Специальность 030401.65 — Клиническая психология

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Амурский государственный университет (фгбоу впо «АмГу»)

Факультет социальных наук

Кафедра психологии и педагогики

Специальность 030401.65 — Клиническая психология

Курсовая работа

на тему: Агрессия подростков из неполных семей

по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»

Исполнитель

студент группы 166ос

___________________

Ю.О. Богдановская

Руководитель

доцент, к.псх.н.

________________

Е.В. Павлова

Нормоконтроль

доцент, к.псх.н.

___________________

Е.В. Павлова

Благовещенск 2013

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Амурский государственный университет (фгбоу впо «АмГу»)

Факультет ___________________________________

Кафедра _____________________________________

З а д а н и е

К курсовой работе (курсовому проекту) студента __________________________

____________________________________________________________________

1 Тема курсовой работы (проекта): _____________________________________

__________________________________________________________________

2 Срок сдачи студентом законченной работы (проекта)_____________________

3 Исходные данные к курсовой работе (проекту):__________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4 Содержание курсовой работы (проекта) (перечень подлежащих разработке вопросов): __________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5 Перечень материалов приложения: (наличие чертежей, таблиц, графиков, схем, программных продуктов, иллюстративного материала и т.п.)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

6 Дата выдачи задания________________________________________________

Руководитель курсовой работы (проекта)________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, ученая степень, ученое звание)

­­­­­­____________________________________________________________________

Задание принял к исполнению (дата):____________________________________

(подпись студента)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 46 с., 3 рисунка, 2 таблицы, 3 приложения, 26 источников.

АГРЕССИЯ, АГРЕССИВНОСТЬ, НЕСДЕРЖАННОСТЬ, ОБИДА, ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ, ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД

Повышение интереса к проблеме агрессии и все более активное изучение данной темы в русле психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе.

В первой главе работы рассматриваются различные подходы к определению агрессии, например, Румянцева Т.Г. и Бойко И.Б., они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия. Также были рассмотрены понятия физическая и вербальная агрессия. Были освещены аспекты особенностей агрессии подростков из неполных семей.

Было проведено эмпирическое исследование, показывающее особенности агрессии подростков из неполных семей. А также на основе полученных данных были сделаны соответствующие выводы.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

5

1 Теоретические основы изучения агрессии подростков из неполных семей

7

1.1 Понятие агрессии в психологии

7

1.2 Причины, виды и формы агрессивного поведения

12

1.3 Особенности агрессии в подростковом возрасте

18

2 Исследование агрессии подростков из неполных семей

22

2.1 Организация и методы исследования

22

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

24

Заключение

31

Библиографический список

32

Приложение А Методика диагностики состояния агрессии (Басс и Дарки)

34

Приложение Б Методика «агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалёв)

39

Приложение В Сводные таблицы данных

43

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что агрессивность как психологический феномен является яркой характеристикой подросткового возраста. Тема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой. И потому так важно проследить специфику проявления агрессивности не только у взрослых людей, а на одном из этапов её развития, в подростковом возрасте.

Актуальность данной тематики подтверждается и тем, что у детей в подростковом возрасте проявляется агрессивность различных видов — «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции), агрессивность «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессивности.

Во введение необходимо отметить, что профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности подростков и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М., Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики агрессивного поведения не в полной мере решает задачи по предупреждению агрессивного поведения детей среднего школьного возраста. В профилактике агрессивного поведения детей среднего школьного возраста имеется ряд неотложных задач, требующих своего решения.

Объект исследования: агрессия.

Предмет исследования: агрессия у подростков, живущих в неполных семьях.

Цель исследования: изучить проявление агрессии у подростков, живущих в неполных семьях.

Гипотеза: Агрессия у подростков из неполных семей будет выше, чем у подростков из полных семей.

Задачи:

  • рассмотреть феномен агрессивного поведения подростков;
  • изучить проблему агрессивности в подростковом возрасте;
  • выявить различия в уровне агрессивности у подростков из полных и неполных семей.

Методы исследования: Анализ литературы, анкетирование, тестирование, методы описательной статистики.

База исследования: Гимназия № 25, г. Благовещенск.

Выборка составила 87 учащихся 6-8 классов.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ

ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

  1. Понятие агрессии в психологии

Для того, чтобы прийти к универсальному пониманию понятия «агрессия» следует рассмотреть это понятие с разных сторон и подходов.

В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие [19].

Вообще в современном мире термин «агрессия» имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». А также к агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

На сегодняшний день существуют несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности. Рассмотрим некоторые из них. Так, Реан А.А. выделяет 5 базовых направлений: инстинктивистская теория агрессивности (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Додлард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (Д. Зильманн и др.); когнитивные модели агрессивного повеления (Л. Берковец и др.).

Так, Фрейд 3. связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития. Представитель теории инстинктов Лоренц К., как и Фрейд З., считает, что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить ее в нужное русло. А согласно Долларду Дж., агрессивность представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность.

Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессивности.

По мнению Берковеца Л., поведение все-таки можно контролировать. Но, как доказал Зильманн Д., в отдельных ситуациях агрессивность бывает импульсивной и плохо поддается контролю рассудка [2, с. 227].

Теперь выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

  • под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Л. Бендер);
  • под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу;
  • Басс А. рассматривает агрессию как реакцию, в результате которой другой организм получает болевые стимулы;
  • а с точки зрения Уилсона агрессия —  это физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [26, c. 6];
  • агрессия — злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [20, c. 12].

Все вышеизложенные определения можно условно разделить на 2 большие группы:

1 Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия — та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия — это те действия, которые имеют осознанный мотив — причинение вреда или ущерба [3].

2 Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).

Бэрон Р. и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения [17, c. 38].

По мнению этих авторов:

  • агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
  • в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
  • жертва должна обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой;

Среди отечественных психологов эту точку зрения разделяют Румянцева Т.Г. и Бойко И.Б. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [25].

Также большой вклад в разработку проблемы агрессии внёс Доллар, который в 1939 г. предложил теорию фрустрации — агрессии, в которой утверждается что:

— фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме;

— агрессия всегда является результатом фрустрации.

Теперь обратимся к теории социального научения, предложенной Бандурой, где агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения” Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно [4].

Как показал проведенный теоретический анализ литературных данных, ни одна форма поведения не привлекает к себе столь пристального внимания, как агрессия. На сегодняшний день в психологической теории существуют различные подходы к определению природы агрессии: «врожденная реакция для защиты занимаемой территории» (К. Лоренц.), «стремление к господству» (Моррисон), «реакция личности на враждебную человеку окружающую действительность» (Э. Фромм) [23, с. 81].

Согласно определению, предложенному Бассом А.Х., агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу или приносящее ущерб другим [21, с. 2].

Другое определение, предложенное несколькими известными исследователями (Л. Берковиц, С. Фешбах), содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям [8].

Следующая точка зрения, высказанная Зильманном Д., ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [22, с. 3]. 

Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведённых выше. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного поведения [24, с. 3].

Это определение подчеркивает, что агрессия —  это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями такими как злость; с мотивами такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Также необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность — относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Итак, индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен «тиражировать» удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.

  1. Причины, виды и формы агрессивного поведения

В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обуславливающих проявление агрессивного поведения детей подросткового возраста, можно выделить такие, как:

  • индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;
  • психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
  • социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе, воспитание в неполной семье.

Подробнее рассмотрим такой фактор как семья. В неполной семье складываются специфические условия для воспитания детей. Распад семьи отрицательно влияет на отношения между родителями и детьми, нарушает стабильность эмоциональной атмосферы. В связи с тем, что родители сами испытывают душевные переживания, им обычно не достает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции  — материнскую и отцовскую. Понимая, что сыну необходим отец, одинокая мать сознательно или бессознательно  стремиться компенсировать ребенку его отсутствие и берет на себя мужские функции (строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания).  В результате мальчик лишается не только отца, но, в  некотором смысле, и матери – материнской любви, терпимости, теплоты. Как известно, именно эти черты материнского отношения в раннем возрасте являются главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружающим и общего положительно самоощущения.

Чешский психолог Матейчек З. считает, что воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях. Он утверждает, что более всего следует учитывать особенности личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная. Ребенок должен чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор. Авторитет и уважение нельзя пробудить упреками или призывами к сочувствию.  Авторитет должен расти постепенно как результат культурного общения с людьми, серьёзного, рассудительного, понятного для ребенка подхода к решению проблем, вопросов и, прежде всего, — правдивости и искренности воспитателя.

Кроме этого, нельзя забывать и о том, что ребенок сам особенностями своего темперамента влияет на формирования собственной личности. Ребенок вовсе не пассивный участник воспитательного процесса. А жизнь в неполной семье есть такое же сотрудничество, как и жизнь в семье по любым критериям полной.

Личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения [27].

Виды и формы агрессии.

Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия – неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.

Во-первых, различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил Фешбах С., разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

Наиболее важно различение враждебной и инструментальной агрессии. Целью первой является главным образом нанесение вреда другому, в то время как вторая направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства (например, в случае шантажа, воспитания путем наказания, выстрела в захватившего заложников бандита).

Инструментальную агрессию Фешбах подразделяет на индивидуально и социально мотивированную, можно также говорить о своекорыстной и бескорыстной, или антисоциальной и просоциальной агрессии.

Грубое поведение —  не что, иное, как проявление агрессивности.

Однако агрессивность продолжает дре­мать в каждом из нас. Когда и в какой форме она может выплеснуться на окру­жающих, зависит от обстоятельств, от темперамента, от воспитания.

Наблюдая за детьми и подростками, проявляющими агрессивное поведение, психологи выявили несколько наиболее часто встречаемых типов детской агрессии.

Агрессии лидерства [18].

Этот тип агрессии характеризуется эгоцентричным стремлением ребенка к лидерству и власти (и несогласием с ролью «второго плана»), соперничеством, попытками подавить соперника (включая порой учителей и родителей), вызывающим поведением, нарушением дисциплины. Иногда – это свойства темперамента, которые станут ценными чертами лидерского характера в прочесе социализации. Иногда – реакция ребенка на авторитарный стиль, процветающий в семье. Властное поведение может быть также компенсацией нереализованной потребности и признании.

Агрессия демонстративности.

Ребенок постоянно делает попытки привлечь к себе внимание, причем любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Он может принимать роль клоуна, «супермена», умника и др. Привлекать к себе внимание таким способом характерно для маленьких детей. Когда родители не замечают ребенка, он привлекает их внимание какой-нибудь выходкой, и если это происходит часто, такое поведение закрепляется. Агрессия демонстративности зачастую является следствием того, что в детстве ребенок ощущал дефицит любви и внимания.

Агрессия мести.

Проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это – способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов». Такое поведение может быть следствием того, что ребенок растет в неблагополучной семье, где чувствует себя отверженным или он не нравится другим людям, в том числе детям, из-за своей необычности, «неудобности». Дети, склонные к агрессии мести, как правило, не верят в доброту, но при этом нуждаются в ней. Поэтому взрослый может попытаться найти «ключик» к такому ребенку, проявляя к нему внимание и заботу без всяких условий.

Агрессия страха.

Страхи заставляют ребенка или подростка «быть во всеоружии», т.е. быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер. Например, боясь насекомых. Человек раздавит паука, даже если тот совершенно безвреден. И агрессивная реакция ребенка нередко бывает чрезмерной и опережающей.

Агрессия тревоги.

Дети, как правило, не осознают, в чем источник их тревоги, они ощущают, что их «что-то гнетет», «что-то плохо», что-то «не так». Поэтому и агрессия направляет внутрь («на тревогу») и проявляется, например, в переедании, излишнем употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п., а также в пустой трате времени у телевизора, компьютера, игровых автоматов (попытка обмануть или заглушить тревогу).

Агрессия вины.

Чувство вины всегда вызывает душевное страдание, и человек, желая избавиться от него, либо старается искупить вину поступком, либо направляет агрессию на источник страданий (если нет сил, возможностей, желания что-то изменить).

Агрессия низкой самооценки.

Часто проявляется в виде повышенной обидчивости, ранимости. Агрессия низкой самооценки часто формируется в атмосфере излишней критичности, придирок, насмешек, издевок по отношению к ребенку.

Такие дети нуждаются в чутком и тактичном к себе отношении. Им не хватает веры в себя и силы духа, чтобы справиться со своими трудностями. Из-за своей уязвимости они часто становятся «белыми воронами».

Агрессия завышенной самооценки.

Дети с завышенной самооценкой высокомерны, уверены в своей значимости, избранности, «гениальности». При этом они убеждены в том, что их не ценят, не понимают, к ним несправедливо относятся. Такие дети могут быть чрезвычайно агрессивными, даже приходить в ярость в ситуации, когда их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того, они порой испытывают удовольствие, унижая тех, кто слабее [18].

Эта типология не исчерпывает всех видов детской агрессии. Но все же она позволяет родителям и учителям рассматривать агрессию не как злой умысел детей, а как наличие у них внутренних проблем, с которыми самостоятельно они не могут справиться. Такие дети нуждаются во внимании со стороны родителей и в профессиональной поддержке педагога и психолога. Конечно, оказать такую поддержку непросто, в основе одинаковых внешних проявлений могут лежать разные причины и их «расшифровка» требует как компетентности, так и эмпатии взрослых. По-видимому, решение проблемы лежит не в плоскости поиска «подходящих технологий борьбы с детской агрессии», а в плоскости расширения педагогического сознания, в частности, понимания того, что каждый ребенок «агрессивен по-своему». Необходимо всякий раз настраиваться на конкретного ребенка, используя и развивая свою способность к наблюдательности, сочувствию и пониманию.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  • физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица;
  • косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.);
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);
  • склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;
  • негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев [17, с. 151].

Из форм враждебных реакций отмечаются:

  • обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;
  • подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Итак, агрессивное поведение детей подросткового возраста имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, ребёнка подросткового возраста, юноши. При этом большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа агрессивного поведения детей подросткового возраста, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.

1.3 Особенности агрессии в подростковом возрасте

Подростковый возраст —  это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т.п.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 9 классах средней школы и охватывают возраст от 10-12 до 15-16 лет у девочек и от 12-14 до 17-18 лет у мальчиков, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным — стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым — стал самостоятельным и решительным и т.д.

В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.

В этот период не только происходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты (А.С. Макаренко).

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка – но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

Если говорить о более глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы и кризисе личности (Ю.М. Можгинский).

Не путать личностный кризис личностный с возрастным. Кризис личности проявляется в виде болезненного отношения к восприятию собственного «Я» окружающими людьми, одиночества и оторванности о мира, несоответствия своего «Я» неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью сомато-вегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально – психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.

Рассмотрим несколько более подробно особенности социальной среды, которая формирует агрессивное поведение подростков. Подростки черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения подростков зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи близости между родителями и подростком, характер взаимоотношении между братьями и сестрами, а также стиль семейного воспитания. Подростки из конфликтных, отчужденных или авторитарных семей сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Родители, применяющие крайне суровые наказания, жестко контролирующие занятия своих детей, создают условия для формирования у подростка агрессивности [6, с. 122].

Агрессивности подростки обучаются также при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством представителей своей возрастной группы. С другой стороны, эти агрессивные подростки, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной среде происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

И, наконец, подростки учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых средствами массовой информации (фильмы ужасов, боевики).

[6, с. 124].

Итак, говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. У подростков один из главных путей формирования агрессивности — наблюдение за чужой агрессией. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома, и которые сами становятся жертвами насилия склонны к агрессивному поведению. Еще один из источников развития агрессивности — средства массовой информации

2 ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

2.1 Организация и методы исследования

В соответствии с целью и задачами исследования была обследована На базе МОУ Гимназии № 25 г. Благовещенска было проведено исследование двух групп подростков: из полных и неполных семей (по 15 человек в каждой).

Цель исследования: проанализировать проявление агрессии подростков в полных и неполных семьях.

Гипотеза исследования: Агрессия у подростков из неполных семей будет выше, чем у подростков из полных семей.

Выбор методик для экспериментального исследования был обусловлен следующим:

  • задачами исследования;
  • надежностью, валидностью используемых методик;
  • учетом личных особенностей испытуемых.

Для изучения уровня агрессивности мною была использована комплексная психодиагностическая методика исследования личностных качеств тест Ильина Е.П., Ковалёва П.А. и опросник Басса-Дарки.

Опросник Басса-Дарки (Методика диагностики состояния агрессии).

Опросник разработан Бассом А. и Дарки А. в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.

Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, Басс А. и Дарки А. выделили следующие виды реакций:

  • физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
  • косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
  • раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
  • негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
  • обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
  • подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
  • вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
  • чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника авторами использовались следующие принципы:

  • вопрос может относиться только к одной форме агрессии;
  • вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить эффект социальной желательности ответов.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

Отмечается, что в ситуации экспертизы опросник не защищен от искажений, а достоверность результатов зависит от доверительности в отношениях испытуемого и психолога. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте целостного психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками.

Тест Ильина Е.П., Ковалёва П.А. (Методика «агрессивное поведение»).

Также была использована методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалёва. Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

Шкалы: склонность к вербальной агрессии: прямой и косвенной, склонность к физической агрессии: прямой и косвенной, уровень несдержанности.

Сумма баллов за прямую и косвенную физическую агрессию и прямую вербальную агрессию позволяет судить о несдержанности, если сумма 20 баллов и больше, или сдержанности (выдержке), если сумма 10 баллов и меньше.

Для обработки данных использовались методы описательной статистики.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Подросткам была предложена методика диагностики состояния агрессии (Опросник «Басса-Дарки»).

Таблица 1 — Показатели агрессивности у подростков из полных и неполных семей

Уровень

агрессивности

Подростки из полных семей (кол-во)

Подростки из неполных семей (кол-во)

Низкий

12

2

Средний

3

11

Высокий

0

2

Таблица 2 — Показатели враждебности у подростков из полных и неполных семей

Уровень

враждебности

Подростки из полных семей (кол-во)

Подростки из неполных семей (кол-во)

Низкий

6

2

Средний

8

5

Высокий

1

8

Как видим из таблицы 1, у большинства испытуемых из неполных семей показатели агрессивности превышают норму (от 21 до 28 баллов) — 11 человек (73 %).

А по таблице 2 видим, что уровень враждебности у половины испытуемых также превышает норму (от 8 до 12 баллов).

Повышенная агрессивность наблюдается у двух испытуемых (7 %).

