5
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
им. А.И. Герцена
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. Ф. 05. – Введение в педагогическую деятельность
Направление: 050700.62 (540600) ПЕДАГОГИКА
«ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Преподаватели:
к.п.н., доц. Акулова О.В.
асс. Мальцева М.В.
|
|
Курс |
2 |
Семестр |
3 |
Статус дисциплины
|
А |
Количество зачетных единиц/ Кредитов |
2 |
|
|
Итоговая аттестация: |
зачет |
|
|
Трудоемкость:
аудиторные часы лекционные часы практические часы самост.работа |
72 ч.
36 ч. 18 ч. 18 ч. 36 ч. |
|
|
|
|
Количество баллов: |
100 |
|
|
Необходимый минимум для допуска к аттестации (баллы): |
30 |
Утверждено на заседании кафедры № 2 от 07. 09. 2012 г.
Зав.кафедрой дошкольной педагогики А.Г. Гогоберидзе
Пояснительная записка
В современном мире возрастает ценность образования, именно его уровень определяет сегодня успешность и перспективность человека, реализацию его возможностей. Вместе с образованием возрастает и потребность в тех, кто учит, воспитывает и образовывает, то есть возрастает значимость педагогической деятельности и потребность в тех, кто ей занимается.
Настоящий учебный курс является ориентационным в профессии, которую год назад выбрали для себя студенты нашего университета. Смысл курса – помочь студенту осознанно войти в педагогическую деятельность, понять ее феномен, изучить истоки происхождения педагогической профессии, ее особенности на современном этапе развития общества, социокультурные требования к ней, определить в ней историческое и вечное.
Важным становится возможность проектирования студентом своего образовательного маршрута через освоение учебного курса «Введение в педагогическую деятельность», профессиональное самоопределение и саморазвитие.
Цель учебного курса: становление профессиональной компетентности будущего педагога.
Задачи учебного курса:
- Содействовать осознанию ценностно-смысловой природы педагогической деятельности, ее гуманистической направленности и востребованности в современном обществе, развивать интерес к ней.
- Сформировать знания об особенностях педагогической деятельности в современных социокультурных условиях.
- Развивать профессионально-педагогические умения.
- Содействовать обогащению опыта личностно-профессионального самопознания студента посредством решения частных задач:
- понимания образа профессионально-педагогической деятельности на современном этапе развития общества, деятельности педагога дошкольного образования;
- изучения особенностей личностных ценностей и смыслов, качеств и свойств, возможностей и способностей в соотношении с образом педагогической профессии;
- оформления «образа–Я» в контексте профессионально-педагогической деятельности;
- становления индивидуального стиля будущей профессионально-педагогической деятельности;
- самоопределения и самореализации в образовании и предстоящей профессиональной деятельности.
- Содействие обретению и проявлению субъектной позиции будущих педагогов.
Организация текущей аттестации
Текущая аттестация осуществляется в баллах следующим образом:
Общее количество баллов по курсу – 100,
Из них:
Промежуточная аттестация – 30 баллов
Текущая аттестация – 70 баллов
Форма текущей аттестации
|
Минимальное количество баллов |
Максимальное количество баллов |
|
3 |
8 |
|
3 |
8 |
|
5 |
14 |
|
5 |
14 |
|
4 |
12 |
|
5 |
14 |
Всего: |
25 |
70 |
Форма текущей аттестации (задания повышенной сложности)
|
Минимальное количество баллов |
Максимальное количество баллов |
1. Анонс |
5 |
14 |
2. Задание «Мини-интервью» |
6 |
14 |
2. Мини-энциклопедия личностных смыслов и ценностей педагога дошкольного образования |
6 |
18 |
3. Проект диагностики для самоизучения и самоанализа склонностей и способностей к профессиональной деятельности – воспитатель детского сада |
8 |
24 |
Всего: |
25 |
70 |
Студент может выбрать разные задания по сложности для выполнения и презентации на практических занятиях. Задания повышенной сложности предполагают больше времени для подготовки, поэтому их количество сокращено в 2 раза, но, вместе с тем, критерии оценки качества их выполнения выше.
