Раздел 2 Глава 10

ГЛАВА 10. НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ

К нарушения темпа речи относятся брадилалия и тахила-лия. При указанных расстройствах нарушается развитие как внешней, так и внутренней речи. Речь малопонятна для окру­жающих. Своевременное устранение этих нарушений в ран­нем возрасте исключает отрицательное их влияние на фор­мирование речи и личности ребенка в дальнейшем, а также способствует профилактике заикания.

Названные виды речевых нарушений могут выражаться в разной степени. Легкая и средняя степени расстройства мало беспокоят ребенка. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации и расстройства темпа речи определяются как патологические.

Патогенез, клиника и методы коррекции этих расстройств речи различны.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Термин произошел от греческих слов brabus — медленный, lalia — речь. Синонимы: Brabyphrasia (брадифразия), Brabyarthria (брадиартрия), Brabylogia (брадилогия).

В истории изучения нарушений темпа и ритма речи бра­дилалия описывалась в синдроме какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания.

С конца XIX в. ее определили как отдельное нарушение темпа речи. В этиологии исследователи выделяют наследствен­ную природу (Ю. А. Флоренская, 1934; Д. Вейс, 1950; М. Зее-ман, 1962; М. Е. Хватцев, 1959), экзогенные факторы (инток­сикация, астенизация и др.)» психологические причины (воспитание, подражание и др. — А. Либманн, 1900; А. Гутц-ман, 1900; М. Надолечны, 1926; Э. Фрешельс, 1936).

До мнению некоторых авторов, в патогенезе брадилалии боль­шое значение имеют: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает доминировать над процессом воз­буждения (М. Е. Хватцев, Ю. А. Флоренская, В. С. Кочергина); центральные, преимущественно экстрапирамидные моторные варуп1ения (М. Зееман), а также неправильное течение корти­кальных возбуждений во времени, лежащих в основе элемен­тарных актов, из которых возникает речь (А. Куссмауль).

Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, в неврологичес­кой клинике у больных с последствиями менингоэнцефалита, при дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травмах, опухолях головного мозга и т. д. В этих случаях она сочетается с брадикинезией (замедленнос­тью всех движений) астенизацией, общей заторможенностью, вялостью, слабостью и пр.

Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых. Сход­ные с брадилалией особенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где они являются обычной формой речи.

8 стр., 3853 слов

Дети с нарушениями зрения Классификация детей по степени нарушения ...

... щадящий режим. Таким образом, мы видим, что в зависимости от раз­ной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала, что ... явлений действительности, ори­ентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. При нарушении зрения отме­чаются недостатки в формировании двигательных функ­ций: скорости, точности, ...

Речевая характеристика (симптоматика) брадилалии много­образна: замедленность темпа внешней (экспрессивной) и внут­ренней речи, замедленность процессов чтения и письма, моно­тонность голоса, интер- и интравербальное замедление (удлинение пауз между словами или замедленное, растянутое произноше­ние звуков речи и удлинение пауз между звуками слова).

Звуки и слова сменяют друг друга менее быстро, чем при нормальных условиях, хотя образуются правильно. Если сло­ги разделяются между собой короткими паузами, то речь ста­новится скандированной. Может нарушаться артикулирова­ние звуков, но не расстраивается координация слогов или слов. При брадилалии голос монотонный, теряет модуляцию, со­храняет постоянно одну и ту же высоту, иногда появляется носовой оттенок. Музыкальный акцент меняется и при про­изношении отдельных слогов, высота голоса колеблется квер­ху или книзу.

Дети с брадилалией произносят фразу с паузами между словами, растягивая слоги на гласных звуках, смазывая арти­куляцию. Такая речь неэстетична и мешает общению с окру-ясающими, так как вызывает у них напряжение и истощение внимания, неприятные ощущения и утомление.

Указанные выше симптомы наблюдаются в различных формах самостоятельной речи: в диалоге, пересказе по кар­тинке и по серии картин, пересказе текста, рассказе на задан­ную тему, чтении. Зрительное восприятие текста не способ­ствует нормализации темпа речи при чтении. Дети произносят слова правильно, но медленно. Также медленно они записы­вают слова и тем более фразы.

Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые, не­достаточно координированные, неполные по объему, наблюда­ется моторная неловкость. Лицо амимичное. Отмечаются осо­бенности и психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосре­доточившись на одном предмете, дети с трудом переключают­ся на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сра­зу, а после нескольких повторений. Наблюдается склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.

При слабой выраженности брадилалии указанные речевые и неречевые симптомы самими детьми не замечаются. В бо­лее тяжелых случаях появляется осознание нарушения речи и связанные с ним психологические переживания.

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Тер­мин произошел от греческих слов tachis — быстрый, lalia — речь. Синоним: Tachiphrasia (тахифразия).

Тахилалия рассматривалась в синдроме сложных речевых расстройств, характеризующихся нарушением других сторон речи, помимо просодии.

С конца XIX в. тахилалию включили в группу расстройств под названием дизфразии (А. Куссмауль, 1879).

Отмечалось преимущественное нарушение дыхания в столь сильной сте­пени («втягивание воздуха в себя»), что появлялось некото­рое сходство с заиканием. Как самостоятельная форма нару­шения речи с преимущественным расстройством ее темпа впервые выделена Ю. А. Флоренской в 1934 г.

5 стр., 2129 слов

Материал к сочинению «Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?»

... употребления, заменились другими более современными словами, обозначающими, в сущности, то же самое. Но, несмотря на это, устаревшие слова играют определенную роль в нашей жизни, занимают свою нишу в художественной литературе. Итак, цель моего сочинения ...

Причины и механизмы тахилалии тщательно исследова­лись, поскольку это нарушение могло служить причиной воз­никновения заикания. D. Weiss (1950) считает ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрально­го речевого механизма. Значительную роль в этом он отво­дит наследственности и указывает также на генетическую связь ускоренной речи с заиканием. М. Зееман в 1950 г. вые-

зал мнение о том, что ускоренная речь возникает при не­правильной функции экстрапирамидной системы.

