- Возраст как ступень психического развития.
- Зарубежные классификации стадий возрастного развития (Э. Эриксон, Дж. Биррен, Д. Бромлей, В. Квинн, Г.Крайг).
- Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов.
- Понятие о ведущем виде деятельности (А.Н. Леонтьев).
Закон чередования, периодичности различных типов деятельности.
- Сензитивные периоды.
Литература:
- Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл: Эксмо, 2006.—1135с.
- Крайг Г. Психология развития. – СПб, : Питер, 2000. – 988 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001. – 464с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 453с.
- Психология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2007. — 528 с.
- Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
- Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина ; [авт. вступ. ст. и сост. А. Г. Рузская]. — Москва [и др.] : Питер, 2009. — 318 с.
- Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.
Семинар 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни (2 часа)
- Период новорожденности. Врожденные формы психики и поведения.
- Психологическое значение беспомощности младенца.
- Роль взрослого в психическом развитии младенца. Феномен привязанности.
- Развитие движений и действий на первом году жизни.
- Развитие ориентировки в окружающем мире.
- Формирование предпосылок усвоения речи.
- Кризис первого года жизни.
Литература:
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5
... настоящего методического пособия мы руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и формированию ... психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2010. – 384 с. Практические задания Сделайте конспект: Баринова, Н. Развитие ...
- Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. – Питер; СПб.; 2009. – 240с.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. – М.: АРКТИ, 2001. – 112 с.
Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. –– М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
Семинар 3. Психическое развитие ребенка раннего возраста (2 часа)
(В интерактивной форме)
- Значение раннего детства в жизненном цикле человека.
- Развитие предметной деятельности в раннем детстве. Значение игрушки для развития предметных действий.
- Особенности познавательной сферы ребенка раннего возраста.
- Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста. Значение речи для психического развития ребенка.
- Предпосылки и начало формирования личности.
- Кризис трех лет. Феномен «Я сам».
Литература:
- Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студ. пед. вузов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2005. — 368 с.
- Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. – Питер; СПб.; 2009. – 240с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
- Лютова Е. К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).
16 стр., 7903 слов
Раздел 1. Психология развития и возрастная психология: методологический ...
... и ответьте на вопрос: Обухова Л.Ф. Общая характеристика американской психологии развития. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть1. /Ред.-сост. О.А.Карабанова, А.И Подольский, Г.В.Бурменская. – ... примерную схему характеристики ребенка. Самостоятельная работа 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. История становления психологии развития. Закономерности психического развития 1. Решите ...
– СПб., 2001. – 176с.
- Мухина В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
- Развивающие игры с малышами до трех лет./ Сост. Т.В. Галанова. — Ярославль: “Академия развития”, 2000. – 240 с.
Семинар 4. Психологические особенности дошкольника. Роль игры в психическом развитии ребенка (2 часа)
- Социальная ситуация развития дошкольника.
- Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками.
- Формирование личности в дошкольном возрасте.
- Развитие дошкольника в продуктивных видах деятельности.
- Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности сюжетно-ролевой игры.
- Развитие игры на протяжении периода детства.
- Значение игры для психического развития ребенка.
Литература:
- Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. – Питер; СПб.; 2009. – 240с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000. – 190 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 444 с.
- Психология дошкольного возраста [Текст] : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. — М. : Академия, 2011. — 272 с.
- Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина ; [авт. вступ. ст. и сост. А. Г. Рузская]. — Москва [и др.] : Питер, 2009. — 318 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 377 с.
- Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.
Семинар 5. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (2 часа)
- Психологические особенности шестилеток.
- Кризис семи лет и образование «позиции школьника».
- Понятие и структура психологической готовности к школьному обучению.
- Требования к уровню развития ребенка, поступающего в школу: интеллектуальная и личностная характеристика.
Литература:
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000. – 190 с.
- Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль: «Академия развития»,2006. – 160 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
- Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
- Психология возрастных кризисов : хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест; Москва: АСТ, 2001. – 560 с.
- Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / под ред. М. В. Гамезо. — М. : Педагогическое о-во России, 2001. — 127 с
Семинар 6. Психология младшего школьника (2 часа)
- Адаптация к школе. Трудности начального периода обучения.
- Младший школьник как субъект учебной деятельности. Сотрудничество со взрослым и сверстниками в учебной деятельности.
- Мотивация учения и поведения младшего школьника.
- Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка.
- Игра, общение и труд в младшем школьном возрасте.
- Формирование личности младшего школьника.
Литература:
Психология развития, возрастная психология
... уровня материальной и духовной культуры общества. Возрастная психология – отрасль психологической науки изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжений онтогенеза человека от рождения до старости. К ...
- Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002. – 128 с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания М.,2001. – 128с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 444 с.
- Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. — Москва : Смысл, 2009. — 423 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – В 4-х томах.
– М.: Генезис, 2001.
- Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.
Семинар 7. Особенности психического развития и формирования личности подростка (2 часа)
- Психологические особенности личности подростка.
- Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового периода.
- Особенности взаимоотношений подростка со взрослыми и сверстниками.
- Половая идентичность и развитие сексуальности в отрочестве.
- Психологические проблемы подросткового возраста.
- Кризис подросткового возраста в свете различных концепций.
Литература:
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. Предмет- конкретные возрастные периоды, ...
- Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студ. пед. вузов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2005. — 368 с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
- Леванова Е. А. Подросток: концепция психопластики личности. – М.: Омега-Л, 2002. – 40с.
- Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 444 с.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/Под ред.
С. В. Березина, К.С.Лисецкого. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. — 68 с.
- Психология подросткового возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Т. П. Авдулова. – М. : Академия, 2012. – 240 с.
- Психология развития [Текст] : учеб. для студ вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2007. — 528 с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 616 с.
Семинар 8. Психология ранней юности (2часа)
- Социально-психологические условия развития личности в ранней юности.
- Жизненная перспектива и формирование мировоззрения старшеклассников.
- Особенности самосознания в юношеском возрасте.
- Личностное и профессиональное самоопределение в юности.
- Общество сверстников и юношеская субкультура.
- Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов.
Литература:
- Возрастная психология. Детство, отрочество, юность [Текст] : хрестоматия / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М. : Академия, 2008. – 624 с.
- Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. — М.: Академический Проект: Трикса, 2006. — 256 с.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл: Эксмо,2006.—1135с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
- Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века. – Дубна, 2003. – 208 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Пед. о-во России, 2000.
29 стр., 14133 слов
Ответы на билеты по психологии развития
Также есть понятие социальный возраст, который определяет место и обязанности человека в обществе. Проблема созревания и развития в возрастной психологии. Когда весь организм или какой-нибудь его орган увеличивается, ...
– 444 с.
- Психология развития [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2007. — 528 с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 616 с.
Семинар 9. Молодость, зрелость и старость как стадии жизненного пути (2часа)
- Особенности развития в молодости. Критерии когнитивной зрелости. Мотивационные установки периода ранней взрослости. Особенности развития Я-концепции.
- Стадия зрелости. Кризис середины жизни. Взаимоотношения с детьми и родителями. Супружеские взаимоотношения. Профессионализация и развитие личности.
- Психофизиологические изменения в преклонном возрасте. Старение и специфические изменения эмоциональной сферы. Чувство удовлетворенности жизнью и мотивационное здоровье. Факторы, определяющие поведение человека на этапе старения.
Литература:
- Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. — М.: Академический Проект: Трикса, 2006. — 256 с.
- Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл: Эксмо,2006.—1135с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
- Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Изд-во. Эксмо, 2005. – 416 с.
- Психология старения [Текст] / Я. Стюарт-Гамильтон. — СПб. : Питер, 2002. — 256 с.
- Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
Семинар 11. Психологическая сущность и структура процесса учения (2 часа)
1. Педагогическая психология в системе психологического знания.
2. Психологическая сущность учения с позиций различных направлений в психологии:
- Ассоциативная психология,
- Бихевиоризм,
- Гештальт-психология,
- Отечественная психология,
- теория учебной деятельности.
Литература:
1.Зимняя И.А. Педагогическая психология: для вузов.- М.: Логос, 2008.-383 с.
2.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2003.-288.с
3.Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. — СПб. и др.: Питер, 2009.-170 с.
Информационное сопровождение:
Мультимедийное обеспечение аудиовизуальной лекции.
Задания по психологии развития человека
... ее диагностика Адаптация ребенка к обучению в школе Познавательное развитие младших школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника Общение младшего школьника со взрослыми (родителями, ... опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии ...
Семинар 12. Обучение и развитие. Развивающее обучение (2 часа)
- Теоретические подходы к определению понятия «обучение».
- Проблема соотношения обучения и развития: точки зрения Дж. Торндайка, Ж.Пиаже, Л.С. Выготского.
- Система развивающего обучения Л.В. Занкова: цели, задачи, принципы, особенности урока.
- Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова: цели, задачи, принципы, особенности урока.
Литература:
1.Давыдов В.В. Виды общения и обучения: логико-псих.проблемы построения учебн. предметов.- М.: Пед. общ-во России, 2000.- 479 с.
2.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения развития: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Академия, 2004.-238 с.
3.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: психол.основы развивающего обучения.- М.: «Столетие», 1995.-195 с.
4.Серкова Г.Г. Развивающее обучение: теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс.- Челябинск: ЧИРПО, 2002.-127с.
Семинар 13. Поэтапное формирование умственных действий (2 часа)
- Положение Л.С. Выготского об интериоризации внешних действий как отправная точка теории.
- Стадии интериоризации действия.
- Умственные действия, их виды (подготовка презентации).
- Поэтапное формирование умственных действий: психологическая сущность, развивающие возможности.
- Этапы усвоения умственных действий. Значение ориентировочной основы действия и типы учения.
Литература:
1.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл: Эксмо,2006.—1135с.
2.Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебн. пособие для вузов.- М.: АСТ: КДУ, 2007.-399 с.
Семинар 14. Педагогическое общение (2 часа)
- Педагогическое общение как составляющая педагогической деятельности.
- Функции педагогического общения.
- Стили педагогического общения: различные подходы к классификации ( по В.Н. Кан-Калику, А.А. Леонтьеву, Н.Ф. Масловой).
- Деловая игра «Решение педагогической ситуации с помощью различных стилей педагогического общения».
Литература:
- Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Основы педагогического общения: курс лекций для студентов пед. вузов.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008.-209 с.
- Кан-Калик В.Н. Грамматика общения .- М. 1989.
- Кан-Калик В.Н. Учителю о педагогическом общении. – М.,1987.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – 2-е изд.– М.,1996.