Шпоры по семейной психологии

1.Особенности семьи как малой группы

Если опираться на два самых общих подхода к семье, то есть рассматривать ее как социальный институт и малую группу, можно заметить, что представление о семье все более отходят от безусловно признанных функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Исходя из этого, в определении семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые реализует семья. Специфические особенности, присущие каждой семье, отражаются, прежде всего, в основных сферах ее жизнедеятельности, находящихся под постоянным влиянием различных факторов социума. В свою очередь, они проявляются в отношениях между членами семьи. По-своему сказываются они и на эффективности профессиональной деятельности каждого из них. Малой группой в социальной психологии называется общность людей, объединенных формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, которые проявляются в любви и привязанности. Малая группа, в частности семья, — это не просто любые контакты между людьми, но контакты, в которых реализуются определенные социальные связи и которые опосредованы совместной деятельностью этих людей.

Семья как малая социальная группа имеет ряд психологических особенностей, характерных только для нее:
• наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут изменяться в процессе развития семьи;
• частичное различие в интересах и установках членов семьи;
• наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
• включенность в нее представителей разных поколений и гораздо больший срок близкого знакомства между ее членами, чем в других группах;
• семья не связана совместной деятельностью в том смысле, как совместная деятельность других групп;
многосторонность и значимость семейных отношений, и их взаимосвязь; • особая открытость, уязвимость членов семьи. Помимо психологических особенностей семье также присущи определенные социально-психологические процессы. Одним из таких процессов является общение, т. к. именно в нем раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Общение является реализацией всей системы внутрисемейных отношений человека.
Внутрисемейное общение характеризуется посредством выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися членами семьи. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися членами семьи, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями

9 стр., 4152 слов

Семья как малая социальная группа и социальный институт

... кровно родственные связи между всеми членами; · совместное проживание в одном помещении; · общий семейный бюджет. Но прежде чем говорить о семье как о малой социальной группе или социальном институте ... положены отношения, базирующиеся на брачных узах ее членов или же кровном родстве. Так же семья предполагает внутренне взаимодействие членов, их совместную деятельность, в которой, в сою очередь ...

2. Функции семьи

К основным функциям семьи можно отнести:

репродуктивную биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода;

воспитательнуюВоспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию поколения, подготовку новых членов общества.

хозяйственно-бытовую — поддержание физического состояния семьи, уход за престарелыми; Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

экономическо-материальную поддержание одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособных;

функцию организации досуга — поддержание семьи как целостной системы; содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов;

функцию социального контроля  ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах. обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Регенеративная функция (лат. regeneratio — возрождение, возобновление).

Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному).

12 стр., 5891 слов

Семья как институт российского общества 2

... определенные функции, воспитывая новых членов социума и создавая для них благоприятные жизненные условия. В этом и заключается понятие института семьи. Функции семьи Свадьбина Т.В. Семья и российское общество в ... рынке труда), происходит так называемая передача семейного неблагополучия «по наследству» в следующие поколения (по аналогии с теорией «порочного круга нищеты») Зверева Н.В. Воспроизводство ...

Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

3. Методы работы с внутрисемейным конфликтом.

 Говоря о разрешении супружеских конфликтов, В. А. Сысенко считает, что нужно:

поддерживать чувство личного достоинства мужа и жены;

постоянное демонстрировать взаимное уважение и почтение;

стараться вызвать энтузиазм у другого супруга, сдерживать и усмирять в себе проявления злобы, гнева, раздражительности и нервозности;

не акцентировать внимание на ошибках и просчетах своего спутника жизни;

не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в частности;

шуткой или любым отвлекающим приемом снимать или приостанавливать нарастающее психическое напряжение;

разрешать назревающие конфликты отвлечением на другие безопасные темы;

не терзать себя и партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в проявлениях ревности, приглушая возникшие подозрения;

помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего терпения, снисходительности, добросердечия, внимания и других положительных качеств.

