Рассмотрено Утверждаю

Негосударственное образовательное учреждение

«Институт специальной педагогики и психологии»

Факультет специальной психологии

Рассмотрено Утверждаю

и рекомендовано Председатель УМС

на заседании кафедры _______________

(дата, подпись)

Протокол от _________№

Заведующий кафедрой

____________________

______ подпись

Основная образовательная программа

(специальность – 050716.65

Специальная психология)

Учебная программа

государственного экзамена по специальной психологии, психодиагностике, психокоррекции и консультированию.

Разработчики: Канд. психол. наук, доцент И.А. Михаленкова

Рецензент:

Санкт-Петербург

Программа государственного экзамена по специальной психологии, психодиагностике, психокоррекции и консультированию составлена на основании предметных дисциплин, преподаваемых студентам на протяжении всех лет обучения их в институте.

Включает в себя сведения по всем разделам специальной психологии, и направлена на проверку умений выпускника обобщать и систематизировать накопленные современной специальной психологией и смежными науками знаний о психическом развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, о методах психодиагностики и консультирования, о методах психокоррекции.

Студенты должны показать знания по всем разделам этих дисциплин.

Экзаменационные билеты включают: вопрос из раздела «Общие вопросы специальной психологии» и вопросы по всем разделам специальной психологии; вопросы по основным разделам психодиагностики, психокоррекциии и консультирования.

Выпускники сдают два экзамена: «Специальная психология» и «Психодиагностика, психокоррекция и консультирование»)

Содержание программы.

1. Предметное содержание современной специальной психологии

Предмет и объект специальной психологии. Отграничение предмета специальной психологии от содержания патопсихологии, клинической психологии, нейропсихологии и психопатологии. Цели и задачи специальной психологии на современном этапе ее развития. Связь специальной психологии с другими науками. Своеобразие предметных связей специальной психологии с другими психологическими дисциплинами (возрастная, общая, педагогическая и клиническая отрасли).

7 стр., 3336 слов

Дифференциальная психология — Учебно-методический комплекс. ...

... подготовки специалистов по специальности «Психология». Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Дифференциальная психология: [электронный ресурс] / ... в учебном процессе Курс «Дифференциальная психология» относится к разделу Б.3 «Профессиональный цикл (базовая общепрофессиональная ... Семестр – 5. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины 3. Тематический план Таблица ...

Связь специальной психологии с коррекционной педагогикой. Основные отрасли современной специальной психологии. Роль и значение специальной психологии в понимании природы человека и его развития.

2. Современные представления о сущности феномена нарушенного развития

Понятие о психическом развитии. Современные теории психического развития. Количественные и качественные изменения в процессе развития. Понятие новообразования в процессе психического развития. Необратимость и непрерывность психического развития. Гетерохронность психического развития. Сензитивные периоды в процессе психического развития. Психическое развитие и деятельность. Обучениеи развитие. Зона ближайшего и актуального развития. Соотношение спонтанного и направленного развития.

Культурно- историческая теория психического развития Л.С. Выготского как методологическая база специальной психологии. Отклоняющееся развитие как особый способ генеза. Структура первичных и системных нарушений. Трудности в усвоении социально-исторического опыта как основная черта отклоняющегося развития. Соотношение поврежденных, недоразвитых и сохранных функций. Роль обучения в коррекции вторичных отклонений в развитии.. Сущность феномена нарушенного развития и его основные характеристики.

Значение представлений о нарушенном развитии для понимания природы нормального функционирования психики.

3. История становления специальной психологии

Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии на уровне обыденного сознания.

Систематическое обучение детей с отклонениями в развитии как предпосылка возникновения специальной психологии.

Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направления в специальной психологии. Соотношение эволюции представлений о норме развития, стилей воспитания и образования нормального ребенка и этапов эволюции отношений к лицам с отклонениями в развитии аномальному ребенку.

Роль и значение Л. С. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Становление основных отраслей современной специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, психология детей со сложными недостатками развития и др.

4. Методы и принципы специальной психологии

Понятие о научном методе. Особенности использования психологических методов исследования в зависимости от формы нарушения. Эксперимент и возможности его использования в специальной психологии. Обучающий и конструирующий эксперимент — их возможности и ограничения. Стратегии продольных и поперечных срезов в экспериментальном изучении лиц с отклонениями в развитии. Качественный и количественный подход в оценке экспериментальных данных. Тестовые методы в специальной психологии. Метод наблюдения и техники его использования в специальной психологии. Анамнестический метод и его значение в специальной психологии. Беседа и особенности ее проведения в области специальной психологии. Анализ продуктов деятельности. Стандартизированные психодиагностические процедуры и их использование в практике специальной психологии. Метод анкет и опросов. Особенности применения самонаблюдения в специальной психологии. Методы статистической обработки эмпирических данных. Диагностическая коррекция, как особый метод специальной психологии. Этапы проведения исследования в специальной психологии. Использование опытных данных в практике обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Правила и требования к написанию психологического заключения и формированию рекомендаций.

5 стр., 2171 слов

Сюжетно — ролевые игры как условие развития социальной адаптации ребенка

... партнера: врач и больной, продавец и покупатель и т. д., Основной линией развития ребенка является постепенное освобождение от конкретной ситуации, переход от ситуативного общения к внеситуативному. ... воспринимаемой ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития детей. Ролевые игры Умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого ...

