МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
МЧС РОССИИ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНТИНГЕНТОВ
МОСКВА
2009
Данное методическое руководство содержит описание основных направлений деятельности по психологическому сопровождению профессиональных контингентов МЧС России, а так же список нормативной документации деятельности специалиста психологической службы МЧС России.
Руководство предназначено для специалистов психологической службы МЧС России.
Составители: Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Н.С. Забурина, В.И.Лиманов, Д.В. Мельникова, А.В. Шаповалова, под руководством Ю.С. Шойгу
.
Психологическая служба МЧС России (далее психологическая служба) является системой сил и средств Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организующих и осуществляющих комплекс мероприятий по психологическому обеспечению деятельности специалистов МЧС России, включающих в себя мероприятия по психологическому сопровождению деятельности специалистов МЧС России, по психологическому сопровождению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР).
Психологическое обеспечение деятельности специалистов МЧС России – это система организационных и практических мероприятий по психологическому сопровождению деятельности профессиональных контингентов МЧС России и психологическому сопровождению АСДНР.
Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу
... нашей работы лежит, составленная мною модель взаимодействия специалистов ДОУи семьи в период адаптации, а так же перспективный план психологического сопровождения всех участников проекта. Начинать работу весной ... период, что врачи рекомендуют родителям забрать их из детского сада. Анализ деятельности дошкольного учреждения в период адаптации показал, что проблема адаптации детей раннего ...
Психологическое сопровождение деятельности профессиональных контингентов МЧС России включает в себя комплекс мероприятий по психологической и психофизиологической диагностике, психологической подготовке и профилактике, психологической коррекции, психологической и психофизиологической реабилитации, направленных на оптимизацию физического и психологического состояния, обеспечение профессиональной надежности личного состава.
Профессиональная надежность специалиста представляет собой комплексное свойство, определяемое профессиональной готовностью специалиста, его профессиональной успешностью и профессиональной восстанавливаемостью.
Рабочее место специалиста психологической службы – это отдельное рабочее место, оснащенное персональным компьютером, учебными и методическими пособиями, психологическими тестами и методиками, диагностическими и психокоррекционными приборами.
Комната психоэмоциональной разгрузки – это специальное помещение для групповых, индивидуальных обследований, профилактической, коррекционной и реабилитационной работы.
Тренингово-диагностическая комната для ВУЗов МЧС России – это специальное помещение для групповой психодиагностической, психопрофилактической, тренинговой и психокоррекционной работы.
Основными задачами психологической службы являются:
организация и осуществление мероприятий, направленных на профессиональный и психологический отбор кадров в системе МЧС России;
организация и осуществление мероприятий, направленных на проведение психологической экспертизы профессиональной пригодности специалистов МЧС России;
организация и осуществление периодических (мониторинговых) психологических обследований специалистов МЧС России с целью выявления психологических последствий профессиональной деятельности в условиях стресса и профилактики неблагоприятных психологических состояний;
организация и осуществление мероприятий по психологической диагностике стрессовых расстройств в постэкспедиционный период;
организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую реабилитацию специалистов МЧС России, проводящихся экстренно в постэкспедиционный период, а также в плановом порядке в амбулаторно-поликлинических и санаторно-курортных условиях;
организация и проведение мероприятий, направленных на психологическую подготовку специалистов МЧС России к выполнению профессиональной деятельности в экстремальных условиях в общей системе подготовки и обучения;
участие в единой системе обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в части, касающейся психологической подготовки;
Выявление психологических характеристик, определяющих успешность ...
... важные личностные качества. ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Профессиональные качества специалиста как предмет теоретического ... особенностям эмоциональной структуры личности мастеров-консультантов. Организации несут убытки, вкладывая средства в сотрудников, ... курсу "Психология человека". М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с. 9. Дмитриева М.А., ...
организация психологической подготовки современного руководителя в области управления кризисами в рамках обучения в образовательных учреждениях МЧС России;
организация и осуществление мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, персоналу, работающему в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, специалистам МЧС России;
разработка методической базы для решения задач, стоящих перед психологической службой;
организация научно-практической деятельности в области психологии экстремальных ситуаций.
Принципы работы психологической службы МЧС России:
своевременность и доступность экстренной психологической помощи всем категориям пострадавших в чрезвычайной ситуации;
приоритетность задач по формированию, сохранению и развитию профессионально важных качеств специалистов МЧС России, укреплению и сохранению физического и психологического здоровья;
разработка, внедрение и использование современных технологий диагностики и коррекции, информатизация психологического обеспечения;
оказание психологической помощи по единому стандарту.
