1. Бытие как предмет онтологии

Вопросы для семинаров по философии.

Семинар 6

  1. Бытие как предмет онтологии.
  2. Сущность понятия материи и основные подходы.
  3. Основные свойства бытия:
    1. движение и развитие
    2. пространство и время
    3. способность к самоорганизации
    4. способность к отражению
  4. Сознание: происхождение, сущность, форма, структура..

Онтология – наука о бытии. Проблема бытия является центральной проблемой в философии, потому, что философия начинается с изучения бытия. Началось все с элеатов( Парменид).

Бытие – всеохватывающая реальность в его тотальности.

Фиксируется:

  1. существование окружающего мира
  2. человек с его сознанием

Констатация бытия – исходная предпосылка рассуждений о мире.

Бытие – существующая, стабильная самостоятельная, вечная субстанция, которая охватывает все сущее.

Существует мир:

  1. материальный мир (физических состояний)
  2. мир психических состояний

Положения, раскрывающие суть понятия:

— все реальное существует

— окружающий мир реально существует

— окружающий мир имеет внутреннюю причину своего существования

— окружающий мир имеет источник движении в себе самом

Формы бытия:

  1. материальное
  2. идеальное
  3. специфически-человеческое
  4. социальное

— бытие человека в обществе

— бытие самого общества

Уровни бытия:

  1. потенциальное
  2. актуальное

Бытие:

— номинальное

— феноменальное

Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто, едино с бытием. Нет абсолютного ничто потому, что это исходная предпосылка нечто.

Все формы бытия происходят из небытия.

Возникновение той или иной формы бытия – это переход от одной формы к другой.

Бытие не бывает без материи.

2. Сущность понятия материи и основные подходы.

Бытия не бывает без материи. Ленин: «Материя – философская категория, объективная реальность, отображаемая через ощущения». Современное, субстанционально-аксиологическое понимание материи: материя ценностно интерпретируется.

14 стр., 6701 слов

Бытие, материя, сознание, как исходные философские категории

... объективной реальностью устраняет не только субъективизм в определении сущности бытия, но и еще раз подчеркивает несводимость материи к определенным формам ее проявления (вещество, поле и т. д.). В-третьих ... недостаточно продуктивный шаг в понимании сущности бытия. В связи с этим, с изменением человеческой практики, в так называемое Новое время материя стала пониматься как бесконечное многообразие ...

Материя – это объективная реальность, которая существует независимо от сознания и отображает сознание. Характеризует материю через основной вопрос философии.

Спиноза вводит понятие субстанции – то, что существует благодаря себе самой. Материя – единственная субстанция, как основа всех меняющихся явлений. Причина существования материи в себе самой. Материя внутренне противоречива.

Подходы к сущности материи:

  1. материя – есть бытие, первична по отношению к сознанию.
  2. материя существует объективно, независимо от всего сущего.
  3. материя самостоятельно не существует вообще, это продукт нашего сознания.
  4. понятие материи ложно.

Структура материи:

  1. уровень неживой природы:

— субмикроэлементарный уровень

— микроэлементарный

— ядерный

— атомарный

— молекулярный

— уровень макротел

— планет

— систем планет

— галактик

— метагалактик

— вселенной

2) живая природа:

— доклеточный

— клеточный

— многоклеточный

— видов

— популяций

— биоценозов

— биосфера в целом

3) социумы:

— отдельный индивид

— семья

— коллектив

— группа

— народ

Черты материи:

  1. наличие движения
  2. самоорганизация
  3. размещенность в пространстве и времени
  4. способность к отражению

Виды существования материи:

  1. в форме вещества
  2. в форме поля

Вещество – то, что имеет массу покоя.

Поле – материя, не имеющая массы покоя.

3. Основные свойства бытия

a) Движение и развитие.

В мире все находится в движении, стремлении к некоторому состоянию.

Движение – сущностный атрибут материи, оно несотворимо и неуничтожимо. Каждый материальный объект – результат движения.

Движение имеет:

  1. абсолютный характер – материя существует только через движение
  2. относительный характер – каждый материальный объект имеет специфику движения

Покой – это движение в устойчивой форме.

Как бы объект не изменялся, он имеет свою субстанциональную основу.

