала Р—Р и амплитуды зубца Т.

Анализ изменения вероятности ошибок, допускаемых оператором по мере увеличения эмоционального напряжения на последовательных этапах полета, показал, что увеличение эмоционального напряжения и переход к реагированию по принципу доминанты сопровождается уменьшением количества ошибок типа «пропуск сигнала», когда субъект принимает цифру за шум, и увеличением количества «ложных тревог», когда субъект принимает шум за объективно несуществующую цифру. Что касается ошибочных идентификаций символа (субъект принимает демонстрируемую ему цифру за другую), их количество сперва уменьшается, а потом начинает увеличиваться.

Исследование динамики пространственно-временных параметров электроэнцефалограммы в процессе опознания зашумленных зрительных стимулов показало, что ошибки разного типа характеризуются специфическими особенностями когерентных характеристик предстимульных ЭЭГ. На рис. 6.2схематически представлены когерентные внутриполушарные связи при ошибках типа «ложная тревога» (А) и «пропуск сигнала» (Б).

Толстые линии соответствуют наиболее значительным когерентным взаимосвязям. При «ложных тревогах» когерентность в диапазоне бета-частот максимально возрастает в передних отделах правого полушария, а при «пропусках сигнала» повышается синхронность альфа-активности в переднезадних отделах того же правого полушария. Лидирующая роль этого полушария в генезе ошибок перцептивной деятельности на фоне эмоционального напряжения хорошо согласуется с многочисленными данными о преимущественном отношении правого полушария к отрицательным эмоциям человека.

Устойчивость оператора к дезорганизующему влиянию чрезмерного эмоционального напряжения зависит, разумеется, и от его индивидуально-типологических особенностей. В экспериментах с влиянием экзаменационного стресса на распознавание зрительных образов была выявлена повышенная уязвимость лиц, диагносцированных с помощью психологических опросников в качестве интровертов с высоким уровнем тревоги, по сравнению с представителями других исследованных групп, не обнаруживших достоверных различий в качестве выполняемой деятельности.

До сих пор мы говорили о влиянии на эффективность деятельности сравнительно высоких степеней эмоционального напряжения, диагносцируемого с помощью интегрального показателя характеристик ЭКГ, регистрации скорости артикуляции речи (количества слогов в секунду) и анализа эмоционально значимых параметров ударных гласных звуков, инвариантных к лексико-грамматическому составу речи и индивидуальным особенностям дикторов.

Однако деятельность ухудшается и при уменьшении активации и исчезновении ее эмоциональной окраски, что нередко наблюдается в условиях монотонии (рис. 6.3).

При падении уровня активации ниже определенного оптимума, когда состояние оператора утрачивает эмоциональную окраску, а его деятельность становится утомительно монотонной, наблюдается картина, прямо противоположная той, которую мы видели в условиях эмоционального стресса. «Ложных тревог» нет, но количество пропущенных значимых сигналов неуклонно увеличивается. Нетрудно себе представить, к каким драматическим последствиям это может привести, если мы имеем дело не с участником эксперимента, а с оператором, управляющим сложнейшей транспортной или энергетической системой.

Шпоры по психофизиологии — Стр 3

21 Проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности 

В настоящее время существует несколько теорий, выделяющих стадии эмоционального выгорания.  Дж. Гринберг предлагает рассматривать эмоциональное выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс.  1. Первая стадия эмоционального выгорания («медовый месяц»).

Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.  2. Вторая стадия («недостаток топлива»).

Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезают привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать гореть, подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.  3. Третья стадия (хронические симптомы).

Чрезмерная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).  4. Четвертая стадия (кризис).

Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.  5. Пятая стадия эмоционального выгорания («пробивание стены»).

Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой. 

22. Профессиональный стресс. 

Профессиональный стресс – состояние напряжения, вызванное влиянием стрессоров, связанных с негативными ситуациями, возникающими в повседневной профессиональной деятельности

Профессии: Активные Пассивные (врачи, адвокаты, (сторожа, вахтёры, руководители) дворники) Предъявляют большие требования, Дают мало возможностей для но дают и большую степень кон — контроля, но предъявляют троля и низкие психологические требования к работнику

Модели профессионального стресса

Модель J. E. McGrath:

а) источник стресса – объективная (реальная) ситуация, которая в результате оценки воспринимается как субъективно отражённая;

б) оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции – сознательного поведения.

2) Общая модель п/с:

а) отражает содержание и характер взаимосвязи основных её компонентов;

б) факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются индивидуальными и когнитивными характеристиками.

Профессиональная деятельность является одной из сфер жизни человека (см. схема 1).

Однако она имеет существенное отличие:

профессиональная деятельность, как и другие сферы, носит повседневный характер, но, при этом, она имеет специфическую черту – повторяемость (событий, действий).

Т. о., субъект каждый день выполняет ряд возложенных на него обязанностей в определённом объёме, в конкретные сроки и т. д.

Повторяемость профессиональных функций => регуляция (регулирование) и преодоление п/с.

Активные Пассивные

(поведение типа «А») (поведение типа «В»)

планирование, редкое использование

подавление других видов планирования, проявления

активности других видов активности