Студент, пропустивший занятия по уважительной причине (болезнь, работа по специальности, форс-мажор) сдает задание в письменной форме.
Дополнительные баллы, которые студент может получить на лекциях:
- Стабильная посещаемость – 1 балл
- Активность в дискуссиях в ходе лекций – 1 балл
- Аргументированность и содержательность своей позиции в ходе дискуссии – 3 балла
- Наличие вопросов по рассматриваемым темам – 3 балла
- Эрудиция (общая и педагогическая) — 3 балла
- Культура диалога, полемики, вопроса, взаимодействия с аудиторией – 2 балла
- Находчивость, нестандартность рассуждений, творчество – 2 балла
- Наличие содержательного портфолио по курсу (форма произвольная) – от 2 до 5 баллов
- Инициативность в организации учебного курса, наличие адекватных предложений по оптимизации содержания лекций и практических занятий, по вариативным заданиям текущей и итоговой аттестации – 3 балла
Организация промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация по курсу – мини-зачет. Проводится по итогам заданий: «Клятва Сократу», «Педагог в зеркале культуры». Минимальное количество баллов за два задания – 10, максимальное – 24.
Или при выполнении задания повышенной сложности «Проект диагностики для самоизучения и самоанализа склонностей и способностей к профессиональной деятельности – воспитатель детского сада». Минимальное количество баллов за два задания – 8, максимальное – 24.
При подведении итогов промежуточной аттестации учитываются дополнительные баллы, которые студент получил на текущих лекционных занятиях, учитывается оценка за портфолио.
Организация итоговой аттестации
Итоговая аттестация по курсу – зачетное задание.
Задание для итоговой аттестации заключается в защите студентом ассоциативного словаря профессионально-педагогической деятельности (в словаре раскрываются основные понятия курса).
В ходе защиты словаря студент принимает активное участие в дискуссии, отвечает на вопросы, обосновывает свою позицию. Максимальное количество баллов – 30.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии |
Баллы |
Концептуальность словаря |
10 |
Содержательность и аргументированность словаря, полнота ассоциаций, связанных с основными понятиями курса |
10 |
Презентация словаря |
5 |
Свободное участие в дискуссии (защите словаря) |
5 |
|
30 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
|
||||||||||||||
№ |
Дата занятий и тема |
Содержание задания повышенной сложности |
Вид текущей аттестации |
Аудиторная или внеаудиторная |
Минимум баллов |
Максимум баллов |
Срок представления задания и срок проверки |
|
|||||||
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ БЛОК (проверка степени освоенности дисциплины)
|
|
||||||||||||||
1. |
Педагогическая деятельность |
Анонс |
аудиторно/ внеаудиторно |
5 |
14 |
19.09.11. 29.09.11 |
|
||||||||
2. |
Особенности педагогической профессии в современном мире |
Мини-энциклопедия личностных смыслов и ценностей педагога дошкольного образования |
|
аудиторно/ внеаудиторно |
6 |
18 |
03.10.11. 13.10.11 |
|
|||||||
3. |
Особенности педагогической профессии в современном мире |
Задание «Мини-интервью» |
|
аудиторно/ внеаудиторно |
3 |
8 |
17.10.11. 27.10.11 |
|
|||||||
4. |
Общение как основа педагогической деятельности. |
Проект диагностики для самоизучения и самоанализа склонностей и способностей к профессиональной деятельности – воспитатель детского сада |
промежуточная |
аудиторно/ внеаудиторно |
8 |
24 |
31.10.11. 10.11.11. |
|
|||||||
5. |
Педагогическая культура личности. |
Задание «Педагог в зеркале культуры» |
|
аудиторно/ внеаудиторно |
6 |
14 |
28.11.11. 09.12.11 |
|
|||||||
|
ИТОГО: |
25 |
70 |
|
20 |
50 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН |
|||||||||||||
