ВЕСТН. МОСК.
И. А. Шмелева
Проблема взаимодействия человека с окружающей средой: области и аспекты психологического исследования
В статье обсуждаются психологические аспекты междисциплинарной проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Обосновывается возрастание интереса к ней, обусловленное в том числе и обострением глобальных экологических проблем человечества, потребностями в психологическом обеспечении реализации концепции «устойчивого развития». Анализируются направления в западной психологии, объединенные общей научной проблемой и имеющие области предметного и методологического пересечения: экологическая психология, экопсихология, психология взаимодействия с окружающей средой и психология устойчивого развития. Рассматривается многозначность понятия «экология», широко используемого в современном психологическом дискурсе. Утверждается, что соотнесение контекста зарубежных и российских исследований будет способствовать более активному включению психологов в решение реальных проблем взаимодействия человека с окружающей средой.
Ключевые слова: понятие экологии в психологии, экологическая психология, экопсихология, психология взаимодействия с окружающей средой, психология устойчивого развития.
The psychological aspects of interdisciplinary problems of
Повышение эффективности формирования представлений об окружающей ...
... сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные ... В первой главе раскрываются особенности восприятия окружающей среды детьми дошкольного возраста. В ней дается характеристика психологии восприятия окружающей среды. Во втором параграфе показано роль экологических ...
Key words: the concept of ecology in psychology, ecological psychology, ecopsychology, environmental psychology, psychology of sustainable development.
Как показывает анализ научных публикаций и программ международных психологических конгрессов, интерес мировой психологии к
Шмелева Ирина Александровна — канд. психол. наук, доцент
105
вопросам взаимодействия человека с окружающей средой (природной
иантропогенной), экологическим проблемам возрастает с каждым годом. Этот интерес связан,
ибиосферой;
Все сказанное послужило причиной активизации разработки областей, получивших на английском языке названия «Ecological psychology», «Ecopsychology» и «Environmental psychology», что соответ-
ственно переводится на русский язык как экологическая психология, экопсихология и психология взаимодействия с окружающей средой»1. Во многих русскоязычных публикациях термины, обозначающие их наименования, используются как синонимы. Задача этой статьи — показать, что по существу это разные направления, объединенные общей научной проблемой и имеющие области предметного и методологического пересечения.
Понятие «экология» и его использование в психологии
Понятие «экология» происходит от двух греческих корней: оikos — «дом», «жилище» «место обитания», «родина» и logos — «учение», «знание», что в буквальном переводе означает «наука о местообитании». Существует множество современных определений, выводящих экологию за рамки сугубо естественных наук и включающих в нее другие дисциплины — право, экономику, социологию и психологию. «Экспансия экологии» в другие области научного знания является одной из характерных тенденций развития науки в последние десятилетия XX вв. (Дерябо, Ясвин, 1996).
СРЕДА ОБИТАНИЯ И АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА. ЭВОЛЮЦИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
... вызывает сомнений прямая зависимость здоровья, функционального состояния и качества жизни человека от среды обитания, различных условий бытовой и производственной деятельности. По имеющимся прогнозам, ... "стадий первичной декомпенсации" не могут быть четко определены. Таким образом, создание понятия «предельно допустимые концентрации» (ПДК), основанное на учете физиологических критериев, является ...
Поэтому использование понятий «экология», «экологический» в современной психологии не случайно, но при этом именно в психологии происходит расширение смыслового поля понятия «экология».
Словари и научная литература дают различную трактовку термина «экология». Помимо традиционных определений, затрагивающих условия существования живых организмов, взаимоотношения организма и окружающейсреды,человекаиприроды,состояниеокружающейсреды, экологиятрактуетсякакцелостностьипаттернвзаимоотношениймежду
1 Переводпоследнегоназванияпредложениобоснованвнашихпубликациях(Шмелева, 2004, 2006).
106
организмом и его окружением, как контекст. В качестве синонима понятия «контекст» рассматривается понятие «окружающая среда».
Как показывает анализ публикаций, для психологии первичным является определение экологии через понятие «контекст» (context).
