Превентивная педагогика шпоры

Педагогика превентивная — педагогика, изучающая пути и методы предупреждения соц. отклонений среди подростков и молодежи. Объектом превентивной педагогики выступает совокупность существующих явлений маргинального характера, распространенных среди молодежи. Предметом превентивной педагогики является: 1) причины, условия и факторы социальных отклонений среди несовершеннолетних, молодежи, 2) сущность и закономерности социальных отклонений, 3) пути, способы предупреждения и преодоления отклонений в поведении. Задача превентивной педагогики: 1) научное изучение детерминант, условий и факторов, способствующих той или иной степени отклонением в поведении, 2) научный анализ природы асоциального поведения, ее тенденций и закономерностей; 3) исследование социально-психологических механизмов деформации личности на разных этапах развития, 4) разработка комплексной системы мер, форм и методов ранней профилактики отклонений в поведении и их предупреждению; 5) научное прогнозирование социальных отклонений, создания научно обоснованных прогностических моделей типовой личности правонарушителя, объектов и субъектов профилактики, помогает управлять ее процессом.

Методы исследования, используемые превентивной педагогикой: — педагогические (изучение педагогической документации, создание педагогических ситуаций) — социологические (тестирование, наблюдение) — криминологические (криминальная статистика) — математические (моделирование, математическое обработки статистических данных) — медицинские (методы диагностики).3. Место превентивной педагогики в системе наук. Наиболее тесный контакт превентивной педагогики с юридическими и психолого-педагогическими науками. Юридическое, в свою очередь, — с криминологией, изучающая преступность, личность правонарушителя, причины и условия преступности, а также пути и способы профилактики и преодоления таких асоциальных явлений в поведении лиц. А также: с криминалистикой, уголовным правом, уголовно — (воспитательно) — трудовым правом, уголовным процессом. Наблюдается связь с: — историей педагогики (этапы становления и развития проблемы предупреждения отклонений в нравственном развитии несовершеннолетних, а также вклад ученых А.Я.Герда, К.Д.Ушинского, П.Ф.Лесгафт, В.П.Кащенко, П.П.Блонського, М.С.Погребинського, А.С.Макаренко).

— дошкольная педагогика (выявление отклонений в раннем возрасте индивида и закономерности этого процесса) — связь с воспитательно-трудовой педагогикой заключается в совместном разработке педагогических мероприятий ресоциализации и реадаптации, а также в исследовании закономерностей морального развития: — дефектологии (выяснения этимологии мотивов, особенностей проявления и меры предупреждения отклонений в поведении среди детей и подростков с явно выраженными отклонениями) — педагогикой высшей школы (разработка проблемы морально-правового воспитания студенческой молодежи, профилактики алкоголизма, наркомании, проституции) — психологией (использование данных общей, возрастной, социальной психологии, а также изучение этапов и механизмов антиобщественной деформации личности молодого человека, при определении взглядов, ценностей, мотивов поведения) — философией (исследование природы и сущности социальных отклонений, связь с другими явлениями общества, выяснения детерминант, закономерностей, тенденций развития) — социологией (использование информационных данных, тенденций в развитии общества) — медициной (знание основ наркомании, алкоголизма, сексологии, сексопатологии) .Становление и развитие превентивной педагогики как науки.

Греческие философы Демокрит, Платон, Аристотель были убеждены в том, что воспитание путем убеждений оказывает положительное влияние на развитие воспитанников, Так, Демокрит считал, что плохое окружение негативно влияет на ребенка. Платон отмечал, что воспитатель должен всегда объяснять ребенку позитивность и негативность поступков, оценивать их. Аристотель рекомендовал воспитателям учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и придерживаться «середины» при воспитании. Интересны мнения римского педагога М. Квинтилиана, который в своей книге «О воспитании оратора» отмечал, что положительные задатки следует развивать, а плохие привычки детей являются результатом невнимательности к ним педагога. Подходящими являются педагогические идеи мыслителя-гуманиста М.Монтеня. Это, прежде всего, мнение об умении воспитателя понимать, уважать, знать воспитанника; не употреблять к нему насилия, проявлять в отношениях с ребенком выдержку, требовательность и доброту. Выдающийся чешский педагог Я. А. Коменского в своей «Великой дидактике» обращался к проблеме отклонений в поведении детей.