Применительно к семейным конфликтам полезно прислушиваться к рекомендациям специалистов по конфликтологии и тренингам межличностного общения. Следует избегать деструктивных тактик (игнорирование, принижение личности партнера, эгоцентризм) и пользоваться позитивными

Интересный подход к разрешению конфликтов демонстрирует американский семейный психотерапевт Дин Делис. По его мнению, конфликты, вызванные так называемым «дисбалансом объективных обстоятельств», поддаются коррекции легче всего. Под этим термином он понимает напряженные ситуации, поникающие в семьях, оказавшихся в стрессовых ситуациях, которые Д. Делис понимает в широком смысле. Сюда входят любые изменения, такие как переезд, рождение ребенка, свадьба, изменения профессионального статуса, авария, подростковый бунт и т. д. К тактикам разрешения дисбаланса объективных обстоятельств автор относит следующие: во-первых, следует винить ситуацию, а не друг друга (то есть необходимо осознать закономерность самих изменений в отношениях); во-вторых, следует сопереживать супругу (попытаться встать на его позицию и выразить понимание его сложностей); в-третьих, следует договариваться о восстановлении равновесия, избегая неопределенной искренности. Нужно составить конкретные и действенные краткосрочные и долгосрочные планы совместного изменения возникшей ситуации. Д. Делис считает, что всегда есть способ улучшения плохой ситуации, если партнеры берут на себя ответственность за нахождение наилучшего выхода и при этом используют тактику безобвинительного общения.

15 стр., 7404 слов

Роль семьи и карьеры в жизни женщины

... группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью» Источник: http://mirslovarei.com/content_soc/semja-2929.html#ixzz2U7D1hjWq. Под семьей в психологии ... чувство неудовлетворенности собой. 1.1. Роль семьи в жизни женщины На протяжении веков образ женщины, её роль в жизни общества и семьи менялись. Однако, несомненно, ...

4. Характеристика семейных ролей. Типы ролевой структуры семьи.

Роль — это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от их статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений»

Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения, которые характеризуют одного члена семьи в его отношениях с другими ее членами. Основные ролевые отношения в семье — мужа и жены, отца (матери) и детей, братьев и сестер, а также свекра (свекрови), тестя (тещи) и невестки (зятя) и т.д. — существенно различаются в традиционной и современной семье.

Выделяют следующие семейные роли:

1. Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на микросистемном уровне:

• супружеские роли: муж, жена;

• роли, относящиеся к детско-родительской подсистеме: мать, отец, сын, дочь;

• роли, относящиеся к сиблинговой подсистеме: брат, сестра.

2. Роли, описывающие взаимодействие членов семьи на макросистемном уровне:

• роли, возникновение которых обусловлено супружескими связями: свекор, теща, невестка, зять и др.;

• роли, обусловленные кровным родством: бабушка, дедушка, внук, двоюродный брат и др.

Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю. Е.:

1. Ответственный за материальное обеспечение семьи.

2. Хозяин — хозяйка.

3. Роль ответственного по уходу за младенцем.

4. Роль воспитателя.

5. Роль сексуального партнера.

6. Роль организатора развлечений.

7. Организатор семейной субкультуры.

8. Роль ответственного за поддержание родственных связей.

9. Роль «психотерапевта».

3 стр., 1266 слов

СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ И ЛИДЕРСТВО.Характеристика семей .Семейные роли

... «семья»; ? составить характеристику семей; ? рассмотреть семейные роли; ? проанализировать понятие «лидерство»; ? выявить взаимосвязь семейных ролей и лидерства. Объект исследования - лидерство и семья. Предмет исследования - лидерство в семье. При ... возникновение прав и обязанностей, которые вытекают из родственные отношений, брака, усыновления или другой формы принятия детей на воспитание. С ...

Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что одна роль может существовать только во взаимодействии с другими ролями. Например, чтобы выполнить роль отца или матери, необходимо, чтобы кто-то выполнял роль сына или дочери. Семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности.

К патологизирующим семейным ролям, обусловленным нарушением

связей семьи с социальным окружением, относят роли ≪семья-театр≫, ≪се-

мья-крепость≫, ≪семья-санаторий≫ и др. Например, в ≪семье-крепости≫

превалируют враждебное отношение к социальному окружению, стремле-

ние к изоляции, социальному дистанцированию, агрессивные формы реа-

гирования. ≪Семья-театр≫ как бы живет на сцене, выставляя напоказ забо-

ту, ласку, взаимопонимание, оставаясь при этом ≪глухой≫ к потребностям

и интересам своих членов в реальной жизни.

5.Формы брака.

Брак – исторически обусловленая и регулируемая обществом форма отношений между полами, которая устанавливает права и обязанности супругов по отношению друг к другу и по отношению к детям.

Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.

Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в пять раз реже, чем полигамия. Полигамия – многобрачие, брак одного супруга с несколькими. Полигамия бывает двух видов: полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами) и полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами).Групповые браки: совместное проживание более чем 2-х разнополых партнеров.

Если одновременно при структурировании семейных групп учитываются и система супружества, и система родства, то возникают такие экзотические формы брака (полигамии), как фратернальная полиандрия (брак нескольких братьев с одной женой) и сороральная полигиния (брак нескольких сестер с одним мужем).

Экзогамные браки относятся к групповым, где супругов выбирают вне данной группы, среди членов другого рода. Эндогамные браки заключаются внутри племени, состоящего из двух одногамных родов. Запрет на половые сношения между членами брачных родов дает полную агамию, тогда как временная агамия характеризуется воздержанием от сексуальных отношений на определенное время в определенные периоды, например на время сезонных работ на основе половых табу.

26 стр., 12790 слов

Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...

... Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования избраны особенности межличностных взаимоотношений в семье, имеющей детей с отклонениями в развитии речи, которые во многом зависят от глубины ... группами №1234. Общее количество обследованных составило 20 детей 6-ти летнего возраста и 20 родителей - матерей состоящих в браке и воспитывающих одного ребёнка. Исследование проводилось ...

К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:

Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды.

Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).

Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс

Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это — брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам

Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, — сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи.

В современной России простые или нуклеарные семьи — преобладающая форма среди всех семей. «Нуклеарная» — от слова «нуклеа» — ядро, т. е. главная часть, основа. Этим подчеркивается, что нуклеарная семья представляет собой отдельно живущую (без родителей и родственников) супружескую пару (ядро, главную часть) с детьми или без детей. Основная форма нуклеарной семьи — малодетная нуклеарная семья.

6. Основные характеристики стандарных и нестардатных семей.

Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке, совместное проживание, общее хозяйство, и, как правило, единый бюджет и главу семьи, отвечающую за принятие решений.

Сезонный брак (ограниченная временем семья): заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым. Супруги заново взвешивают все плюсы и минусы совместной жизни и выбирают: расстаться им или же договориться еще на какой-то период времени.

13 стр., 6204 слов

Социальная работа с семьёй и детьми

... отношений, характер отношений между родителями и детьми, мотивы и причины разводов. 10. Психологический климат семьи: понятие, факторы, влияющие на психологический климат семьи, их характеристика. 11. ... с первичной совместимостью исследуемой пары, условиями знакомства, характеристиками предбрачного периода, мотивацией брака. Заметим, что факторы риска второго типа не являются независимыми от ...

Гостевой брак — пара зарегистрирована, но живут каждый у себя. Время от времени встречаются, иногда живут вместе, но общее хозяйство не ведут.

Неполная семья — когда в семье есть только один родитель . 3 типа таких семей:

1) это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;

2) одинокий человек официально усыновил ребенка;

3) незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна. Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей.

Смешанная семья (Сатир) — вновь созданная семья, с приемными (усыновленными) детьми, 3типа:

1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей. (+ бывший муж)

2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей (+бывшая жена)

3. Оба — и мужчина, и женщина — имеют детей от предыдущих партнеров (+ бывшие муж и жена)

М.б. бывший супруг умер.супруги взяли приемного реб-ка – это другая форма смешанной семьи.

альтернативные формы:

одиночество — никогда не состояли в браке

незарегистрированное сожительство — неженатые пары, «гражданский брак» термин является неверным. формальные, кратковременные («пробный брак») и глубокие, длительные,

сознательно бездетный брак — когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. Для России характерна массовая абортизация.

разводы, повторные брачно-семейные отношения —

открытый брак — особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Принципы: увеличение открытости, самовыражения отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу, право на свои интересы, свой круг друзей, равноправие, доверие. фактически узаконивает право на измену.

внебрачный секс, интимная дружба – внебрачные интимные связи. 1е недолгие, либо новый брак, либо остается в первичной паре. 2е – м.б долгая, высокая степень доверия в первичной паре

Свингерство – обмен брачными партнерами

14 стр., 6605 слов

Влияние развода родителей на детей подросткового возраста

... Ямбурга и др. В данной работе преследуется цель комплексного анализа влияния развода родителей на детей подросткового возраста. Для достижения цели поставлены следующие задачи: . Охарактеризовать ... свидетельствуют о травмирующей роли развода на личность ребенка. На протяжении всей истории крепкие семьи были залогом стабильности и благополучия. Однако современные семьи переживают кризис, существуя ...

