Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «психологии»
УТВЕРЖДАЮ: Зав. кафедрой Нагаев В.В.
____________________«_____»___________2008 г.
ДИСЦИПЛИНЫ – ПАТОПСИХОЛОГИЯ
Для специальности 040101 «социальная работа»
(шифр и название специальности по ГОС)
Курс: V
Семестр: IX
(ОЗО)
ВСЕГО часов (по учебному плану) 104 час. 104 час.
Лекции: 34час. 12 час.
Практические занятия: 18час. 4 час.
Лабораторные занятия: 0 час. 0 час.
Самостоятельная работа 52час. 88 час.
Форма итогового контроля зачет
Сыктывкар, 2008
Составлена
в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания
и уровню подготовки выпускника по специальности «социальная работа»
ОДОБРЕНА УМК
Протокол №_________от «____»________________2008 г.
Председатель УМК Хотемова Л.В.
(ф.и.о.)
Автор – Жолковская Л.А.
(ф. и. о.)
Рецензент: ______________________________________________________________
(ф.и.о., звание, должность)
Пояснительная записка
Существует определенный процент людей, нуждающихся в специальной помощи для того, чтобы суметь полностью развернуть все свои способности и реализовать свой потенциал, суметь справиться с различными трудностями, вызванными имеющимся у них дефектом, нарушением или аномалией. Таким людям призваны помочь не только врачи, но и психологи, социологи, педагоги, социальные работники.
Исследования в области клинической патопсихологии имеют большое значение для многих общетеоретических вопросов психологии: роль личностного компонента в структуре познавательной деятельности, вопрос о соотношении биологического и психического в развитии человека, проблема соотношения распада и развития психики. Глубокое изучение этой дисциплины дает лучшее понимание закономерностей развития психики в норме.
Патопсихология – раздел современной клинической психологии. Она в известной мере – междисциплинарная, граничащая с медициной, социологией. Литературы по патопсихологии сравнительно немного.
Специальность 030401.65 — Клиническая психология
... активное изучение данной темы в русле психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. В первой главе работы рассматриваются различные подходы к определению агрессии, ... враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей ...
В основе читаемого курса лежат фундаментальные в этой области труды Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн. Ознакомление студентов с нарушениями восприятия, памяти мышления при разнообразных психических расстройствах опирается на исследования Б.В. Зейгарник, ставшие классическими. При разработке лекций использовалось понятие патопсихологического синдрома, предложенное В.М. Блейхером и И.В. Круком в работе «Патопсихологическая диагностика». Изложение современных представлений о патопсихологических феноменах в психической деятельности человека опирается на учебник по клинической психологии под редакцией Б.Д. Карвасарского, учебник М. Перре и У. Бауманна.
Каждый патопсихологический синдром рассматривается вначале феноменологически: приводится детальное патопсихологическое описание феномена с привлечением клинического материала, что вносит яркость и живость в изложение. Затем рассматривается структура синдрома с выделением взаимосвязанных компонентов – когнитивных, эмоциональных, поведенческих Раскрывается не только внутренняя психологическая составляющая синдрома в виде особенностей восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоций, но и внешняя сторона: особенности поведения, речи, мимики, внешнего вида больного, характерные выразительные движения.
Содержание дисциплины тесно связано с общей психологией При изложении патологии психических процессов: ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, эмоций вначале очень кратко рассматриваются основные представления о структуре, функциях, свойствах этих процессов в норме.
Цель курса ― сформировать представление о психологических особенностях нарушений познавательных процессов и личности в целом при психических заболеваниях.
Задачами курса для студентов являются:
- сформировать гуманное отношение к психически аномальным людям;
- ознакомиться с принципами построения патопсихологического исследования;
- сформировать представление о современном подходе к определению психической нормы и патологии;
- усвоить требования к характеру общения с психически аномальными людьми;
- усвоить понятия, необходимые для профессионального общения со специалистами-смежниками: психиатрами, психологами.
Курс рассчитан на 34 (ОЗО – 12) лекционных час., 18 (ОЗО — 4) час. практических занятий, 52 (ОЗО – 88) час. самостоятельной работы.
Форма контроля ― зачет. Зачет проводится в письменной форме. Каждый студент должен тезисно ответить на 2 вопроса по выбору преподавателя (в первую очередь по пропущенным темам).
К зачету допускаются студенты, посетившие 75% часов лекций и практических занятий, имеющие 2 и более содержательных ответа на семинарах и предоставившие результаты самостоятельной работы (словарь терминов, таблицы).