Так, он считал, что дети не рождаются плохими или хорошими, такими они становятся в результате воспитания. Он акцентировал внимание на том, что «ласковое слово», упражнения в хороших поступках, похвала — лучшие методы воспитания. Педагог считал также, что бывают, хотя очень редко, дети, безнадежные в воспитании. Позитивные идеи Ж.-Ж. Руссо актуальны и сегодня. Это идея природовидповидности воспитания, учет индивидуальных и возрастных особенностей. Ж.-Ж. Руссо предложил метод «естественных последствий», который можно использовать (если ребенок сломала стульчик, то не следует торопиться дать ей новый стул — пусть он почувствует, как неудобно без него).И.Песталоцци утверждал, что воспитание должно начинаться с первого дня от рождения ребенка, а матери следует обучать методике воспитания. Социалисты-утописты Фурье, Сен-Симон, Оуэн видели причинами отклонений в поведении личности недостатки социальной среды, недостатки в организации общества. Р. Оуэн развивал теорию о том, как формируется «плохой», «посредственный», «лучший характер» в зависимости от среды, воспитания, природы ребенка. Интересны также взгляды Б. Мореля, Ч. Ломброзо, Е. Кречмара о причинах преступного поведения человека. Ломброзо высказывался «прирожденный тип преступника». По его теории, его можно узнать по определенным внешним признакам («атлетическая фигура», «низкое скошенный лоб», «большие уши»).

Учение Ломброзо неоднократно критиковались. Концепция Э. Кречмера о том, что отклонение в поведении можно объяснить наследственно-биологическими причинами, а темперамент и характер — типом телосложения. Эта концепция была признана методологически неправильной, поскольку развитие личности не сводится только к унаследованным генотипних особенностей. Американские ученые Е. Х «ютонн, У. Шелдон доказывали, что поведение человека, в том числе противоправное, зависит от показателей роста, объемом грудины, цвета кожи и др. Хотя ошибочность этой теории очевидна (ведь правонарушители есть и невысокие, худые, со слабо развитой грудной клеткой), исследователи продолжают поиски существования преступного типа личности. Суть идей австрийского психиатра З. Фрейда состоит в том, что любой поступок личности обусловлен конфликтом между «Я» и «оно», то есть между сознательным и бессознательным. Поскольку подсознательное (инстинкты, импульсы, поезда), по мнению Фрейда — врожденное, а развитие личности заканчивается в 6−7 лет, то роль воспитания, среды, социальных условий сводится к нулю.

Современные неофрейдисты придерживаются основной линии фрейдизма — обусловленность поведения человека таинственными импульсами, инстинктами. Некоторые ученые объясняют отклонение в поведении несовершеннолетних, исходя из учета закономерностей человеческой психики. Такие идеи являются разновидностями «теории фрустации». Сторонники теории считают, что фрустрации зачастую приводит к агрессии, к различным формам негативного поведения. Но в последние годы появились исследователи, которые обращают внимание на среду и его влияние на личность. Так, американский психотерапевт Д. Легман доказал негативность влияния популярных в США комиксов, радио-и телепередач, в которых насилие, стрельба, убийство и др., На формирование личности. Он утверждает, что американские дети, тысячу раз испытывали переживания, связанные с насилием, убеждены в нормальном его оправдании. На сегодня среди основных социальных факторов, которые негативно влияют на формирование личности, исследователями определяются: — популяризация правонарушений средствами массовой информации (Е.Шур) — неудовлетворительные материально-бытовые условия как фактор, который влияет на формирование асоциального типа личности; - ненадлежащее семейное воспитание и влияние социальных институтов (школа, общественность и т. д.).

