Социально-психологические предпосылки возникновения лжи во взаимоотношениях преподавателя и студента

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования социально-психологических предпосылок возникновения лжи во взаимоотношениях преподавателя и студента

1.1. Ложь как социально-психологический феномен: понятие, причины и источники формирования, формы проявления

1.2. Особенности взаимодействия преподавателя и студента в вузе

1.3. Ложь в системе взаимодействия преподавателя и студента

Выводы по первой главе:

Глава 2. Эмпирическое исследование предпосылок возникновения и особенностей проявления лжи во взаимоотношениях преподавателя и студента

2.1. Программа исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Обработка и интерпретация результатов исследования

Выводы по второй главе:

Заключение

Список использованной литературы:

Приложения

Введение

Актуальность темы. Социально-психологические предпосылки возникновения лжи во взаимоотношениях преподавателя и студента на эмоциональном уровне отражают сложившиеся взаимоотношения, характер социально-педагогического подхода, отношение к значимым явлениям жизни. Организационная культура в свою очередь — это специфическое для данной организации ценности, отношения, нормы поведения, установки, традиции, ритуалы. Она определяет типичный для членов организации подход организации своей жизнедеятельности.

Качество подготовки любого специалиста в современных условиях определяется не только уровнем его знаний, но и профессиональными умениями, позволяющими ему творчески решать возникающие проблемы, активно взаимодействовать с людьми на основе установления субъектных отношений. Система вузовского образования по обучению специалистов должна обладать широким набором средств, обеспечивающих развитие умений. Одним из наиболее важных моментов в этом является то взаимодействие, которое складывается между преподавателем и студентом: вступая в субъектные отношения и являясь их активным участником, студент начинает воспринимать реализуемые способы общения как норму, как свой индивидуальный выбор.

Мастерство педагога заключается в том, чтобы увидеть и проанализировать индивидуальные черты студента. Если преподаватель поймет своего студента, то появится возможность благополучного осуществления педагогических действий, усилится эффект от воспитательного воздействия и у студента не появится соблазна лгать.

Исследователями было установлено, что человек сам не понимает себя до тех пор, пока не услышит высказывания о собственной личности от других людей. Эти выводы результативно применяют в своей педагогической деятельности профессиональные преподаватели, они при любой возможности изучают студента, дают правильную оценку его работе и поведению. Но и студенты анализируют деятельность педагогов, особенно их отношение к другим людям, а именно к обучающимся.

12 стр., 5848 слов

Методы и методики исследования социально-психологического климата в коллективе

... Цель исследования: изучить методы и методики исследования социально-психологического климата в коллективе. Объект исследования: социально-психологический климат в коллективе. Предмет исследования: методы исследования социально-психологический ... социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием, как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического ...

Студенты примечают малейшие отклонения, даже в случаях доброжелательного отношения к преподавателю. Это и уныние, и тоска, и безразличие. Если появились предпосылки для возникновения конфликта, необходимо применить педагогический такт, чтобы смягчить сложившуюся негативную ситуацию на раннем этапе.

Педагогу нужно быть в меру требовательным к студенту, а не пускать всё на самотек: не хотят – и не надо. Это также покажет безучастное отношение к обучающимся, и увеличит барьер непонимания.

Профессиональный педагог всегда стремится к совершенствованию возможностей и способностей студента, используя любые моменты, а также сам формирует эти предпосылки для развития своих подопечных. Студенты меняются, и перед учителем встаёт вопрос о том, как относится к студенту-первокурснику и к нему же по истечении определённого промежутка времени. Для решения данной проблемы необходимо применить демократический стиль во взаимоотношениях преподавателя и студента, и многие решения придут сами собой.

Подготовка студентов к профессиональной деятельности должна осуществляться на основе формирования моральных принципов, убеждений и идеалов правил поведения и общения. В силу этого особую значимость имеют исследования, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся сущности, форм проявления, затруднения учебного взаимодействия педагога и ученика (студента) (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.Я. Ляудис, JI.М. Митина, Н.В. Кузьмина, Н.А. Аминов, А.Б. Орлов, А.А. Реан, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.)

