Раздел I Представление итогов анализа понятий, формирования у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

Кафедра арт-дизайна

Портфолио

По дисциплине методика воспитательных работ

Тема:«Формирование у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию ПК 9»

Студент : Зимина А.А.

Гр. АрД-411

Руководитель: Игонина Е.В

Екатеринбург 2011г

Содержание:

Пояснительная записка

I Итоги анализа понятий, формирования у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию.

II Презентация результатов описания методов и средств.

III Выявление недостатков существующих методов и средств .

IV Представление итогов анализов литературы по данному вопросу.

Пояснительная записка:

Формирование у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);

Самовоспитание – это работа над собой, развития таких качеств, которые способствуют повышению профессионализма и улучшению личностных характеристик.

Прежде чем заняться самовоспитанием, человеку необходимо проанализировать свой характер, свое поведение и профессиональные навыки, а так же способность самому решать поставленные задачи.

Чтобы развить самостоятельность обучающихся надо:

9 стр., 4075 слов

Профессиональное самовоспитание как условие развития личности ...

... новым условиям профессиональной деятельности; - развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности. 2.1 Принципы самовоспитания 1. Принцип ...

— ставить перед ними задачи, которые они должны решить без помощи посторонних;

— создавать ситуации, в которых проявятся профессиональные качества и навыки студентов;

— формировать у студентов модель поведения, в которой будет проявляться их характер и лидерские качества.

Целью разработки портфолио является, накопление материалов, посвященных вопросу формирования у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию.

Задачи, которые ставятся для раскрытия темы формирование у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию.

1.Представление итогов анализа понятий, формирования у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию.

2.Презентация результатов описания методов и средств формирования у студентов профессионального самовоспитания.

3.Выявление недостатков существующих методов и средств формирования профессионального самовоспитания.

4. Представление итогов анализов литературы по данному вопросу.

В данном разделе необходимо проанализировать понятия связанные с темой, формирование у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию.

Статья 1

Воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности

Воспитание — это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Воспитание — двигатель общественного развития.

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания. «Никто не становится хорошим человеком случайно» (Платон)

На протяжении исторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

9 стр., 4370 слов

Формирование позитивной Я-концепции в воспитании

... «Развитие Я-концепции и воспитание» (1986). Он считает формирование позитивной Я-концепции личности важнейшим движущим моментом воспитания и самовоспитания. Понятие Я-концепции было введено ... Нечаева, В.А. Сухомлинского, Я.Корчака подчеркивается решающая роль семьи в формировании личности ребенка, в воспитании его нравственно-духовных, эмоциональных, интеллектуальных качеств. Особо пристального ...

Статья 2

Интеллектуальное самовоспитание.

В пору студенчества основной элемент интеллектуального самовоспитания – учеба. Результат тем более важен, чем старше человек, так как именно заложенная в пору учебы база будет использоваться всю жизнь. Отсюда острая необходимость в оценке и переоценке собственных моральных принципов, повышении уровня мышления. Здесь лучшего союзника, чем литература, не найти. Это придаёт излишнюю абстрактность мышлению, заменяет живую устную речь профессиональной фразеологией. Именно недостатки устной речи будут мешать общению с учениками, – техническая терминология не поможет, а образности в речи уже как не бывало. Поэтому необходимо как можно больше читать литературную классику. Происходит значительное изменение восприятия даже сугубо абстрактного материала, ведь, оказывается, можно оживить и сухие физические формулы. Цель интеллектуального самовоспитания -не «качать» свой интеллект как таковой, а научиться изложить свой знания так, чтобы научить, увлечь, заставить почувствовать жизнь в своём предмете. Возможный ущерб чисто технической стороне обучения простителен хотя бы потому, что знания, кроме фундаментальных, устаревают очень быстро.

Делая вывод, можно сказать, что решающим фактором является хорошо развитая устная речь. Сразу за ней стоит письменная речь, так как умение объяснить – ничто без умения закрепить свои мысли на бумаге. После – глубокие профессиональные знания самого разнообразного характера, включающие высокий уровень общего образования и необходимый набор навыков самообучения. Это позволит приспособиться к любым изменениям окружающей обстановки и обучать только актуальным знаниям.

Статья 3

Физическое самовоспитание.

Этому аспекту уделяется слишком мало внимания. Физическая нагрузка в деятельности обучающегося (не преподавателя физкультуры) очень мала, а эмоциональная огромна. Отсюда подверженность стрессам, болезням и недомоганиям, слабое здоровье. Если ещё в период учебы не заниматься спортом, результаты будут сказываться в течении очень многих лет. Правда, нецелесообразно профессиональное занятие спортом: организм «перегорает» на соревнованиях, старые травмы вернутся в пожилом возрасте и скажутся в полном объёме. Кроме того, необходимо присутствие соответствующего психологического компонента, позволяющего снять стресс, сбросить усталость. Формирование навыков концентрации, увеличение выносливости и жизненного потенциала, а также поднятие общего тонуса приветствуются. Всем этим требованиям удовлетворяют бег, плавание, туризм, оздоровительные спортивные системы. Призвание спорта в жизни обучающегося: это прежде всего психологическая разгрузка, умение обращаться с собственным телом, поддержание нормальной спортивной формы в сочетании с крепким здоровьем. Недовольство, недомогание, стресс ни в коем случае не должны отразиться на окружающих.

