I. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Отчётная документация по психологическому компоненту педагогической практики

Выполнила:

Гайс Татьяна

Ивановна

Факультет эстетического

образования

30 группа

Руководитель практики:

старший преподаватель

Евдокимова О.М.

Минск, 2014г.

План

I.Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

II. Психологический анализ урока

III. Отчёт по психологическому аспекту практики

Литература

Приложения

1.Общие сведения об учащемся

Борисевич Яна Ромуальдовна – 10 лет , 2004 года рождения, учащаяся

4 «А» класса государственного учреждения образования «Поречская средняя школа».

Яна воспитывается в полной семье. Отношения в семье построены на взаимопонимании, взаимопомощи, доверии. Мать – Борисевич Анна Петровна работает медсестрой, отец Борисевич Роман Викторович работает в лесничестве. Яна в семье не единственный ребёнок, ещё есть сын Богдан 7 лет. Родители создают условия для полноценного развития детей. Постоянно оказывают помощь в подготовке домашних заданий, тесно сотрудничают с классным руководителем.

По словам классного руководителя, родители Борисевич Яны регулярно посещают родительские собрания, участвуют в общественной жизни школы. Они также интересуются успехами дочери, консультируются у классного руководителя по вопросам воспитания. Немаловажно также и то, что родители Яны регулярно просматривают дневник, вовремя расписываются, реагируют на записи в дневнике, что свидетельствует об ответственности и активной родительской позиции.

16 стр., 7990 слов

Анализ проблем в ситуации развода в семьях и психологические ...

... будем использовать. Глава 1. Теоретический анализ проблем в ситуации развода в семьях и психологические условия стрессовых реакций 1.1 Общая характеристика стресса В последние десятилетия ... анализ проблем в ситуации развода в семьях и психологические условия стрессовых реакций, исследование понятия стресса, изучение социально-психологических особенностей развода, причин и последствий разводов ...

Яна также занимается музыкой. Она является учащейся духового отделения детской музыкальной школы искусств по классу флейта, а также занимается вокалом.

Общее физическое развитие соответствует возрастной норме.

Состояние здоровья: болеет не часто, хронические заболевания отсутствуют, из-за нарушения зрения девочка носит очки. Утомляется после длительной нагрузки, адекватная смена настроений.

Успеваемость в школе отличная.

2.Особенности личности учащегося

Борисевич Яна примерная, старательная ученица. Занимается в школе на отлично. Это трудолюбивый, старательный ученик, который к замечаниям учителей и родителей относится положительно. Это очень хорошая черта Яны, так как ей в семье всегда говорили, что родители никогда не посоветуют плохого, а к требованиям учителя всегда надо прислушиваться.

У Яны преобладает коллективистская направленность. Нравственные убеждения ученицы о честности, справедливости, доброте развиты и сформированы на достаточно высоком уровне.

Применив методику «Мотивы учебной деятельности», выявлено, что в учебной деятельности Яны преобладают широкие социальные мотивы и мотивация содержанием, т.е. она учится не только ради результата, её интересует и сам процесс обучения, возможность узнавать что-то новое [5] (приложение №1).

На уроках Яна хорошо работает, умеет рассуждать, отвечает всегда по существу. Домашнее задание выполняет добросовестно, не позволяет себе прийти неподготовленной на урок. Если у Яны возникает какой-либо вопрос, то она смело задает его чтобы разобраться в материале. Девочка трудолюбива, любую работу выполняет добросовестно. 

Изучая, самооценку Яны, была использована методика «Самооценка учащихся», в ходе наблюдения было выявлено, что самооценка у Яны адекватная, она может реально оценить свои силы и возможности [4,63]. В неудачах не стремится обвинить окружающих её людей, а сначала старается проанализировать ситуацию. В разговоре может отстоять свою точку зрения, приведя необходимые аргументы в её защиту. Критику в свой адрес воспринимает достаточно спокойно, её причину ищет, прежде всего, в себе.

  Яна одновременно с обучением в школе получает дополнительное музыкальное образование. Она является учащейся Поречской детской музыкальной школы искусств. Занимается на отделении духовых инструментов, класс флейты. Также Борисевич Яна очень хорошо поёт и занимается вокалом. Несмотря на столь юный возраст уже видны успехи. Она является лауреатом областных и республиканских конкурсов.