№ |
Дата занятий и тема |
Содержание типового задания |
Вид текущей аттестации |
Аудиторная или внеаудиторная |
Минимум баллов |
Максимум баллов |
Срок представления задания и срок проверки |
||||||
ВВОДНЫЙ БЛОК (проверка «остаточных» знаний по смежным дисциплинам /или степени освоенности смеж.дисциплин) |
|||||||||||||
1. |
Педагогическая деятельность |
Групповая дискуссия |
аудиторно |
3 |
8 |
05.09.11. 15.09.11 |
|||||||
|
ИТОГО: |
3 |
8 |
|
|||||||||
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ БЛОК (проверка степени освоенности дисциплины)
|
|||||||||||||
2. |
Педагогическая деятельность |
Анонс |
аудиторно/ внеаудиторно |
5 |
14 |
19.09.11. 29.09.11 |
|||||||
3. |
Особенности педагогической профессии в современном мире |
Творческое задание «Клятва Сократу» |
промежуточная |
аудиторно/ внеаудиторно |
4 |
10 |
03.10.11. 13.10.11 |
||||||
4. |
Общение как основа педагогической деятельности. |
Самодиагностика и рекомендации по развитию коммуникативных способностей |
|
аудиторно |
4 |
12 |
31.10.11. 10.11.11 |
||||||
5. |
Общение как основа педагогической деятельности. |
Групповая дискуссия «Стили педагогического общения: за и против» |
|
аудиторно |
4 |
12 |
14.11.11 24.11.11 |
||||||
6. |
Педагогическая культура личности. |
Задание «Педагог в зеркале культуры» |
промежуточная |
аудиторно/ внеаудиторно |
5 |
14 |
28.11.11. 09.12.11 |
||||||
|
ИТОГО: |
25 |
70 |
|
Методические рекомендации для студентов к выполнению заданий
Взаимодействие со студентами предполагает:
- Самостоятельную работу студентов
- Групповое обсуждение каждой темы
- Индивидуальное выполнение заданий (внеаудиторно)
- Индивидуальные консультации
Тема 1.
Название темы и часы на освоение темы: Педагогическая деятельность. 4 часа
Краткое содержание темы:
Сущность педагогической деятельности. Происхождение педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как профессия. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Требования, предъявляемые к педагогу на современном этапе развития общества.
Задания и рекомендации к выполнению:
Задание 1. Групповая дискуссия. Групповая дискуссия направлена на выявление имеющихся представлений студентов об особенностях педагогической деятельности в современном мире, на формирование проблемного поля учебного курса, на знакомство с научными и художественными источниками, на активизацию педагогической мысли и участия в дискуссии.
Для подготовки к дискуссии необходимо проанализировать имеющийся опыт по данной проблеме, при необходимости почитать рекомендуемую литературу. В ходе дискуссии – важно сформировать собственную точку зрения на проблему.
Примерные вопросы для размышления:
- Чем можно объяснить, что педагогическая деятельность зародилась очень давно и почему?
- Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность: в чем разница?
- Что является содержанием педагогической деятельности и почему?
- Педагогическая составляющая в непедагогических профессиях: возможно ли такое?
- Почему для человека важно встретить в жизни настоящего Учителя? Подтвердите примерами из жизни, литературы, личного опыта?
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии |
Баллы |
аргументированность выступления (доказательность суждений) |
2 |
грамотность формулирования вопросов, степень их дискуссионности |
2 |
использование в дискуссии материалов первоисточников |
2 |
активность и инициативность в ходе дискуссии |
1 |
культура диалога |
1 |
|
8 |
Рекомендуемая литература:
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000. – Гл. 4,5.
- Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., 2000.
- Введение в педагогическую профессию: Курс лекций / Н.К. Сергеев, Е.И. Сахарчук. – Волгоград, 1998.
