Приложение 2. Практические занятия

2.1. Планы практических занятий

Раздел 1. Психология человека

Семинар № 1. Основные этапы развития психологии как науки (2 ч.).

План:

  1. Возникновение психологии. Основные этапы развития психологии.
  2. Развитие психологии в период античности. Взгляды Гераклита, Демокрита, Гиппократа, Сократа, Платона, Аристотеля.
  3. Развитие психологии в Новое время. Учения Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка.
  4. Психологическая мысль в эпоху Просвещения. Ассоциативная психология (Гартли, Д. Беркли, Д. Юм).

Литература:

  • Психология / под общ.ред. В.Н. Дружинина. – Спб.: «Питер», 2001. – с. 28-36.
  • Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. учеб.заведений – М.: «Академия», — 2008. – с.
  • Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.

Методические рекомендации:

  • Ответить на вопросы семинара.
  • При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): душа, гилозоизм, дуализм, сенсуализм, ассоциационизм.
  • Заполните таблицу «Этапы становления психологии как науки»

Хронология

Научное направление

Основные представители

Предмет исследования

Основные идеи

Семинар № 2. Основные концепции в зарубежной и отечественной психологии (2 ч.).

План:

  1. Основные направления зарубежной научной психологии: функционализм, структурализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология.
  2. Основные концепции отечественной психологии: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев.
  • Ответить на вопросы семинара.
  • При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): бихевиоризм, необихевиоризм, фрейдизм, неофрейдизм, гештальтпсихология, инсайт, гуманистическая психология.
  • Ответьте на следующие вопросы:
  • Назовите основные этапы развития психологии.
  • Как изменялся предмет психологии?
  • В чем причина методологического кризиса в психологии?
  • Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма?
  • Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?
  • Какой метод исследования поведения был разработан Торндайком?
  • Каковы причины модификации классического бихевиоризма?
  • Проблема инсайта и подход к её изучению в гештальтпсихологии.
  • При подготовке к пятому вопросу заполните таблицу «Научные школы психологии»:

Школы психологии

Основные представители

Предмет исследования

Основные идеи

1

функционализм

2

бихевиоризм

3

гештальтпсихология

4

психоанализ

5

гуманистическая психология

6

Деятельностная психология

  • Выполните практическое задание:

Выберите из указанных суждений те, которые описывают:

  • Психоанализ, согласно которому … (5 ответов) № _______________________
  • Бихевиоризм и необихевиоризм, полагающий, что … (3 ответа) №__________
  • Деятельностная психология, которая утверждает, что … (5 ответов) № ______

Номера правильных ответов запишите после знака «№».

Суждения:

  1. человек сначала оперирует с образами предметов и явлений (проигрывает будущие действия в сознании), а затем изменяет данные предметы и явления в соответствии с принятым планом.
  2. психические свойства человека многоуровнево детерминированы, т. е. обусловлены определенными причинами (внешними и внутренними).
  3. конфликт между социальными нормами и биологическими влечениями порождает у человека комплекс неполноценности.
  4. для сохранения нормального психологического состояния человек постоянно применяет механизмы психологической защиты.
  5. все внешние воздействия на человека опосредуются (преломляются) его внутренними психическими свойствами.
  6. сознание не поддается изучению, поэтому предметом изучения в психологии является поведение.
  7. бессознательные влечения управляют всей духовной сферой человека.
  8. частично сознание включает оценку стимула в плане его влияния на поведение.
  9. человек испытывает постоянное давление со стороны общества.
  10. сознание (и психика в целом) проявляется и формируется в деятельности.
  11. психологические новообразования отсрочены во времени, т. е. они имеют свою историю.
  12. ранние детские стадии развития определяют его взрослую жизнь.
  13. жесткая связь стимула и поведения (реакции) позволяют формировать (модифицировать) поведение человека (в игровой, учебной, профессиональной деятельности, в политике, идеологии и пр.).

Семинар № 3. Методы психологии (2 ч.).