Яна стремиться к успеху во всех областях, хотя предпочтение больше отдает любимым – музыке, белорусскому языку и литературе, математике, изобразительному искусству [4, 45-46] (Приложение №2).

7 стр., 3183 слов

Консультативная деятельность психолога в школе

... Консультативная деятельность психолога-консультанта в школе 1.1 Роль психолога в школе Психологические службы в наших школах ... только школы и всего, что с ней связано. Это - напряженность во взаимоотношениях с одноклассниками, ... стали активно развиваться после перестройки. В советское время психологов особо не жаловали, предпочитая пионерские уголки и собрания. Но они, в основном занимались ...

Старается поступать обдуманно. Перед ответственными решениями сомневается. Задуманные планы, не смотря на трудности, как правило, старается довести до конца. С нежелательными эмоциями обычно успешно справляется. Старается всегда говорить правду. Борется с тем, что считает несправедливым.

3. Личность учащегося в системе межличностных отношений

Яна очень общительная, в классе ни с кем не конфликтует, имеет много друзей. Хочется отметить также высокую культуру общения. Девочка всегда вежлива, тактична, уважительно относится к своим родителям, учителям, старшим.

По отношению к друзьям-одноклассникам справедлива, честна, доброжелательна. Преобладающая тематика общения – музыка, природа, совместные игры на свежем воздухе. Умеет слушать, уважает мнение друзей.

Пользуется заслуженным авторитетом и уважением одноклассников. Радуется успехам, огорчается неуспехам одноклассников. Прислушивается к мнению одноклассников, критические замечания в свой адрес воспринимает со скрытой обидой, но без агрессии. В коллективе одноклассников чувствует себя комфортно.

Отношения с педагогами ровные, на уроках активна. После похвалы старается работать ещё лучше, после порицания стремится исправиться. Требования педагогов выполняет.

4. Особенности эмоционально-волевой сферы

У Яны настроение чаще всего жизнерадостное, веселое, бодрое. Она очень редко бывает раздражительна и пессимистична. Резкая смена настроений для неё не характерна. В любой ситуации она сдержана, пытается не выплескивать свои отрицательные эмоции на других.

 В результате наблюдений за Яной установлено, что ей присущи такие качества эмоционально-волевой сферы как настойчивость, самостоятельность, активность.

В достижении целей Яна целеустремлённая, решительная, старается все делать самостоятельно, в работе организована.

  К критике относится нормально. Если эта критика направлена со стороны учителя или родителей Яна реагирует положительно, ну а если это со стороны сверстников девочка обижается, но старается своих эмоций не показывать окружающим.

Яна как нормальный развитый ребёнок радуется своим успехам в учебной деятельности в средней школе, в творческой деятельности в музыкальной школе. Неудачи старается переживать достойно и спокойно, так как родители всегда поддерживают Яну в любой ситуации.

5. Характеристика познавательной деятельности.

Интеллектуальная сфера Яны достаточно развита. Восприятие целостное, осмысленное, хорошо развита наблюдательность, доминирует визуальный тип восприятия.

Яна обладает высоким уровнем внимания (всегда замечает ошибки на доске), способна распределять внимание, легко переключается с одного вида деятельности на другой, преобладает произвольное внимание, умеет сосредоточиться.

Так же Яна отличается хорошей памятью. В результате использования методики исследования долговременной памяти выявлено, что девочка обладает средним уровнем долговременной памяти [4,51-52] (Приложение №3).

Также в наблюдении за памятью Яны была использована методика «Запомни пару» [4,52-53]. Исследования показали, что у девочки хорошо развита логическая память, и хуже механическая (приложение №4) .

Ученица быстро запоминает материал, правильно устанавливает связи между новым и пройденным материалом, быстро находит нужное правило для выполнения задания.

Достаточно хорошо сформированы мыслительные операции анализа, синтеза, умеет обобщать, выделять главное, задания на сравнение даются сложнее, умеет оперировать понятиями, способна к формированию суждений.

Мышление отличается глубиной, самостоятельностью, пластичностью, критичностью, имеется чувствительность к подсказке, сообразительность, находчивость, демонстрирует быстрое понимание учебного материала.

Преобладает наглядно-действенное мышление, также хорошо развито наглядно-образное. Речь грамотная, правильная, логичная.

