Самостоятельная управляемая работа студента №2

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«Международный Университет «МИТСО»

Кафедра истории права и гуманитарных дисциплин

По дисциплине «Философия»

по теме: «Проблема происхождения человека. Социальная природа сознания. Биологическое и социальное в природе человека»

Выполнил студент

Меер Я.И.

Ф-т МЭО и М 1-й курс

Группа 1118

Проверил

Матюшкова Т.И.

Минск 2012

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА; АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ 4

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ 8

СООТНОШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО В ИНДИВИДЕ 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Введение

1. Период в истории Земли от возникновения человека и до современности называется антропогеном. Антропогенные изменения происходили по мере роста численности человечества, расширения территории его расселения и увеличения активности хозяйственной деятельности. В центре этих явлений, которые в настоящее время приобрели угрожающие масштабы, стоит сам человек и оказываемое им влияние на природу — ее загрязнение, сокращение и изменение под влиянием хозяйственной деятельности растительности, водоемов, нарушение баланса в целом в фауне и флоре Земли.

Проблемы антропогена с археологической точки зрения включают следующее:

1) происхождение человека как вида, место и хронология этого явления, определение грани между человеком как деятельно-мыслящим существом живой природы и его ближайшими предками;

2) связь антропогенеза с развитием материального производства, археологическими культурами;

3) расогенез — изучение причин и процессов расово-генетических различий.

2. Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

3. Сегодня становится очевидным, что полноценное развитие науки о человеке, во всей интегральной совокупности ее составляющих, начиная от биологии и кончая высшими формами социальных взаимодействий, возможно лишь при условии формирования методологии междисциплинарных связей, выработки перспективных контактов как между биологическими и общественными дисциплинами, так и внутри всей системы естественнонаучных знаний, их общее и непосредственное участие в развитии концепции человека. К сожалению, в настоящее время единый теоретико-методологический подход к формированию целостной концепции жизнедеятельности человека, на наш взгляд, явно отсутствует, чему в немалой степени способствует и традиционно закрепленное разделение естественнонаучного и гуманитарного знаний, каждое из которых создает частные, региональные образы человека, опирающиеся на присущие той или иной области императивы.

7 стр., 3053 слов

Имидж делового человека и пути его формирования

... общения, определяющим содержанием которого выступаетсовместная деятельность людей, их общее дело. Основные особенности ... ……………………………………… 7 2. Имидж делового человека и пути его формирования………………………. 12 Заключение ………………………………………………………………………… 23 Список ... nbsp;         Имидж– сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоциональноокрашенный ...

Проблема происхождения человека; антропосоциогенез

Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключающих позиций: как результат сверхъестественного, Божественного, космического (инопланетарного в современном варианте) начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.

В советской науке, естественно, господствовал эволюционный взгляд на антропогенез. Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животного мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних человекообразных обезьян. Такой взгляд появился не случайно, гак как был накоплен значительный научный материал, доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность развития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян третичного периода.

Когда появился труд Ч. Дарвина, наука не располагала еще достаточным количеством находок ископаемых предков человека, подтверждающих правильность эволюционной теории. Однако последующие открытия подтвердили основные выводы Ч. Дарвина. В 1891 г. на о. Ява были обнаружены останки скелета ископаемого человека, названного питекантропом (обезьяночеловеком).

В 1907 г. в Германии нашли челюсть другого ископаемого человека, названного гейдель-бергским. Кости более чем сорока особей древних людей-синантропов были обнаружены в ходе многолетних раскопок в Китае, недалеко от Пекина, близ Чжоукоудянь.

Ученым долго не удавалось обнаружить ископаемые останки древнейших человекообразных обезьян, которые ближе всего стояли бы к питекантропам. Только в конце XIX в. были найдены их останки. Они были обнаружены в разных местах присредиземноморья, Африки, Юго-Восточной и Передней Азии. Однако эти находки сами по себе еще не объясняли процесса происхождения человека. Поэтому главную роль играли не факты, а теории. Появление человека как вида, в частности, объяснялось так. В результате похолодания сократились области тропической растительности, стало больше степей, открытых пространств. Некоторые высокоразвитые обезьяны приспособились к этим новым условиям, что привело к естественному изменению их образа жизни; другие же виды навсегда остались привязанными к тропическому лесу и, надо полагать, дали начало современным человекообразным обезьянам.