гомосексуальность — однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола М и М или Ж и Ж. Секс-ая ориентация не может быть изменена произвольно

групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи — студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми.

7. Характеристика основных типов структуры семьи.

Типы семейных структур многообразны и образуются в зависимости от характера супружества, родства и родительства.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-супружества-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца либо матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство и физиологическое отцовство и соответственно материнство. Отсюда на основе принципов патри- или матрилокализации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают:

патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства»,

 матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.

Эгалитарные —там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

По пространственно-территориальной локализации семьи бывают: 

патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа,

 матрилокальные, где дочь с мужем остаются жить у родителей жены.

Неолокальные, где молодая семья проживает отдельно от родителей.

По составу:

«нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

«пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

6 стр., 2993 слов

Темперамент ребенка и воспитание

... Сангвиник Общая характеристика: Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. ... оно потребует от него непривычных усилий. Очень важно поощрять настойчивость таких детей, старательность и целеустремленность и постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и ...

«смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

«семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

8. Основные тенденции в развитии современной семьи.

В настоящее время существуют опасения относительно стабильности института семьи и брака. Ученые пытаются прогнозировать, что ждет семью в XXI веке, сохранится ли она в традиционном виде или приобретет новые формы?

Как тенденцию, подчеркивающую «сужение» объекта, отмечают рост в последние десятилетия числа семей, состоящих только из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью).

В неполной семье, возникающей вследствие развода, детей воспитывает один из супругов (обычно, мать).

Материнская (внебрачная) семья отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: в начале тысячелетия каждый четвертый (!) ребенок в России появился у незамужней мамы.

Несмотря на разногласия в оценке степени тревожности обсуждаемой проблемы, ни один из авторов не может отмахнуться от очевидных общих черт деструкции (или «болезней роста») семейно-брачных отношений:

-падение уровня рождаемости;

-рост количества незарегистрированных браков;

-увеличение количества внебрачных рождений;

-трансформация нравственных основ семьи;

-усиление противоречий между личностью и семьей;

-трансформация экономической функции (снижение экономической роли мужчины в семье);

-усиление стереотипных проблем, препятствующих прочному браку (отсутствие жилья, достойного заработка, недостаточная социально-психологическая готовность к браку, психологические перегрузки партнеров);

-снижение эффективности взаимодействия между поколениями в семье.

9. Критерии успешного общения в семье.

Как известно, у каждого свои критерии успешности, свое восприятие счастья. Но есть нечто, что объединяет в общении большинство людей, что они готовы признать успешным.
Р. Левис и Дж. Спаниер сформулировали четыре критерия успешного общения партнеров. Они базируются на умении супругов самораскрываться, готовности к принятию личного пространства друг друга, способности сопереживать, сочувствовать, соучаствовать.
Эти специалисты определили 4 критерия успешности общения мужа и жены:
1. Открытость, т.е. отсутствие «скрытых зон».
Супруги строят свои отношения на доверии. Делятся своими проблемами и достижениями. Знают круг общения друг друга. Осведомлены о материальных и финансовых делах партнеров.
2. Подтверждение самооценок друг друга. Радоваться успехам партнера, принимать его таким, какой он или она есть. Замечать позитив.
3. Активный обмен взаимодействиями, т.е. интенсивное обсуждение чувств и помыслов друг друга. Не накапливать недовольство друг другом, а потом взрываться, а проговаривать все то, что вызывает негативные чувства (например: «Мне больно, когда ты так говоришь… или «я чувствую себя очень одиноко, когда ты так поступаешь…»).
4. Соответствие конкретной ситуации (во внешнем проявлении, в действиях, словах и т.д.).

10. Понятие семейного кризиса. Проблема адаптации семьи к стрессовым воздействиям.

Проблема адаптации семьи к стрессовым воздействиям.