Яна проявляет высокую активность на уроках. Она одной из первых отвечает на вопросы учителя, всегда поднимает руку.

6. Индивидуально-типологические особенности учащегося

По характеру Яна спокойная, добрая, честная, критичная, справедливая. В достижении целей девочка целеустремлённая, решительная, старается все сделать самостоятельно, в работе организована.

Наблюдение за ребенком позволяет охарактеризовать Яну как дружелюбную, общительную, жизнерадостную девочку. Она быстро, без затруднений находит точки соприкосновения с новыми людьми для общения.

Использовав, методику Н.Н.Обозова «Определение типа темперамента» можно сделать выводы, что девочке присущ сангвинический темперамент [1,168-169] (Приложение №5).

Она быстро отзывается на окружающие события, энергичная, отличается работоспособностью. Преобладание преимущественно положительных эмоций, хорошего настроения. Легко усваивает учебный материал. Для Яны характерна выразительная мимика.

Яна — очень творческий человек, хорошо развиты музыкальные способности. Как уже говорилось выше, девочка занимается в музыкальной школе по классу флейты, а также вокалом. Она является постоянным участником концертной и конкурсной деятельности школы.

7. Учащийся как субъект учебной и внеучебной деятельности.

Первое, что необходимо отметить после наблюдений за Борисевич Яной, — это её добросовестное отношение к учёбе. У неё высокий уровень внимания: замечает ошибки, допущенные учениками при выполнении задания на доске, быстро реагирует на вопросы при устной работе. У девочки хорошо развито мышление, она легко обобщает материал, систематизирует и анализирует его.

У Яны хорошая успеваемость по всем предметам. Общий средний балл по всем предметам составляет 8,8 балла.

Яна проявляет высокую активность на уроках. Девочка тщательно выполняет домашние задания, всегда старается ответить на вопросы учителя.

По словам самой ученицы, ей нравится учиться, и это не составляет особого труда. Интересуется музыкой, литературой, любит природу.

Яна проявляет заинтересованность не только в учебной деятельности, но в различных видах внеурочной деятельности. Она посещает факультативы по математике, польскому языку, музыкальную школу. В свободное время Яна любит слушать музыку, проводить время на улице с друзьями.

Трудолюбива, аккуратна. С интересом выполняет любую работу, каждое начатое дело доводит до конца.

8. Психолого-педагогические выводы

На основе представленных данных и их анализе можно сделать вывод о разностороннем развитии личности Борисевич Яны. Она очень способная, целеустремлённая, любознательная, трудолюбивая, ответственная, с широким кругозором.

Яна очень общительна, не конфликтна, умеет принимать критику. Девочка умело сочетает учебную и внеурочную виды деятельности. У Яны большой потенциал способностей к изучению точных наук, где необходимо применение логического мышления, но также одной из ярко проявляющихся способностей является интерес к творчеству, к музыке. Яне следует дальше с таким же рвением и энтузиазмом развивать свои творческие способности.

II. Психологический анализ урока

1. Школа Государственное учреждение образования «Поречская средняя школа»

2. Предмет музыка

3. Учитель Соболевская Ирина Александровна

4. Класс 4 «А»

5.Тема урока «Музыкальное путешествие по Европе»

6. Цели и задачи урока

Цель: сформировать представление о характерных особенностях музыки народов Европы на основе «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Задачи:

1) ознакомление учащихся с музыкальными произведениями, отражающими характерные особенности музыки народов Европы

2) расширение представлений о взаимодействии и взаимопроникновении музыкальных культур;

3) совершенствование умений сравнительного анализа, развитие выразительного пения;

4) воспитание толерантности

7 Форма урока – комбинированный урок

8. Познавательный процесс, выбранный для анализа – внимание

9. Дата 18 марта 2014г.

Время урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психологическая интерпретация наблюдаемых явлений

1 мин.

Учитель приветствует ребят в стихотворной форме

Ученики настроены на урок музыки и заинтересовались новым музыкальным путешествием

Непосредственное обращение, эмоциональность речи учителя, предложение

ученикам совершить путешествие в новую музыкальную страну заинтересовала детей. Учитель создал доброжелательную обстановку. Внимание у учащихся произвольное с переходом в послепроизвольное

4 мин

Повторение пройденного материала. Учитель задаёт вопросы всему классу. В конце опроса подводится итог.