В качестве фактора и показателя затрудненного общения может выступать ложь. Разработанность проблемы лжи характеризуется, с одной стороны, широкой представленностью теоретических работ, посвященных исследованию особенностей лжи в различных общественных и гуманитарных науках, и, с другой стороны, ограниченностью эмпирического изучения особенностей ее проявления и выявления. В настоящее время остается открытым вопрос, касающийся проявлений лжи в рамках учебного взаимодействия и педагогического общения В.Н. Мясищев выделял в общении три главных компонента социальное отражение, эмоциональное отношение и способ поведения. Вслед за ним многие авторы выделяют в структуре отношений три взаимосвязанных компонента когнитивный (А.А. Бодалев, А.А. Кроник, JI.А. Петровская, Е.Ю. Артемьева, А.Г. Костинская и др.), эмоциональный (JI.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина, Т.П. Гаврилова и др.) и поведенческий Г.А. Ковалев, JI.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов, В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева, А.У. Хараш и др.).

Анализ философской, психологической и педагогической литературы позволил заключить, что успешность педагогического взаимодействия зависит от характера восприятия студентами преподавателя как педагога и ученого. В рамках социально-психологического подхода, начиная с 60-70-х годов ХХ века в работах А.А. Бодалева и В.Н. Панферова, а затем их последователей (А.Г. Гусевой, В.Н. Куницыной, К.Д. Шафранской, П.М. Якобсон и др.) утверждалось, что восприятие людьми друг друга является исходной формой процесса межличностного познания, от которого зависит и успешность решения задач образовательного процесса. Однако, несмотря на то, что социально-перцептивный процесс активно исследуется, особенности восприятия преподавателя студентами до конца не изучены.

14 стр., 6725 слов

Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...

... индивидуальными особенностями преподавателя. Проблема исследованиязаключается в нахождении идеального баланса различных особенностей личности учителя, необходимого для грамотного и продуктивного преподавания музыки. Объект исследования: процесс развития психологических особенностей личности ...

Таким образом, можно констатировать, в целом, недостаточную разработанность методических подходов к изучению отношения ко лжи, отсутствие ее общепризнанной типологии данных о влиянии хода и условий социализации индивидуально-личностных и социально-психологических особенностей студента на склонности к проявлению и оценки лживости в поведении. Выявление и типизация этих специфических особенностей позволит оказывать положительное влияние на характер учебного взаимодействия.

Изучение социально-психологических предпосылок возникновения лжи во взаимоотношениях преподавателя и студента является важным, поскольку именно данная возрастная группа будет определять морально-нравственный и психологический облик граждан нашей страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие.

Цель исследования: изучение социально-психологических предпосылок возникновения лжи во взаимоотношениях преподавателя и студента.

Объект исследования: ложь в структуре учебного взаимодействия студента и преподавателя.

В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:

 провести теоретический анализ таких важных социально-психологических явлений как социально-психологических предпосылок возникновения лжи во взаимоотношениях преподавателя и студента;

 выявить особенности оценочного отражения преподавателя студентами;

 провести эмпирическое исследование социально-психологических предпосылок возникновения лжи во взаимоотношениях преподавателя и студента;

Методы исследования: «Методика диагностики субъективного контроля Дж. Роттера», «Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Маслоу и Д. Крауна» и «Опросник Басса–Дарки».

В процессе исследования были использованы следующие методики:

1. «Диагностика эффективности педагогических коммуникаций» (модифицированный вариант анкеты А.А. Леонтьева);

2. «Интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя» (Н.П. Фетискин);

3. «Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF» (версия С).

Гипотезой исследования ложь как интегральная характеристика системы отношений личности к действительности, к окружающим людям и самому себе приобретает особую специфику в условиях учебного взаимодействия студента и преподавателя и опосредована как внешними (индивидуальный) стиль педагогического общения), так и внутренними (личностные особенности студентов) факторами.

Эмпирической базой исследования выступил петербургский институт иудаики. В качестве испытуемых выступили студенты 1 — 5 курсов в возраст 18-25 лет в количестве 58 человек, преподаватели института, в количестве 26 человек, из которых: 19- женского и 7- мужского пола. В качестве экспертов выступили аспиранты и руководители образовательным процессом в количестве 12 человек.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании ...

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученного фактологического материала при разработке методических рекомендаций по построению педагогического взаимодействия педагогов и студентов.

Заключение

Исследование данной работы было направлено на изучение социально-психологических предпосылок возникновения лжи во взаимоотношениях преподавателя и студента.

Проявление лжи имеет много вариаций, которые представлены в различных видах и формах: через поведенческий аспект (конкретные факты использования лжи), аффективный (через позитивное или негативное отношение) и когнитивный (через осознание).

