Предпосылки зарождения специальной психологии

Специальная психология. Тема 5: История становления специальной психологии

СП 8

История становления специальной психологии (2 часа + 2 семинар)

Предпосылки зарождения специальной психологии (обыденная, житейская психология).

Религиозное сознание о психических аномальностях. Художественная форма общественного сознания как источник знаний о природе отклонений в психическом развитии. Формирование первых научных представлений о природе отклонений в психическом развитии. Роль сенсуализма и экспериментальной психологии в становлении специальной психологии. Развитие клинической медицины как фактор становления специальной психологии. Развитие специальной психологии в начале ХХ века. Дифференциация в специальной психологии. Дифференциальная диагностика в системе отбора тетей в коррекционные учреждения. Роль Л.С. Выготского в становлении специальной психологии. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики (60-е гг. XX сто­летия).

Трансформация предмета и объекта специальной психологии. Основные направления исследовательской работы в специальной психологии. Психология между прошлым и будущим специального образования

План:

  1. Предпосылки зарождения специальной психологии.
  2. Формирование первых научных представлений о природе отклонений в психическом развитии.
  3. Развитие специальной психологии в начале ХХ века.
  4. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики (60-е гг. XX сто­летия).
  5. Психология между прошлым и будущим специального образования.

Специальная психология – область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых – в особых формах психологического сопровождения.

Становление СП происходило в рамках дефектологии – интегративной области научного знания, органично соединившей клинико-физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей.

10 стр., 4801 слов

Возрастная психология. Психическое развитие в раннем детстве

... защищать свое и т.д. В возрастной и педагогической психологии накоплены многочисленные данные об особенностях развития предметно-манипулятивной деятельности (Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, ... концу возрастного этапа – как самостоятельная деятельность. Становление предметной деятельности как самостоятельной имеет большое значение для становления игры – ведущей деятельности дошкольного периода. Только ...

Истории специальной психологии в отечественной лите­ратуре посвящено не так много работ. Отдельные фрагменты ее развития отражены в исследованиях, раскрывающих ста­новление специальной педагогики. Развитие системы коррекционного образования стало важнейшим условием зарождения и формирования специальной психологии как самостоятельной дисциплины.

Научная психология уходит своими корнями в так называе­мую обыденную, житейскую психологию. Именно обыденное сознание, как одна из форм общественного, стало той сфе­рой, где раньше всего начали концентрироваться знания о психике человека, в том числе и о психических отклонениях. Люди с подобными нарушениями жили в человеческом со­обществе всегда и не могли не обращать на себя внимания ок­ружающих. Обыденное сознание представляет собой бессис­темный набор житейских представлений о тех или иных явле­ниях окружающего мира. Наблюдая за поведением лиц с отклонениями, люди пытались объяснить причины, вызвавшие их.

Обыденное сознание характеризуется неточностью, противоречивостью, фрагментарностью, оно направлено пре­имущественно на внешнюю сторону явления, а не на его сущ­ность. В обыденном сознании причудливо переплетаются весьма точные наблюдения и догадки с нелепыми предрассуд­ками и суевериями. Последние придают ему яркую, эмоциональную окраску и свойство иррациональности. Но, именно у него вырастает научное знание, не порывая с ним связи, черпая из него факты и используя прин­цип «здравого смысла». Вместе с тем и научное знание оказы­вает сильное влияние на житейские представления, изменяя их содержание.

Характер обыденных представлений о причинах отклонений в психической деятельности во многом определял отношение людей к их носителям. И насколько разнородны и противоре­чивы были такие представления, настолько неоднозначным являлось и отношение к инвалидам — от сострадания и стрем­ления помочь до откровенной враждебности и преследований. Подобного рода установки могли распространяться и на бли­жайших родственников лиц с психическими аномалиями.

