ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1. Отметьте, какая деятельность: сознательная или бессознательная – проявляется в приведенных ниже примерах?
А. У больного белой горячкой реальная действительность как бы заслоняется многочисленными яркими галлюцинациями: ему мерещатся черти, которые ругают его, строят рожи, грозят. Он видит, как на него нападают животные, насекомые – лезут на него, кусают. Спасаясь от преследователей, он иногда получает тяжелые травмы, увечья.
Б. Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у своего товарища. Испытуемый не мог выполнить это задание гипнотезера. Между тем другие приказы – умыться, взять книгу и т.д. – испытуемый выполнял.
В. Ученик быстро и правильно умножает числа, но не помнит правила их умножения.
Г. Семиклассник, которого поддразнивания друзей вывели из себя, изорвал учебники и тетради, ударил одного из товарищей.
Д. Выпускник школы поступи в педагогический институт и объясняет это тем, что он любит детей и ему нравится понятно излагать математические доказательства.
Задание 2. Внимательно прочтите текст.
«…Русский психолог А.И. Введенский писал, что чужой душевной жизни мы не можем воспринимать; сама она навсегда остается вне пределов возможного опыта. А.И. Введенский считал, что психические явления могут познаваться только непосредственно».
Установите, правильно ли утверждение А.И. Ведерникова о том, что мы не можем воспринимать чужой душевной жизни. Вытекает ли из этого, что мы не можем непосредственно воспринимать психические явления, принципиальная возможность их познания? Какой способ познания психических явлений игнорировал А.И. Введенский?
Задание 3. Даны примеры. Определите какие признаки сознательного и бессознательного проявляются в каждом из них.
А. Все знают, как неприятно ощущение икоты и как мучительно хочется от нее избавиться. Одни для этого глотают корочку хлеба, другие стараются не дышать, третьи пьют воду. Однако порой эти способы не помогаяю, человек продолжает икать, пока вдруг икота не прекращается так же внезапно, как и началась.
Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»
... Боксер, отличающийся неуравновешенной нервной системой, непосредственно перед боем старается вызвать у ... специальной психологической подготовки». Цель: научить студентов правильно использовать средства психологической подготовки спортсменов. Методические ... признаков. Из предложенного перечня психических явлений выберите признаки психической готовности»: высокая ... задания, превышающие фи
Б. Здоровый ребенок уже вскоре после рождения крепко сжимает палец взрослого, карандаш, если им прикоснуться к ладошке младенца.
В. Готовясь к публичному выступлению, к экзаменам, соревнованиям или ответственной деловой встрече, очень полезно заранее как бы смоделировать свою возможную эмоциональную реакцию. Такое предварительное «проигрывание» различных эмоциональных ситуаций, как правило, помогает разумнее и спокойнее решить многие жизненные конфликты, не истощая психофизиологических резервов организма.
Задание 4. Некоторые психологи утверждают, что психологические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения.
Докажите, почему принципиально невозможно познание психических явлений только с помощь самонаблюдения.
Задание 5. Определите следующее: можно ли считать спор деловым. Что необходимо для делового обсуждения и спора?
«Руководитель учреждения вызвал к себе начальника одного из отделов…
— Я решительно заявляю, что Вы абсолютно неверно обосновываете необходимость реорганизации Вашего отдела.
— Но почему?
— Вас никто не просил выступать с подобными предложениями.
— Ну и что же? У меня давно зрела идея, она представляется мне вполне рациональной…
— Мало ли что Вам представляется. Мне лично все это совершенно непонятно. Вам вечно приходят в голову вздорные мысли. Да еще такие, которые совсем не соответствуют Вашей должности…
— Почему Вы так говорите?
— Потому что так думаю. Не желаю больше спорить…»
Задание 6. Внимательно прочтите текст.
В сельских школах, а нередко и в городских школах существует традиция давать ребятам прозвища. Иногда они достаются ребятам «по наследству» от старших братьев, сестер, а порой и от родителей. Нередко прозвище «вырастает» из особенностей (физических, психических) самого ребенка. Так, в одной школе уже в начальных классах многие мальчики имели прозвища и с ними прошли через все годы учебы. Вот их перечень: Пшеничный, Дуб, Бык, Стальной, Лобан, Скворец. Как правило, употребление сверстниками прозвищ не вызывает со стороны их носителей обид. Образуется их своеобразная привычка отзываться на это второе имя.
Определите внутригрупповое социально-психологическое явление, проявляющееся в данном случае. Докажите свое суждение. На какой стадии развития группы возможно возникновение «вторых имен»?
Задание 7. Проанализируйте конфликтную ситуацию. Какой совет Вы дали бы учителю, чтобы разрешить конфликт. Сопоставьте свой вариант с тем, как действовал персонаж художественного произведения М. Прилежаевой «Всего десять дней».