до. Е- Хватцев (1959) основной причиной тахилалии счи­тал врожденную речедвигательную недостаточность речевого аппарата, а также неряшливую, неровную речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быст­рой речи ребенка. А. Либманн различал недостатки моторно­го и акустического восприятия, лежащие в основе тахилалии. Г. Гутцман утверждал, что это расстройство — следствие на­рушения восприятия. По мнению Э. Фрешельса, ускоренная речь возникает вследствие того, что мысли мчатся чрезвычай­но быстро и одно понятие вытесняется следующим раньше, чем первое может быть произнесено. М. Недолечны считал причиной ускоренной речи недостаточность артикуляции, по­скольку больные испытывают трудности при произношении необычных и длинных слов.

Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет пато­логического преобладания процессов возбуждения (В. М. Бех­терев, 1926; М. Е. Хватцев, 1959).

В. М. Бехтерев считал, что ускорение речи может быть связано с устранением тормозя­щих влияний, осуществляемых церебральными связями моз­жечка, а также с ослаблением тормозных процессов, играю­щих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы.

Психологический аспект механизма тахилалии предпола­гает учет нарушений восприятия, дискоординацию процессов мышления и речи, особенности поведения, эмоционально-во­левой сферы.

Различают: чистые формы тахилалии, функциональную тахилалию, протекающую с вторичными явлениями заикания (Ю. А. Флоренская, 1936; Н. П. Тяпугин, 1966); параллель­ную форму в ряду энцефалитов, где она часто переплетается с полилалическим симптомокомплексом или с дизартричес-кими и дизритмическими расстройствами (В. М. Бехтерев, К).

А. Флоренская).

Речевая симптоматика тахилалии характеризуется следу­ющими признаками: ненормально быстрый темп (вместо Ю—12 звуков в секунду произносится 20—30) речи без Резких искажений фонетики и синтаксиса. Речь отличает-* неудержимой стремительностью. При торопливости мо-чУт появляться расстройства речевого внимания, запинки, по-

вторения, проглатывания, перестановки слогов, слов, искаже­ния предложений, неясность произношения фраз и т. д. При привлечении внимания к речи у страдающих тахилалией про­исходит быстрое восстановление равновесия между внутрец. ней и внешней речью, хотя темп ее остается быстрым по срав­нению с речью окружающих, запинки исчезают. М. Зееман выделяет в симптоматике тахилалии интервербальную акце-лерацию (ускорение темпа речи), которая проявляется в мно­госложных словах, длинных фразах и длинных связных тек­стах. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов и т. д. произносятся настолько стремитель­но, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артику-ляторных движений. Интервербальную акцелерацию можно объяснить тем, что при построении речи временно выключа­ется регулирующее влияние коры головного мозга на тече­ние речи.

14 стр., 6501 слов

ГЛАВА 10 НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ

... появляется осознание нарушениея речи и связанные с ним психологические переживания. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Термин про­изошел от греческих слов 1асЫ$ — быстрый, 1аПа — речь. С и ... н о-н и м: ТасЫрЬга51а (тахифразия). Тахилалия рассматривалась ...

Наряду с нарушением внешней речи наблюдаются сход­ные расстройства внутренней речи, чтения и письма. В памя­ти человека возникает именно требуемое слово, но оно тотчас же, еще до произнесения, вытесняется другим. На письме и в чтении наблюдаются замены, перестановки букв, звуков, сло­гов. Целые слова заменяются другими, родственными по зву­чанию или по написанию.

При тахилалии затрагивается операция построения речи в целом. В речи сохраняется ряд отдельных целеустановок, не объединенных ясной целеустремленностью.

Неречевая симптоматика проявляется в нарушениях общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процес­сов, эмоционально-волевой сферы, в отклонениях поведения.

У человека с тахилалией нарушается темп общих движе­ний: движения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики).

Моторное беспокойство отмечается далее во время сна (дети мечутся в постели).

Внимание неустойчивое, переключаемость с объек­та на объект повышенная, недостаточный объем зрительной, слуховой и моторной памяти. Течение мысли быстрее, чем способность ее артикуляционного оформления. Дети с тахи­лалией вспыльчивы, легко возбудимы. Во время возбуждения появляются вазомоторные реакции: покраснение лица, ушей, появление пота на лице, похолодание и потливость рук. Дети становятся эмоционально лабильными и недисциплинирован-

ными. Быстрая речь производит на незнакомых неблагопри­ятное впечатление, что отражается и на дальнейшей жизни ребенка, формировании его личности. В старшем возрасте проявляется разное отношение к дефекту:

1) одни оценивают неудержимую стремительность в речи как естественную и единственно приемлемую для них форму, гармонирующую со всем психомоторным складом их лич­ности;

2) другие переживают стремительность речи как заикание,

и у них нередко диагностируют поздние формы заикания;

3) третьи столь отрицательно переживают ускоренный темп речи, что это доводит их до полного изнеможения: «Как буд­то кто-то подгоняет и заставляет все больше и больше убыст­рять речь».

В зависимости от ситуации речевого общения меняется степень выраженности симптоматики при тахилалии. Наи­большие затруднения люди с тахилалией испытывают в жиз­ненно значимых для них ситуациях, в общении с авторитар­ными людьми, в незнакомой обстановке, в моменты возбуждения, спора. Имеет значение также манера речи собе­седника, построение им фраз. Страдающие тахилалией ста­раются избегать длинных фраз и длинного связного текста. Короткие фразы они произносят почти хорошо, а длинные — в ускоренном темпе, подбирая подходящие выражения, по­вторяя одни и те же слоги.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ

Патологически ускоренный темп нередко сочетается с други­ми нарушениями речи лексико-грамматического и фонетичес­кого характера. Для обозначения таких комбинозов к концу XIX столетия было предложено большое количество терминов: Battaristnus Poltern, Angophrasia, Paraphrasia, Glottering, Tumul-tus Sermonis,Brudeln,Balbutiement,Praeceps,TachiphemiaH др.