Статья 4

Психологическое самовоспитание.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на ... и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых ... воспитание осуществляется при специально организованном взаимодействии субъектов, направленном на реализацию педагогических целей, — воспитательном или педагогическом процессе. Цель воспитательного процесса — ориентация школьников на самовоспитание, ...

• отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции;

• всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе;

• овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа «Я».

Важно научиться адекватно оценивать собственное поведение, обращать внимание на такие качества, как уверенность или неуверенность в себе. Можно утверждать, что неуверенное поведение вредит человеку, приводит к тому, что неуверенный в себе человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений Необходимо отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет другого человека. Уверенное же поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью.

Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется «на равных», вне зависимости от положения, которое те занимают. Можно, таким образом, сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации, уважает позиции и статус других людей.

Статья 5

Эстетическое воспитание как система

Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание, по словам К. Маркса, призвано «очеловечить чувства человека». И далее К. Маркс подчеркивал, что только музыка пробуждает музыкальное чувство человека. Сказанное относится ко всем эстетическим способностям.

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Данная система включает в себя: учебную деятельность учащихся, внеклассную и внешкольную работу, деятельность в творческих организациях, эстетическое воспитание в семье и соответствующее самовоспитание школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы

Вывод:

Самовоспитание и воспитание в целом заключается в развитии многих качеств человека (интеллект, физическая подготовка, физическое развитие, общение, эстетические качества, внешний вид, внутренний мир).Все эти понятия неразрывно связаны между собой, так как они являются составляющими личностных характеристик любого человека.

Для формирования себя, как личности, обучающемуся необходимо работать над собой, своими профессиональными навыками и индивидуальными качествами. Интеллектуальное самовоспитание способствует повышению уровня мышления, развивает память, формирует правильную речь. Физическое самовоспитание приводит к улучшению в общем состоянии обучающегося, укреплению здоровья, развитию выносливости. Психологическое самовоспитание позволяет адекватно оценивать окружающих и самого себя, развивает стрессоустойчивость, помогает сдерживать эмоции. Эстетическое самовоспитание развивает в обучающемся любовь и восприятие искусства и красоты, что в свою очередь способствует улучшению личностных качеств.

12 стр., 5742 слов

Методы воспитания

... д) осуждение, е) требование, ж) контроль за поведением, з) переключение на другие виды деятельности. От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной ...

Раздел II Презентация результатов описания методов и средств формирования у студентов профессионального самовоспитания

Статья 1

Методы воспитания — это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности. К ним относят виды деятельности (труд, игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа. К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания).

Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства.

Выделяются иногда приемы воспитания как часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру: например, создание эмоционального настроя с помощью музыки при проведении беседы с учениками; переход на «вы» с учеником, когда ему делают замечание.

Вечер, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т.д. — это формы воспитательной работы. Однако можно заметить, что они названы среди методов и средств. Это говорит о том, что в науке нечетко разделяются методы, средства и формы воспитания. Тем не менее методы — одна из основных категорий воспитания, знание сущности методов воспитания повышает эффективность их использования.

Познанию методов способствует их классификация (деление предметов на группы по какому-либо признаку).

В педагогике нет строго научной классификации методов. Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание. В основу одной из последних классификаций положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю.К.Бабанский).

1 гр. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок).

2 гр. Методы организации деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы стимулирования деятельности и поведения.

Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и поведения. Сознание как знание, совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение. Ниже охарактеризованы методы воспитания по данной и другим классификациям.

8 стр., 3863 слов

Реализация проектно — исследовательской деятельности в ...

... правил воспитатель не придерживался, на основании каких бы программ дошкольного воспитания не осуществлял свою деятельность, он не может не поставить перед собой цель: научить ребенка ... сравнительному анализу, методом нахождения как сходства, так и различий между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. Рассмтаривая ...

Статья 2

Методы формирования сознания

Синонимичное название — методы убеждения. Они главным образом обращены к сознанию личности. Их функции: формирование знаний о морали, труде, общении и пр. в сознании школьников, формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов; обобщение, анализ собственного опыта школьников, трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные. Основной инструмент, источник методов убеждения — слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. К этой группе методов относятся беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение — это монологические формы. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна старшеклассникам. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы лекций: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и пр.

