2.1. Планы практических занятий
Раздел 1. Психология человека
Семинар № 1. Основные этапы развития психологии как науки (2 ч.).
План:
- Возникновение психологии. Основные этапы развития психологии.
- Развитие психологии в период античности. Взгляды Гераклита, Демокрита, Гиппократа, Сократа, Платона, Аристотеля.
- Развитие психологии в Новое время. Учения Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка.
- Психологическая мысль в эпоху Просвещения. Ассоциативная психология (Гартли, Д. Беркли, Д. Юм).
Литература:
- Психология / под общ.ред. В.Н. Дружинина. – Спб.: «Питер», 2001. – с. 28-36.
- Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. учеб.заведений – М.: «Академия», — 2008. – с.
- Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): душа, гилозоизм, дуализм, сенсуализм, ассоциационизм.
- Заполните таблицу «Этапы становления психологии как науки»
Хронология |
Научное направление |
Основные представители |
Предмет исследования |
Основные идеи |
|
|
|
|
|
Семинар № 2. Основные концепции в зарубежной и отечественной психологии (2 ч.).
План:
- Основные направления зарубежной научной психологии: функционализм, структурализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология.
- Основные концепции отечественной психологии: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев.
- Ответить на вопросы семинара.
- При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): бихевиоризм, необихевиоризм, фрейдизм, неофрейдизм, гештальтпсихология, инсайт, гуманистическая психология.
- Ответьте на следующие вопросы:
- Назовите основные этапы развития психологии.
- Как изменялся предмет психологии?
- В чем причина методологического кризиса в психологии?
- Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма?
- Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?
- Какой метод исследования поведения был разработан Торндайком?
- Каковы причины модификации классического бихевиоризма?
- Проблема инсайта и подход к её изучению в гештальтпсихологии.
- При подготовке к пятому вопросу заполните таблицу «Научные школы психологии»:
№ |
Школы психологии |
Основные представители |
Предмет исследования |
Основные идеи |
1 |
функционализм |
|
|
|
2 |
бихевиоризм |
|
|
|
3 |
гештальтпсихология |
|
|
|
4 |
психоанализ |
|
|
|
5 |
гуманистическая психология |
|
|
|
6 |
Деятельностная психология |
|
|
|
- Выполните практическое задание:
Выберите из указанных суждений те, которые описывают:
- Психоанализ, согласно которому … (5 ответов) № _______________________
- Бихевиоризм и необихевиоризм, полагающий, что … (3 ответа) №__________
- Деятельностная психология, которая утверждает, что … (5 ответов) № ______
Номера правильных ответов запишите после знака «№».
Суждения:
- человек сначала оперирует с образами предметов и явлений (проигрывает будущие действия в сознании), а затем изменяет данные предметы и явления в соответствии с принятым планом.
- психические свойства человека многоуровнево детерминированы, т. е. обусловлены определенными причинами (внешними и внутренними).
- конфликт между социальными нормами и биологическими влечениями порождает у человека комплекс неполноценности.
- для сохранения нормального психологического состояния человек постоянно применяет механизмы психологической защиты.
- все внешние воздействия на человека опосредуются (преломляются) его внутренними психическими свойствами.
- сознание не поддается изучению, поэтому предметом изучения в психологии является поведение.
- бессознательные влечения управляют всей духовной сферой человека.
- частично сознание включает оценку стимула в плане его влияния на поведение.
- человек испытывает постоянное давление со стороны общества.
- сознание (и психика в целом) проявляется и формируется в деятельности.
- психологические новообразования отсрочены во времени, т. е. они имеют свою историю.
- ранние детские стадии развития определяют его взрослую жизнь.
- жесткая связь стимула и поведения (реакции) позволяют формировать (модифицировать) поведение человека (в игровой, учебной, профессиональной деятельности, в политике, идеологии и пр.).
Семинар № 3. Методы психологии (2 ч.).