Состояние обыденного сознания может вы­ступать как негативным, так и позитивным фактором реабилитационного процесса. Отношение к инвалидам на бытовом уровне не поддается законодательной регуляции и изменяется весьма медленно под влиянием систематической и длительной научно-просветительской работы. Обыденное сознание акцен­тирует внимание на отличиях, жестко деля социальный мир на «мы» (здоровые люди) и «они» (инвалиды), приписывая после­дним многочисленные отрицательные свойства. Не случайно подавляющее большинство респондентов социологических опросов отмечают необъяснимое эмоциональное напряжение, возникающее в ситуации, когда они сталкиваются с инвалида­ми. Это напряжение далеко от враждебности, но и не имеет положительного знака. Иррациональное приписывание инва­лиду каких-то особых свойств, страх его «непредсказуемости» существенно затрудняют процесс общения.

Наличие подобных установок по отношению к лицам с пси­хическими расстройствами объясняется разными причинами, в том числе и генетического порядка. Вместе с тем ведущим фактором в данном случае следует признать идейную атмос­феру в обществе. Эта атмосфера определяется укорененностью гума­нистических ценностей и традиций, главнейшими из которых являются самоценность человеческой жизни, неприкосновен­ность, уникальность и достоинство человеческой личности.

7 стр., 3448 слов

Характер 10

... мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании ...

Другой формой общественно­го сознания, возникшей позже обыденного и оказавшей на него сильнейшее влияние, было сознание религиозное, пред­ставляющее собой систему убеждений, основанных на вере. Религиозное сознание пытается построить целостную карти­ну мира, по-своему объясняя все его явления. При этом сле­дует особо отметить, что в ряду последних психические и фи­зические аномалии всегда привлекали к себе особое вни­мание. Ни одна сколько-нибудь крупная мировая религия не обходила этот вопрос, решая его с точки зрения высшей спра­ведливости, справедливого наказания или вознаграждения. Психические расстройства могли рассматриваться как нака­зание за какие-то грехи или как прямое проявление бесовства, что развязывало руки религиозным фанатикам. Лица с откло­нениями преследовались, изгонялись, подвергались унижени­ям и физическому уничтожению. Проявление жалости к ним расценивалось как отступление от веры со всеми вытекающи­ми последствиями.

В тех случаях, когда религиозное сознание трактует психи­ческую аномальность как особый знак блаженности, отноше­ние изменяется в иную сторону. Лица с отклонениями стано­вятся объектами заботы и призрения. Достаточно обратиться к этиологии русского слова «убогий», которое сегодня имеет откровенно негативный смысл. В своем первоначальном упот­реблении оно означало близость к Богу и тем самым фиксировало особый характер обращения с такими людьми. Прак­тическое осуществление этого включало разнообразные зап­реты на всякого рода притеснения, попытки воспитывать при монастырях лиц с умственными и физическими расстройства­ми, приобщение их к посильным видам труда и самообслужи­вания. Несмотря на мистический характер понимания сущ­ности и природы психических аномалий, чисто интуитивно, методом проб и ошибок, но все же удавалось добиваться по­ложительных результатов благодаря терпимости, последова­тельности требований, ровного эмоционального отношения и доброжелательности, посильности предлагаемых видов де­ятельности и полного отказа от физических наказаний и при­нуждения (Ф. Александер).

Художествен­ная форма общественного сознания — еще один источник знаний о природе отклонений в психическом развитии. Мировое и отечествен­ное искусство и литература неоднократно обращались к обра­зам персонажей с различными психическими нарушениями. Достаточно только сослаться на общеизвестные произведения таких авторов, как И. Репин, В. Суриков, В. Перов, М. Анто­кольский, Ф. Достоевский, Н. Гоголь, В. Короленко, А. Пуш­кин, А. Чехов, Л. Андреев, В. Гюго, А. Маршал, С. Болекаев, Н. Лесков, Б. Полевой, Н. Островский, К. А. Алыпванг и мно­гие др. Значение и роль этих персонажей в художественном замысле произведений могут быть совершенно различны как и сам характер и способ их описания. Общим является стрем­ление проникнуть во внутренний мир таких людей, раскрыть логику их поведения, дать через описание единичного карти­ну всеобщей сущности природы человека независимо от со­стояния его психического здоровья. Многие из произведений, раскрывая трагизм общественного бытия лиц с теми или ины­ми расстройствами, способствовали и способствуют измене­нию обыденных представлений и отношения общества к этой категории индивидуумов.