1.1 Психологическая и психофизиологическая диагностика
Процент охвата личного состава мероприятиями по психодиагностике рассчитывается как соотношение количества личного состава, охваченного психодиагностическими мероприятиями, к общей численности личного состава (из расчета не более 300 человек личного состава на 1 психолога).
Психодиагностическое обеспечение в системе МЧС России — комплекс мероприятий, направленных на изучение интеллектуально-мнестических, эмоционально-личностных, мотивационно-волевых и психофизиологических особенностей профессиональных контингентов МЧС России, выявление степени их пригодности к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности, а также динамическое наблюдение за их психологическим состоянием в период прохождения службы (работы, учебы) с целью выявления наличия и степени выраженности психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью.
Направления деятельности психологов структурных подразделений МЧС России в области психологической и психофизиологической диагностики:
1. Профессиональный психологический отбор (прием на службу (работу), при поступлении в учебные заведения, молодого пополнения в/ч войск ГО).
Код мероприятий – 01.
2. Психодиагностический мониторинг деятельности профессиональных контингентов. Код мероприятий – 02.
3. Постэкспедиционное обследование профессиональных контингентов МЧС России. Код мероприятий – 03.
4. Психодиагностические мероприятия в рамках работы аттестационных комиссий (назначение на должность, аттестация спасателей, ГДЗС).
Методы исследования малой группы (социометрия, методики по изучению ...
... микроклимат и др.) помимо наблюдения необходимы специальные диагностические методики: социометрия, методики по изучению социально-психологического климата группы и др. Конкретные методы диагностики малых ... реферата: Обобщить представленные в научной психологической литературе сведения о методиках изучения малых групп. 1.Малая группа как объект социально-психологического исследования Малая группа - ...
Код мероприятий – 04.
5. Психодиагностические мероприятия по индивидуальным обращениям профессиональных контингентов и членов их семей. Код мероприятий – 05.
6. Другие причины. Код мероприятий – 06.
7. Психодиагностические мероприятия в рамках изучения морально-психологического климата структурных подразделений. Протоколы не кодируются при условии соблюдения анонимности. При именных анкетах код мероприятий – 06.
1. Профессиональный психологический отбор – система психодиагностических мероприятий, направленных на выявление социально-психологических, психологических особенностей кандидатов, оценку уровня развития ПВК, выявление степени пригодности кандидата к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности.
Основная задача: определить профессионально-психологическую пригодность и дать прогноз деятельностно-психологической адаптации путем определения факторов риска.
Методологический подход: подбор психодиагностического инструментария для прогнозирования успешности через профессиографический анализ вида деятельности, анализ психограммы (при отсутствии профессиограмм использовать задачно-деятельностный подход путем изучения функционала).
Сферы, подлежащие изучению: интеллектуально-мнестическая, эмоционально-личностная, мотивационно-волевая (*для спасателей и пожарных боевых расчетов – психофизиологические особенности).
Обязательный стандарт при проведении психодиагностических мероприятий по профессиональному психологическому отбору:
А. Прием на службу (работу):
Интеллектуально-мнестический блок: тест возрастающей трудности Дж. Равена (краткий ориентировочный тест Вандерлика), для управленцев дополнительно – методика «Стиль мышления» в адаптации А. Алексеева, Л. Громовой, методика «Интеллектуальная лабильность».
Эмоционально-личностный блок: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) по Л. Собчик (методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф. Березину), 16 PF опросник Кеттелла (формы А или С), для управленцев дополнительно – методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1 или КОС-2).
Мотивационно-волевой блок: моторная проба Шварцландера, методика «Прогноз» («Прогноз-2»), методика «Ориентировочная анкета».
Психофизиологический блок (* Для спасателей и пожарных боевых расчетов):
- ВКМ, ПЗМР (акустико-моторная проба, СЗМР), РДО, теппинг-тест;
- Диагностика особенностей мышления: методика «Интеллектуальная лабильность»;
- Диагностика особенностей внимания: «Корректурная проба Иванова-Смоленского» (методики «Красно-черные таблицы», «Расстановка чисел», «Числовой квадрат», «Таблицы Шульте»);
- Диагностика особенностей памяти: методика «Оперативная память» (методики «Память на образы», «Память на числа», «Ассоциативная память»).
Б. Профессиональный психологический отбор молодого пополнения в/ч войск Гражданской обороны:
«Память и особенности ее диагностики»
... работы: изучить проблему памяти и особенностей ее диагностики. Данная цель конкретизирована в ... и определяет необходимость рассмотрения особенностей диагностики памяти. Объектом курсовой работы познавательная сфера человека. В качестве предмета выступает память и особенности ее диагностики. Цель курсовой ...