В обыденном сознании студентов ложь имеет различные вариации и понимается испытуемыми как обман, а также опосредуется через следующие содержательные категории: неправда, неискренность, предательство, недоверие, вранье, манипуляция, хитрость, лицемерие, дезинформация, имеющие негативный окрас и несогласованность в оценке сходств понятий. Это характеризует понимание лжи как сложного многоаспектного и неоднозначного явления.

В реальном поведении участников педагогического взаимодействия ложь реализуется в конкретных поступках с личностно-значимых ситуациях (в ситуации оценивания) через искажение и умалчивание информации, что может свидетельствовать о снижении эффективности учебного процесса и нарушении формирования морально-нравственной стороны личности студента в учебно-профессиональной деятельности.

Одним из факторов, косвенно влияющим на процесс педагогического взаимодействия и использования лжи студентами являются стилевые особенности общения педагога в высшей школе. В большей степени на проявление феномена лжи в общении оказывают организационно-активный и пассивный стили педагогического общения, в меньшей экспрессивный и сотрудничающий.

Индивидуально-личностные качества студента являются определяющими в склонности к использованию лжи в педагогическом процессе. Существует связь между тенденцией к манипулятивному отношению к партнеру по общению, мотивацией одобрения и такими личностными особенностями студентов, как уровень самооценки, степень зрелости и силы Я и уровнем коммуникативной активности.

Так же мы выдвигали гипотезу о том, что ложь как интегральная характеристика системы отношений личности к действительности, к окружающим людям и самому себе приобретает особую специфику в условиях учебного взаимодействия студента и преподавателя и опосредована как внешними (индивидуальный) стиль педагогического общения), так и внутренними (личностные особенности студентов) факторами.

Проведя исследовательскую работу, получив данные и проанализировав их, мы пришли к выводу, что наше предложение оказалось справедливым.

На наш взгляд полученные результаты можно использовать в социальной психологии, возрастной психологии, социологии, профориентационных работах и других областях. Сама идея приемлемости лжи в общении людей весьма интересна, потому что дает возможность не только обнаружить ее, но и проанализировать ее роль и значимость в общении между индивидами. Вдумчивая интерпретация методик позволяет понять «зачем» и «для чего» человек лжет близкому окружению, коллегам и знакомым. Возможности этих методик далеко не исчерпаны. Мы уверены, что коллеги увидят и разовьют эти возможности.

19 стр., 9113 слов

Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное ...

... в настоящее время в отечественной и зарубежной психологии нет единого подхода к пониманию личности. Вот почему в учебном пособии изложен материал на основе взглядов большинства отечественных ...

Список использованной литературы:

1. Айзенк Г. Ю. Структура личности. — СПб.: Ювента. 1999. – 464 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М. : Изд-во МГУ, 1982. — 199 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во «Педагогика», 1983. – 271 с.

4. Будрейка Н.Н. Психологическая наука и образование. 2007. №1. С. 40-48.

5. Визуальная психосемиотика общения : Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.психол.н. : Спец. 19. 00.01 / Петрова Елена Алексеевна ; [Психол. ин-т РАО]. — М., 2000. — 41 с.

6. Вузовское обучение: проблемы активизации / под ред. Б.В. Бокутя, И.Ф. Харламова. – Минск: Университетское, 1989. – 108 с.

7. Выготский Л. С. Проблемы развития психики / [Сост. к. психол. н. Г.Л. Выгодская] ; Под ред. [и с послесл.] А.М. Матюшкина. — М. : Педагогика, 1983. — 367 с.

8. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев : Политиздат Украины, 1989. – 187 с.

9. Знаков В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания / Рос. АН. Ин-т психологии. — М. : ИПАН, 1993. — 116 с.

10. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания // Вопросы психологии. 2005. – 245 с.

11. Исследования человеческой психики : Почему мы ведем себя именно так : [Пер.] / Ганс Айзенк и Майкл Айзенк. — М. : ЭКСМО-пресс, 2001. — 479 с.

12. Как разоблачить лжеца : почему люди не хотят говорить правду и как их поймать на лжи : [секретные технологии ведения допросов, используемые спецслужбами] / Грегори Хартли и Марианн Каринч ; [пер. с англ.: Е. Махиянова]. — Москва : Добрая кн., 2006. — 275 с.

13. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения : (Метод. рек.).

Источник: Литература по педагог. наукам и нар. образ., 1993, в. 2, с. 48, № 572.