Если обыденные представления базируются на эмпириче­ском, житейском опыте, то религиозные и художественные имеют иную основу — иррационально-мистическую и образ­но-эмоциональную. Все три указанные формы общественно­го сознания существенно отличаются от более позднего по вре­мени возникновения научного способа изучения мира.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Наука же опирается на рациональные факты, использует объективный способ получения информации. Ее целью является сбор достоверных, проверяемых и воспроизводимых сведений.

Формирование первых научных представлений о природе отклонений в психическом развитии.

Впервые попытка дать рациональное объяснение природы различных отклонений в психическом развитии была пред­принята в рамках медицины. Характер этого объяснения и способов лечения напрямую зависел от развития естествозна­ния и, прежде всего, от представлений о строении и функци­ях нервной системы и их связи с психикой. Появление научных исследований знаменует собой способ получения знания путем систематического на­блюдения и эксперимента, а также причинно-рационального способа трактовки добытых фактов.

По существу, первые научные представления начали формироваться в процессе система­тического обучения и воспитания детей с нарушениями в раз­витии. Подобная система стала складываться в Европе в XVIII столетии под влиянием гуманистических и просвети­тельских идей. Не последнюю роль в этом процессе сыграла популярность сенсуалистических теорий, подчеркивавших ис­ключительную роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Немаловажно отметить и достижения ме­дицины того времени (факт отграничения умственной от­сталости как стойкого состояния недоразвития от психических заболеваний, впервые произведенное французским пси­хиатром Ж. Эскиролем).

Положенные в основу обучения по преимуществу интуи­тивные представления об особенностях психического разви­тия детей с отклонениями, а также об их потенциальных возможностях в реальном педагогическом процессе постепенно усложнялись, обогащались и дифференцировались. Тем не менее полученные практическим путем психологические зна­ния представляли собой исключительно побочный продукт педагогической деятельности, оставаясь долгое время ее внут­ренним компонентом, не всегда ясно осознаваемым. По мере накопления исследовательского багажа они, прямо или кос­венно, кристаллизовались в учебных программах, учебниках, методических рекомендациях и т. п. Именно поэтому период до конца XIX столетия можно рассматривать как особый этап в развитии специальной психологии, который характеризует­ся ее «включенным» состоянием в коррекционно-педагогический процесс; этап, на котором она еще не выделилась в самостоятельную форму познавательной деятельности со сво­им предметом и методами.

Таким образом, до середины ХIХ века исследования в области психологии детей и взрослых с аномалиями развития носили эпизодический характер, сообщения об их результатах изредка появлялись в медицинских, философских и психологических изданиях главным образом в связи первыми успешными попытками воспитания и обучения слепых, глухих, слепоглухих людей.

3 стр., 1372 слов

Педагогика и психология с методикой обучения информатике

... Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Факторы, влияющие на развитие личности. 20. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания. 21. Теория образования и обучения как ... о характере. Черты характера. Формирование характера и пути его воспитания. 13. История развития психологии. 14. Акцентуации характера. 15. Формирование личности подростка. 16. Познавательные психические процессы ...

Формированию специальной психологии в качестве само­стоятельной дисциплины во многом способствовало развитие экспериментальной психологии во второй половине XIX века. Уже к 90-м годам начали формироваться прикладные отрасли психологии. Первыми практическими сферами, в которых пытались использовать психологическое знание, были кли­ника и школа. Дефектологическая практика по своему содер­жанию занимала промежуточное положение между этими дву­мя областями. Именно поэтому на становление специальной психологии как самостоятельной науки оказали сильное вли­яние педагогическая и медицинская психология. Не случай­но и по сей день в ее русле отчетливо прослеживается клинико-психологическая и психолого-педагогическая направлен­ность исследований.

Развитие специальной психологии в начале хх века

В начале XX века клинический аспект в специальной пси­хологии явно доминировал. И это не случайно, если учесть, что первыми специалистами в этой только что народившейся области были врачи, и, прежде всего, психоневрологи. Инте­ресно отметить, что в конце XIX — начале XX века предметы специальной и медицинской психологии часто не разделялись, та и другая дисциплины распространенно обозначались термином «патологическая психология», которая не менее часто путалась с психопатологией.

