МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии, социальной работы и физической культуры
Кафедра психологии
УТВЕРЖДАЮ
_________________________________
«___»______________________2011 г.
Направление подготовки
030300 «Психология»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Сыктывкар
2011
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация «бакалавр»)
Автор: Жолковская Л.А., доц. каф. психологии СыктГУ
Рецензент:
Одобрена УМК
Протокол № 7 от « 17 » марта 2011 г.
Председатель УМК ___________________ /Жолковская Л.А./
- Цель дисциплины. Ознакомить с психологическими феноменами, категориями, методами изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиции существующих в отечественной и зарубежной науке подходов.
- Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина относится к профессиональному циклу (Б3.Б.1) базовой (общепрофессиональной) части. В первом семестре обучения данная дисциплина, по сути, является введением в общую психологию. К «входным» знаниям, умениям и готовностям вчерашнего абитуриента предъявляются следующие требования: умение выделять главное в тексте, способность длительное время удерживать внимание на научной речи и текстах, достаточно высокий уровень абстрактного мышления для усвоения большого количества отвлеченных понятий, высокая мотивация к обучению по специальности.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.Все указанные ниже компетенции, учитывая место дисциплины в структуре основной образовательной программы, находятся в стадии формирования.
- ОК-1 − способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.
Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предмет: факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком. Объект: человек. ...
- знать основные гуманистические ценности общества и принципы гуманизма;
- уметь выделять в психологических теориях основные постулируемые ими ценности.
- ОК-2 − способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии.
Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
- умение различать материалистический и идеалистический подходы к трактовке феномена психики;
- умение различать биологический, физиологический и социальный аспекты психики.
- ОК-3 − способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений.
Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
- умение читать и конспектировать оригинальные тексты по психологии.
- ОК-4 − способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.
Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
- знать основные категории психологической науки;
- различать объективные методы психологии, методы описательной (гуманистической) психологии и методы практической психологии.
- ПК-9 способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики.
Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
- знание основных закономерностей функционирования и развития психики;
- знание стихийных механизмов формирования личности;
- знание сензитивных периодов в развитии способностей.
- ПК-15 способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях.
Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
- умение излагать материал логично, последовательно, доступно;
- умение публично выступать по заданной теме;
- умение резюмировать по ходу и в конце публичного выступления.
- ПК-20 способность и готовность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
- умение иллюстрировать трудные вопросы психологии примерами из обыденной жизни или из художественной литературы.
- В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать
- сущность таких фундаментальных понятий, как психика, сознание, поведение, деятельность, бессознательное, личность;
- основные проблемы и подходы психологической науки;
- историю развития взглядов на предмет психологии.
Уметь
- читать и конспектировать оригинальные научные тексты (первоисточники);
- научным языком освещать вопросы изучаемой дисциплины.
Владеть
- научной терминологией в пределах данной дисциплины;
- навыками публичного выступления.
- Структура и содержание дисциплины
Наименование разделов, тем
|
Формы текущего контроля по теме, разделу |
Количество часов по учебному плану |
|||
Максимальная нагрузка студ-тов (часов) |
Аудиторная нагрузка |
Самостоятельная работа |
|||
В том числе |
|||||
лекции |
семинар |
||||
|
Конспект |
7 |
2 |
2 |
3 |
|
Ответ на семинаре |
5 |
2 |
|
3 |
|
Конспект, словарь терминов |
6 |
|
2 |
4 |
|
Конспект |
9 |
1 |
2 |
6 |
|
Конспект |
11 |
1 |
4 |
6 |
|
Конспект, банк персоналий, словарь терминов |
8 |
|
4 |
4 |
|
Конспект, диктант, |
14 |
2 |
4 |
8 |
|
Конспект |
14 |
2 |
4 |
8 |
|
Конспект |
14 |
2 |
4 |
8 |
|
Конспект, эссе |
13 |
2 |
6 |
5 |
|
Конспект, диктант |
12 |
2 |
4 |
6 |
|
Конспект, банк персоналий, словарь терминов |
8 |
2 |
2 |
4 |
Итого часов |
121 |
18 |
38 |
65 |
|
Вид итогового семестрового контроля |
Экзамен |
Семинарские занятия
- Общая характеристика психологии как науки (2 час.).