Интеллектуально-мнестический блок: краткий ориентировочный тест Вандерлика.
Эмоционально-личностный блок: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (с обязательным подсчетом шкал 1-4 уровней), 16 PF опросник Кеттелла (форма С), методика А. Орел «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (опросник «Девиантное поведение»), опросник суицидального риска Т. Разуваевой.
Мотивационно-волевой блок: методика «Прогноз» («Прогноз-2»).
** В качестве дополнительного психодиагностического инструментария может быть использован перечень методик из Методического руководства по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России (утверждено в 2006 г. Директором департамента кадровой политики МЧС России генерал-лейтенантом С.А. Шляковым), а также иной психодиагностический инструментарий на усмотрение специалиста, прошедший апробацию и доказавший свою практическую ценность с точки зрения прогностичности и валидности результатов.
2. Мониторинговое психодиагностическое обследование – система периодических психодиагностических мероприятий, направленных на динамическое наблюдение за психологическим состоянием профессиональных контингентов МЧС России в период прохождения службы (работы, учебы) с целью выявления наличия и степени выраженности психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью.
Основная задача: диагностика уровня накопления стрессорных нарушений, наличия и степени выраженности других психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью; вынесение рекомендаций по формам и методам реабилитации.
Методологический подход: подбор психодиагностического инструментария с учетом специфики деятельности (рабочие стрессы, стрессы критического инцидента).
Сферы, подлежащие изучению: интеллектуально-мнестическая, эмоционально-личностная, психофизиологические особенности, * при нарушениях социальной адаптации — сфера межличностных взаимоотношений.
Обязательный стандарт при проведении психодиагностических мероприятий в рамках мониторинговых обследований:
Интеллектуально-мнестический блок:
- Диагностика особенностей мышления: методика «Установление закономерностей» (методики «Выделение существенных признаков», «Закономерности числового ряда», «Простые аналогии», «Интеллектуальная лабильность»);
- Диагностика особенностей памяти: методика «Оперативная память» (методики «Память на образы», «Память на числа», «Ассоциативная память»).
Эмоционально-личностный блок: методика В. Бойко «Эмоциональное выгорание» (опросник К. Маслач «Профессиональное выгорание»), опросник травматического стресса И. Котенева (в части касающейся), клинический опросник Менделевича-Яхина, методика Басса-Дарки.
Опросник ДДО (Дифференциально-диагностический опросник)
... Очень часто они косвенно говорят и о его способностях. Данный опросник помогает хотя бы отчасти ограничить область выбора профессии, предпочесть ... Самое важное, что мы можем узнать в результате применения этого опросника - к какой области приложения сил человек сейчас более склонен, ... а 186 19а 196 20 а 206 Обработка данных опросника. В каждом столбце отдельно подсчитываются суммы плюсов и суммы ...
Психофизиологический блок: ВКМ, СЗМР.
*Сфера межличностных взаимоотношений: методика Сакса-Леви «Незаконченные предложения» (методики Л. Вассермана «Уровень социальной фрустрированности», методика Расселл-Фергюссон «Уровень социальной изолированности личности»)
** В качестве дополнительного может быть использован иной психодиагностический инструментарий на усмотрение специалиста, прошедший апробацию и доказавший свою практическую ценность с точки зрения прогностичности и валидности результатов.
3. Психодиагностическое обследование в постэкспедиционный период – система психодиагностических мероприятий, направленных на выявление наличия и степени выраженности дезадаптивных состояний у профессиональных контингентов МЧС России, участвовавших в ликвидации последствий ЧС.
Основная задача: выявление дезадаптивных состояний, острых форм стрессорных нарушений; вынесение рекомендаций по формам и методам реабилитации.
Методологический подход: индивидуальный подход при выборе формы проведения обследования с учетом состояния человека и срока, прошедшего после его возвращения из зоны ЧС.
Сферы, подлежащие изучению: эмоционально-личностная, психофизиологические особенности.
Обязательный стандарт при проведении психодиагностических мероприятий в рамках постэкспедиционного обследования:
А. Индивидуальная форма работы: формализованное психодиагностическое интервью (Соловьев, Гуренкова), ВКМ.
Б. Групповая форма работы: шкала депрессии Бека-Зунге, шкала оценки влияния травматического события Горовица, опросник травматического стресса И. Котенева (в части касающейся).
** В качестве дополнительного может быть использован иной психодиагностический инструментарий на усмотрение специалиста, прошедший апробацию и доказавший свою практическую ценность с точки зрения прогностичности и валидности результатов.