В отечественной литературе для обобщенного обозначения таких речевых нарушений иногда используется термин «спо­тыкание». Это неправомерно, так как спотыкание определяет только необоснованные остановки, паузы, запинки, а в данном случае в основе речевых нарушений лежат прежде всего аг-Рамматизмы на фоне патологически ускоренной речи.

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи). Вторая группа - слабослышащие дети, владеющие развернутой ...

Ватптаризм (парафразия) — неправильное формирование Фразы как следствие особого нарушения речевого внимания,

тяжелых расстройств темпа речи. Часто сочетается с други­ми нарушениями речи.

В качестве причин и механизмов возникновения модсно рассматривать соматические, психогенные факторы и привыч­ку. Неврологические исследования указывают на изменения в физиологии и анатомии мозга, которые или свидетельству­ют о пренатальных нарушениях, или они унаследованы как конституциональная особенность.

А. Либманн (1900) считал, что парафразия появляется в результате преимущественно моторных или преимуществен­но сенсорных расстройств внимания, сходных с его наруше­ниями при соответствующих формах афазии. По мнению М. Надолечны, торопливость в речи обусловлена несоот­ветствием между желанием говорить и речемоторной воз­можностью. Эта речевая атаксия свойственна лицам с по­спешным и беспокойным характером, с недостаточно четкой памятью словесных норм и расстройством внимания. Центр тяжести все-таки падает на чисто моторно-артикуляционную трудность слова, причем последующее слово вклинивается в предыдущее, а концентрация внимания децентрализуется. М. Зееман предполагает причину нарушения в стриопаллидар-ной системе. Кроме того, он указывает на органические изме­нения в мозгу и на связь ускоренной речи с эпилепсией.

Из психических факторов следует назвать недостаточную концентрацию внимания, несоответствие темпа мышления и речи.

Механизм баттаризма и анатомо-физиологических пози­ций также можно объяснить преобладанием процесса воз­буждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы. М. Надолечны определяет его как парартрию и считает, что данное нарушение выражается в проглатывании и перестановке слогов и слов, в остановках в речи Э. Фрешельс объясняет парафразию с позиций механиз­ма правильной речи. В норме, благодаря вниманию, процесс течения мысли направляется в соответствии с моторной гибко­стью речи. Этим достигается известная отрегулированность психомоторных процессов. Данный механизм нарушается при быстром течении мысли. Последующее понятие нередко пре­восходит силу предыдущего до того, как оно будет произнесено, и само преждевременно вклинивается в речь. Получается кар­тина парафразии. По мнению Ю. А. Флоренский, нарушается регулирующая функция речевого внимания. Вследствие этого

происходит самопроизвольной перестройки его по ходу ре­чевого потока. Теряется концентрация внимания в логически парных частях речевого потока, и потому речь становится спо-ТЬ1каю1Че^ся‘ неряшливой, хаотичной, она содержит повторе­ния, пропуски, смешения, недоговаривания, включения во фра-У неадекватного по смыслу речевого материала и т. д.

С лингвистической точки зрения парафразию можно рас­сматривать как синтаксическое расстройство (А. Гутцман, 1885; X. Пик, 1913).

Недоговаривание, пропуски, смазанность ррчи А. Гутцман относит за счет дискоординации между ско­ростью течения мысли и речемоторной функцией А. Гутцман в этом речевом нарушении видит не столько расстройство темпа, сколько расстройство синтаксического порядка, кото­рое выражается в нарушении правильного распорядка слов при развертывании фразы. Ведущее значение в речи X. Пик придавал слову. Сочетание слов представляет определенную фразу в процессе речи. При нарушениях речи именно эта фаза может страдать. Расстройство правильного словесного оформления мысли приводит к особым аграмматизмам, ко­торые представляют неправильное речевое построение в структуре предложения. Приближение парафразии к свое­образным формам синтаксических аграмматизмов или к рас­стройствам речи органического порядка приводит к необхо­димости выделения основных и вторичных нарушений в структуре дефекта.

Ю. А. Флоренская считала, что механизмы парафразии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и па­рафразии связано с затруднением произвольного нахожде­ния слов и выражается как: нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроиз­вольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение бук­венного состава слова, наличие литеральных парафразии.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного харак­тера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами).

Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе раз­личных расстройств органического и функционального про­исхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятель­ное речевое нарушение. Экспериментальные исследования Направлены на отграничение спотыкания прежде всего от

заикания. А. Куссмауль (1879) выделил диалогические рас­стройства речи, или дизфразии, обусловленные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневро. зы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное рас­стройство речи. Он первым указал на возможность смеще­ния спотыкания с заиканием и предложил способ различения этих расстройств: привлечение внимания к речи у заикаю­щихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием ■— улучшает речь; заикающиеся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже.

Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в первом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время как заикающиеся от него страдают. При сосредото­ченном внимании речь при полтерн и парафразии улучшает­ся, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обстановке дети с парафразией и полтерн говорят лучше, заикающиеся — хуже. Во время не­принужденного разговора симптомы полтерн и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются.

В 30—50-х годах нашего столетия были проведены элект­роэнцефалографические исследования, подтверждающие раз­личия между заиканием и спотыканием.

Французские исследователи Pichon и Borel-Maisonny (1964) вычленяют нарушение речи, которое они называют бормота­нием (Bredouillement).

Авторы подчеркивают, что бормота­ние отличается от спотыкания тем, что оно касается расстрой­ства темпа и ритма только внешней стороны речи, а при спотыкании одновременно страдает внешняя и внутренняя речь. В настоящее время признана классификация D. Weiss (1964), который различает две формы: чистые формы споты­кания и спотыкание-синдром.

Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конституциональными аномалиями развития. Речь при спо­тыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечеткой по смыслу высказы­вания и способу артикулирования. В ней проявляются эле­менты аграмматизма и нарушений синтаксиса (провалы, по­вторения, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, захлебываний. D. Weiss чистые формы спотыкания делит на следующие группы:

Первая группа — с моторными расстройствами; ос­новными симптомами нарушения являются ускоренная речь я отклонения в артикулировании звуков речи.

Вторая группа — с сенсорными расстройствами; в клинике спотыкания преобладает трудность нахождения не­обходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.

Третья группа — с общей трудностью формулирова­ния речи несмотря на достаточный запас слов.

Четвертая группа — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (а-а, э-э) или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.

Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном пара­личе, дистрофирующих органических заболеваниях головно­го мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.

По мнению В. С. Кочергиной, спотыкание отличается боль­шой распространенностью. По данным К. П. Беккера (1981), среди учащихся 7—8 лет массовой школы — 1,8% детей, а в классах для заикающихся — 11,5% детей имеют полтерн. Симптомы полтерн позволяют отличать его от нормальной речи, а также от речи заикающихся.

РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ БАТТАРИЗМЕ (ПАРАФРАЗИИ) И ПОЛТЕРН (СПОТЫКАНИИ)

Речевые нарушения касаются внешней, внутренней и пись­менной речи. Для устной речи людей с этими расстройствами характерны поспешность, малая понятность, расстройства в образовании отдельных звуков, пропуски, перестановки, изме­нения звуков, слогов, выпадения и изменения слов и целых Фраз. Выпадение предложений проявляется при пересказе прочитанного. Предложения короткие, мало связанные меж-ДУ собой, детали отсутствуют. Поспешность в речи приводит к спотыканию: человек не сразу произносит звук, беззвучно движутся губы и язык, напоминая хореотические, или судо-рогоподобные, движения. Имеются расстройства дыхания, го­лоса, дикции. Отсутствует звонкость, часты симптомы пере­напряжения голоса, иногда имеются монотонность и носовой оттенок. Расстройства голоса могут быть вызваны недоста-«очностью расслабления фарингса и голосового аппарата.

Люди с баттаризмом и полтерн читают так же, как и гово­рят: длинные фразы предпочитают членить на короткие. В связи с этим они часто теряют основную нить читаемого, це могут запомнить содержание. В процессе письма наблюдают­ся остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, за­мены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.

При этих расстройствах нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия (ритм, темп речи, интонационная выразительность, паузация, логические ударения, музыкальность речи и т. п.); голос (мо­нотонный, слабый, форсированный, с носовым оттенком), ре­чевое дыхание, речевая моторика; лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика; наблюдаются постоянные трудности в выборе слов, в общих формулировках и в выра­жении своих мыслей.

Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения. В общей моторике у людей с баттаризмом и полтерн отмечается стремительность, разбросанность движений, быстрая ходьба, резкие повороты. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными дви­жениями лица (гримасами), рук и всего тела. Внимание неус­тойчивое. Они не умеют слушать других. Плохое слуховое вни­мание. В силу этого они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие. Мышление страдает разбросанностью, недостаточной логичностью, своего дефекта не замечают, кон­тактны и способны к самоутверждению. Это служит причиной того, что такие люди только в отдельных случаях обращаются за помощью. Но, хотя сами они недостаточно осознают свой дефект, их словесная коммуникация ограничена в силу нераз­борчивости речи и беспокойного поведения.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ

Обследование ведется комплексно: медицинское и психо­лого-педагогическое. Содержание обследования включает выяснение состояния нервно-психической сферы, интеллекта (по данным медицинской документации или обследования ребенка врачом-психоневрологом) и речи (на основе логопе­дического изучения).

У детей с брадилалией и тахилалией по медицинской до­кументации уточняются данные, касающиеся возможных пси­хических заболеваний, неврологической симптоматики. Вы-

ясняются соматические и инфекционные заболевания в детс­ком возрасте, травмы, опухоли головного мозга и др.

Подробно изучается анамнез по следующим направлени­ям: данные о речевых нарушениях у родителей и родствен­ников и о наличии у них нервно-психических или хроничес­ких заболеваний; протекание беременности и родов у матери; данные о развитии речи ребенка (особо отмечается, не было ли дефектов слоговой структуры слов, аграмматизмов, повто­рений звуков и слогов, каков темп речи; влияние нарушенно-iu темпа речи на учение в школе, на общение со сверстника­ми); предполагаемые причины нарушенного темпа речи; особенности проявления брадилалии или тахилалии в раз­ные возрастные периоды, условия жизни ребенка в семье (ре­жим, взаимоотношения членов семьи, их отношение к ребен­ку); наклонности, интересы ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, с коллективом; круг ситуаций, в которых эти на­рушения темпа речи выражены в тяжелой форме; выражен­ность психических симптомов (отношения у своему дефекту, защитные приемы, влияние на речевое общение в различных ситуациях: речь с родителями, на уроках, с незнакомыми и т. д.); влияние нарушенного темпа речи на успеваемость и пр. Далее уточняется:

1) состояние общей и ручной моторики (способность к под­ражанию, самостоятельность, двигательная активность, нали­чие сопутствующих движений, тонус, темп, выразительность, координация и переключаемость движений, их сила, точность, объем), выявляется наличие брадикинезии;

2) состояние мимики;

3) состояние речевой моторики, орального праксиса посред­ством выполнения изолированных движений и их серий. Отмечается наличие или отсутствие движения, замена данно­го движения другим, тонус, объем движений, активность, воз­можность удержания органов в заданном положении, темп Движения, синкинезии;

4) экспрессивная речь: произношение звуков, слогов, слов, Фраз; пересказ, рассказ, беседа, чтение стихотворных и проза­ических текстов, вопросо-ответная форма речи, диалог, специ­фические формы речи (отраженная, сопряженная, щепотная, ритмическая), пение. Отмечается состояние звукопроизноше-Ния, возможность произнесения многосложных слов, длинных Фраз, длинного связного текста; наличие интер- и интравер-бального замедления или ускорения; темп, ритм, ударение,

интонация, голос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса)-другие дефекты устной речи;

5) письмо: списывание и самостоятельное письмо — дик­тант букв, слогов, длинных слов и фраз, длинного связного текста. Фиксируется скорость и качество написания отдель­ных элементов и сложных комплексов.