Немаловажным фактором в становлении специальной пси­хологии выступили успехи кинической медицины — офталь­мологии, отоларингологии и делавшей свои первые шаги дет­ской психиатрии. Сама по себе клиническая практика стала богатым источником психологических знаний, и остается им до сих пор. В сферу специальной психологии постепенно, хотя и медленно, внедряются экспериментальные методы иссле­дования. Из клинической практики продуктивно заимствуют­ся техники наблюдения и качественного анализа полученно­го материала.

Бурное развитие специальной психологии в начале XX ве­ка неотрывно от особенностей культурного контекста евро­пейской истории этого периода. Особенностью этого кон­текста явился необыкновенный подъем интереса к феноме­ну детства. Детство стало рассматриваться как сложный много­мерный объект изучения. Ребенок превратился в излюблен­ного персонажа литературных и живописных произведений. Именно в этот период создаются наиболее яркие работы по детской психологии, в частности по психологии игры и детского творчества, шокирующие публику исследования 3. Фрейда, посвященные детской сексуальности, закладыва­ют основы этнографии детства. Ярким примером повыше­ния интереса к детской тематике стало появление особой науки — педологии, оказавшей сильное влияние на специ­альную психологию. Изучению развития ребенка в условиях патологии был посвящен такой раздел педологии, как пато-педология, составной частью которого была специальная психология.

Из педологии в специальную психологию пришли принципы динамичес­кого, системно-комплексного и сравнительного анализа. Ге­нетическая идея, то есть изучение ребенка в процессе разви­тия, стала доминирующей. Патологическая модель развития рассматривалась в педологии как неотъемлемый компонент знаний об общих закономерностях нормального процесса формирования детской психики.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... мире до того, как попала в тело человека. На втором этапе развития психологии как науки сначала в XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. ... важную концепцию о социаль­ном опосредовании психики человека. На третьем этапе развития психологии как науки в XIX в. боль­шую роль в превращении ее в самостоятельную отрасль знаний ...

В начале XX столетия в специальной психологии наблюда­ется активная внутренняя дифференциация. Начало систематических исследований в области СП в России, как и в странах Западной Европы и в Америке, было связано с принятием законов о всеобщем образовании и с началом создания государственных систем специального образования, ядро которых исходно составили школы для слепых, глухих и умственно отсталых детей. Возникшие в связи с этим потребности в научном обосновании необходимости и возможности массового обучения аномальных детей стимулировали разработку теоретических основ и психологического инструментария для дифференциации нормального и аномального развития, изучение различных проявлений и психологической природы детской дефективности, обсуждение проблем коррекции и компенсации нарушений в развитии, поиск психологических условий оптимизации обучения детей в специальных школах разных типов.

Первоначально, в соответствии со сложившейся системой обучения и воспи­тания аномальных детей, начинают складываться такие ее от­расли, как сурдопсихология, тифлопсихология и олигофренопсихология.

Именно в этот период появляются многочисленные научные работы, посвященные различным проблемам специальной психологии. Их авторами были Е. Маляревский, В. П. Кащенко, Е. К. Грачева, П. И. Ковалев­ский, А. В. Владимирский, И. Г. Оршанский, А. С. Грибоедов, А. А. Крогиус и многие другие. В 1915 г. был опубликован двух­томный фундаментальный труд Г. Я. Трошина «Сравнитель­ная психология нормальных и ненормальных детей».

Важную для специальной психологии роль сыграл В. М. Бех­терев, создавший в одном из подразделений руководимой им Психоневрологической академии специальную лабораторию по изучению психики детей с отклонениями в развитии.

Система обучения и воспитания детей с отклонениями, по крайней мере, в нашей стране до недавнего времени была чуть ли не единственной сферой деятельности, где использование психологических знаний носило постоянный, систематичес­кий и обязательный характер. Речь, прежде всего, идет о применении психодиагностики при отборе детей в разные типы коррекционных учреждений. Как известно, первые тестовые методики, с которых и начался психодиагностический бум XX века, были созданы именно в рамках специальной психологии и предназначены для дифференциальной диагностики в системе отбора детей в коррекционные учреждения.