- Описательная характеристика психических явлений; сферы проявления психической жизни человека (внутренний опыт; внешнее поведение неосознаваемое; психосоматика; материальная и духовная культура).
- Житейская и научная психология. Отличия и взаимоотношения.
- Научная психология и практика.
Литература
Основная
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006.
Дополнительная
-
Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?//Психология личности. Тексты. М, 1982 (с.208–215).
- Психология. Статья в БСЭ. Т.21.
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1978 (с. 104–119).
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти./Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1979 (с. 195–206).
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. (с. 156-176, 177–187)
- Смена представлений о предмете психологии: представления древних о душе; психология сознания (4 час.).
- Представления древних о душе: материалистические и идеалистические тенденции.
- Смысл деятельности Сократа; ее значение для постановки психологических проблем.
- Явления сознания как предмет психологии. Объективные и субъективные элементы сознания.
- Понятие ассоциации и апперцепции. Объем сознания и объем внимания.
- Соотношение предмета и метода в психологии сознания.
Литература
Основная
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006.
Дополнительная
-
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976 (с. 11-22).
- Аристотель. Соч. в 4-х т. T.I. M., 1975 (с. 371–374, 394–396).
- Платон. Смерть Сократа//Психология личности. Тексты. М., 1982 (с.218–228).
- Платон. Соч. в 3 т. Т. 1,2. М., 1970. (Т.2 с. 64-68, 73-79, 96-114, 244-257)
- Вундт В. Введение в психологию//Хрестоматия по вниманию. М., 1976 (с.8–24).
- Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Поведение как предмет психлогии (2 час.).
- Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Дж. Локк и его понятие рефлексии. Аналитическая интроспекция: требования, понятие «ошибка стимула». Отличия: метод наблюдения – использование данных самонаблюдения.
- Поведение – предмет психологии. Бихевиоризм. Отношение бихевиоризма к сознанию. Единицы психологического анализа. Теоретическая программа. Необихевиоризм.
Литература
Основная
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006
Дополнительная
-
Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 1960. (с.129–131, 140)
- Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта/Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
- Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии. М., 1952.
- Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека//Хрестоматия по истории психологии. М., 1980 (с.63–70).
- Уотсон Дж. Бихевиоризм/Хрестоматия по истории психологии. М., 1980 (с17–39, 34–45).
- Неосознаваемые процессы (4 час.).
- Классификация неосознаваемых процессов.
- Фрейд З. О природе бессознательного.
- Методы психоанализа.
Литература
Основная
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006
Дополнительная
-
Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций//Хрестоматия по истории психологии. М, 1980.
- Фрейд З. Психопатология обыденной жизни//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М., 1978.
- Психологический анализ деятельности (4 час.).
- Основные понятия и принципы. Операционально-технические аспекты деятельности.
- Действия и цели. Операции. Психофизиологические функции.
- Мотивационно-личностные аспекты деятельности.
- Развитие мотивов.
- Внутренняя деятельность. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет психологии.
Литература.
Основная
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006
Дополнительная
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. (с.73–114; 247–251; 265–290).
- Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции, личность//Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. (с38–40; 269–275).
- А.Н. Леонтьев и современная психология/Под ред. А.В. Запорожца и др. М, 1983. (с.40–53, 128–139 – статьи Тихомирова O.K. и Давыдова В.В.).
- Возникновение и развитие психики в процессе биологической эволюции (4 час.).
- Объективный критерий психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности.
- Раздражимость и чувствительность.
- Стадии развития психики.
- Основные особенности психики животных.
Литература.
Основная
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006
Дополнительная
-
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. (с. 5-18; 40-52).
- Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1980. (гл. 9-11).
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. (с.266-280).
- Тинберген Н. Поведение животных. Гл.6. М., 1980.
- Общественно-историческая природа психики человека и её развитие в онтогенезе (4 час.).
