Тема 1. Понятие, предмет, задачи и структура психологии как науки. Этапы развития психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный факультет Кафедра философии, социологии и психологии

А. В. ЕРМОЛИН

ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методическоепособие

Киров

2013

1

УДК Ю9(07) Е745

Допущено к изданию методическим советом факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «ВятГУ» в качестве учебно-методическогопособия для студентов гуманитарного и экономического направлений всех профилей, всех форм обучения

Рецензент кандидат педагогических наук, профессор кафедры общественного

здоровья Кировской государственной медицинской академии Б. С. Тетенькин

Ермолин, А. В.

Е745 Психология: учебно-методическоепособие / А. В. Ермолин. – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013. – 53 с.

УДК Ю9(07)

Тех. редактор Е. О. Гладких

© ФГБОУ ВПО «ВятГУ», 2013

2

 

Оглавление

 

Тема 1. Понятие, предмет, задачи и структура психологии как науки.

 

Этапы развития психологии…………………………………………………………………….

4

Тема 2. Основные методы психологических исследований………………………

6

Тема 3. Основные направления в психологии ………………………………………..

10

Тема 4. Психика и сознание…………………………………………………………………..

13

Тема 5.

Личность…………………………………………………………………………………..

24

Тема 6.

Деятельность…………………………………………………………………………….

31

Тема 7.

Психические познавательные процессы…………………………………….

36

Тема 8.

Эмоционально-волевая сфера психики………………………………………

48

Библиографический список……………………………………………………………………

53

3

Материалы к лекциям подготовлены в соответствии с УМКД по психологии для студентов бакалавриата гуманитарного и экономического направления, рассчитанном на 36 аудиторных часов, т. е. на изучение психологии в течение одного семестра. Пособие содержит наиболее общие основы психологических знаний: психофизиология, психологии личности и деятельности, психических познавательных процессов, эмоционально-волевойсферы психики.

1.1. Понятие и предмет общей психологии. Этапы развития психологии

Современная психологическая наука – широко разветвленная область человеческих знаний о психике как особом свойстве высокоорганизованной материи отражать объективную реальность в форме психических явлений. Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики. Структура психологической науки включает в себя целый ряд отраслей: общая психология, психология труда, возрастная, социальная, психология личности, организационная, политическая, инженерная, медицинская, юридическая психология. Основнымизадачами психологии является изучение сущности психических явлений и закономерностей их протекания в различных условиях, исследование возможности управления психическими явлениями, разработка соответствующих методов управления. Важной задачей является использование полученных знаний с целью повышения эффективности различных отраслей практики, психологической службы. В развитии психологии как науки можно выделить несколькоэтапов. На I этапе психология выступает как наука о

4

душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой. III этап − психология как наука о поведении (20 век).

Основная задача психологии на этом этапе − ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Основоположником систематических экспериментальных исследований психики является В. Вундт, организовавший в 1879 г. в г. Лейпциг (Германия) первую в мире психологическую лабораторию. IV этап − психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

5

Тема 2. Основные методы психологических исследований

2.1. Понятие метода психологии

Методы психологии − это способы получения информации

опсихике человека:

1.Организационные методы: сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т. д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц в течение длительного времени); комплексный метод (исследование объекта проводится специалистами различных областей и разными средствами для установления связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

2. Эмпирические методы включают наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы; психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ продуктов деятельности; биографические методы. 3. Методы обработки данных, включающие в себя: количественный (статистический)

икачественный. 4. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, способы психотерапевтического воздействия, обучение.

2.2.Организационные методы

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Особо важное место занимаетсравнительно-генетическийметод в психологическом учении Л. С. Выготского. Основным преимуществом этого метода считается сравнительная быстрота исследования − возможность приобретения в течение короткого времени результатов.Лонгитюдный способ, по сравнению с методом поперечных срезов, позволяет проводить

6

обработку данных поперечно по отдельным возрастным периодам; дает возможность более точно выразить величину изменения в развитии между двумя периодами.

2.3. Эмпирические методы

Группа эмпирических методов в психологии традиционно считается основной.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах − как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

Метод наблюдения состоит в фиксации и отражении поведенческих реакций другого человека. Как правило, явление, подлежащее изучению, наблюдаются в обычных для него условиях, без внесениякаких-либоизменений. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер. Одна из разновидностей наблюдения −самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, заметках, дневниках человек анализирует свои чувства, мысли и переживания).

Эксперимент − это исследовательская деятельность в целях изученияпричинно-следственныхсвязей, которая предполагает, что экспериментатор сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него, изменяя условия, при которых протекает явление. Эксперимент позволяет неоднократно воспроизводить результаты, устанавливать количественные закономерности, подтверждаемые методами математической статистики. Анализ эксперимента как научной деятельности позволяет выделить систему необходимых исследовательских этапов:I теоретический этап исследования.

7

II методический этап исследования. III экспериментальный этап. IV аналитический этап.

Психодиагностические методы призваны фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных покаким-нибудь(не всегда относящимся к психологии) признакам. В число диагностируемых признаков в зависимости от задач исследования могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре в самом широком понимании этих терминов, по психическим состояниям, психофизиологическим особенностям и т. п.

Психологические тесты − это система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние, определенные психические качества или свойства отдельного индивида. Термин «тест» был введен в практику психологических исследований американским ученым Дж. Кэттелом.Тест − это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты должны быть научно обоснованы, должны выявлять устойчивые психологические характеристики, должны отвечать следующим требованиям: 1. Надежность. 2. Валидность (адекватность).

3. Стандартизация. 4. Сопоставимость индивидуальных данных с нормативными. 5. Практичность.

Метод опроса − это выяснение мнения человека покакому-либовопросу или проблеме, получение информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Беседа как психологический метод является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа

8

всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования.

Изучение продуктов деятельности − как метод исследования широко применяется в исторической (позволяет изучить психологию человека в предшествовавших исторических эпохах), детской (изучение продуктов детского творчества для психологического изучения ребенка), юридической (изучение особенностей психологических проявлений субъекта в его отсутствие) психологии.