4. Психодиагностические мероприятия в рамках работы аттестационных комиссий – проведение психодиагностических мероприятий, направленных на выявление степени соответствия индивидуально-психологических (профессионально важных) качеств сотрудника требованиям, предъявляемым к должности.
Основная задача: определить степень соответствия индивидуально-психологических (профессионально важных) особенностей кандидата требованиям, предъявляемым к должности.
Методологический подход: подбор психодиагностического инструментария для прогнозирования успешности через профессиографический анализ вида деятельности, анализ психограммы (при отсутствии профессиограмм использовать задачно-деятельностный подход путем изучения функционала).
Сферы, подлежащие изучению: интеллектуально-мнестическая, эмоционально-личностная, мотивационно-волевая (*для спасателей и пожарных боевых расчетов – психофизиологические особенности).
Обязательный стандарт при проведении психодиагностических мероприятий в рамках аттестации:
А. Аттестация служащих (работников, военнослужащих):
Интеллектуально-мнестический блок: тест возрастающей трудности Дж. Равена, методика «Стиль мышления» в адаптации А. Алексеева, Л. Громовой, методика «Интеллектуальная лабильность».
Эмоционально-личностный блок: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) по Л. Собчик (методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф. Березину), 16 PF опросник Кеттелла (формы А или С), *дополнительные методики согласно конкретной ситуации.
Мотивационно-волевой блок: моторная проба Шварцландера, методика «Прогноз» («Прогноз-2»), методика «Ориентировочная анкета», *дополнительные методики согласно конкретной ситуации.
* В качестве дополнительного психодиагностического инструментария может быть использован перечень методик из Методического руководства по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России (утверждено в 2006 г. Директором департамента кадровой политики МЧС России генерал-лейтенантом С.А. Шляковым), а также иной психодиагностический инструментарий на усмотрение специалиста, прошедший апробацию и доказавший свою практическую ценность с точки зрения прогностичности и валидности результатов.
Б. Аттестация спасателей:
Интеллектуально-мнестический блок: тест возрастающей трудности Дж. Равена.
Эмоционально-личностный блок: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) по Л. Собчик (методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф. Березину), 16 PF опросник Кеттелла (формы А или С), методика «Уровень субъективного контроля».
Мотивационно-волевой блок: моторная проба Шварцландера, методика «Прогноз» («Прогноз-2»).
Психофизиологический блок:
- ВКМ, ПЗМР (акустико-моторная проба, СЗМР), РДО, теппинг-тест;
- Диагностика особенностей мышления: методика «Интеллектуальная лабильность» (методика «Установление закономерностей»);
- Диагностика особенностей внимания: «Корректурная проба Иванова-Смоленского» (методики «Красно-черные таблицы», «Расстановка чисел», «Числовой квадрат», «Таблицы Шульте»);
- Диагностика особенностей памяти: методика «Оперативная память» (методики «Память на образы», «Память на числа», «Ассоциативная память»).
Протоколы обследований подлежат обязательному кодированию. Кодирование производит психолог, проводящий обследование, сразу после завершения процедуры обследования. Код образуется следующим образом: первые две цифры кода – год обследования; вторые две цифры — цель проведения обследования; последние четыре цифры образуют личный номер испытуемого. Процедура кодирования включает обязательное занесение психологом присвоенного кода в книгу регистрации кодов (приложение к Руководству по психодиагностическому обеспечению в МЧС России № 11).
1.2 Психологическая подготовка
Процент посещения занятий по психологической подготовке рассчитывается, как соотношение количества личного состава, посетившего мероприятия по психологической подготовке, к общей численности личного состава (из расчета не более 300 человек личного состава на 1 психолога).
Психологическая подготовка в системе МЧС России – целостная система научно обоснованных психолого-педагогических мероприятий, направленная на усвоение знаний, навыков и умений в области психологии, формирование и развитие профессионально важных качеств сотрудника, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности, сохранения профессионального здоровья и увеличения профессионального долголетия. Занятия проводятся по определенным темам, указанным в таблице №1.
Учебно-методический комплекс (УМК) – комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, содержащий все компоненты учебного процесса. УМК состоит из обучающих, методических и вспомогательных материалов, объединенных на основании общей программы и единого подхода к тематике и структуре изложения учебного материала. Основой УМК являются: квалификационные требования, учебная программа, учебные пособия, методические рекомендации к проведению занятий (циклов занятий), система измерения уровня знаний, навыков, умений, сборник учебных задач, тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры) (по возможности).
По окончанию обучения заполняется отчет о проведении занятия (цикла занятий) по психологической подготовке (см. Отчет № 1) и отчет о проведении курса психологической подготовки (см. Отчет №2).
Прирост коэффициента уровня знаний определяется с помощью вопросников множественного выбора по теме проведенного занятия (курса).