План:
- Объективные методы психологии:
- Наблюдение. Виды наблюдения.
- Эксперимент. Виды эксперимента.
- Тестирование.
- Метод опроса:
- интервьюирование – метод устного опроса
- анкетирование – метод письменного опроса
- Методы описательной психологии
- Методы практической психологии
Литература:
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. М. 1998.
- Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.
- Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Кн.1.-М., 1982.-с. 17-31.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
Методические рекомендации:
- При подготовке к вопросам обратите внимание на особенности каждого метода исследования. Заполните таблицу «Методы психологии»:
№ |
Метод |
Вариант метода |
Достоинства метода |
Недостатки метода |
1 |
Наблюдение |
|
|
|
2 |
Эксперимент |
|
|
|
3 |
Интервьюирование |
|
|
|
4 |
Анкетирование |
|
|
|
- Выполните практическое задание:
Выберите из указанных суждений те, которые описывают конкретные методы:
- Наблюдение (3 ответа) № _________________________
- Эксперимент (3 ответа) № _____________
- Тесты (3 ответа) № ________________
Номера правильных ответов запишите после знака «№».
Суждения:
- используется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции;
- преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения;
- может быть лабораторным, естественным, формирующим;
- может быть сплошным и выборочным;
- педагог может варьировать в разных классах содержание, методы, формы, приемы обучения и изучать характер влияния этих изменений на особенности усвоения школьниками материала;
- бывает включенным и невключенным, скрытым (зеркало Гезелла) и открытым;
- полученные индивидуальные данные обрабатываются с помощью специальных стандартизированных шкал и соотносятся с нормой.
- исследователь сам вызывает изучаемое им явление;
- отвечает требованиям валидности, надежности и стандартизации;
Семинар № 4. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению (2 ч.).
План:
- Стадии развития психики животных.
а) стадия элементарной сенсорной психики,
б) стадия перцептивной психики,
в) стадия интеллекта.
- Развитие нервной системы у животных.
- Основные формы поведения животных: инстинкт, навык.
- Возникновение сознания человека
а) предпосылки и условия возникновения сознания,
б) становление мышления и речи.
5. Мозг и психика.
6. Культурно – историческая теория формирования высших психических функций Л.С.Выготского.
Литература:
- Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
- Леонтьев А.Н. Эволюция психики. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 416 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
- Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 109 – 144.
Статьи:
- Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 62 – 68.
- Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. // Психология сознания / Под ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 31 – 47. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
- Брунер Дж. Развитие сознания. // Психология сознания / Под ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 295 — 299. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
- Лурия А.Р. Мозг и психика. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 83 – 92.
- Грайер Дж. Б. Слышали ли вы об этом? / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 345 – 347.
- Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. С. 235 – 249.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы.
- При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): тропизмы, таксис, импринтинг, инстинкт, навык, рефлекс, отражение, психика, бессознательное, сознание, высшие психические функции, интериоризация.
- Законспектируйте предлагаемые к семинару статьи.
- Ответьте на следующие вопросы:
- Что такое психика?
- Особенности психического отражения.
- Понятие высших психических функций.
Семинар № 5. Психология личности (2 ч.).
План:
- Психологическое определение понятий: «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект».
- Психологическая структура личности
- Человек как субъект общения и деятельности
- Зарубежные теории личности
- Относительное постоянство и устойчивость психических образований личности
Литература:
- Годфруа Ж.. Что такое психология. М., «Мир» ., 1996., в 2-х т., Т. 1. С. 240-257, 281-282, 289-293.
- Петровский А.В. Быть личностью. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 155-161.
- Леонтьев А. Н.. Индивид и личность. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 140-146.
- Кон И.. Постоянство личности: миф или реальность. /Хрестоматия по общей психологии. М. «Просвещение»., 1987, С. 161-168.
Методические рекомендации:
- Из предложенного списка литературы выпишите определения (указывая автора): индивид, индивидуальность и личность.
