Российский государственный педагогический университет 2

5

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

им. А.И. Герцена

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД. Ф. 05. – Введение в педагогическую деятельность

Направление: 050700.62 (540600) ПЕДАГОГИКА

«ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Преподаватели:

к.п.н., доц. Акулова О.В.

асс. Мальцева М.В.

Курс

2

Семестр

3

Статус дисциплины

А

Количество зачетных единиц/

Кредитов

2

Итоговая аттестация:

зачет

Трудоемкость:

аудиторные часы

лекционные часы

практические часы

самост.работа

72 ч.

36 ч.

18 ч.

18 ч.

36 ч.

Количество баллов:

100

Необходимый минимум

для допуска к аттестации (баллы):

30

Утверждено на заседании кафедры № 2 от 07. 09. 2012 г.

Зав.кафедрой дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе

Пояснительная записка

В современном мире возрастает ценность образования, именно его уровень определяет сегодня успешность и перспективность человека, реализацию его возможностей. Вместе с образованием возрастает и потребность в тех, кто учит, воспитывает и образовывает, то есть возрастает значимость педагогической деятельности и потребность в тех, кто ей занимается.

Настоящий учебный курс является ориентационным в профессии, которую год назад выбрали для себя студенты нашего университета. Смысл курса – помочь студенту осознанно войти в педагогическую деятельность, понять ее феномен, изучить истоки происхождения педагогической профессии, ее особенности на современном этапе развития общества, социокультурные требования к ней, определить в ней историческое и вечное.

Важным становится возможность проектирования студентом своего образовательного маршрута через освоение учебного курса «Введение в педагогическую деятельность», профессиональное самоопределение и саморазвитие.

Цель учебного курса: становление профессиональной компетентности будущего педагога.

Задачи учебного курса:

  1. Содействовать осознанию ценностно-смысловой природы педагогической деятельности, ее гуманистической направленности и востребованности в современном обществе, развивать интерес к ней.
  2. Сформировать знания об особенностях педагогической деятельности в современных социокультурных условиях.
  3. Развивать профессионально-педагогические умения.
  4. Содействовать обогащению опыта личностно-профессионального самопознания студента посредством решения частных задач:
  • понимания образа профессионально-педагогической деятельности на современном этапе развития общества, деятельности педагога дошкольного образования;
  • изучения особенностей личностных ценностей и смыслов, качеств и свойств, возможностей и способностей в соотношении с образом педагогической профессии;
  • оформления «образа–Я» в контексте профессионально-педагогической деятельности;
  • становления индивидуального стиля будущей профессионально-педагогической деятельности;
  • самоопределения и самореализации в образовании и предстоящей профессиональной деятельности.
  1. Содействие обретению и проявлению субъектной позиции будущих педагогов.

Организация текущей аттестации

Текущая аттестация осуществляется в баллах следующим образом:

Общее количество баллов по курсу – 100,

Из них:

Промежуточная аттестация – 30 баллов

Текущая аттестация – 70 баллов

Форма текущей аттестации

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

  1. Групповая дискуссия

3

8

  1. Задание «Афоризмы и метафоры»

3

8

  1. Творческая работа «Клятва Сократу»

5

14

  1. Самодиагностика и рекомендации по развитию коммуникативных способностей.

5

14

  1. Групповая дискуссия «Стили педагогического общения: за и против»

4

12

  1. Задание «Педагог в зеркале культуры».

5

14

Всего:

25

70

Форма текущей аттестации

(задания повышенной сложности)

Минимальное количество баллов

Максимальное количество баллов

1. Анонс

5

14

2. Задание «Мини-интервью»

6

14

2. Мини-энциклопедия личностных смыслов и ценностей педагога дошкольного образования

6

18

3. Проект диагностики для самоизучения и самоанализа склонностей и способностей к профессиональной деятельности – воспитатель детского сада

8

24

Всего:

25

70

Студент может выбрать разные задания по сложности для выполнения и презентации на практических занятиях. Задания повышенной сложности предполагают больше времени для подготовки, поэтому их количество сокращено в 2 раза, но, вместе с тем, критерии оценки качества их выполнения выше.

Студент, пропустивший занятия по уважительной причине (болезнь, работа по специальности, форс-мажор) сдает задание в письменной форме.