План:

  1. Объективные методы психологии:
    1. Наблюдение. Виды наблюдения.
    2. Эксперимент. Виды эксперимента.
    3. Тестирование.
    4. Метод опроса:
  • интервьюирование – метод устного опроса
  • анкетирование – метод письменного опроса
  1. Методы описательной психологии
  2. Методы практической психологии

Литература:

  • Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. М. 1998.
  • Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.
  • Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: Кн.1.-М., 1982.-с. 17-31.
  • Дружинин В.Н. Экспериментальная психология СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

Методические рекомендации:

  • При подготовке к вопросам обратите внимание на особенности каждого метода исследования. Заполните таблицу «Методы психологии»:

Метод

Вариант метода

Достоинства метода

Недостатки

метода

1

Наблюдение

2

Эксперимент

3

Интервьюирование

4

Анкетирование

  • Выполните практическое задание:

Выберите из указанных суждений те, которые описывают конкретные методы:

  • Наблюдение (3 ответа) № _________________________
  • Эксперимент (3 ответа) № _____________
  • Тесты (3 ответа) № ________________

Номера правильных ответов запишите после знака «№».

Суждения:

  1. используется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции;
  2. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения;
  3. может быть лабораторным, естественным, формирующим;
  4. может быть сплошным и выборочным;
  5. педагог может варьировать в разных классах содержание, методы, формы, приемы обучения и изучать характер влияния этих изменений на особенности усвоения школьниками материала;
  6. бывает включенным и невключенным, скрытым (зеркало Гезелла) и открытым;
  7. полученные индивидуальные данные обрабатываются с помощью специальных стандартизированных шкал и соотносятся с нормой.
  8. исследователь сам вызывает изучаемое им явление;
  9. отвечает требованиям валидности, надежности и стандартизации;

Семинар № 4. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению (2 ч.).

План:

  1. Стадии развития психики животных.

а) стадия элементарной сенсорной психики,

б) стадия перцептивной психики,

в) стадия интеллекта.

  1. Развитие нервной системы у животных.
  2. Основные формы поведения животных: инстинкт, навык.
  3. Возникновение сознания человека

а) предпосылки и условия возникновения сознания,

б) становление мышления и речи.

5. Мозг и психика.

6. Культурно – историческая теория формирования высших психических функций Л.С.Выготского.

Литература:

  • Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
  • Леонтьев А.Н. Эволюция психики. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 416 с.
  • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
  • Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 109 – 144.

Статьи:

  1. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 62 – 68.
  2. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. // Психология сознания / Под ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 31 – 47. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  3. Брунер Дж. Развитие сознания. // Психология сознания / Под ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 295 — 299. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  4. Лурия А.Р. Мозг и психика. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 83 – 92.
  5. Грайер Дж. Б. Слышали ли вы об этом? / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 345 – 347.
  6. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. С. 235 – 249.

Методические рекомендации:

  • Ответить на вопросы.
  • При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): тропизмы, таксис, импринтинг, инстинкт, навык, рефлекс, отражение, психика, бессознательное, сознание, высшие психические функции, интериоризация.
  • Законспектируйте предлагаемые к семинару статьи.
  • Ответьте на следующие вопросы:
  • Что такое психика?
  • Особенности психического отражения.
  • Понятие высших психических функций.

Семинар № 5. Психология личности (2 ч.).

План:

  1. Психологическое определение понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект».
  2. Психологическая структура личности
  3. Человек как субъект общения и деятельности
  4. Зарубежные теории личности
  5. Относительное постоянство и устойчивость психических образований личности

Литература:

  • Годфруа Ж.. Что такое психология. М., «Мир» ., 1996., в 2-х т., Т. 1. С. 240-257, 281-282, 289-293.
  • Петровский А.В. Быть личностью. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 155-161.
  • Леонтьев А. Н.. Индивид и личность. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 140-146.
  • Кон И.. Постоянство личности: миф или реальность. /Хрестоматия по общей психологии. М. «Просвещение»., 1987, С. 161-168.