- Введение в специальность / Л.И. Рувинский, В.А. Канн-Калик, Д.М. Гришин и др. – М., 1988.
- Горовая В.И., Тарасова С.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. – М., Ставрополь – 2005. – Часть 1.
- Кузьмина Н.В. Очерки психология труда учителя. – Л., 1967.
- Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.
- Львова Ю.Л. Педагогические этюды. – М., 1990.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
- Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999.
Задание 2. Афоризмы и метафоры. Афоризм и метафора – повод для развития ассоциативного мышления, воображения, фантазии, позволяющие лучше понять особенности и смысл педагогической деятельности, профессии. Каждый студент подбирает 2 афоризма или метафоры, связанные с профессиональной деятельностью педагога, ее сущностью, необходимостью, ценностями и принципами. На занятии студенты обмениваются их содержанием, объясняя свой выбор и комментируя идею, смысл, зашифрованный в афоризме или метафоре. В ходе обсуждения поощряется инициативность, дискуссионность и полемика, самостоятельно развернутая студентом с аудиторией.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии |
Баллы |
аргументированность выбора афоризмов или метафор |
2 |
глубина и содержательность интерпретации |
2 |
культура презентации подготовленного материала (четкая и грамотная речь, эмоциональность, убежденность, заинтересованность заданием, использование наглядности или компьютерной презентации и пр.) |
1 |
инициативность, дискуссионность, полемика в ходе обсуждения афоризмов и метафор |
1 |
|
6 |
Рекомендуемая литература:
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000. – Гл. 4,5.
- Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., 2000.
- Введение в педагогическую профессию: Курс лекций / Н.К. Сергеев, Е.И. Сахарчук. – Волгоград, 1998.
- Введение в специальность / Л.И. Рувинский, В.А. Канн-Калик, Д.М. Гришин и др. – М., 1988.
- Горовая В.И., Тарасова С.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. – М., Ставрополь – 2005. – Часть 1.
- Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.
- Львова Ю.Л. Педагогические этюды. – М., 1990.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
- Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999.
- Сборники афоризмов (по самостоятельному выбору студентов).
Задание 3. Подготовка студентом аннотации на одно произведение художественной литературы или один художественный фильм по самостоятельному выбору о профессиональной деятельности учителя. Аннотация обязательно должна быть развернутой, содержательно полной и аналитического характера. В заключении необходимо сделать вывод о возможностях использования аннотированного произведения искусства в образовании будущих педагогов.
.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии |
Баллы |
соответствие жанру |
2 |
глубина и содержательность аннотации |
4 |
выраженное авторское мнение о произведении, логичность и последовательность его изложения |
4 |
культура представления результатов |
2 |
оригинальность в выборе художественного произведения |
2 |
|
14 |
Рекомендуемая литература:
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000. – Гл. 4,5.
- Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., 2000.
- Введение в педагогическую профессию: Курс лекций / Н.К. Сергеев, Е.И. Сахарчук. – Волгоград, 1998.
- Введение в специальность / Л.И. Рувинский, В.А. Канн-Калик, Д.М. Гришин и др. – М., 1988.
- Горовая В.И., Тарасова С.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания. – М., Ставрополь – 2005. – Часть 1.
- Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.
- Львова Ю.Л. Педагогические этюды. – М., 1990.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
- Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию. – М., 1999.
- Сборники афоризмов (по самостоятельному выбору студентов).
Тема 2
Название темы и часы на освоение темы: Особенности педагогической профессии в современном мире. 4 часа
Краткое содержание темы:
Спектр педагогических профессий. Возникновение и исторический генезис педагогической профессии. Расширение педагогических профессий и специальностей в современном обществе. Понятие профессиональной компетентности в деятельности педагога. Перспективы развития педагогических профессий. Профессиональное становление педагога.
Задание и рекомендации к его выполнению:
Задание 1. Мини-интервью.(повышенной сложности).
Студентам предлагается разработать 5 вопросов для интервью с близкими людьми (не менее 3 человек), родственниками, друзьями, позволяющими изучить общественное мнение по поводу значимости педагогической профессии в общем или, более конкретно, профессии — педагог дошкольного образования (воспитатель детского сада).
На семинарском занятии каждый студент обобщает полученную информацию и презентует ее группе как результат исследования общественного мнения.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии |
Баллы |
содержательность и актуальность вопросов для интервью |
2 |
нестандартность (не типичность) вопросов |
2 |
логичность обобщения результатов интервью, грамотность выводов |
2 |
культура презентации подготовленного материала (использование наглядности, компьютерной презентации и пр.) |
2 |
|
8 |
Рекомендуемая литература:
- Иванова С.П. Учитель 21 века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. – Псков, 2002.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000.
- Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986. – Глава «некоторые вопросы психологии учителя».
- Митина Л.М. Психология профессионального роста учителя. – М., 1998
- Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М., 1991.
Задание 2. Групповая творческое задание «Клятва Сократу».
Подготовка студентов к участию в задании заключается в том, что рабочая подгруппа студентов (3-4 человека) выбирает одну из спектра педагогических профессий (воспитатель, учитель, преподаватель, наставник и т.д.) и готовит выступление о значимых качествах личности педагога.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии |
Баллы |
содержательность и аргументированность выступления (доказательность суждений) |
3 |
грамотность формулирования требований, их универсальность и конкретность |
2 |
Художественность оформления материалов |
2 |
активность и инициативность в ходе обсуждения |
1 |
культура презентации подготовленного материала |
1 |
культура диалога |
1 |
|
10 |
Рекомендуемая литература:
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М., 1999.
- Елканов С.Б. От профессиограммы – к проекту развития личности будущего учителя // Приобщение к педагогической профессии. – Воронеж, 1992.
- Климов Е.А. Психология профессионализма. – М., 1996.
- Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов н/Дону, 1997.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.
- Лаптев В.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Подготовка и аттестация кадров высшей квалификации в области гуманитарных и общественных наук. Анализ опыта университетов Европы и России. – СПб., 2006
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ).
– Ижевск, 1994.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. — Ростов н/Дону, 1994.
- Соколовская Е.А. Я — учитель (опыт профессиональной рефлексии).
– СПб., 1999
- Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. – М., 1998.
Дополнительная литература:
- Куликова Т.А. Педагог: профессия и личность // Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1998. – С.19-28.
- Логинова В.И. Воспитатель детского сада и учитель школы. – Л., 1973.
- Люблинская А.А., Кулачковская С.Е. Современный воспитатель. Какой он? – К., 1981.
- Панько Е.А. Психология труда воспитателя. – Мн., 1993.
Задание повышенной сложности «Мини-энциклопедия личностных смыслов и ценностей педагога дошкольного образования». На основе рекомендуемой литературы, жизненного опыта, научных и жизненных размышлений студент разрабатывает энциклопедию, в которой отражает необходимый круг личностных смыслов и ценностей педагога дошкольного образования (воспитателя детского сада) – не менее 10. Каждый смысл и ценность раскрывается студентом с точки зрения этимологии (содержания), так как это делается в любой энциклопедии, которая попадает нам в руки. Например, любовь к детям – как самая важная ценность педагогической профессии. Далее, следует раскрыть, что под ней понимается, что она подразумевает в профессионально-педагогической деятельности и почему. Для этого можно использовать авторские интерпретации, тогда указывается источник и автор, с которым вы солидарны в понимании ценностей и смыслов или попытаться проинтерпретировать и объяснить суть презентуемых ценностей и смыслов самостоятельно.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии |
Баллы |
содержательность и аргументированность энциклопедии (доказательность выбора необходимых ценностей и смыслов) |
4 |
грамотность формулировок, обоснований |
4 |
адекватное и свободное использование материалов первоисточников |
4 |
активность и инициативность в ходе дискуссии по энциклопедии |
2 |
культура презентации подготовленного материала |
2 |
|
18 |
Рекомендуемая литература:
Смотри предыдущие разделы и рекомендуемую литературу по темам.