Беседа и диспут — такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников. Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор. В западной психологии имеется метод групповой дискуссии, близкий к беседе, диспуту.

Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и/или жизненного факта, личности. Его функции — иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы детей. Его действие основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно опирается на активную внутреннюю работу. Образцом для подражания служат литературные и исторические лица, сверстники, взрослые, родители, учителя. Последнее накладывает особые требования на воспитателя. Важную роль играют эталоны, формируемые средствами массовой информации, искусством. Нередко массовая культура отрицательно действует на детей и подростков.

Внушение (суггестия) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии. Разрабатывается теория и практика суггестии в процессе обучения (Г.К.Лозанов).

В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии и т.п. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, способствующего изменению сознания.

25 стр., 12295 слов

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего ...

... апробировать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение; ... Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать развитие саморегуляции, произвольности поведения, что становится важным качеством личности ребёнка [3]. У ...

Статья 3

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Положительный опыт поведения создается путем педагогически правильно организованной деятельности детей, которая является источником воспитания в этой группе методов. Воспитание в деятельности имеет ряд закономерностей, на основе которых формируются требования к ее организации. Деятельность воспитывает, если личностно значима для детей, имеет «личностный смысл» (А.Н.Леонтьев).

Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли исполнителей и организаторов. Руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

В отечественной педагогике организация деятельности детей является ведущим методом воспитания. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования предъявляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учеников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Общественное мнение — это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение — это организация регулярного выполнения детьми действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методика требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности детей, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами. Упражнение опирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.

4 стр., 1799 слов

К методам наказания следует отнести

... деятельности и поведения; ü в) формирование взглядов, суждений, идеалов; г) организация деятельности. 32. Какую функцию выполняют следующие методы воспитания: поощрение, наказание, соревнование, общественное мнение? а) формирование опыта поведения; ü б) стимулирование деятельности и поведения; ...

Воспитывающие ситуации — это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция — создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.

Статья 4

Методы стимулирования поведения и деятельности

Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и/или товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.

Поощрение — это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и/или другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и не уверенным в себе детям.

Наказание — это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20 годы).

Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил — извинись.

В советской школе применялся и такой стимулирующий метод как соревнование, основанный на тяге детей к игре, состязанию. К сожалению, соревнование было идеологизировано и приобрело формальный характер в рамках коммунистической концепции соцсоревнования. Однако, очищенное от идеологии и формализма, соревнование может успешно использоваться. В целом методы этой группы рассматриваются как вспомогательные, в особенности наказание: надо так строить воспитание, чтобы была минимальная необходимость в репрессивных действиях.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на ...

Статья 5

Самоубеждение– метод, основанный на самооценке. Выявив в себе нехорошее, человек обычно мысленно убеждает себя в необходимости искоренения этого недостатка. Наиболее действенным является проговаривание вслух того, что необходимо сделать по устранению этого недостатка. С. Я. Долецкий писал о важности произнесения вслух своих провинностей, о том, что гораздо сложнее простить себе и оставить без внимания то, что произнесено вслух. Высказывание это основано на том, что очень важно четко определить идеал стремления и свое настоящее состояние.

Метод самовнушения так же использует проговаривание вслух, но уже не своих недостатков, а только цели. При этом более эффективно открывать для себя правильные пути, а не закрывать ошибочные. Искореняя плохое, необходимо найти ему замену хорошим, вот об этом хорошем и следует говорить, внушая себе программу действий, указывая сознанию путь к цели, не заостряя внимание на неправильных путях. Действуя таким образом, человек отчетливее видит себя хорошим и повышает внутреннюю веру в свои силы и возможности. Например, искореняя привычку сквернословия нужно говорить себе: «Я говорю красиво, чисто, грамотно. Моя речь приятна окружающим. Каждое мое слово приятно слышать». Говоря так, человек закрепляет в своем сознании эти правила, являющиеся руководством к действию и определяющие его поведение в дальнейшем.

Самообязательство.Этот метод заключается в проговаривании человеком обязательства, которое он дает сам себе. При постоянном напоминании себе о нем, сознание стремиться выполнить его, что ведет к постепенному формированию соответствующей привычки.

Самокритика– метод, рождающий внутреннее противоречие в сознании человека, которое побуждает к работе над собой, усовершенствованию личностных качеств, искоренению дурного.

Эмпатия– мысленный перенос себя на место другого человека. Этот метод особенно эффективен в воспитании у себя нравственных качеств, способности сочувствовать, сопереживать, стремиться оказать помощь и т. д. Применяя этот метод, человек старается увидеть себя со стороны, пытаясь понять, как воспринимают его окружающие, и, исходя из этого, стремиться выработать в себе такие качества, которые вызывают у людей положительную оценку.