Говорить о покое можно только в некоторой системе отсчета. Покой – это состояние движения в устойчивой форме. Покой относителен, а движение абсолютно.

Формы движения:

  1. механическое
  2. физическое
  3. химическое
  4. биологическое
  5. социальное

Типы движения:

  1. качественное
  2. количественное

Качественное движение изменяет саму материю, а количественное движение переносит энергию материи в пространстве.

Движение:

  1. динамическое – в рамках старой формы
  2. популяционное – координальное изменение структуры объекта.

Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено качественным разнообразием другого.

Всем уровням движения свойственны закономерности:

Высшее включает низшее. Но высшие формы не включены в низших. Высшую форму организации материи нельзя понять, если игнорировать низшую.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... интеллектуального поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы - человеческому ... наблюдать лишь общую реакцию на свет – фототропизм (тропизмы – это изменения направления движения растений и животных под влиянием биологически значимых раздражителей). У насекомых фасеточное устройство ...

Развитие – это эволюция и генезис, изменение материи, как некое универсальное свойство.

Развитие:

— экстенсивное

— интенсивное

Развитие – направленное, необратимое, качественное изменение системы.

Признаки развития:

  1. необратимость
  2. обновление
  3. преемственность
  4. направленность
  5. цикличность

Движение получает свою свободу в развитии.

Мировое развитие – закономерный поступательный процесс. Противоречия мирового развития — источник общественного прогресса. Развитие – движение вперед от несовершенного к более совершенному.

Прогресс разрушает человеческую целостность, превращает человека в статистическую единицу.

Человек является не центром земли, а лишь его частью (биосфероцентрическое мышление).

b) Пространство и время.

Пространство – структурная организованность материи.

Время – процессуальная организованность материи.

Пространство и время – характеристики бытия.

Точки зрения на пространство и время:

  1. субстанциональная концепция. Пространство и время – самостоятельные сущности, которые существуют наряду с материей и не зависят от нее.
  2. реляционная концепция. Пространство и время – относительны в зависимости от условий взаимодействия материальных тел. Зависят от движущейся материи.

Теория относительности исключила из науки абсолютность пространства и времени.

Пространство и время тесно переплетаются друг с другом. Они имеют свои свойства:

  1. пространство: протяженность

однородность

изотропность – равноправность всех направлений

трехмерность

  1. время: длительность

одномерность

необратимость

процессуальность

однородность

Пространственно-временной континуум – три измерения пространства и одно измерение времени соединяется в едином.

Время: биологическое

социальное и т.д.

Пространственно-временные характеристики проявляются именно в человеке. Пространство и время позволяют структурировать онтологию, как учение о бытии.

c) Способность к самоорганизации.

Самоорганизация – совершенствование и воспроизводство материи самой себя без участия внешних сил.

Проблема самоорганизации материальных систем – центральная проблема науки 20 века.

Материальные процессы:

  1. в замкнутых системах – ведет к устойчивому равновесному состоянию.
  2. в открытых системах – из хауса возникают упорядоченные структуры, при определенных условиях.

Флуктуация – случайные колебания и отклонение системы.

Диссипативная структура – неустойчивое состояние материи, которое возникает в результате флуктуаций.

Точка бефургации – точка, после которой система может пойти по различным направлениям.

d) Способность к отражению.

Отражение – способность материальных систем воспроизводить в самих себя свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания ...

... интеллектуального поведения характерны более сложное восприятие и прочная память. Возникновение и развитие сознания Развитие психики в филогенезе привело к появлению ее высшей формы - человеческому ... наблюдать лишь общую реакцию на свет – фототропизм (тропизмы – это изменения направления движения растений и животных под влиянием биологически значимых раздражителей). У насекомых фасеточное устройство ...

Высшим уровнем отражения является сознание – способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.

Отражение – это способность одних материальных объектов оставлять следы других материальных объектов.

Элементарные формы отражения:

  1. механическое
  2. физическое
  3. химическое
  4. биологическое

Сущностные формы отражения

  1. раздражимость
  2. чувствительность
  3. психическое
  4. сознание – высшая форма биологического отражения.

4. Сознание: происхождение, сущность, форма, структура

Сознание – функция высшего материального субстрата головного мозга – это обобщенный, оценочный образ действительности, а также конструктивно-творческое преобразование действительности. Сознание существует и имеет особую идеальную сущность. Материалисты считают, что сознание производно от материи.