Обращение к словарю Вебстера (Webster, 1976; электронная версия, 2000) дает нам следующие значения понятияcontext (отметим, что слово появилось в английском языке еще в 1568 г.): (1) часть дискурса, которая окружает слово или фразу и может пролить свет на ее значение; (2) взаимосвязанные условия, в которых
В качестве синонима понятияenvironment словарь даетbackground (фон, условия, истоки, окружение, задний план), а в качестве синонимовbackground — французские словаmilieu (атмосфера, обстановка, среда)
и
Трактовка этих терминов представляется наиболее интересной с точки зрения психологического анализа проблем взаимодействия с окружающей средой: background относится к обстоятельствам и событиям того, что предшествовало феномену или развитию;setting предполагает рассмотрение ситуаций реальной жизни «здесь и сейчас»;environment вбирает в себя все внешние факторы, которые оказывают формирующее воздействие на физическое, умственное или моральное развитие;milieu относится исключительно к физическому или социальному окружению человека или группы людей, а
Презентация на тему: Экологическая психология 3
... изучение взаимодействия человека и окружающей среды именно в рамках психологической науки. Р.Баркер в 1968 г. ввел термин «психологическая экология», который он затем заменил на «экологическую психологию». Темы экопсихологических исследований ...
В трактовке
2 Почти 25 лет назад анализ экологической ориентации в американской психологии развития
107
ситуация, к которым авторы относят и экономические условия проживания этноса3.
«Экологией разума» называет новый способ думать об идеях и об агрегатахидейГ.Бейтсон(2000).Онполагает,чтозагадкабиологической эволюции и современный кризис в отношениях человека с окружающей средой могут быть поняты с точки зрения предлагаемой экологии идей, и утверждает, что экологическими могут быть названы вопросы
отом, как взаимодействуют идеи, существует ли естественный отбор, определяющий выживание одних и смерть других идей, какой тип экономики ограничивает разнообразие идей в данной области разума, каковы необходимые условия стабильности или выживания подобной системы. Фактически Бейтсон говорит о контексте как об экосистеме существования идей и воззрений по проблеме отношений человека с окружающей его средой.
У. Бронфенбреннер первоначально назвал разработанную им модель развития человека «экологической», затем «биоэкологической». Он утверждал, что с самого начала процесс развития представляет собой взаимодействие между организмом и его ближайшим окружением. Бронфенбреннеротмечал,чтоопиралсянаконцепциюЛ.С.Выготского
о«зонах ближайшего развития», и в одной из своих работ говорил о совпадении объема понятий «экология» и «контекст развития» (Bronfenbrenner, 1994).
Основной акцент в его модели делается на социальную средуразвитияребенка,понимаемуюдостаточношироко:отближайшего
Э. Брунсвик ввел в психологию термин «экологическая валидность», что определяло степень соответствия условий эксперимента исследуемой реальности. Он утверждал, что «все проблемы психологии — не только психологии зрительного восприятия и обучения, но и более общие проблемы инстинкта, инсайта, интеллекта, мотивации,
Вконцепции Дж. Гибсона (1988) понятие «экологический подход, экологический мир» означает окружающий мир, который существенно отличаетсяотмира,описываемогофизикой.Отличиезаключаетсявтом, что наблюдатель и окружающий мир взаимно дополняют друг друга, образуя некоторое единство. Еще два словосочетания «экологическая оптика» и «экологическая ниша» присутствуют в концепции Дж. Гибсона, понятие «экологическая ниша» также встречается в работах по гештальтпсихологии и гештальттерапии (Colman, 2009).
Принцип развития в психологии 2
... низших к высшим уровням ее интеллектуального развития. Обобщения складываются и в развитии мотивационной сферы личности, обеспечивая устойчивую логику ее поведения в изменяющихся жизненных ситуациях. Движущие силы ... развития сами развиваются в ходе этого процесса, приобретая на каждом его ...
3 Подробный анализ концепции см.: Шмелева, 2005а.
108
Р. Баркер (Barker, 1968) использовал термин «экологическая психология» в одной из публикаций, но затем определил пространство своих исследований как экоповеденческую науку (ecobehavioral science), способную, по его мнению, дать концепцию и метод для понимания закономерностей структурирования контекста окружающей среды в социальные действия индивидуумов и социальных групп (Смит, 2003; Barker, 1968).
