Ответы к тестам по психологии труда

Ответы к тестам по психологии труда.

Проблема предмета и метода психологии труда.

Предмет психологии труда – это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности в условиях производственной деятельности.

Этический парадокс предмета психологии труда: чем больше мы изучаем субъекты труда, тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности.

Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда.

Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении:

        1. Адаптационно-производственный

        2. Социально-адаптационный

        3. Ценносто-смысловой.

5. Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности, выделенные Пряжниковым Н.С. и Пряжниковой Е.Ю.:

        1. Психология труда в традиционном понимании.

        2. Инженерная психология.

        3.Психология управления (организационная психология).

        4. Профориентация.

        5. Профессиональное образование.

6. Эргономическая система – это система «Человек-коллектив-среда-социум-культура-природа»

7. Критерии для типологии методов эргономического анализа выделены Моргуновым Е.Б.

8. С точки зрения целей методы могут быть аналитическими и проектировочными.

8 стр., 3557 слов

Психология человека в Исламе

... кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя ... 15 Список литературы:............................................................................. 16 Введение. Тема представленной работы – “Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, ...

9. С точки зрения способа получения данных выделяются методы эргономического анализа: объективные и субъективные.

10. С точки зрения «разрешающей способности» Е.Б. Моргунов выделял методы : производственные и лабораторные.

2. Человек и труд. Основные этапы развития субъекта труда.

1. Согласно периодизации развития как субъекта труда, предложенной Е.А.Климовым, выделяются следующие стадии:

        1. стадия предигры

        2. стадия игры

        3. стадия овладения учебной деятельностью

        4.стадия «опатции»

        5. стадия адепта

        6. стадия адаптанта

        7. стадия интернала

        8. стадия мастера

        9. стадия авторитета

        10. стадия наставника

2. Уровни профессионализма согласно А.К.Марковой:

        1.  допрофессионализм

        2. профессионализм

        3. суперпрофессионализм

        4. непрофессионализм

        5. послепрофессионализм

3. Этапы освоения профессии, выделенные А.К.Марковой:

        1. адаптация человека к профессии

        2. самоактуализация человека в профессии

        3. гармонизация человека с профессией

4. Три аспекта труда по Б.Ливехуду:

        1. биологическое развитие

        2. психическое развитие

8 стр., 3990 слов

Развитие инженерной деятельности, профессии инженера и профессионального ...

... профессии инженера и специальных школ, готовящих инженерные кадры. 1. Становление инженерной деятельности, особенности этого процесса и профессии инженера инженер ... что в условиях дезинтегрированности инженерных функций профессиональная группа не представляла собой целостной общности, ... новинок, орудий труда и изделий, что также способствовало развитию производительных сил. Для развития инженерного ...

        3. духовная биография

5.  Периоды развития субъекта труда по мнению Э.Эриксона:

        1. базальное «доверие – или недоверие » (до 1 года)

        2. «автономия – или сомнение и стыд» (1-3 года)

        3. «инициативность – или чувство вины» (14-20 лет)

        4. «трудолюбие, умелость – или чувство неполноценности» (6-14 лет)

        5. «идентичность – или непризнание» (14-20 лет)

        6. «сотрудничество – или отчуждение, изоляция» (20-35 лет)

        7. «дружба или изолированность» (35-65 лет)

        8. оценка прошлого, осознание идентичности, целостности всей жизни или, наоборот, неудачность своей жизни (60-65 лет и далее)

6. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности В.Д. Шадриков характеризует следующим образом:

        1. формирование мотивов профессиональной деятельности

        2. формирование цели профессиональной деятельности

        3. формирование представления о программе деятельности

        4. формирование информационной основы деятельности

        5. формирование блока принятия решений

        6. формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК)

7. Мерлин В.С. характеризует индивидуальный стиль деятельности «как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат».

8. Основные этапы освоения профессии:

        1. когнитивный (познание, освоение нормативно-заданного способа жизнедеятельности)

        2. практический этап, как центральный момент формирования психологической структуры деятельности (осваиваются сначала отдельные действия, а затем – деятельность в целом)

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... о впечатлениях после поездки в метро. Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, ... 1.Выевить природу и структуру детских игр. 2.Определить значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника. 3.На основе констатирующего эксперимента, разработать рекомендации воспитателю ...

9. Маркова А.К. в качестве высшего этапа развития профессионала выделяет «этап творческого самоопределения себя как личности профессионала».

10. Смолин В.В. определяет самосознание через  «конфликтный личностный смысл».

11. В качестве основных психологических регуляторов труда Климов Е.А. выделяет следующие:

        1. образ объекта труда

        2. образ субъекта труда

        3. образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений

12.  Эльконину Д.Б. принадлежит высказывание «игра – это дитя труда».