Бурное развитие специальной психологии в дореволюци­онный период России, в становлении которой помимо упо­мянутых нами ученых принимали самое непосредственное участие такие признанные лидеры психологической науки, как П. П. Блонский, А. П. Болтунов, М. С. Бернштейн, Г. И. Россолимо, А. Ф. Лазурский, Г. И. Залкинд, А. М. Шуберт, Н. А. Рыбаков, А. П. Нечаев, Г. И. Челпанов, М. О. Гуревич, П. П. Соколов, М. Я. Басов и др., было серьезно приостанов­лено до середины 20-х годов в связи со сложной политико-экономической ситуацией, сложившейся в результате револю­ции, гражданской войны, массового голода и разрухи.

18 стр., 8741 слов

Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении

... и родителями, не учитываются и закономерности психического и физического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию ...

Постепенно к середине 20-х годов научно-исследовательс­кие работы начинают возобновляться, хотя уже не достигают прежнего уровня из-за острой нехватки профессиональных научных кадров. Тем не менее судить об интенсивности про­водимых исследований можно хотя бы по тому неполному списку учреждений Москвы, где они и осуществлялись. Сре­ди них: Высшие педагогические курсы, Психологические на­учно-исследовательские курсы, Высшие научно-педагогиче­ские курсы, Академия социального воспитания, Педагогиче­ский институт детской дефективности, Психологический институт при первом МГУ, Центральный педологический ин­ститут, Государственный московский психоневрологический институт, Государственный медико-педологический институт Наркомздравоохранения, лаборатория экспериментальной психологии и детской психоневрологии при Неврологичес­ком институте первого МГУ, Медико-педологическая клини­ка, Центральная психологическая лаборатория вспомогательных школ, Центральный гуманитарный педагогический ин­ститут, Музей дошкольного воспитания и др. Не менее ин­тенсивно велась работа и в Ленинграде: в Психоневрологи­ческой академии, Институте мозга В. М. Бехтерева и в Ленин­градском педагогическом институте. По всей стране были созданы городские, краевые и районные педологические ка­бинеты, представляющие собой некий прообраз государствен­ной психологической службы в области аномального детства (А. И. Эткинд).

Сегодня нет точных сведений, сколько таких лабораторий и кабинетов насчитывалось в стране. Однако в Москве и Ленинграде они существовали в каждом районе и во многих школах.

Вопросами организации учебной и научно-исследователь­ской работы занимались два крупных наркомата — просвеще­ния и здравоохранения. Центральным научно-исследователь­ским учреждением, возглавлявшим и координировавшим все российские изыскания в области специальной психологии, был созданный в 1919 г. Экспериментально-дефектологичес­кий институт.

Первая в России лаборатории психологии аномального детства была открыта в 1926 г. Л. С. Выготским при руководимой в то время В. П. Кащенко Медико-педагогической Станции Наркомпроса. Исследования в области психологии аномального детства были продолжены в созданном на ее базе в 1929 г. Экспериментальном дефектологическом институте Наркомпроса (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

История создания теоретических основ СП и методологии экспериментальных исследований в этой области тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского. Он придал специальной психологии харак­тер сформированной науки с собственным предметом, мето­дами, задачами и системой объяснительных принципов. Еще раз подчеркнем, что Л.С. Выготский не основал специальную психологию (как это часто утверждается), а способствовал ее окончательному оформлению и превращению в самостоятель­ную научную область. Это оказалось возможным благодаря его уникальным способностям продуктивно использовать опыт своих предшественников.

В наследии Л. С. Выготского работы, посвященные вопро­сам специальной психологии, занимают особое место. Имен­но это позволяет некоторым авторам делать вывод о том, что дефектологическая тематика в его научном творчестве явля­лась главной и определяющей. Однако центральной страте­гической задачей Л. С. Выготского было создание новой тео­рии развития психики, которая была блестяще реализована, завершившись созданием концепции культурно-историческо­го развития, формирования высших психических функций, знакового опосредования, смыслового и системного строения сознания и т. д.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся ... допускала только количествен­ные изменения. Средневековье: большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное имяАвиценна), который был одним ...