Учебно-тематический план курса «патопсихология»
№ |
Тема |
Количество часов по учебному плану |
||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) |
Аудиторная нагрузка |
Самостоятельная работа |
||||||
Всего |
В том числе |
|||||||
Лекции |
Семинар |
Практич. работа |
Лаборатор. работа |
|||||
1 |
Предмет и задачи патопсихологии. История развития отечественной патопсихологии. |
6 |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
2 |
Понятия психической нормы и психической патологии. Этиология психических нарушений. |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
3 |
Общая характеристика основных психических заболеваний. Психодиагностические методики патопсихологии. |
6 |
6 |
2 |
|
4 |
|
|
4 |
Деонтология в работе с психически больными людьми. Принципы построения патопсихологического исследования. |
10 |
4 |
2 |
2 |
|
|
6 |
5 |
Нарушения сознания. |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
6 |
Нарушения ощущений и восприятия. |
10 |
4 |
2 |
2 |
|
|
6 |
7 |
Нарушения памяти и внимания. |
10 |
4 |
2 |
2 |
|
|
6 |
8 |
Нарушения мышления. |
14 |
6 |
4 |
2 |
|
|
8 |
9 |
Нарушения речи. |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
|
10 |
Нарушения эмоций. |
10 |
4 |
2 |
2 |
|
|
6 |
11 |
Нарушения личности. |
18 | 10 |
6 |
4 |
|
|
8 |
12 |
Патопсихологические симптомокомплексы |
14 |
6 |
6 |
|
|
|
8 |
Итого |
104 | 52 | 34 | 14 |
4 |
|
52 |
Учебно-тематический план курса «патопсихология» для озо
№ |
Тема |
Количество часов по учебному плану |
||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) |
Аудиторная нагрузка |
Самостоятельная работа |
||||||
Всего |
В том числе |
|||||||
Лекции |
Семинар |
Практич. работа |
Лаборатор. работа |
|||||
1 |
Предмет и задачи патопсихологии. История развития отечественной патопсихологии. |
3 |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
2 |
Понятия психической нормы и психической патологии. Этиология психических нарушений. |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|
3 |
Общая характеристика основных психических заболеваний. Психодиагностические методики патопсихологии. |
5 |
5 |
1 |
|
4 |
|
|
4 |
Деонтология в работе с психически больными людьми. Принципы построения патопсихологического исследования. |
3 |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
5 |
Нарушения сознания. |
8,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
8 |
6 |
Нарушения ощущений и восприятия. |
10,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
10 |
7 |
Нарушения памяти и внимания. |
9 |
1 |
1 |
|
|
|
8 |
8 |
Нарушения мышления. |
15 |
1 |
1 |
|
|
|
14 |
9 |
Нарушения речи. |
6,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
6 |
10 |
Нарушения эмоций. |
10,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
10 |
11 |
Нарушения личности. |
16 | 2 | 2 |
|
|
|
14 |
12 |
Патопсихологические симптомокомплексы |
16 |
2 |
2 |
|
|
|
14 |
Итого |
104 | 16 | 12 |
4 |
|
88 |
Содержание учебной дисциплины «патопсихология»
Тема 1. Предмет и задачи патопсихологии. История развития отечественной
патопсихологии.
Студент должен знать: прикладные задачи патопсихологии, вклад различных ученых в становление и развитие патопсихологии.
Студент должен уметь: доказать, что патопсихология является психологической дисциплиной.
Содержание темы: патопсихология, как психологическая дисциплина, как раздел медицинской психологии. Прикладное значение патопсихологии: анализ структуры дефекта, помощь при дифференциальной диагностике, психиатрическая экспертиза и др. Развитие отечественной патопсихологии в конце XIX в, — клиники В. М.. Бехтерева, С.С. Корсакова, Н.А.. Сикорского и др. XX в. —К.И. Поварнин, А.Ф. Лазурский, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, С.Я. Рубинштейн и др.
Рекомендуемая литература по теме:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2003.
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
Самостоятельная работа: начать составление словаря терминов к изучаемой дисциплине.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
Тема 2. Понятия психической нормы и психической патологии.
Этиология психических нарушений.
Студент должен знать:современное представление психической нормы и патологии и различные подходы к определению этих понятий.
Содержание темы: Различные подходы к определению нормы и патологии: определение Павлова И.П., Кеннона, А. Маслоу. М.С. Роговин о научных критериях психической патологии.