Антон Наводеев – ученик 11 класса. У него умер отец и Антон не выучил урока по истории. Учитель истории по прозвищу Гри-Гри, не зная этого, сделал ученику замечание, оскорбившее самолюбивого юношу.
«- Наводеев, представляешь ли ты, как ничтожен и жалок бездельник?
— Вы меня оскорбляете.
— Не оскорбляю, а констатирую факт – пробездельничал, сам себя наказал, стоишь истуканом на посмешище классу.
Антон задыхается от гнева. Слова учителя стегнули его.
— Не издевайтесь! – крикнул Антон. Он потерял над собой контроль. У него прыгали губы.
— Наводеев, получишь за поведение кол,- грозит учитель.
— хоть десять! – дерзко ответил Антон, чувствуя, что падает в пропасть и не может удержаться.
И даже тогда, когда учитель узнав о смерти отца Антона, разговор ведется в том же ключе.
Учитель побелел от гнева, забыл что он педагог, а перед ним ученик.
-Наглец. Даже смерть отца тебя не исправит.
— От наглеца слышу! – ненавидя учителя крикнул Антон. Кажется, он оглох, такая жуткая наступила тишина…»
Антон оставил школу.
Задание 8. Попытайтесь с помощью теста установить: достаточно ли Вы корректны в отношениях с людьми; умеете ли Вы слушать собеседника и культурно общаться.
Для этого необходимо дать ответы на 10 вопросов, которые оцениваются следующим образом:
«всегда» — 2 балла;
«в большинстве случаев» — 4 балла;
«иногда» — 6 баллов;
«редко» — 8 баллов;
«никогда» — 10 баллов.
№/№ |
Вопросы: |
Ответы: |
Стараетесь ли Вы прервать разговор, если его тема или Ваш собеседник Вам неинтересны? |
|
|
|
Может ли неудачное или бестактное выражение собеседника спровоцировать Вас на резкость или грубость? |
|
|
Могут ли Вас раздражать манеры собеседников? |
|
|
Избегаете ли Вы беседовать с неизвестным или малоизвестным Вам человеком, даже когда он стремится к этому? |
|
|
Имеете ли Вы привычку перебивать собеседника? |
|
|
Делаете ли Вы вид, что внимательно слушаете, когда сами думаете совсем о другом? |
|
|
Меняется ли Ваш тон, голос, выражение лица со сменой Вашего собеседника? |
|
|
Меняете ли Вы тему разговора, если собеседник коснулся «щекотливой» для Вас темы? |
|
|
Поправляете ли Вы собеседника, если в его речи встречаются вульгаризмы, неправильно произнесенные слова, искаженные названия, термины? |
|
|
Можете ли Вы быть ироничными по отношению к собеседнику? |
|
Точный ответ Вы получите только при максимальной искренности, объективности. Если в итоге Вы набрали сумму баллов выше 62 – Вы собеседник «выше среднего уровня».
Задание 9. С помощью теста попытайтесь определить Ваш уровень конфликтности.
Для этого внимательно прочтите приведенные ниже высказывания и выберите по одному ответу на каждый вопрос:
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимают участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в)активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя.
2. Выступаете ли Вы на собраниях с критикой руководства?
а)нет;
б) только если имею на это веские основания;
в) принимаю по любому поводу не только начальство, но и тих, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры – моя стихия.
4. Очереди, к сожалению прочно вошли в нашу жизнь. Как Вы реагируете, если кто-то залезет в обход?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали не подсоленное блюдо. Ваша реакция?
а)не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от одних замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу…
а)с возмущением посмотрю на обидчика;
б)сухо сделаю замечание;
в)выскажусь, не стесняясь в выражениях.
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась…..
а)промолчу;
б)ограничусь коротким тактичным комментарием.
8. Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесетесь?
а)постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б)не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в)проигрыш надолго испортит настроение.
Обработка результатов:Подсчитайте набранные очки исходя из того, что каждое: а – 4 очка, б – 2 очка, в – 0 очков.
Если полученная сумма составляет:
22 — 23 очка –Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было Вашим девизом. Может быть, поэтому Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
12 – 20 очков – Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на Вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорбления. Все это вызывает к Вам уважение.
10 очков и менее – споры и конфликты для Вас – это воздух, без которого Вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика – ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами на работе и дома. Не поэтому ли у Вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!
Задание 10. На основе приведенной ниже шкалы оценки психологического климата в коллективе, оцените, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Для этого, прочтите сначала предложения слева, затем – справа и после этого, знаком «+» отметьте в середине части таблицы ту оценку, которая по Вашему мнению, соответствует истине.