- Рассмотрите характеристику структуры личности (по С.Л.Рубинштейну, К.К.Платонову).
- Ответьте на проблемные вопросы:
- Что изменяется в личности в процессе ее развития, а что остается постоянным (неизменным)?
- Какие факторы влияют на изменчивость характеристик личности? (см. статью И.С.Кона)
- В каких случаях о человеке говорят как о субъекте?
Семинар № 6. Методы изучения самооценки личности (2 ч.).
Методические рекомендации:
- Выполните теоретическое задание
- Я-концепция и самооценка личности
- Роль и место самооценки в структуре личности
- Факторы, влияющие на формирование самооценки
- Самооценка и уровень притязаний личности
- Выполните практическое задание
- Провести методику Дембо-Рубинштейн (модификация канд. психол. наук А.М. Прихожан) для изучения самооценки и уровня притязаний.
- На основе результатов исследования составить сводную ведомость.
- Проанализировать результаты и сделать выводы, указав наиболее значимые шкалы.
Литература:
- Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. — № 4, 2001. С. 31 – 38.
- Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. – М.: «Прогресс», 1986. – 420 с.
- Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. — № 1, 1993. С. 104 – 112.
- Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. — № 1, 1989. С. 5 – 14.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Издательство «Знание», 1976, 67 с.
Семинар № 7. Изучение направленности личности: потребности, мотивы и ценности личности (2 ч.).
План:
- Личность и её направленность.
- Теории мотивации в зарубежной психологии.
- Мотивы и потребности личности (А. Маслоу, Э. Фромм)
- Мотивы и отношения личности.
- Структура мотива (Мерлин B.C.).
- Мотивы и ценности личности.
Методические рекомендации:
- Дать характеристику ключевых понятий:
- Направленность личности (понятие, ее составляющие)
- Отношения личности
- Потребности личности
- Потребность в персонализации (А.В. Петровский)
- Выполните практическое задание:
- Провести методики изучения мотивации учебной деятельности, направленности личности, ценностных ориентаций.
- Представить результаты методик в виде таблицы и графических изображений, описать и проанализировать их. Сделать выводы.
Литература:
-
- Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и её статус. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 134-140.
- Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 25-32.
- Годфруа Ж.. Что такое психология. М., «Мир» ., 1996., в 2-х т., Т. 1. С. 240-257, 281-282, 289-293.
- Мерлин В. С.. Лекции по психологии мотивов. Пермь. , 1976. (Лк. 7, 12, 13).
- Рубинштейн С. Л.. Направленность личности. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 152-154.
- Мясищев В. Н.. Проблема отношений человека. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 147-148 («К вопросу о видах отношений»)
Семинар № 8 Интегративные психические образования: темперамент и характер (2 ч.).
План:
- Краткий обзор учений о темпераменте и характере.
- Физиологические основы темперамента. Виды темперамента.
- Отличие темперамента и характера.
- Понятие о характере.
- Формирование характера.
- Учет особенностей темперамента и характера в индивидуальном подходе учителя к ученику.
- Акцентуация черт характера.
Литература:
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 613 – 633. — (Серия «Мастера психологии»).
- Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 457 — 475.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
- Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
- Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типология личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии»)
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): темперамент, характер, акцентуации характера.
- Выделите существенные отличительные черты темперамента и характера.
- При подготовке к вопросу № 7, рассмотрите акцентуации характера у подростков, предложенные А.Е.Личко. Выделите особенности поведения подростков с разными типами акцентуаций характера. Проанализируйте их.
Семинар № 9. Методы изучения темперамента и характера (2 ч.).
Методические рекомендации:
- Выполните теоретическое задание: проанализируйте методы изучения темперамента и характера:
- тест Стреляу;
- патохарактерологический опросник;
- тест-опросник Г. Айзенка;
- тест изучения акцентуаций характера и т.д.
- Выполните практическое задание:
- провести тест-опросник Г. Айзенка.