2.4. Методы коррекции

Психологическая помощь чаще и эффективнее всего оказывается в ситуации не только существующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагополучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в страдании. В таких случаях требуется оказание не просто консультативной, но и психотерапевтической, психокоррегирующей помощи. Психокоррекционные методы − это обширный набор приемов, программ и методов воздействия на поведение людей: эмотивно-когнитивнаяпсихотерапия, нейролингвистическое программирование, аутотренинг, групповой тренинг, социальнопсихологический тренинг,организационно-деятельностнаяигра и др.

9

Тема 3. Основные направления в психологии

3.1. Фрейдизм

Фрейдизм – названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникнув как концепция объяснения и лечения неврозов, фрейдизм преобразовался в общее учение о человеке, обществе и культуре. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми в глубинах индивида бессознательными психическими силами (главной из которых является сексуальное влечение − либидо) и необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде. Запреты со стороны социальной среды («цензура» сознания), нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, которая прорывается на обходных путях в виде невротических симптомов, сновидений, ошибочных действий (оговорок, описок), забывания неприятного и т. п.

3.2. Бихевиоризм, необихевиоризм

Бихевиоризм − направление в американской психологии 20 века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер).

Основными задачами классического бихевиоризма являлись: изучение поведения, управление им, его моделирование, адаптация, приспособляемость к окружающим условиям, выработка навыков (постепенное изменение актуально возможного поведения, полученное в результате опыта).

Необихевиоризм (Э. Толмена) рассматривал формулу

10

поведения, включающую не два, а три члена: стимул − промежуточная переменная − реакция. Под промежуточной переменной понимаются недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.

3.3. Когнитивная и гуманистическая психология

Когнитивная психология возникла в 60-егоды в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т. е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют ее в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают информацию из системы. Наиболее яркие представители когнитивной психологии − Дж. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, У. Найсер, Г. Саймон, А. Р. Лурия. Когнитивный подход распространился и на исследование эмоциональной и мотивационной сферы личности, а также на социальную психологию. Гуманистическая психология − подобно когнитивной психологии, возникла как антитеза бихевиоризму и психоанализу. В качестве предмета исследования данное направление утверждает понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация. Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был А. Маслоу. По мнению А. Маслоу, самоактуализация – явление врожденное, оно входит в природу человека. Человек рождается с гуманоидными потребностями в добре,

11

нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека, он только должен суметь реализовать эти гуманистические потребности.

3.4. Гештальтпсихология

Гештальтпсихология − направление, возникшее в Германии в первой трети 20 века, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Родоначальниками гештальтпсихологии как школы были М. Вертгеймер, В. Келлер и К. Коффка, основавшие в 1921 г. журнал «Психологические исследования», а также Д. Катц, Е. Рубин и др. В своей теоретической работе «Физические гештальты в покое и стационарном состоянии» В. Келлер стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического.По его мнению, посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология − физиология не изолированных элементов и путей, а целостных и динамичных структур, т. е. гештальтов. Гештальтисты превратили психические формы в своего рода сущности. Они утверждали не только несводимость этих форм к их частям, но и существование особых законов гештальта.

12

Тема 4. Психика и сознание

4.1. Свойства психики

Психика человека − это сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой.Психика является системным свойством высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика человека, в отличие от животных, приобретает качественно новую структуру, обусловленнуюобщественно-историческимизакономерностями через возникновение сознания, как высшего уровня регуляции деятельности.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

1.Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой.

2.Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека.

3.Психическое отражение углубляется и совершенствуется.

4.Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.

5.Преломляется через индивидуальность человека.

6.Носит опережающий характер.

4.2.Сознательное и бессознательное в психике человека

Учеловека психика носит осознанный и неосознанный характер. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и

13

головным мозгом внешних объектов в форме психики, становится возможным осуществление действий, адекватных этим объектам.

Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результатобщественно-историческихусловий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми. Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека. Целеполагающую деятельность сознание обеспечивает путем формирования целей деятельности, с определением и оценкой ее мотивов, принятием волевых решений, учетом хода выполнения действий, внесением в него необходимых корректив и т. д. В сознание человека входит мир эмоций и чувств, в которых находят отражения сложные объективные, общественные межличностные отношения, в которые включен человек. Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественноисторический опыт или общественное сознание. Человек единственный среди живых существ способен осуществлятьсамопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «я» от «не я» − путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Психическое содержание человеческой личности кроме сознательной деятельности включает в себя многообразие неосознанных тенденций − побуждений его непроизвольной деятельности. Бессознательное − непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Современные представления

14

о феноменологии бессознательного предусматривают, что в зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Бессознательное − это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов, система врожденных безусловно-рефлекторныхреакций. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.

4.3. Структурные и функциональные основы мозговой деятельности

Биологической основой психической деятельности является нервная система, представленная сложной структурой нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Работа нервной системы обеспечивает контакты с внешним миром, реализацию намеченных целей, координацию и согласование работы внутренних органов, целостную адаптацию организма. В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нервная клетка − нейрон. Выделяют центральную нервную систему (ЦНС), которая состоит из головного и спинного мозга, и периферическую, состоящую из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, межпозвоночных нервных

15

узлов, а также из периферического отдела вегетативной нервной системы. Чем выше расположена та или иная часть мозга, тем сложнее ее функции. Наиболее высокие отделы центральной нервной системы представлены большими полушариями головного мозга. В состав больших полушарий входят лежащие в глубине скопления нервных клеток − так называемые подкорковые узлы. На самой поверхности полушарий расположен слой нервных клеток − кора головного мозга. Ее поверхность собрана в ряд складок или борозд и извилин. Подкорковые узлы вместе с расположенными поблизости от них зрительными буграми называют подкоркой. Кора в совокупности с подкоркой осуществляет самые сложные формы рефлекторной деятельности. Цитоархитектоника головного мозга человека организована таким образом, что более чем 10 млрд нервных клеток, занимая относительно небольшое пространство и будучи сформированными в специализированные структуры, обеспечивают специфические функции мозга, связанные с восприятием, переработкой и проведением информации, в соответствии с которой осуществляется взаимодействие организма с внешней средой на основе высокой нейрональной специфичности и пластичности.