В концепции К. Левина встречаются два понятия, включающие термины с корнем «эко», — «психологическая экология» и «экологическое окружение». Согласно К. Левину, многофакторная психологическая среда (окружение) в том виде, как она переживается личностью, является наиболее значимой для анализа ее поведения. Изначально К. Левин вывел
Описание концепции, названной «экологической семиотикой», представлено у
Автор опирается на понятие «семиотическаяэкология», используемоеА.Лангомсцельюпонимания экологических систем, например системы
Приведенный анализ показывает, что в упоминаемых работах слово «экология» используется в основном в значении «контекст» и «целостность» и имеет отношение к среде существования и развития. Оно также употребляется как метафора понятия «экосистема» и в некоторых случаях — для обозначения географических, природных условий окружающей среды.
Экологическая психология
Современная (западная) экологическая психология
Психологический парадокс человека общая концепция
... будет изменение блока информации поступающей в сознание из предсознания. Определяющим мотивом поведения человека является сила воздействия потребностей и сознательное управление ими. Потребности двух ... задачам Физиологические обеспечивают жизнедеятельность биоорганизма, а Психические способствуют развитию Души и человека в целом Преобладание тех или иных определяет направленность личности. Эта ...
109
К предшественникам
Как пишет Х. Хефт (Heft, 2001), в большинстве исследований утверждается, что концепции Р.БаркераиДж.Гибсонаразвивалиськак«симпатизирующие»другдругу, но абсолютно независимые, тогда как ему видится между ними глубокая связь, имеющая корни в гештальтпсихологии, что могло бы, по его мнению, внести весомый вклад в развитие современной
Центральным в современной
4 Лишь однажды название «экологическая психология» связывалось с проблематикой классической экологии, т.е. с переносом биологических принципов анализа популяций на небольшиесоциальныесистемы(Stokols,1977),чтобыловызвановлияниемсоциальнойэкологии («Чикагская школа человеческой экологии») (Баньковская, 1991).
Б) Нормативы качества окружающей природной среды.
... в правовом регулировании экологических отношений. В) Нормирование качества окружающей среды. Под качеством окружающей среды понимают степень соответствия среды жизни человека его потребностям. Окружающей человека средой является природные условия, условия на рабочем месте и ...
110
Идеи Дж. Гибсона получили дальнейшее развитие в работах Р. Баркера (Barker, 1968), предложившего концепцию для интерпретации наблюдений за разнообразными паттернами активности людей с позиций социофизических ситуаций, в которых люди оказывались в своей повседневной жизни. Понятие «behavioral setting» в русскоязычных изданиях переводится как «место поведения» (Андреева, 2005; Панов, 2004; Соловьева, 2006; Штейнбах, Еленский, 2004; Ясвин, 2000), что, по нашему мнению, значительно сужает семантическое поле данного понятия и ограничивает его исследовательские возможности, если при этом не раскрывается его семантическое содержание. Наш вывод подтверждается и ремаркой Г. Хефта (Heft, 2001, с. 252) о том, что понятие
«behavioral setting», как и понятия «perceptual system» и «affordance», в
публикациях часто используется (иногда ошибочно) в очень расплывчатых и неточных значениях.
Понятие «behavioral setting» включает в себя как статические, так и динамические,временные´ иситуационныехарактеристикииболееточно может быть переведено как «паттерн поведения» (ПП), понимаемый как система, структура, принцип, модель организации
иговорил, что паттерны обрамляют индивидуальное поведение. Соответственно индивидуумы и их поведение являются неотъемлемыми компонентами ПП. Паттерн создается из конкретных поведенческих моделей, генерируемых и поддерживаемых их участниками. В то же время, будучи динамической структурой высшего порядка, паттерн создаетвозможностидляповеденческихактовидействий индивидуумов
игрупп, включенных в паттерн (Heft, 2001, с. 254).
Впоследних публикациях Р. Баркер подчеркивал: область, которой он занимался, была достаточно далека от той, что он назвал «экологической психологией» в своих ранних работах. Ее содержанию в большей степени соответствует название «экоповеденческая наука».
111
Психология образовательной среды
... взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.). Образовательная среда есть ... и саморегуляция. Эти системы осуществляют постоянное, активное взаимодействие с окружающей средой. Другой особенностью саморегулирующихся систем является возможность гибкой и недетерминированной ...