2 стр., 954 слов

Становление и развитие коррекционной педагогики как науки

... обучения. - М.: ВЛАДОС, 1999. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки   Государственная система предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении у детей и подростков зародилась ... дезадаптации. При этом важно учесть три момента: 1) «презумпция невиновности ребенка» («Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре» (А.С. Макаренко)): ...

За последние сто лет в разных местах земного шара, исключая Америку, которая не является зоной происхождения человека, были обнаружены сотни останков ископаемых людей, стоявших на разных ступенях развития. Все это на первый взгляд подтверждает эволюционную теорию происхождения и развития человека. И действительно, человек в своем развитии прошел три стадии:

древнейшие люди — архантропы; первобытные люди — палеантропы;

современный человек. Таковы основные этапы антропогенеза. Эволюцию человека нельзя оторвать от исторической геологии земли и ее хронологии. Разобраться в проблеме человек — среда — археологическая культура поможет приведенная схема, так как наука о природе и наука о человеке для палеолита смыкаются. Антропогенез протекал в четвертичный период геологии земли и охватывает:

  • эоплейстоцен (2,5 млн.—350 тыс. лет назад),
  • плейстоцен (350—12 тыс. лет назад), что соответствует палеолиту и фазам ледникового периода.
  • За пределами палеолита находится современный период геологии земли — голоцен.

Вопрос о прародине человека, т. е. той части земного шара, где имел место начальный период антропогенеза, решался в зависимости от находок останков австралопитеков, палеантропов и архантропов. Этот вопрос и сейчас вряд ли можно считать окончательно решенным, так как наука постоянно развивается и каждый год можно ожидать принципиально новых открытий. В науке рассматривались в основном два центра происхождения человека: азиатский (Юго-Восточная Азия) и африканский, причем до открытий в Африке предпочтение отдавалось азиатской прародине человека. В современной науке центральное место отводится «африканской» теории.

Останки австралопитека впервые были найдены в 1924 г. Р. Дартом, обнаружившим в Африке череп ископаемого существа. В настоящее время известно несколько основных разновидностей австралопитеков. По физическому строению ископаемые люди отличались от своих ближайших предков тремя основными признаками: прямохождением, приспособленной к тонкому манипулированию кистью руки с противопоставленным большим пальцем, высокоразвитым, относительно крупным мозгом.

Процесс развития сознательной деятельности у различных видов австралопитековых шел по-разному. Пока мы точно не знаем, какой вид австралопитековых стал основой дальнейшего развития человека. Возможно, в возникновении человека сыграли роль не только эволюционные факторы. Само возникновение нового вида в природе — человека явилось качественным скачком, который был обусловлен генетическими изменениями. За последние годы выявлено, что такие изменения генофонда происходят у животных в местах сейсмической активности. Ведь таким местом является и зона африканского излома, где и обнаружены остатки древнейших людей.

Человек стал человеком с того времени, как сам сделал (а не использовал созданные природой) первые орудия труда и тем самым начал активно воздействовать на природу. С этого момента «вместе с человеком мы вступаем в область истории»: на смену биологическим закономерностям пришли закономерности социальные. Возникло человеческое общество — качественно новое явление.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... душу, на дух, душу и тело, на животного и духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и более сложное деление человека, считая основным семеричное. Для практического применения необходимо ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

Люди рифтовой зоны Африки отличались большим объемом мозга, более мелкими зубами, меньшим прогнатизмом нижней челюсти, имели высокий профиль лица и более совершенное строение руки. Первая находка была обнаружена в 1960 г. в нижнем горизонте Олдувайского ущелья. Эти качества еще более укрепились у гомо эректус, живших около 1,6 млн. лет назад. Различаются несколько типов чопперов и чоппингов: с поперечным боковым и дисковидным рабочим краем. В развитом Олдувае появляются так называемые кмеры, имевшие треугольную форму, и сфероиды — шары.

Гораздо лучше известны представители архантропов — питекантропы. Стоянки их открыты в Европе, Азии и Африке. Архантропы значительно отличались по объему мозга, форме бедра, конечностям от других приматов. Однако по своему анатомическому строению они все еще значительно отличались от современного человека. Скошенный лоб, массивные надбровные дуги и нижняя челюсть, отсутствие характерного для современных людей подбородочного выступа говорят о том, что архантропы по своему физическому облику занимали промежуточную позицию между австралопитеками и современными людьми.