4.4. Локализация психических функций в коре головного мозга

Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий, поэтому главным является вопрос о взаимоотношении психики человека и коры больших полушарий, конкретизируемый в науке как вопрос о функциональной локализации или локализации психических функций в коре. Основу современного учения о локализации функций в коре заложил французский ученый П. Брока, выделивший в 1861 г. двигательный центр речи. В последующем немецкий психиатр К. Вернике в 1873 г. обнаружил центр словесной глухоты (нарушение понимания

16

речи).

Начиная с 70-хгг. ХIХ столетия, изучение клинических наблюдений показало, что поражение ограниченных участков мозговой коры приводит к преимущественному выпадению вполне определенных психических функций. Это дало основание выделить в коре головного мозга отдельные участки, которые стали рассматриваться как нервные центры, несущие ответственность за определенные психические функции. Принципы функциональной организации человеческого мозга были разработаны видным отечественным психологом А. Р. Лурия. Головной мозг человека, обеспечивающий прием и переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением, всегда работает как единое целое. В головном мозге человека обычно выделяют три основныхблока: 1) первый из нихподдерживает тонус коры,

необходимый для того, чтобы как процессы получения и переработки информации, так и процессы формирования программ и контроля за их выполнением протекали успешно; 2) второй блок обеспечивает сам процесс приема, переработки и хранения информации, доходящей до человека из внешнего мира (от аппаратов его собственного тела); 3) третий блоквырабатывает программы поведения, обеспечивает и регулирует их реализацию и участвует в контроле за их успешным выполнением. Все три блока размещаются в отдельных аппаратах головного мозга, и лишь слаженная работа приводит к успешной организации сознательной деятельности человека.

Таким образом, для сознательной деятельности человека требуется специальный аппарат, который мог бы создавать и удерживать нужные намерения, вырабатывать соответствующие программы действий, осуществлять их в нужных актах и, что очень важно, постоянно следить за протекающими действиями, сличая эффект выполняемого действия с исходными намерениями. Все эти функции осуществляются передними

17

отделами мозга и их лобными долями. Значение лобных отделов мозговой коры для организации поведения очень велико.

4.5. Рефлекторный характер деятельности психики

Деятельность нервной системы носит рефлекторный (отражательный) характер. Рефлекс − это цепь событий, включающая передачу сигнала с помощью нервной системы откакого-либооргана чувств, с развитием ответной автоматической реакции. Путь, по которому проходит нервное возбуждение при внешнем раздражении, называетсярефлекторной дугой и состоит из следующих этапов: 1. Передача вызванного раздражителем возбуждения в центр − спинной и головной мозг. Эта часть рефлекса называется чувствительной, афферентной. 2. Центральная (мозговая) часть, где происходит передача возбуждения от клетки чувствительного нерва к клетке двигательного нерва. 3. Передача нервного возбуждения в мышцы или в железы. Эта часть рефлекса называется двигательной, эфферентной.

Все рефлексы распадаются на две большие группы: безусловные и условные.

Безусловными рефлексами называются врожденные и более или менее неизменные рефлексы, осуществляющиеся отделами нервной системы, лежащими ниже коры головного мозга. Врожденные бессознательные акты поведения в ответ на поступающие извне раздражения обозначаются как инстинкты. В их основе лежит биологическая мотивация. Все инстинкты по своим механизмам представляют совокупность безусловных рефлексов. Инстинкты стереотипно запускаются при наличии внешнего стимула. К основным относят инстинкт самосохранения, пищевой и половой. В течение жизни организма (с накоплением жизненного опыта) постоянно возникают новые изменчивые формы реагирования −условные рефлексы. Они формируются

18

и осуществляются у высших животных корой головного мозга. При образовании условных рефлексов раздражитель, который ранее был безразличен для организма, становится сигналом другого раздражителя, имеющего для организма прямое жизненное значение.

Известно, что раздражитель, действующий на органы чувств, вызывает возбуждение определенного участка коры головного мозга. Это возбуждение не остается на месте, а распространяется, или иррадиирует, по коре, захватывая и ближайшую подкорку. Существенным является тот факт, что иррадиация возбуждения не происходит равномерно во всех направлениях. Место наибольшего в данный момент возбуждения в коре головного мозга называется доминантой − стойким очагом возбуждения. Если в коре головного мозга возникает стойкая доминанта, то всякое возбуждение, вызванное любым, относительно более слабым раздражителем, притягивается к этому очагу, распространяется в его направлении. Учение о доминанте как господствующем очаге возбуждения в мозгу, было создано выдающимся русским физиологом − А. А. Ухтомским. Образование условного рефлекса всегда сопряжено с выделением того раздражителя, на который образуется рефлекс. Химикофизические воздействия из внешней или внутренней среды организма преобразуют в нервные импульсы специальные нервные образования − рецепторы. Функциональная единица нервной системы, ответственная за прием и анализ сенсорной информациикакой-либоодной модальности, обозначается терминоманализатор. Существуют: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный анализаторы, анализаторы внутренних органов. В анализаторе выделяют три отдела: 1. Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразования энергии раздражения в процесс нервного возбуждения; 2. Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной

19

нервной системы; 3. Центральный отдел, состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий.

Вработе «Рефлексы головного мозга» (1863) И. М. Сеченов пришел

квыводу, что «все акты сознательной и бессознательной жизни, по способу происхождения, суть рефлексы». Эти важнейшие теоретические положения были экспериментально подтверждены и конкретизированы И. П. Павловым, которым были открыты закономерности регулирования мозгом взаимодействия животных и человека с внешней средой. Совокупность взглядов И. П. Павлова на эти закономерности обычно именуется учением о двух сигнальных системах.

Всвоем поведении животные руководствуются сигналами, которые были названы И. П. Павловым сигналами первой сигнальной системы. Вся психическая деятельность животных осуществляется на уровне первой сигнальной системы. У человека сигналы первой сигнальной системы (конкретные образы, представления) также играют весьма важную роль, регулируя и направляя его поведение. Но у человека, в отличие от животных, наряду с первой сигнальной системой имеетсявторая сигнальная система, составляющая его исключительное достояние и преимущество. При помощи слова могут быть сигнализированы, замещены сигналы первой сигнальной системы,образы-сигналы.Слово их сигнализирует, замещает, обобщает, и может вызвать все те действия, которые вызывают последние, т. е. выполняет роль «сигнала сигналов».