Методические рекомендации:

  • Из предложенного списка литературы выпишите определения (указывая автора): индивид, индивидуальность и личность.
  • Рассмотрите характеристику структуры личности (по С.Л.Рубинштейну, К.К.Платонову).
  • Ответьте на проблемные вопросы:
  • Что изменяется в личности в процессе ее развития, а что остается постоянным (неизменным)?
  • Какие факторы влияют на изменчивость характеристик личности? (см. статью И.С.Кона)
  • В каких случаях о человеке говорят как о субъекте?

Семинар № 6. Методы изучения самооценки личности (2 ч.).

Методические рекомендации:

  • Выполните теоретическое задание
  • Я-концепция и самооценка личности
  • Роль и место самооценки в структуре личности
  • Факторы, влияющие на формирование самооценки
  • Самооценка и уровень притязаний личности
  • Выполните практическое задание
  • Провести методику Дембо-Рубинштейн (модификация канд. психол. наук А.М. Прихожан) для изучения самооценки и уровня притязаний.
  • На основе результатов исследования составить сводную ведомость.
  • Проанализировать результаты и сделать выводы, указав наиболее значимые шкалы.

Литература:

  • Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. — № 4, 2001. С. 31 – 38.
  • Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. – М.: «Прогресс», 1986. – 420 с.
  • Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. — № 1, 1993. С. 104 – 112.
  • Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. — № 1, 1989. С. 5 – 14.
  • Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
  • Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Издательство «Знание», 1976, 67 с.

Семинар № 7. Изучение направленности личности: потребности, мотивы и ценности личности (2 ч.).

План:

  1. Личность и её направленность.
  2. Теории мотивации в зарубежной психологии.
    1. Мотивы и потребности личности (А. Маслоу, Э. Фромм)
    2. Мотивы и отношения личности.
  3. Структура мотива (Мерлин B.C.).
  4. Мотивы и ценности личности.

Методические рекомендации:

  • Дать характеристику ключевых понятий:
  • Направленность личности (понятие, ее составляющие)
  • Отношения личности
  • Потребности личности
  • Потребность в персонализации (А.В. Петровский)
  • Выполните практическое задание:
  • Провести методики изучения мотивации учебной деятельности, направленности личности, ценностных ориентаций.
  • Представить результаты методик в виде таблицы и графических изображений, описать и проанализировать их. Сделать выводы.

Литература:

    • Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и её статус. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 134-140.
    • Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 25-32.
  • Годфруа Ж.. Что такое психология. М., «Мир» ., 1996., в 2-х т., Т. 1. С. 240-257, 281-282, 289-293.
  • Мерлин В. С.. Лекции по психологии мотивов. Пермь. , 1976. (Лк. 7, 12, 13).
  • Рубинштейн С. Л.. Направленность личности. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 152-154.
  • Мясищев В. Н.. Проблема отношений человека. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 147-148 («К вопросу о видах отношений»)

Семинар № 8 Интегративные психические образования: темперамент и характер (2 ч.).

План:

  1. Краткий обзор учений о темпераменте и характере.
  2. Физиологические основы темперамента. Виды темперамента.
  3. Отличие темперамента и характера.
  4. Понятие о характере.
  5. Формирование характера.
  6. Учет особенностей темперамента и характера в индивидуальном подходе учителя к ученику.
  7. Акцентуация черт характера.

Литература:

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 613 – 633. — (Серия «Мастера психологии»).
  • Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 457 — 475.
  • Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
  • Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
  • Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типология личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии»)

Методические рекомендации:

  • Ответить на вопросы семинара.
  • При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): темперамент, характер, акцентуации характера.
  • Выделите существенные отличительные черты темперамента и характера.
  • При подготовке к вопросу № 7, рассмотрите акцентуации характера у подростков, предложенные А.Е.Личко. Выделите особенности поведения подростков с разными типами акцентуаций характера. Проанализируйте их.

Семинар № 9. Методы изучения темперамента и характера (2 ч.).