Дополнительные баллы, которые студент может получить на лекциях:

  • Стабильная посещаемость – 1 балл
  • Активность в дискуссиях в ходе лекций – 1 балл
  • Аргументированность и содержательность своей позиции в ходе дискуссии – 3 балла
  • Наличие вопросов по рассматриваемым темам – 3 балла
  • Эрудиция (общая и педагогическая) — 3 балла
  • Культура диалога, полемики, вопроса, взаимодействия с аудиторией – 2 балла
  • Находчивость, нестандартность рассуждений, творчество – 2 балла
  • Наличие содержательного портфолио по курсу (форма произвольная) – от 2 до 5 баллов
  • Инициативность в организации учебного курса, наличие адекватных предложений по оптимизации содержания лекций и практических занятий, по вариативным заданиям текущей и итоговой аттестации – 3 балла

Организация промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация по курсу – мини-зачет. Проводится по итогам заданий: «Клятва Сократу», «Педагог в зеркале культуры». Минимальное количество баллов за два задания – 10, максимальное – 24.

Или при выполнении задания повышенной сложности «Проект диагностики для самоизучения и самоанализа склонностей и способностей к профессиональной деятельности – воспитатель детского сада». Минимальное количество баллов за два задания – 8, максимальное – 24.

При подведении итогов промежуточной аттестации учитываются дополнительные баллы, которые студент получил на текущих лекционных занятиях, учитывается оценка за портфолио.

Организация итоговой аттестации

Итоговая аттестация по курсу – зачетное задание.

Задание для итоговой аттестации заключается в защите студентом ассоциативного словаря профессионально-педагогической деятельности (в словаре раскрываются основные понятия курса).

В ходе защиты словаря студент принимает активное участие в дискуссии, отвечает на вопросы, обосновывает свою позицию. Максимальное количество баллов – 30.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии

Баллы

Концептуальность словаря

10

Содержательность и аргументированность словаря, полнота ассоциаций, связанных с основными понятиями курса

10

Презентация словаря

5

Свободное участие в дискуссии (защите словаря)

5

30

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата занятий и тема

Содержание задания

повышенной сложности

Вид текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимум баллов

Максимум баллов

Срок представления задания и срок проверки

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ БЛОК (проверка степени освоенности дисциплины)

1.

Педагогическая деятельность

Анонс

аудиторно/

внеаудиторно

5

14

19.09.11.

29.09.11

2.

Особенности педагогической профессии в современном мире

Мини-энциклопедия личностных смыслов и ценностей педагога дошкольного образования

аудиторно/

внеаудиторно

6

18

03.10.11.

13.10.11

3.

Особенности педагогической профессии в современном мире

Задание «Мини-интервью»

аудиторно/

внеаудиторно

3

8

17.10.11.

27.10.11

4.

Общение как основа педагогической деятельности.

Проект диагностики для самоизучения и самоанализа склонностей и способностей к профессиональной деятельности – воспитатель детского сада

промежуточная

аудиторно/

внеаудиторно

8

24

31.10.11.

10.11.11.

5.

Педагогическая культура личности.

Задание «Педагог в зеркале культуры»

аудиторно/

внеаудиторно

6

14

28.11.11.

09.12.11

ИТОГО:

25

70

20

50

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Дата занятий и тема

Содержание типового задания

Вид текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимум баллов

Максимум баллов

Срок представления задания и срок проверки

ВВОДНЫЙ БЛОК (проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам /или степени освоенности смеж.дисциплин)

1.

Педагогическая деятельность

Групповая дискуссия

аудиторно

3

8

05.09.11.

15.09.11

ИТОГО:

3

8

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ БЛОК (проверка степени освоенности дисциплины)

2.

Педагогическая деятельность

Анонс

аудиторно/

внеаудиторно

5

14

19.09.11.

29.09.11

3.

Особенности педагогической профессии в современном мире

Творческое задание «Клятва Сократу»

промежуточная

аудиторно/

внеаудиторно

4

10

03.10.11.

13.10.11

4.

Общение как основа педагогической деятельности.

Самодиагностика и рекомендации по развитию коммуникативных способностей

аудиторно

4

12

31.10.11.

10.11.11

5.

Общение как основа педагогической деятельности.

Групповая дискуссия «Стили педагогического общения: за и против»

аудиторно

4

12

14.11.11

24.11.11

6.

Педагогическая культура личности.