Э. Эндлер и Д. Паркер выделяют 3 основных стиля совладающего

поведения с трудностями и стрессами:

— проблемно-ориентированный копинг (ПОК) — включает в себя

предварительный анализ проблемы, выбор личных приоритетов,

щ обращение к собственному опыту решения аналогичных проблем,

стремление контролировать ситуацию, ориентацию на необходимость решения проблемы и практическую реализацию своих планов;

— эмоционально-ориентированный копинг (ЭОК) — к которому

относятся внутренняя и внешняя агрессия, фиксация на переживании

своей беспомощности, сосредоточенность на собственных

недостатках, раздражение или апатия, переживание сильного

нервного напряжения;

— копинг, ориентированный на избегание, (КОИ) — который включает в

себя отвлечение и социальное отвлечение, т.е. с одной стороны,

стремление отвлечься от ситуации с помощью прогулки, еды, чтения

книг, просмотра телевизора, стремление побыть, в одиночестве,

отдалиться от тревожащей ситуации, с другой стороны, желание

выговориться, поделиться своими переживаниями с окружающими

людьми, обращение за помощью.

Р. Лазарус и G. Фолкман выделили восемь ситуативно-специфических

» стратегий совладания с неблагоприятными ситуациями:

1. конфронтативный копинг,2. дистанцирование,3. самоконтроль,4. поиск социальной поддержки,5. принятие ответственности,6. бегство- избегание,1ф 7. планирование решения проблемы,8. положительная переоценка.54 Наименее эффективными из всего спектра стилей и стратегий

совладающего поведения, по мнению ряда авторов, являются самообвинение

и занижение своих возможностей, тогда как достаточно действенным

представляется реальное преобразование ситуации или, по крайней мере, ее

ф) перетолкование. [94]

К. Nakano, изучавший адаптацию к повседневным стрессам японских студентов, установил, что активно-поведенческая борьба с неприятностями и концентрация на решении задачи, способствуют укреплению психического благополучия субъекта, в то время как избегание и эмоциональное регулирование, напротив, приводят к появлению или усилению невротической симптоматики. Копинг-стратегия избегания позволяет личности уменьшить эмоциональное напряжение, эмоциональный компонент стресса до изменения самой ситуации [175].

11. Стратегии воспитания, ведущие к деформации личности ребенка.

В работах А.Е. Личко [1989], Э.Г. Эйдемиллера [1996, 1999] прослежено влияние различных типов семейного воспитания на формирование личности подростка. Гипопротекция, характеризующаяся низким уровнем опеки и удовлетворения потребностей ребенка, отсутствием продуманной

системы воспитания и социального контроля (отсутствуют требования и

запреты), приводит к усилению выраженности гипертимной, неустойчи-

вой и конформной акцентуации. Жестокое обращение — к усилению эпи-

лептоидной акцентуации и выраженности эпилептоидных черт при кон-

формном типе. Лабильный, сенситивный и астеноневротический тип

оказываются крайне уязвимыми к эмоциональному отвержению. Повышенная моральная ответственность создает условия для развития психастенической акцентуации, резко усиливая уже имеющиеся черты психастении. Доминирующая гиперпротекция, направленная, по мнению родителей, на профилактику развития гипертимных черт подростков и находящая выражение в тотальной гиперопеке и запретительно-ограничительной тактике воспитания, напротив, приводит к обострению реакции

эмансипации, выраженности негативной симптоматики подросткового кризиса и, как следствие, к усилению гипертимного типа и выраженности асоциального и антисоциального поведения подростков. Доминирующая гиперпротекция усиливает выраженность ≪слабых≫ типов — психастенического, сенситивного, астеноневротического. Потворствующая гиперпротекция предрасполагает к развитию истероидно-демонстративных черт характера при истероидной, гипертимной и лабильной акцентуации, резко усиливая жестокость и агрессивность при эпилептоидном типе.

13. Неблагоприятные внутресемейные роли ребенка.

Роль ребенка в семье определяется той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет, а именно:

— ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений.

-ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие.

-ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться.

Положение ребенка в семье может быть охарктеризованно также той ролью, которую ему «предписано играть» родителями во внутресемейных отношениях:

-«кумир» (мамино, папино сокровище).

Формируемые черты характера: эгоцентризм, инфатилизм, зависимость, комплекс превосходства.

-«козел отпущения» Ребенок используется членами семьи для отреагирования негативных эиоций. У такого ребенка изначально возникает комплекс неполноценности, формируется личность тирана и агрессора.

-«делегат» Через данного ребенка семья контактирует с внешним миром, предъявляя себя социуму как успешную социальную группу. Формирует черты характера: классического психастеника (чрезмерная ответственность, постоянная тревога за возможные ошибки).

14. Понятие семейного цикла. Социологический подход к периодизации семейного цикла.