И. П. Павлов для обозначения динамических особенностей нервной системы ввел понятие ее свойств. По мнению Павлова, существует три основных свойства нервной системы:

1.сила как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивных возбудительных и тормозных процессах; 2. подвижность как способность быстрого перехода от одного процесса к другому; 3. уравновешенность как одинаковая выраженность

20

нервных процессов торможения и возбуждения. В последующем к этим свойствам были добавлены: 1) динамичность как способность мозговых структур быстро отвечать возбудительными и тормозными процессами при формировании условных реакций; 2) лабильность как скорость возникновения и окончания нервных процессов; 3) активированность как индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения.

Свойства нервной системы, в основном, генетически детерминированы и определяют индивидуальные различия в поведении при реагировании на воздействия среды. Нервные процессы в коре больших полушарий, начинаясь в определенном месте, всегда распространяются по другим участкам нервной системы. Важное значение в деятельности нервной системы имеет закон взаимной индукции нервных процессов, согласно которому каждый из нервных процессов − возбуждение и торможение − вызывает или усиливает противоположный процесс. Возбуждение, возникающее в определенном участке коры головного мозга, вызывает в расположенных вокруг него участках процесс торможения. Возникшее в определенном пункте торможение вызывает в окружающих участках обратный ему процесс возбуждения.

4.6. Структура психических явлений

Психические явления − это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояния организма как физиологической системы) воздействия. Психические явления − это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущения, восприятия) или быликогда-то,т. е. в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие, активизирующие деятельность под влиянием одних воздействий и

21

тормозящие ее под влиянием других (чувства и воля), обнаруживающие различиевповедениилюдей(темперамент, характерит. п.).

В настоящее время выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

1.Психические процессы − это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Это течение психических явлений, имеющих начало, развитие и конец, проявляющиеся

ввиде реакции. Окончание одного психического процесса связано с началом нового, что приводит к непрерывности психической деятельности

всостоянии бодрствования человека. Все психические процессы подразделяются на: познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, представление, внимание); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т. п.).

Они обеспечивают первичное формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

2.Психические состояния − это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. д.).

Выделяют 4 вида психических состояний: мотивационные (желания, стремления, интересы, страсть); эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация); волевые (инициативность, целеустремленность, решимость, настойчивость); состояние различных уровней организованности сознания (внимательность, наблюдательность).

22

3. Психические свойства − это устойчивые образования, обеспечивающие определенныйкачественно-количественныйуровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Свойства личности многообразны и классифицируются в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности.

23

Тема 5. Личность

5.1. Теоретические подходы

За последнее столетие в отечественной науке сложился ряд теоретических подходов, имеющих принципиальное значение для разработки проблем социальной психологии личности.

С. Л. Рубинштейном и Б. Г. Ананьевым разработан процессуальный подход к анализу личности. Согласно С. Л. Рубинштейну, личность понимается как основание, интегрирующее все психические процессы, свойства и состояния, позволяет взглянуть на личность как универсальное образование, оптимизирующее все психические явления и в то же время само определяющееся ими. С. Л. Рубинштейн особо подчеркивает, что личность проявляется и формируется в деятельности, она и предпосылка, и результат ее деятельности, следовательно, различные аспекты поведения не только являются проявлениями личности, но и способствуют ее становлению. А. Н. Леонтьев, разрабатывая концепцию психологической теории деятельности, особо акцентировал внимание на некоторых проблемах личности. Личность как субъект деятельности рассматривается в работах К. А. Абульхановой-Славской,А. В. Брушлинского, А. Г. Асмолова, Л. И. Божович и др. Считается, что личность проявляется и формируется в деятельности и в своем отношении к деятельности. Выступая как субъект жизнедеятельности, личность включается в закономерность причин и следствий общественной роли, развиваясь и изменяя ход общественных событий. Концепция Б. Г. Ананьева предполагает, что характеристики личности раскрываются через общественные отношения и определяемые ими функции. Личность − современник определенной эпохи, занимающий определенное положение в обществе, субъектобщественно-политическойдеятельности, современник определенного поколения, член семьи. Она характеризуется определенной

24

национальностью и примыкает к ее культуре. Подход к анализу личности как системы отношений предложен В. Н. Мясищевым. Он считал, что единство и многообразие личности раскрываются через взаимосвязь и многообразие отношений. Культурно-историческаяконцепция Л. С. Выготского занимает по праву ведущее место в отечественной психологии личности. Личность незримо присутствует в процессе культурного развития человека − считает Л. С. Выготский. В работах К. А.Абульхановой-Славскойи В. В. Новикова прослеживается основной тезис о том, что личность в общественных отношениях выступает во всей своей целостности, неотрывной от своих состояний и психических явлений. А. А. Бодалев подчеркивает, что личность выступает как выразитель общечеловеческих ценностей, реализуя которые, человек усиливает свою «личностность». «Самотворение» личности человеком осуществляется через интенсивную работу его внутреннего мира, в результате чего принимаются решения, претворяющиеся в поступках, приумножающих основные ценности жизни. В основании почти всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социальнопсихологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Таким образом,личность

можно определить как совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность.

5.2. Структура личности

Психическая жизнь любого человека проявляется чрезвычайно разнообразно, поэтому для описания «общего», стержневого компонента теоретической концепции в психологии существует понятие структуры личности. Ее понимание способствует определению всеобщего, единичного и особенного в данной личности. Системно-структурныйподход в психологии вообще и в изучении личности, в частности,

25

позволяет рассматривать личность в целостности и единстве различных характеристик и свойств, их отношений и взаимодетерминант. Одна из наиболее распространенных моделей структуры личности принадлежит К. К. Платонову. По его мнению, все свойства личности могут быть объединены в четыре основные подструктуры (уровня):

1)исключительно социально обусловленные свойства личности. Сюда входят интересы, стремления, идеалы личности, отношение к себе и другим людям. Эта подструктура включает индивидуальное мировоззрение личности, ее нравственные и политические взгляды и убеждения;

2)индивидуально приобретенный опыт. Включает знания, навыки и развивающиеся на их основе умения и привычки. Данная подструктура определяет обученность личности, ее когнитивную карту;

3)индивидуальные особенности психических процессов. На основе индивидуальных особенностей психических процессов как форм отражения реального мира (эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля) формируются свойства личности;

4)биологически обусловленные свойства личности. Это прежде всего темперамент. В нем проявляются особенности силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов.