Этиология психических нарушений: травмы, интоксикация, инфекции, наследственность, гормональные нарушения, факторы внешней среды и др.
Рекомендуемая литература по теме:
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
- Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
- Роговин М.С. Научные критерии психической патологии. Ярославль: Ярославский государственный университет, 1981.
Тема 3. Общая характеристика основных психических заболеваний.
Психодиагностические методики патопсихологии.
Студент должен знать: психопатологическую симптоматику часто встречающихся психических заболеваний.
Студент должен уметь: различать по описанию симптоиатики психические заболевания.
Содержание темы: Деление психиатрии на большую и малую. Психопатология шизофрении, эпилепсии, олигофрении, неврозов, психопатий, реактивных состояний: этиология, клиника, особенности мышления, памяти, восприятия, речи, эмоциональноволевой сферы, личности.
Рекомендуемая литература по теме:
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
Тема 4. Деонтология в работе с психически больными людьми
Принципы построения патопсихологического исследования.
Студент должен знать: этические правила и юридические нормы при работе с психически больными людьми.
Студент должен уметь: соотносить этические правила при работе с психически больными с нормами законодательства РФ.
Содержание темы: Этические аспекты работы патопсихолога, социального работника в клинике. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Требования к характеру общения с психически больными людьми. Принципы построения патопсихологического исследования.
Рекомендуемая литература по теме:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. М., МГУ, 1987 (электронный вариант в методкабинете фак-та).
Самостоятельная работа: изучить Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Подготовить выступление к семинарскому занятию.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
- Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». М., 1992 (электронный вариант в методкабинете фак-та).
Тема 5. Нарушения сознания.
Студент должен знать: критерии и формы помраченного сознания в психиатрии.
Студент должен уметь: различать подходы к определению сознания в психологии и в психиатрии.
Содержание темы: сознание в узком и широком значении. Понятие сознания в психиатрии, философии, психологии. Критерии помраченного сознания по К. Ясперсу:
- дезориентировка в месте, ситуации, времени;
- разные степени бессвязности мышления;
- отсутствие отчетливого восприятия окружающего;
- затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.
Формы нарушения сознания в психиатрии: оглушенное состояние сознания, делириозное помрачение сознания, онейроидное состояние сознания, сумеречное, псевдодеменция, деперсонализация.
Рекомендуемая литература по теме:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
Тема 6. Нарушения ощущений и восприятия.
Студент должен знать: классификацию нарушений ощущений и восприятия.
Студент должен уметь: приводить примеры нозологий, при которых эти нарушения встречаются.
Содержание темы: ощущения – субъективные образы объективного мира. Количественные изменения ощущений – анестезии, гипестезии, гиперестезии. Качественные изменения ощущений: парестезии, синестопатии. Заболевания, при которых встречаются эти нарушения.
Восприятие, как непосредственная чувственная ориентировка в окружающем мире. Агнозии – затрудненность узнавания предметов, звуков. Виды агнозий: зрительные, тактильные, слуховые. Зрительные агнозии: предметная, цветовая, пространственная. Иллюзии: физические, физиологические психические. Галлюцинации. Псевдогаллюцинации. Психосенсорные расстройства: метаморфопсии, соматопсихические, деперсонализация, дереализация. Нарушение мотивационного компонента восприятия.
Рекомендуемая литература по теме:
- Астапов В.М., Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.– М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
Самостоятельная работа: законспектировать литературу для подготовки для выступления на семинарском занятии. Составить таблицу, отражающую связь нарушений ощущений и восприятия с конкретными психическими заболеваниями.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
- Астапов В.М., Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии.– М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
Тема 7. Нарушения памяти и внимания
Студент должен знать: классификации нарушений памяти, внимания.
Студент должен уметь: приводить примеры заболеваний, для которых характерны эти нарушения.
Содержание темы: Нарушения памяти: нарушение непосредственной памяти, нарушение динамики мнестической деятельности, нарушение опосредованной памяти, нарушение мотивационного компонента памяти (на примере «эффекта Зейгарник»).
Нарушения внимания: истощаемость, нарушение концентрации, отвлекаемость, инертность.
Психические заболевания, сопровождающиеся нарушениями памяти и внимания.
Рекомендуемая литература по теме:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
Самостоятельная работа: законспектировать литературу и подготовить выступление к семинарскому занятию; составить таблицу нарушений памяти.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
Тема 8. Нарушения мышления.