У детей с баттаризмом и полтерн особое внимание обраща­ется на исследование лексики, грамматического строя речи, семантики:

• слухового неречевого гнозиса, восприятия и воспроизве­дения ритмов, оптико-пространственного гнозиса и праксиса.

• слуховой, зрительной и моторной памяти,

• речевой активности.

В логопедическом заключении указываются:

• чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заи­канием;

• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

• круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

• выраженность психических симптомов;

• нарушения внешней речи (звукопроизношения, лекси-ко-грамматической и семантической сторон речи, просодии);

Раздел 2 Глава 10 — Стр 2

• нарушения внутренней речи, психических процессов (вос­приятия, внимания, мышления);

• особенности моторики;

• отклонения в поведении.

На основе логопедического заключения проводится диффе­ренциальная диагностика нарушений темпа речи от заикания, дизартрии, от нарушений речи у психических больных. Слож­но отличить тахилалию от заикания: внешне речь при тахила­лии напоминает заикание, но она отличается своим темпом, страх речи отсутствует; если человек с тахилалией обращает внимание на свою речь, то она улучшается, тогда как у заикаю­щегося речь в таких случаях ухудшается. Тики, миоклонусы у детей с тахилалией не связаны с речью или намерением гово­рить и возникают независимо от того, говорит ли в данный момент ребенок или нет, тогда как сопутствующие движения при заикании возникают, как правило, во время речи.

Особенно трудно различать тахилалию, комбинированную с заиканием. Наиболее типичные различия тахилалии и заи-

кания даны в исследованиях D. Weiss, J. Langova, M. Movares, jj. Зеемана, В. С. Кочергиной. Они представлены в таблице.

Наиболее типичные различия тахилалии и заикания

Фактор

Тахилалия

Заикание

(баттаризм, полтерн)

Осознание дефекта

отсутствует

имеется

Речь при напряжении

лучше

хуже

Привлечение внимания к речи

улучшает речь

ухудшает

Речь, требующая конкретных

лучше

хуже

точных ответов

Чтение хорошо знакомого

хуже

лучше

текста

Чтение незнакомого текста

лучше

хуже

Письмо

торопливое, повторяющееся, с неясным почерком

сжатое, напряженное, заторможенное

Отношение к собственной речи

безразличное, небрежное

боязливое

Психологические переживания

отставленные

опережающие

Академические способности

не достигают возможного уровня, хотя хорошие и высокие

хорошие и высокие (многое зависит от отношений с преподавателями)

Электроэнцефалограмма

дизартрия

чаще норма

Эффект Ли

ухудшение речи

улучшение речи

Аминазин

улучшение

ухудшение

Психометрические средства

ухудшение

улучшение

Желание лечиться

очень небольшое или отсутствует

большое

Цель терапии

направить внимание на детали речи

отвлечь внимание от деталей

Дифференциальный диагноз более труден при различении тахилалии и ее разновидностей. Некоторые исследователи рас­сматривают их или как две степени выраженности ускоренной речи (М. Е. Хватцев), или объединяют в одну нозологическую группу (М Зееман).

Чистая тахилалия в основном расстройство только темпового характера. При баттаризме и полтерн, помимо темпа речи, имеются нарушения синтаксического, морфологи­ческого, лексического и грамматического порядка.

Прогноз относительно брадилалии тем более благоприя­тен, чем раньше она будет выявлена и чем раньше начнется комплексное воздействие. В тех случаях, когда брадилалия является синдромом соматического, неврологического или пси­хического заболевания, прогноз зависит от успешности лече­ния основного заболевания.

Прогноз тахилалии зависит от умственного развития и поведения человека. В детском возрасте чем ребенок спо­койнее, тем легче формируется темп его внешней и внутрен­ней речи. Эффективность преодоления тахилалии зависит также от окружающих: более сложно добиться нормализа­ции темпа речи, если кто-либо из родных страдает недостат­ками речи или невротическими расстройствами: результат преодоления тахилалии зависит и от сотрудничества родных с лечащим врачом и логопедом.

Прогноз баттаризма и полтерн определить довольно слож­но- Он зависит от структуры дефекта: чистая форма или про­явление-синдром. Кроме того, имеет значение умственное раз­витие и поведение больного, микросоциальная среда, своевременное и комплексное воздействие.

Профилактика брадилалии и тахилалии включает лечение и предупреждение наследственных заболеваний, нервно-психи­ческих нарушений, травм, опухолей мозга, нейроинфекции и т. п., заботу о соматическом нервно-психическом здоровье ма­тери и ребенка, о правильном развитии его речи и поведения.

Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических прин­ципов. Молено выделить следующие общие установки комп­лексного воздействия.

В коррекционной работе осуществляется опора на связи между анализаторами обще- и речедвигательными, общедви­гательным, и слуховым; зрительным, речедвигательным и речеслуховым. Нормализация темпа и ритма общих движе­ний способствует четкости и точности речевых движений; умение более быстро воспринимать и воспроизводить различ­ные ритмические структуры помогают ребенку правильно оформить речь и т. д.

Коррекционное воздействие необходимо направить на вне­шнюю и внутреннюю речь страдающего брадилалией и тахи-лалией. Например, при брадилалии необходимо в занятия включать задания на развитие невербального и вербального мышления, на быстрое речевое оформление мысли и др.

Содержание и форма проведения занятия должны быть связаны с основной деятельностью ребенка (игровой, учебной), а его возраст должен определять подбор неречевого и речево­го материала, методику работы, индивидуальный подход.