Задание «Педагог в зеркале культуры»

промежуточная

аудиторно/

внеаудиторно

5

14

28.11.11.

09.12.11

ИТОГО:

25

70

Методические рекомендации для студентов к выполнению заданий

Взаимодействие со студентами предполагает:

  • Самостоятельную работу студентов
  • Групповое обсуждение каждой темы
  • Индивидуальное выполнение заданий (внеаудиторно)
  • Индивидуальные консультации

Тема 1.

Название темы и часы на освоение темы: Педагогическая деятельность. 4 часа

Краткое содержание темы:

Сущность педагогической деятельности. Происхождение педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как профессия. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Требования, предъявляемые к педагогу на современном этапе развития общества.

Задания и рекомендации к выполнению:

Задание 1. Групповая дискуссия. Групповая дискуссия направлена на выявление имеющихся представлений студентов об особенностях педагогической деятельности в современном мире, на формирование проблемного поля учебного курса, на знакомство с научными и художественными источниками, на активизацию педагогической мысли и участия в дискуссии.

Для подготовки к дискуссии необходимо проанализировать имеющийся опыт по данной проблеме, при необходимости почитать рекомендуемую литературу. В ходе дискуссии – важно сформировать собственную точку зрения на проблему.

Примерные вопросы для размышления:

  1. Чем можно объяснить, что педагогическая деятельность зародилась очень давно и почему?
  2. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность: в чем разница?
  3. Что является содержанием педагогической деятельности и почему?
  4. Педагогическая составляющая в непедагогических профессиях: возможно ли такое?
  5. Почему для человека важно встретить в жизни настоящего Учителя? Подтвердите примерами из жизни, литературы, личного опыта?

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии

Баллы

аргументированность выступления (доказательность суждений)

2

грамотность формулирования вопросов, степень их дискуссионности

2

использование в дискуссии материалов первоисточников

2

активность и инициативность в ходе дискуссии

1

культура диалога

1

8

Рекомендуемая литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000. – Гл. 4,5.
  2. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., 2000.
  3. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций / Н.К. Сергеев, Е.И. Сахарчук. – Волгоград, 1998.
  4. Введение в специальность / Л.И. Рувинский, В.А. Канн-Калик, Д.М. Гришин и др. – М., 1988.
  5. Горовая В.И., Тарасова С.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. – М., Ставрополь – 2005. – Часть 1.
  6. Кузьмина Н.В. Очерки психология труда учителя. – Л., 1967.
  7. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.
  8. Львова Ю.Л. Педагогические этюды. – М., 1990.
  9. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
  10. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999.

Задание 2. Афоризмы и метафоры. Афоризм и метафора – повод для развития ассоциативного мышления, воображения, фантазии, позволяющие лучше понять особенности и смысл педагогической деятельности, профессии. Каждый студент подбирает 2 афоризма или метафоры, связанные с профессиональной деятельностью педагога, ее сущностью, необходимостью, ценностями и принципами. На занятии студенты обмениваются их содержанием, объясняя свой выбор и комментируя идею, смысл, зашифрованный в афоризме или метафоре. В ходе обсуждения поощряется инициативность, дискуссионность и полемика, самостоятельно развернутая студентом с аудиторией.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии

Баллы

аргументированность выбора афоризмов или метафор

2

глубина и содержательность интерпретации

2

культура презентации подготовленного материала (четкая и грамотная речь, эмоциональность, убежденность, заинтересованность заданием, использование наглядности или компьютерной презентации и пр.)

1

инициативность, дискуссионность, полемика в ходе обсуждения афоризмов и метафор

1

6

Рекомендуемая литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000. – Гл. 4,5.
  2. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., 2000.
  3. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций / Н.К. Сергеев, Е.И. Сахарчук. – Волгоград, 1998.
  4. Введение в специальность / Л.И. Рувинский, В.А. Канн-Калик, Д.М. Гришин и др. – М., 1988.
  5. Горовая В.И., Тарасова С.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. – М., Ставрополь – 2005. – Часть 1.
  6. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.
  7. Львова Ю.Л. Педагогические этюды. – М., 1990.
  8. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
  9. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999.
  10. Сборники афоризмов (по самостоятельному выбору студентов).