5. Причины отклонений в развитии и факторы их определяющие

Экзогенные и эндогенные вредности как причины отклонений в развитии. Основные факторы, опосредующие действие патогенных вредностей: локализация, экспозиция, интенсивность, возраст, компенсаторные возможности и др. Профилактика отклонений в психическом развитии.

6. Структура нарушенного развития и механизмы формирования системных отклонений

Понятие о структуре нарушенного развития. Основные параметры дизонтогенеза. Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Общие и специфические закономерности нарушенного психического развития. Механизмы формирования вторичных отклонений:

7. Классификации отклонений в психическом развитии и общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза

Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные клинико-психологические и психолого-педагогические классификации отклонений психического развития В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, М. М. Семаго и др.

8. Категориальный аппарат современный специальной психологии

Представления о психологической коррекции, компенсации, реабилитации, абилитации, интеграции и психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении лиц с отклонениями в развитии

Понятие о компенсаторных феноменах. Структурно-уровневая организация компенсаторных процессов. Биологические и социальные факторы компенсации. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. Понятие реабилитации. Формы и направления реабилитационных мероприятий. Абилитация и ее сущность. Понятие психологической коррекции. Проблема социально-трудовой адаптации и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Поиск и разработка эффективных форм интеграции в обучении лиц с проблемами в развитии.

Интегрированное обучение как закономерный этап развития системы специального образования детей с отклонениями в развитии. Понятие инклюзии. Содержание и направления психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с отклонениями в развитии в условиях интегрированного обучения.

6 стр., 2802 слов

Особенности развития и становления драматургии 60-90-х годов

... работать по-иному и зачастую объективно не могут круто изменить стиль своей деятельности. Как бы ни были привлекательны (особенно на первый взгляд) и необходимы деяния ...

9. Депривационные феномены как причина и следствие нарушенного развития

Сущность депривационных феноменов. Виды и формы депривационных феноменов. Сенсорная депривация. Коммуникативная депривация. Материнская депривация. Депривация и нарушенное развитие. Принципы профилактики депривационных явлений.

10. Общая психолого-педагогическая характеристика отдельных форм дизонтогенеза.

1) Психическое недоразвитие. Основные причины и формы умственной отсталости. Общее понятие об умственной отсталости. Современные классификации отклонений в развитии. Особенности развития чувственного познания умственно отсталых детей. Мышление и своеобразие его развития у умственно отсталых детей. Речь и речевое развитие. Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей. Развитие деятельности умственно отсталых детей. Структура нарушений в условиях умственной отсталости.

2) Задержанное развитие. Современные представления о природе задержанного развития. Причины ЗПР. Классификации ЗПР. Особенности учебной деятельности детей с ЗПР. Своеобразие когнитивного и эмоционального развития детей с ЗПР в зависимости от формы.

3) Поврежденное развитие. Понятие о распаде психики. Особенности психического развития детей, страдающих текущими заболеваниями головного мозга, эпилепсией, шизофренией и МДП. Соотношение распада и развития психики в зависимости от силы патогенного фактора и возраста ребенка.

4) Дефицитарное развитие. Роль зрения и слуха в познании мира и деятельности человека. Влияние нарушений зрения и слуха на физическое и психическое развитие ребенка. Особенности компенсаторных процессов при глубоких нарушениях зрения и слуха. Развитие когнитивной сферы глухого и слепого ребенка. Развитие разных форм деятельности в условиях сенсорных нарушений. Особенности пространственной ориентации незрячих. Своеобразие рече-мыслительного развития глухого ребенка.

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха.

5)Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Причины и формы детского церебрального паралича. Степени двигательных нарушений. Структура отклонений в развитии при детском церебральном параличе. Особенности психомоторного развития детей с ДЦП. Когнитивное и речевое развитие детей с ДЦП. Формирование личности и самосознания детей с ДЦП.

6)Особенности психического развития детей, страдающих речевыми нарушениями.

7) Искаженное развитие, его природа, причины, формы. Особенности раннего развития синдромом аутизма. Психомоторика. Игра. Общение. Самообслуживание. Эмоциональные расстройства. Обучение, обученность, обучаемость. Социальная адаптация. Особенности семейного воспитания. Психологическая коррекция и дифференциальная диагностика.

8) Дисгармоничное развитие. Современные представления о патохарактерилогическом развитии. Понятие о психопатиях и акцептуациях характера. Признаки (дифференциальные) психопатии. Конститутциональные и органические психопатии. Психоподобные нарушения. Классификации психопатий. Психопатии экстропунитивного и интрапунитивного круга. Социальная адаптация, реабилитаци и прогноз. Смысловая сфера личности. Нарушения поведения. Делинквентное и девиантное поведение. Причины и формы. Патологические реакции. Меры профилактики.

5 стр., 2306 слов

Возрастные особенности детей 3 – 6 лет

... общениях, читая Библию и молясь в слух. Целенаправленно подводите к самостоятельному изучению Библии. Возрастные особенности детей 9 – 10 лет Физические 1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения ... в пропорции с его телом, он не может вынести длительные периоды напряженной деятельности. 2. Ребенок может сосредоточить свое внимание на 15 минут. Но его произвольное внимание ...