- Проблема возникновения сознания человека. Роль труда и речи. Вопрос о природе психики человека.
- Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
- Строение высших психических функций.
- Усвоение общественно-исторического опыта как генеральный путь онтогенеза человеческого индивида.
Литература.
Основная
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006
Дополнительная
-
Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. М., 1982–1984 (Т.1, с.103–108); (Т.З, с.24–161).
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972 (с. 357–374, 375–379, 439–466).
- Понятия «индивид» и «личность». Личность и ее формирование. Способности (6 час.).
- Понятия «индивид» и «личность», критерии сформировавшейся личности.
- Формирование личности: генеральный путь; «первое» и «второе» рождение личности (по А.Н. Леонтьеву).
- Стихийные механизмы формирования личности.
- Самосознание и его функции.
- Способности: определение, проблемы происхождения.
- Механизмы формирования и развития способностей.
Литература.
Основная
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006
Дополнительная
-
Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности//Психология личности. Тексты. М, 1982.
- Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка//Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка//Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Лейтес Н.С. Одаренные дети//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982. (с. 159–231).
- Леонтьев А.Н. Формирование личности//Психология личности. Тексты. М., 1982
- Маслоу А. Самоактуализация/Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности//Психология личности. Тексты. М, 1982.
- Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь//Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность/Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия//Психология личности. Тексты. М, 1982.
- Темперамент (4 час.).
- Определение и сферы применения.
- Физиологическая ветвь учения о темпераменте.
- Психологические описания – «портреты» темпераментов.
- Учение о типах нервной системы. Эволюция взглядов на темперамент в школе И.П. Павлова.
- Современное состояние проблемы темперамента.
Литература.
Основная
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006
Дополнительная
-
Кант И. О темпераменте//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Небылицин В.Д. Темперамент//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Характер (2 час.).
- Общее представление и определение характера «в узком смысле».
- Различные степени выраженности характера: психопатии и акцентуации.
- Биологические предпосылки, прижизненное формирование характера.
- Характер и личность.
Литература.
Основная
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.
- Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006
Дополнительная
-
Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Кречмер Э. Строение тела и характера//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Шелдон У. Анализ конституционных различий по биографическим данным //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Юнг К. Психологические типы//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Образовательные технологии:лекция, семинар, самостоятельная работа.
- Самостоятельная работа студентов.
- Создание и ведение в течение семестра словаря научных терминов.
Контроль работы – проверка словаря перед первой и второй аттестациями семестра; проверка диктанта «Определение понятий».
- Эссе «История поиска предмета психологии».
Контроль работы – проверка эссе.
Методические указания. Эссе − это литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции, выражающий индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендующий на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.
- Подготовка кратких сообщений о личности и научной биографии выдающихся психологов.
Контроль работы – выступления на семинаре.
Методические указания − Степанов, С.С. Психология в лицах. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 384 с.
-
-
-
-
-
-
В. Вундт
с. 20 − 26
У. Джемс
с 32 − 38
Э. Торндайк
с. 38 − 44
Дж. Уотсон
с. 166 − 174
З. Фрейд
с. 74 − 89
Л.С. Выготский
с. 185 − 197
Л.И. Божович
с. 331 − 337
-
-
-
-
-
- «Банк» персоналий на линии истории психологии.
Контроль работы – периодическая проверка накоплений в «банке».
- Конспектирование литературы при подготовке к семинару (см. план семинаров).
Контроль работы – периодическое просматривание конспектов.
- Подготовка к публичному выступлению на семинаре.
Контроль работы – оценивание выступлений на семинаре.
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Диктант «Определение понятий».
Методические указания − задание выполняется письменно. Преподаватель диктует понятия, студент пишет определения. Диктант проводится дважды в семестр.
Список понятий для диктанта №1
- психические явления;
- психологические факты;
- сознание;
- апперцепция;
- рефлексия;
- интроспекция;
- поведение;
- бихевиоризм;
- необихевиоризм;
- установка.
