- Психология в системе научного познания.
- Житейские, научные и научно-популярные психологические знания: сравнительный анализ.
- Объект, предмет и задачи научной психологии.
- Структура психических явлений, изучаемых психологией.
- Основные отрасли психологии. Связь психологии с другими науками о человеке.
Задания:
- Самостоятельно продолжите заполнение следующей таблицы, сравнив между собой житейские, научные и научно-популярные знания (см. Гиппенрейтер Ю.Б., Гриффитс М.):
Параметры сравнения |
Житейские знания |
Научные знания |
Научно-популярные знания |
1. Форма существования знаний. |
|
|
|
2. Носители знаний. |
|
|
|
3. Характер знаний. |
|
|
|
4. Способ получения знаний. |
|
|
|
5. Причины обращения к знаниям и их распространения. |
|
|
|
6. Пути и способы передачи знаний. |
|
|
|
- Определите, какое психологическое знание (научное или житейское) использовано в данных высказываниях. Не забудьте обосновать свой ответ!
- «Яблоко от яблони недалеко падает».
- «Дети всегда повторяют судьбу своих родителей».
- «В результате исследований выяснилось, что для благополучного развития ребенка имеет значение не кровное родство с родителями, а психологическое, которое выражается в любви, теплом эмоциональном отношении, родительской эмпатии и безусловном принятии».
- «Все мужчины – настоящие эгоисты».
- «Как показывают исследования, в большинстве счастливых семейных пар при обсуждении проблем именно женщины предлагают решения, а мужчины с ними соглашаются».
- «Рабская дисциплина формирует рабский характер» (Дж.
Локк о «спартанском» воспитании).
- «Каждый мужчина должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына».
- Нарисуйте схему, иллюстрирующую связь психологии с другими науками. Дайте письменное пояснение к своей схеме.
Форма отчетности:
- Устная подготовленность по всем вопросам плана занятия (формы контроля устный опрос, итоговый письменный тест).
- Письменно выполненные задания № 1-3.
Литература для подготовки:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. (Лекция 1.)
- Гриффитс М. Поп-психология // The Psychologist, Vol.8(10), October, 1995, pp. 455-457. (См. Приложение в папке планов сем. занятий).
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся. – Минск: Унiверсiтэцкае, 1998. – 287 с. (Раздел 1, Глава 1).
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2004 (Главы 1.2; 1.3; 2.5; 2.6).
- Новиков А.
Что такое наука // Школьный психолог. – 2004. – № 32. (см. в папке).
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 448 с. (С. 15 – 23).
- Соколова Е.Е. Введению в общую психологию: Учебник для студ. высших учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 352 с. (Глава 1, § 5-8; Глава 2, § 1-3).
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 627 с. или любое другое издание (Глава 1, § 1 – 1.3).
Семинарское занятие № 2
Тема: «Методы исследования в психологии»
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Проблема объективного и субъективного методов в психологии и других науках.
- Классификация основных научно-исследовательских методов психологии.
- Характеристика неэкспериментальных методов психологии.
- Характеристика экспериментальных методов психологии. Виды эксперимента и его структура.
- Научное исследование в психологии, его структура и этапы реализации.
Задания:
- Здесь описано 2 примера исследований. Разберите их письменно: какой метод исследования был использован, какова цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотеза, выборка, условия эксперимента. Выделите этапы данного исследования.
Пример 1.
Исследование процесса запоминания у дошкольников (Истомина З.М.)
Детям дошкольного возраста предлагалось запоминать слова в двух разных ситуациях. В первой ситуации с детьми была организована игра в детский сад. Экспериментатор брала на себя роль заведующей д/с, а ее помощнику доставалась роль заведующего магазином. Испытуемому (дошкольнику) в игре «заведующая д/с» давала важное поручение – сходить в «магазин» и «купить» несколько предметов: конфеты, мяч, краски, капуста, молоко и т.д. (это были слова для запоминания).
«Покупатель» отправлялся в «магазин», где «завмаг» спрашивал его о том, что он хочет купить, и отмечал предметы, названные испытуемым.
Во второй ситуации ребенка просто приглашали на занятие, где экспериментатор просил его внимательно прослушать слова и запомнить. Затем ребенок должен был назвать те из названных экспериментатором слова, которые он запомнил.
В результате оказалось, что в первой ситуации дети запоминали значительно больше слов, чем во второй.
Пример 2. Экспериментальное изучение влияния телевидения на детей
Исследование проводилось с детьми 4-5 лет. Каждому ребенку демонстрировали одну из видеозаписей, выбранную случайным образом, где героями были куклы. В фильме показывали, как мальчик-кукла и девочка-кукла играли с игрушками. Затем мальчик-кукла и девочка-кукла обсуждали между собой, кому из них эти игрушки больше подходят. В одном варианте они пришли к выводу, что это игрушки для мальчиков, во втором – для девочек, в третьем – игрушки одинаково подходят и мальчиками и девочкам.