8) Особенности психического развития детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Социальное сиротство — причины и динамика. Материнская депривация. Синдром госпитализма. Особенности когнитивного развития детей — сирот. Эмоциональное развитие и формирование личности воспитанников детского дома.

9) Особенности психического развития детей со сложными недостатками развития.

11. Деятельность в условиях дизонтогенеза

Роль и значение деятельности в процессе компенсации слепоты и слабовидения. Своеобразие формирования умений и навыков у лиц с глубокой зрительной патологией. Особенности предметной деятельности в раннем онтогенезе слепого ребенка. Своеобразие игровой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями зрения. Психологические особенности учебной деятельности слепых школьников. Профориентация и выбор профессии у школьников с нарушениями зрения. Социально-трудовая реабилитация инвалидов по зрению.

Деятельность лиц с недостатком слуха. Характеристика игровой, учебной и трудовой деятельности.

Особенности формирования двигательных навыков, трудовых операций у учащихся с нарушением слуха. Роль уроков предметно-практического обучения как специально организованной деятельности в психическом развитии глухих детей.

Особенности деятельности детей при задержке психического развития. Особенности общего моторного развития. Характеристика игровой, учебной и трудовой деятельности. Продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование, драматизация и пр.).

Особенности произвольной регуляции поведения у детей с ЗПР.

Характеристика деятельности умственно отсталых детей. Нарушение целенаправленности деятельности, недоразвитие самоконтроля, саморегуляции, и критичности в деятельности. Влияние ус­пеха, неуспеха на эффективность деятельности при умственной отсталости. Снижение работоспособности, утомление, монотонность и монотония, нарушения в планировании деятельности. Проблема активности при умст­венной отсталости.

Особенности формирования знаний, умений и навыков у умственно отсталых. Особенности игровой, учебной и трудовой деятельности при нарушении интеллекта. Незрелость, неорганизованность, нарушение волевой регуляции в практической деятельности умственно отсталых лиц. Особенности деятельности детей при разных формах детского церебрального паралича.

12. Развитие личности в условиях дизонтогенеза

Проблема развития личности и самосознания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Особенности семейного воспитания детей с нарушениями в развитии. Дисгармоничные стили семейного воспитания.

Развитие личности при нарушениях зрительного анализатора. Роль зрения в жизнедеятельности человека. Влияние потери зрения на процесс познания. Нарушения в ориентировочной и коммуникативной деятельности. Количественные и качественные изменения в процессе психической деятельности у слепых и слабовидящих. Понятие о тотальной и частичной слепоте. Слабовидящие. Рано и поздно ослепшие.

Характер и динамика потребностей личности при слепоте. Своеобразие мотивационной сферы личности. Проблема взаимосвязи зрительной патологии с формированием личности. Характер межличностных отношений при глубоких нарушениях зрения. Личностные реакции на внезапную потерю зрения в зрелом возрасте. Эмоционально-волевая сфера слепых.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно- ... и прочее. Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ребенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль в их организации. Подрастая, малыш приобретает все ...

Развитие личности при нарушениях слухового анализатора. Роль речи в формировании личности ребенка с нарушением слуха. Возможности и условия полноценного развития личности глухих и слабослышащих.

Формирование активности личности. Направленность личности. Трудности формирования убеждений, морально-этических представлений и понятий, мотивационно-потребностной сферы.

Индивидуально-психологические особенности личности детей с нарушением слуха. Темперамент. Характер, своеобразие черт характера детей с нарушением слуха.

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с недостатками слуха. Эмоциональное общение глухих детей со слышащими и глухими родителями.

Особенности формирования понятий, относящихся к миру эмоциональных переживаний. Роль речи в формировании чувств у детей с нарушением слуха. Нарушения непосредственного эмоционального общения.

Осознание детьми с недостатками слуха собственных эмоциональных состояний и понимание их у других людей.

Волевые качества и их воспитание у детей с недостатками слуха.

Особенности формирования «Я-концепции» и отношения к нарушению.

Межличностные отношения в среде глухих и слабослышащих. Взаимоотношения с окружающими людьми.

Развитие личности в условиях задержанного развития. Принципы основных классификаций задержек психического развития. Педагогическая запущенность и ЗПР.

Роль семьи и родительских установок в развитии личности ребенка с отставанием в темпе психического развития. Формирование личности и межличностные отношения со сверстниками. Особенности социальной адаптации и профессионального самоопределения детей с ЗПР.

Развитие личности в условиях умственной отсталости. Влияние общего интеллектуального недоразвития на характеристики личности.

Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей. Особенности эмоций и чувств умственно отсталых лиц. Трудности интеллектуальной регуляции эмоционально-волевой сферы у умственно отсталых лиц. Незрелость, недоразвитие, неустойчивость волевых процессов при умственной отсталости. Особенности формирования самооценки и уровня притязаний у умственно отсталых детей.

Формирование личности в условиях нарушения опорно-двигательного аппарата.

Недостатки семейного воспитания и нарушения процесса формирования личности детей с отклонениями развития.

13. Познавательные процессы в условиях дизонтогенеза

Познавательные процессы при слепоте и слабовидении. Виды и формы внимания в условиях слепоты Внешние проявления внимания у слепых. Свойства внимания в условиях нарушения зрения. Роль внимания в познавательной деятельности слепых.

Сенсорная организация человека при нарушениях зрения. Роль труда в развитии сенсорики человека Ощущения слепых и слабовидящих. Проявление психофизиологических закономерности ощущений при слепоте и слабовидении. Абсолютная и дифференциальная чувствительность при слепоте. Компенсаторные изменения в сфере ощущений при глубоких нарушениях зрения. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых. Зрительные ощущения частично зрячих и слабовидящих. Слуховые ощущения слепых. Тактильные ощущения. Кожно-оптическое чувство. Кинестетические ощущения. Вибрационные ощущения. Хеморецепция. Статические ощущения слепых.

6 стр., 2856 слов

Развитие слуха и речи

... ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА тугоухий ребёнок сурдопсихология глухой слух речь Важное значение для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушениями слуха, ... Роль речи Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается благодаря слуху восприятием обращенной к нему речи. Уже с начала второго года жизни ребенок начинает понимать элементарную речь ...

Восприятие слепых и слабовидящих. Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения. Сравнительная характеристика осязательного и зрительного восприятия, особенности зрительного восприятия слабовидящих и частично зрячих Природа, формы и способы осязательного восприятия. Осязательное восприятие пространства. Роль осязания в деятельности слепых. Приборное восприятие. Коррекция восприятия. Способы развития различных форм перцепции у слепых и слабовидящих. Восприятия человека человеком в условиях слепоты. Характер образов-представлений в условиях нарушенного зрения. Фрагментарность, схематичность, низкий уровень обобщения, вербализм и др. Особенности формирования представлений при нарушениях зрения. Своеобразие фазовой динамики становления образов памяти слепых и слабовидящих. Зрительные представления ослепших. Роль представлений в компенсации слепоты. Память и ее роль в жизнедеятельности инвалидов по зрению. Мышление и речь в условиях нарушенного зрения. Мышление и его роль в компенсации и коррекции слепоты и слабовидения. Теории мышления слепых в зарубежной психологии. Своеобразие мыслительных операций при нарушенном зрении. Формирование понятий у слепых и слабовидящих. Формы и виды мышления при нарушениях зрения. Влияние слепоты на речевую деятельность Значение речи в компенсации слепоты. Вербальные и невербальные компоненты общения при нарушениях зрения. Воображение слепых и слабовидящих. Пространственная ориентация слепых. Закономерности формирования пространственных представлений у зрячих. Роль сохранных органов чувств в ориентировке сле­пых. Топографические представления слепых и особенности их формирования. Ориентировка в большом и малом пространстве. Особенности обучения пространственной ориентировке поздноослепших.

Познавательная сфера детей с нарушениями слуха. Особенности развития внимания и его свойств у детей с нарушением слуха. Факторы, соответствующие привлечению и поддержанию внимания в условиях специально организованного обучения неслышащих детей. Значение развития слухового внимания у детей с остатками слуха.

Общие и специфические особенности сенсорной организации ребенка с нарушением слуха. Отсутствие и недоразвитие слуховых ощущений и восприятий. Недостаточность словесной регуляции процесса ощущений и восприятий. Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов.

Особенности зрительных ощущений и восприятия детей с недостатками слуха. Несостоятельность теории «сверхкомпенсации» в трактовке зрительного восприятия глухих. Роль речи в развитии зрительного восприятия. Тактильно-вибрационные ощущения и восприятия. Особенности вибрационной чувствительности у глухих, ее развитие. Особенности развития осязания у глухих детей. Кинестические и статистические ощущения и восприятия, их взаимосвязь с други­ми анализаторными системами, особенности развития у детей с нарушением слуха в процессе коррекционной работы.

11 стр., 5339 слов

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста

... точки зрения по особенностям развития связной речи у детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: научно-методические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста. Задачи: ...

Развитие ощущений и восприятий в условиях специально организованного обуче­ния и воспитания.

Развитие ощущений и восприятий в условиях специально организованного обуче­ния и воспитания.

Общие закономерности развития памяти у детей с нарушением слуха и нормально слышащих. Виды памяти. Характеристика образной памяти. Роль вербализации в осмыслении и запоминании наглядного материала. Особенности словесно-логической памяти и ее развитие у школьников с нарушением слуха, особенности запоминания слов, предложений, текстов. Соотношение механического и смыслового запоминания. Кратковременная и долговременная память. Индивидуальные различия памяти.

Речевое развитие детей с нарушениями слуха. Общение и язык. Условия овладения языком у детей с нарушением слуха. Обоснование принципа обучения глухих детей языку в условиях речевого общения. Сензитивный период в развитии речи ребенка, особенности его протекания у детей с нарушением слуха в зависимости от степени по­тери слуха и времени наступления глухоты. Речевые способности детей с нарушением слуха. Условия их развития. Зависимость развития речи на разных возрастных этапах от ведущей деятельности. Формирование потребности в общении. Организация специ­ального обучения речи глухих и слабослышащих детей в различные возрастные перио­ды. Использование и развитие остаточной слуховой функции у детей с нарушением слуха.

Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования.

Развитие речи у глухих и слабослышащих в различные речевые периоды. Особен­ности развития фонетической, грамматической, лексической сторон речи. Овладение речевой деятельностью в процессе специального обучения. Развитие основных видов речи — устной и письменной. Сенсорная основа усвоения устной речи глухими и слабослышащими детьми. Механизм восприятия речи и овладе­ние произношением при нормальном и нарушенном слухе.

Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха.

Специфические средства общения глухих детей. Характеристика дактильной речи. Жестовая речь. Роль этих видов речи в психическом развитии глухих. Их место в системе воспитания и обучения неслышащих.

Понятия, особенности их формирования у детей с недостатками слуха. Овладение системой понятий.

Особенности мыслительных операций у глухих и слабослышащих: анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, классификация. Зависимость успешности выполнения мыслительных операций от уровня развития речи.

Мыслительная деятельность детей с нарушением слуха. Своеобразие речевой регуляции эвристического процесса. Формирование речи как средства мыслительной дея­тельности.

Развитие наглядного мышления у детей глухих и слабослышащих, роль речи в этом процессе.

Характеристика словесно-логического мышления, особенности овладения причинно-следственными и целевыми зависимостями. Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха. Особенности воображения глухих и слабослышащих детей.

9 стр., 4427 слов

Закономерности индивидуального развития. Особенности онтогенеза человека

... морула - шаровидное скопление бластомеров. Иногда морулу рассматривают как отдельную стадию эмбрионального развития, а иногда как разновидность следующей стадии - бластулы. Поздние фазы дробления ... начинаются процессы гистогенеза (дифференцировки тканей) и органогенеза (закладки органов). Эмбриональное развитие завершается выходом организма из яйца или его рождением. Постэмбриональный период ...

Особенности познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. Познавательная активность и ее особенности. Свойства внимания. Характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Ориентация в пространстве. Память и представления. Мышление и знания. Речь и ее особенности. Качество и динамика обучаемости в условиях ЗПР.

Познавательные процессы умственно отсталых детей. Характеристика общих и специфиче­ских закономерностей познавательной деятельности при нарушениях интеллекта. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Своеобразие основных свойств внимания при интеллектуальных нарушениях (концентрация, устойчивость, переключение, распреде­ление, объем).

Сенсорно-перцептивная деятельность умственно отсталых лиц. Особенности ощущений, восприятия и представлений при нарушениях интеллекта.

Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте.

Особенности восприятия при умственной отсталости. Особенности представлений умственно отсталых. Развитие и коррекция представлений при нарушенном интеллекте.

Своеобразие воображения и памяти лиц с умственной отсталостью.

Особенности мышления при умственной отсталости. Соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления. Особенности формирования причинно-следственных связей. Своеобразие мыслительных операций при умственной отсталости (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, конкретизация, система­тизация).

Особенности формирования понятий, суждений, умозаключений. Развитие и коррекция мышления при умственной отсталости. Соотношение речи и мышления. Недоразвитие речи, ее нарушения при снижении интеллекта.

Особенности когнитивного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в психическом развитии ребенка. особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с последствиями детского церебрального паралича. Пространственные представления и их особенности у детей с ДЦП. Виды мышления и особенности их развития у детей с ДЦП. Развитие речи при разных формах детского церебрального паралича.

2. Психодиагностика, психокоррекция и консультирование

Значение психодиагностического метода в теории и практике специальной психологии. Основные психодиагностические подходы: объективный, субъективный и проективный, — их определение. Возможности и ограничения использования тестов интеллекта и личности при исследовании детей с различными видами дизонтогенеза. Преимущества и ограничения возможностей применения вербальных и невербальных проективных тестов при отдельных видах дизонтогенеза.

Основные требования к психодиагностическому инструментарию: валидность,надежность, стандартизация, а также регламентация процедуры исследования. Основные этапы психодиагностического исследования.

Общие и частные требования к соблюдению условий, организации и содержанию процедуры психодиагностического исследования для каждого ребенка.

Особенности диагностики психического развития детей в раннем онтогенезе. Ее специфика при отдельных видах дизонтогенеза.

Особенности диагностики психического развития детей дошкольного возраста. Ее специфика при отдельных видах дизонтогенеза.

Особенности диагностики психического развития детей младшего школьного возраста. Ее специфика при отдельных видах дизонтогенеза.

Особенности психологического исследования детей с отклонениями развития при решении разных диагностических задач.

Основные этапы психодиагностического исследования, постановка психодиагностической задачи, адекватный выбор методик и их проведение, обработка и интерпретация полученных данных, составление заключения.

Понятие психологического диагноза и психологического прогноза социальной ситуации развития по Л.С. Выготскому.

Понятие о функциональном диагнозе: его клинической, психологической и социальной составляющих. Роль психолога в уточнении каждой составной части функционального диагноза

Психологическое исследование при решении задач нозологической и дифференциальной диагностики. Роль диагностического обучающего эксперимента. Принцип целенаправленности и разнородности методик. Принцип прогрессивности заданий и «дозированности» помощи. Принцип качественно-количественной оценки. Принципы составления психологического заключения и методических рекомендаций целевого назначения.

Психодиагностика как основа реабилитационного подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Этические и деонтологические нормы применения психодиагностики при психолого-медико-педагогическом обследовании детей с с ограниченными возможностями здоровья.

Выбор методик при диагностике отклонений в психическом развитии, их диагностическая и прогностическая валидность. Принцип возрастной и критериальной валидности.Комплексность исследования: диагностика психомоторики, сенсорно-перцептивной сферы, познавательной деятельности, эмоционально-волевых особенностей, формирования самосознания и самооценки, коммуникативных навыков, потребностно-мотивационной сферы, резервных возможностей.

Специфика психологического обследования при отдельных видах психического дизонтогенеза.Психодиагностика психического недоразвития, аномалий психического развития в связи с недостаточностью зрения и слуха, в связи с недостаточностью двигательной сферы, психодиагностика дисгармонического психического развития.

Семья, семейное окружение детей с ограниченными возможностями здоровья как объект психодиагностического обследования. Диагностика психологических проблем родителей детей с с ограниченными возможностями здоровья.

Педагог и педагогический коллектив как объект психодиагностического обследования.

Диагностика нарушений и факторов риска школьной дезадаптации.

Основные причины школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья: несформированность учебной мотивации, недостаточная готовность к школьному обучению, отставание в интеллектуальном развитии, эмоционально-личностные особенности и др. Диагностика причин школьной дезадаптации.Исследование мотивационной готовности к школьному обучению, особенностей аффективно-личностной сферы, особенностей умственной работоспособности, общие характеристики деятельности, особенности интеллектуально-мнестической деятельности: памяти, мышления, обучаемости.

Комплекс методик для оценки адаптивных возможностей ребенка. Схема качественно-количественного анализа психической деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема профориентации и выбора профессионального маршрута в специальной школе. Принцип соответствия выбора профессии интересам, склонностям, индивидуально-личностным, психическим и физическим возможностям подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Использование дифференциально-диагностического опросника для определения склонности к определенному типу профессий: выявление профессиональных интересов и склонностей. Оценка коммуникативных и организационных способностей. Применение личностных опросников и тестов интеллекта при профконсультации.

Индивидуальные и групповые формы обследования. Значение первичной и вторичной профконсультации для подростков с отклонениями в развитии. Этические нормы при составлении заключений и рекомендации по профессиональному определению подростков с проблемами в развитии.

Понятие «психокоррекция». Взаимосвязь психокоррекции с психодиагностикой, психоконсультированием, психотерапией и психопрофилактикой. Общие принципы психокоррекции

Особенности психокоррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на различных возрастных этапах.

Формы психокоррекции. Индивидуальная психокоррекция: специфика, показания и противопоказания; условия, этапность и течение процесса. Групповая психокоррекция. Специфика детской групповой психокоррекции (этапность, характеристика процесса групповой коррекции, условия осуществления психокоррекции, течение процесса групповой психокоррекции).

Оценки эффективности психокоррекции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Критерии оценки эффективности.

Требования к составлению коррекционно-развивающей программы. Структура психокоррекционного занятия. Цели и задачи каждого этапа. Содержание каждого этапа.

Игра как метод психокоррекции. Особенности психокоррекции эмоционально-волевой, личностной и коммуникативной сфер детей.

Взаимодействие с родителями и педагогами в процессе психокоррекционной и развивающей работы с детьми.

Понятия «психоконсультирование» и «психокоррекция»; их сходство, различие и взаимосвязь.

Процесс психологического консультирования: а) необходимые и достаточные условия; б) динамика психологических изменений состояния клиента; в) исход психологического консультирования.

Основные стратегии и стили консультирования, основные психоконсультативные техники.

Принципы психологического консультирования.

Особенности возрастно-психологического консультирования

Особенности консультирования родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопросы к государственному экзамену по специальной психологии, психодиагностики, психокоррекции и консультированию. «Специальная психология»

(первые вопросы)

  1. Нарушения в поведении у детей и подростков. Причины и формы поведенческих нарушений. Основные принципы профилактики поведенческих нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Специфика сенсорного развития детей с нарушением слуха и зрения. Направления коррекционной работы по формированию сенсорно-перцептивной сферы этих детей.
  3. Формирование личности при различных вариантах дизонтогенза. Роль микросоциальных факторов в становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Основные причины затруднений в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфические трудности в усвоении учебных навыков у детей с ЗПР. Роль психолога в процессе коррекционной работы по преодолению трудностей в обучении у детей с ЗПР.
  5. Предметные и пространственные представления лиц с нарушением зрения. Возможности коррекции недостатков этих представлений в процессе обучения.
  6. Основные принципы деятельности психологической службы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
  7. Нарушение эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, их формы и причины. Направления коррекционной работы по преодолению этих нарушений.
  8. Роль речи в психическом развитии ребенка. Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья с разными формами отклонений в развитии.
  9. Общие и специфические закономерности развития детей в условиях дизонтогенеза и нормально протекающего развития. Их учет в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  10. Психологические проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Направления психолого-педагогической помощи в процессе интегрированного обучения детей с разными формами отклонений в развитии.
  11. Психологические проблемы семейного воспитания детей с разными вариантами отклонений психического развития. Содержание психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  12. Этиология и специфические причины разных форм нарушений психического развития.
  13. Понятие о сложных недостатках развития. Система психологической помощи детям, имеющим сложные недостатки развития.
  14. Проблема классификации нарушений развития у детей в современной отечественной и зарубежной специальной психологии.
  15. Компенсаторные механизмы в развитии ребенка в условиях дизонтогенеза.
  16. Понятие психического развития и психической коррекции в современной специальной психологии.
  17. Роль общения в психическом развитии ребенка. Причины нарушений коммуникативной деятельности при разных формах дизонтогенеза и психолого-педагогические пути их коррекции.
  18. Своеобразие психического развития детей с нарушением слуха. Роль коррекционной работы по формированию речи у глухого ребенка.
  19. Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
  20. Понятие о системных нарушениях в структуре отклоняющегося развития.
  21. Значение идей Л.С. Выготского для становления отечественной специальной психологии. Концепция культурно-исторического развития психики как теоретическая основа специальной психологии.
  22. Характеристика особенностей мыслительной деятельности умственно отсталого ребенка, способы ее психологической диагностики и учет в процессе коррекционно-воспитательной работы.
  23. Материнская привязанность и эмоциональная депривация. Влияние материнской депривации на психическое развитие ребенка. Особенности психического развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома.
  24. Проблема задержанного развития в отечественной и зарубежной психологии. Основные варианты задержки психического развития.
  25. Особенности развития когнитивных функций у детей с нарушениями речи.
  26. Значение зрительного анализатора в познавательной, коммуникативной и ориентировочной деятельности дошкольников. Своеобразие психического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения.
  27. Особенности развития памяти у детей с различными отклонениями в развитии. Значение коррекционной работы для развития памяти у таких детей.
  28. Психоэмоциональное развитие детей с аутизмом. Пути психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим аутичного ребенка.
  29. Особенности психического развития ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  30. Умственная отсталость как форма дизонтогенеза – ее причины, формы и характеристика. Возможности социально-трудовой адаптации лиц с умственной отсталостью.

Специальная психология»

(вторые вопросы – практические задания)

  1. По каким проявлениям можно судить о недоразвитии произвольной памяти умственно отсталых детей?
  2. Какие способы общения можно использовать при работе со слепоглухими детьми?
  3. Проиллюстрируйте на конкретных примерах характерные для аутичного ребенка нарушения поведения при взаимодействии с окружающими людьми.
  4. Опишите процедуру исследования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Приведите примеры используемых методик.
  5. Назовите наиболее типичные ошибки, которые встречаются в письменной речи неслышащих детей. Приведите примеры.
  6. Опишите виды помощи ребенку, которые предусмотрены при проведении диагностического обучающего эксперимента в отличие от традиционного психодиагностического исследования.
  7. Приведите примеры девиантного поведения подростков с ЗПР или умственно отсталых и возможности их психокоррекции.
  8. Охарактеризуйте поведение ребенка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
  9. Охарактеризуйте использование метода наблюдения для исследования личности ребенка с ЗПР дошкольного возраста.
  10. Какие коррекционные мероприятия можно использовать для преодоления агрессивности в поведении детей с интеллектуальными нарушениями?
  11. Опишите примеры типичных для умственно отсталых детей ошибок, которые встречаются при решении ими различных мыслительных задач.
  12. Поясните, как можно судить о недоразвитии мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
  13. По каким критериям можно отличить задержку психического развития от умственной отсталости?
  14. По каким показателям можно судить о нарушении произвольного внимания у детей с ЗПР?
  15. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие словесной памяти у детей со слуховой депривацией.
  16. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие произвольного внимания умственно отсталых детей.
  17. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие мышления умственно отсталых детей.
  18. Какие задания можно предложить для развития коммуникативных способностей детей с ЗПР?
  19. По каким проявлениям можно судить о недоразвитии речи детей с интеллектуальными нарушениями?
  20. Приведите примеры ориентировки незрячих в разных видах пространства.
  21. Назовите причины, по которым может произойти задержка в развитии речи ребенка.
  22. Опишите ситуации, при которых возникает необходимость выявить особенности семейного воспитания ребенка с ЗПР.
  23. Опишите действия психолога при обращении родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья за направлением в школу.
  24. Проиллюстрируйте особенности восприятия незрячего ребенка на примере выполнения им какой-либо деятельности.
  25. Приведите примеры нарушенного поведения ребенка с задержкой психического развития.
  26. Охарактеризуйте изменение мотивов учения ребенка с интеллектуальными нарушениями при поступлении в школу.
  27. Поясните, по каким проявлениям можно судить о готовности ребенка с ЗПР к обучению в школе.
  28. Опишите деятельность специального психолога, участвующего в работе медико-психолого- педагогической комиссии.
  29. Какие условия необходимо соблюдать при диагностике слабовидящего ребенка?
  30. Проиллюстрируйте на конкретных примерах, по каким проявлениям можно судить о нарушениях эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

«Психодиагностика, психокоррекция и консультирование»

(первые вопросы)