Дальнейшее развитие концепция Дж. Гибсона получает в работах Д.
Грино (Greeno, 1994), В. Мейса (Mace, 2000), Г. Хефта (Heft, 2001), Дж.
Юнта (Yunt, 2001), а также в многочисленных публикациях по проблеме возможностей (affordance), предоставляемых или не предоставляемых окружающей средой для развития и жизнедеятельности (Children…, 2006; Clark, Uzzell, 2002; Kytta, 2002).
Р. Гиффорд (Gifford, 2002) и Р.
Экопсихология — изучение и конструирование отношений человека с природной средой
В последнее десятилетие ХХ в. психология вплотную подошла к необходимости создания нового направления, основной задачей которого было бы изучение и «врачевание» отношений человека и природы. Название экопсихология (ЭП) было предложено в 1992 г. социальным историком Т. Росзаком. Несмотря на то что область исследований
ЭП изучает взаимоотношения между человеком и природой путем интеграции психологии и экологии и утверждает, что экологическое здоровье планеты в большой степени зависит от экологического разума, от сознательностиееобитателей. Для егодостижениянеобходимоглубокоепроникновениевличностныепроблемы и понимание места человека в окружающей природной среде.
Центральной в ЭП является концепция «экологической самости», в которой психика и мир сознательно соединены в психологическом восприятии себя самого и своего места в мире (Naess, 1995).
Средовая идентичность рассматривается здесь как важнейший компонент личностной идентичности (Identity…, 2003; Roszak et al., 1995).
В
российских исследованиях значимость средовой идентичности в социальных репрезентациях отмечала Г.М. Андреева (2005).
Другими важными понятиями являются: «биофилия» — любовь к природе; «экологическое бессознательное» — то, что позволяет людям испытывать чувство вины за вред, наносимый природе; «экологическое эго», вдохновляющее человека на ответственное отношение к своему природному окружению (Roszak, 1995).
112
ЭП имеет много корней в различных областях знаний: от психологии, философии, экологии, биологии до духовных течений Востока и Запада (Шмелева, 2005а).
Среди западных философских концепций следует отметить ряд особо значимых для формирования целостного представления о мире и нравственного отношения к природе.
Загрязнение окружающей природной среды
... и поэтому накапливаются в различных частях окружающей среды. Даже те вещества, которые привычны для окружающей среды, поступая в нее в слишком больших ... среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии ...
В.И. Вернадский назвал ее предвестником будущего расцвета науки и определил как теорию целостности и творческой эволюции во всеобщей системе природы, с которой должен считаться современный ученый. Он писал, что философия холизма
(Вернадский, 2002, с. 458).
113
8 ВМУ, психология, № 3
на взаимоотношения людей, но и на всех существ, живущих на земле, на отношение к земле и сохранение природных богатств и ресурсов
(Leopold, 1995).
Как отмечают многие исследователи, из психологических концепций ХХ в. наиболее значимыми для становления и развития ЭП являются концепции К. Юнга, С. Грофа и Дж. Хилмана. К. Юнг писал о дегуманизации мира, об оторванности человека от природы, о чувстве изолированности Человека в Космосе. Он полагал, что вместе с потерей контакта с природой потеряна и мощная энергия, которая питала эту символическуюсвязь.Дж.Юнт(Yunt,2001)отмечал,чтоК.Юнгникогда ничего не писал о науке экологии и никогда не подозревал, что появится область знаний, называемая ЭП. В то же время предложенный им
К. Юнг верил, что природа была одним из четырех архетипических образов, которые подавлялись в разуме цивилизованного человека. Потерю связи с бессознательной идентичностью он видел в качестве одной из причин потери психического здоровья. Он полагал, что психика служит инструментом восприятия мира, сохраняя способность к конструированию образа мира, который может быть экоцентричным в противопоставление эгоцентричному (Yunt, 2001).
Трансперсональная психология, основателями которой выступили
114
Шмелева. Психология среды — Стр 2
последних трех сотен лет. Такой образ мышления включал в себя резкое раздвоение между разумом и природой, а вселенную представлял как гигантскую сверхмашину, управляемую законами механики.