Методические рекомендации:

  • Выполните теоретическое задание: проанализируйте методы изучения темперамента и характера:
  • тест Стреляу;
  • патохарактерологический опросник;
  • тест-опросник Г. Айзенка;
  • тест изучения акцентуаций характера и т.д.
  • Выполните практическое задание:
  • провести тест-опросник Г. Айзенка.
  • на основе результатов исследования составить сводную ведомость.
  • проанализировать результаты и сделать выводы, указав какой тип темперамента преобладает.

Литература:

  • Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 613 – 633. — (Серия «Мастера психологии»).
  • Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 457 — 475.
  • Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типология личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
  • Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии

Семинар № 10. Способности человека (2 ч.).

План:

  1. Общая характеристика способностей человека.
  2. Качественная и количественная характеристика способностей.
  3. Общие и специальные способности.
  4. Природные предпосылки способностей и таланта. Одаренность.
  5. Развитие способностей школьников в процессе обучения.

Литература:

  • Петровский А.В. Психология: Учеб. Для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002.
  • Крутецкий В.А. Математические способности и личность. // Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособ. Для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 293-298.
  • Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособ. Для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 281-286.

Дополнительная литература:

  • Психология одарённости детей и подростков. /Под ред. Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтеса и др. М., «Академия», 1996. (Виды одарённости).

    С. 234-318.

  • Л. С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. –М.,1991.
  • Лейтес Н.С. Ранние проявления одарённости . ж.Вопросы психологии. 1988. № 4.

Методические рекомендации:

  • Ответить на вопросы семинара.
  • Выпишите понятия «способности», «задатки», «одаренность», «гениальность».
  • Ответьте на проблемные вопросы:
  • Какие факторы играют определяющую роль в развитии способностей?
  • Можно ли воспитать одаренность, талант?
  • Какие условия необходимы для максимального развития способностей ребенка?

Семинар № 11. Психические процессы: ощущение и восприятие (2 ч.).

План:

  1. Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизнедеятельности людей.
  2. Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторе.
  3. Классификация ощущений.
  4. Чувствительность и её измерение. Пороги чувствительности. Адаптация органов чувств.
  5. Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений.
  6. Свойства восприятия.
  7. Виды восприятий. Восприятие пространства. Восприятие движения и времени.

Литература:

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 177 – 255.
  • Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
  • Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.

Статьи:

  1. Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. / Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 1999. С. 3 – 27.
  2. Скороходова О.И. Как я представляю окружающий мир. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 180 – 183.
  3. Коффка К. Восприятие: введение в гештельттеорию. / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 96 – 114.

Методические рекомендации:

  • Ответить на вопросы семинара.
  • При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): анализатор, рецептор, аккомодация, ощущение, порог чувствительности, адаптация органов чувств, сенсибилизация, синестезия, восприятие.
  • Законспектируйте статьи к семинару.
  • При ответе на вопрос № 6 заполните таблицу № 1 «Свойства восприятия»:

Свойства восприятия

Определение свойств восприятия

1

Объем восприятия

2

Константность восприятия

3

Целостность восприятия

4

Предметность

5

Категориальность

  • При ответе на вопрос № 6 заполните таблицу № 2 «Законы восприятия»:

Законы восприятия

Определение законов восприятия

1

Закон фигуры и фона

2

Закон транспозиции

3

Закон близости

4

Закон константности

Семинар № 12. Внимание человека: изучение психологических свойств внимания. Развитие наблюдательности (2 ч.)

План:

  1. Зарубежные и отечественные теории внимания.
  2. Свойства внимания
  3. Виды внимания.
  4. Методы изучения продуктивности внимания.
  5. Наблюдательность. Способы развития.

Литература:

  • Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 33-36
  • Психология. Учебник для гуманитарных вузов // под ред. В.Н.Дружинина, — СПб.: Питер, 2001. Глава 10 (Внимание).
  • Гальперин П.Я. К проблеме внимания. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 169-174.

