Морально-психологическое состояние военнослужащих, как основной предмет морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности

Курсовая работа

Морально-психологическое состояние военнослужащих, как основной предмет морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности

Введение

Морально-психологическое обеспечение (МПО) служебно-боевой деятельности внутренних войск представляет собой комплекс мероприятий, согласованный по целям, последовательности их выполнения, привлекаемым силам и средствам, проводимых командирами, штабами, органами по работе с личным составом, службами и другими органами управления и должностными лицами по формированию и поддержанию морально-психологического состояния личного состава, необходимого для успешного выполнения стоящих перед внутренними войсками служебно-боевых задач.

Из представленного выше определения можно сделать вывод, что морально-психологическое состояние личного состава является одной из главных, основной целью МПО, отсюда становится понятным острота данной проблемы для войск, ведь от ее решения напрямую зависит качественное выполнение служебно-боевых задач.

Боевой потенциал войск определяется двумя взаимосвязанными факторами: качеством и количеством оружия и боевыми возможностями людей. Боевые возможности личного состава в решающей степени зависят от его морально-психологического состояния. «Во всякой войне победа в конечном счете обуславливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь», — писал В.И. Ленин.

В морально-психологическом факторе проявляется отношение людей к целям и задачам служебно-боевых действий, и обусловленные этим их стойкость и решимость в достижении успеха. Без грамотного, уверенного в своих силах военного человека самые современные техника и вооружение могут так и остаться грудой металла.

Поэтому осмысление проблем изучения, оценки, прогнозирования и формирования морально-психологического состояния — важнейшая задача.

Во все времена существования армий оно было в центре внимания военных теоретиков и практиков. Так, еще античные мыслители выработали некоторые практические рекомендации по анализу морального состояния войск.

Крупные государственные деятели и полководцы прошлого признавали огромное значение морального состояния воинов в бою, требовали его изучения и оценки.

И в настоящее время, как подтверждает современная практика, без реальной оценки морально-психологического состояния войск нельзя успешно управлять духовными и социальными процессами в повседневной деятельности воинских коллективов, переходить к новым качественным параметрам в деятельности войск, достигать морального превосходства перед противником, правильно руководить боевыми действиями соединений, частей и подразделений, прогнозировать вероятный исход боя.

4 стр., 1599 слов

Экстремальные факторы оперативно-служебной деятельности

... уровня морально-психологической устойчивости как коллективов, так и отдельных работников. 1. Экстремальные факторы оперативно-служебной деятельности ... что оперативно-служебная деятельность носит экстремальный характер. 2. Характерно-негативное психическое состояние, возникшее в ... выполнение органами внутренних дел и внутренними войсками федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов ...

Особенно актуально проблема морально-психологического состояния в войсках проявляется на современном этапе развития России. Это обусловленно проводимыми в стране реформами, отсутствием идеологии, крайне низким экономическим положением граждан и общим, отрицательным моральным состоянием в обществе. Все это естественно, напрямую отражается на армии, ведь она в отношении морально-психологического состояния является точным срезом, сколом нашего общества.

Поэтому сегодня, как никогда, необходимо более глубокое и более профессиональное проникновение в сущность явлений морального и психологического порядка, знание законов их проявления и взаимодействия, использование научных методов количественного и качественного анализа, научная строгость и точность выводов и рекомендаций.

Цель настоящей курсовой работы — раскрыть сущность морально-психологического состояния военнослужащих, как основного предмета морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России.

Задачи:

. Обобщить имеющиеся материалы по проблеме морально-психологического состояния в войсках и раскрыть порядок его изучения, оценки и прогнозирования;

. Раскрыть последовательность и содержание работы по формированию здорового морально-психологического состояния в воинском коллективе.

. Формирование у офицеров структуры по работе с личным составом чувства необходимости и значимости проведения данной работы.

Глава I. Морально-психологическое состояние: сущность, содержание и изучение в ходе служебно-боевой деятельности

§1. Сущность и содержание понятия «морально-психологическое состояние»

В современной литературе имеется более двадцати определений этой категории, например: морально-психологическое состояние — это целостное проявление совокупности морально-политических идей, взглядов, чувств, которые доминируют в сознании в этот момент и придают определенную конкретную качественную характеристику духовным возможностям людей; морально-психологическое состояние — это социально обусловленная целостная, интегральная характеристика проявлений нравственного сознания и психологических явлений для данного момента времени и в конкретных условиях. Наиболее приемлемой является формулировка: морально-психологическое состояние — это состояние психики отдельного военнослужащего или психологии воинского коллектива в данное время и в конкретной обстановке, проявляющееся в боевой (служебной) активности военнослужащих, их готовности к боевым действиям.

Необходимо отметить, что кроме словосочетания морально-психологическое состояние, употребляются и другие: моральное состояние, настроение, дух, боевой дух, воинский дух, духовный фактор, моральный фактор, психологический климат, духовная атмосфера, моральный дух, боевой энтузиазм, боевое настроение и т.д. Это близкие, но не равнозначные по своему объему категории.

7 стр., 3222 слов

Особенности организации морально-психологического обеспечения ...

... структуры российской армии самое пристальное внимание уделять морально-психологическому обеспечению боевых действий, формированию у воинов морально-психологических и боевых качеств, позволяющих им успешно выполнять задачи ... Авторитет офицеров рос с каждым боем, что положительно сказывалось на морально-психологическом состоянии личного состава. Так, заместитель командира десантно-штурмовой роты по ...