Тема 3.
Название темы и часы на освоение темы: Общение как основа педагогической деятельности. 6 часов.
Краткое содержание темы:
Коммуникативная природа педагогической деятельности. Общение как условие взаимопонимания, взаимодействия, совместной деятельности субъектов обучения и воспитания, достижения поставленных педагогических целей и задач. Сущность педагогического общения. Функции и средства общения. Стили и виды педагогического общения. Индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности.
Задания и рекомендации к выполнению:
Задание 1. Самодиагностика и рекомендации по развитию коммуникативных способностей.
Из списка рекомендуемой литературы каждый студент выбирает 1-2 диагностики, позволяющие ему изучить особенности своей коммуникативной сферы, своеобразие предпосылок к педагогическому общению. Результаты диагностики анализируются студентом самостоятельно и по их результатам составляются письменные рекомендации (не менее 3) в произвольной форме по саморазвитию коммуникативных способностей. Рекомендации могут включать правила, игры, задания, ситуации, в которых наиболее полно раскроются или будут развиваться коммуникативные умения студента – будущего педагога. Защита рекомендаций осуществляется на занятии. При подготовке этого задания студент может рассчитывать на консультацию преподавателей.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии |
Баллы |
содержательность и обоснованность рекомендаций |
3 |
адекватность разработанных рекомендаций результатам самотестирования |
3 |
нестандартность (не типичность) предлагаемых рекомендаций |
2 |
аргументированность своей позиции |
3 |
удовлетворенность результатами выполнения задания (возможна организация самооценки студентами) |
1 |
|
12 |
Рекомендуемая литература:
- Белова С.В. Диалог – основа профессии педагога: учебно-методическое пособие. – М., 2002.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М., 2002.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
- Практикум по психологии профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: СпбГУ, 2000.
- Практическая психология в образовании. – М., 1998.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Писходиагностические методы изучения личности: Учебное пособие – М.: Флинта, 1998.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
Задание 2. Групповая дискуссия «Стили педагогического общения: за и против». На основе списка рекомендуемой литературы, подгруппа студентов (2-3 человека) выбирает один источник, знакомится с ним, анализирует авторский подход к разным стилям педагогического общения, обозначая положительные и отрицательные аспекты каждого из них, формулирует свою точку зрения. По итогам прочтения источника и его самостоятельного обсуждения в рабочей подгруппе, студенты готовят сообщение, в котором отражают авторский взгляд на проблему разных стилей педагогического общения (а именно, обозначают, что понимает автор под стилем педагогического общения, какие стили выделяет, как характеризует их, какому стилю отдает предпочтение и почему).
Далее, студенты аргументируют свою точку зрения, которая может совпадать с авторской концепцией, а может и не совпадать. В этом случае подгруппа защищает свой взгляд на проблему эффективного стиля педагогического общения.
В ходе групповой дискуссии студентами ведется поиск общего и особенного, положительного и отрицательного в организации педагогического общения в контексте разных стилей. Результатом дискуссии становится аргументированный выбор наиболее эффективного и целесообразного стиля педагогического общения.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии |
Баллы |
Качество анализа прочитанного (понимание авторской идеи, адекватная интерпретация, выделение линий анализа, демонстрация умений сравнивать разные стили общения, находить в них плюсы и минусы, неоднозначно рассуждая о них, делать выводы) |
4 |
Содержательность доклада, полнота и глубина изложенной проблемы, аргументированность своей позиции |
3 |
Наличие своей точки зрения, ее аргументированность, нестандартность, оригинальность предлагаемой идеи |
3 |
Активность участия в групповой дискуссии |
2 |
|
12 |
Рекомендуемая литература:
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.