Методические рекомендации:

  • Выполните практическое задание:

В изучении темы необходимо рассмотреть психологические характеристики внимания на примере различных видов деятельности человека. Привести примеры как проявляются в деятельности свойства и виды внимания.

Семинар № 13. Память: изучение особенностей запоминания. Способы повышения продуктивности запоминания (2 ч.)

План:

  1. Определение и общая характеристика памяти. Процессы памяти: запоминание, узнавание, воспроизведение, воспоминание, сохранение и забывание.
  2. Классификация видов памяти

а) классификация видов памяти по характеру психологической активности,

б) классификация видов памяти по продолжительности удержания материала,

в) классификация видов памяти по характеру целей деятельности.

  1. Индивидуальные особенности памяти и её развитие.
  2. Мнемоника, как учение о способах запоминания.
  3. Память и её развитие в детском возрасте.
  4. Патология памяти.

Литература:

  • Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 36-37.
  • Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 401 – 413.
  • Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
  • Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 256 – 294.

Статьи:

  1. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. / Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 1999. С. 28 — 45.
  2. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 194 – 201.
  3. Рубинштейн С.Л. Память. / Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., Изд-во Моск. Ун-та, 1979. С. 177 – 192.

Методические рекомендации:

  • Ответить на вопросы семинара.
  • При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): эйдетическая память, эффект Зейгарник, мнемоника, мнемотехники.
  • Законспектируйте статьи к семинару.
  • Ответьте нпа проблемные вопросы:
  • можно ли развивать и совершенствовать память?
  • какие свойства памяти обусловлены врожденными особенностями индивида, а какие являются приобретенными?
  • Всегда ли произвольная память эффективнее непроизвольной? В каких экспериментальных исследованиях рассматривался данный аспект?

Семинар № 14. Мышление, воображение, речь (2 ч.) План:

  1. Теоретические подходы к изучению мышления в зарубежной и отечественной психологии.
  2. Природа и основные виды мышления.
  3. Основные процессы мышления: мыслительные операции.
  4. Мышление и речь.
  5. Мышление и воображение. Процессы воображения.

Литература:

  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 309 – 380.
  • Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
  • Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 430 — 456.
  • Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
  • Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.

Статьи:

  1. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. С. 78 – 86.
  2. Дж. Брунер. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. С. 87 – 96.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. – Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 157 – 163.
  4. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. – Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 71 – 77.
  5. Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 201-208.
  6. К. Г. Юнг. Мышление у экстраверта и интроверта./Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления., МГУ. ,1981. С391-398

Методические рекомендации:

  • Ответить на вопросы семинара.
  • При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): мышление, наглядно – действенное мышление, наглядно – образное мышление, отвлечённое мышление, эвристическое мышление, творческое мышление, репродуктивное мышление; воображение, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, творческое воображение, мечта, фантазия.
  • Конспектирование статей
  • Ответьте на проблемные вопросы:
  • мышление как чувственное, непосредственное и как логическое познание окружающего мира;
  • генетические линии развития мышления и речи, выявленные в области зоопсихологии;
  • выводы Л.С. Выготского в вопросе особенностей филогенетического развития мышления и речи;
  • воображение как интеллектуальный процесс.

Семинар № 15. Изучение особенностей мышления (2ч.) Методические рекомендации:

  • Выполните теоретическое задание
  1. Составить структуру мыслительной деятельности в виде схемы или таблицы: дать характеристику компонентов структуры (мотивы, цель, умственные действия, мыслительные операции)
  2. Дать характеристику форм мышления:
    1. Понятия;

2.2. Суждения;

2.3. Умозаключения.

  • Необходимо знать значение следующих терминов: мышление, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, проблемная ситуация, задача,
  • Cоставить в виде таблицы характеристики продуктивности мышления.

Качества мышления

Характеристика качеств мышления

1

Быстрота мышления

2

Самостоятельность мышления

3

Гибкость мышления

4

Глубина мышления

5

Последовательность мышления

6

Критичность мышления

7

Осознанность мышления

  • Выполните практическое задание:
  • Изучить характеристики продуктивности мышления (рефлексивность, аналитичность, гибкость);
  • Составить характеристику индивидуальных особенностей мышления в процессе решения задачи.