Наиболее широким из перечисленных понятий является духовный фактор, то есть специфическое проявление общественного сознания, выражающее степень готовности масс решать конкретные социальные, экономические, политические и военные задачи. Духовную способность народа и армии решать различные социальные задачи, в том числе и вести войну, обычно называют моральным фактором, который является сердцевиной, основным элементом духовного фактора наряду с другими элементами, такими, как военно-технические и естественнонаучные знания. Моральный фактор — это политические и нравственные идеи, взгляды, качества и чувства, в которых проявляется отношение народных масс к войне, их готовность и решимость добиться победы в ней.

Тесную связь духовного и морального факторов отражает термин «моральный дух», то есть моральная сила, готовность к действию. Когда речь идет только о вооруженных силах, правомерно говорить о «боевом» («морально-боевом») духе.

Моральный фактор — величина динамичная. Поэтому для его конкретной характеристики важно видеть его реальное состояние. В XIX — начале XXв. при оценке боеспособности армий в числе важнейших показателей называлось наряду с другими их моральное состояние. В советский период истории нашего государства употреблялся термин политико-моральное состояние. В настоящее время для этой цели используется понятие морально-психологическое состояние. Причем если политико-моральное состояние больше характеризовало военнослужащего и воинский коллектив со стороны идейного содержания их сознания, то морально-психологическое состояние больше характеризует нравственную сторону сознания, степень психологической устойчивости и готовности военнослужащих к боевым действиям.

Морально-психологическое состояние имеет определенную структуру, в которой можно выделить ряд неразрывно связанных, взаимодействующих между собой элементов:

моральные, отражающие представления о войне, ее характере, целях и сущности. В распространяемых государственными органами идеях отражаются общественные потребности народа и армии. Эти потребности выступают конкретными мотивами деятельности вооруженных сил по защите Отечества;

общественно-психологические и индивидуально-психологические элементы (патриотизм и интернационализм, боевые традиции, социальные настроения и чувства; уровень развития черт характера, темперамент, воля к победе, готовность к самопожертвованию и другие);

элементы профессионального плана, подразделяющиеся на три подгруппы: военно-профессиональной подготовки (уровень военно-технических знаний, степень овладения своей воинской специальностью), дисциплинированности (точность и качество выполнения боевых приказов и т.д.), взаимоотношений (с командирами, подчиненными, товарищами, местным населением и другими).

Составные части содержания морально-психологического состояния выступают в единстве. Моральные элементы, проникая в общественно-психологические, придают им нравственную направленность. Общественно-психологические элементы воздействуют на мировоззрение, придавая ему эмоциональную окраску. Обе группы, влияя на элементы профессионального плана, создают базу для реализации военно-профессиональных и морально-боевых качеств военнослужащих.

13 стр., 6301 слов

Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний ...

... обработка и анализ экспериментальных данных. . Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у военнослужащих 1.1 Военнослужащие, участникивооруженных конфликтов как объект воздействия травмирующей ситуации боевой реабилитация психологический травмирующий Среди экстремальных ситуаций, с ...

Таким образом по первому вопросу можно сделать вывод, что морально-психологическое состояние — это наличный уровень служебной (боевой) активности военнослужащих, подразделений и воинских частей, оцениваемый с точки зрения нравственных и психологических критериев. Таковы в кратком изложении сущность и содержание понятия морально-психологическое состояние.

§2. Изучение и оценка морально-психологического состояния военнослужащих

Исходя из требований документов, регламентирующих воинскую деятельность, командиры, офицеры воспитательных структур, в том числе и военные психологи, постоянно изучают и оценивают морально-психологическое состояние личного состава. В Уставе внутренней службы записано, что «командир полка /корабля I ранга/.. в мирное и военное время отвечает: за … воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава…». Согласно устава заместитель командира полка ïî воспитательной работе отвечает: «за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние … личного состава» и обязан: «изучать настроения, общественное мнение и психологическое состояние военнослужащих…, своевременно докладывать командиру полка /корабля I ранга/ о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава».

Непосредственно психолог полка обязан знать социально-психологические процессы в подразделениях, личностные качества военнослужащих, их мнения, настроения, проводить индивидуальную и групповую психологическую профилактику.

Coдeржание работы по изучению морально-психологического состояния личного состава может включать в себя следующие моменты:

. определение целей изучения состоянии личного состава;

. изыскание оптимальных источников информации о морально-психологическом состоянии, использование определенных методов сбора информации;

. выявление объективных и субъективных факторов, оказывающих положительное, и отрицательное воздействие на личный состав.

Морально-психологическое состояние изучается в целях:

определения его уровня и способности влиять на решение служебно-боевых задач;

оценки морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов;

нахождения слабых мест в психологической устойчивости;

прогнозирования реакций и действий личного состава при решении служебно-боевых задач;

7 стр., 3283 слов

Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий

... ходе тактической подготовки. Понятие психологической подготовки Психологическая подготовка военнослужащих это система целенаправленных воздействий, ... необходимые для успешной защиты Отечества морально-боевые качества и чувства (то ... психологическая подготовка тесно между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, очень важно рассмотреть, каковы же качества, свойства, психические процессы и состояния ...

принятия эффективных мер по формированию и укреплению морально-психологического состояния.

Важное место в деятельности изучении морально-психологического состояния военнослужащих занимает определение источников информации. Например, такими источниками могут быть:

информация от органов государственной власти, глав и представителей местной администрации;

информация от взаимодействующих частей и соединений;

информация в порядке подчиненности;

информация непосредственного изучения с момента прибытия в часть, подразделение офицера, прапорщика, сержанта или солдата;

обобщенная информация. (Смотри приложение № 1).

В целом информация должна быть достоверной, обеспечивать необходимую полноту сведений.