  1. Предметное содержание современной психологической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Объективный, субъективный и проективный подходы в исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Организация и проведение психодиагностического исследования, его этапы. Принципы построения психологического заключения.
  4. Специфика применения психодиагностических методов и методик при разных типах нарушения развития.
  5. Обучающий эксперимент как метод психодиагностики.
  6. Стандартизированные методы изучения интеллекта и особенности их использования при обследовании детей с сенсорной недостаточностью.
  7. Методы исследования интеллектуального развития детей и подростков с психическим недоразвитием.
  8. Методы исследования личностного развития детей и подростков с психическим недоразвитием.
  9. Методы исследования познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  10. Психологическая диагностика отклоняющегося развития детей дошкольного возраста.
  11. Психологическая диагностика отклоняющегося развития детей младшего школьного возраста.
  12. Диагностика нарушений интеллекта у детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  13. Психологическая диагностика мнестических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  14. Психологическая диагностика процессов внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  15. Диагностика психического развития детей с сенсорной недостаточностью.
  16. Психологическая диагностика особенностей личности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  17. Психологическая диагностика особенностей межличностных отношений детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  18. Диагностика мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.
  19. Диагностика нарушений психического развития умственно отсталых детей.
  20. Психологическая диагностика особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями.
  21. Использование методики Векслера для диагностики и консультирования детей с ограниченными возможностями здоровья.
  22. Диагностика нарушений школьной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  23. Диагностика нарушений интеллекта у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  24. Диагностика психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
  25. Роль психологической диагностики при комплектовании специальных (коррекционных) учреждений.
  26. Роль психологического анамнеза как метода исследования личности детей с ограниченными возможностями здоровья.
  27. Рисуночные тесты и особенности их использования при исследовании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
  28. Особенности использования теста «Прогрессивные матрицы Равена» для диагностики мышления детей с интеллектуальным нарушением.
  29. Проективные методики и особенности их применения при исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
  30. Особенности использования методики Люшера для исследования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Психодиагностика, психокоррекция и консультирование»

(вторые вопросы)

  1. Основные направления и виды деятельности психолога в диагностических консультациях и центрах.
  2. Основные цели и задачи психологического консультирования
  3. Основные направления и виды деятельности психолога в специальных дошкольных и школьных учреждениях
  4. Психологическое консультирование родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Консультирование педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Деятельность специального психолога, участвующего в работе медико-психолого- педагогической комиссии.
  7. Основные принципы, по которым строится психоконсультативная работа.
  8. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного обучения.
  9. Содержание психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в процессе их подготовки к обучению в школе.
  10. Консультирование как важная составная часть психологического сопровождения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
  1. Содержание и принципы профессионального консультирования выпускников коррекционных учреждений.
  2. Этические принципы специального психолога в работе с детьми, педагогами и родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Содержание и направления психолого-педагогической помощи в процессе интегрированного обучения детей с разными формами отклонений в развитии.
  4. Коррекционно-развивающее направление работы специального психолога.
  5. Психологическая коррекция познавательных процессов у детей с умственной отсталостью.
  6. Специфика консультирования дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
  7. Система психологической помощи детям со сложными недостатками развития.
  8. Теоретические и методологические проблемы психологической коррекции детей и подростков с с ограниченными возможностями здоровья.
  9. Основные принципы психологической коррекции.
  10. Классификация видов психологической коррекции при нарушениях развития в детском и подростковом возрасте.
  11. Поведенческие методы психологической коррекции детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  12. Групповые методы психологической коррекции детей и подростков с дисгармонией психического развития.
  13. Сходство и различие психоконсультирования и психотерапии.
  14. Основные направления и психокоррекционные технологии для детей и подростков с психическим недоразвитием.
  15. Психологическая коррекция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных функций детей с психическим недоразвитием.
  16. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей с различными вариантами дизонтогенеза.
  17. Основные направления психологической коррекции детей с искаженным психическим развитием.
  18. Игровые методы психологической коррекции при эмоциональных нарушениях в детском возрасте.
  19. Индивидуальные методы психологической коррекции.
  20. Специфика различных форм консультирования при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

для подготовки кгосударственному экзамену по специальной психологии, психодиагностики, психокоррекции и консультированию.

  1. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование: Теория и опыт – М.: Издательский Центр «Академия», 2002.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5. М., 1983.
  3. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм. /Под ред. Лебединской К.С. и др. М., 1989.
  4. Жигорева М.В. дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.
  5. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб., 2007.
  6. Змановская Е.В. Девиантология. М., 2003
  7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003
  8. Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Логопсихология. М., 2006
  9. Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. М., 2005.
  10. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности детей при психологическом сопровождении школьников. СПб. 2000.
  11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М., 2004
  12. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. 1999.
  13. Максимова Н.Ю. Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону. 2000
  14. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. – М. : Просвещение, 2009.
  15. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003.
  16. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб., 2007
  17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. 2008.
  18. Мастюкова Е.М. Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2004.
  19. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001
  20. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. СПб., 2006.
  21. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. –СПб.: Речь. 2006.
  22. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В. Кузнецовой. М., 2002.
  23. Пентин Р. Агрессивный, гиперактивный, раздражительный ребенок. Что делать. Советы психолога. – СПБ.: Питер, 2012.
  24. Петрова В.Г. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002
  25. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития /Под ред. Шипицыной. – М.: Академия, 2012.
  26. Семаго М.М. Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.,2005
  27. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. М., 2009.
  28. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.,2000
  29. Сорокин В.М. Специальная психология. СПб., 2003.
  30. Специальная психология. Под ред. В.И. Лубовского. М., 2007
  31. Специальная психология. Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь. 2010
  32. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под ред. С.Т.Посоховой. М., СПб. 2005.
  33. Трошин О.В. Жулина Е.В. Логопсихология. М., 2005
  34. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб., 2006.
  35. Хозиева М. В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учебное пособие. М.: Издательский Центр «Академия», 2002
  36. Хухлаева О. В. Основы Психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Издательский Центр «Академия», 2002
  37. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития. М., 2005
  38. Шаповал И.А. Специальная психология. М.,2005.
  39. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.
  40. Шипицына Л.М. Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. СПб., 2004.
  41. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб., 2005
  42. Специальная психология. Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб. : Речь. 2010.

23