Семинар 1. Периодизация возрастного развития (2часа)

  1. Возраст как ступень психического развития.
  2. Зарубежные классификации стадий возрастного развития (Э. Эриксон, Дж. Биррен, Д. Бромлей, В. Квинн, Г.Крайг).
  3. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Принципы выделения и механизм смены возрастных периодов.
  4. Понятие о ведущем виде деятельности (А.Н. Леонтьев).

    Закон чередования, периодичности различных типов деятельности.

  5. Сензитивные периоды.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл: Эксмо, 2006.—1135с.
  2. Крайг Г. Психология развития. – СПб, : Питер, 2000. – 988 с.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001. – 464с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 453с.
  5. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2007. — 528 с.
  6. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
  7. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина ; [авт. вступ. ст. и сост. А. Г. Рузская]. — Москва [и др.] : Питер, 2009. — 318 с.
  8. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.

Семинар 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни (2 часа)

  1. Период новорожденности. Врожденные формы психики и поведения.
  2. Психологическое значение беспомощности младенца.
  3. Роль взрослого в психическом развитии младенца. Феномен привязанности.
  4. Развитие движений и действий на первом году жизни.
  5. Развитие ориентировки в окружающем мире.
  6. Формирование предпосылок усвоения речи.
  7. Кризис первого года жизни.

Литература:

21 стр., 10352 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 5

... настоящего методического пособия мы руководствовались тем, что занятия по курсу «Психология человека» должны способствовать сознательному усвоению теоретических основ современной психологической науки и формированию ... психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / Т. Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2010. – 384 с. Практические задания Сделайте конспект: Баринова, Н. Развитие ...

  1. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. – Питер; СПб.; 2009. – 240с.
  2. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. – М.: АРКТИ, 2001. – 112 с.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. –– М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
  3. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.

Семинар 3. Психическое развитие ребенка раннего возраста (2 часа)

(В интерактивной форме)

  1. Значение раннего детства в жизненном цикле человека.
  2. Развитие предметной деятельности в раннем детстве. Значение игрушки для развития предметных действий.
  3. Особенности познавательной сферы ребенка раннего возраста.
  4. Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста. Значение речи для психического развития ребенка.
  5. Предпосылки и начало формирования личности.
  6. Кризис трех лет. Феномен «Я сам».

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студ. пед. вузов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2005. — 368 с.
  2. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. – Питер; СПб.; 2009. – 240с.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
  5. Лютова Е. К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).

    16 стр., 7903 слов

    Раздел 1. Психология развития и возрастная психология: методологический ...

    ... и ответьте на вопрос: Обухова Л.Ф. Общая характеристика американской психологии развития. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть1. /Ред.-сост. О.А.Карабанова, А.И Подольский, Г.В.Бурменская. – ... примерную схему характеристики ребенка. Самостоятельная работа 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. История становления психологии развития. Закономерности психического развития 1. Решите ...

    – СПб., 2001. – 176с.

  6. Мухина В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
  7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
  8. Развивающие игры с малышами до трех лет./ Сост. Т.В. Галанова. — Ярославль: “Академия развития”, 2000. – 240 с.

Семинар 4. Психологические особенности дошкольника. Роль игры в психическом развитии ребенка (2 часа)

  1. Социальная ситуация развития дошкольника.
  2. Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками.
  3. Формирование личности в дошкольном возрасте.
  4. Развитие дошкольника в продуктивных видах деятельности.
  5. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности сюжетно-ролевой игры.
  6. Развитие игры на протяжении периода детства.
  7. Значение игры для психического развития ребенка.

Литература:

  1. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. – Питер; СПб.; 2009. – 240с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000. – 190 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
  5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 444 с.
  6. Психология дошкольного возраста [Текст] : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. — М. : Академия, 2011. — 272 с.
  7. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина ; [авт. вступ. ст. и сост. А. Г. Рузская]. — Москва [и др.] : Питер, 2009. — 318 с.
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 377 с.
  9. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.