Список понятий для диктанта №2
- деятельность;
- цель;
- операция;
- задача;
- мотив;
- интериоризация;
- раздражимость;
- чувствительность;
- потребность;
- инстинкт;
- облигатное научение;
- факультативное научение.
- Контрольные вопросы к дисциплине
ОК-1
способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии.
- Особенности психологии как науки. Место психологии в системе других наук.
- Представление Платона о взаимоотношениях души и тела.
- Этические следствия учения Сократа о душе.
- Психологическая теория деятельности: связь мотивов и личности.
ОК-2
способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии.
- Психология сознания как этап развития представлений о предмете психологии.
- Психология поведения как этап развития представлений о предмете психологии.
- Природа души: материалистические и идеалистические философские воззрения.
- Адаптивное значение психики (по А.Н. Северцову).
- Гипотеза о происхождении сознания: роль труда и речи.
- Культурно-историческая теория Л.C. Выготского.
- Психофизическая проблема: варианты ее решения.
ОК-3
способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений.
- Соотношение научной и житейской психологии.
- Метод интроспекции − главный метод психологии сознания.
- Метод интроспекции и использование данных самонаблюдения в современной психологии.
ОК-4
способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.
- Понятие о методе науки. Объективные методы в психологии.
- Методы практической и описательной (гуманитарной) психологии.
ПК-9
способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;
ПК-15
способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях;
ПК-20
способность и готовность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.
- Формы проявления психики: психические явления фундаментальное свойство; психологические факты.
- Классификация неосознаваемых процессов: неосознаваемые механизмы сознательных действий.
- Классификация неосознаваемых процессов: неосознаваемые побудители сознательных действий.
- Классификация неосознаваемых процессов: «надсознательные» процессы.
- Смена представлений о предмете психологии.
- Формы развития психологического познания: категории, принципы, проблемы. Понятие предмета и объекта науки.
- Свойства и феномены сознания (исследования В. Джемса и В. Вундта).
- Факты поведения − предмет бихевиоризма.
- Теоретическая и экспериментальная программа бихевиористов. Основная единица поведения.
- Необихевиоризм: понятие «промежуточной переменной».
- Бихевиоризм: критика «психологии сознания», требования объективного метода.
- Психологическая теория деятельности как материалистическое представление о психике.
- Психологическая теория деятельности: потребности, мотивы и цели деятельности.
- Психологическая теория деятельности: соотношение внешней и внутренней деятельности.
- Психологическая теория деятельности: развитие мотивов личности.
- Понятия «индивид» и «личность».
- Способности: определение, проблемы происхождения, механизмы развития.
- Определение понятия личность (в узком смысле).
Критерии сформированной личности.
- Процесс формирования личности. Этапы формирования личности.
- Стихийные механизмы формирований личности: сдвиг мотива на цель.
- Стихийные механизмы формирования личности: идентификация.
- Стихийные механизмы формирования личности: принятие и освоение социальных ролей.
- Самосознание и его функции.
- Макроструктура деятельности. Принципы теории деятельности.
- Психологическая теория деятельности: действия и цели.
- Психологическая теория деятельности: уровень операций.
- Психологическая теория деятельности: уровень психологических функций.
- Психологическая теория деятельности: уровень особенных видов деятельности.
- Вопрос об объективном критерии психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении чувствительности.
- Процесс развития психики в филогенезе: стадии и уровни.
- Основные особенности психики животных: инстинкты, их механизмы; соотношение инстинкта и научения.
- Основные особенности психики животных: язык животных и общение; орудийная деятельность животных.
- Высшие психические функции человека: их строение, свойства, генезис.
- Понятие интериоризации.
- Темперамент: поиск физиологических основ темперамента, психологические описания.
- Эволюция учения о типах нервной системы. Современное состояние проблемы темперамента.
- Характер: определение; характер и личность; понятие места наименьшего сопротивления.
- Характер: психопатии и акцентуации; проблема «нормального» характера.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение
Основная литература
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Черо. 1996.
- Общая психология. В 7 т. Т. 1. Введение в общую психологию/Под ред. Б.С. Братуся. М.: Академия, 2006.
Дополнительная литература
- Общая психология: Учебник для вузов. Рек. УМО / Под ред. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1995.
- Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Г.С.Абрамова. – М.: Академический Проект, 2002.
- Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности//Психология личности. Тексты. М, 1982.
- А.Н. Леонтьев и современная психология/Под ред. А.В. Запорожца и др. М, 1983. (с.40–53, 128–139 – статьи Тихомирова O.K. и Давыдова В.В.).
- Аристотель. Соч. в 4-х т. T.I. M., 1975 (с. 371–374, 394–396).
- Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка//Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка//Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Вундт В. Введение в психологию//Хрестоматия по вниманию. М., 1976 (с.8–24).
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976 (с. 11-22).
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14 Психология. 1993. № 2. С. 41 – 51.
- Зинченко В.П. Последнее интервью // К.Е. Левитин. Личностью не рождаются. М., 1990. С. 80 – 90.
- Кант И. О темпераменте//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Кречмер Э. Строение тела и характера//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Лейтес Н.С. Одаренные дети//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Леонтьев А.А. Л.С. Выготский. М., 1990.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. (с38–40; 269–275).
- Леонтьев А.А.. Творческий путь Алексея Николаевича Леонтьева // А.Н.Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 6 – 39.
- Леонтьев А.Н. Формирование личности//Психология личности. Тексты. М., 1982
- Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1980. (гл. 9-11).
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти./Хрестоматия по общей пси-хологии. Психология памяти. М., 1979 (с. 195–206).
Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 1960. (с.129–131, 140)
- Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта/Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
- Маслоу А. Самоактуализация/ЛТсихология личности. Тексты. М., 1982.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности//Психология личности. Тексты. М, 1982.
- Небылицин В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии// Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Небылицин В.Д. Темперамент//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства?//Психология личности. Тексты. М, 1982 (с.208–215).
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас и каждый из нас психологии. М., 1996.
- Платон. Смерть Сократа//Психология личности. Тексты. М., 1982 (с.218–228).
- Платон. Соч. в 3 т. Т. 1,2. М., 1970. (Т.2 с. 64-68, 73-79, 96-114, 244-257)
- Психология. Статья в БСЭ. Т.21.
- Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,1982.
- Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и её жизненный путь//Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995.
- Степанов С.С. Психология в лицах. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии. М., 1952.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность/ЛТсихология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Тинберген Н. Поведение животных. Гл.6. М., 1980.
- Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека//Хрестоматия по истории психологии. М., 1980 (с.63–70).
- Уотсон Дж. Бихевиоризм/УХрестоматия по истории психологии. М., 1980 (с17–39, 34–45).
- Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. (с.266-280).
- Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия//Психология личности. Тексты. М, 1982.
- Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций//Хрестоматия по истории психологии. М, 1980.
- Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни//Хрестоматия по общей сихологии. Психология памяти. М., 1978 (с. 104–119).
- Цвейг С. Зигмунд Фрейд: Из биографической трилогии «Врачевание и психика». М., 1991.
- Шелдон У. Анализ конституционных различий по биографическим данным //Пси-хология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Юнг К. Психологические типы//Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Материально-техническое обеспечение дисциплины
- ноутбук;
- видеопроектор.
Карта обеспеченности образовательными ресурсами
Дисциплины «Общая психология»
По направлению (специальности) 030300 «Психология»
Факультет психологии, социальной работы и физической культуры
Форма обучения очная
Блок дисциплин Б.3 профессиональный цикл, базовая часть.
Число студентов |
Список литературы |
Кол-во экземп. |
Кол-во экземп. на 1 студента |
40
|
Основная литература
Дополнительная литература
и др. |
36
7
3
4
10
|
0,9
0,2
|
Составитель, доц. Жолковская Л.А.
Зав. кафедрой канд. психол. наук, доц. Разина Т.В.
Дата составления карты 11 марта 2011 г.
СОГЛАСОВАНО:
Представитель библиотеки СыктГУ__________________________________________(Ф.И.О)
«_______»______________________2011 г.
16