Подходы к проблеме сознания:

— Физикализм – сознание, как самостоятельная субстанция не существует, сознание – суть порождения материи. Мозг – высший уровень организации материи. Сознание не может существовать без мозга, а мозг – это биологический орган. Человечество получило возможность создать искусственный интеллект.

Идеалисты им возражали: «все можно объяснить, а факт идеальности сознания нет». Образы не имеют материальной характеристики. Сознание господствует над образами. Никому не удавалось увидеть сознание другого человека.

— «Теория тождества» — отождествление духовных процессов с телесными (Армстонг).

— «Теория э » (Фейерабель).

— «Теория вульгарного материализма» (Фохт).

— «Точка зрения крайнего салепсизма»

— крайний взгляд на природу сознания. Сознание индивида – это единая достоверная реальность, а материальный мир – это его порождение.

— «Точка зрения умеренных материалистов» — сознание – это особое проявление материи, это способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.

Подходы к происхождению сознания:

1. космический подход – сознание существует само по себе и непосредственно исходит из космоса.

— теория монад (Лейбниц)

— теория Шардена – сознание – надчеловеческая сущность, мозг материи

— теория Тоубета – сознание – это результат взаимодействия полей, образующих материю

2. биологический подход – сознание – это порождение живой природы и присущ всем живым организмам, в том числе и животным. Многие действия животных требуют большой работы сознания.

3. человеческий подход – сознание – продукт человеческого мозга и присущ только человеку.

Теория отражения.

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи отражать себя. Отражение – это способность одних материальных объектов оставлять следы других материальных объектов.

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... и развития. Особенности механизмов целеполагания в разных странах. Цели как продукт сознания. Их объективное основание и субъективное выражение. Причины и последствия различного ... и документационное обеспечение управления». Цель курса – ознакомить студентов с отечественной теорией государственного управления, комплексно представленной в разной литературе последнего десятилетия, и показать ...

Элементарные формы отражения:

  1. механическое
  2. физическое
  3. химическое
  4. биологическое

Сущностные формы отражения

  1. раздражимость
  2. чувствительность
  3. психическое
  4. сознание – высшая форма биологического отражения.

Свойства сознания:

  1. идеальность – сознание материальному миру противоположно, не зависит от материи.
  2. интенциональность – направленность на предмет, подразумевает наличие предмета сознания.
  3. идеаторность – способность творить и воспроизводить идеи.

Предпосылка сознания – поступление информации из внешнего мира через ощущения.

Высшим уровнем сознания является самосознание – выделение человеческого «Я» ото всего, что его окружает. Самосознание держит под контролем сознание. Самосознание обладает предметностью и рефлексивностью. Самосознание предполагает самоконтроль и ответственность.

Самосознание – стержень сознания.

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состоящих из действий, лежащих вне разума, и не поддающиеся контролю – комплекс бессознательных инстинктов от которого человек не свободен. Инстинкты могут поражать желания.

Автоматизмы – действия, которые сначала контролируются сознанием и при повторе становятся бессознательными.

Подсознание – некие психические явления, связанные с переходом от уровня сознания на уровень автоматизма.

Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и возрастают творческие возможности.

Проблема бессознательного – проблема наличия скрытых детерминант сознания.

Соотношение бессознательного и сознания – это две относительно самостоятельные структуры психической реальности, но они способны достигать гармонического единства. Сознание способно контролировать бессознательное. Бессознательное – это первый этап формирования психики, а сознание – второй.

Соотношение сознания и языка – образуют некое единство и в своем существовании друг друга предполагают.

Язык – непосредственная действительность мысли. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка.

Слово – это произносимая сущность предмета.

Язык – это система знаков, обладающих определенным значением.

Знаки – некие материальные явления, поэтому один и тот же образ может быть закреплен в разных знаках.

Смысл – индивидуальное значение слова.

Знаки-символы – особый род знаков.

Самый высокий языковой уровень – уровень понятий. С помощью понятия развивается познавательный процесс и осуществляется прогресс разума. Поэтому знаки – это символы, которые несут в себе понятийное и сенситивное содержание.