Основы превентивной педагогики. Как бы ни было сложно, но преступление легче предупредить, чем устранить его последст­вия. Последствия тяжелы и масштабны, ибо их негатив относится не только к преступнику, несущему уголовную ответственность, не только к потерпевшему, жертве преступления, но он охватывает и большой круг лиц, которым тот и другой близки, дороги и кото­рые тоже, по существу, становятся жертвами преступления, ибо оно вносит в их жизнь страдания, лишения, а порой радикальные и непоправимые перемены. Негативные последствия преступления долговременны и испытываются затрагиваемыми им лицами порой всю жизнь. Особенно прискорбно, когда они совершаются впервые молодыми людьми, круто переворачивая нередко их психологию и судьбу53. Поэтому профилактике преступлений принадлежит при­оритетная и подлинно гуманная роль. Есть много разновидностей предупреждения преступлений: общая и индивидуальная профилактика, оперативно-розыскная, виктимологическая и др. Обычно на первый план выдвигается общая и индивидуальная профилактика.

Между ними есть нераз­рывная связь, хотя в одном случае объектом внимания является множество лиц, а в другом — конкретная личность. В общей профилактике ее правовой аспект представлен уго­ловно-правовой, уголовно-процессуальной, уголовно-исполнитель­ной, криминалистической и др. профилактиками, а социальный — моральной, психологической, педагогической, медицинской, пси­хиатрической и др.^ Педагогическая профилактика — использование педагогиче­ских средств в предупреждении преступлений, которые разраба­тывает особый раздел юридической педагогики — превентивная педагогика. Педагогическая профилактика и ее эффективность — это превентивная педагогика в действии. Педагогизация профи­лактической работы — это включение в нее возможностей превен­тивной педагогики (педагогических задач, содержания, форм, ме­тодов, приемов, средств).

Сегодня профилактика преступлений не может быть полем деятельности только юристов. Она должна раз­двигать свои границы и включать, в частности, педагогическую профилактику. Главная причина встречающейся малой эффектив­ности профилактики — в ее административно-правовой ограни­ченности, слабой подготовленности ее субъектов к комплексному, педагогически эффективному построению. А.И. Алексеев, поло­живший в 1984 году начало серьезному педагогическому исследо­ванию предупреждения преступлений, отмечает, что «есть основа­ния говорить не о каких-то педагогических фрагментах, нюансах процесса предупреждения преступности или скоротечной моде на педагогические средства криминологической профилактики, а именно о ее педагогических основах"54. Он отнес криминологиче­скую педагогику к частной криминологической теории. Превентивная педагогика рассматривает назначение педагоги­ческой профилактики как содействие предупреждению преступле­ний устранением педагогических (социально-педагогических, пси­холого-педагогических) причин, а также иных педагогическими средствами. Педагогические причины неэффективно разрушать чуждыми их природе способами.

Нельзя приказать человеку ду­мать иначе. Педагогическая профилактика решает свои задачи специальными обучающими, воспитывающими и развивающими педагогическими средствами и методами, свойственными педагоги­ческой деятельности и адекватными тем деформациям в обученности, воспитанности и развитости профи л актируемых граждан и групп, которые являются причинами отклоняющегося поведения и его потенциями. Достигается это, главным образом, не прямым разрушением деформаций, а позитивными обучающими, воспиты­вающими и развивающими воздействиями, вытесняющими первые. Педагогическая профилактика — гуманное и демократичное направление в профилактике, ориентированное на помощь граж­данам, попавшим в криминогенно опасный период жизни (ситуацию), помощь, осуществляемую в их же интересах и инте­ресах общества. Ее развитие отвечает сути и положениям Консти­туции Российской Федерации и принятых Россией международ­ных правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Кодек­са поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступ­лений и злоупотреблений властью, Руководящих принципов в об­ласти предупреждения преступности и уголовного правосудия.