Ученики участвуют в беседе с учителем, отвечают на вопросы

Некоторые учащиеся на начальном этапе занятия характеризуются рассеянностью внимания.

Учитель старается держать весь класс в напряжении, ставя вопросы всему классу, при этом делает паузу и обращается к отдельному ученику, тем самым активизирует внимание каждого ученика.

3 мин

Для того чтобы подготовить певческий аппарат к работе учитель проводит артикуляционную гимнастику и распевание на основе вокальных упражнений

Ученики активно выполняют артикуляционную гимнастику.

Учитель переключил внимание учеников, произошла смена деятельности. Внимание непроизвольное

9 мин

Объяснение нового материала.

Новый материал подкрепляется музыкальными фрагментами, исполненными на фортепиано учителем и видеоматериалом (фрагмент мультфильма)

Ученики слушают учителя, но не все сосредоточены.

С включением видеофрагмента ученики оживились, проявили интерес к новой теме

Учитель активизирует произвольное внимание. У некоторых учеников наблюдается слабая устойчивость внимания. Поэтому учитель, держа в поле зрения весь класс, решил переключить внимание на видеоматериал. Таким образом, внимание из произвольного переключилось в послепроизвольное

13 мин

Вокально хоровая работа.

Перед разучиванием песни учитель сам исполняет произведение, после чего задаёт вопросы о характере песни, содержании,

ведёт беседу с учениками.

Ученики внимательно слушают песню в исполнении учителя, активно участвуют в беседе.

С интересом разучивают новую песню.

Работоспособность всего класса высокая

Выразительное, эмоциональное пение учителя активизировало проявление непроизвольного внимания учеников. При разучивании песни не всем удавалось правильно интонировать мелодию, поэтому учитель переключал внимание с деятельности всех учащихся на работу с отдельными учениками.

3 мин

Минутка отдыха.

Пение знакомой песни с танцевальными движениями

Дети с удовольствием исполняли песню с танцевальными движениями.

Произошла смена деятельности. Ученики отвлеклись от учебной деятельности, занимаясь песенно-танцевальным творчеством

6 мин

Слушание музыки.

Учитель ставит в записи музыкальное произведение, но перед прослушиванием даёт детям задание услышать меняется ли характер в произведении, если меняется, то благодаря чему.

После рассказа учеников о смене характера в произведении учитель предлагает игру с карточками.

Слушая музыку, ученики были сосредоточены на задании учителя. После прослушивания дети активно участвовали в беседе, рассказывали о своих впечатлениях от произведения.

Уже перед слушанием музыки учитель активизировал произвольное внимание учеников, сконцентрировав их внимание на задании.

В беседе над музыкальным произведением не все смогли словами выразить свои впечатления.

Работоспособность всего класса учитель поддержал работой с яркими карточками.

Она вызвала интерес даже у тех детей, у которых вначале урока наблюдались недостатки внимания. Все были вовлечены в работу.

3 мин

Учитель приглашает учеников стать участниками оркестра и подыграть ритмический аккомпанемент к прослушанному произведению, предварительно поделив класс на две группы.

Ученики активно, с увлечением играли на музыкальных инструментах.

1 группа играла на барабанах, выполняла функцию баса, сильной доли ,

2 группа отбивала слабые доли на треугольниках .

Учитель распределил внимание учеников между слушанием музыки и игрой на музыкальных инструментах.

3 мин

Учитель подводит итог урока, задаёт загадки, благодаря ответам которых происходит повторение и закрепление нового материала урока. Оценивает деятельность учеников, задаёт домашнее задание

Ученики с лёгкостью справляются с заданием.

Внимание учеников сосредоточено на задании. Все вовлечены в работу.

Подведение итогов урока показало, что новый материал ученики освоили хорошо. С урока дети ушли с положительными эмоциями и хорошим настроением

Внимание – это необходимый компонент любой деятельности, а учебной — в особенности. Умение организовать внимание учеников является одним из самых важных.

Одной из самых главных сторон в организации внимания школьников является личность самого учителя, его психическое состояние, которое должно выражаться в уверенности, энергичности, доброжелательности. На данном уроке, уже доброжелательное, эмоциональное приветствие, выразительная речь учителя создали в классе благоприятную обстановку для творческой деятельности. Дети настроены на урок музыки.