Дж. Хиллман (1996), рассматривая психотерапию в контексте ЭП, отмечает, что за плечами психологии уже сотни лет психотерапии, но люди становятся все более чувствительными, а мир делается все хуже и хуже. Причину он видит в том, что без всякого внимания психологии остается сам ухудшающийся мир. Отделяя душу от внешнего мира, не признавая факта, что душа обитает в этом мире, психотерапия загнала себя в тупик. На всем во внешнем мире лежит печать нездоровья: запущенные здания, неухоженные свалки, несовершенные учреждения, школы, банковские системы. Внешний мир стал подозрительно токсичен, он полон симптомов нездоровья. Именно здесь Хиллман видит истоки бегства в себя, причины аутизма и депрессии. Он полагает, что ЭП может стать основой новой терапии и через погружение в природу решить два взаимосвязанных комплекса проблем — психологических, вытекающих из особенностей западной индустриальной культуры и из нарастающего разрыва с природой, и терапевтических, нацеленных на исправление патогенетического эффекта культуры, все больше изолирующей человека и доминирующей над природными процессами.
Психология взаимодействия с окружающей средой
Психология взаимодействия с окружающей средой (ПВОС)5 на про-
тяжении многих лет бурно обсуждалась в зарубежной и российской научной литературе (Дерябо, 1999; Нийт и др. 1989; Панов, 2004; Соловьева, 2006; Черноушек, 1989; Шмелева, 2004, 2006; Штейнбах, 2004;
Ясвин, 2000; Altman, 1977; Ittelson et al., 1974; Niit et al., 2002; Proshansky, Hanlon, 1977), но до сих пор нет общепризнанного представления о ее роли и месте в пространстве психологической науки, а также о названии (Большой…, 2005).
Р. Соммер пишет, что эта дисциплина и область исследования имела вереницу названий: «архитектурная психология», «экологическая психология», «экоповеденческая наука», «социофизическоепроектирование»имножестводругихтерминов,связанныхс
5 Методологические основы ПВОС были ранее нами рассмотрены (см.: Шмелева, 2004, 2005б, 2006).
115
среды. Р. Гиффорд определил ПВОС как «изучение взаимодействия между индивидуумами и их физическим окружением» (Gifford, 2002).
Следует подчеркнуть, что в отличие от
влабораторных условиях; вторая — социальный запрос от различных сфер общественной практики.
Анализ выпущенных базовых учебников по ПВОС представлен
встатье Дж. Симе (Sime, 1999).
Обстоятельный обзор конкретных прикладных зарубежных исследований в рассматриваемой области до середины
В этих работах были выделены следующие основные проблемы прикладных исследований: 1) стресс как результат реакции человека на взаимодействие с окружающей средой; 2) поведение в окружающей среде; 3) восприятие и оценка людьми окружающего их пространства; 4) пространственное познание и ментальная репрезентация среды.
Более широкое описание проблем ПВОС представил Р. Гиффорд (Gifford, 2002).
Помимо уже перечисленных сюда вошли: 1) личность и окружающая среда; 2) персональное пространство, территориальность, скученность (перенаселенность), приватность; 3) взаимодействие с окружающей средой в городах и в местах непосредственного проживания (резиденциях); 4) взаимодействие в образовательной среде; 5) взаимодействие с окружающей средой на рабочем месте и в организациях; 6) взаимодействие с экстремальной природной средой, риск, инвайронментальный стресс и совладания с катастрофическими ситуациями; 7) управление ограниченными природными ресурсами; 8) проектирование окружающей среды, более приспособленной для жизнедеятельности (ландшафтный дизайн, социальный дизайн).
По мнению Ч. Влека (Vlek, 2000), перспективными направлениями исследований являются: 1) восприятие, познание и оценка человеком своего окружения в зависимости от основной установки (антропоцентрической или экоцентрической), культурных различий, базовых ценностей и убеждений, сформированных в процессе обучения и социализации; 2) отношения между раздражающим воздействием среды, стрессом, вызванным воздействиями среды, и качеством жизни; 3) когнитивные, мотивационные и социальные факторы в эксплуатации окружающей среды; выявление поведения, приносящего вред окружающей среде; 4) анализ вклада психологии в реализацию концепции устойчивого развития; изучение поведения, стиля жизни и организа-
116
ционных культур в рамках данной концепции; 5) принятие решения в ситуации общественной дилеммы (commons dilemma) и применение моделей и методов изменения паттернов «неустойчивого» поведения; 6) обеспечение психологической поддержки в формировании политики в области управления проблемами окружающей среды, в принятии решений при оценке риска.