В процессе изучения морально-психологического состояния могут использоваться следующие методы сбора информации:

а/ предварительная беседа с командиром, его заместителем по работе с личным составом о возникших проблемах;

б/ опросы различных категорий личного состава (с использованием опросных листов и посредством групповых и индивидуальных бесед);

в/ наблюдение за конкретным воинским коллективом или конкретными военнослужащими в процессе жизни и деятельности;

г/ психологическая диагностика;

д/ анализ собранной информации;

е/ тестирование;

ж/ сбор и анализ независимых характеристик;

з/ социометрия и составление социограмм;

и/ анализ деятельности и другие.

Творческое использование данных методов в сочетании с информацией, получаемой от должностных лиц, позволяет сформировать объективное представление об уровне морально-психологического состояния военнослужащих.

Важным элементом изучения морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов являются выявление и анализ объективных и субъективных факторов, оказывающих положительное и отрицательное воздействие на личный состав.

К объективным факторам относятся:

. Сведения о противнике (количественный и качественный состав его сил и средств; характер его действий; наличие ядерного и высокоточного оружия; применение помех (для связистов), инженерных заграждений (для саперов), маневра и т.д.; массированность и содержание мероприятий психологической борьбы).

8 стр., 3905 слов

Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск

... изучения и оценки морально-психологического состояния военнослужащих и коллективов в ВС РФ используется системный подход, позволяющий рассматривать это явление как совокупность взаимосвязанных и постоянно взаимодействующих элементарных компонентов (показателей). К ним ...

. Погодные условия, время года и суток, характер местности.

. Силы и средства своей части (укомплектованность личным составом, оружием, боевой и другой техникой, боеприпасами и т.д.).

. Степень информированности личного состава об обстановке, содержании и условиях выполнения служебно-боевой задачи.

. Результаты боевых (учебно-боевых) действий, выполнения задачи, боевые и санитарные потери, в том числе психологические, опыт пережитых отрицательных психогенных состояний, страха и паники.

. Продолжительность ведения боевых действий (выполнения. других военно-служебных задач), степень физической и психической усталости личного состава.

. Наличие взаимодействующих, поддерживающих и обеспечивающих частей и подразделений, результаты их боевых (учебно-боевых) действий.

. Уровень удовлетворения потребностей военнослужащих.

К субъективным факторам, связанным с проявлением индивидуально-психологических и коллективных особенностей в конкретной обстановке, относятся:

. Содержание методов боевой (учебно-боевой) деятельности военнослужащих. Командир, заместитель командира по работе с личным составом, психолог изучают степень их совпадения с коллективными и социальными мотивами.

. Степень воздействия на личный состав факторов сложности боевой (учебно-боевой) обстановки, опасности, неопределенности, новизны ситуации.

. Степень приспособления (адаптации) личного состава к конкретной обстановке.

. Уровень слаженности подразделений, частей.

В процессе изучения морально-психологического состояния личного состава психологом части (соединения) проводятся и другие мероприятия:

контроль настроений воинов. Их отношения к службе, проявления отчужденности и недовольства, подавленности психологического состояния;

изучение стиля поведения военнослужащих в различной обстановке;

изучение групповых и личностных установок, особенностей отношений военнослужащих к окружающему, военной службе, к другим людям, самому себе;

изучение круга значимых, наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющими для личности и с которыми она и в прямом контакте, и мысленно соотносит свои оценки, действия и поступки.

Результатом изучения является приобретение знаний о морально-психологическом состоянии личного состава. На основе анализа этих знаний военнослужащих планируется и организуется его оценка.

13 стр., 6274 слов

Принципы здорового питания. Оценка функционального состояния пациента

... его жизнедеятельности. Потребность в воде зависит от характера питания и труда, климата, состояния здоровья и других факторов. Средняя потребность взрослого человека в воде - 2,5 лсут. ... кефира, чернослив, свекла. Диета № 4. Показана при гастроэнтероколитах, острых и хронических энтероколитах, состоянии после операции на кишечнике. Цель назначения: механическое и химическое щажение кишеч

Понятие «оценка» имеет два значения:

а/ анализ качественных и количественных характеристик, выражаемый в баллах, выводах, заключениях, суждениях, и б/ выработка и получение оценки, моральный психологический состояние служебный

В структуре оценки морально-психологического состояния различают следующие элементы:

а/ субъект оценки (отдельные воинские коллективы и органы управления); моральный психологический состояние служебный

б/ объект оценки (морально-психологическое состояние своих войск, морально-психологическое состояние войск противника);

в/ эквивалент оценки (специально разработанные показатели, критерии, шкалы, модели);

г/ соотношение между объектом и эквивалентом оценки (различные качественные и количественные характеристики и степень их соответствия).

Ошибочность оценочного вывода может быть исключена или значительно уменьшена, если его получение протекает через ряд стадий (операций):

. Формулирование целей оценки морально-психологического состояния.

. Определение предмета оценки.

. Выбор показателей, характеризующих предмет.

. Установление критериев оценки показателей.

. Определение соответствующих методов оценки.

. Формирование оценочного вывода.

Рассмотрим их.

.Процесс выработки оценочного вывода начинается с формулирования целей оценки морально-психологического состояния, то есть опредмеченного его мотива. Цели оценки определяют способ получения оценочного вывода и его характер. Формулирование целей оценки морально-психологического состояния также представляет собой процесс, в который входят:

осознание необходимости и возможности объективной оценки;

определение роли и места оценочного вывода в решении той или иной боевой или учебно-боевой задачи;

определение формы выражения степени соответствия оцениваемого предъявляемым к нему требованиям;

определение способа использования оценки состояний военнослужащих;

глубокое уяснение цели получения оценочного вывода.

. Цели оценки являются исходной позицией для второй стадии процесса — определения предмета оценки морально-психологического состояния. Вопрос «что оценивать?» не менее важен, чем вопрос «для чего оценивать?».