- на основе результатов исследования составить сводную ведомость.
- проанализировать результаты и сделать выводы, указав какой тип темперамента преобладает.
Литература:
- Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 613 – 633. — (Серия «Мастера психологии»).
- Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 457 — 475.
- Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента к характеру и типология личности. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2002. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии
Семинар № 10. Способности человека (2 ч.).
План:
- Общая характеристика способностей человека.
- Качественная и количественная характеристика способностей.
- Общие и специальные способности.
- Природные предпосылки способностей и таланта. Одаренность.
- Развитие способностей школьников в процессе обучения.
Литература:
- Петровский А.В. Психология: Учеб. Для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002.
- Крутецкий В.А. Математические способности и личность. // Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособ. Для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 293-298.
- Теплов Б.М. Способности и одарённость. // Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособ. Для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 281-286.
Дополнительная литература:
- Психология одарённости детей и подростков. /Под ред. Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтеса и др. М., «Академия», 1996. (Виды одарённости).
С. 234-318.
- Л. С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. –М.,1991.
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одарённости . ж.Вопросы психологии. 1988. № 4.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- Выпишите понятия «способности», «задатки», «одаренность», «гениальность».
- Ответьте на проблемные вопросы:
- Какие факторы играют определяющую роль в развитии способностей?
- Можно ли воспитать одаренность, талант?
- Какие условия необходимы для максимального развития способностей ребенка?
Семинар № 11. Психические процессы: ощущение и восприятие (2 ч.).
План:
- Понятие об ощущении. Роль ощущений в жизнедеятельности людей.
- Физиологические основы ощущений. Понятие об анализаторе.
- Классификация ощущений.
- Чувствительность и её измерение. Пороги чувствительности. Адаптация органов чувств.
- Общее понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущений.
- Свойства восприятия.
- Виды восприятий. Восприятие пространства. Восприятие движения и времени.
Литература:
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 177 – 255.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
- Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
Статьи:
- Выготский Л.С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. / Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 1999. С. 3 – 27.
- Скороходова О.И. Как я представляю окружающий мир. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 180 – 183.
- Коффка К. Восприятие: введение в гештельттеорию. / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 96 – 114.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): анализатор, рецептор, аккомодация, ощущение, порог чувствительности, адаптация органов чувств, сенсибилизация, синестезия, восприятие.
- Законспектируйте статьи к семинару.
- При ответе на вопрос № 6 заполните таблицу № 1 «Свойства восприятия»:
№ |
Свойства восприятия |
Определение свойств восприятия |
1 |
Объем восприятия |
|
2 |
Константность восприятия |
|
3 |
Целостность восприятия |
|
4 |
Предметность |
|
5 |
Категориальность |
|
- При ответе на вопрос № 6 заполните таблицу № 2 «Законы восприятия»:
№ |
Законы восприятия |
Определение законов восприятия |
1 |
Закон фигуры и фона |
|
2 |
Закон транспозиции |
|
3 |
Закон близости |
|
4 |
Закон константности |
|
Семинар № 12. Внимание человека: изучение психологических свойств внимания. Развитие наблюдательности (2 ч.)
План:
- Зарубежные и отечественные теории внимания.
- Свойства внимания
- Виды внимания.
- Методы изучения продуктивности внимания.
- Наблюдательность. Способы развития.
Литература:
- Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 33-36
- Психология. Учебник для гуманитарных вузов // под ред. В.Н.Дружинина, — СПб.: Питер, 2001. Глава 10 (Внимание).
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 169-174.
Методические рекомендации:
- Выполните практическое задание:
В изучении темы необходимо рассмотреть психологические характеристики внимания на примере различных видов деятельности человека. Привести примеры как проявляются в деятельности свойства и виды внимания.
Семинар № 13. Память: изучение особенностей запоминания. Способы повышения продуктивности запоминания (2 ч.)
План:
- Определение и общая характеристика памяти. Процессы памяти: запоминание, узнавание, воспроизведение, воспоминание, сохранение и забывание.