Немаловажным фактором деятельности учителя является его умение распределять внимание на деятельность всех учащихся, и в тоже время переключать внимание на отдельных учащихся, способность поддерживать работоспособность учащихся и дисциплину. Некоторые учащиеся на начальном этапе занятия были недостаточно внимательны, но учитель старался держать весь класс в напряжении, ставя вопросы всему классу, при этом делая паузу и обращаться к отдельному ученику, тем самым активизируя внимание каждого ученика. При разучивании песни не все дети правильно интонировали, поэтому учитель уделил им внимание отдельно.

В ходе урока важно соблюдать правильные пропорции в соотношении видов внимания. Учитель музыки на уроке достаточно хорошо апеллировал вниманием учеников. Видя недостаточную устойчивость внимания, учитель умело переключал внимание учеников с одного вида деятельности на другой. Так, после повторения пройденного материала, учитель увлёк детей практической деятельностью, артикуляционной гимнастикой. Во время объяснения нового материала, видя у некоторых учеников слабую устойчивость внимания, переключил их внимание на видеоматериал (фрагмент мультфильма по теме урока).

Таким образом, внимание из произвольного переключилось в послепроизвольное.

Так же учитель умело смог распределить внимание учеников между слушанием музыки и игрой на музыкальных инструментах, что увлекло и активизировало работоспособность детей.

Яркие наглядные карточки в работе над слушанием музыки привлекли внимание, заинтересовали даже тех учеников, вначале урока, у которых наблюдались недостатки внимания. Все были вовлечены в работу.

На уроке хорошо организована смена деятельности. Проведена минутка отдыха, где дети с удовольствием исполняли песню с танцевальными движениями.

В целом урок прошёл плодотворно как для учителя, так и для учеников.

Учащиеся хорошо работали, были активны, исполнительны, дисциплинированы. Учебный материал излагался доступно, качественно, способствовал проявлению интереса у учащихся. Учитель организовывал внимание учащихся выразительной, яркой речью, сменой интонации, хорошим исполнительским мастерством при исполнении песни. Также на уроке были использованы яркий наглядный материал и видеоматериал.

Учителем в должной мере организованы условия для продуктивной работы внимания учащихся. Учитывались возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществлении.

Исходя из итогов урока, дети хорошо освоили новый материал, ушли с урока в хорошем настроении и с положительными эмоциями.

III. Отчёт по психологическому аспекту практики

Я, Гайс Татьяна Ивановна, проходила практику в государственном учреждении образования «Поречская средняя школа» Гродненского района. За время прохождения практики мною была составлена психолого-педагогическая характеристика личности учащейся Борисевич Яны. Подготовлен психологический анализ урока музыки в 4 «А» классе по теме «Музыкальное путешествие по Европе» с протоколом наблюдения урока. Познавательный процесс, выбранный для анализа – внимание.

При изучении личности учащегося, составлении психолого-педагогической характеристики мною были применены следующие методики диагностики личности ученика:

— методика «Мотивы учебной деятельности»

— методика для первичного изучения учебных интересов учащимися

— методика «Самооценка учащихся»

— методика исследования долговременной памяти

— методика для изучения логической и механической памяти «Запомни пару»

— определение типа темперамента по методике Н.Н.Обозова.

В ходе применения вышеуказанных методик применялись методы наблюдения за учащейся во время урока и внеурочное время, беседы с Яной, классным руководителем, учителем музыки, родителями, учителями музыкальной школы. Так же при изучении личности учащейся использовалось анкетирование. Первичные материалы по изучению личности с обработкой результатов приведены в Приложениях.

Литература

1. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. – М.: Издательство АСВ, 2004. -224с

2. Радионов В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе/ В.А.Радионов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 160с.

3. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника/ редсовет: М.С.Клевченя, Л.Н.Рожина (отв.ред) и др. – Минск: МГПИ.-1989.-102с.

4. Психологический компонент производственной практики для студентов непрофильных специальностей: учеб.- метод.пособие – 2 изд. – Минск: БГПУ, 2013, -164с.

5. Интернет источник: festival.1september.ru/articles/525038/pril4.doc.