При проведении отдельного занятия по теме количество вопросов должно быть не менее 20, при проведении курса занятий – не менее 60.
Вопросник множественного выбора состоит из набора вопросов и заданий и вариантов ответов, которые должен выбрать тестируемый, среди вариантов ответов может быть несколько правильных или не одного правильного ответа.
Пример:
К профессионально важным качествам спасателя относятся:
а) большой объем внимания, быстрое переключение и распределение внимания в условиях отвлекающих воздействий и дефицита времени;
б) хорошая физическая выносливость, устойчивость к физической усталости;
в) высокий уровень субъективного контроля;
г) умеренная склонность к риску;
д) низкий уровень субъективного контроля;
е) выраженная склонность к риску
ж) отсутствие мотивации к профессиональной деятельности
з) формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.
и) умение работать в команде;
к) нет правильных ответов.
Вопросник должен содержать вопросы следующих уровней: 1 – уровень узнавания, 2 – уровень воспроизведения, 3 – уровень понимания, 4 – уровень применения.
При полном и правильном ответе на вопрос присваивается 1 балл, при правильном, неполном ответе – 0,5 балла, при неправильном ответы – 0 балла.
Вопросники множественного выбора могут разрабатываться самостоятельно психологами, проводящими занятия или применяться вопросники, разработанные в ГУ ЦЭПП МЧС России.
Определение уровня знаний проводится на этапе пропедевтического (предварительного) и итогового контроля. Прирост коэффициента уровня знаний вычисляется по следующей формуле и выражается в процентах: К=(И – П)/М *100 где,
К – прирост коэффициента уровня знаний, в процентах
И — количество баллов, набранных обучающимся на этапе итогового контроля
П — количество баллов, набранных обучающимся на этапе пропедевтического контроля
М – количество вопросов и заданий в вопроснике множественного выбора.
Субъективная оценка практической значимости знаний, навыков и умений, полученных на занятиях по психологической подготовке – усредненная оценка группы специалистов, обучавшихся на занятиях по психологической подготовке. Каждый обучаемый анонимно заполняет заключительную анкету участника, давая субъективную оценку проведенным занятиям (смотри анкету№1).
Усредненная оценка вычисляется по следующей формуле: СО=(СУ1+СУ2+…+СУN)/N*100, где
СО — субъективная оценка практической значимости знаний, навыков и умений, полученных на занятиях по психологической подготовке
СУ1, СУN – субъективная оценка каждого обучаемого практической значимости знаний, навыков и умений, отраженная в заключительной анкете п. 2.
N – количество обучающихся в группе.
1.3 Медико-психологическая реабилитация
Охват личного состава индивидуальными и групповыми мероприятиями рассчитывается, как соотношение количества личного состава охваченного индивидуальными и групповыми мероприятиями, к общей численности личного состава.
Углубленное психодиагностическое исследование лиц «группы риска» используется как дополнительное обследование, выявляющее индивидуально – характерологические, интеллектуальные, функциональные и психофизиологические характеристики и другие особенности, предопределяющие повышение вероятности возникновения состояний дезадаптации не только в экстремальных, но и в обычных условиях несения службы (работы).
УПДИ предполагает использование более одной единицы психодиагностического инструментария (беседа, экспертная оценка, различные клинические опросники) после проведения основного психодиагностического обследования.
Разработанная программа психологического сопровождения лиц «группы риска» содержит описание основных мероприятий последующей работы психолога, по следующим направлениям деятельности психолога:
- психологическая подготовка;
- психологическая диагностика (наличие стандартного набора психодиагностического обеспечения; наличие набора для углубленного психодиагностического обследования (УПДО);
- психологическая помощь, реабилитация.
Положительная динамика психоэмоционального состояния отмечается при условии отсутствия дисциплинарных происшествий с личным составом (гибель, травматизм сотрудника, преступления, различные нарушения трудового распорядка), а так же суицидальных попыток и суицидов. Характеризуется:
1) Наличие позитивной динамики при ПДО эмоциональной сферы, самооценки.
2) Положительная динамика, выявляемая внетестовыми методами:
а) анализ документов: наличие позитивной информации о сотруднике – поощрения, рекомендации и т.д.
б) экспертные оценки: стабильность и позитивная динамика психоэмоционального состояния отмечаемая близкими, сослуживцами и др.
в) беседа, общение: положительные оценки обследуемым своего психоэмоционального состояния и / или его динамики, наличие позитивных личностных ценностей, ресурсов, положительной самооценки, чувства уверенности, оптимизма.