- Классификация видов памяти
а) классификация видов памяти по характеру психологической активности,
б) классификация видов памяти по продолжительности удержания материала,
в) классификация видов памяти по характеру целей деятельности.
- Индивидуальные особенности памяти и её развитие.
- Мнемоника, как учение о способах запоминания.
- Память и её развитие в детском возрасте.
- Патология памяти.
Литература:
- Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 36-37.
- Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 401 – 413.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
- Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 256 – 294.
Статьи:
- Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте. / Лекции по психологии. – СПб: СОЮЗ, 1999. С. 28 — 45.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 194 – 201.
- Рубинштейн С.Л. Память. / Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., Изд-во Моск. Ун-та, 1979. С. 177 – 192.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): эйдетическая память, эффект Зейгарник, мнемоника, мнемотехники.
- Законспектируйте статьи к семинару.
- Ответьте нпа проблемные вопросы:
- можно ли развивать и совершенствовать память?
- какие свойства памяти обусловлены врожденными особенностями индивида, а какие являются приобретенными?
- Всегда ли произвольная память эффективнее непроизвольной? В каких экспериментальных исследованиях рассматривался данный аспект?
Семинар № 14. Мышление, воображение, речь (2 ч.) План:
- Теоретические подходы к изучению мышления в зарубежной и отечественной психологии.
- Природа и основные виды мышления.
- Основные процессы мышления: мыслительные операции.
- Мышление и речь.
- Мышление и воображение. Процессы воображения.
Литература:
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 309 – 380.
- Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 430 — 456.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001. – 592 с.
- Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.
Статьи:
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. С. 78 – 86.
- Дж. Брунер. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. С. 87 – 96.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. – Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 157 – 163.
- Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. – Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 71 – 77.
- Пушкин В.Н. Эвристическая деятельность человека и проблемы современной науки. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 201-208.
- К. Г. Юнг. Мышление у экстраверта и интроверта./Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления., МГУ. ,1981. С391-398
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы семинара.
- При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): мышление, наглядно – действенное мышление, наглядно – образное мышление, отвлечённое мышление, эвристическое мышление, творческое мышление, репродуктивное мышление; воображение, агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация, творческое воображение, мечта, фантазия.
- Конспектирование статей
- Ответьте на проблемные вопросы:
- мышление как чувственное, непосредственное и как логическое познание окружающего мира;
- генетические линии развития мышления и речи, выявленные в области зоопсихологии;
- выводы Л.С. Выготского в вопросе особенностей филогенетического развития мышления и речи;
- воображение как интеллектуальный процесс.
Семинар № 15. Изучение особенностей мышления (2ч.) Методические рекомендации:
- Выполните теоретическое задание
- Составить структуру мыслительной деятельности в виде схемы или таблицы: дать характеристику компонентов структуры (мотивы, цель, умственные действия, мыслительные операции)
- Дать характеристику форм мышления:
- Понятия;
2.2. Суждения;
2.3. Умозаключения.
- Необходимо знать значение следующих терминов: мышление, понятие, суждение, умозаключение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, проблемная ситуация, задача,
- Cоставить в виде таблицы характеристики продуктивности мышления.
№ |
Качества мышления |
Характеристика качеств мышления |
1 |
Быстрота мышления |
|
2 |
Самостоятельность мышления |
|
3 |
Гибкость мышления |
|
4 |
Глубина мышления |
|
5 |
Последовательность мышления |
|
6 |
Критичность мышления |
|
7 |
Осознанность мышления |
|
- Выполните практическое задание:
- Изучить характеристики продуктивности мышления (рефлексивность, аналитичность, гибкость);
- Составить характеристику индивидуальных особенностей мышления в процессе решения задачи.
Литература:
- Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 38-39.
- Гомезо М.В. , Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.
- Петровский А.В. Психология: Учеб.для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 7.