Структуру личности образует взаимосвязь между названными группами особенностей при ведущей роли социально обусловленных свойств. Она является наиболее высоким уровнем интеграции в сфере явлений личности.

5.3. Темперамент

Слово «темперамент» ввел древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические,и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ

26

объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырех элементов): лимфы (флегма, «мокрота»), желтой желчи (холе, «желчь, яд»), крови (сангвис, сангуа, «кровь»), черной желчи (мелэна холе, «черная желчь»).

Эта концепция до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку. Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. с быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой − с другой». Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение И. П. Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определенных комплексов основных свойств нервных процессов. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов − соответствует гиппократовскому меланхолику.Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения − соответствует холерику, «безудержному» типу.Сильный уравновешенный подвижный тип − соответствует сангвинику, «живому» типу.Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами − соответствует флегматику, «спокойному» типу.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Тип темперамента не влияет на способности

27

человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие − другого. От темперамента человека зависят: скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.); пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения; темп и ритм деятельности; интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли); направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).

5.4. Характер

Характер – это совокупность индивидуальных черт личности, обусловленных специфическими условиями ее социализации и определяющихиндивидуально-своеобразноеповедение человека.

Всистеме отношений личности выделяют четыре группы черт характера:

1.Отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные им черты – замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям).

2. Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты − лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность).

3. Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать

вцентре событий себя и свои переживания, эгоизм − склонность

28

заботиться преимущественно о своем личном благе).

4. Черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Целостность характера не абсолютна. Это связано с тем, что центральные, стержневые отношения не всегда целиком и полностью определяют остальные. Кроме того, степень целостности характера индивидуально-своеобразна.Встречаются люди с более целостным и менее целостным или противоречивым характером. Вместе с тем необходимо отметить, что, когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у границы норм, возникает так называемая акцентуация характера.Акцентуация характера − это крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может перерасти в расстройство личности, но относить ее к психическим расстройствам будет неправильно. Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

5.5. Способности

Способности − это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

Иначе строятся смысловые отношения понятий темперамент испособности. Очевидно, что темперамент − не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть темперамент входит

29

в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности. Сами по себе способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки (как некоторыеанатомо-физиологическиеособенности).

Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Способности формируются в деятельности. У каждого человека разные «наборы» способностей.Индивидуально-своеобразноесочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности.Склонности представляют собой определенные отношения человека к деятельности. Склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определенная деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. Способности делятся наобщие и специальные. Общие способности − отвечающие требованиям не одной, а многих видов деятельности. Специальные − отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Выделяют следующие виды специальных способностей: 1. учебные и творческие; 2. умственные и специальные; 3. математические;4.конструктивно-технические;5. музыкальные; 6. литературные; 7.художественно-изобразительные;8. физические способности.

Одаренность − показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Одаренность обеспечивает не успех в какой-либодеятельности, а только возможность достижения этого успеха. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развитиякаких-тоспособностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности − талант и гениальность.

30

Тема 6. Деятельность

6.1. Деятельность. Психологическая характеристика деятельности

Деятельность – это специфически человеческая регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. Деятельность имеет свою структуру: мотивы, способы и приемы, цель и результат.Мотив – сложное интегральное психологическое образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием (Е. П. Ильин).

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Мотив и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении. Этот вектор организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся, развертывающихся в ходе деятельности.Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущегорезультата. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Цели могут

31

быть близкими и далекими, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек, и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Деятельность осуществляется в виде системы действий. Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели).

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной).

Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Овладение внутренней деятельностью приводит к тому, что прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действия в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае подготавливается и протекает на основе выполнения умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией.

6.2. Освоение деятельности. Навыки и умения

При осуществлении деятельности человек вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, создаются определенные предметные ситуации, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

32

Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Это слитная посредством общей функции цепь закрепленных в повторении операций. Выделяютпростые и сложные навыки. Простые навыки – несложные приемы и действия, совершаемые автоматизированно, без достаточного сосредоточения внимания. Сложные навыки − усвоенные автоматизированныедвигательные, перцептивные и интеллектуальные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Роль навыка заключается в высвобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключении его на цели и условия действия.

Этапы формирования навыка: 1) аналитический (вычленение отдельных элементов действия и овладение ими); 2) синтетический (объединение элементов в целостное действие); 3) автоматизация (упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости).

Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся над сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умениями, которые должны обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Одно из основных качеств умений в том, что человек в состоянии изменять их структуру (навыки, операции и

33

действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменный конечный результат.

6.3. Основные виды деятельности

Возникновение и развитие различных видов деятельности человека представляет собой сложный и длительный процесс. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Они различаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, по особенностям мотивации.

Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. Выделяют несколькотипов игр: индивидуальные (игрой занят один человек); групповые (в игру включены несколько индивидов); предметные (связаны с включением в игровую деятельность человекакаких-либопредметов); сюжетные (разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях).

Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр:предметно-ролевые,сюжетноролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом. Учение складывается из следующих компонентов: 1. усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания); 2. овладения приемами и операциями, из

которых складываются

основные виды деятельности (навыки);

3. овладения способами

использования информации для правильного

 

34

выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умения).

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат.

Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Предметом психологического изучения является не труд в целом, а только психологические компоненты трудовой деятельности. Направленный в соответствии со своей установкой на создание определенного результата, труд, вместе с тем, иосновной путь формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект. В труде существенна не только его техника, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение к труду обусловливается насущной потребностью человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде находят отражение все стороны проявления личности. Каждый вид труда имеет свою более или менее сложную технику, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда определенную роль играют знания и навыки.