10 стр., 4737 слов

Психологическая служба Microsoft Office Word

... связывает две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. В одних случаях психические состояния становятся причиной заболевания, в других - они являются как ... отношениями в семье". В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием ...

В предмет оценки могут входить несколько взаимосвязанных, взаимодействующих элементов:

а/ исходное морально-психологическое состояние части, подразделения (на начало периода, за который оценивается состояние военнослужащих);

б/ принадлежность морально-психологического состояния (своих войск или противника, части, подразделения или отдельного военнослужащего и т.д.);

в/ объем морально-психологического состояния (оценка его целиком или отдельных элементов);

г/ условия и возможности оценки состояний военнослужащих (подготовленность офицеров к решению задач оценки, возможность использования в этом процессе электронно вычислительной техники, наличие времени для оценки и другое).

. За определением предмета оценки морально-психологического состояния следует стадия выбора показателей, характеризующих предмет.

Показатели — это качественные и количественные характеристики отдельных свойств, отдельных состояний предмета оценки, его элементов. Показатели являются итогом глубокой исследовательской деятельности. Эта деятельность предполагает теоретическое осмысление сущности и структуры предмета оценки, элементов морально-психологического состояния, выявление закономерностей и как результат — создание системы показателей. Система показателей должна иметь место для оценки не только морально-психологического состояния в целом, но и каждого входящего в него элемента.

Например, показателями оценки общественно-психологических и индивидуально-психологических элементов морально-психологического состояния могут быть:

степень морально-психологической устойчивости;

господствующие в воинском коллективе настроения;

глубина представлений, переживаний, мнений личного состава о воинской деятельности, войне, ее сложностях и последствиях;

степень развития патриотических чувств и невосприимчивости к национальным предрассудкам;

способность к перестройке сознания с мирного на военное время;

наличие боевых традиций в части и уровень работы по воспитанию на них;

психологическая реакция на применение ядерного и высокоточного оружия и другие (см. приложение № 2).

Выбор показателей усложняется тем, что здесь нет шаблонов, готовых рецептов. Оценка морально-психологического состояния каждый раз находится в зависимости от конкретной цели. Выбранные показатели лишь указывают на те свойства морально-психологического состояния, которые должны учитываться в определении оценочного вывода, но они еще ничего не говорят о реальном состоянии тех свойств, которые предстоит изучить. В систему показателей включаются лишь те из них, для которых имеются критерии. Показатели без своих критериев на оценку не работают.

5 стр., 2155 слов

Требования, предъявляемые к психологическим качествам военнослужащего

... работ   Требования, предъявляемые к психологическим качествам военнослужащего 1. Командирские должности: · Высокой физической ... воздушной разведки и перевозок. В состав ВВС входят: бомбардировочная, истребительно- ... Военнослужащим войск ГО выдаются удостоверения (в области) подтверждающие их статус и международные отличительные знаки. Деятельность войск ГО осущ с момента объявления состояния ...

. Установление критериев оценки показателей считается центральной стадией выработки оценочного вывода.

Критерий — это средство для суждения, норма, тот идеал, с которым сопоставляется, сравнивается, оценивается реальность. Критерием выступает:

/ соизмеримый и непосредственно связанный с показателем идеал;

/ норма, идеал, требование, имеющие достаточную длительность, регулярность действия;

/ норма, соответствующая целям оценки.

Установить критерии — значит выбрать те из íèx, которые соответствуют вышеназванным принципам. В настоящее время, как правило, критериями оценки морально-психологического состояния являются:

. Готовность личного состава к выполнению поставленных задач. Уровень обученности и физической подготовленности.

. Верность личного состава воинскому долгу, военной присяге. Уровень призового сознания военнослужащих. Отношение военнослужащих к нравственным ценностям. Уровень воинской дисциплины и правопорядка.

. Преобладающие настроения, мнения военнослужащих по основным событиям внешней и внутренней жизни страны и вооруженных сил.

. Удовлетворенность военнослужащих характером служебной деятельности и прохождением службы в округе, части и регионе.

5. Социальный, национальный и религиозный состав войск. Характер взаимоотношений между военнослужащими. Уровень социальной напряженности в воинских коллективах (наличие противоречий, конкретных протестных действий по защите своих прав и удовлетворению жизненных потребностей).

6. Влияние на военнослужащих социально-политической, экономической, криминогенной обстановки в регионе дислокации. Статус военнослужащих среди местного населения.

После того как выбраны показатели и установлены критерии оценки показателей, появляется реальная возможность применить достаточно полную и нужную информацию, характеризующую показатели, и сопоставить их с соответствующими критериями.

Оценка информации включает:

а/ содержание информации (официальная и неофициальная и соотношение между ними; информация лояльная и подрывная, внутренняя и получаемая из вне, и др.);

б/ источники информации;

в/ отношение к информации различных групп военнослужащих (избирательное, отрицательное, безразличное);

г/ быстроту распространения информации;

д/ действенность информации, eå побуждающее влияние;

. Следующим этапом является определение соответствующих методов оценки морально-психологического состояния.

Среди методов оценки морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов можно выделить основной — метод диалектики, который сам непосредственно морально-психологическое состояние не оценивает, но позволяет сформулировать требования, соблюдение которых обеспечивает научный характер оценки. Активно используются также общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, интуиция, обращение к прежнему опыту), с помощью которых определяются конкретные количественные характеристики показателей морального духа войск, а также частно-научные (в данном, случае — психологические и социологические) методы. Например прямое наблюдение проявлений деловых, моральных, психологических качеств военнослужащих, изучение документальных источников, проведение анкетных опросов и интервью /бесед/, изучение формальной и неформальной структур воинских коллективов, социологические эксперименты, которые усиливают общенаучные методы.

Использование существующих апробированных методов помогает в какой-то мере оценивать морально-психологическое состояние, но не дает возможности избежать определенных недостатков в оценке, что в общем-то понятно, так как в каждом конкретном случае ставятся вполне определенные задачи. Рассмотрим сильные и слабые стороны применяемых методов.

Аналогия как метод оценки морально-психологических состояний наиболее широко используется командирами и офицерами воспитательных структур, которые накопили большой опыт работы, для большинства жизненных ситуаций располагают аналогом их объективной оценки и осуществляют ее безошибочно даже на основе неполных данных.

Командирами и офицерами воспитательных структур широко применяется такой метод оценки морально-психологического состояния, как интуиция. Успешно его могут применять только офицеры, имеющие определенный опыт работы. Интуиция позволяет на основе лишь отрывочных данных неосознанно вырабатывать цельную картину духовной жизни подразделения /части/. В то же время интуитивная оценка не обосновывается какими-либо данными или расчетами. При решении повседневных задач интуиции бывает достаточно, но в сложных ситуациях она оказывается зыбкой основой для получения правильной оценки.

Войсковые офицеры применяют часто и такой метод оценки, как обращение к прошлому опыту. Процесс оценки в данном случае осуществляется по принципу: если морально-психологическое состояние при решении предыдущей задачи было оценено верно и это обеспечило ее выполнение, значит, есть вероятность правильной оценки состояния военнослужащих и при выполнении новой задачи. Этот метод нередко оказывается достаточным для преодоления неопределенности â оценке. Но его необходимо дополнять другими, о которых уже шла речь.

Так, в войсках нашел широкое применение метод наблюдения. Наблюдение обеспечивает сбор первичной информации путем непосредственного восприятия различных сторон морального состояния. Оно планируется по заранее продуманной методике, данные фиксируются в дневниках по определенной системе. Более объективная оценка достигается независимой работой нескольких военнослужащих.

Вместе с тем применение данного метода связано с трудностями, а именно: возможностью неоднозначного истолкования наблюдаемых действий воинов, наличием разных критериев в оценке, а также тем, что морально-психологическое состояние не поддается непосредственному наблюдению, да и само наблюдение ограничено во времени.

Изучение документов — важный метод сбора информации о морально-психологическом состоянии. Искусство качественного анализа документов сводится к тому, чтобы из многих данных уметь отобрать две-три группы, наиболее полно характеризующие духовное состояние воинского коллектива, и с ними воспроизвести все стороны морального состояния, дать его оценку на конкретный момент времени.

Одним из методов, который несложно осуществить с помощью ЭВТ, является контент-анализ, то есть анализ текста. Он состоит в том, что обрабатываемая информация переводится в количественные показатели, которые затем подвергаются математической обработке методами статистики. Однако отсутствие электронно-вычислительной техники в частях и соединениях делает невозможным широкое применение офицерами этого метода.

Использование методов анализа документов связано со многими трудностями, а именно: «отставанием» документов от реальной жизни воинских коллективов; отражением в документах лишь результатов воинской деятельности, а не ее процесса, невозможностью прямого использования фактов документа в процессе оценки. «Отставание» документа от жизни может быть компенсировано с помощью интервью или беседы с личным составом подразделения, части. Беседы ìîãóò быть документальными или проводиться в форме интервью. Опытный офицер способен даже в краткой беседе по телефону с отдельным воином осуществить зондаж положения дел, выяснить важные для оценки факты. Беседа ведется, как правило, по заранее подготовленной системе вопроcoâ. Опрос в целях оценки морально-психологического состояния может быть осуществлен и с помощью анкет.

Вышеназванные и другие методы, применяемые в практике оценки морально-психологического состояния в войсках, определяют в первую очередь качественный аспект оценки.

. Особого внимания заслуживает процесс выработки итогового результата, формирования оценочного вывода.

Тут очень важную роль играет форма вывода. Каким ему быть пространным суждением или балльным выражением, обстоятельным выводом или коротким заключением, зависит как от цели оценки, так и от предмета.

Так как предмет оценки у нас сложный, включает целый комплекс элементов, а каждый элемент имеет по несколько показателей, то балльная форма представляется неэффективной. Целесообразнее в данном случае представляется оценочный вывод компетентного лица, содержащий ряд суждений об оценке морально-психологического состояния.

Приведу пример оценочного вывода, чаще всего определяется степень соответствия текущего уровня морально-психологического состояния личного состава решаемой задаче, и для этого офицерами используются следующие качественные определения этого состояния:

высокое , когда оно позволяет с большой эффективностью выполнить задачу сохранив боеспособность части /подразделения/;

среднее, когда оно позволяет в основном выполнить задачу;

низкое, когда задача наверняка выполнена не будет.

Качественными определениями, èñпользуемыми в войсках (силах) , могут быть и такие, как здоровое или нездоровое морально-психологическое состояние. Причем по этим трем или двум определениям дается дифференцированная оценка морально-психологического состояния, например, управления части, подразделений / частей/. В ряде случаев может потребоваться пространственное суждение об оценке морально-психологического состояния.

При проверках и инспектировании войск морально-психологическое состояние личного состава оценивается как «удовлетворительное» если военнослужащие соединения, части, подразделения знают и поддерживают государственную политику в области обороны Российской Федерации; морально и психологически подготовлены к выполнению задач боевой готовности, боевого дежурства /боевой службы/, боевой подготовки; не менее 70% проверенных военнослужащих усвоили учебные планы по общественно-государственной подготовке; состояние воинской дисциплины оценивается «удовлетворительно»; выполняются требования законодательства, воинских уставов, приказов и директив министра обороны Российской Федерации по вопросам обеспечения прав и реализации установленных льгот, защиты чести и достоинства военнослужащих и членов их семей. Оценка »неудовлетворительно», ставится, если не выполняются требования на оценку «удовлетворительно».

Таким образом, оценочный вывод может быть разнообразным, но независимо от его формы, оценка морально-психологического состояния будет объективнее, если:

проводится многократный съем информации;

информация моментально обрабатывается;

применяется несколько методов оценки.

Общие обязанности должностных лиц по изучению и оценке морально-психологического состояния:

Командир обязан:

лично изучать и оценивать состояние военнослужащих и воинских коллективов;

требовать объективного и своевременного доклада о морально-психологическом состоянии подчиненных подразделений от подчиненного заместителя по воспитательной работе, от начальников служб;

лично проводить мероприятия по воспитательной работе в целях изучения настроений военнослужащих.

Заместитель командира по воспитательной работе обязан:

собирать данные о морально-психологическом состоянии от подчиненных командиров и офицеров воспитательных структур;

проводить работу совместно с офицерами штаба и разведки по изучению и оценке состояний частей и подразделений противника;

лично участвовать в проведении мероприятий по боевому и политическому информированию, общественно-государственной подготовке, воспитательной работе в подчиненных подразделениях;

обучать подчиненных офицеров методике изучения и оценки морально-психологического состояния.

Психолог части обязан:

изучать и оценивать социально-психологические процессы /социально-психологический климат/ в воинских коллективах, личные качества военнослужащих, их мнения и настроения;

проводить индивидуальную и групповую психологическую .профилактику;

своевременно докладывать заместителю командира по воспитательной работе о результатах изучения и оценки положения дел в подразделениях;

принимать участие в оценке морально-психологического состояния /по указанию старших начальников/.

Деятельность по изучению и оценке морально-психологического состояния военнослужащих является важным направлением работы офицеров по подготовке воинских коллективов к решению служебно-боевых задач. Она направлена на то, чтобы определить соответствие имеющихся нравственных, боевых и психологических качеств предъявляемым к ним требованиям уставов Вооруженных Сил, Военной присяги, приказов министра обороны Российской Федерации. Успешное решение этой задачи возможно при создании и внедрении в практику командиров и офицеров воспитательных структур стройной и эффективной системы работы по планированию этого процесса, обучению офицеров и актива, совершенствованию материально-технической базы, изучению и оценке морально-психологического состояния личного состава.

Глава II. Направления работы по формированию морально-психологического состояния военнослужащих

§1. Прогнозирование морально-психологического состояния личного состава частей и подразделений

С проблемой оценки морально-психологического состояния тесно связано и его прогнозирование, так как только оно помогает объективно определить свои возможности в последующие периоды деятельности.

Прогноз — это знание о возможных состояниях изучаемого объекта. Он предполагает знания о законах развития или тенденциях будущего состояния объекта.

Морально-психологическое состояние характеризуется относительной устойчивостью, поэтому для него характерны только непосредственное (текущее) и краткосрочное прогнозирование.

О текущем прогнозе говорят тогда, когда не ожидается существенных изменений в прогнозируемом явлении, а имеются в виду лишь отдельные количественные оценки. Этот вид прогноза охватывает в мирных условиях период в течение месяца и отражается в месячном планировании воспитательной работы. В боевых условиях непосредственное прогнозирование охватывает время предстоящего боя /операции/, однако здесь предусматриваются и некоторые качественные изменения.

Большую роль играют краткосрочные прогнозы морально-психологического состояния. В мирных условиях они осуществляются на несколько месяцев, на период обучения, учебный год, на весь период службы воинов во внутренних войсках МВД России. В боевых условиях краткосрочное прогнозирование по времени охватывает такой же период, включающий несколько боев, операций, и предусматривает количественно-качественные изменения в состояниях военнослужащих.

Что необходимо иметь в виду при организации прогнозирования?

Во-первых, значительное сокращение численности внутренних войск МВД России, изменение организационно-штатной структуры соединений и частей, переход на контрактную основу службы, усиление националистических проявлений, рост числа призывников, участвовавших в деятельности объединений криминогенной направленности, изменение национального состава населения многих регионов Российской Федерации, рост наркоманки, алкоголизма и т.д.

Во-вторых, на основе прогнозирования лежит вероятностный подход, поэтому офицер должен дать веер альтернатив развития событий и оценить вероятность каждой из них в рамках каких-то устойчивых, определяющих тенденций. Значит, в каждом прогнозе остается некоторая зона неопределенности.

В-третьих, прогнозы развития морально-психологического состояния личного состава не дают готовых решений. Их главное предназначение заключается в том, чтобы подготовить аналитически выверенную апробированную информацию, необходимую для принятия решения. Поэтому одной на сложных проблем является проблема надежности, достоверности разрабатываемых прогнозов, под которыми понимается достаточная степень вероятности, оправдываемости.

В-четвертых, для качественной разработки прогнозов морально-психологического состояния военнослужащих и воинских коллективов нужны подготовленные кадры, обладающие логическим мышлением è знанием объективных закономерностей.

В прогнозировании морально-психологического состояния в войсках используются разнообразные логические и математические методы. Из логических методов наиболее широко применяются наблюдение и анализ.

При проведении наблюдения обращается внимание на следующие вопросы:

а/ обстановка и место событий, их возможное влияние на ожидаемое морально- психологическое состояние личного состава в этих условиях;

б/ качественный состав военнослужащих, их взаимоотношения, распределение обязанностей в данной ситуации, возникающие группировки и фактические лидеры, динамика этих моментов;

в/ продолжительность предстоящей ситуации, ее уникальность или повседневность;

г/ цели или мотивы действий участников, а также предполагаемая степень психологической совместимости личного состава.

В прогнозировании состояний личного состава используется и такой метод, как анализ, прежде всего анализ документов различных планов, расписаний занятий, план-конспектов руководителей занятий, конспектов военнослужащих, читательских формуляров, донесений и докладов с воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава, рапортов дежурных по части и т.д. Надежность документа оценивается офицером при сопоставлении его содержания с другими источниками.

При анализе данных нескольких документов командирами и офицерами органов воспитания может использоваться статкарта. В ней фиксируются количественные показатели, характеризующие изучаемый процесс. Содержанием статкарты может быть самая различная информация: ожидаемое распределение военнослужащих по возрасту, занимаемой должности, семейному положению, денежному довольствию, во временном или пространственном измерении /по годам, по частям и подразделениям, местам дислокации/.

Для повышения объективности изучения текстовых документов офицеры применяют контент-анализ, который предусматривает качественно-количественную характеристику текста с последующей статистической интерпретацией полученных числовых показателей.

Из математических методов предвидения морально-психологического состояния наиболее часто применяются: метод экспертных оценок или анкетный метод, опрос, экстраполяция и моделирования.

Для вынесения суждения о вероятности того или иного состояния в будущем, об условиях и сроках его наступления, о последовательности его развития можно использовать метод эксnepòíûx оценок, заключающийся в получении определенных данных на основе анкетирования группы специалистов в той или иной области деятельности. Применение этого метода проводится в следующем порядке:

выработка критериев оценки будущего состояния;

формулировка вопросов;

постановка их перед экспертами;

обработка и анализ полученных ответов;

оценка прогноза.

Получить кратким и эффективным способом определенные данные от подчиненных, у которых оценка и прогноз имеются в более или менее готовом виде, помогает метод опроса. Из различных форм опроса в прогнозировании морально-психологического состояния применяются, например, различного рода совещания. Они проводятся обычно для разработки и координирования планов, получения указаний, принятия решения. Обычно на совещаниях ставится задача, дается информация для размышления и выступлений. Цель совещания — выслушать мнение каждого, обменяться соображениями, то есть обобщить коллективный опыт.

Методы анкетирования è опроса широко применяются в ходе учений, формы организации опроса экспертов самые различные и зависят от условии, времени, решаемой задачи и других факторов.

В основе метода экстраполяции, который часто используется офицерами воспитательных структур, лежит суждение о том, что какая-то тенденция, выявленная в процессе анализа морально-психологического состояния, имевшаяся в прошлом и имеющаяся в настоящем, может иметь место и в будущем.

Метод экстраполяции дает лучшие результаты тогда, когда он применяется в комплексе с другими методами прогнозирования.

И наконец метод моделирования. Суть его заключаемся в воссоздании и изучении моделей процессов и явлений в области морально-психологического состояния в целях прогнозирования будущего реального состояния. Так, значительные изменения â военно-технической области, характере и способах боевых действий, появление нового оружия требуют построения и всесторонней проверки модели морально-психологического состояния, отвечающего такому положению.

Таким образом, уровень морально-психологического состояния военнослужащих является реакцией людей на те или иные процессы и управленческие решения. Прогнозирование состояний личного состава позволяет совершенствовать управление, развивать сознание и социальную активность воинов. Выбор методов прогнозирования морально-психологического состояния должен быть дифференцированным в зависимости от характера, содержания, объема, целей, задач и глубины /интервала, периода/ прогнозирования.

§2. Формирование морально-психологического состояния военнослужащих

Формирование морально-психологического состояния военнослужащих — важное направление деятельности всех офицеров, в том числе и военных психологов. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязывает заместителя командира полка /корабля 1 ранга/ «… реализовывать меры по поддержанию здорового нравственного климата в воинских коллективах; организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом…; формировать у военнослужащих… высокие боевые и морально-психологические качества».

В обязанностях психолога полка отмечается, что он должен «лично работать в подразделениях по оказанию помощи командирам в поддержании здорового морально-психологического состояния коллектива, сплочении воинских коллективов, предупреждении конфликтных ситуаций и других негативных явлений.

Последовательность работы по формированию здорового морально-психологического состояния может включать в себя следующие этапы:

/ оценку морально-психологического состояния, позитивных и негативных моментов, тенденций их развития;

/ определение причин данного /прежде всего недостаточно высокого/ морально-психологического состояния, выделение среди них главных и второстепенных;

/ прогноз возможных вариантов развития морально-психологического состояния в будущем;

/ определение ближайших и перспективных целей в совершенствовании уровня морально-психологического состояния;

/ определение .содержания и способов работы командиров и начальников по формированию здорового морально-психологического состояния;

/ деятельность офицеров по управлению морально-психологическим состоянием в воинском коллективе, коррекцию первоначально намеченного плана работы;

/ оценку результатов работы, обобщение полученного опыта.