Превентивная педагогика выделяет ряд функций, которые должны быть присущи практике педагогической профилактики: криминологическую (диагностическую) — выявления педагогических причин и условий преступности, ее видов, распростра­ненности в отдельных регионах, среди групп населения и наличия у отдельных лиц с отклоняющимся поведением;прогностическую — определения тенденций развития юри­дически значимого поведения лиц и групп, обладающих опреде­ленными особенностями педагогических свойств образованности, обученности, воспитанности и развитости;экспертную — оценивания планируемых и предпринимае­мых правовых и организационных мер общей и индивидуальной профилактики с точки зрения их педагогической эффективности, устранения ими педагогических причин отклоняющегося поведения и преодоления педагогической запущенности отдельных лиц и групп. Другая разновидность проявления экспертной функции: оценивание правовоспитательного и предупредительного характера социально-педагогических влияний разных особенностей общест­венной жизни, среды (работы средств массовой информации, пе­чати, массовой культуры, моды, распространяющихся привычек поведения, способов проведения досуга и др.), жизни отдельных, групп населения и лиц;- консультативную — оказания консультативной педагогической помощи в работе различных органов, организаций, лиц, при подготовке мероприятий социального и специально профилак­тического характера;- организующую — научно и эмпирически обоснованной разработки целенаправленных комплексов педагогических мер, ориентированных не на разовое, а на педагогически системное воз­действие на профилактируемых;методическую — тщательной и детальной проработки порядка применения педагогических методов, приемов, средств, форм, технологий, обеспечивающих полную и правильную реали­зацию педагогических намерений и возможностей (образователь­ных, обучающих, воспитательных, развивающих) в профилакти­ческой работе;побуждающую — зарождения надежд, намерений, желанийу профилактируемых воспользоваться предоставляемой помощью, преодолеть свои слабости и недостатки, поверить в реальную воз­можность стать на путь нормальной, отвечающей моральным и правовым нормам жизни и правомерного поведения, отказаться от преступных намерений. Это функция организации самопрофи­лактики. Ничто не приведет к достижению желательного превен­тивного результата, пока сам человек этого не захочет, не прило­жит силы и умения к этому.

К основным методам и приемам педагогической профилакти­ки относятся: методы и приемы, обучения: рассказ, объяснение, доказательство, убеждение, пример, показ, упражнение и др.;методы и приемы воспитания: объяснение, убеждение, пе­реубеждение, консультирование, разбор, рекомендация, совет, тре­бование, принуждение, включение в деятельность, изменение среды и условий, упражнение в правильном поступке, поддержка, помощь, перспективных линий, «взрыва», воздействия через других (коллектив), соперничества, одобрения, поощрения, критики, наказания, самоуправления (самооценки, самокритики, самозапрета, самомобилизации, самопринуждения, самоприказа, достижение мелких, но ежедневных положительных результатов) и др.;- методы и приемы развития: пробуждение чувства личного достоинства, авансирование доверия и веры в успех, активизации понимания уникальности жизни, активизации интереса, мышле­ния, воли, напряжения усилий, преодоления трудностей, сдержи­вание слабостей и проявление положительных сторон личности; разовой, а затем повторяющейся, демонстрации личных возможно­стей, использования хотя бы мелких положительных проявлений и достижений для выражения одобрения и др. Методика педагогической превенции предполагает комплекс­ное использование методов и приемов, максимальную адаптацию их к данной ситуации, личности, группе. Необходим педагогиче­ский стиль общения и работы, уважение личности профилактируемого, его понимание и демонстрация этого понимания, добро­желательность, подлинное желание помочь человеку, душевность, сопереживание, искренность, доверительность, вера в его исправ­ление, оптимизм, открытость, принципиальность и др. Педагогическая профилактика реализуется при традиционных формах профилактической работы, а также предполагает исполь­зование особых, педагогически насыщенных форм: лекций, прак­тических занятий, семинаров, обсуждений, бесед, заданий, пору­чений, шефств, коллективного труда, тематических вечеров, дис­путов, дискуссий, вечеров вопросов и ответов, телефонов «дове­рия», включения в систему получения и повышения общего и профессионального образования и др.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector