Тема 5. Речевые нарушения.

I часть. Программа учебной дисциплины

Содержание программы

Тема 1. Логопедия как отраслевая наука специальной педагогики.

Логопедия как наука, являющаяся одним из разделов специальной педагогики. Предмет и объект изучения логопедии. Цель и задачи логопедии. Принципы и методы логопедии. Структура логопедии как науки. Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Связь логопедии с другими науками (внутрисистемные связи с общей педагогикой и отраслями специальной педагогики; межсистемные связи с медико-биологическими, психологическими и лингвистическими науками.) Профессиональная и личностная характеристика педагога-логопеда. Требования к речи логопеда.

Исторический аспект развития логопедии как науки о нарушениях речи (первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления; период накопления представлений о развитии правильной речи у детей /в Европе и России/; развитие отечественной логопедии).

Актуальные проблемы логопедии на современном этапе.

 

Тема 2. Анатомо-физиологические, нейропсихологические и психолингвистические основы речевой деятельности.

Речевая деятельность, ее структура и компоненты. Анатомо-физиологические основы речи. Центральный и периферические органы речи. Речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Психофизиологические основы речевой деятельности (Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности, объясняющее механизмы формирования речи. Учение Лурии о 3-х функциональных блоках деятельности мозга. Учение о динамической локализации психических фун­кций, разработанное И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, А.Р.Лурия) Психолингвистическая характеристика речевой деятельности. (Психолингвистическая теория Л.С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания.).

Механизмы речи и их уровневая организация. Речь и мышление. Влияние речевого развития на формирование психических процессов. Функции речи в онтогенезе.

24 стр., 11672 слов

Игра в художественно-творческой деятельности дошкольников педагогические ...

... дошкольников.............................................................................. 16 1.3. Игра в художественно–творческой деятельности дошкольников............ 20 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ... значение игры в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста. 3. Раскрыть педагогические основы работы с одаренными детьми дошкольного ...

 

Тема 3. Виды и формы речи.

Импрессивный и экспрессивный виды речи. Внешняя и внутренняя формы речи. Виды внешней речи: устная речь (диалогическая и монологическая); письменная речь, предпосылки и этапы ее формирования. Речь и язык. Использование различных коммуникативных систем при сенсорных нарушениях (на примере жестового языка, как средства коммуникации лиц с патологией слуховой функции, и системы письменности Брайля, использующейся людьми с тяжелой потерей зрения).

 

Тема 4. Формирование речи в онтогенезе.

Характеристики основных структурных компонентов речи: фонематических процессов (фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, фонематических представлений), просодики, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя. Этапы формирования речи у детей (периоды развития понимания речи на основе данных Н.С. Жуковой; схема системного развития нормальной детской речи, составленная Н. С. Жуковой по материалам А. Н. Гвоздева.) Особенности усвоения речевых умений и навыков в процессе онтогенеза (при нормальном и атипичном развитии).

 

Тема 5. Речевые нарушения.

Учение Л.С. Выготского о первичном и вторичном в структуре дефекта и его роль в развитии теоретических и практических основ логопедии. Общее понятие о речевых нарушениях. Статистика распространенности различных речевых нарушений. Сравнительная характеристика нормы, недоразвития (несформированности) и нарушения речи. Отличие речевых нарушений от физиологического несовершенства речевой деятельности ребенка. Этиология речевых нарушений. Три критических периода в развитии речевой функции. Центральный и периферический, функциональный и органический характер нарушений речевой деятельности. Исторический аспект формирования классификации речевых нарушений. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи и основные критерии, лежащие в основе каждой из них.

Виды речевых нарушений, выделяемые в рамках клинико-педагогической классификации: 1. Нарушения устной речи: а) недостатки внешнего оформления высказывания (нарушения голоса – афония, дисфония, фонастения, ринофония; нарушения звукопроизношения – дислалия, ринолалия, дизартрия; нарушения темпа и ритма речи – брадилалия, тахилалия, полтерн, заикание); б) недостатки внутреннего оформления высказывания (алалия, афазия).

2. Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия).

Виды речевых нарушений, выделяемые в рамках психолого-педагогической классификации: 1.Нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи).

2. Нарушения в применении средств общения (заикание).

 

Тема 6. Выявление, изучение, преодоление и профилактика речевых нарушений.

Основные направления диагностического обследования речевой деятельности. Принципы анализа речевых нарушений. Логопедическое заключение. Цель, задачи, принципы и методы логопедического воздействия при коррекции речевых нарушений. Формы логопедического воздействия. Профилактика речевых нарушений. Отрицательное влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка. Работа с семьями, имеющими детей с нарушениями речи.

13 стр., 6170 слов

Работа логопеда по формированию лексико-грамматического строя ...

... свою коррекционную работу с учетом осложненной структуры речевого дефекта. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - условия и особенности овладения лексико-грамматическим строем речи детьми с нарушением слуха. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - формирование практических умений ...

Тема 7. Организация логопедической помощи в России.

Современное развитие логопедии как отрасли специальной педагогики в России.Организация логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста в РФ. Специфика работы логопеда в детских лечебно-профилактических учреждениях. Организация логопедического процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Организация логопедической помощи детям школьного возраста в РФ. Организация логопедической помощи в РФ взрослым.

 

Тема 8. Работа психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию специализированных детских учреждений для детей с речевыми нарушениями.

Организация работы ПМПК. Основные нормативные документы, определяющие работу ПМПК по комплектованию специализированных детских учреждений для детей с речевыми нарушениями (Положения о республиканской и областной МПК, Письмо Минобразования России о ПМПк образовательного учреждения, Типовое положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи, Положение о временной группе для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении общего типа, Инструкция по приему в школы для детей с тяжелыми нарушениями речи).

Перечень документов, предоставляемых на ПМПК. Комплектование групп для детей с нарушениями речи.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины,

Наличие литературы

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Логопедия: Учеб. Для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х книгах. М.: Просвещение: Владос, 2008.

2. Настольная книга логопеда: справ.-методич. Пособие / авт.-сост. Л.Н.Зуева, Е.Е.Шевцова. – М: АСТ: Астрель: Приф-издат, 2005.

3. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ.ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.

4. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы. – М., 2003.

5. «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика / Автор-составитель Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2008.

Дополнительная:

1. Акинская А.А., Барановская Ф.А. – Русская фонетика. М., 1990.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М., 1997.

3. Бекер К.П., Совак М. Логопедия. М., 1981.

4. Волосовец Т.В., Горина Н.В., Зверева Н.И. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000г.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.,1960.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. – М.,1982. – Т.2.

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.

8. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – Санкт-Петербург, 2001.

9. Игнатьева С.А., Блинкова Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М., 2004г.

10. Зингер Л.Р. Общая фонетика. М., 1979.

11. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.

12. Малофеев Н.Н. Социо-культурные основы становления и развития государственной системы специального образования в России. – Дисс. … докт.пед.наук. – М., 1996.

13. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1. Западная Европа. — М.: «Печатный двор», 1996.

14. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. проф. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.

15. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М., 2001.

16. Основы логопедической работы с детьми.: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/Под общ.ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2005.

17. Основы теории и практики логопеда // Под ред. Р.Е. Левиной. – М,1968.

18. Панов М.В. Современный русский язык – фонетика. М., 1979.

19. Педагогика: учебное пособие /под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2007.

20. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

21. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1997.

22. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.

23. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

24. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.

25. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высших и средних спец. пед. учеб. заведений: В 2 тт. /Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М, 1997.

 

Краткий курс лекций и планы практических занятий по учебной дисциплине

Анатомо-физиологические основы речевой деятельности.

Центральный речевой аппарат включает кору головного мозга (преимущественно ведущего левого полушария у правшей), подкорковые узлы, проводящие пути, ядра ствола, нервы, идущие к мышцам периферического речевого аппарата. Зонами коры, приоритетными в образовании речи, являются лобная, височная, теменная и затылочная.

Речеслуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ речевых звучаний. В его состав входят вторичные отделы левой височной области коры головного мозга (доминатного полушария) – зона Вернике. Функции: выделение и дифференциация значимых акустических при­знаков звучащей речи. Речедвигательный анализатор обеспечивает восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющих напряжение и положение органов дыхания, голоса и артикуляции. Расположен в задней трети нижней лобной извилины (доминантного полушария) – центр Брока. Функции: осуществлениепроцесса артикулирования; моторная организация речевого акта; регуляция сложной координированной работы мышц всего речевого аппарата. Речедвигательный анализатор состоит из кинестетического аппарата (расположение: вторичные отделы постцентральной области; функции: осуществление ана­лиза кинестетических ощущений, поступающих от мышц речевого аппарата) и кинетического аппарата (расположение: ниж­ние отделы левой премоторной области; функции: организация моторных программ речевого акта, созда-ние серий нервных импульсов /кинетических моделей/, обеспечивающих возможность плавного перехода от одного движения к другому).

 

Рис. 8. Локализация основных функций в коре головного мозга:

1– двигательный центр, 2– чувствительный центр, 3– центр зрения, 4– центр слуха, 5– моторный центр речи, 6– слуховой центр речи.

 

Рис. Расположение зоны Вернике и центра Брока на коре головного мозга.

 

Связь между центральным и периферическими органами осуществляется посредством проводящих путей: эфферентных – восходящих (идущих к головному мозгу) – чувствительных; афферентных – нисходящих (идущих от головного мозга) – двигательных.

Все органы периферического речевого аппарата иннервируются следующими черепно-мозговыми нервами: тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв – мимическую мускулатуру; языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба (кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий нерв иннервирует мышцы органов дыхания и сердца); добавочный нерв иннервирует мышцы шеи; подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами. Через систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому (Чевелева Н.А., 1989)

 

Периферический речевой аппарат

Рис. Периферические органы речи.

 

К периферическим органам речи отно­сятся воспринимающие и контролирующие речь органы слуха, отчасти зрения; и звуковоспроизводящие органы, которые условно можно разделить на 3 отдела:

· Дыхательный, или энергетический отдел (грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей).

Показатели При физиологическом дыхании При речевом дыхании
Отношение длительности вдоха к длительности выдоха 1:1,25   1:5 – 1:8
Число дыханий в 1 мин 16-20 8-10
Объем выдыхаемого воздуха 500 см 3 1500-2000 см 3
Вдох производится через нос через рот
Схема дыхания Вдох-выдох-пауза Вдох-пауза-выдох

 

Рис. Сравнение особенностей физиологического и речевого дыхания.

 

 

· Голосовой, или генераторный отдел (гортань с голосовыми складками).

Рис. Положение голосовых складок при дыхании и фонации.

 

При шепоте голосовые складки смыкаются не полностью – в заднем отделе остается небольшая щель в виде равнобедренного треугольника. Трение воздушной струи о края образующегося отверстия в области голосовых складок вызывает шум, воспринимающийся как шепот.

Механизм голосообразования состоит в следующем. При фонации голосовые складки сомкнуты. Выдыхаемая воздушная струя создает давление в подскладочной области, благодаря которому голосовые складки несколько раздвигаются в стороны. Затем под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, а также в силу своей упругости, голосовые складки вновь смыкаются. Этот акт многократно повторяется в процессе фонации, таким образом происходит колебание голосовых складок (в горизонтальной плоскости).

При колебании голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха, которые передаются в окружающую среду и воспринимаются как звуки голоса.

 

· Артикуляционный отдел (звукопроизводящее звено и система резонаторных полостей – надставная труба).

Органы артикуляции: подвиж-ные – язык, губы, мягкое нёбо, нижняя челюсть; неподвижные – верхняя челюсть с твердым небом, зубы, альвеолы. Артикуляция звуков во многом зависит от участия в ней различных частей языка (кончика; передней, средней и задней частей спинки языка; корня языка).

Надставная труба – область, расположенная выше гортани (глотка, ротовая полость и носовая полость).

Изменения формы и объема надставной трубы создают явление резонанса, которое лежит в основе возникновения специфического тембра звуков. Вторая функция надставной трубы – шумовой вибратор (которым являются различные щели и смычки, прорываемые струей выдыхаемого воздуха, между подвижными и неподвижными органами артикуляции).

Рис.Органы артикуляции.

2.3. Психолингвистические основы речевой деятельности.

Учении Л.С. Выготского, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания. Восприятие и порождение речевого высказывания представ­ляют собой многоуровневые процессы, имеющие сложную иерар­хически организованную структуру, включающую различные операции. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого высказывания имеет свой словарь, свой синтаксис объ­единения единиц. В отечественной логопедии используются модели порождения рече­вого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой. Л. С. Выготский рассматривает отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, вы­деляет следующие планы движения: мотив — мысль — внутренняя речь — внешняя речь; различал внешний (фазический) и семан­тический (психологический) план речи. Во внешней речи прояв­ляется взаимодействие грамматической и семантической (пси­хологической) структур. Переходной структурой от семантичес­кого плана к внешней речи является внутренняя речь. Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским, А.А.Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания: ●мотив; ●мысль (речевая интенция); ●внутреннее программирование; ●лексическое раз­вертывание и грамматическое конструирование; ●моторная реа­лизация; ●внешняя речь.

Механизмы речи и их уровневая организация

(на основе исследований Е.Ф. Соботович)

 
 

 

Рис.Механизмы речи и их уровневая организация.

Общефункциональные механизмыобеспечива­ют усвоение всех семантических единиц языка (лексического и категориального значения сло­ва, предметно-синтаксического значения мор­фем, синтаксических значений отношения и т. д.).

Нарушение этих механизмов приводит к отклонению в формировании семантического звена лингвистического компонента речевой деятельности (обобщенного и абстрактно-об­общенного лексического значения слова, различ­ных типов лексических значений, семантической структуры предложения (синтаксической функции слова, предметно-синтаксического и категориаль­ного значения грамматических морфем), что в свою очередь обуславливает дефекты в функ­ционировании коммуникативного компонента(В.Г. Петрова, 1965; Р.И. Лалаева, 1988 и др.).

Специфические речевые механизмы включают:

Ø Рецеп­тивное звеноречевого механизма, которое обеспечивает прием речевых сигналов в их акустической, физической модальности, их внутреннюю пере­работку, результатом которой становится перекодирование (перешифровка) этих акустических единиц в языковые знаки (фонемы).

Уровни организации рецептивного звена: ● элементарный уровень орга­низации (это наружное, среднее и внутреннее ухо и слуховой нерв), на котором про­исходит прием речевого сигнала и его передача в мозговые центры; ● сенсорный уровень (обеспечивается функцией задней трети верхней височной изви­лины), на котором происхо­дит анализ поступивших сигналов по физиче­ским (акустическим) признакам и их различение; ● перцептивный уровень (осуществляется средними отдела­ми коры височной доли), на котором происхо­дит вычленение в акустических характеристи­ках звуков речи их постоянных признаков и на этой основе — их запоминание в процессе развития речи и узнавание при ее восприятии.

Ø Речевоспроизводящее звено речевого механизма, которое обеспечивает обратный процесс – пе­решифровку смыслового содержания будуще­го высказывания в систему языковых знаков и их моторную (артикуляцион-ную или графиче­скую) реализацию. Уровни организации речевоспроиз-водящего звена: языковой уровень (интегрируется деятельностью различных участков коры головного мозга, в частности, лобно-височными и височно-теменными его отделами, относящимися к так называемой зоне перекрытия корковых концов анализаторов, или третичным полям коры), на котором формируется языковая программа высказывания, осуществляет кодирование смысла будущего высказывания в систему языковых знаков; праксический уровень (осуществляется вторичными отделами нижнетеменной области), на котором осуществляется моторное программирование, т.е. отбор артику-ляционных движений, реализующих кинетические схемы слова; моторный уровень (осуществляется нижележащими отделами коры: экстрапирамидной системой, регулирующей тонус речевой мускулатуры; мозжечком, осуществляющим координацию речевых движений; пирамидными путями; ядрами черепно-мозговых нервов и их отростками), на котором происходит реализация двигательной программы речевого высказывания.

Поражение специфических речевых механизмов приводит к со­ответствующим речевым дефектам (моторной и сенсорной алалии, афазии, дизартрии и т. д.).

2.5. Функции речи

1) средство общения,

2) средство мышле­ния,

3) средство регуляции высших психических функций.

 

Тема 3. Виды и формы речи.

3.1. Виды речи.

 
 

 

Рис. Виды речи.

Импрессивная речь – ( от лат. impressio впечатление) восприятие, понимание речи; устная импрессивная речь выражается в слуховом восприятии устной речи, а письменная – в зрительном восприятии текста (чтении).

Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.

Экспрессивная речь у детей развивается на осно­ве подражания взрослым.

Внешняя речь — речь, имеющая звуковое выражение. Она может быть диалогической и монологической.

Внутренней называют речь про себя и для себя. Выделяют три основных типа внутренней речи: внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь, внутреннее программирование.

 

Формы речи.

 
 

 

 

Рис. Формы речи.

Устная речь — это речь, произносимая вслух. Она всегда обращена непосредственно к собеседнику и служит целям не­посредственного общения людей. Устная речь служит целям коммуникации, общения.

Письменная речь – это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Это речь отвлеченная, деловая, научная. К ней предъявляются иные требования, чем к устной речи. Построение ее должно быть более развернутым.

Речь и язык.

Нередко происходит смешение понятий речь и язык. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления. Речь – сложившаяся форма общения, происходящая при помощи языка.

Теория В.И. Бельтюкова о взаимодействии языковой и речевой структур в рамках единой системы. Логопедия как наука в аспектах теории и практики базируется на взаимодействии языковой и речевой структур в рамках единой системы. В соответствии с современными лингвистическими разработками считается, что языковая и речевая структуры противоположны по характеру их построения. Языковая структура дискретна: ее элементы противопоставлены друг другу. Речевая структуранепрерывна: те же самые элементы в пределах определенных сегментов интегрированы в единое целое. Обе структуры в своем взаимодействии направлены на синтез и анализ окружающей действительности.

В работах Р.Якобсона, В.И.Бельтюкова, Л.В.Бондарко и других специалистов указывается, что речь и язык имеют материальную основу и формируются на базе одних и тех же элементов, однако характер отношений этих элементов в языковой и речевой структурах различен. Элементы, на которых основываются как речь, так и язык, имеют различные свойства: дискретная структура языка формируется с помощью акустических (сенсорных) свойств базовых элементов; непрерывная структура речи – с помощью произносительных (моторных) свойств этих же элементов.

Большинство лингвистов считают, что речь и язык нельзя рассматривать в качестве отдельных, самостоятельных систем. Системой они становятся лишь в единстве, дополняя друг друга как целое (непрерывность) и части (дискретность).

Иными словами, речь и язык представляют собой две внешне противоречивые, а внутренне связанные в единстве фазы одной и той же системы. Но есть существенное дополнение – специальный внутренний механизм взаимосвязи непрерывной и дискретной структур, направленных на анализ и синтез окружающей действительности. Этот связывающий языковую и речевую структуры внутренний механизм должен предшествовать этим структурам, то есть передаваться по наследству. Этот механизм является частью аналитико-синтетической деятельности головного мозга. Именно этот механизм, а не речь и язык в их полном объеме, является врожденным (суть теории В.И. Бельтюкова).

 
 


Рис.Взаимосвязь языка и речи.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

Эта классификация опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной.

Рис. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

В зависимости от того, какая форма речи нарушения все речевые нарушения разделены на две группы: нарушения устной и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи в свою очередь в соответствии с этапами порождения делятся на два типа: нарушения внешнего(фонационного) и внутреннего оформления (структурно-семантического) высказывания. К нарушениям первого типа относятся:

1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосово­го аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фона­ции, фоноторные нарушения, вокальные нарушения.

Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстрой­ствами голосообразующего механизма центральной или пери­ферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия.

Проявляется в замедленной реализации артикуляторной ре­чевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия.

Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной рече­вой программы, является центрально обусловленной, органичес­кой или функциональной.

При ускоренном темпе речь — тороплива, стре­мительна, напориста. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами.