Учет личностных особенностей страдающего нарушения­ми темпа речи позволяет вести систематическую, целенаправ-

ленную работу по коррекции его поведения, эмоционально-волевых проявлений с целью его социальной адаптации.

Наряду с систематической коррекционной работой логопе­да необходима и постоянная самостоятельная работа ребенка над речью и поведением.

Указанные положения реализуются в ходе индивидуаль­ной и коллективной (групповой) логопедической работы. Груп­повая работа имеет ряд преимуществ: в коллективе легче со­здать проблемную, игровую, речевую ситуацию, организовать общение. Сначала инициатива принадлежит логопеду, а де­тям — исполнительная роль. Постепенно инициатива пере­ходит к занимающимся: они самостоятельно осуществляют контроль над темпом и ритмом общих движений и речи.

Методика преодоления нарушений темпа речи включает медицинское воздействие (медикаментозное, физиотерапевти­ческое, психотерапевтическое лечение), а также дидактичес­кие методы, логопедическую ритмику, физкультуру.

Медицинское воздействие при брадилалии направлено на повышение активности нервной деятельности и нормализацию психических процессов. Лекарственное лечение и физиотера­пия носят тонизирующий характер. Медикаментозная терапия при тахилалии включает общеукрепляющее, общеуспокаиваю­щее лечение, дифференцированное воздействие в зависимости от выраженности раздражительности, беспокойства, двигатель­ной расторможенности, гиперактивности и т. п.

Применяются различные бальнеологические процедуры для регуляции общего тонуса, центральной и вегетативной нервной системы, улучшения самочувствия, укрепления физического

здоровья.

Психотерапия направлена на перевоспитание личности страдающего брадилалией или тахилалией, на изменение ус­тановки на собственную речь и микросоциальное окружение, на воспитание социальной функции речи.

Еще в 30-е годы XX в. Ю. А. Флоренская совместно с 3. С. Ходоровой разработала коллективно-психологический Метод, в котором особое значение приобретает социальная сто­рона речи, условия речевой компенсации в зависимости от ситуационной установки пациента на окружающую его сре-ДУ> в частности на его слушателей. Окружающая среда может оказать декомпенсирующее или компенсирующее влияние на страдающего тахилалией, применяемая методически правиль-

, она делается необходимым, активным средством коррек-

ции. Задача разъяснительной психотерапии — социальное перевоспитание всей личности больного. С целью стимуля­ции активности можно применять рациональную психотера­пию и аутогенную тренировку. Рациональная психотерапия проводится в форме коллективных и индивидуальных бесед. В детском возрасте используется косвенная психотерапия в виде одобрения, похвалы, ободряющего внимания к ребенку, признания и подчеркивания его удач.

Аутогенная тренировка начинается с появления первых успехов во время коллективных психотерапевтических сеан­сов. В курс аутогенной тренировки входит ознакомление пациентов с задачами и спецификой этого вида терапии, усво­ение основных приемов саморегуляции, отработка навыков локальной релаксации мышц, в которых возникает патологи­ческое напряжение; овладение сокращенными формулами са­мовнушения, приемами активной регуляции мышечного то­нуса и активизации навыков локальной релаксации в процессе речевой деятельности. Предлагается расширенная формула спокойствия. По окончании тренировки ученики в письмен­ном виде дают отчет о проведенной аутогенной тренировке. В процессе речевых заданий они постепенно переходят от мыс­ленного проговаривания к шепотной и громкой речи, от груп­повой работы к индивидуальным выступлениям и от сопря­женного проговаривания речевого материала к спонтанной речи и публичным выступлениям.

Занятия. физической культурой (включая гимнастику и ритмику) при брадилалии содержат тонизирующие комплек­сы движений для рук, ног, туловища в сочетании с дыхатель­ными голосовыми упражнениями, которые проводятся снача­ла в среднем, а затем ускоренном темпе. Гимнастические упражнения при тахилалии способствуют воспитанию тормоз­ных реакций, выдержки, внимания, сосредоточенности, произ­вольного переключения движений: торможению ненужного движения и активизации необходимого. Все упражнения ре­комендуется проводить под счет, мелодичную музыку, разме­ренно, спокойно, плавно, в медленном темпе. Общеукрепляю­щие упражнения чередуются со спортивными играми, которые проводятся в перемежающемся ритме и темпе движений.

МЕТОДИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

При устранении брадилалии логопедические приемы на­правлены на воспитание более быстрых и четких речевых

движений в процессе речи; убыстренных речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и чтения; выразитель­ных форм сценического чтения и драматизированной речи и т< д.; правильной просодической стороны речи: темпа, ритма, мелодики, паузации, ударения.

При выраженной брадикинезии необходимо в первую оче­редь нормализовать общую моторику: координацию, целенап­равленность, ритм общих движений в более ускоренном тем­пе, формировать ручной праксис; развивать слуховое, зрительное внимание, более быстрый темп переключения вни­мания с объекта на объект, восприятие и воспроизведение рит­мов и т. д. По мере нормализации моторики включать рече­вой материал.

Все виды коррекционной работы основываются на различ­ных речевых упражнениях. Основные упражнения: произ­ношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок и т. п.), чтение (сопряжен­ное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый ру­кой такт, под метроном с постепенным ускорением темпа говорения и чтения; слушание и воспроизведение речевого материала, записанного на магнитофонную ленту в ускорен­ном темпе; запись слогов, слов и т. п. с предварительным четким проговариванием под такт, подаваемый логопедом, а затем самим ребенком; работа над воображением при дей­ствии внешних раздражителей различного ритма, темпа для убыстрения его во внутренней речи; заучивание и воспроиз­ведение диалогов с акцентом на речевых особенностях раз­ных персонажей самим пациентом в паре с логопедом, затем с товарищем по группе; выработка сценического поведения в соответствии с содержанием драматизации.