Уникальность данной научной ситуации состоит в том, что результаты клинико-психологических исследований Л.С. Вы­готского составили основу созданной им культурно-истори­ческой теории развития психики. А упомянутая теория, в свою очередь, выступила базой для отечественной специальной пси­хологии. Именно с этих позиций Л. С. Выготским были сфор­мулированы важнейшие положения специальной психологии на многие десятилетия вперед, определившие направления как теоретических, так и экспериментальных исследований.

Научная деятельность Л. С. Выготского пришлась на вто­рую половину 20-х — первую половину 30-х годов. Если сере­дина 20-х характеризовалась весьма интенсивным развитием науки, то к началу третьего десятилетия положение начинает меняться. Усложнение социально-политической ситуации в стране приводит к усилению идеологического диктата и по­литическим репрессиям. Запрещаются целые научные направ­ления. Познавательное значение науки рассматривается как нечто производное от задач обслуживания интересов практи­ки в утилитарном смысле. Место научных теорий и гипотез занимают непререкаемые в своей абсолютности учения.

В это время гонениям подвергаются психотехника, соци­альная психология, психоанализ. Специальным постановле­нием ЦКВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» осн. 1936 г. ликвидируется педология. Имя Л. С. Выготского упоминается лишь в связи с безудержной критикой, не имеющей никакого отношения к науке. Его ра­боты станут доступными широкому читателю лишь через два­дцать лет — в середине 50-х годов.

Для психологии это был тяжелый период. И дело заключа­лось не только в количественном уменьшении научной про­дукции, но прежде всего в изменении качества.

Сфера обучения и воспитания лиц с откло­нениями в развитии была тем оазисом, где российская (совет­ская) психологическая наука могла легально существовать в течение многих лет. Именно поэтому специальная психоло­гия в отличие от других областей наименее пострадала от де­формирующего влияния идеологического пресса.

Определенная активизация в психологии отмечалась в пе­риод Великой Отечественной войны и после ее окончания. И опять это относилось по преимуществу к сфере специаль­ной психологии. Увеличение числа инвалидов остро постави­ло вопрос об их социально-психологической и трудовой адап­тации. Вопросами реабилитации занимались многие отече­ственные психологи (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Б. И. Коваленко, В. С Мерлин и многие другие).

Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики (60-е гг. XX сто­летия)

Со второй половины 50-х годов начинается возрождение психологической науки в СССР. Восстанавливаются в правах идеи Л. С. Выготского. Развитие СП в послевоенный период было обусловлено необходимостью восстановления, развития и дифференциации системы специального образования. Поскольку именно дифференциация системы специального образования вплоть до 90-х годов рассматривалась как магистральный путь совершенствования психолого-педагогической помощи разным категориям детей с нарушениями развития, усилия психологов в этот период были направлены прежде всего на изучение особенностей обучения и развития детей (главным образом когнитивной сферы) внутри ранее выделенных типов аномального развития.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... определить ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих ... Ильенков) психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический ...

Тематика исследо­ваний в данной области преимущественно была связана с изучением познавательных процессов — восприятие, память, мышление и речь.

В середине 60-х годов тема ком­пенсаторных механизмов, анализируемых преимущественно на физиологическом уровне, постепенно сменилась на про­блему социальной адаптации и реабилитации, общественно­го бытия взрослых инвалидов в широком аспекте: получение дальнейшего образования, профессиональное и личностное самоопределение.

Переосмысление в 90-е гг. государством и обществом ценностей специального образования, в соответствии с ценностями открытого общества, ориентированного на интеграцию людей с различными проблемами в единое сообщество при достижении каждым человеком максимально высокого уровня качества жизни, потребовало изменения приоритетов и в развитии СП.

В связи с этим, актуальными становятся разработка и реализация методов специальной психологической поддержки ребенка, подростка, взрослого человека на всех этапах его взросления. Одной из важнейших задач становится гармонизация отношений между обучением и развитием, встает вопрос об обеспечении специальным образованием социально-эмоционального развития ребенка, поддержки его семьи и ближайшего социального окружения.