13.  Среди условий, влияющих на становление профессионала, выделяют такие как «адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке своего уровня профессионализма», «представления человека о профессии, критерий оценки человеком самой профессии, профессионализм в ней, а также критерии оценки профессионалом в себе. (Маркова А.К.)

14. Кризисы профессионального развития на основании идей Л.С.Выгодского определял Зеер Э.Ф.

15. Зеер Э.Ф. принадлежит следующее определение: «Профессиональные деструкции – это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся  на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности».

16. Наиболее удачную классификацию уровней профессиональных деструкций предлагает Зеер Э.Ф.

17. Понятие «акмеология»  впервые предложил Рыбников Н.А.

18. Бодалев А.А. – автор книги «Вершина в развитии взрослого человека».

19. Работа «акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии» принадлежит Ситникову А.Т.

20. Э.Эриксон рассматривает главный критерий развития – психосоциальную идентичность как интегративное свойство личности.

3. Психоаналитическое понимание труда и профессии. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации.

5 стр., 2256 слов

Попович А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников ...

... профессионального развития. …Можно выделить основные приоритеты в профессиональном самоопределении старшеклассников, соответствующие современной ситуации: - формирование у старшеклассников умения прогнозировать развитие современных выбираемых профессий ... профессионального образования. Таким образом, основная линия развития профильного обучения, заключающаяся в профессиональном самоопределении ... труда ...

1.  Основные психологические регуляторы труда, выделенные Е.А.Климовым:

        1. образ субъекта труда

        2. образ объекта труда

        3. образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.

2. Психологическими признаками труда по Климову Е.А. являются:

        1. сознательное предвосхищение социально-ценного результата

        2. сознание обязательности достижения заданного результата

3. сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности

4. осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях

3. Выделены следующие основные группы эргатических функций:

        1.  духовное производство

        2. производство упорядоченности социальных процессов

        3. производство полезных действий обслуживания  и самообслуживания

        4. материальное производство

4.  трудовой пост – это «многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование», основным составляющим которого являются:

        1. цели, представление о результатах труда

        2. заданный предмет труда

        3. система средств труда

        4. система профессиональных служебных обязанностей

        5. система прав работника

        6. производственная среда

5. «Золотое правило» — это правило организации взаимосоответствия элементов системы: «человек – предмет труда – средства труда – среда»

4 стр., 1899 слов

Эргономичность системы «человек-машина-среда»

... первую очередь эта система занимается вопросами рационального учета характеристик системы «человек - машина», согласования свойств ... систем. Эти возможности непрерывно увеличиваются и изменяются вместе с прогрессом человеческой цивилизации. 4. Рабочие движения оператора Любая профессиональная ... включения, выключения и переключения (их основная характеристика - время реакции); s выполнение ...

6. Основные характеристики профессии:

        1. это ограниченный вид трудовой деятельности

        2. это общественно полезная деятельность

        3. это деятельность, предполагающая специальную подготовку

        4. это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение

5. это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный        статус

6. это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которое служит ему главным источником материальных средств к существованию

7. Систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда предложили Зеличенко А.И. и Шмелев А.Г.

8. К внешним мотивационным факторам труда относятся:

        1. факторы давления

        2. факторы приближения – отталкивания

        3. факторы инерции

9. Внутренними мотивационными факторами труда являются:

1. собственные мотивационные факторы профессии – предмет труда, процесс труда, результат труда

        2. условия труда

        3. возможности для реализации внепрофессиональных целей

10. Факторами удовлетворенности трудом, выделенными М.Аргайлом, являются:

        1. заработная плата

        2. отношения с сотрудниками

        3. отношения с руководством

        4. возможности продвижения по службе

5. удовлетворенность условиями, фирмой, организация времени, предоставление свободного статуса и личной идентичности, чувство общности, вынужденная активность

4. Психология профессионального самоопределения

1. Уровни профессионального самоопределения, выделенные Климовым Е.А.:

19 стр., 9267 слов

Основные методологические принципы психологии труда. Основные ...

... труда.   Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда ...   Моделирование. Методы изучения групповой деятельности. Модели́рование — исследование объектов ... Тут добавилась лаборатор ПС ТР операторов автоматизир-з сис-м управл-я и ... - первоначально метод изучения движений человека путем фотографирования светящихся точек ( ...