Нормализации темпа речи при брадилалии способствуют также занятия по логопедической ритмике.

Ходьба и маршировка в различных направлениях под бод­рую музыку (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыж­ками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки. Указанные упражнения сочетаются со счетными Упражнениями, помогающими контролировать темп выпол­няемых движений и облегчающими детям удерживать нуж­ный темп в речи. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные, слу­ховые раздражители, развивают все виды памяти: зритель­ную, слуховую, моторную.

Ритмические упражнения, связанные с такими динамичес­кими характеристиками музыкального произведения, как mezzoforte — средней силы, forte — сильно. Ритмические уп­ражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, удара­ми в бубен, взмахами флажками, топочущими шагом и т. п. Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.

Подвижные игры: несюжетные и сюжетные. Несюжетные игры типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т. п. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жиз­ненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.

Музыкальная самостоятельная деятельность учащихся: под бодрую музыку они энергично выполняют однотипные дви­жения — рубят дрова, скачут на лошади, боксируют и т. д. Затем с помощью логопеда и самостоятельно исполняют твор­ческие композиции: народные пляски, характерные танцы, бальные танцы (польку, галоп).

Играют на музыкальных ин­струментах: струнных и ударных, воспроизводя простые и сложные ритмические структуры.

В результате 6—12-месячной работы речь становится зна­чительно четче и быстрее. Однако и после курса занятий необходимо сравнительно долгое наблюдение над детьми, стра­дающими брадилалией и особенно традикинезией. Рекомен­дуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за темпом речи, консультативные занятия у логопеда, катамнес-тические исследования.

Преодоление тахилалии предполагает воспитание: а) мед­ленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведе­ния; д) общего и слухового внимания к речи.

Логопедическую работу с подростками и взрослыми, стра­дающими тахилалией, рекомендуется проводить поэтапно.

Первый этап — режим молчания. Логопед знакомит­ся с особенностями речи каждого в условиях коллективного общения, проводит беседу о значении коллектива и логопеди­ческих занятий для нормализации темпа речи. Рекомендует­ся максимум молчания вне занятий и дома, ограничиваться

лишь самыми необходимыми фразами. Режим молчания сни­мает тревожную возбудимость, успокаивает учеников, сосре­доточивает их на задачах и правилах занятий. На занятиях с л0ГОпедом начинается усвоение медленного темпа на простей­шем речевом материале (сопряженная, отраженная речь, от­веты на вопросы).

Второй этап — работа по усвоению медленного темпа начинается на материале громкого чтения. Сначала образец чтения дает логопед, затем дети читают сопряженно, отраженно, по очереди, с последующим анализом чтения каждого. Каж­дое занятие начинается с речевой зарядки (счет до 30 или 50), затем проводится индивидуальная и групповая (4—5 чело­век) самостоятельная речевая работа под руководством одно­го из занимающихся. Стержневым моментом во всех рече­вых упражнениях является слитная речь, отрабатываемая в замедленном темпе. Медленный темп приобретает основное значение как со стороны технической работы над речью, так и со стороны психотерапевтического воздействия на личность ученика. Дается установка на замедление не только внешней речи, но и всех других психомоторных процессов. Предлага­ется замедлить все движения, скорость течения ассоциатив­ных рядов, реакции на внешнюю среду, все поведение в це­лом. В конце II этапа подводятся итоги работы дома и в группе, дети отчитываются о самочувствии.

Третий этап — работа над редактированием высказы­ваемых мыслей, над адекватностью фразы намеченному со­держанию.

Материал занятий: точные пересказы прочитанного по плану и без него, с произвольной установкой на ту или иную Длину, детализацию пересказа; упражнения в произношении различных редакций одной и той же фразы.

Четвертый этап — работа над коллективным расска­зом. Внимательно слушая своего товарища, каждый включает­ся в рассказ неожиданно, по сигналу логопеда или дежурного. На этом этапе вводится медленное чтение про себя, которое оказывает дисциплинирующее и замедляющее влияние на ус­тную речь занимающихся. Больше времени отводится инди-видуальной работе над речью, которая продолжается и после окончания логопедического курса в течение не менее одного года по 2 раза в день (утром и вечером по 10—30 минут).

Используемые на занятиях приемы: подражание, сопря- женно-отраженное произношение, ритмическое чтение, рече-

вые упражнения под такт, отмечаемый ударом руки, ноги хлопком в ладоши и т. п., запись и прослушивание правиль­ной речи, записанной на магнитофонную ленту и др.

На этом этапе проводятся функциональные тренировки вне стен логопедического кабинета, как индивидуально, так и кол­лективно. Условием перехода к тренировкам является дос­тупность диалогического общения в замедленном (и нормаль­ном) темпе на логопедических занятиях. Функциональные тренировки носят характер диалогов с прохожими на улице, в магазине, на почте, в транспорте и т. д. Пациенты заранее готовят речевой материал, отрабатывают его дома и на кол­лективных занятиях.

Тренировки вне логопедического учреждения воспитыва­ют внимание к собственной речи и ответам собеседника, уме­ние управлять своим поведением и речью в момент эмоцио­нального напряжения, стимулируют речевую активность и способствуют перевоспитанию личности.

Пятый, заключительный этап — подготовка к пуб­личному выступлению. Материал для него подбирается с уче­том индивидуальных особенностей учеников. Манера пове­дения, темп речи отрабатываются в процессе самостоятельных индивидуальных и фронтальных занятий; выступление за­писывается на магнитофонную ленту, прослушивается, ана­лизируется по содержанию и внешнему оформлению.

Продолжительность курса — 2,5—3 месяца. Если этого времени недостаточно, то рекомендуется после перерыва про­должить занятия в течение 4—6 месяцев. После логопедичес­кого курса дается установка на дальнейшее самостоятельное закрепление навыков правильной речи.