Оценки
3 – свойство проявляется в коллективе всегда;
2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
1 — свойство проявляется нередко;
0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
|
1 |
2 |
3 |
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения. |
3 2 1 0 — 1 -2 -3 |
Преобладает подавленное настроение. |
|
|
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Конфликтность в отношениях и антипатии. |
|
В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание. |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Группировки конфликтуют между собой. |
|
Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Проявляют безразличие к долее тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. |
|
Успех и неудачи товарищей выражают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива. |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство. |
|
С уважением относятся друг к другу. |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей. |
|
Достижения и неудачи коллектива переживают как свои собственные. |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива. |
|
В трудные минуты для коллектива находит эмоциональное единение: «Один за всех и все за одного». |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимное обвинение. |
|
Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители, педагоги. |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно. |
|
Коллектив активен, полон энергии. |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Коллектив инертен и пассивен. |
|
Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе. |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Новички чувствуют себя чужим, к ним часто проявляют враждебность. |
|
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах. |
|
В коллективе существует справедливое отношение ко всем, поддерживают слабых. |
3 2 1 0 -1 -2 -3 |
Коллектив заметно разделяется на «привилегированных»; пренебрежительное отношение к слабым. |
Обработка полученных данных: осуществляется в несколько этапов. Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины, сначала «+», потом « — » оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным и отрицательным знаками. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника необходимо сложить и разделить на количество участвующих. Затем, полученную цифру сравнить с «ключом» методики: + 22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально-психо
логического климата; от 0 до 8 – низка степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (- 8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (-8) до (-10) – средняя неблагоприятность; от (-10) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагоприятность.
Задание 11. Оценка уровня общительности ( тест В.Ф. Ряховского).
Вам предлагается возможность определить уровень Вашей коммуникабельности. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов – «да», «иногда» и «нет». Отвечать необходимо быстро и однозначно.
Текст опросника:
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колее?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обращается к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой Вам подали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра и пр.) Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13.У Вас есть собственные сугубо индивидуальные оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Оценка ответов : «Да» — 2 балла, «Иногда» — 1 балл, «Нет» — 0 баллов.
Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.
Результаты теста:
30-31 балл. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям не легко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничиваетесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность. Стоит только встряхнуться.
19-24 балла. Вы, в известной степени, общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 баллов. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры).
Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбе, хотя не всегда можете их выполнять. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, редко бываете необъективны. Серьезная работа – не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Задание 12. Тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдера).
Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется Вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным – «Н».
1. Мне кажется трудным искусственно подражать привычкам других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог(ла) свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубокое, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден(а).
8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным(ной) с людьми, которых я не выношу.
10. Я не всегда такой(ая), каким(ой) кажусь.
Подсчет результатов:
По одному баллу начисляется за ответ «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и за ответ «В» на все остальные вопросы.
Подсчитайте сумму баллов:
0 – 3 балла – у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво и Вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают Вас «неудобным» в общении по причине Вашей прямолинейности.
4 – 6 баллов — у Вас средний коммуникативный контроль, Вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7 – 10 баллов – у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое Вы производите на окружающих.
Задание 18. Существуют различные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности.
Первая: личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния.
Вторая: личность определяется биологическими, наследственными факторами; никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой.
Самостоятельная работа — Стр 2
Третья: личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности.
Какую из указанных точек зрения следует считать правильной?
Докажите, почему при диагностике развития личности следует учитывать биологические (природные) предпосылки и общественную сторону (социальные условия) бытия человека.
Задание 13. Из жизни литературы известно, насколько неожиданными иной раз становятся решения и поступки личности в необычных условиях. Люди, которые были для нас образцом мужества и благородства, на поверку оказываются трусами и эгоистами, и, напротив, у тех, кого мы считали как будто бы посредственностью, в определенных условиях проявляются незаурядные качества, о которых мы не подозревали.
Чем можно объяснить подобное проявление личности?
Какова роль конкретной ситуации для проявления личности?
Задание 14. Перечисленные ниже особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность.
Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация обеих рук, медленная скорость узнавания, большая эмоциональная возбудимость, трудолюбие, аккуратность, малая моторная ригидность, высокая сенсорная чувствительность.
Выделите особенности, которые отражают поведение индивида и особенности, которые отражают поведение личности. Дайте обоснование своего выбора.
Задание 15.Если Вы хотите уточнить свое отношение к делам сверхчувственного мира и парапсихологии, ответьте на предлагаемые ниже вопросы «да», «нет», «не знаю» — согласно первой же мысли, какая приходит в голову. Потом проверьте результаты.
- Я верю своей интуиции.
- Несколько раз мне случалось предчувствовать нечто, что случилось несколькими днями позднее.