        1. гностический (перестройка сознания и самосознания)

        2. практический  (реальные изменения социального статуса)

2. Сущность профессионального определения по Пряжникову Н.С. и Пряжниковой Е.Ю. определяется как  поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

3. Следующее понимание чувства собственного достоинства, включающее два основных аспекта:

        — во-первых, ощущение человеком своей собственной значимости, его твердое убеждение в том, что его концепция собственного блага, жизненного плана заслуживает реализации;

        — во-вторых, уверенность в собственных способностях, поскольку во власти человека выполнить собственные намерения

принадлежит  Дж. Ролзу

4. Основные группы задач профессионального самоопределения:

        1. информационно-справочные, просветительские

        2. диагностические ( в идеале – помощь в самопознании)

        3.  морально-эмоциональная  поддержка  клиента

        4. помощь в выборе, принятии решения

5.  Основные группы методов профориентации (по Пряжникову Н.С.):

        1. информационно-справочные, просветительские методы

        2. методы профессиональной психодиагностики

        3. методы морально-эмоциональной поддержки клиентов

        4. методы оказания помощи в конкретном выборе, принятии решения

6. Основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении:

        1. диагностическая (диагностико-рекомендательная)

        2. развивающая

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... 11. Эмоционален, заинтересован в успехах обучаемых 12. Замечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и конфликты 13. Объективен и справедлив 14. Располагает к себе манерой поведения ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

7. Варианты стратегии «самообмана»:

        1. директивное консультирование

        2. игра в терапию

        3. «деструктивно-рекомендательная»

        4. «адаптивно-манипулятивная»

8. Главные цели (смыслы) при построении «успешной» карьеры по В.А.Полякову:

        1. «добиться высокого положения в обществе»

        2. добиться «высокого дохода»

9. Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения по Пряжникову Н.С. («Теория и практика профессионального самоопределения»): постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

10.  Типология профессий Дж.Голланда, основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды:

        1. реалистический тип (техника, мужские профессии)- Р

        2. интеллектуальный тип — И

        3. социальный – С

        4. конвенционный (знаковые системы) – К

        5. предпринимательский – П

        6. артистический – А

5. Основы инженерной технологии

1. Предметом инженерной психологии являются процессы информационного взаимодействия человека и техники или система «человек как субъект – сложная техника».

2. В инженерной психологии главный субъект труда – это «оператор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

3. Основные задачи инженерной психологии:

10 стр., 4597 слов

Тема 1.1. Трудовая деятельность человека

... проблемами. В видах человеческой деятельности часто выделяют труд как разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования. Все виды деятельности обладают признаками «труда», отличающими человека от животного. Труд как целесообразная деятельность человека ... их основные характеристики и действие на человека. Полностью исключить воздействие на человека ...

        1. методологические задачи

        2. психологические задачи

        3. системотехнические задачи

        4. эксплуатационные задачи

4. Основные методологические принципы инженерной психологии

        1. принцип гуманизма труда

        2. принцип активности оператора

        3. принцип проектирования деятельности

        4. принцип последовательности

        5. принцип комплексности

5. Основные теоретико-методологические концепции  инженерной психологии выделил Крылов А.А.

6. Основные виды моделирования деятельности оператора выделил Смирнов Б.А.

7. В критерий классификации СЧМ по степени участия в работе системы человека входят:

        1. автоматические

2. автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами)

3. неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических устройств)

8. Эргономичность СЧМ предполагает:

1. управляемость системы (социопсихологические и психические характеристики)

2. обслуживаемость

3. усвояемость (соответствие системы антропологическим характеристикам оператора)

4. обитаемость

9. Основные показатели работы системы «человек –машина»:

        1. быстродействие

        2. надежность и точность оператора

        3. своевременность решения задачи

        4. безопасность труда оператора

        5. степень автоматизированности СЧМ

        6. экономические показатели

10. Основные условия, элементы, определяющие эффективность труда:

        1.санитарно-гигиенические условия

        2.психофизиологические элементы (трудовые) 

        3. эстетические элементы

        4. социально-психологические элементы

11. Автором работы «психологическое содержание операторского труда» является Стрелков Ю.К.

12. Основные характеристики надежности операторского труда выделил Небылицын В.Д.

13. В четырехкомпонентной схеме трудового действия Стрелков Ю.К. выделяет :

«субъект-действие» — «объект-окружающий мир»

14. К основным  характеристикам действия относятся:

        1. пространственные характеристики

        2. временные характеристики

        3.энергетические характеристики

15. Различают такие виды ошибок оператора:

        1. ошибки восприятия

        2. ошибки памяти

        3. ошибки мышления

        4. ошибки внимания

16. Традиционно выделяются такие основные направления эксплуатации СЧМ:

        1. профессиональная подготовка и  переподготовка операторов

        2. организация группового взаимодействия

        3. организация труда оператора

17. Организация труда операторов на конкретных трудовых постах предполагает:

        1. разработку решения труда и отдыха

        2. контроль за состоянием операторов

        3. охрану и гигиену труда

        4. оценку результатов труда

18. Основными подходами к разработке систем «человек-компьютер» являются:

        1. деятельностный подход

        2. поведенческий подход

        3. социотехнический подход

        4. системный подход

        5. эргономический подход

        6. «разработка действующих систем» (Р.А.Р.У.)