Семья в своем развитии проходит определенные стадии, аналогичные тем, которые в процессе онтогенеза проходит индивидуум. Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.

Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:

внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи;

семья молодоженов;

семья с маленькими детьми;

семья с подростками;

выход повзрослевших детей из семьи;

семья на поздней стадии развития.

В. А. Сысенко выделяет:

совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни;

молодые браки — от 5 до 9 лет;

средние браки — от 10 до 19 лет;

пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.

16. Психологические проблемы семьи, вызванные разводом.

Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при

жизни супругов. Развод представляет собой ненормативный кризис семьи,

главным содержанием которого является состояние дисгармоничности, обусловленное нарушением гомеостаза семейной системы, требующее реорганизации семьи как системы. Развод — это результат кризисного развития отношений супружеской пары.

Развод включает два периода — собственно развод и постразводный период, связанный с преодолением следствий развода и формированием новой семейной системы — неполной семьи. В собственно разводе можно выделить три фазы: 1) обдумывание и принятие решения о разводе; 2) планирование ликвидации семейнойсистемы; 3) сепарация.

Ликвидация семейной системы связана с необходимостью изменения ролевой структуры семьи, перераспределением ее основных функций и построением нового образа жизни. Ее задачи:

•эмоциональный развод, предполагающий эмоциональную сепарацию супругов; трансформацию эмоциональной привязанности к партнеру;•

 физический развод, включающий территориальную сепарацию и приводящий к раздельному проживанию бывших супругов;• экономический развод — заключение соглашения и договоренностей о разделе имущества и жилища, о формах экономической поддержки бывшими супругами друг друга, о вкладе каждого из них в обеспечение материального благополучия детей и планировании в случае необходимости шагов по изменению места и графика работы каждым из супругов;

социальный развод включает две задачи — реорганизацию отношений с расширенной семьей и перестройку отношений со значимым социальным окружением, общим кругом друзей и коллег. Для разрешения социальногоразвода супруги должны информировать прародителей и других членов

расширенной семьи с обеих сторон о принятом решении.

сородительский развод предполагает достижение договоренностей между супругами об ответственности и конкретных формах опеки и участии в воспитании детей; подготовку и информирование детей о предстоящем разводе и новых условиях жизни;

религиозный развод — согласование с религиозными канонами и получение разрешения от духовника или иерархов конфессии на расторжение брака, если один из супругов или оба верующие.

Основное содержание постразводного периода составляет перестройка семейной системы и ее стабилизация. В жизни семьи он проходит три фазы: 1) послеразводную (до одного года); 2) фазу перестройки (2—3 года); 3) фазу стабилизации (2—3 года).

Каждая характеризуется собственными задачами, продолжительностью, особенностями эмоциональных переживаний и типичными трудностями функционирования.

Основная цель послеразводной фазы — построение нового стиля и образа жизни в условиях неполной семьи.

18. Стили воспитания в семье.

Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, сочувствующий, гармоничный.

1. Попустительский. Родители с самого раннего возраста предоставляют ребенку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами. Их мало волнует душевное состояние ребенка, они безразличны к его потребностям и запросам. Дети не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть всё время на виду, и, если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Нередко родители таких детей говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не происходит. На самом же деле ребенок сам  игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

2. Состязательный. С раннего возраста родители ищут в действиях ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Родители не терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок. Учащиеся такого типа могут начиная с первого класса учиться на отлично. Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов. В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание.

3. Рассудительный. Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упреки. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребенок может сам выбрать себе деятельность по душе, а они вправе лишь дать ему рекомендацию или совет. У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками. Уже в начальной школе у них  сформирована познавательная мотивация.  Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом. В своей семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением. 4. Предупредительный. Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребенка с раннего детства, а второй – особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, сами являются  инициаторами  детских  игр, сами регламентируют его поведение.

5. Сочувствующий.Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен сам себе. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье.

6. Гармоничный. Суть — заключается уже в самом названии. В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся..Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе. В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.

Стиль семейного воспитания представляет собой систему приемов и средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей (старших) и детей.

В наиболее обобщенном виде стиль семейного воспитания определяется как авторитарный, демократический или либеральный с достаточно широким спектром промежуточных вариантов.

Для авторитарного стиля воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведение, интересы и даже желания. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, поощрять их инициативу и самостоятельность. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником преимущественно является чрезмерная родительская любовь или отрешенность от воспитания детей.