Задание 3. Подготовка студентом аннотации на одно произведение художественной литературы или один художественный фильм по самостоятельному выбору о профессиональной деятельности учителя. Аннотация обязательно должна быть развернутой, содержательно полной и аналитического характера. В заключении необходимо сделать вывод о возможностях использования аннотированного произведения искусства в образовании будущих педагогов.

.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии

Баллы

соответствие жанру

2

глубина и содержательность аннотации

4

выраженное авторское мнение о произведении, логичность и последовательность его изложения

4

культура представления результатов

2

оригинальность в выборе художественного произведения

2

14

Рекомендуемая литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000. – Гл. 4,5.
  2. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., 2000.
  3. Введение в педагогическую профессию: Курс лекций / Н.К. Сергеев, Е.И. Сахарчук. – Волгоград, 1998.
  4. Введение в специальность / Л.И. Рувинский, В.А. Канн-Калик, Д.М. Гришин и др. – М., 1988.
  5. Горовая В.И., Тарасова С.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. – М., Ставрополь – 2005. – Часть 1.
  6. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.
  7. Львова Ю.Л. Педагогические этюды. – М., 1990.
  8. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
  9. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999.
  10. Сборники афоризмов (по самостоятельному выбору студентов).

Тема 2

Название темы и часы на освоение темы: Особенности педагогической профессии в современном мире. 4 часа

Краткое содержание темы:

Спектр педагогических профессий. Возникновение и исторический генезис педагогической профессии. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе. Понятие профессиональной компетентности в деятельности педагога. Перспективы развития педагогических профессий. Профессиональное становление педагога.

Задание и рекомендации к его выполнению:

Задание 1. Мини-интервью.(повышенной сложности).

Студентам предлагается разработать 5 вопросов для интервью с близкими людьми (не менее 3 человек), родственниками, друзьями, позволяющими изучить общественное мнение по поводу значимости педагогической профессии в общем или, более конкретно, профессии — педагог дошкольного образования (воспитатель детского сада).

На семинарском занятии каждый студент обобщает полученную информацию и презентует ее группе как результат исследования общественного мнения.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии

Баллы

содержательность и актуальность вопросов для интервью

2

нестандартность (не типичность) вопросов

2

логичность обобщения результатов интервью, грамотность выводов

2

культура презентации подготовленного материала (использование наглядности, компьютерной презентации и пр.)

2

8

Рекомендуемая литература:

  1. Иванова С.П. Учитель 21 века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. – Псков, 2002.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
  3. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986. – Глава «некоторые вопросы психологии учителя».
  4. Митина Л.М. Психология профессионального роста учителя. – М., 1998
  5. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 1991.

Задание 2. Групповая творческое задание «Клятва Сократу».

Подготовка студентов к участию в задании заключается в том, что рабочая подгруппа студентов (3-4 человека) выбирает одну из спектра педагогических профессий (воспитатель, учитель, преподаватель, наставник и т.д.) и готовит выступление о значимых качествах личности педагога.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии

Баллы

содержательность и аргументированность выступления (доказательность суждений)

3

грамотность формулирования требований, их универсальность и конкретность

2

Художественность оформления материалов

2

активность и инициативность в ходе обсуждения

1

культура презентации подготовленного материала

1

культура диалога

1

10

Рекомендуемая литература:

  1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М., 1999.
  2. Елканов С.Б. От профессиограммы – к проекту развития личности будущего учителя // Приобщение к педагогической профессии. – Воронеж, 1992.
  3. Климов Е.А. Психология профессионализма. – М., 1996.
  4. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов н/Дону, 1997.
  5. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.
  6. Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Подготовка и аттестация кадров высшей квалификации в области гуманитарных и общественных наук. Анализ опыта университетов Европы и России. – СПб., 2006
  7. Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ).

    – Ижевск, 1994.

  8. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. — Ростов н/Дону, 1994.
  9. Соколовская Е.А. Я — учитель (опыт профессиональной рефлексии).

    – СПб., 1999

  10. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М., 1998.

Дополнительная литература:

  1. Куликова Т.А. Педагог: профессия и личность // Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1998. – С.19-28.
  2. Логинова В.И. Воспитатель детского сада и учитель школы. – Л., 1973.
  3. Люблинская А.А., Кулачковская С.Е. Современный воспитатель. Какой он? – К., 1981.
  4. Панько Е.А. Психология труда воспитателя. – Мн., 1993.