19. Основными критериями разработки действующих систем являются:

1. функциональные критерии – эффективность,  скорость, результативность, качество, надежность

2. ограничительные критерии – безопасность, сохранение здоровья, удобства эксплуатации, сохранение квалификации работника

20. Основные показатели, которые важно учитывать при проектировании действующих систем, выделяет Ру Р.А.

21. Основные этапы развития и внедрения технических систем в организации вычленяет  Моргунов Е.Б.

22. Основные режимы использования компьютера психологом, выделенные Моргуновым Е.Б., следующие:

        1. работа с компьютерными вариантами психологических методик

        2. работа с данными

        3. работа с текстами

        4. работа психолога с людьми

6. Проблемы профессиографирования профотбора.

1. Под профессиограммой понимают выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.

2. Иванова Е.М. выделяет следующие типы профессиограмм:

        1.информационные

        2. ориентировочно-диагностические

        3. конструктивные

        4. методические

        5. диагностические

3. Автором оригинального «задачно-личностного подхода» к профессиографированию  является  Маркова А.К.

4. В самом общем плане  «модель специалиста» предполагает выделение:

        1. профессиограммы

        2. профессионально-должностных требований (ПДТ)

        3. квалификационного профиля (требований по разрядам, категориям)

5. Основные составляющие в схеме профессиографирования согласно Е.М.Ивановой : субъект и объект труда

6. Компактные варианты описания профессий предлагали Романова Е.С. и Суворова Г.А.

7. Аналитическое профессиографирование включает в себя два основных этапа:

         1. анализ операционально-технической структуры труда

2. анализ собственно психической структуры деятельности субъекта труда

8. Уровни рассмотрения трудовой деятельности, выделенные Климовым Е.А.:

        1. уровень макроэлементов действия

        2. уровень микроэкономики действия

9. В традиционной «формуле профессий» по климову Е.А. выделяются следующие обобщенные характеристики:

1. типы профессий по предмету труда: природа – П; техника – Т; человек –Ч; знаковые системы – З; художественный образ – Х

2. классы профессий по целям труда: гностический – Г; преобразовательный  — П; изыскательный – И

3. отделы профессий по средствам труда: ручные – Р; механические – М; автоматические – А; функциональные и теоретические – Ф

4. группы профессий по условиям труда : бытовой микроклимат – Б; открытый воздух – О; необычные – Н; морально ответственные – М; экстремальные – Э

10. Проблемы изучения профессиональной деятельности в условиях общей социально-экономической нестабильности России:

1. недоступность для исследования некоторых новых профессий, связанная с «закрытостью» некоторых фирм и организаций;

2. зависимость исследования от «заказчика»

3. высокая динамика изменения многих профессий

4. нарушение производительной гармонии на многих производствах и предприятиях

5. очень настороженное  (почти боязливое) отношение к психологам в организации.

 

8. Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности.

1. Наиболее важные проблемы гуманитаризации труда в современных условиях:

        1. проблема узкой специализации в труде

        2. проблема отчуждения труда от капитала

        3. проблема отчуждения человека от самой деятельности

        4. проблема бессмысленности труда

        5. проблема зависимости работника от своей группы и коллектива

6. проблема увеличения распространения «технократического мышления»

        7. проблема монотонности и рутинности труда

8. проблема соотношения профессионального и внепрофессионального труда

9. проблема соотношения личной и коллективной ответственности за труд

10. проблема соотношения личностного и профессионального в труде

11. проблема невысокой престижности труда при его очевидной общественной полезности

12. проблема неоднозначной общественной значимости труда

2. Проблема гуманитаризации труда, так или иначе, связаны с проблемой чувства собственного достоинства личности в труде.

3. Мнение «ценностные ориентации, исследуемые цели и планы составляют ядро исследованной перспективы, без которого она утрачивает свою основную функцию – регулятивную» принадлежит Головаха  Е.И.

4. Основные составляющие (основания) элитарности:

        1. внешние атрибуты элитарности

        2. внутренние, более сущностные атрибуты элитарности

        3. харизматический образ элитного человека

5. Элиту можно определить, как группу, имеющую преимущества (привилегии) по сравнению с другими людьми.

6. Значение термина «мничность» в отличие от «личность» разъясняли: Петухов В.В., Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю., Нежданова Т.А.

7. «Элита элиты» — это люди, добившиеся признания, успеха и благополучия, в результате действительно творческой, достойной жизнедеятельности.

8. Высказывание: «Показателем достигнутого уровня акме является все-таки практика» является Бодалев А.

9. Личностный компромисс рассматривается как вариант построения «успешной карьеры»

10. Пряжников Н.С. и Пряжникова Е.Ю. выделяют различные основания для оценки профессионального успеха:

        1. по конкретным результатам

        2. по затраченным усилиям

3. по тому, что пришлось заплатить данному человеку за свои достижения