Их показатели агрессивности выше 27 баллов. У двоих учеников (7 %) показатели агрессивности и враждебности находятся ниже нормы. Их показатели находятся на уровне 15 баллов. Наибольшее количество баллов у испытуемых наблюдается по шкалам «вербальная агрессия» и «негативизм». Это, вероятно, говорит о том, что ребята выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (вплоть до угроз).

Показатели негативизма свидетельствуют о том, что испытуемые выбирают манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Данные показатели значительно отличаются от результатов, полученных в ходе исследования группы подростков из семей с обоими родителями. Только у 3 испытуемых (20 %) из 15 показатели агрессивности незначительно превышают норму (от 21 до 24 баллов).

У пятерых испытуемых (33 %) отмечено превышение нормы по шкале «вербальная агрессия». У остальных испытуемых подростков показатели практически по всем шкалам находятся в норме.

Как видно из таблицы 1, то уровень враждебности у большинства детей из неполных семей ярко выражен. То есть эти подростки могут интенсивно и длительно испытывать неприязнь, при которой агрессивное отношение к кому-либо проявляется как активно и открыто, так и скрытым образом. У подростков из неполных семей часто появляется желание, побуждение причинить вред кому-либо, кто воспринимается как «враг». Возможно это связано с тем, что дети из неполных семей не видели доверительных партнёрских отношений и не умеют доверять, поэтому рассматривают окружающих как людей, которые могут нанести вред. Возможно для таких подростков в этом случае лучшая защита – это нападение.

И также у большинства подростков из неполных семей уровень агрессивности выше, чем у детей из полных семей (таблица 1).

Что говорит о том, что дети из неполных семей чаще способны злобно, целенаправленно причинять боль окружающим.

А так как многие исследования показывают, что у детей из неполных семей ниже самооценка, а следовательно можно предположить, что выше тревожность и неуверенность, что и может вызывать частые приступы агрессии, которая выражается в различных формах.

В ходе исследования учащихся г. Благовещенска в системе образования был установлен следующий факт: при работе с психологом агрессивные дети часто признаются, что чувствуют себя не нужными своим родителям, что родители, особенно отцы, их не любят и часто унижают.

Но необходимо отметить, что данные выводы, полученные в результате исследований, нельзя возводить в абсолют и применять ко всем детям из неполных семей. Прежде всего, нужно обращать внимание на специфику каждой семьи. Ведь вышеописанные особенности детей из неполных семей нередко присущи и детям из семей с обоими родителями. К примеру, в неполных семьях отсутствие отца может восполнять старший брат, а отсутствие матери — старшая сестра, тогда как в полной семье, зачастую, ребенок чувствует себя не нужным и обделенным в любви и ласке со стороны родителей.

Рисунок 1 — Средние значения шкал по тесту Баса-Дарки

Анализ данных, представленных на рисунке 1 показывает, что для подростков из первой группы характерна повышенная агрессия во всех областях, сочетающаяся с пониженным чувством вины.

Однако, в случае таких показателей как Негативизм, Раздражение, Вербальная и Косвенная агрессия разница между группами незначительна. Это говорит о том, что эти черты присущи подростковому возрасту вообще (о чем неоднократно упоминалось в литературе, посвященной психологии подросткового возраста).

То есть подростки относятся к человеку, людям, а иногда к жизни и миру в целом с негативным предубеждением. Склонны отказать или сделать всё в пику, сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям. Пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований.

Активный негативизм – человек делает всё наоборот, о чём бы его ни попросили.

Значительно выборки различаются по показателям Физической агрессии, Обиды, Подозрительности и Вины. Что говорит о том, что подростки проявляют отрицательно окрашенное чувства.

Переживание гнев к обидчику и жалость к себе. А также склонны отказывать людям в доверии, предполагают обман в действиях контрагентов.

Подозрительные люди социально порицаемы, поскольку обижают партнеров сомнениями в их честности.

Кроме того, подозрительность расценивают как психологическую проекцию.

Возможно, что, проявляя недоверие к другим людям, подозревающий переносит на них собственную склонность к обману.

Также для подтверждения результатов, выявленных с помощью методики Басса-Дарки была проведена методика Ильина и Ковалёва.

Рисунок 2 — Средние значения шкал по методике Ильина и Ковалёва

Как видно из диаграммы на рисунке 6 все четыре формы агрессии ярко выражены у детей из неполной семьи. Самые большие показатели это косвенная и прямая вербальная агрессии. То есть подростки свою агрессию направляют на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб, демонстративного крика, направленного на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»); агрессивных фантазий или в виде прямого оскорбления и вербальной формы унижения другого. Возможно, это происходит потому, что в неполных семьях нет разносторонней модели поведения. Ребёнок видит только то, что ему преподносит один родитель, и для ребёнка это поведение правильное. А в случае если родитель постоянно отмахивается от ребёнка, проявляет агрессию в адрес подростка, то и подросток может эту же агрессию проявлять в сторону окружающих.