За последние 20 лет важной для ПВОС стала проблематика локальных, региональных и глобальных экологических проблем, что повлекло за собой появление и разработку ее нового направления — психологии устойчивого развития (Bonnes, Bonnaiuto, 2002; Schmuck, Schultz, 2002).
Устойчивое развитие (УР) рассматривается в настоящее время как процесс гармоничного экономического развития, удовлетворяющий принципам социальной справедливости и экологической ответственности. СмыслконцепцииУРраскрываетсякакразвитие,котороеобеспечивает удовлетворениепотребностейнынеживущихпоколенийбезущемления возможностей будущих поколений (Наше.., 1987).
Роль психологии в решении глобальных проблем постепенно осознается профессиональным психологическим сообществом
Заключение
В современной зарубежной психологии междисциплинарная проблемавзаимодействиячеловекасокружающейсредойизучаетсяирешается в четырех взаимосвязанных областях, отношения между которыми могут быть представлены в виде диаграмм
Структурирование предметного поля проблемы, более определенное очерчивание его семантических границ, соотнесение контекста зарубежных и российских исследований будет способствовать более активному включению психологов в решение реальных проблем взаимодействия человека и человеческого сообщества с окружающей средой, как это наблюдается сегодня в развитых странах Европы, Канаде и США.
1
3
2 4
5
Пространство существования проблемы взаимодействия с окружающей средой. Условные обозначения: 1 — проблема взаимодействия с окружающей средой; 2 — экологическая психология; 3 — экопсихология; 4 — психология взаимодействия с окружающей средой; 5 — психология устойчивого развития
117
Список литературы
Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопр. психологии. 1995. № 2. С.
Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005.Баньковская С.Н. Инвайронментальная социология. Рига, 1991.Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000.
Большойпсихологическийсловарь/Подред.Б.Г.Мещерякова,В.П.Зинченко. М., 2005.
Бурменская Г.В. Экологическая ориентация в современной американской психологии // Вопр. психологии. 1985. № 4. С.
Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. М.,
2006.
Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002.
Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.Гроф С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания.
М., 2001.
ДерябоС.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М., 1999.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические и теоретические проблемы экологической психологии // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 6. С.
Лапин Е.В., Епифанов Е.Г. Психологические аспекты взаимодействия человека
иокружающей среды // Психология и окружающая среда / Редкол.: В.Н. Носуленко
идр. М., 1995. С.
Левин К. Динамическая психология. М., 2001.
Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. под ред. С.А. Евтеева, Р.А. Перелета, предисл. Г.Х. Брутландт. М., 1989.
Нийт Т., Хейдметс М., Круусвал Ю. Психология среды в Эстонии // Средовые условия развития социальных общностей / Под ред. Т. Нийта, М. Раудсепп, М. Хейдметса. Таллинн, 1989.
Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.,
2004.
Смит Н. Современные системы психологии: История, постулаты, практика. СПб.; М., 2003.
Соловьева Е.А. Основы средовой психологии. СПб., 2006.Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
Хиллман Дж. Архетипическая психология / Под ред. В.В. Зеленского. СПб.,
1996.
Шмелева И.А. Методологические проблемы развития «Психологии взаимодействия с окружающей средой» // Вестн.
ШмелеваИ.А. Экология и культура в контексте
Шмелева И.А. Экопсихология: научные основы и духовные истоки // Вестн.
Шмелева И.А. Психология экологического сознания. СПб., 2006.
Штейнбах Х.Э., Еленский В.И. Психология жизненного пространства. СПб.,
2004.
Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000.
118
Altman I. Research on environment and behavior: A personal statement of strategy // Perspectives on environment and behavior: Theory, research and application / Ed. by D. Stokols. N.Y.; L., 1977. P.
Barker R.G. Ecological psychology: Concepts and methods for studying the environment of human behavior. Stanford, CA, 1968.
Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dassеn P.R.