Литература:

  • Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 38-39.
  • Гомезо М.В. , Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.
  • Петровский А.В. Психология: Учеб.для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 7.
  • Психологические исследования: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост. Т.И. Пашукова и др. – М.-Воронеж, 1996. – С. 40 – 51.
  • Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. – Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 71 – 77.

Семинар № 16. Эмоционально-волевая сфера личности: эмоции, чувства, волевые процессы (2 ч.) План:

  1. Физиологические основы эмоций и чувств.
  2. Классификация эмоций.
  3. Эмоциональные состояния и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности:

а) настроение;

б) аффекты;

в) стресс и фрустрация

  1. Связь чувств с направленностью личности. Классификация чувств.
  2. Произвольность и волевые состояния.
  3. Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека.

Литература:

  • Петровский А.В. Психология: Учеб.для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 9.
  • Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций (ксерокопия).
  • Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств (ксерокопия).
  • Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1994. №1.
  • Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно — познавательной деятельности школьников. Ж. Вопросы психологии. 1989. № 6.
  • Левитов В.Д. Воспитание эмоций (ксерокопия).
  • В. И. Чирков. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения. — Ж. ВП., 1996, №3.

Методические указания:

  • Рассмотрите проблему: роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (приведите примеры);
  • Составьте классификацию эмоций (в виде таблицы).

    При подготовке ко второму вопросу особое внимание уделите рассмотрению следующих теорий: теория Джемса – Ланге, теория эмоций Кеннона – Барда, теория Л. Фестингера.

  • Дайте общую характеристику эмоциональных состояний человека: настроение; аффекты; стресс и фрустрация. Проанализируйте связь эмоций с потребностями личности.
  • Проанализируйте связь чувств с направленностью личности. Какие чувства называются высшими?

Семинар № 17. Изучение эмоциональных состояний человека. Способы повышения саморегуляции (2 ч.)

Методические рекомендации:

  • Выполнитеь теоретическое задание
  1. Проанализировать методы изучения психических состояний.
  2. Способы регуляции психических состояний

  • Выполните практическое задание
  • Провести следующие методики:

— оценка функционального состояния САН;

— определение доминирующего психического состояния.

  • На основе результатов исследования составить сводную ведомость.
  • Проанализировать результаты и сделать выводы.

Литература:

  • Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 56-57.
  • Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. — № 4, 2001. С. 31 – 38.
  • Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004, — 480 с.

Семинар № 18. Человек как субъект деятельности и общения (2 ч.)

План:

  1. Человек как субъект деятельности и общения.
  2. Общая структура деятельности.
  3. Общение: функции, виды, роль восприятия в процессе общения.

  • Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 93 – 100. (конспектирование)
  • Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 108-117.
  • Петровский А.В. Психология: Учеб.для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002 илиА. В. Петровский. Введение в психологию. М., — Академия. 1995. Гл. 11. С. 280-309.
  • А. А. Бодалёв. Восприятие человека человеком. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 117-123. (конспектирование)

Дополнительная литература:

  • Ж. Годфруа. Что такое психология: в 2 т. М., «Мир», 1996. Т. 1. С. 371-377.

Методические рекомендации:

  • Законспектируйте выделенные статьи.
  • Отработайте проблемы: сущность категорий «деятельность», «общение»;
  • Дайте характеристику видов деятельности: игровая, учебная, трудовая.
  • По статье А.А.Леонтьева раскройте характеристику компонентов структуры деятельности: действие, мотив, цель, действие, операция, внутренняя деятельность.
  • Кратко раскройте стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную; в конспекте статьи А.А.Бодалева раскройте понятие «механизм обратной связи». Приведите примеры.
  • Необходимо знать значение следующих терминов: деятельность, действие, операция, мотив, цель, внутренняя деятельность, общение, обратная связь, установка.