Отвергая полицентрическую теорию происхождения человека, мы должны показать, как шло его расселение из мест первоначального обитания в Восточной Африке. В данном случае можно построить только модель этого продвижения по гибралтарскому мосту в Европу и передневосточному — в Азию. Вероятно, в первую очередь осваивались экологические ниши с близкими природными условиями; чтобы переходить на другие территории, в другие природные условия, надо было приобретать новые качества и умения.

Неандертальцы — это последняя ступень ископаемых людей, предшествующих современным, происхождение которых хронологически относится к верхнему палеолиту. В Европе они жили в суровых условиях конца рисс-вюрмского межледниковья и первой половины вюрмского оледенения, которые оказали влияние на формирование человека нового физического типа. Неандертальцы не только знали огонь, но и умели его добывать, они освоили пещеры, умели делать более совершенные и более разнообразные, чем их предшественники, орудия труда.

Сложной проблемой является расогенез. Одно из самых распространенных объяснений состоит в том, что расширение зоны обитания человека способствовало образованию расовой дифференциации. Все современное человечество делится на несколько больших расовых стволов — европеоидный, монголоидный, негроидный и австралоидный, каждый из которых в свою очередь включает несколько крупных расовых подразделений и большое количество мелких расовых групп. Некоторые расовые признаки отмечаются уже у• поздних палеантропов. Нельзя не учитывать также, что сложение отдельных рас в основном совпадало с границами материков, где существовали большие верхнепалеолитические общности: европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, негроидная — в Африке, монголоидная — в Азии. Каждая большая раса имеет свои характеризующие ее признаки: строение лица, пигментация волос, цвет глаз и т. д. Приобретенные признаки со временем изменялись в определенном направлении, исчезали или усиливались. Внутри больших рас —монголоидной, негроидной и европеоидной — возникли отдельные крупные ветви. Так, внутри монголоидной расы выделяются южноазиатская, сибирская и американская ветви, негроидная раса разбивается на две, а внутри европеоидной расы существуют северная и южная ветви.

8 стр., 3557 слов

Роль игровой деятельности в развитии животных

... объяснение ее природы, сравнение ее с игрой человека, а также определение ее функций и роли в процессе развития животного и человека. 1. Определение понятия «игра» Определение понятия «игра» ... ориентирован не на столько на конкретный результат, сколько на сам процесс - правила, ситуацию, воображаемую обстановку. Результатом игры не становится производство какого-либо материального или идеального ...

Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал — эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Подмена одного другим совершенно исключена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человека происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее становился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям. Однако в археологические эпохи, в отличие от индустриальной, это приспособление было всегда рациональным, « человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.

Социальная природа сознания

В истории человечества благодаря языку произошла перестройка отражательных возможностей: отражение мира в мозгу человека наиболее адекватно. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично никогда не встречался.

Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.

Разница в “языке” животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями.

Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое (“ручное”, по Павлову) мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу и даже создать “орудие”. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь, когда-либо изучавший психику животных. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное — раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Так, моряки начинают экстренно чинить небольшую пробоину в судне, а летчик ищет ближайший аэродром, если у него осталось мало горючего. Люди отнюдь не рабы данной ситуации, они способны предвидеть будущее.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

11 стр., 5423 слов

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

... 6 Ринолалия .7 Нарушение голоса Заключение 1. Особенности высшей нервной деятельности человека Для животных роль условных сигнальных раздражителей играют предметы и явления (свет, звук, температура) ... работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука (1989). В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно. В овладении ...

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. Так, если обезьяна только что пользовалась палкой как орудием для подтягивания плода, то через некоторое время животное может изгрызть ее или спокойно смотреть, как это сделает другая обезьяна. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Предмет приобретает определенное значение лишь в конкретной ситуации деятельности. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно — в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата, но никогда они не будут действовать совместно, помогая друг другу.

В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

Третья отличительная черта психической деятельности человека — передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. ‘И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек. присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека Психику человека в наибольшей мере развиваем передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человечества. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление).

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности. Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются ; безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует, положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека, только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Важнейшие отличия психики человека от психики животных заключаются в условиях, их развития. Если на протяжении . развития животного мира развитие психики шло по законам биологической эволюции, то развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития. Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность. Об этом свидетельствуют случаи воспитания человеческих детей среди животных.