Немного менее выражены, но всё равно выше чем у детей из полной семьи, показатели физической агрессии. Как прямой так и косвенной. То есть подростки свою агрессию направляют на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча чужих вещей (мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается, видя возмущение последнего, или подросток с силой бросает на пол чужую вещь, с удовлетворением наблюдая ужас её владельца).

Или подросток непосредственно нападает на другого и причиняет ему физическую боль и унижение. Эта агрессия может принимать две формы – символическую и реальную.

А подростки из второй группы, то есть дети из полных семей, имеют показатели агрессии разных форм находящиеся в пределах нормы. Из чего можно сделать вывод, что дети из полных семей не склонны к выражению своей агрессивности. Единственно выделившийся показатель это Прямая вербальная агрессия, то есть подростки могут себе позволить словесно оскорбить или унизить кого-либо. Но этот показатель не находится выше нормы, поэтому такое проявление агрессии подростки скорее выражают в редчайших случаях.

Рисунок 3 — Уровень несдержанности

Как видно из диаграммы уровень несдержанности у подростков из полной семьи значительно выше, чем у подростков второй группы. Что говорит о том, что у подростков, проживающих в неполных семьях отсутствует выдержка. Эти дети во многих трудных ситуациях склонны к срыву и проявлению различных форм агрессии. Возможно, именно воспитание в неполной семье сказывается на этом показателе. Так как даже если мать старается восполнить отсутствие отца, то начинает выполнять мужские функции, которые не свойственны для матерей. Тогда ребёнок теряет ещё и мать и видит, как мама применяет строгие стратегии воспитания. Поэтому в последующем ребёнок может проявить некую строгость, агрессию и несдержанность в адрес окружающих.

Таким образом, мы можем заключить, что подростки из первой группы, в отличие от их «обычных» сверстников характеризуются повышенным уровнем физической агрессии, легко применяют насилие. Данный факт можно объяснить многими причинами, среди которых и неблагополучие в семье, и особенности социального окружения, и незнание конструктивных способов реагирования на те или иные обстоятельства. Высокий уровень физической агрессии сочетается с ощущением своей «обиженности» и подозрительностью по отношению к окружающим, которые воспринимаются как враждебное окружение. Это можно связать с концепцией Эриксона о «чувстве базового доверия к миру», которое формируется у ребенка в течение первых месяцев жизни в результате позитивного эмоционального взаимодействия с родителями. В случае, если такого взаимодействия не было, ребенок подсознательно воспринимает окружающий мир и людей как угрозу и склонен предпринимать превентивные меры в виде агрессивных реакций, или ухода в себя.

Статистические исследования свидетельствуют: подростки из неполных семей более склонны к проявлению агрессивности во взаимоотношениях с другими людьми и противоправному поведению, нежели сверстники из полных семей. Однако следует указать, что семьи с одним из родителей не являются обязательным условием, формирующим данные отклонения в поведении. Неполные семьи может лишь определять некоторые факторы, способствующие этому. При благоприятных условиях дети из неполных семей могут быть более социально приспособленными и менее агрессивными, чем дети из неблагополучных полных семей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При любых обстоятельствах развода (кроме тех, когда он устраняет источник угрозы для ребенка) поведение ребенка изменяется, как оно меняется у всех людей, переживающих сильный психологический стресс — кто-то в таких ситуациях замыкается и уходит в себя, кто-то начинает вести себя непредсказуемо и агрессивно. Если взрослые расходятся по собственной воле, то дети практически всегда оказываются заложниками обстоятельств. За редким исключением, ни один ребенок не желает разрыва между своими родителями. Многими детьми развод переносится очень тяжело. Иногда даже его переживание сравнимо с переживанием смерти кого-то из родителей. Даже самый оправданный развод может стать для ребенка сильнейшим потрясением, вызвать неблагополучные последствия, проявления которых иногда продолжаются значительное время.

Первая эмоциональная реакция ребенка на развод родителей может включать в себя потрясение, страх, тревогу, неуверенность в будущем, гнев и раздражение, ощущение собственной вины за случившееся, необходимость приспосабливаться к отсутствию одного из родителей, огорчение и печаль, ревность и обиду. Однако последствия развода сказываются на ребенке довольно долго, проявляясь даже в первые годы его взрослой жизни.

В данной работе было проведено исследование агрессии у детей из неполных семей, в результате чего была подтверждена гипотеза исследования. У детей из неполных семей был выявлен более высокий уровень враждебности, чем у детей из полных семей; при чем разница в показателе индекса агрессии по группам в основном из-за физической агрессии. Однако, нами не было обнаружено статистически значимых различий по показателям агрессивных реакций и агрессивности в общении (конфликтности).

Полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего развития исследований личности, в частности для исследования агрессии человека, агрессии в подростковом возрасте, личностных особенностей детей после развода родителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Авдулова, Т.П. Агрессивный подросток: Книга для родителей («психолог родителям») / Т.П. Авдулова. – М.: Проспект, 2008. – 354 с.
  2. Алфимова, Н.В. Психогенетика агрессивности / Н.В. Алфимова // Вопросы психологии. — 2008. — № 6. — С.112-114.
  3. Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников / С.А. Бадмаев. – М.: Магистр, 1999. — 311 с.
  4. Бандура, А. Подростковая агрессия: учеб. пособие / А. Бандура. — М.: Приор, 2000. – 547 с.
  5. Барденштейн, Л.М. Патологическая агрессия подростков / Л.М. Барденштейн. – СПб.: Питер, 2005. – 260 с.
  6. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. — М.: Магистр, 2001. – 512 с.
  7. Бурлачук, Л. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Бурлачук, С. Морозов. – СПб.: Питер, 2003. – 528 с.
  8. Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие / Р. Бэрон. – СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
  9. Войшвилия, Е.К. Агрессивные дети / Е.К. Войшвилия // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 4. – С. 62-63.
  10. Воробьёва, К.А. Агрессия и насилие в подростковой среде / К.А. Воробьева. – М.: Школьная пресса, 2011. – 80 с.
  11. Гинтарас, Х. Семья глазами ребёнка / Х. Гинтарас. – СПб.: Питер, 2010. – 97 с.
  12. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин. — Ростов на Дону: РГПУ, 2006. – 157 с.
  13. Дягтярев, М.Г. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества / М.Г. Дегтярев. – М.: Проспект, 2005. – 390 с.
  14. Змановская, Е. Девиантология: учеб. пособие / Е. Змановская. — М.: Приор, 2004. – 640 с.
  15. Копейко, Я.Ю. Гендерные аспекты агрессивности / Я.Ю. Копейко // Психология XXI века: тезисы Международной межвузовской научно-практической студенческой конференции. – СПб., 2000. – С. 30-31.
  16. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2005. — 242 с.
  17. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. Распознавание, лечение, профилактика / Ю.Б. Можгинский. – СПб.: Питер, 2003. – 345 с.
  18. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский. – СПб: Питер, 1999. – 358 с.
  19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М.: Академия, 1999. – 690 с.
  20. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М.: Наука, 1997. – 358 с.
  21. Платонов, Н.М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонов. – СПб.: Питер, 2006. – 336 с.
  22. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. — № 5 – С. 3-18.
  23. Реан, А.А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А.А. Платонов // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. –1999. — № 3. – С. 6-7.
  24. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – М.: Гардарики, 2009. – 450 с.
  25. Румянцева, Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке / Т.Г. Румянцева. — М.: Высшая школа, 1991. — 320 с.
  26. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Прима, 1996. – 168 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика диагностики состояния агрессии

(Опросник «Басса-Дарки»)

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины

Назначение теста

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

При составлении опросника использовались следующие принципы:

— вопрос может относиться только к одной форме агрессии;

— вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Тестовый материал

Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

Я не всегда получаю то, что мне положено

Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

Мне кажется, что я не способен ударить человека

Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

Я часто бываю несогласен с людьми

Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

Я гораздо более раздражителен, чем кажется

Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

Меня немного огорчает моя судьба

Я думаю, что многие люди не любят меня

Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

Я не способен на грубые шутки

Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

Довольно многие люди завидуют мне

Я требую, чтобы люди уважали меня

Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»

Я никогда не бываю мрачен от злости

Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

Иногда мне кажется, что надо мной смеются

Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям

Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»

Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

Неудачи огорчают меня

Я дерусь не реже и не чаще чем другие

Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

Ключ к тесту

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68;

«нет» = 1, «да» = 0: 9, 17, 41.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

2. Косвенная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;

«нет» = 1, «да» = 0: 10, 26, 49.

3. Раздражение:

«да» = 1, «нет» = 0: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72;

«нет» = 1, «да» = 0: 11, 35, 69.

4. Негативизм:

«да» = 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 23, 36;

5. Обида:

«да»= 1, «нет» = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58.

«нет» = 1, «да» = 0: 44.

6. Подозрительность:

«да» = 1, «нет» = 0: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59;

«нет» = 1, «да» = 0: 65, 70.

7. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73;

«нет» = 1, «да» = 0: 39, 66, 74, 75.

8. Чувство вины:

«да» = 1, «нет» = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Враждебность = Обида + Подозрительность;

Агрессивность = Физическая агрессия + Раздражение + Вербальная агрессия.

Интерпретация результатов теста

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика «Агрессивное поведение»

(Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)

Шкалы: склонность к вербальной агрессии: прямой и косвенной, склонность к физической агрессии: прямой и косвенной, уровень несдержанности

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.