- Психологические исследования: практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / сост. Т.И. Пашукова и др. – М.-Воронеж, 1996. – С. 40 – 51.
- Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М. – Изд-во Моск. ун-та. 1981. с. 71 – 77.
Семинар № 16. Эмоционально-волевая сфера личности: эмоции, чувства, волевые процессы (2 ч.) План:
- Физиологические основы эмоций и чувств.
- Классификация эмоций.
- Эмоциональные состояния и их взаимосвязь с индивидуальными особенностями личности:
а) настроение;
б) аффекты;
в) стресс и фрустрация
- Связь чувств с направленностью личности. Классификация чувств.
- Произвольность и волевые состояния.
- Влияние эмоциональных состояний на познавательную деятельность человека.
Литература:
- Петровский А.В. Психология: Учеб.для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002. Гл. 9.
- Вилюнас В.К. Фенопсихология эмоций (ксерокопия).
- Якобсон П.М. Психологические особенности высших чувств (ксерокопия).
- Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1994. №1.
- Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно — познавательной деятельности школьников. Ж. Вопросы психологии. 1989. № 6.
- Левитов В.Д. Воспитание эмоций (ксерокопия).
- В. И. Чирков. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения. — Ж. ВП., 1996, №3.
Методические указания:
- Рассмотрите проблему: роль коры и подкорковых центров в образовании и протекании эмоций и чувств (приведите примеры);
- Составьте классификацию эмоций (в виде таблицы).
При подготовке ко второму вопросу особое внимание уделите рассмотрению следующих теорий: теория Джемса – Ланге, теория эмоций Кеннона – Барда, теория Л. Фестингера.
- Дайте общую характеристику эмоциональных состояний человека: настроение; аффекты; стресс и фрустрация. Проанализируйте связь эмоций с потребностями личности.
- Проанализируйте связь чувств с направленностью личности. Какие чувства называются высшими?
Семинар № 17. Изучение эмоциональных состояний человека. Способы повышения саморегуляции (2 ч.)
Методические рекомендации:
- Выполнитеь теоретическое задание
- Проанализировать методы изучения психических состояний.
- Способы регуляции психических состояний
- Выполните практическое задание
- Провести следующие методики:
— оценка функционального состояния САН;
— определение доминирующего психического состояния.
- На основе результатов исследования составить сводную ведомость.
- Проанализировать результаты и сделать выводы.
Литература:
- Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 56-57.
- Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников // Вопросы психологии. — № 4, 2001. С. 31 – 38.
- Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004, — 480 с.
Семинар № 18. Человек как субъект деятельности и общения (2 ч.)
План:
- Человек как субъект деятельности и общения.
- Общая структура деятельности.
- Общение: функции, виды, роль восприятия в процессе общения.
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 93 – 100. (конспектирование)
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 108-117.
- Петровский А.В. Психология: Учеб.для педвузов. – 3-е изд. – М.: Академия, 2002 илиА. В. Петровский. Введение в психологию. М., — Академия. 1995. Гл. 11. С. 280-309.
- А. А. Бодалёв. Восприятие человека человеком. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. И доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 117-123. (конспектирование)
Дополнительная литература:
- Ж. Годфруа. Что такое психология: в 2 т. М., «Мир», 1996. Т. 1. С. 371-377.
Методические рекомендации:
- Законспектируйте выделенные статьи.
- Отработайте проблемы: сущность категорий «деятельность», «общение»;
- Дайте характеристику видов деятельности: игровая, учебная, трудовая.
- По статье А.А.Леонтьева раскройте характеристику компонентов структуры деятельности: действие, мотив, цель, действие, операция, внутренняя деятельность.
- Кратко раскройте стороны общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную; в конспекте статьи А.А.Бодалева раскройте понятие «механизм обратной связи». Приведите примеры.
- Необходимо знать значение следующих терминов: деятельность, действие, операция, мотив, цель, внутренняя деятельность, общение, обратная связь, установка.