20. Понятие удовлетворенности браком и ее динамика.

В психологическом исследовании основной акцент ставится на изучении именно удовлетворенности браком. Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С. И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности». Ю. Е. Алешиной установлено, что удовлетворенность браком зависит от стажа семейной жизни: кривая этой зависимости имеет U-об-разную форму — в начале, в течение первых двух десятилетий существования семьи, удовлетворенность браком постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже более резко.

Субъективная удовлетворенность браком может быть полной, когда супругов полностью устраивает сложившаяся модель семейной жизни и отсутствует желание что-либо изменить, и частичной, когда есть направленность на изменение каких-либо аспектов семейной ситуации. К факторам, влияющим на степень субъективной удовлетворенности браком, относятся стадия жизненного цикла семьи, супружеский стаж, сходство ценностей у супругов, их пол, трудовая занятость, наличие в семье детей. Существует связь между стадией жизненного цикла семьи и степенью субъективной удовлетворенности браком: минимальная удовлетворенность браком наблюдается в семьях с детьми младенческого возраста, максимальная — до рождения детей. Субъективная удовлетворенность браком снижается в переходные периоды жизненного цикла семьи и в семьях с маленькими детьми.

Важным фактором субъективной удовлетворенности браком является трудовая занятость жены. Обнаружено, что работающие женщины в случае, когда мотивация профессиональной деятельности выходит за пределы чисто утилитарно-прагматической, обнаруживают более высокий уровень субъективной удовлетворенности браком, чем неработающие жены-домохозяйки

21. Понятие внутрисемейного конфликта. Типология конфликта.

Конфликт — это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Конфликт может быть принят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Он не всегда и не везде приводит к разрушению; это один из главных процессов, служащих сохранению целого.

Конфликт — это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реакции. В конфликте, бесспорно, есть риск разрушения отношений, опасность непреодоления кризиса, но есть также и благоприятная возможность выхода на новый уровень отношений, конструктивного преодоления кризиса и обретения новых жизненных возможностей

американский психолог М. Дойч предложил рассматривать следующие типы конфликтов:

Подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж — как фотолабораторию).

Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).

Смещенный конфликт— когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).

Неверно приписанный конфликт — когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла.

Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно существует.

Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия супругов, без объективных причин.

Причины супружеских конфликтов.

В. А. Сысенко (1981) причины всех супружеских конфликтов подразделяет на три большие категории:

конфликты на почве несправедливого распределения труда (разные понятия прав и обязанностей);

конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей;

ссоры из-за недостатков в воспитании.

Конструктивный конфликт характеризуется следующими признаками:

проблема разрешается на основе интеграции, компромисса и учета ин-

тересов всех членов семьи;

 — в результате укрепляются отношения между супругами, улучшается

взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые

конфликты, снижается уровень конфликтности в семье в целом;

 — после наступает улучшение эмоционального климата в семье в целом и эмоционального статуса каждого члена семьи: исчезают тревоги, страхи, напряженность.

Деструктивный конфликт, в отличие от конструктивного, характеризуется тем, что:

— •проблема не решается — происходит либо полное подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы — прерывание конфликта (мнимое перемирие) (СВ. Ковалев);

-• противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности члена семьи, вышедшего из конфликта ≪побежденным≫, остаются неудовлетворенными;

•в результате возникают эмоциональное отчуждение, дистанцирование,

чувство одиночества, тревоги, безысходности (когда конфликты накапливаются); став хронической, такая ситуация может привести к невротизации и депрессии.

Таким образом, конструктивный конфликт — это конфликт, где ≪нет побежденных и победителей≫, где выигрывают обе стороны, а деструктив-

ный —это ≪навязывание победителем своей воли побежденному≫__

22. Гиперопека в родительско-детских отношениях.

Гиперопека родителей над детьми очень распространенное явление во многих современных семьях. Такой тип воспитания детей, как правило, применяют мамы. Действительно многим мамам очень сложно удержаться от того, чтобы дать своему любимому чаду все самое лучшее, воплотить в жизнь все его мечты, решить за него все проблемы и подсказать единственно верное решение. Родителям кажется что, придерживаясь такой модели поведения, они удовлетворяют потребности ребенка, заботятся о нем, но это не так. Особенно, если это касается «взрослых» детей.