Инструкция к тесту

Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них.

Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».

ТЕСТ

Варианты ответов:

-Да.

-Нет.

1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.

5. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.

6. От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.

7. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

8. Если я разозлюсь, я могу ударить человека.

9. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Б

10. При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.

11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.

12. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.

13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

14. Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.

15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.

16. В детстве мне нравилось драться.

17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.

18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.

19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.

20. Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.

21. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.

22. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.

23. Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.

24. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.

25. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.

26. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.

27. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.

28. Я не способен ударить человека.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Б

29. Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.

30. Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.

31. Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.

32. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.

33. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.

34. После неприятностей на работе я часто скандалю дома.

35. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.

36. Я никогда не любил драться.

37. Я бываю грубоват с людьми, которые мне не нравятся.

38. Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.

39. Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.

40. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Склонность к прямой вербальной агрессии:

• Ответы «Да» на вопросы: 1,5,9,13,17,21,37.

• Ответы «Нет»: 25, 29, 33.

Склонность к косвенной вербальной агрессии:

• Ответы «Да» на вопросы: 2,6,10,14,18,30,34,38.

• Ответы «Нет»: 22, 26.

Склонность к косвенной физической агрессии:

• Ответы «Да» на вопросы: 7,11,15,27,35.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ Б

• Ответы «Нет»: 3,19,23,31,39.

Склонность к прямой физической агрессии:

• Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32.

• Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

Уровень несдержанности респондента = косвенная физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия.

Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Сводные таблицы данных

Таблица В.1 — Показатели агрессивного поведения у подростков из полных семей

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

1

3

6

4

7

4

5

6

5

2

2

5

6

7

5

4

3

4

3

3

5

6

5

6

3

6

4

4

5

7

4

6

4

5

5

6

5

8

5

5

5

4

4

6

3

6

6

5

5

4

5

5

7

5

7

4

5

7

6

4

3

4

3

8

6

3

5

7

2

3

7

1

9

2

5

2

6

2

2

5

1

10

5

4

2

5

3

3

5

3

11

6

5

4

3

4

5

5

5

12

4

6

6

5

4

5

6

1

13

6

4

7

7

4

2

5

3

14

6

8

5

7

7

4

4

4

15

4

7

2

7

7

3

3

3

Среднее значение

4,6

5,4

4,6

5,8

4,2

3,9

5,1

4,4

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ В

Таблица В.2 — Показатели агрессивного поведения у подростков из неполных семей

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

раздражение

негативизм

обида

подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

1

5

6

5

5

7

8

9

8

2

5

6

3

8

5

7

9

8

3

6

6

3

6

4

6

8

7

4

5

5

4

8

6

4

10

6

5

6

6

6

5

3

7

11

6

6

7

7

4

8

6

4

9

4

7

6

6

2

5

6

3

11

6

8

7

6

6

5

6

6

9

5

9

5

7

2

6

5

5

9

6

10

5

6

6

6

7

5

8

7

11

5

6

4

7

5

8

6

6

12

7

5

4

7

7

7

8

7

13

5

5

4

5

3

5

7

4

14

5

7

3

6

4

7

9

5

15

7

4

5

7

7

7

10

4

Среднее значение

5,7

5,9

4,1

6,2

5,4

5,9

6,9

4,2

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ В

Таблица В.3 — Первичные данные по методики Ильина и Ковалёва. Подростки из неполных семей

Прямая вербальная агрессия

Косвенная вербальная агрессия

Косвенная физическая агрессия

Прямая физическая агрессия

Показатель

несдержанности

1

9

9

9

7

25

2

9

7

8

5

22

3

9

9

7

10

26

4

10

6

8

8

26

5

7

7

8

8

23

6

6

9

7

9

22

7

9

9

9

10

28

8

9

8

9

7

25

9

7

9

6

7

20

10

9

9

4

8

21

11

7

10

9

5

21

12

10

9

4

7

21

13

7

9

9

8

24

14

8

6

7

4

19

15

9

5

8

6

23

Среднее значение

7,7

8,06

7,5

7,3

22,3

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ В

Таблица В.4 — Первичные данные по методики Ильина и Ковалёва. Подростки из полных семей

Прямая вербальная агрессия

Косвенная вербальная агрессия

Косвенная физическая агрессия

Прямая физическая агрессия

Показатель

несдержанности

1

7

8

7

7

21

2

7

7

8

4

19

3

7

8

6

7

20

4

7

7

7

7

21

5

6

4

5

3

14

6

6

3

5

7

18

7

7

6

8

9

24

8

7

6

3

4

14

9

7

6

3

6

16

10

7

6

5

5

17

11

5

4

3

8

16

12

7

6

8

7

22

13

7

6

3

5

15

14

7

6

3

7

17

15

7

6

5

4

16

Среднее значение

6,7

5,9

5,3

6

18