Приложение №1 Методика «Мотивы учебной деятельности»

Цель: выявить мотивы учебной деятельности

учащихся методом анкетирования.

Ход работы: учитель ставит перед учеником задачу «Внимательно прочитайте анкету и отметьте пункты, которые соответствуют вашим стремлениям и желаниям».

Обработка и анализ результатов:

1.Классификация мотивов:

широкие социальные мотивы –4,5;

мотивация благополучия –1,11;

престижная мотивация –6,12;

мотивация содержания –7,10;

мотивация прессом –2,9;

узкие социальные мотивы –3,8.

2.Выделение ведущих мотивов учебной деятельности школьника, проведение качественного анализа на соответствие критериям:

богатство и разнообразие мотивов;

социальная ценность мотивов;

присутствие в структуре мотивации познавательных интересов

Анкета

Фамилия, имя ученика____________________________________________

Класс___________________________________________________________

1.Учусь потому, что на уроках интересно.

2.Учусь потому, что заставляют родители.

3.Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

4.Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.

5.Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

6.Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.

7.Учусь потому, что нравится узнавать новое.

8.Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).

9.Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

10.Учусь потому, что хочу больше знать.

11.Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

12.Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Анализ результата

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2

Методика для первичного изучения учебных интересов учащимися

Цель: выявление учебных интересов, предмета для углубленного интереса.

В ходе анкетирования ученикам предложено самим составить расписание уроков, включить в расписание неограниченное количество уроков по предметам, которые они считают интересными, и исключить те уроки, которые считают неинтересными. А так же включить те, которые в школе не изучаются.

Анкета

Фамилия, имя ученика______________________________________________

Класс_______________________________________________________________

Понедельник

Вторник

Среда

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Четверг

Пятница

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Анкета

Фамилия, имя ученика______________________________________________

Класс_______________________________________________________________

Понедельник

Вторник

Среда

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Четверг

Пятница

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

Анализ результата

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №3 Методика исследования долговременной памяти

Цель методики: диагностика уровня долговременной памяти.

Порядок выполнения:

Ученикам зачитывался несколько раз ряд слов, чтобы они запомнили. Через 7 дней ученики по памяти вспоминали и записывали слова .

Ряд слов:

Стол

Мыло

Человек

Вилка

Книга

Пальто

Топор

Стул

Тетрадь

Молоко

Коэффициент долговременной памяти высчитывается по формуле:

С= В/А*100%

А – общее количество слов

В – количество запомнившихся слов

С – коэффициент долговременной памяти

Анкета

Фамилия, имя ученика______________________________________________

Класс_______________________________________________________________

1.___________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________

6.___________________________________________________________________

7.___________________________________________________________________

8.___________________________________________________________________

9.___________________________________________________________________

10.__________________________________________________________________

Анализ результата

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №4

Методика «Запомни пару»

Цель методики: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Методический материал: два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором они отсутствуют:

Первый ряд

Второй ряд

Кукла – играть

Жук – кресло

Курица – яйцо

Компас – клей

Ножницы – резать

Колокольчик – стрела

Лошадь – сани

Синица – сестра

Книга — учитель

Лейка – трамвай

Бабочка — муха

Ботинки – самовар

Щётка — зубы

Спичка – дом

Барабан – музыкант

Шляпа – пчела

Снег – зима

Рыба – пожар

Корова — молоко

Пила — яблоко

Порядок выполнения: ученики после прослушивания каждого ряда слов должны записать к зачитываемому левому ряду слов запомнившиеся слова правой половины ряда

Обработка данных

Объём логической памяти Объём механической памяти

Количество слов первого ряда

Количество запомнив-шихся слов

Коэффи-циент смысловой памяти

Количество слов второго ряда

Количество запомнив-шихся слов

Коэффи-циент механи-ческой памяти

А1

В1

С1=В1/А1

А1

В1

С1=В1/А1

Анкета

Фамилия, имя ученика______________________________________________

Класс_______________________________________________________________

Первый ряд

Второй ряд

Обработка данных

Объём логической памяти Объём механической памяти

Количество слов первого ряда

Количество запомнив-шихся слов

Коэффи-циент смысловой памяти

Количество слов второго ряда

Количество запомнив-шихся слов

Коэффи-циент механи-ческой памяти