Самопринуждение и самоприказ. Этот метод следует применять, при воспитании воли. В случаях, когда человек осознает необходимость совершения какого-то действия, но не имеет достаточно воли к его совершению, нужно дать себе мысленный, а по возможности словесный приказ, сделать необходимое. Приказ должен быть уверенным, твердым, резким, не терпящим возражений. Постоянно принуждая себя к чему-то, человеку с каждым разом становиться все легче подчиняться своей воле и недостаток волевых усилий постепенно искореняется.

Самонаказание– метод, основанный на самоконтроле за соблюдением намеченных правил. Без применения этого метода, человек, отступив один раз от намеченного, не почувствует должного сожаления, и в следующий раз опять может поступить так же. Налагая на самого себя наказание, человек помимо стремления избежать его в дальнейшем, прилагает волевые усилия по его исполнению, что имеет большое значение в формировании личности.

Организация самовоспитания в школе проводится по трем основным направлениям:

1) формирование стойкого убеждения учеников о необходимости и исключительной значимости самовоспитания;

2) разъяснение методов и способов самовоспитания, с целью вооружения учеников для осуществления этого процесса;

3) помощь ученикам и регуляция процесса самовоспитания.

Сущность первого направления состоит в том, чтобы привить ученикам понимание того, как важно самовоспитание. Многие стыдятся заниматься этим и делают это в тайне от своих товарищей, родителей, учителей. В задачи педагогов входит разъяснение положительности этого занятия и настрой на проведение непрерывного процесса самовоспитания.

Второе направление связано с осуществлением этого процесса. Начиная работу в этом направлении, нужно помочь ребятам найти свои идеалы, выбрать цели, выявить слабые стороны своего характера, недостаточно развитые качества. Затем, проводятся различные беседы на темы самовоспитания, в ходе которых освещаются вопросы о методах и средствах самовоспитания, приводятся примеры их использования. Хороший эффект имеют различные выступления перед учениками учителей, учеников и гостей, являющихся выдающимися людьми, героями труда, передовиками производства, достигшими значительных успехов в различных видах деятельности. На таких выступлениях говориться о важности самовоспитания и приводятся примеры из собственной жизни. Все это укрепляет в сознании учеников понимание необходимости и результативности самовоспитания, дает знания о практическом применении методов самовоспитания и побуждает их к осуществлению самовоспитания.

Третье направление организации работы по самовоспитанию имеет практический характер. На этом этапе учеников учат правильно ставить перед собой цели, разрабатывать программу ее достижения, и исполнять ее, применяя для этого известные и наиболее эффективные методы самовоспитания. Эффективным средством является ведение дневника, в который заносятся результаты работы по искоренению дурного и выработке хорошего. Такой дневник позволяет контролировать процесс самовоспитания, анализировать эффективность тех или иных методов для собственной личности, выбирать наиболее оптимальные пути решения задач самовоспитания.

Вывод:

Для того, чтобы заняться самовоспитанием и в правильном направлении идти к поставленной цели (развить в себе качества воспитанного человека) необходимо воспользоваться методами и правильно их применить. Существует многообразие видов методов и средств самовоспитания, такие как, самоконтроль, самооценка, самонаказание, стимулирование поведения и т. д., где необходимо оценить самого себя адекватно и разобраться в себе, в своем характере, найти недостатки, а так же достоинства и поработать над ними, улучшить или пересмотреть свое поведение.

Раздел III Выявление недостатков существующих методов и средств формирования профессионального самовоспитания

Статья 1

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись ученики захваленные и обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

Статья 2

Недостатки метода наказания

Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания — ни физического, ни морального. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративного отказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику. Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства.

Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.

Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.

Статья 3

Недостатки метода самооценки и самоанализа

Люди с низкой самооценкой неадекватно реагируют на критику. Они все воспринимают на свой счет. Все люди совершают ошибки. Когда разбираешь ошибку с адекватным человеком, он все понимает, разговор ведется конструктивный. Человек с низкой самооценкой воспринимает разбор ситуации как оскорбление, душевную травму, свидетельство своей неполноценности. Низкая самооценка мешает ему отделить себя от ситуации, себя от своей ошибки.

Вывод: Самовоспитание, работа над собой может так же неблагоприятно повлиять на характер и качества человека. Ведь не известно в какую окружающую среду попадет обучающийся, какие лидеры его будут окружать. Как сам себя может оценивать человек, так как переоценка собственного «Я» неблагоприятно влияет на процесс самовоспитания, так и не оценивание своих сил и возможностей.

Раздел IV Представление итогов анализов литературы по данному вопросу

Среди значительных работ по самовоспитанию можно указать труды:

А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мышления, способностей, речи и т.д.

В книге “Как заниматься самовоспитанием” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.

Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения.

Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.

Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев.

Его книга “Личность воспитывает себя” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников.

Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.

Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дэйла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.

Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы. Наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.