- У меня есть способность к наблюдению и я могу заметить больше, чем средний человек.
- Я не знаю случаи, которые свидетельствуют о существовании парапсихических явлений.
- Я люблю читать ворожбу, гороскопы и предсказания.
- Считаю, что магическое мышление является проявлением здорового инстинкта человека, а не только выражением его незрелости.
- Есть в жизни такие ситуации, которые превосходят возможность понятия их разума.
- Случалось мне ворожить на картах или предсказывать будущее, опираясь на собственные методы.
- За последние 10 лет мне случалось пережить пророческий сон.
- Я считаю, что у меня нежный характер и его легко ранить.
- Я в состоянии различить несколько уровней собственного состояния.
- Я принимаю, люблю, а иногда и удивляюсь человеку, который пребывает во мне.
- В моем мире есть место иллюзии, магии, чарам и мечтанию.
- Я не люблю чрезмерного порядка, пунктуальности и всего, что связывается со строгостью.
- Если бы даже и можно было читать мысли других людей и общаться парапсихологически на расстоянии, то больше удовольствия доставило бы мне «домысление других» и разговор с ними.
Подсчет результатов.
За каждый ответ «да» полагается 10 очков, за каждое «не знаю» — по 5 очков, за ответы «нет» — не полагается ничего. Просуммируйте все результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ
150 -100 очков. Вы в состоянии подняться над своими чувствами намного выше, чем достигает взор человека. Но это не есть еще доказательств того, что все, что вы судите о другом человеке, — есть чтение его мыслей. У вас есть способности предвидения будущего, но это не всегда то же самое, что безошибочная ворожба. Ваш отрыв от чувств времени притягивает и интригует, а временами угрожает, создавая прекрасный мир иллюзий.
95-50 очков. Вас надо огорчить – все, что делается в вас, вполне нормально. И то, что временами не обманывает вас ваша интуиция, и то, что у вас здоровый рассудок. Может, временами вашей рассудительности наскучивает окружающая вас действительность, а может, временами ваш дух тоскует по таинственным приключениям и путешествиям в неизведанное. В вас есть нечто такое, что в самом деле позволяет вам твердо стоять ногами на земле, но делает невозможными полеты в иные измерения, страны мечты и воображения. Знаете ли вы, что это такое? Если нет, то спросите свой дух.
45-0 очков. Вас надо поздравить – ваша последовательность в отрицании существования сверхчувственного мира заслуживает лучшего. Ведьмы, предрассудки и костер – это конечный этап мыслей о парапсихологии людей, мыслящих так же. Верите ли вы еще в судьбу? Предназначение должно у вас ассоциироваться с тяжелой работой кузнеца, а счастье – с железным отпечатком его усилий.
Задание 16. Характер человека, как известно, проявляется в поступках, в отношении к людям, в выборе, который каждый из нас делает в той или иной ситуации. Если вы хотите лучше узнать себя, проставьте после каждого из 15 предлагаемых вопросов: «Да», «Нет» или «Не знаю».
- Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.
- В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.
- Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.
- Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под «несчастливой звездой».
- Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.
- Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал (стала) таким (такой), каким (какой) я есть.
- Если я простужаюсь, предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врача.
- Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.
- Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности.
- Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.
- Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с самого (самой) себя.
- Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы.
- Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельств, должен быть сильным и самостоятельным.
- Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
- Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.
Подведем итоги.
За каждый ответ «Да» на вопросы 1,3, 5, 7, 9, 11, 13-й и ответ «Нет» на вопросы 2, 4, 6,8, 10, 12, 14, 15-й поставьте себе по 10 баллов. За ответы «Не знаю» — по 5 баллов. Подсчитайте общее количество баллов.
100-150 баллов. Вы «капитан» собственной жизни, чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем. Вы видите перед собой задачу и думаете над тем, как ее можно решить. Что при этом вы чувствуете, что происходит в вашей душе – для окружающих загадка.
50-99 баллов. Вы охотно бываете «рулевым», но можете, если это необходимо, передавать штурвал в верные руки. При оценке причины собственных трудностей вы вполне реалистичны. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывает вашими союзниками. Случаются ситуации, которые никак вас не касаются, вы не несете за них никакой ответственности и тем не менее, если это требуется, все-таки берете ответственность на себя. И вы обычно знаете, когда это нужно сделать. Вы умеете жить в добром согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с самим (самой) собой.
До 49 баллов. Вы часто бываете «пассажиром» в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря: так сложились обстоятельства, судьба и т.п. В своих трудностях вы обвиняете кого угодно, но только не себя. Настоящая независимость кажется вам недостижимой. Но вы умеете мирно сосуществовать с другими людьми.