4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организа­ции речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз, lalonevros, balbuties.

Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими де­фектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устарев­шее), палатолалия.

Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, ко­торый оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс.

При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии); часто встречаются просодические нарушения; речь мало разборчива (невнятная), монотонная.

В отечествен­ной логопедии к ринолалии принято относить дефекты, обуслов­ленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анато­мическими нарушениями артикуляторного аппарата. (В ряде за­рубежных работ такие нарушения обозначаются термином «па­латолалия» (от лат. palatum — нёбо).

Все остальные случаи наза­лизованного произношения звуков, обусловленные функциональ­ными или органическими нарушениями различной локализации, в этих работах называют ринолалией.) В отечественных работах явления назализованного произношения без грубых артикуляци­онных нарушений относят к ринофонии.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации рече­вого аппарата.

Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного ме­ханизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую ре­ализацию речи.

В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о стертой форме дизартрии. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия является следствием органического нарушения цен­трального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. А по тяжести нарушения различают степень проявле­ния дизартрии.

Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобре­тенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других моз­говых заболеваний.

К нарушениям второго типа (нарушения внутреннего оформления высказывания) относятся:

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вслед­ствие органического поражения речевых зон коры голов­ного мозга во внутриутробном или раннем периоде разви­тия ребенка. Синонимы: дисфазия, ранняя детская афазия, афа­зия развития, слухонемота (устаревшее).

Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором на­рушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка.

2. Афазия — полная или частичная утрата речи, обус­ловленная локальными поражениями головного мозга. Си­нонимы: распад, утрата речи.

Теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в воз­расте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагно­за афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.

Во второй группе — нарушения письменной речи – выделяют два речевых нарушения, в зависимости от того, какой вид ее нарушен.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв;

в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приво­дит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова;

в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

Проявляется в нестойкости оптико-пространственного обра­за буквы,

в смешениях или пропусках букв,

в искажениях звуко-слогового состава слова;

в искжении структуры предложений.

В случаях несформированности процессов письма (в ходе обучения) гово­рят об аграфии.

Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на раз­ных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от на­рушенного процесса. Нарушения устной речи: дисфония (афо­ния), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия. Нарушения пись­менной речи: дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия).

 

Психолого-педагогическая классификация

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

I. Первая группа— нарушения средств общения, к которой относятся фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи.

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — на­рушение процессов формирования произносительной сис­темы родного языка у детей с различными речевыми рас­стройствами вследствие дефектов восприятия и произно­шения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные сложные ре­чевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуко­вой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало раз­вития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недо­развития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

II. Вторая группа — нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Рис. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

Возможен и комбини­рованный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самосто­ятельных нарушений речи нарушения письма и чтения, а рас­сматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и мор­фологических обобщений, составляющих один из ведущих при­знаков.

 

Тема 6. Выявление, изучение, преодоление и профилактика речевых нарушений.

Основные направления диагностического обследования речевой деятельности.

 

Рис.Направления диагностического обследования речи ребенка.

Принципы анализа речевых нарушений.

Принципы анализа речевых нарушений были разработаны Р.Е.Левиной, 1968:

Рис.Принципы анализа речевых нарушений.

В работах С.С. Ляпидевского, 1967; Е.Н. Мастюковой, 1995; и др. выдвинут принцип необходимости проведения всестороннего медико-педагогического анализа речевого расстройства для определения его природы.

Логопедическое заключение.

Логопед формирует логопедическое заключение на основе результатов, полученных в ходе логопедического обследования, опираясь на психолого-педагогическую классификацию речевых расстройств. В логопедическом заключении учитывается речевой клинический диагноз, поставленный неврологом на основе клинико-педагогической классификации речевых нарушений. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут иметь в своем речевом клиническом диагнозе следующие речевые расстройства: дислалия, дизартрия легкой и средней степени выраженности, ринолалия. Дети с общим недоразвитием речи в своем речевом клиническом диагнозе имеют алалию, дизартрию тяжелой степени выраженности (анартрию).

Логопедическое заключение должно быть дополнено практическими рекомендациями по преодолению выявленных нарушений речевого развития.