Референтометрия

МЕТОДИКА «РЕФЕРЕНТОМЕТРИЯ»

Методика Е.В. Щедриной предназначена для выявления реальной группы одноклассников, с которой учащийся соотносит се­бя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 1 раз в год с учащимися школ, ПТУЗ, ССУЗ. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования).

Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования

Данная методика предложена и обоснована Е.В. Щедриной. При ее разработке автор исходил из того, что в процессе взаимодействия учащийся активно ориентируется не толь­ко на симпатию и антипатию, но еще и на позицию определенной гру­ппы, личности, оценка и мнение которой особо значимы для учащего­ся, служат для него своего рода ориентиром в деятельности и само­развитии.

Смысл референтометрии, таким образом, состоит в выявлении реальной группы одноклассников, с которой учащийся соотносит се­бя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Методика:

Сама процедура состоит из двух этапов. На первом этапе про­исходит вэаимооценка учащихся по определенному набору видов дея­тельности или личностных качеств. На втором этапе выявляется из­бирательное отношение каждого опрашиваемого к некоторым учащимся класса (группы).

Определение критериев оценки. В зависимости от задач ис­следования школьный психолог определяет, то, что будет оцениваться. Это могут быть вопросы-ситуации, например: «С кем вы поедете на экскурсию в другой город?», «Кому вы можете рассказать о случив­шейся неприятности?», «С кем вы хотите отпраздновать свой день рождения?», «С кем вы больше всего откровенны?» и т.д., личностные качества, например: смелость, отзывчивость, общительность, рассудительность и т.д. или виды совместной деятельности.

Порядок дальнейшей работы можно рассматривать на примере выбора списка личностных качеств.

15 стр., 7160 слов

Использование психологических методик оценки риска рецидивизма ...

... Цель работы: изучение использования психологических методик оценки риска рецидивизма. Объект исследования: осужденные, состоящие на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Предмет исследования: психологические методики оценки риска рецидивизма. Гипотеза: существует ... совершают лица в возрасте от 16 до 29 лет, далее следует группа от 30 до 39 лет. Затем преступная активность в значительной мере ...

Процедура проведения. Учащимся раздают бланки ответов (см. приложение) и просят написать в них свою фамилию. Затем психолог предлагает оценить себя и своих товарищей по перечислен­ным в бланке ответов качествам, используя пятибалльную шкалу, при этом поясняет, что 5-ю баллами оценивается качество, проявляемое всегда, 4-мя – если качество проявляется часто, 3-мя – иногда, 2-мя – редко, одним – никогда. Оценки ставятся в клетках пере­сечения граф фамилий и тех качеств, которые оцениваются. После завершения этой процедуры практический психолог благодарит всех и первый этап заканчивается. Через несколько дней необходимо прове­сти индивидуальные беседы с учащимися, основное содержание кото­рых заключается в следующем. Психолог сообщает учащемуся, что он может познакомиться с некоторыми оценками, которые ему дали одно­классники. Интересуется, с чьей оценкой (единственной) он хотел бы познакомиться. После того, как учащийся назвал одного из одноклас­сников, ознакомился с его оценкой, а психолог отметил выбор, пред­лагается сделать еще один выбор соученика. И, наконец, уже сове­ршенно окончательный — третий выбор. Эти три одноклассника и сос­тавляют ядро референтной группы для данного учащегося.

Обработка полученных данных производится так же, как и в обычной социометрии, получая при этом референтометрический статус учащихся и референтометрическую структуру взаимных предпочтений. Кроме того, выбранный нами критерий для примера позволяет получить еще информацию о свойствах личности учащихся. Но поскольку диагностика свойств личности не входит в предмет рассмотрения, рекомендуется всем желающим ознакомиться с данной методикой в существую­щей литературе.

Интерпретация результатов. Выявление с помощью данной методи­ки референтной группы дает практическому психологу возможность определять не только отношение каждого ученика к своим сверстникам, но и его ценностные ориентации: установить те качества его личнос­ти, в оценке которых он нуждается в большей степени. Наконец, референтометрия позволяет в некоторой степени прогнозировать пове­дение учащегося в определенных ситуациях. Предположим, например, что референтную группу для учащегося составляют учащиеся из его же класса. Следовательно, в классе (группе) существуют ребята, мнение которых очень много значит для этого учащегося, и которое психолог может использовать в процессе психокоррекции, чтобы влиять на поведение подростка.

КАРТОЧКА

оценки качеств личности

Просим Вас оценить себя и своих товарищей по перечисленным ниже качествам, используя пятибалльную шкалу. Балл 5 ставится, если данное качество проявляется всегда, балл 4 – если качество проявляется часто, балл 3 – иногда, балл 2 – редко, балл 1 – никогда.

Ф.И. О._________________________________________

Фамилия

Наименование качества

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

1. Смелость

2. Отзывчивость

3. Общительность

4. Доброжелательность

5. Умение ладить с людьми

6. Дружелюбие

7. Находчивость

8. Настойчивость

9. Трудолюбие

10. Сила

11. Рассудительность

12. Сообразительность

13. Чувство юмора

14. Честность

15. Верность

16. Справедливость

215