Задание повышенной сложности «Проект диагностического комплекса для самоизучения и самоанализа склонностей и способностей к профессиональной деятельности – воспитатель детского сада». Студент разрабатывает проект диагностики, в котором отражаются необходимые (наиболее значимые) качества личности будущего педагога дошкольного образования, способности для осуществления данной деятельности и методы их диагностики. В ходе анализа психологических, социологических и педагогических источников, студент подбирает адекватные и удобные в диагностике методы, обобщает их и обосновывает. В проекте необходимо отразить: цель диагностики, цель каждого метода, описать каждый диагностический метод и критерии оценки, ключи, результаты, с которыми можно было бы ознакомиться в ходе самотестирования. Предваряет проект диагностики пояснительная записка, в которой отражается замысел обследования, логика, обосновывается содержание диагностических задач.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии |
Баллы |
Адекватная постановка целей и задач диагностики |
6 |
Адекватность методов диагностики поставленным задачам |
6 |
Содержательность диагностики, аргументированность своей позиции |
6 |
Оригинальность предлагаемой идеи диагностики |
4 |
Культура оформления материалов |
2 |
|
24 |
Рекомендуемая литература:
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – М., 2002.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996.
- Практикум по психологии профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: СпбГУ, 2000.
- Практическая психология в образовании. – М., 1998.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Писходиагностические методы изучения личности: Учебное пособие – М.: Флинта, 1998.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. – М., 1998.
Дополнительная литература:
- Куликова Т.А. Педагог: профессия и личность // Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1998. – С.19-28.
- Логинова В.И. Воспитатель детского сада и учитель школы. – Л., 1973.
- Люблинская А.А., Кулачковская С.Е. Современный воспитатель. Какой он? – К., 1981.
- Панько Е.А. Психология труда воспитателя. – Мн., 1993.
Тема 4.
Название темы и часы на освоение темы: Педагогическая культура личности. 4 часа.
Краткое содержание темы:
Общая культура как условие профессионализма педагога. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры. Этика и эстетика педагогической деятельности. Педагогическое творчество и мастерство.
Задание и рекомендации к его выполнению:
Задание «Педагог в зеркале культуры». (итоговый этап оформления «Клятвы Сократу»).
В ходе обсуждения разных авторских позиций, с опорой на собственный опыт, студенты вырабатывают обобщенные требования к общей культуре педагога. Результатом работы станет перечень необходимого культурного минимума для осуществления педагогической деятельности, процессов воспитания и обучения подрастающего поколения. В перечень должны войти:
- жизненные установи и приоритеты общечеловеческих ценностей педагога;
- спектр духовных и физических потребностей педагога;
- образованность и воспитанность;
- уровень познавательных процессов и эмоциональная культура;
- культура общения и поведения;
- мораль;
- творчество и индивидуальность.
Критерии оценки задания и баллы по каждому критерию:
Критерии |
Баллы |
Качество анализа источников, свободное владение их содержанием и аппеляция к авторским позициям, цитирование |
4 |
Отражение в перечне всех перечисленных аспектов |
3 |
Наличие и аргументированность своей позиции, доказательность, убедительность |
3 |
Обращение к личному опыту, художественной литературе, кино, театру (наличие примеров) |
2 |
Активность в ходе обсуждения, инициативность, такт |
2 |
|
14 |
Рекомендуемая литература:
- Бенин В.Л. Педагогическая культура: Философско-социологический анализ. – Уфа, 1997.
- Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е.В. Бондаревской. –Ростов н/Д., 1995.
- Видт Е.И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл. //Педагогика. – 2002. — №3.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в практическую философию. –М., 1995.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М., 2002.
- Искусство и педагогика: Хрестоматия /Сост. М.А. Верб. – СПб., 1995.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. – М., 1990.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М., 1994.
- Сластенин В.А. – М., 2000.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. – М., 1993.
- Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.