О некоторых из этих направлений я уже вел речь, поэтому более подробно при рассмотрении содержания данного вопроса остановлюсь на пятом и шестом направлениях:

Содержанием работы по формированию здорового морально-психологического состояния может быть:

постоянное воспитательное воздействие на коллектив и личность â целях формирования привычек уставного поведения;

практическое ознакомление личного состава с характером задач и условий их выполнения;

непрерывное руководство личным составом, отдача четких команд и указаний, энергичные, решительные действия офицеров;

личный пример командиров, офицеров воспитательных структур, активистов;

забота о быте военнослужащих;

формирование воинских коллективов с учетом обеспечении психологической совместимости военнослужащих, создание оптимальных условий для доверия и взаимопонимания;

совершенствование организации и условий воинской службы; ‘

повышение психолого-педагогичсской компетентности военных руководителей;

обеспечение групповой сплоченности военнослужащих вокруг решаемых задач, командиров и начальников, возникающих трудностей, коллективных мнении и суждений;

развитие и коррекция делового и эмоционального общения между военнослужащими, должностными лицами, формальными .и неформальным-! структурами;

устранение противоречий и конфликтов, дестабилизирующих коллектив, предотвращение отношений неприязни, изоляции, антипатий, унижения человеческого достоинства;

управление режимом ратного труда и отдыха военнослужащих;

формирование и активизация у воинов широких социальных мотивов деятельности;

своевременное боевое и политическое информирование;

формирование дисциплины мышления, освоение приемов творческого поиска;

формирование сплоченности и готовности к бою;

воспитание высоких морально-боевых качеств;

опора на тех воинов, которые могут показать пример отваги и героизма;

обучение применению медикаментозных средств.

Необходимо учить военнослужащих использовать средства и приемы ñaìîíacòpoéки. Сюда относятся:

а/ напоминание себе о воинском долге;

б/ активизация установки на решительные боевые действия;

в/ сосредоточение на задаче, продумывание последовательности своих действий;

г/ отвлечение внимания от отрицательных воздействий;

д/ самоубеждение, самоприказ, самообязательство;

е/ обращение к идеалу, воспроизведение примеров мужества;

ж/ представление о достигнутом успехе и т.д. Более подробно процесс формирования морально-психологического состояния представляет схема 2.

Таким образом по этому вопросу можно сделать вывод, что в мирное и военное время высокое морально-психологическое состояние формируется и поддерживается путем организации морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности войск, в том числе и организацией морально-психологической подготовки.

В целях поддержания и укрепления морально-психологического состояния личного состава командиры, офицеры воспитательных структур, войсковые психологи используют организованные формы учебы, информационно-воспитательную работу, лекции, доклады, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, встречи с ветеранами и т.п

Специфическими формами работы войсковых психологов при этом являются: психологическая консультация, профилактика и коррекция.

Заключение

Морально-психологическое состояние воинского коллектива является динамической стороной политической сознательности и нравственной зрелости воинов, состоянием мобилизованности и нацеленности на выполнение служебно-боевых задач стоящих перед внутренними войсками. Моральное состояние характеризуется не только общественной направленностью и энергичностью действий, но и содержанием мотивов, которыми воины при этом руководствуются.

Психологический аспект морально-психологического состояния заключается в тех психических явлениях, которые обеспечивают закрепление в сознании воинов политических идей и нравственных принципов, их активное проявление в повседневной деятельности и особенно в критических ситуациях мирного и военного времени. В этой роли выступают прежде всего мотивы и цели, которые рождаются в конкретных условиях под влиянием политических и нравственных убеждений. Важным психологическим элементом морального состояния воинов является их эмоциональное состояние, а также состояние взаимоотношений, отражающее уровень и идейные основы сплоченности и единства воинского коллектива. Большое влияние на моральное состояние оказывают такие факторы, как коллективные потребности, интересы и запросы, уровень психологической закалки личного состава, традиции подразделения, авторитет и стиль руководства.

Морально-психологическое состояние коллектива в целом испытывает на себе влияние морального состояния отдельных его членов, групп, а также других коллективов. Общей основой морально психологического состояния является общественно-экономический и политический строй общества, политика и идеология, характер и политические цели войны.

Деятельность командиров, штабов, органов по работе с личным составом по формированию и поддержанию морально-психологического состояния представляет собой комплекс постоянно осуществляемых мероприятий, построенных на основе точного знания особенностей текущего состояния и направленных не только на сознание военнослужащих, но и на условия, в которых они живут и действуют. Изучение морально-психологического состояния воинского коллектива должно быть таким, чтобы командир, его заместитель по работе с личным составом постоянно знали все тенденции и перемены в его динамике и могли уверенно прогнозировать его. Мероприятия по укреплению морально-психологического состояния коллектива проводятся постоянно, являясь органическим звеном духовного климата и образа жизни подразделения и части.

Список источников и использованной литературы

. Положение о морально-психологическом обеспечении во внутренних войсках МВД России., М., — 1995.

. Методика оценки морально-психологического состояния личного состава внутренних войск МВД России. — М, 1995.

. Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. — М.: ГА ВС, 1994.

. Арзамаскин Ю.Н. МПО деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. — Ч-1, М,: ВУ, 1997.

. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. — М, 1994.

. Бондаренко В.А. Оценка, ее место и роль в деятельности офицера-политработника. — М,: ВПА, 1987.

. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. — М,: ГА ВС, 1994.

. Методологические и методические вопросы оценки и прогнозирования морального духа армии, политико-морального состояния войск. — М,: ВПА, 1988.

. Образцов И. Методика измерения «моральной упругости» российской армии: Информационно-методический сборник. -.М., 1994. — N 1 (8).

-С. 18 -25.

. Рекомендации по анализу и оценке морально-психологического состояния. (Подготовлены Маслюком С.Г. и Кашириным В.П.): Иформационно-методический сборник. — М., 1994. — N 1 (8).

— С. 8 — 17.

. Сергеев В.П. Формирование политико-морального состояния воинских коллективов. — М,: ВПА, 1988.

. Утлик Э.П. Политико-моральное состояние воинского коллектива /Психологические аспекты/. — М,: ВПА, 1982.

. Феденко Н.Ф., Железняк Л.Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях. — М,: ВПА, 1986.

Приложение 1

Источники получения информации о морально-психологическом состоянии личного состава

Группы показателей оценки морально-психологического состояния военнослужащих