В положительной динамике признаками стабильности и оптимальности психоэмоционального состояния и социализации являются:
- фон настроения позитивно окрашен и стабилен, что положительно сказывается на профессиональной и личностной адаптации.
- отсутствие в динамике тревожности, агрессивности и конфликтности.
г) наблюдение: общее положительное впечатление о состоянии эмоционального фона, наличие вербальных и невербальных признаков хорошего настроения.
Социализация – оптимальная адаптация в обществе, обусловленная гармоничным соответствием личностных ценностей ценностям общества.
Социализация лиц «группы риска» отмечается при:
- наличии объективных достижений в профессиональной деятельности; рост е профессионализма (поощрения, положительные отзывы коллег);
- позитивных изменениях в сфере семейных отношений;
- расширении межличностных контактов и круга интересов вне сферы профессионального общения.
2. Нормативная документация деятельности специалиста психологической службы мчс России
Руководящие документы МЧС России
- 510 приказ МЧС России от 3.12.2001, «Об утверждении Положения об особенностях поступления на военную службу по контракту в войска гражданской обороны граждан Российской Федерации и прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) войск гражданской обороны» (зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2001 № 3126).
- 218 приказ МЧС России от 25.04.2003 «О создании психологической службы МЧС России».
- 20 приказ МЧС России от 16.01.2003 «Об аттестации сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора» (зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2003 № 4217).
- 581 приказ МЧС России от 26.09.2008 «Об утверждении Концепции развития психологической службы МЧС России на 2009 — 2014 годы и ведомственной целевой программы «Развитие психологической службы МЧС России в 2009 — 2011 годах».
- 682 приказ МЧС России от 11.11.2008 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 25.09.2007 № 500 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России»
- Руководство по психодиагностическому обеспечению в МЧС России.
Федеральные законы и другие руководящие документы.
Федеральные законы:
- от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649),
- от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 8, ст. 609),
- от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3503),
- от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации,1998, № 13, ст. 1475),
- от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.06.2003, № 22, ст. 2063);
Указы Президента Российской Федерации:
- указы Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 10, ст. 1127),
- от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 20.09.1999, № 38, ст. 4534),
- от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882);
Постановления Правительства Российской Федерации и приказы других Министерств:
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 1996г. № 1312 «О порядке бесплатной медицинской реабилитации спасателей в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 46, ст. 5253);
- приказ Министра обороны Российской Федерации от 26.01.2000 № 50 «Об утверждении руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации;
Закрытость доступа к личной информации сотрудников – наличие места хранения личной информации сотрудников без права доступа к ней других лиц. При наличии служебной необходимости подача информации о сотруднике только при наличии запроса руководства подразделения и отметки о выдаче заключения в специальном журнале.
Разработанная методическая документация для проведения мероприятий по основным направлениям деятельности.
- Методическое руководство по профессиональному отбору в системе МЧС России.
- Учебное пособие «Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных».
Отчет№1
Отчет о проведении занятия (цикла занятий) по психологической подготовке
Тема занятий (цикла занятий)___________________________________________
Группа_______Количество обучающихся______Категория специалистов _________
Средний стаж работы по специальности в группе__________________________
Уровень подготовки обучающихся
(средний уровень знаний по пропедевтическому контролю)_________________
Дата проведения____________Количество часов________________________
ФИО преподавателей__________________________________________________
Профессиональный опыт обучающихся.
Обучающиеся в количестве ___ человек, из них ___ мужчин в возрасте от ___ до ____ лет и ____ женщин в возрасте от ____ до ____ лет.
Методы обучения, использованные при проведении занятий (цикла занятий):
_____________________________________________________________________________
Результаты анализа заключительной анкеты обучающихся
Обучающиеся отметили степень удовлетворенности занятиями (циклом занятий):
Степень удовлетворенности |
Процент обучающихся |
Совершенно удовлетворены |
|
Скорее удовлетворены |
|
Воздержались |
|
Скорее не удовлетворены |
|
Совершенно не удовлетворены |
- Три самые яркие впечатления на занятиях (цикле занятий)
Тема |
Преподаватель |
Процент обучающихся, отметивших занятие |
|
|
|
|
|
|
- Степень полезности информации, полученной на занятиях (цикле занятий)
Процент полезности информации |
0 |
1-10 |
11-20 |
21-30 |
31-40 |
41-50 |
51-60 |
61-70 |
71-80 |
81-90 |
100 |
Процент обучающихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Темы, которые, по мнению обучающихся необходимо раскрыть более подробно.
Тема |
Процент обучающихся, отметивших тему |
|
|
|
|
4. Темы, которые обучающиеся предлагают добавить на занятиях (цикле занятий)
Тема |
Процент обучающихся, отметивших тему |
|
|
|
|
5. Темы, которые обучающиеся хотели бы исключить.