При устранении тахилалии у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста рекомендуется использовать мето­дики по коррекции заикания с соответствующими изменени­ями, с учетом механизма и симптоматики тахилалии. В целом принципы и содержание логопедической работы с детьми при заикании и тахилалии сходны.

Логопедическая ритмика включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастани­ем трудности ритмических занятий и речевых нагрузок. Ос­новой занятий является медленный темп. Занятие обычно включает вводные упражнения; дыхательные, голосовые уп­ражнения; упражнения, регулирующие мышечный тонус, улуч­шающие двигательную координацию и моторную память;

активизирующие внимание; воспитывающие чувство ритма; счетные упражнения в замедленном темпе; речевые задания на координацию слова с движением и музыкой; специаль­ные распевания, мелодекламацию и пение с целью улучше­ния ритмичности дыхания, выработки плавного речевого вы­доха и речи в целом; слушание музыки; сюжетные драматизации с характерными, бальными танцами, хоровода­ми; музыкальную самостоятельную деятельность; игровую де­ятельность; заключительные упражнения.

Курс логопедической коррекции у дошкольников и млад­ших школьников — от 6 месяцев до 1 года. В случаях реци­дивов необходимы повторные курсы занятий.

В логопедической работе по преодолению баттаризма и полтерн на первом месте стоит формирование понятий на конкретной основе и их словесное грамматически правиль­ное выражение.

1. Необходим подход к речи как к системе в единстве с другими психическими процессами. Рекомендуется работа не столько над элементами речи, изолированными функциями дыхания и артикуляции, сколько над целостными речевыми продукциями высшего порядка: над самостоятельным выс­казыванием, пересказом, диалогом, декламацией, подготовлен­ным и свободным рассказом, докладом, сообщением, свобод­ным изложением мыслей. Основной прием — фиксация внимания пациента на речи, правильное распределение его во фразе на каждое слово, чтобы процесс переключения внима­ния соответствовал процессу последовательного логического развертывания мысли. Для этой цели используются сопря­женно-отраженное произношение фраз, текста; работа над логическим ударением во фразе; перифразировка; диалоги с логопедом, между детьми; драматизация, требующая сцени­ческого поведения и выразительной речи для передачи необ­ходимого образа; различные способы чтения: сопряженно с логопедом, отраженно за логопедом, чтение по слову, по фразе Друг за другом и вразбивку, чтение по заранее размеченному Тексту; через прорезь в полоске картона, который медленно Передвигается по строке, открывая сначала только одно слово, затем синтагму, наконец, целую фразу.

2. Воспитание логического мышления в неречевых и рече­вых заданиях. Например, разложить серии картинок в нуж­ной последовательности, исключить лишнюю из данных пред­метных картинок или составить общий план высказывания;

развернуть главную мысль определенной части рассказа; найти несколько вариантов «завязок» или «развязок» заданных сюжетов и т. д.

3. Преодоление дефектов внутренней речи. С этой целью содержание высказывания (замысла) реализуется с помощью сюжетной картинки, текста, который прорабатывается по воп­росам сначала вместе с логопедом, затем самостоятельно. Составляется план пересказа. Текст записывается, читается, пересказывается по памяти.

4. Развитие слухового внимания, умения слушать речь на материале фраз, текстов. Полезны магнитофонные занятия, на которых ребенок одновременно слышит и видит (читает) текст, подающийся с магнитофонной ленты в замедленном темпе. Для привлечения внимания к собственной речи пред­лагаются для прослушивания и последующего анализа об­разцы речи в замедленном и быстром темпе. Полезна работа над интонацией-

5. Работа над упорядочением темпа речи: счетные упраж­нения с движениями, речь по слогам или в сопровождении ритмического отстукивания; выделение смысловых частей в коротком тексте, во фразе, составленной по картинке, и произ­ношение речевого материала с соответствующей смыслу вы­разительной интонацией; ритмическое проговаривание с од­новременным отстукиванием ритма различных фраз и т. д.

6. Работа вне логопедических занятий, чтобы закрепить замедленное и четкое произношение, спокойное поведение и внимание к собственной речи.

Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего нача­ла занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.

Выводы я проблемы

Брадилалия и тахилалия с ее разновидностями (объеди­няемые общим названием «нарушения темпа речи») относятся к сложным и не до конца изученным рече­вым нарушениям. В проблеме изучения патологически нарушенного темпа речи продолжают оставаться акту­альными вопросы:

• всестороннего изучения механизмов возникновения й структуры дефектов при различных видах нарушенного

темпа речи, совершенствования их дифференциальной диагностики;

• дальнейшего изучения особенностей протекания раз­ных видов нарушенного темпа речи у людей разного воз­раста; психолого-педагогического изучения речи, лично­сти и поведения лиц с брадилалией и тахилалией с ее разновидностями;

• совершенствования дифференцированных методик коррекционно-педагогической работы при разных видах нарушенного темпа речи у людей разного возраста и в зависимости от разных типов лечебно-педагогических уч­реждений.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение нарушениям темпа речи.

2. Дайте краткий анализ развития проблемы о нару­шениях темпа речи.

3. Определите механизм и структуру дефекта при бра-дилалии, тахилалии, баттаризме и полтерн.

4. Объясните основные разделы комплексного обследо­вания лиц с нарушениями темпа речи.

5. Каковы основные принципы комплексного лечебно-педагогического воздействия на лиц с нарушениями темпа речи?

6. Назовите и охарактеризуйте основные разделы и со­держание методик коррекционно-педагогической работы при брадилалии, тахилалии и ее разновидно­стях.

Литература

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М-, 1981. — С. 195—198.

2. Зееман М. Дети с ускоренной речью (тахилалией) // Рас­стройства речи в детском возрасте. — М., 1962. — С. 266— 271.

3. Кочергина В. С. Брадилалия, тахилалия, спотыкание // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 214—226.

4. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979. — С.

8—26.

5. Тяпугин Н. П. Заикание. — М., 1966. — С. 68.