14. Лекции по общей психологии : Учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Психология» / А. Н. Леонтьев ; Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М. : Смысл, 2000. – 509 с.

15. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 435 с.

16. Ложь и борьба с нею / А.А. Закатов ; М-во внутр. дел Рос. Федерации, Волгогр. юрид. ин-т. — 2-е изд., испр. и доп. — Волгоград : ВЮИ, 1999. – 150 с.

17. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Б.Ф. Ломов. – М., 1976. – 345 с.

18. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. — СПб. : Речь, 2000. — 349 с.

19. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / [Н.В. Кузьмина, Е.А. Григорьева, В.А. Якунин и др. ; Под ред. Н.В. Кузьминой]. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.

20. Общение: наука и искусство. — М. : Яуза : Секачев, 1996. – 253 с.

15 стр., 7474 слов

Психологические факторы успешной учебы студентов вуза

... работы, свойственном более чем 60 процентам современных российских студентов, лица с сильной нервной системой имеют преимущества, поскольку ... учебно-воспитательного процесса и посвящена настоящая статья. Почему одни студенты много и охотно работают над овладением знаниями и ... учебной программы; охотно используют графики, схемы, таблицы и наглядные пособия. Есть свои преимущества и у «инертных» – они ...

21. Основы социальной психологии : учебное пособие / И.П. Мелешенкова ; под ред. З.А. Шакуровой ; М- во образования Рос. Федерации, Юж.-Урал. гос. ун- т, Каф. прикл. психологии. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 46 с.

22. Педагогика : Пед. теории, системы, технологии : Учеб. для студентов высш. и сред. учеб. заведений / [И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, С.А. Смирнов и др.] ; Под ред. С.А. Смирнова. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 1999. – 509 с.

23. Педагогическая психология : Учеб. для студентов вузов / И.А.Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 1999. — 383 с.

24. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. — М. : Наука, 1982. — 309 с.

25. Платонов Ю. П. Основы социальной психологии / Ю.П. Платонов. — СПб. : Речь, 2004. – 620 с.

26. Правда про ложь / Стэн Б. Уолтерс ; [пер. с англ. Т. Новиковой]. — Москва : Эксмо, 2010. – 268 с.

27. Психология : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений : В 3 кн. / Р.С. Немов. — 3-е изд.- М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 630 с.

28. Психология лжи : [учебное пособие] / Пол Экман ; [пер. с англ. Е. Бойко и др.]. — 4-е изд. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2010. — 285 с.

29. Психология общения : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / А.А. Леонтьев. — 4-е изд. — Москва : Смысл : Academia, 2007. – 365 с.

30. Психология развития человека / Л. С. Выготский. — М. : Смысл : ЭКСМО, 2003. – 1134 с.

31. Психология социального познания : Учеб. пособие для студентов психол. и пед. спец. вузов / Г.М. Андреева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2000. – 287 с.

32. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. — М. : Наука, 2001. – 277 с.

33. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства : избранные труды / С.К. Бондырева ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. — 2-е изд., стер. — Москва : Изд-во Московского психолого-соцального института ; Воронеж : МОДЭК, 2005. – 348 с.

34. Роскошь человеческого общения / Александр Борисов. — [2-е изд.]. — М. : RISC : Менеджер, 2000. — 176 с.

35. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. — [ 2-е изд., перераб. и доп.]. — Минск : Харвест, 2001. — 975 с.

36. Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М.: Academia, 1996. — 219 с.

37. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. — СПб. и др. : Питер, 1999. – 409 с.

38. Социально-психологическая феноменология лжи : Учеб. пособие : Для студентов спец. «Социология» — 020300 специализации «Социология и психология упр. » — 020301 / А.Н. Тарасов, к.психол.н. ; М-во образования Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Гос. ун-т упр., Ин-т социологии и упр. персоналом. — М. : ГУУ, 2003. — 105 с.

39. Формирование мотивации учения : Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. — М. : Просвещение, 1990. – 191 с.

8 стр., 3670 слов

Психология профессионального образования

... знаний студентов, обучающихся специальности 050706.65 Педагогика и психология (031000), носит интегративный характер. Этому требованию наиболее соответствует такая дисциплина , как «Психология профессионального образования». Ее теоретической основой являются «Общая психология», а ...

40. Формирование учебной деятельности студентов / [ В.Я. Ляудис, Х. Варнеке, И.И. Ильясов и др.] ; Под ред. В.Я. Ляудис. — М. : Изд-во МГУ, 1989. – 239 с.