Тема |
Процент обучающихся, отметивших тему |
|
|
|
|
6. Факторы, негативно сказывающиеся на работоспособности обучающихся.
Факторы |
Процент обучающихся, отметивших фактор |
|
|
|
|
7. Пожелания преподавателям курса
Пожелание |
Процент обучающихся, отметивших пожелание |
|
|
|
|
8. Коэффициент уровня знаний
8.1. Начальный уровень знаний обучающихся
№№ |
ФИО обучающегося |
Коэффициент уровня знаний, в процентах |
1 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
nn |
|
|
8.2. Итоговый уровень знаний обучающихся
№№ |
ФИО обучающегося |
Коэффициент уровня знаний, в процентах |
1 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
nn |
|
|
8.3. Прирост уровня знаний обучающихся
№№ |
ФИО обучающегося |
Прирост уровня знаний, в процентах |
1 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
nn |
|
|
8.4. Динамика уровня знаний обучающихся
№№ |
ФИО обучающегося |
Динамика уровня знаний ( «-» — негативная, «+» — позитивная, «=» — отсутствие динамики) |
1 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
nn |
|
|
Выводы:
Выводы:
Отчет №2
Отчет о проведении курса психологической подготовки
Учебная группа_______Количество обучающихся______Классность_________
Средний стаж работы по специальности в группе__________________________
Уровень подготовки обучающихся
(средний уровень знаний по пропедевтическому контролю)_________________
Период проведения____________Количество часов________________________
Количество часов дополнительных занятий_______________________________
Темы и объем дополнительных занятий__________________________________
УЦ (УМЦ)___________________________________________________________
ФИО преподавателей__________________________________________________
Профессиональный опыт слушателей курсов.
Обучающиеся по курсу в количестве ___ человек, из них ___ мужчин в возрасте от ___ до ____ лет и ____ женщин в возрасте от ____ до ____ лет.
Стаж работы в МЧС: у женщин от ___месяцев до ___ лет, у мужчин – от __ месяцев
до ___ лет.
Общий стаж работы по специальности: у женщин от ___месяцев до ___ лет, у мужчин – от __ месяцев до ___ лет.
Распределение обучающихся по стажу работы.
|
Женщины |
Мужчины |
Общее |
Стаж работы от 0 до 1 года (%) |
|
|
|
Стаж работы от 1 до 3 лет (%) |
|
|
|
Стаж работы свыше 3-10 лет (%) |
|
|
|
Стаж работы свыше 10 лет (%) |
|
|
|
Оценка готовности обучающихся:
1. психологическая готовность_______
2. образовательная готовность_______
3. воспитательная готовность________
4. развивающая готовность__________
Методы обучения, использованные при проведении курса:
_____________________________________________________________________________
Результаты анализа заключительной анкеты обучающихся по курсу психологической подготовки в рамках ________________ (повышения квалификации, получении специальности и т.д.).
Обучающиеся отметили степень удовлетворенности курсом:
Степень удовлетворенности |
Процент обучающихся |
Совершенно удовлетворены |
|
Скорее удовлетворены |
|
Воздержались |
|
Скорее не удовлетворены |
|
Совершенно не удовлетворены |
- Три самые яркие впечатления в курсе
Тема |
Преподаватель |
Процент обучающихся, отметивших занятие |
|
|
|
|
|
|
- Степень полезности информации, полученной на курсе (в процентах).
Процент полезности информации |
0 |
1-10 |
11-20 |
21-30 |
31-40 |
41-50 |
51-60 |
61-70 |
71-80 |
81-90 |
100 |
Процент обучающихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Темы, которые, по мнению обучающихся необходимо раскрыть более подробно.
Тема |
Процент обучающихся, отметивших тему |
|
|
|
|
4. Темы, которые обучающиеся предлагают добавить в курс
Тема |
Процент обучающихся, отметивших тему |
|
|
|
|
5. Темы, которые обучающиеся хотели бы исключить.
Тема |
Процент обучающихся, отметивших тему |
|
|
|
|
6. Факторы, негативно сказывающиеся на работоспособности обучающихся.