Задание повышенной сложности «Мини-энциклопедия личностных смыслов и ценностей педагога дошкольного образования». На основе рекомендуемой литературы, жизненного опыта, научных и жизненных размышлений студент разрабатывает энциклопедию, в которой отражает необходимый круг личностных смыслов и ценностей педагога дошкольного образования (воспитателя детского сада) – не менее 10. Каждый смысл и ценность раскрывается студентом с точки зрения этимологии (содержания), так как это делается в любой энциклопедии, которая попадает нам в руки. Например, любовь к детям – как самая важная ценность педагогической профессии. Далее, следует раскрыть, что под ней понимается, что она подразумевает в профессионально-педагогической деятельности и почему. Для этого можно использовать авторские интерпретации, тогда указывается источник и автор, с которым вы солидарны в понимании ценностей и смыслов или попытаться проинтерпретировать и объяснить суть презентуемых ценностей и смыслов самостоятельно.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии

Баллы

содержательность и аргументированность энциклопедии (доказательность выбора необходимых ценностей и смыслов)

4

грамотность формулировок, обоснований

4

адекватное и свободное использование материалов первоисточников

4

активность и инициативность в ходе дискуссии по энциклопедии

2

культура презентации подготовленного материала

2

18

Рекомендуемая литература:

Смотри предыдущие разделы и рекомендуемую литературу по темам.

Тема 3.

Название темы и часы на освоение темы: Общение как основа педагогической деятельности. 6 часов.

Краткое содержание темы:

Коммуникативная природа педагогической деятельности. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов обучения и воспитания, достижения поставленных педагогических целей и задач. Сущность педагогического общения. Функции и средства общения. Стили и виды педагогического общения. Индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности.

Задания и рекомендации к выполнению:

Задание 1. Самодиагностика и рекомендации по развитию коммуникативных способностей.

Из списка рекомендуемой литературы каждый студент выбирает 1-2 диагностики, позволяющие ему изучить особенности своей коммуникативной сферы, своеобразие предпосылок к педагогическому общению. Результаты диагностики анализируются студентом самостоятельно и по их результатам составляются письменные рекомендации (не менее 3) в произвольной форме по саморазвитию коммуникативных способностей. Рекомендации могут включать правила, игры, задания, ситуации, в которых наиболее полно раскроются или будут развиваться коммуникативные умения студента – будущего педагога. Защита рекомендаций осуществляется на занятии. При подготовке этого задания студент может рассчитывать на консультацию преподавателей.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии

Баллы

содержательность и обоснованность рекомендаций

3

адекватность разработанных рекомендаций результатам самотестирования

3

нестандартность (не типичность) предлагаемых рекомендаций

2

аргументированность своей позиции

3

удовлетворенность результатами выполнения задания (возможна организация самооценки студентами)

1

12

Рекомендуемая литература:

  1. Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: учебно-методическое пособие. – М., 2002.
  2. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М., 2002.
  3. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.
  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
  5. Практикум по психологии профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: СпбГУ, 2000.
  6. Практическая психология в образовании. – М., 1998.
  7. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Писходиагностические методы изучения личности: Учебное пособие – М.: Флинта, 1998.
  8. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.
  9. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 240 с.

Задание 2. Групповая дискуссия «Стили педагогического общения: за и против». На основе списка рекомендуемой литературы, подгруппа студентов (2-3 человека) выбирает один источник, знакомится с ним, анализирует авторский подход к разным стилям педагогического общения, обозначая положительные и отрицательные аспекты каждого из них, формулирует свою точку зрения. По итогам прочтения источника и его самостоятельного обсуждения в рабочей подгруппе, студенты готовят сообщение, в котором отражают авторский взгляд на проблему разных стилей педагогического общения (а именно, обозначают, что понимает автор под стилем педагогического общения, какие стили выделяет, как характеризует их, какому стилю отдает предпочтение и почему).

Далее, студенты аргументируют свою точку зрения, которая может совпадать с авторской концепцией, а может и не совпадать. В этом случае подгруппа защищает свой взгляд на проблему эффективного стиля педагогического общения.