Так, все дети-маугли проявляли примитивные животные реакции, и у них нельзя было обнаружить те особенности, которые отличают человека от животного. В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания, безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек — продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Соотношение биологического и психологического в индивиде

Психология остается большей частью именно общей психологией, социальной психологией, практически исключив из сферы рассмотрения психологию личности, психологию индивидуальности — т. е. те области, развитие которых немыслимо без учета детерминирующих биологических начал в человеке. Да и сам факт, что психология до сих пор остается в ряду гуманитарных наук, не мог не наложить отпечаток на ее методологическое содержание. То же самое происходило и в области социологии, которая стала поистине «метрической» дисциплиной. Поэтому так часто употребляемые нами словосочетания: «человеческий фактор», «гармонически развитая личность» — и до сих пор остаются в большей мере декларативными, лишенными конкретно-смыслового содержания. Сама наука о человеке в нашей стране стала состоять как бы из двух не связанных между собою частей: с одной стороны, различные естественные дисциплины раскладывали человека на множество анатомо-физиологических составляющих, с другой — познание высших его функций было прерогативой социальной психологии, имеющей партийно-идеологическую окраску. До сих пор призывы к созданию единой концепции человека остаются в большой мере абстрактными, не претворенными в какие-либо совместные естественно-гуманитарные исследования. Понятно, что такое состояние науки о человеке имело достаточно определенные исторические и социальные причины. Углубляющаяся дифференциация наук, объяснимая с точки зрения общего развития научных знаний, в условиях тоталитарного государства превратилась поистине в дезинтеграцию наук. Применительно к проблеме человека эта тенденция была, пожалуй, наиболее опасной, ибо приводила к абстрагированно-идеологическому пониманию человека. Вместе с тем диалектика развития науки подводит нас к настоятельной потребности учиться общему языку, учиться преодолевать дефинитивные барьеры, а в целом — учиться понимать друг друга. Это не только одна из насущных задач теоретической, фундаментальной науки, требующей нового, интегрального естественнонаучного подхода к проблеме человека, это и залог адекватного изменения роли социума. Безусловно, что при этом необходимо не только широкое внедрение достижений естественных наук в саму практику обучения и воспитания, но и формирование целостного взгляда на природу человека, отвечающего современному развитию науки и общества. Сегодня нужна уже практическая интеграция, которая сможет как взаимообогатить различные области знаний новыми подходами и проблемами, так и создать поистине свободное творческое мировоззрение. История развития науки дает нам немало примеров того, как именно на стыке научных дисциплин обозначались те точки роста, которые впоследствии давали возможность отойти от груза старых, шаблонно-зашоренных решений, стандартного мышления.

В этой связи имеет определенный смысл заглянуть в наше прошлое, а именно в прошлое нашей науки, тщательно забытое нами и ограниченное рамками лишь истории науки, редуцированной настолько, что некогда живые и необыкновенно продуктивные и перспективные теории были превращены в голые схоластические схемы, а то и попросту забыты нашей официальной наукой. Такая участь постигла творческое наследие многих ученых в различных областях знаний. В их числе и имя академика Алексея Алексеевича Ухтомского, чья научная деятельность связана прежде всего с попыткой создания основ единой науки о человеке. Им была, по сути, разработана стройная концепция человека, раскрывающая объективные законы его поведения и психики, формирования нравственной и творческой личности, межличностного общения. Знаменуя собой новый синтетический подход к природе человека, концепция А.А. Ухтомского была построена на стыке различных научных направлений: биологии, физиологии, психологии, философии, социологии и этики. Весь этот удивительный сплав, позволивший выявить диалектическое единство биологических и социальных корней природы человека, дал возможность Ухтомскому органически связать естественнонаучные представления о поведении и психике человека с законами нравственного поведения человека в мире, выводящими содержание и смысл жизни человека за ее чисто физиологические, природные пределы.