35

Тема 7. Психические познавательные процессы

7.1. Внимание

Внимание − это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо,имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением − углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Внимание неотделимо от других психических процессов и состояний. Внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов. Среди «пусковых» механизмов внимания организма следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных.

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным. Оно возникает и поддерживается, независимо от стоящих перед человеком целей.Произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека, формировалось в процессе трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным, преднамеренным. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, а социальные. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и

36

процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизвольным.

Основные свойства внимания: 1) устойчивость; 2) концентрация; 3) распределение; 4) переключение; 5) объем внимания; 6) отвлекаемость; 7) рассеянность.

7.2. Ощущения и восприятия

Источником наших знаний о внешнем мире и собственном теле являются ощущения. Они составляют основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и о состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Ощущения определяют как процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на рецепторы. Ощущения являются исходным источником познания, важным условием формирования психики и ее нормального функционирования. Как показали эксперименты, при отсутствии раздражителей (сенсорная депривация), психика перестает нормально функционировать: возникают галлюцинации, нарушается мышление, отмечается нарушение восприятия своего тела и т. д.

Кроме ощущений, обеспечиваемых пятью органами чувств − зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом, выделяют вестибулярные, вибрационные, кинестетические и др. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеетрефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущений

37

является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (воспринимающая часть анализатора, его основная функция − трансформация внешней энергии в нервный импульс); 2) афферентные или чувствительные нервы (центростремительные), проводящие возбуждение в нервные центры (центральный отдел анализатора); 3) корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Ощущениям свойственны некоторые характеристики, свойства: 1. модальность; 2. локализация; 3. интенсивность; 4. продолжительность; 5. пороги чувствительности; 6. сенсорная адаптация; 7. синестезия; 8. сенсибилизация.

Человек воспринимает окружающий его мир и ориентируется в нем при помощи анализаторов. Раздражение анализаторов теми или иными предметами и явлениями внешнего мира обуславливает возникновение восприятий отражений предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. В процессе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. Оно требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, осязательные свойства, вес, вкус и т. п.) основных и ведущих с одновременным отвлечением от несущественных. Процесс восприятия объединяет группы основных существенных признаков и сопоставляет воспринятое с прежними знаниями о предмете.Классификация восприятий: 1. восприятие пространства; 2. восприятие времени; 3. восприятие движения; 4. восприятие человека человеком (социальная перцепция).

38

К основным свойствам восприятия относят: целостность, структурность, избирательность, константность, предметность, осмысленность, активность, апперцепция.

7.3. Память

Память − психический процесс накопления, хранения и использования информации, воспринятой человеком в различные периоды жизни. Изучением механизмов памяти занимались многие известные психологи. (Г. Эббингауз, Э. Крепелин, Г. Э. Мюллер, Л. С. Выготский, П. И. Зинченко, Д. Норман).

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Когнитивная психология рассматривает память как развивающуюся, многоуровневую систему хранилищ (сенсорный регистр, кратковременная память, долговременная память) и, вместе с тем, как систему процессов организации информации в целях запоминания, сохранения и воспроизведения. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память подразделяется на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;по характеру целей деятельности − на непроизвольную и произвольную; по продолжительности закрепления и сохранения материала − на кратковременную, долговременную и оперативную.

Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением после однократного очень непродолжительного восприятия и немедленным воспроизведением (в первые же секунды после восприятия) материала.Оперативная память представляет собой способность человека сохранять текущую информацию, необходимую для выполнения того или иного действия; длительность хранения определяется временем выполнения данного действия.Долговременная память хранит информацию впрок, для предстоящей деятельности. Информация в

39

долговременной памяти может храниться дни, месяцы и годы. При переводе информации из кратковременной памяти в долговременную происходит ее дальнейшая селекция и вместе с тем реорганизация.

Двигательная (моторная) память − это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться ходить, писать и т. д.Эмоциональная память − это память на эмоции, чувства, переживания. Эмоции всегда сигнализируют нам, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.Образная память − это память на образы, представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют

зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.

Некоторые люди способны вызвать в своем сознании очень яркие образы памяти, которые детализированы и наглядны − эйдетические образы. Индивидуальные различия памяти проявляются в том, на какой вид представлений преимущественно опирается человек при запоминании. Чаще всего встречается смешанный тип памяти − слухо-моторный,зрительно-двигательный,зрительно-слуховой.Участие в процессах памяти нескольких анализаторов ведет к большей подвижности в использовании образованных систем нервных связей (человек не вспомнилчто-тона слух − вспомнит зрительно и т. п.).Словесно-логическая память − это память на мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, асловесно-логической.Словеснологическая память присутствует только у человека, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

Непроизвольная память − это запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цельчто-тозапомнить или припомнить.

40

Произвольная память − ставит перед собой задачу специальночто-либозапомнить, заучить то, что необходимо. В этом случае процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

К основным процессам функционирования памятиотносят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью.

1.Запоминание − это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Запоминание может быть произвольным (характеризуется наличием сознательной цели − запомнить материал) и непроизвольным (при котором человек не ставит цели запомнитькакую-тоинформацию).

Запоминание может быть механическим (основано на закреплении внешних связей путем многократного повторения) и осмысленным (основано на установлении смысловых связей с уже известным материалом между частями данного материала).

2.Воспроизведение − это процесс восстановления прежде воспринятого в отсутствие объекта. Воспроизведение может быть непроизвольным (ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой) и произвольным (целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий).

Внутри процесса воспроизведения выделяют узнавание,

воспроизведение (произвольное и непроизвольное) и воспоминание: а) узнавание − это процесс восстановления ранее воспринятого при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии; б) воспроизведение осуществляется без повторного восприятия того объекта, который воспроизводится; в) воспоминание − это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве.

41

3.Забывание − это процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а иногда даже и узнать то, что было известно из прошлого опыта. Установлено, что чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Забывание, как и воспроизведение и запоминание, имеет избирательный характер, − значимый для человека материал забывается медленнее. Невозможность припомнитькакую-либоинформацию не означает, что она совершенно забыта. Согласно теории Р. Аткинсона не забывается ничего, но пережитый материал перемещается в долговременную память, где и хранится вечно.