За последние годы узкокогнитивный подход стал актив­но дополняться исследованиями эмоционально-волевой сфе­ры, изучением личности, самосознания, межличностных от­ношений в условиях разных форм отклонений от нормального развития. Сами типологические группы рассматриваются шире как в клиническом, так и в возрастном аспектах. По мере развития практики обучения и воспитания аномальных детей стало ясно, что чем раньше начинается коррекционное воз­действие, тем выше его эффективность. Именно поэтому в объект специальной психологии стали включаться дети до­школьного и преддошкольного возраста. Таким образом, специально психологические исследования выступили одним из факторов формирования дошкольной коррекционной педа­гогики. Возрастной диапазон интересов специальной психо­логии увеличивается не только за счет дошкольников, но и лиц зрелого и пожилого возраста.

Со временем трансформации подвергается и предмет раз­ных разделов специальной психологии. От изучения выражен­ных форм той или иной патологии акцент смещается в сторо­ну резидуальных характеристик. Так, например, первоначаль­но объектом сурдопсихологии и тифлопсихологии были лишь глухие и слепые, по мере развития этих наук он стал включать в себя также слабослышащих и слабовидящих лиц.

Помимо внутренней модификации традиционных отрас­лей специальной психологии (тифло-, сурдо- и олигофренопсихологии) можно наблюдать формирование ее новых направ­лений, таких как психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с патологией опорно-двигательного аппарата. Закладываются основы логопсихологии, психо­логии детей, выросших в условиях материнской депривации, реабилитационной психологии. Одновременно практика обу­чения и воспитания детей с отклонениями в развитии отчетливо свидетельствует об изменениях в составе учащихся коррекционно-воспитательных учреждений. Основная особен­ность этих перемен заключается в усложнении структуры психических расстройств, проявляющемся в комбинирован­ных сочетаниях разных аномалий. Эти нарушения создают ка­чественно иные варианты отклоняющегося развития, не сво­дящиеся к простой сумме патологических элементов.

Наиболее часто встречают нарушение интеллектуального развития с одновременной патологией зрения и (или) слуха, расстройство опорно-двигательного аппарата в сочетании с умственным недоразвитием и т. д. Появление подобных форм сочетанной патологии с неизбежностью ставит вопрос о спе­цифике обучения и воспитания подобных детей, а это, в свою очередь, стимулирует проведение исследований своеобразия их психического развития. Таким образом, закладываются ос­новы новых разделов специальной психологии, возникающих на стыке традиционных.

Независимо от своеобразия предмета той или иной отрас­ли специальной психологии внутри каждой из них можно выделить несколько направлений исследовательской работы.

Первое — клинико-психологическое, для которого наиболее характерно сопоставление полученных психологических дан­ных с особенностями основного нарушения, его глубиной, этиологией и патогенезом.

Другое направление — психолого-педагогическое; с его позиций ребенок с тем или иным откло­нением рассматривается в контексте обучения и воспитания.

Третье направление — социально-психологическое. Предме­том его непосредственного изучения является ребенок не сам по себе, а характер его межличностых отношений, особенно­сти процесса общения, групповая динамика, интерперсональ­ное восприятие и т. п. Достаточно близко к указанному на­правлению примыкает реабилитационно ориентированные исследования, сочетающие в себе элементы трех упомянутых сфер. В последнее десятилетие особенно актуальной стано­вится проблема интегрированного обучения детей с отклоне­ниями. Сама по себе ситуация обучения представляет особый класс условий протекания процесса психического развития, что открывает новые возможности для ребенка с особыми нуж­дами на пути его ранней социальной интеграции.

Четвертое направление можно условно обозначить как консультативное, начинающее оформлять­ся в самое последнее время, связано с усилением внимания к фактору семейного воспитания детей-инвалидов, а также с процессом интегрированного обучения. Содержание этого направ­ления включает оказание квалифицированной психологичес­кой помощи родителям и учителям проблемных детей.

Специальная психология в нашей стране, как и психоло­гическая наука в целом, развивалась преимущественно в рам­ках естественно-научной парадигмы. Основой этого подхода является ориентация на изучение общих законов. Индивиду­альные вариации объединяются в типы, группы и виды. Важ­ным условием этой парадигмы выступает воспроизводимость результатов, их закономерная повторяемость. Основным ме­тодом считается эксперимент.