Bonnes M., Bonaiuto M. Environmental psychology: From
Children and their environments: Learning, using and designing spaces / Ed. by C. Spenser, M. Blades. Cambridge, MA, 2006.
ClarkC.,UzzellD.Theaffordancesofthehome,neighborhood,schoolandtowncenter for adolescents // J. of Environment. Psychol. 2002. Vol. 22. N
Colman A.M. Oxford dictionary of psychology. 3rd ed. Oxford, UK, 2009.
Gifford R. Environmental psychology: principles and practice. Victoria, Canada, 2002.Greeno D. Gibson’s affordances // Psychol. Rev. 1994. Vol. 101. N 2. P.
in environmental ethics / Ed. by Ch. Pierce, D. Van DeVerr. Belmont, CA, 1995. P.
of William James radical empirism. Mahwah, NJ; L., 2001.
Hillman J. A psyche the size of the earth: a psychological forward // Ecopsychology: Restoring the earth healing the mind / Ed. by T. Roszak, M.E. Gomes, A.D. Kanner; forewords by J. Hillman and L.R. Brown. San Francisco, 1995. P.
Identity and the natural environment: The psychological significance of nature / Ed. by S. Clayton, S. Opotow. L., 2003.
Ittelson W. H., Proshansky H., Rivlin L., Winkel G. Introduction to environmental psychology. N.Y., 1974.
Kytta M. Affordances of children’s environments in the context of cities, small towns, suburbs and rural villages in Finland and Belarus // J. of Environment. Psychol. 2002. Vol. 22. P.
Leopold A. The land ethics // People, penguins, and plastic trees: Basic issues in environmental ethics / Ed. by Ch. Pierce, D. Van DeVerr. Belmont, CA, 1995. P.
Lovelock J. Gaia: The practical science of planetary medicine. L., 1991.
Mace W.M. Discussion: The roots of emerging ecological psychology // Ecological Psychol. 2000. Vol. 12. N 4. P.
Naess A. Self realization: an ecological approach of being in the world // People, Penguins, and Plastic Trees. Basic issues in environmental ethics / Eds Ch. Pierce, D. Van DeVerr. Belmont, CA, 1995. P.
NiitT.,RaudseppM.,HeidmentsM. Environmental psychology in Estonia:A
P.
Norman D. Affordances, convention and design // Interactions. 1999. Vol. 6. N 3 (May).
P.
PawlikK.Thepsychologyofglobalenvironmentalchange:Somebasicdataandagendafro cooperative international research // Int. J. of Psychology. 1991.Vol. 26. N 5. P.
Proshansky H.M., Hanlon T.O. Environmental psychology: Origins and development // Perspectives on environmental and behavior: Theory, research and application / Ed. D. Stokols. N.Y.; L., 1977. P.
119
Roszak T. Where Psyche meets Gaia // Ecopsychology: Restoring the earth healing the mind / Ed. by T. Roszak, M.E. Gomes, A.D. Kanner; forewords by J. Hillman and L.R. Brown. San Francisco, 1995. P.
Roszak T., Gomes M.E., Kanner A.D. Ecopsychology: Restoring the earth healing the mind. / Ed. by T. Roszak, M.E. Gomes, A.D. Kanner; forewords by J. Hillman and L.R. Brown. San Francisco, 1995.
Schmuck P., Schultz W.P. Psychology of sustainable development. Boston, 2002.Sime J.D. What is environmental psychology? Text, content and context. Reviewed by
J.D. Sime // J. of Environment. Psychol. 1999. Vol. 19. P.
Smuts J.C. Holism and evolution: The original source of the holistic approach to life. N.Y., 1999.
SommerR. Discipline and field of study:A search for clarification // J. of Environment. Psychol. 2000. Vol. 20. P.
Stokols D. Origins and directions of
Uzzell D. The
Vlek C. Essential psychology for environmental policy making // Int. J. of Psychol. 2000. Vol. 35. N 2. P.
Webster М. Webster’s new collegiate dictionary. Springfield, MA, 1976; URL: http://
Yunt J.D. Jung’s contribution to an ecological psychology // J. of Humanit. Psychol. 2001. Vol. 41. N 2. P.
Поступила в редакцию
18.02.10