Причины гиперопеки разнообразны. Самые распространенные из них это инертность воспитания, самореализация через ребенка, боязнь за ребенка, решение своих проблем посредством ребенка.

Инертность воспитания

Привыкшие думать как о малыше, неспособном на элементарные действия и решения, мамы, которые учили его ходить, говорить, кушать с ложечки, продолжают также навязчиво заботиться о уже выросшем ребенке.

Самореализация через ребенка

Самореализация через ребенка становиться линией поведения неуверенных в себе, закомплексованных людей. Обычно это мамы – домохозяйки, для которых забота о детях становиться основной работой. Таким образом, получается, что за счет полного подчинения ребенка родители могут почувствовать себя полноценными уважаемыми людьми.

Боязнь за ребенка

Большая опасность гиперопеки есть в семьях с больными или физически неполноценными детьми. Прибегая к такому способу воспитания, родители надеются уберечь их от воздействий агрессивного мира.

Решение своих проблем посредством ребенка

Это – самый нечестный по отношению к детям вариант гиперопеки, когда родители решают проблемы, возникающие во взаимоотношениях с супругом или супругой за счет ребенка. В таком случае ребенок становиться инструментом психологического воздействия и вынужден подчиняться причудам родителей

Характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем

протекции. Основой гиперпротекции может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное к нему отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка. Гиперопека может быть обусловленной доминированием мотива эмоционального контакта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую потребность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиночества. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты,

страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья.

Потворствующая гиперпротекция. Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты,

контроль и санкции отсутствуют.

К конфликтным супружеским союзам относятся такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

К кризисным — такие, где противостояние интересов и потребностей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи.

23. Коммуникативные барьеры в супружеском отношении.

Нарушения межличностного общения — одна из наиболее актуальных

проблем семейного функционирования. Можно выделить следующие виды

нарушений межличностной коммуникации в семье: 1) противоречивость

вербальной и невербальной коммуникации; 2) возникновение коммуника-

ционных барьеров; 3) манипулирование партнером в процессе коммуника-

ции, злоупотребление управлением коммуникацией (Э. Берн); 4) наруше-

ние и искажение передачи чувств (В. Сатир); 5) ≪отклоненная≫

коммуникация; 6) парадоксальная коммуникация; 7) ≪замаскированная≫

коммуникация — мистификация (Р. Лэнг); 8) борьба за коммуникацион-

ный канал.

Трудности в общении часто возникают из-за низкой коммуникативной

компетентности супругов и использования ими высказываний типа комму-

никационных барьеров, затрудняющих процесс эффективного общения. Типы неэффективных высказываний включают: приказания, прямое инструктирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическую аргументацию; прямую негативную оценку; высме-ивание, навешивание ярлыков; похвалу; интерпретацию поведения, постановку диагноза; расследование, допрос; утешение, успокаивание; отвлечение внимания, уход от проблемы [Гордон, 1997]. Причинами нарушения межличностного общения в семье также выступают перегруженность информационного канала и требование учета системы опосредующих образов, неадекватность самих опосредующих образов, личностные особенности супругов.

Если трудности общения приобретают хронический характер, возникает так называемая коммуникационная проблема.

«Отклоненная» коммуникация представляет собой односторонний процесс, в котором один из партнеров, по сути, занимает позицию изоляции и молчаливого отказа от коммуникации. Парадоксальная коммуникация представляет собой передачу по коммуникационному каналу одновременно двух взаимоисключающих сообщений, каждое из которых должно быть воспринято партнером как истинное.

«Замаскированная» коммуникация, или мистификация, часто используется супругами в условиях актуального или хронического семейного конфликта и представляет собой маскирование и затушевывание противо-речий и конфликтов в отношениях с целью сохранить статус-кво, не объективировать конфликтную ситуацию. Мистификация состоит в том, что один член семьи отвергает адекватную интерпретацию семейной ситуации, своих чувств и переживаний, предлагаемую партнером.

Борьба за коммуникационный канал выступает как попытка одного из членов семьи установить безусловное доминирование и главенство над партнером в форме стремления сохранить за собой «последнее слово», ут-

вердить первенство и создать ощущение, что именно ему принадлежит право на решение всех семейных проблем независимо от их ранга. В основе подобного нарушения межличностной коммуникации лежит неразрешенная проблема главенства в семье.

Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования и ресурсы роста и развития.