4.Сохранение − это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение − фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации

вскрытом состоянии. Результаты исследований показывают, что лучше всего сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы и наименее сохраняется текстуальное содержание материала. Иногда при сохранении наблюдается реминисценция – непроизвольное воспроизведение информации после нескольких безуспешных попыток ее припоминания.

7.4.Мышление

Мышление неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. С помощью мышления человек способен познавать такие явления окружающего мира, которые не даны непосредственно в восприятии, о которых можно только мыслить. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий,

42

сопоставляет, сравнивает, различает их, раскрывает отношения между ними, раскрывает новые, абстрактные свойства, выявляет взаимосвязи и постигает действительность в этих взаимосвязях. Основная задача мышления − выявить эти существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений.

Таким образом, мышление − это психический процесс, который заключается в отражении человеческим мозгом, общих свойств предметов и явлений внешнего мира, установлении связей между ними. Существуют следующиеформы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Всякоепонятие − это обобщенное знание целой группы предметов, явлений действительности, объединенных по однородности их существенных признаков.Суждение − это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Когда человек хочет убедить себя и других в том, что его суждение верно, то он его обосновывает, приводя известные и проверенные факты из жизни, установленные наукой законы, делает логические построения. В таких случаях имеет место рассуждение.Умозаключение − это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Умозаключение − это выводы, которые делает человек из имеющихся в его распоряжении данных.

Процесс мышления осуществляется с помощью следующих операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, конкретизация, обобщение, абстрагирование.

Согласно генетической классификации выделяют три уровня развития мышления (Ж. Пиаже):

1. Наглядно-действенноемышление характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического

43

преобразования ситуации, опробования свойств объектов. 2. Нагляднообразное мышление связано с представлением ситуаций и изменений в них. Этот тип мышления характеризуется возникновением образа, в котором может быть зафиксировано одновременно восприятие предмета с нескольких сторон, точек зрения. Вместо оперирования предметами человек начинает оперировать их образами и производить мысленные операции, которые отсутствуют в реальной действительности. 3. Абстрактно-логическое(отвлеченное,словесно-логическое)мышление характеризуется использованием понятий, логических конструкций. Совершенствование мышления происходит в сторону отказа от оперирования предметами целиком и перехода к мысленному оперированию актуальными в данном случае свойствами. Словеснологическое мышление функционирует на базе языковых средств, а в его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Важно отличать речь от языка.Язык − это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Выражаемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека. Речь представляет собой индивидуальное использование общественно выработанных обозначений, языковых знаков. Речь подразделяется навнешнюю и внутреннюю. Внешняя речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов для передачи информации. Внешней речи могут быть присущи жаргон, интонация. Внешняя речь включает следующие виды: диалогическую, монологическую, устную, письменную. Внутренняя речь − лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, вне коммуникативной функции; это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления

44

конкретного человека. Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы, раздражителем которой выступают слова. Сформулировать мысль значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковые значения.

Важным свойством мышления является его целенаправленный характер, поскольку необходимость в мышлении возникает тогда, когда перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые условия деятельности. В результате анализа возникшей проблемной ситуации возникает и формируется задача, которую человек должен решить, поэтому мышление протекает какпроцесс решения задачи. Процесс решения задачи, в свою очередь, включает в себя постановку проблемы, осмысление путей ее преодоления, возможных результатов.

В зависимости от направленности мышления, необходимости

решения той или

иной задачи,

выделяют следующие его виды:

1) практическое и

теоретическое;

2) логическое и интуитивное;

3) аутистическое и мифологическое; 4) творческое.

7.5. Воображение

Воображение − это своеобразная форма отражения человеком действительности, заключающаяся в преобразовании имеющихся представлений, понятий и создание на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей, это также создание образов существующих объектов, но не встречающихся в личном опыте человека. Возможность воображения предвидеть наступление тех или иных событий в будущем показывает тесную связь воображения и мышления.

Для возникновения образов воображения необходима работа обоих полушарий, каждое из которых выполняет свои функции. Специфика правого полушария заключается в том, что оно не застревает на деталях,

45

но упрощает картину мира, дает представление целостности и вместе с тем гармоничности, соразмерности, композиционного единства. Оно тесно связано с эстетическими чувствами, вызываемыми различными образами. Левое же полушарие упорядочивает эту информацию, позволяет выразить ее в речи: образ и мысль всегда выступают в неразрывном единстве. Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него.

К основным функциям воображенияотносят:

Целеполагание − предусматривает, что будущий результат деятельности создается пока только в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого результата;Предвосхищение (антиципация) − это моделирование будущего, положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации, за счет обобщения элементов прошлого опыта и установленияпричинно-следственныхсвязей между его элементами;Комбинирование и планирование создают образы желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия, прошлого опыта с результатами мыслительнойаналитико-синтетическойдеятельности;Замещение действительности − человек силой своего воображения переносится на место событий, совершает действия лишь в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой в тех случаях, когда он лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации;Проникновение во внутренний мир другого человека с помощью воображения, когда на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого) другим субъектом. Данная функция служит основой для межличностной коммуникации.

Все формы воображения можно подразделить на две большие группы: 1.Непроизвольные (пассивные) формы воображения не зависят от

46

целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы (сновидения, грезы).

2. Произвольные формы воображения подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают при активной работе сознания (фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и воссоздающее воображение).

Разновидностями образов творческого воображения являются фантастические образы, к которым относятся образырелигиозно-мистическойфантастики, сказочнофантастические образы,научно-фантастическиеобразы. Особыми формами воображения являются мечты (образы желаемого будущего) и идеалы (образы, которые служат человеку образцами для подражания).

Выделяют следующие характеристики воображения:

1. Яркость и отчетливость. Человек может просто думать о какомто предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. 2.Реалистичность. Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к реальным объектам и действиям, отражаемым в форме образа. 3.Контролируемость. Под свойством контролируемости понимается возможность изменения содержания процесса воображения, влияния на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. 4.Степень активности образов. Степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения. Эмоциональная насыщенность образов повышает активность. 5.Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Воображение также определяется областью профессиональной деятельности и доминирующими потребностями человека.