Семинар 5. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе (2 часа)

  1. Психологические особенности шестилеток.
  2. Кризис семи лет и образование «позиции школьника».
  3. Понятие и структура психологической готовности к школьному обучению.
  4. Требования к уровню развития ребенка, поступающего в школу: интеллектуальная и личностная характеристика.

Литература:

  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2000. – 190 с.
  2. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль: «Академия развития»,2006. – 160 с.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
  4. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
  6. Психология возрастных кризисов : хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест; Москва: АСТ, 2001. – 560 с.
  7. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии [Текст] / под ред. М. В. Гамезо. — М. : Педагогическое о-во России, 2001. — 127 с

Семинар 6. Психология младшего школьника (2 часа)

  1. Адаптация к школе. Трудности начального периода обучения.
  2. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Сотрудничество со взрослым и сверстниками в учебной деятельности.
  3. Мотивация учения и поведения младшего школьника.
  4. Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка.
  5. Игра, общение и труд в младшем школьном возрасте.
  6. Формирование личности младшего школьника.

Литература:

12 стр., 5591 слов

Психология развития, возрастная психология

... уровня материальной и духовной культуры общества. Возрастная психология – отрасль психологической науки изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжений онтогенеза человека от рождения до старости. К ...

  1. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002. – 128 с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания М.,2001. – 128с.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
  6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 444 с.
  7. Психологические основы развития ребенка и обучения / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. — Москва : Смысл, 2009. — 423 с.
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – В 4-х томах.

    – М.: Генезис, 2001.

  9. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Д.Эльконин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.

Семинар 7. Особенности психического развития и формирования личности подростка (2 часа)

  1. Психологические особенности личности подростка.
  2. Чувство взрослости как центральное новообразование подросткового периода.
  3. Особенности взаимоотношений подростка со взрослыми и сверстниками.
  4. Половая идентичность и развитие сексуальности в отрочестве.
  5. Психологические проблемы подросткового возраста.
  6. Кризис подросткового возраста в свете различных концепций.

Литература:

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. Предмет- конкретные возрастные периоды, ...

  1. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : хрестоматия для студ. пед. вузов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2005. — 368 с.
  2. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
  4. Леванова Е. А. Подросток: концепция психопластики личности. – М.: Омега-Л, 2002. – 40с.
  5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 896 с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 444 с.
  8. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/Под ред.

    С. В. Березина, К.С.Лисецкого. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. — 68 с.

  9. Психология подросткового возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Т. П. Авдулова. – М. : Академия, 2012. – 240 с.
  10. Психология развития [Текст] : учеб. для студ вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2007. — 528 с.
  11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 616 с.

Семинар 8. Психология ранней юности (2часа)

  1. Социально-психологические условия развития личности в ранней юности.
  2. Жизненная перспектива и формирование мировоззрения старшеклассников.
  3. Особенности самосознания в юношеском возрасте.
  4. Личностное и профессиональное самоопределение в юности.
  5. Общество сверстников и юношеская субкультура.
  6. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов.

Литература:

  1. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность [Текст] : хрестоматия / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М. : Академия, 2008. – 624 с.
  2. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. — М.: Академический Проект: Трикса, 2006. — 256 с.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл: Эксмо,2006.—1135с.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  4. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века. – Дубна, 2003. – 208 с.
  5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ., обучающихся по пед. спец. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
  7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Пед. о-во России, 2000.

    29 стр., 14133 слов

    Ответы на билеты по психологии развития

    Также есть понятие социальный возраст, который определяет место и обязанности человека в обществе. Проблема созревания и развития в возрастной психологии. Когда весь организм или какой-нибудь его орган увеличивается, ...

    – 444 с.

  8. Психология развития [Текст] : учеб. для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2007. — 528 с.
  9. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 616 с.