После просмотра одной из таких серий, ребенка оставляли одного в комнате с двумя наборами игрушек: с таким же, какой был в фильме, и с другим менее интересным набором игрушек, не фигурировавшим в фильме.
В результате дети играли с первым набором игрушек в том случае, если в фильме куклами выбирался куклами того же пола, что и испытуемый. Но если, например, мальчик видел, что в фильме игрушки выбирала кукла-девочка, он отказывался с ними играть, и брал второй набор игрушек, менее интересный, но не показанный в фильме. Точно также поступали и девочки, если в фильме набор игрушек выбирал кукла-мальчик.
- Профессиональные и опытные артисты, преподаватели, ораторы обычно поражают нас своей естественностью и непринужденностью поведения перед большим количеством людей. Но многие из них, рассказывая о своих первых выступлениях на сцене или перед большой аудиторией, говорят, что испытывали смущение, их движения были неловкими, язык заплетался, в руках ощущалась дрожь, лицо заливалось краской, нередко мысли были только о том, что о них подумают другие люди и как их воспримут. В психологии этот эффект хорошо известен. Подумайте, при использовании какого метода исследования он может особенно проявиться у испытуемых, а какой метод исследования позволяет до минимума снизить влияние этого эффекта или вовсе избежать его проявления
Форма отчетности:
- Устная подготовленность по всем вопросам плана занятия.
- Письменно выполненные задания № 1–2.
Литература для подготовки:
- Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с. (Глава 3 «Методы психологии»).
- Коломинский Я.
Л. Человек: психология: Кн. для учащихся. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 287 с. (Глава 2).
- Лысюк Л.Г. Учебно-исследовательская работа студентов: методика выполнения курсовой работы по психологии: учебно-метод. пособие для студ. психол. и пед. специальностей университета; Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина, каф. психологии развития. – Брест: изд-во БрГУ, 2006 (С. 14-21).
- Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004 – 592 с. (Часть 1, Глава 1, § 1.4).
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2000. – 448 с. (Лекция 5 «Принципы материалистической психологии. Методы изучения психики», Стр. 81– 98).
Семинарское занятие № 3 Тема: «Современные представления о природе психики»
- Понятие о взаимодействии и отражении.
Формы отражения в природе.
- Свойства психического отражения.
- Чувствительность как критерий возникновения психики (Теория А.Н. Леонтьева).
- Этапы развития психики в филогенезе.
Задания:
- Какая форма отражения (материального или идеального, т.е. психического) проявляется в каждой из следующих ситуаций:
а) Камень упал в воду, и по воде в разные стороны «побежали» круги.
б) Вода подмывает берег.
в) Подсолнух поворачивается в сторону солнца.
г) Муравей подбирает веточку и несет к себе в муравейник.
д) Человек читает книгу.
е) Ученики слушают учителя на уроке.
- Попробуйте доказать, какая форма поведения животных (инстинктивная, основанная на приобретенных навыках или интеллектуальная), на ваш взгляд, описана в следующих примерах:
а) Кайры (птицы Антарктики) откладывают на площадках скал яйца и высиживают их прямо на земле. Когда птиц сгоняли с их места и тут же у них на глазах передвигали яйца на расстояние в 20 – 30 см, птицы усаживались на старое место и грели землю, не реагируя на свое яйцо, находящееся в стороне и погибающее от холода.
б) В начале века отставной учитель Вильгельм фон Остен произвел сенсацию, заявив, что обучил свою лошадь по кличке Умный Ганс арифметическому счету. Гансу задавали задачу, ответ на которую он отстукивал ногой. Комиссии, составленные из компетентных специалистов, тщательно проверили действия лошади и вынуждены были признать, что Ганс действительно выполняет арифметические действия.
в) В эксперименте с шимпанзе Рафаэлем перед кормом зажигали спиртовку так, чтобы пламя перекрывало доступ к нему. Над огнем находился кран от бака с водой. Рафаэль сначала пытался погасить огонь разными, уже освоенными ранее им способами, но это не помогало. Случайно он увидел кран, повернул его, и хлынувшая вода погасила огонь. Когда в следующий раз бак был оставлен в стороне, Рафаэль набрал в рот воду и выплеснул ее на огонь, погасив его.
Форма отчетности:
- Устная подготовленность по всем вопросам плана занятия.
- Письменно выполненное задание № 1-2.
Литература для подготовки:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996. (Лекция 11 «Происхождение и развитие психики в филогенезе»).
- Коломинский Я. Л. Человек: психология: Кн. для учащихся. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 287 с. (Глава 3 «Эволюционное развитие психики»).
- Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных // Хрестоматия по психологии / сост. В.В. Мироненко. под ред. А.В. Петровского. М., 1987. (С. 62-68).
- Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 320 с. (Лекции 1-6).
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004 – 592 с. (Часть 1, Глава 3).
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов (Лекция 2 «Современные представления об этапах развития психики. Понятие о сознании», Стр. 24 – 39).
6