Факторы |
Процент обучающихся, отметивших фактор |
|
|
|
|
7. Пожелания преподавателям курса
Пожелание |
Процент обучающихся, отметивших пожелание |
|
|
|
|
8. Коэффициенты уровня знаний
8.1. Начальный уровень знаний обучающихся
№№ |
ФИО обучающегося |
Коэффициент уровня знаний, в процентах |
|||||||
Тема 1 |
Тема 2 |
|
|
|
|
|
Тема n |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
nn |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.2. Итоговый уровень знаний обучающихся
№№ |
ФИО обучающегося |
Коэффициент уровня знаний, в процентах |
|||||||
Тема 1 |
Тема 2 |
|
|
|
|
|
Тема n |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
nn |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.3. Прирост уровня знаний обучающихся
№№ |
ФИО обучающегося |
Прирост уровня знаний, в процентах |
|||||||
Тема 1 |
Тема 2 |
|
|
|
|
|
Тема n |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
nn |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.4. Динамика уровня знаний обучающихся
№№ |
ФИО обучающегося |
Динамика уровня знаний ( «-» — негативная, «+» — позитивная, «=» — отсутствие динамики) |
|||||||
Тема 1 |
Тема 2 |
|
|
|
|
|
Тема n |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
nn |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПСФ, ФПС, ГИМС |
Летный состав авиаотряда |
ЦУКС |
Сотрудники медицинской службы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС |
||
Спасатели, пожарные, сотрудники ГИМС |
Начальники дежурных смен, начальники караула |
Оперативные дежурные |
Начальники смен |
|||
Всего академ. часов по категориям (за исключением мероприятий по запросу) |
40 |
46 |
22 |
34 |
42 |
24 |
Раздел 1. Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля (за исключением мероприятий по запросу) |
10 |
10 |
14 |
14 |
14 |
14 |
1.1. Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса. |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
1.2. Методы и приемы психологической саморегуляции как профилактика профессионального стресса. |
4 |
4 |
4 |
4 |
||
1.3. Планирование профессионального развития. Профессиональное становление. |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
1. 4. Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте. |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
1. 5. Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте с использованием БОС. (индивидуально, по запросу). |
1*10 занятий на человека=10 часов |
|||||
1.6. Методы и приемы развития памяти и внимания. |
|
|
4 |
4 |
|
|
Раздел 2. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС. |
18-24 |
18-24 |
2 |
14 |
14 |
4 |
2.1. Психологическая составляющая организации АСР. |
|
|
2 |
2 |
|
|
2.2. Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС. |
2 |
|
2 |
2 |
||
2.3.Общение с «жертвой» |
2-4 |
|
4 |
2 |
||
2.4. Острые стрессовые реакции. Работа с пострадавшими с ОСР. |
4-6 |
|
4 |
|
||
2.5. Экстренная психологическая помощь при попытке суицида. |
6 |
|
4 |
|
||
2.6. Толпа. Принципы психологической работы в толпе. |
2-4 |
|
|
|
|
|
2.7. Ведение информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. Профилактика слухов. |
2 |
|
2 |
|
||
Раздел 3. Элементы психологии управления |
6 |
12 |
6 |
6 |
14 |
6 |
3.1. Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций. |
4 |
4 |
4 |
4 |
||
3.2. Бесконфликтное общение. |
2 |
2 |
2 |
2 |
||
3.3. Переговоры. Разрешение конфликтов с участием третьей стороны |
|
2 |
|
|
2 |
|
3.4. Управление мотивацией сотрудников и управление изменениями в организации |
|
|
|
|
2 |
|
3.5. Социально-психологический климат в коллективе. Профилактика и коррекция неблагоприятного социально-психологического климата. |
|
2 |
|
|
2 |
|
3.6. Стратегии адаптации нового сотрудника в коллективе. |
|
2 |
|
|
2 |
|
Анкета №1 Уважаемый коллега!
Наш курс подходит к завершению и мы просим поделиться своими впечатлениями:
Отметьте, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены занятиями?
Совершенно удовлетворен |
Скорее удовлетворен |
Затрудняюсь ответить |
Скорее не удовлетворен |
Совершенно не удовлетворен |
1.Перечислите три наиболее запомнившихся темы при проведении курса, цикла занятий:
1.______________________________________________________________________
2.______________________________________________________________________
3.______________________________________________________________________
Почему Вы выделяете именно эти темы?_________________________________________
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
2.Оцените, пожалуйста, насколько Вы оцениваете полезность информации, полученной
на курсе, занятиях (в процентах)_________________________________________________
3.Есть темы, которые необходимо раскрыть более подробно?_______________________
Какие?_______________________________________________________________________
4.Если бы Вы составляли план курса, занятий, какие темы Вы бы добавили?___________
_____________________________________________________________________________
Какие темы исключили?________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5.Что затрудняло Вашу работу на занятиях?_____________________________________
_____________________________________________________________________________
6.Ваши пожелания по организации курса, занятий__________________________________
_____________________________________________________________________________
Ваша подпись______________
Спасибо! Успехов в работе!
_____________________________________________________________________________