Семинар 9. Молодость, зрелость и старость как стадии жизненного пути (2часа)

  1. Особенности развития в молодости. Критерии когнитивной зрелости. Мотивационные установки периода ранней взрослости. Особенности развития Я-концепции.
  2. Стадия зрелости. Кризис середины жизни. Взаимоотношения с детьми и родителями. Супружеские взаимоотношения. Профессионализация и развитие личности.
  3. Психофизиологические изменения в преклонном возрасте. Старение и специфические изменения эмоциональной сферы. Чувство удовлетворенности жизнью и мотивационное здоровье. Факторы, определяющие поведение человека на этапе старения.

Литература:

  1. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. — М.: Академический Проект: Трикса, 2006. — 256 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл: Эксмо,2006.—1135с.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», — 464с.
  4. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Изд-во. Эксмо, 2005. – 416 с.
  5. Психология старения [Текст] / Я. Стюарт-Гамильтон. — СПб. : Питер, 2002. — 256 с.
  6. Психология человека от рождения до смерти/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.

Семинар 11. Психологическая сущность и структура процесса учения (2 часа)

1. Педагогическая психология в системе психологического знания.

2. Психологическая сущность учения с позиций различных направлений в психологии:

  • Ассоциативная психология,
  • Бихевиоризм,
  • Гештальт-психология,
  • Отечественная психология,
  • теория учебной деятельности.

Литература:

1.Зимняя И.А. Педагогическая психология: для вузов.- М.: Логос, 2008.-383 с.

2.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2003.-288.с

3.Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. — СПб. и др.: Питер, 2009.-170 с.

Информационное сопровождение:

Мультимедийное обеспечение аудиовизуальной лекции.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... ее диагностика Адаптация ребенка к обучению в школе Познавательное развитие младших школьников Обучение как ведущая деятельность младшего школьника Общение младшего школьника со взрослыми (родителями, ... опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии ...

Семинар 12. Обучение и развитие. Развивающее обучение (2 часа)

  1. Теоретические подходы к определению понятия «обучение».
  2. Проблема соотношения обучения и развития: точки зрения Дж. Торндайка, Ж.Пиаже, Л.С. Выготского.
  3. Система развивающего обучения Л.В. Занкова: цели, задачи, принципы, особенности урока.
  4. Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова: цели, задачи, принципы, особенности урока.

Литература:

1.Давыдов В.В. Виды общения и обучения: логико-псих.проблемы построения учебн. предметов.- М.: Пед. общ-во России, 2000.- 479 с.

2.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения развития: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Академия, 2004.-238 с.

3.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: психол.основы развивающего обучения.- М.: «Столетие», 1995.-195 с.

4.Серкова Г.Г. Развивающее обучение: теоретические основы и практика внедрения в образовательный процесс.- Челябинск: ЧИРПО, 2002.-127с.

Семинар 13. Поэтапное формирование умственных действий (2 часа)

  1. Положение Л.С. Выготского об интериоризации внешних действий как отправная точка теории.
  2. Стадии интериоризации действия.
  3. Умственные действия, их виды (подготовка презентации).
  4. Поэтапное формирование умственных действий: психологическая сущность, развивающие возможности.
  5. Этапы усвоения умственных действий. Значение ориентировочной основы действия и типы учения.

Литература:

1.Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл: Эксмо,2006.—1135с.

2.Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебн. пособие для вузов.- М.: АСТ: КДУ, 2007.-399 с.

Семинар 14. Педагогическое общение (2 часа)

  1. Педагогическое общение как составляющая педагогической деятельности.
  2. Функции педагогического общения.
  3. Стили педагогического общения: различные подходы к классификации ( по В.Н. Кан-Калику, А.А. Леонтьеву, Н.Ф. Масловой).
  4. Деловая игра «Решение педагогической ситуации с помощью различных стилей педагогического общения».

Литература:

  1. Елагина В.С., Немудрая Е.Ю. Основы педагогического общения: курс лекций для студентов пед. вузов.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2008.-209 с.
  2. Кан-Калик В.Н. Грамматика общения .- М. 1989.
  3. Кан-Калик В.Н. Учителю о педагогическом общении. – М.,1987.
  4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – 2-е изд.– М.,1996.