Естественно-научной парадигме традиционно противосто­ит гуманитарная, с ее интересом к индивидуально-неповто­римым сторонам изучаемого явления (а стало быть, и невосп­роизводимым).

Здесь приоритет отдается феноменологиче­скому описанию.

Многими авторами отмечается, что оформление гумани­тарной парадигмы составляет одну из новых тенденций со­временного этапа развития отечественной психологии. Это верно лишь отчасти. Анализ истории развития специальной психологии в нашей стране убедительно показывает, что даже в те периоды, когда естественно-научная парадигма была един­ственно возможной, в рамках данной дисциплины, в связи с особенностями ее предмета, гуманитарный подход к анализу изучаемых явлений всегда присутствовал, хотя и не имел подобного названия. Клинические феномены обостренно индивидуализированы, неповторимы и плохо поддаются группи­ровке. В этом случае требуется скрупулезный анализ каждого единичного случая, сопоставимого лишь с самим собой. При этом эксперимент не обязательно должен быть единственным и главным методом. Это примечательное явление в том отно­шении, что тенденции в развитии специальной психологии предвосхищают общие направления развития отечественной психологии в целом и даже опережают их.

Таким образом, современная специальная психология представляет собой сложно дифференцированную и динамич­но развивающуюся отрасль психологической науки. Кроме того, по уровню практической востребованности специальная психология на современном этапе является одним из лидеров среди прочих прикладных направлений. Весьма упрощенно историческую последовательность формирования знаний о нарушениях процесса психического развития мы отразили на рисунке 1.

Развитие европейской специальной психологии отличает­ся от истории становления отечественной в силу разных со­циально-политических и экономических условий. Европейс­кая специальная психология с самого начала своего существо­вания пыталась рассматривать феномены нарушенного развития с нескольких теоретических позиций — психоана­литической, бихевиористской, гештальтпсихологической, когнитивистской, эклектической и др. Само формирование спе­циальной психологии как самостоятельной отрасли произош­ло позже, чем в России. Тем не менее существование этого раздела везде рассматривается только в рамках клинической психологии.

С самого начала своего возникновения европейская спе­циальная психология сохраняет прикладную ориентирован­ность. Академический, собственно исследовательский аспект специальной психологии представлен крайне узко.

Рис.1. Историческая последовательность формирования знаний об отклонениях в развитии

Семинар:

Исторические аспекты специальной психологии(2 часа).

  1. Возникновение специальной психологии как самостоятельной науки. (Первые сведения об особенностях лиц с отклонениями в развитии. Отношение к инвалидам на уровне религиозного сознания. Гуманистические идеи как фактор изменения отношения общества к лицам с отклонениями в развитии).
  2. Отечественные исследователи в области специальной психологии
  3. Зарубежные исследователи в области специальной психологии
  4. Вклад Л.С. Выготского в развитие специальной психологии, в изучение особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии.
  5. Вклад ведущих ученых в развитие специальной психологии. Жизнь и деятельность П.П. Блонского, Р.М. Боскис, Т.А. Власовой, Л.В. Занкова, М.И. Земцовой, В.В. Ковалева, В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьева, Г.Я. Трошина, Ж.И. Шиф, А.В. Ярмоленко.
  1. Психология между прошлым и будущим специального образования (Гончарова Е. Л. Специальная психология. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: ; опорные таблицы)

Задание:

Представить презентацию «История развития специальной психологии».

Литература:

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб, 2003.
  2. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. – М., 1996.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – Т. 5. – М., 1983.
  4. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. — М., 1974.
  5. Замский X.С. Умственно отсталые дети. История изучения, воспитания и бучения с древних времен до середины XIX века. — М.,1995.
  6. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.
  7. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой и др. — М., 2002.
  8. Сорокин В.М. Специальная психология: Учебное пособие. – СПб., 2003.
  9. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. – СПб., 2003.
  10. Специальная психология. Учебное пособие / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
  11. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. Циркина С.Ю. – СПб., 2000.
  12. Усанова О.Н. Специальная психология. — СПб., 2006.

7