В ходе групповой дискуссии студентами ведется поиск общего и особенного, положительного и отрицательного в организации педагогического общения в контексте разных стилей. Результатом дискуссии становится аргументированный выбор наиболее эффективного и целесообразного стиля педагогического общения.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии

Баллы

Качество анализа прочитанного (понимание авторской идеи, адекватная интерпретация, выделение линий анализа, демонстрация умений сравнивать разные стили общения, находить в них плюсы и минусы, неоднозначно рассуждая о них, делать выводы)

4

Содержательность доклада, полнота и глубина изложенной проблемы, аргументированность своей позиции

3

Наличие своей точки зрения, ее аргументированность, нестандартность, оригинальность предлагаемой идеи

3

Активность участия в групповой дискуссии

2

12

Рекомендуемая литература:

  1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
  2. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.
  3. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.

Задание повышенной сложности «Проект диагностического комплекса для самоизучения и самоанализа склонностей и способностей к профессиональной деятельности – воспитатель детского сада». Студент разрабатывает проект диагностики, в котором отражаются необходимые (наиболее значимые) качества личности будущего педагога дошкольного образования, способности для осуществления данной деятельности и методы их диагностики. В ходе анализа психологических, социологических и педагогических источников, студент подбирает адекватные и удобные в диагностике методы, обобщает их и обосновывает. В проекте необходимо отразить: цель диагностики, цель каждого метода, описать каждый диагностический метод и критерии оценки, ключи, результаты, с которыми можно было бы ознакомиться в ходе самотестирования. Предваряет проект диагностики пояснительная записка, в которой отражается замысел обследования, логика, обосновывается содержание диагностических задач.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии

Баллы

Адекватная постановка целей и задач диагностики

6

Адекватность методов диагностики поставленным задачам

6

Содержательность диагностики, аргументированность своей позиции

6

Оригинальность предлагаемой идеи диагностики

4

Культура оформления материалов

2

24

Рекомендуемая литература:

  1. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М., 2002.
  2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
  4. Практикум по психологии профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: СпбГУ, 2000.
  5. Практическая психология в образовании. – М., 1998.
  6. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Писходиагностические методы изучения личности: Учебное пособие – М.: Флинта, 1998.
  7. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.

Дополнительная литература:

  1. Куликова Т.А. Педагог: профессия и личность // Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1998. – С.19-28.
  2. Логинова В.И. Воспитатель детского сада и учитель школы. – Л., 1973.
  3. Люблинская А.А., Кулачковская С.Е. Современный воспитатель. Какой он? – К., 1981.
  4. Панько Е.А. Психология труда воспитателя. – Мн., 1993.

Тема 4.

Название темы и часы на освоение темы: Педагогическая культура личности. 4 часа.

Краткое содержание темы:

Общая культура как условие профессионализма педагога. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры. Этика и эстетика педагогической деятельности. Педагогическое творчество и мастерство.

Задание и рекомендации к его выполнению:

Задание «Педагог в зеркале культуры». (итоговый этап оформления «Клятвы Сократу»).

В ходе обсуждения разных авторских позиций, с опорой на собственный опыт, студенты вырабатывают обобщенные требования к общей культуре педагога. Результатом работы станет перечень необходимого культурного минимума для осуществления педагогической деятельности, процессов воспитания и обучения подрастающего поколения. В перечень должны войти:

  • жизненные установи и приоритеты общечеловеческих ценностей педагога;
  • спектр духовных и физических потребностей педагога;
  • образованность и воспитанность;
  • уровень познавательных процессов и эмоциональная культура;
  • культура общения и поведения;
  • мораль;
  • творчество и индивидуальность.

Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:

Критерии

Баллы

Качество анализа источников, свободное владение их содержанием и аппеляция к авторским позициям, цитирование

4

Отражение в перечне всех перечисленных аспектов

3

Наличие и аргументированность своей позиции, доказательность, убедительность

3

Обращение к личному опыту, художественной литературе, кино, театру (наличие примеров)

2

Активность в ходе обсуждения, инициативность, такт

2

14

Рекомендуемая литература:

  1. Бенин В.Л. Педагогическая культура: Философско-социологический анализ. – Уфа, 1997.
  2. Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е.В. Бондаревской. –Ростов н/Д., 1995.
  3. Видт Е.И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл. //Педагогика. – 2002. — №3.
  4. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в практическую философию. –М., 1995.
  5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2002.
  6. Искусство и педагогика: Хрестоматия /Сост. М.А. Верб. – СПб., 1995.
  7. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. – М., 1990.
  8. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.
  9. Сластенин В.А. – М., 2000.
  10. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1993.
  11. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.