Ядром этой концепции стал сформированный Ухтомским в 20-х гг. принцип доминанты как главного системообразующего фактора антропосоциогенеза. «Принцип доминанты,— писал А.А. Ухтомский,— принцип ведущего действия во всевозможном многообразии проявлений последнего. Ведущих действий может быть множество — одно за другим. Но для каждого отдельного момента организм объединяется около ведущего действия данного момента… Как порочное предубеждение, доминанта, или ведущее действие, дает себя знать на каждом шагу: постоянно сталкиваемся мы с примерами ослепления предвзятостью, когда есть и уши, и глаза, и действуют они недурно, и тем не менее не видят того, что замечено уже животными, детьми… Ведущее действие, или доминанта, как полезный инструмент в восприятии окружающего объективного мира и в оценке фактов дана тогда, когда, будучи предупреждены предыдущими событиями, мы начинаем с полуслова понимать скрытый смысл текущих вопросов, отрывки речей и направление мысли собеседника, вскрывая их внутреннее значение, применительно к тому, что стало известно в прошлом, в то время как непредупрежденный наблюдатель не усматривает в тех же словах и жестах ничего, кроме праздных разговоров и случайной болтовни».

Одной из важных проблем, поставленных А.А. Ухтомским, была проблема соотношения биологического и социального в природе человека. Вопрос о соотношении биологических и социальных факторов при формировании личности в течение долгого времени служил ареной ожесточенных научных (большей частью отвлеченно-философских) споров, причем, как правило, принималась позиция максимумов в оценке этого соотношения. Так, традиционное для нас марксистско-ленинское учение о человеке имело в качестве основного тезис: человек — это социальное существо, и поэтому его развитие всецело определяется социумом, который «лепит» с помощью методов воспитания необходимую и удобную для него человеческую личность. Эта политическая доктрина советского неоламаркизма нанесла колоссальный удар и по общественным, и по естественнонаучным дисциплинам, извратила само учение о человеке. Были полностью нивелированы законы его природно-биологического развития; постулировалось, что сам социум является специфической прерогативой только человеческих сообществ, исключая при этом глубокие биологические корни и далекие эволюционные предпосылки этой формы организации живых организмов. Но ведь несмотря на то, что социальная среда для различных видов животных разная, есть определенные, эволюцией оправданные, законы социума, нарушать или не учитывать которые нельзя и, более того, опасно.

Заключение

1. Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал — эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Подмена одного другим совершенно исключена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человека происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее становился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливал к своим потребностям. Однако в археологические эпохи, в отличие от индустриальной, это приспособление было всегда рациональным, « человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.

2. Деятельность человека как сознательная активность формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания. Она же служит основой формирования и развития сознания, источником его содержания. Деятельность всегда осуществляется в определенной системе отношений человека с другими людьми. Она требует помощи и участия других людей, т. е. приобретает характер совместной деятельности. Ее результаты оказывают определенное влияние на окружающий мир, на жизнь и судьбы других людей. Поэтому в деятельности всегда находит свое выражение не только отношение человека к вещам, но и его отношение к другим людям. Иными словами, в деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность.

3. Последние достижения естественных наук свидетельствуют о том, что в самой биологической организации человека изначально заложены, запрограммированы возможности его универсального социально-деятельностного функционального развития. Это своего рода ценнейшее наследие, отобранное и оставленное нам всей эволюцией животного мира,— наследие, дающее нам возможность иметь некую платформу, первую ступень в наших взаимодействиях со средой, причем генетическая программа не обрывается в момент рождения (как принято было считать раньше) — последовательное развитие ее блоков заканчивается только со смертью человека. Однако здесь важно учитывать и действие фактора обратной связи: биология человека не остается инвариантной и нейтральной по отношению к состоянию окружающей среды. Речь идет как о проблемах экологии внешней, физической среды, так и об экологии самого социума. Последствия загрязнения и разрушения человеком биосферы, а также таких социальных болезней общества, как алкоголизм, наркомания и т. д., в равной мере оказывают влияние на узловое звено человека и человечества в целом — его генофонд. Поэтому в плане решения задач, стоящих перед естественными науками, важное значение приобретает выявление биологических детерминант преадаптации человеческого мозга к социальным взаимодействиям, выявление генетических программ развития человека.

Список литературы

1. Философия, ее предназначение и смысл и функции // Введение в фило­софию. -М: Политиздат, 1989.-Т. 1.

2. Библер B.C. Что такое философия?//Вопр. философии. — 1995. -№5.

3. Шрейлер Ю.А. Загадочная притягательность философии // Вопр. философии. — 1996. — № 7.

Стр. 16