47

Тема 8. Эмоционально-волевая сфера психики

Тема 8. Эмоционально-волеваясфера психики

8.1. Понятие эмоций и чувств

Эмоциями называют определенные переживания, которые выражают субъективное отношение человека к окружающему миру и к самому себе, на пути к удовлетворению своих насущных потребностей. В процессе эволюции животного мира эмоции развились в целях организации поведения в изменяющихся внешних условиях. Таким образом, эмоция выступает в качестве механизма предвидения, оценки значимости для животного и человека той или иной ситуации и механизма заблаговременной и адекватной подготовки к ней за счет мобилизации психической и физической энергии. Эмоции − это механизм закрепления положительного и отрицательного опыта. Возникая при достижении или не достижении цели, они являются положительным или отрицательным подкреплением поведения и деятельности.

Чувства – это социализированные эмоции, отражающие отношение человека к людям, природе, культуре, обществу. Специфические особенности чувств человека носят личностный характер, в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации.

8.2. Характерные особенности эмоций и чувств

Эмоциональные проявления характеризуются предметностью, т. е. удовольствие или неудовольствие, веселье или печаль возникают по поводукого-тоиличего-тоощущаемого, воспринимаемого, мыслимого. Другой отличительной характеристикой эмоций и чувств является ихполярность, которая проявляется как в наиболее простых переживаниях, так и в более сложных чувствах. Эмоции и чувстваохватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип

48

переживаний, вызывая почти моментальную интеграцию всех функций организма. Еще одной особенностью эмоций и чувств является их связь с жизнедеятельностью организма. Под влиянием эмоций и чувств изменяется деятельность внутренних органов человека. Эмоциональные проявления оказывают значительное влияние на функционирование органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции. Эмоции и чувстваисторически и социально обусловлены, поскольку онипо-разномупроявляются у разных народов в различные исторические периоды. Эмоциональные явленияизменяются с развитием общества. В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. В процессе взаимодействия людей выразительные движения обогащаются, дифференцируются, приобретая характер образного «языка», специфического кода для передачи многообразных оттенков эмоциональных проявлений.

Эмоции имеют длительную историю развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций. К ним можно отнести отражательную функцию, которая выражается в обобщенной оценке происходящих событий. Благодаря тому, что эмоциональные проявления охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих факторов. Как уже указывалось, на основе этого организм приобретает возможность реагировать даже прежде, чем будет определено само вредное воздействие. Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек можеториентироваться в окружающей действительности, оценивая те или иные предметы и явления с точки зрения их потребности, желательности. При этом проявляется их прединформационная, илисигнальная роль: возникающие переживания сообщают, сигнализируют человеку о ходе процесса удовлетворения потребностей, о наличиикаких-либопрепятствий на пути

49

удовлетворения этих потребностей и т. д. Отражательная функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей функцией, поскольку эмоции как бы определяют направление поиска, оптимальные пути решения тех или иных задач. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Эмоциональные проявления выполняют также значимую функцию, связанную с процессом обучения. Такаяподкрепляющая функция проявляется в том, что значимые события, вызывающие сильные эмоциональные переживания, быстрее и на более длительное время запечатлеваются в памяти. Благодаряпереключательной функции определяется доминирующая потребность, которая выявляется в процессе конкуренции мотивов (борьба между страхом и чувством долга, страхом и стыдом и др.).Коммуникативная функция осуществляется с использованием мимики, жестов, позы, выразительных вздохов, изменений интонации, тембра, темпа речи и др. Данные проявления являются средством чувственного воздействия на окружающих. Эмоциональная оценка событий формируется в процессе использования опыта индивидуальных переживаний человека, а также в результате сопереживаний, возникших при общении с другими людьми, через восприятие произведений литературы, искусства, средств массовой информации и т. д.

Виды эмоциональных состояний: стенические (эустресс, радость, удовольствие, вдохновение, азарт, эйфория и др.),астенические (дистресс, апатия, монотония, горе, депрессия, абулия и др.).

8.3. Воля

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля нужна при

50

выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия − особого состояния нервно-психическогонапряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам субъект деятельности считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Воля – сознательное принятие решения и его исполнение. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

В каждом волевом действии можно выделить два этапа. Первый − подготовительный этап, этап мысленного действия, обдумывания, на котором осознается цель, определяются пути и средства достижения цели и принимается решение; второй −исполнительный этап, на котором происходят выполнение принятого решения и самооценка выполненного действия.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически. Для сложного волевого действия характерны следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения; 7) преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

51

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек постепенно вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

С точки зрения физиологии, волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии − болезненному безволию.

52

Библиографический список

1.Немов, Р. С. Психология [Текст] : учебник / Р. С. Немов. – М. : Высшее образование, 2008. – 639 с.

2.Психология [Текст] : учебник / Московский педагогический

государственный

университет,

кафедра

психологии ;

под peд. Б. А. Сосновского. – М. : Высшее образование, 2009. – 660 с.

3. Столяренко,

Л. Д. Психология [Текст]

: учебник /

Л. Д. Столяренко. – СПб. : Питер, 2008. – 591 с.

 

4.Psychology.ru. Психология на русском языке [Электронный ресурс]: [Сайт]. – Режим доступа: www.psychology.ru. – Загл. с экрана.

5.Флогистон [Электронный ресурс]: [Сайт]. – Режим доступа: www.flogiston.ru. – Загл. с экрана.

6. American Psychological Association [Electronic resource]: [Web site]. – Access mode: www.apa.org. – Загл. с экрана. – Язык англ.

53

Учебное издание

Ермолин Алексей Викторович

ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методическоепособие

Подписано в печать 20.09.2013. Печать цифровая. Бумага для офисной техники. Усл. печ. л. 3,45. Тираж 100. Заказ № 1326.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный университет».

610000, г. Киров, ул. Московская, 36, тел.: (8332) 64-23-56,http://vyatsu.ru

54