Студент должен знать: классификацию нарушений мышления по Б.В. Зейгарник.
Студент должен уметь: охарактеризовать различные виды нарушений мышления и проиллюстрировать их примерами.
Содержание темы: патопсихологическая классификация нарушений мышления: нарушение операциональной стороны мышления (снижение уровня обобщения, искажение процесса обобщения); нарушение личностного компонента мышления (разноплановость мышления, резонерство); нарушение динамики мыслительной деятельности (инертность, лабильность); нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности (по Б.В. Зейгарник).
Клиническая классификация нарушений мышления: нарушения смыслового содержания и образования понятий; нарушения темпа течения ассоциаций; нарушения связности ассоциаций; нарушения адекватности содержания ассоциаций реальности (по Н.Е. Бачерикову).
Клинико-психологическая классификация: формально-логические расстройства; продуктивные расстройства (по М. Перре, У. Бауманн).
Рекомендуемая литература по теме:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
- Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
Самостоятельная работа: подготовить конспект и выступение на семинарском занятии; подобрать яркие примеры, иллюстрирующие различные виды нарушения мышления.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
Тема 9. Нарушения речи
Студент должен знать: основные виды нарушений речи.
Студент должен уметь: охарактеризовать каждый вид нарушения речи; рекомендовать консультацию специалиста (логопед, невропатолог и др.).
Содержание темы: речь – основное средство человеческого общения. Язык – система условных сигналов, имеющих для людей определенное значение. Виды речи: устная и письменная, экспрессивная и импрессивная. Расстройства устной речи: дисфония, дис-, рино-, бради- и тахилалия, заикание, дизартрия, алалия, афазия. Нарушения письменной речи: дислексия и дисграфия. Психические заболевания и характерные для них расстройства речи.
Рекомендуемая литература по теме:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
- Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
Тема 10. Нарушения эмоций.
Студент должен знать: классификацию нарушений эмоций.
Студент должен уметь: различать и соотносить нарушения эмоций с определенными психическими заболеваниями.
Содержание темы: Роль эмоций в целостной психической деятельности человека. Классификация нарушений эмоций: гипо-, гипер-, паратимия, нарушения динамики эмоций. Психические заболевания и характерные для них нарушения эмоций.
Рекомендуемая литература по теме:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
- Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
Самостоятельная работа: подготовить конспект выступления на семинаре; составить таблицу, отражающую виды нарушения эмоций при различных психических заболеваниях.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
Тема 11. Нарушения личности,
Студент должен знать: классификацию расстройств личности; патопсихологические исследования нарушений личности (по Б.В. Зейгарник).
Студент должен уметь: различать основные расстройства личности.
Содержание темы: Основные свойства личности: конформность, негативизм, агрессивность, тревожность, локус контроля, уровень притязаний, самооценка. Основные подсистемы личности: характер, направленность, способности. Типы личности: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный. Расстройства личности: параноидное, шизоидное, диссоциальное, эмоционально неустойчивое, истерическое, ананкастное, тревожное, зависимое.
Рекомендуемая литература по теме:
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
- Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
Самостоятельная работа: подготовить конспект выступления на семинарском занятии.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2000.
Тема 12. Патопсихологические симптомокомплексы
Студент должен знать: содержание патопсихологических синдромов.
Студент должен уметь: уметь различать патопсихологические синдромы.
Содержание темы: патопсихологический симптомокомплекс психотической дезорганизации; шизофренический синдром; олигофренический синдром; экзогенно-органи-ческий синдром; эндогенно-органический синдром; личностно-аномальный синдром; психогенно-психотический синдром; психогенно-невротический синдром.
Рекомендуемая литература по теме:
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2000.
Самостоятельная работа: составить таблицу симптомов , характерных для каждого патопсихологического комплекса.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
Семинарские и практические занятия
Тема 1. Психодиагностические методики патопсихологии (4 ч.).
Цель: сформировать представление о психодиагностическом инструментарии патопсихолога, наглядно продемонстрировать принципы построения патопсихологических методик.
Занятие проходит в виде демонстрации фрагментов исследования. Студенты (по желанию) являются испытуемыми. Внимание фиксируется на особенностях работы психически здоровых людей и приводятся примеры ошибочных действий, высказываний психически больных людей.
Методики для ознакомления.
- Классификация предметов.
- Исключение предмета.
- Кубики Кооса.
- Куб Линка.
- Установление последовательности событий.
- Опосредованное запоминание (по Леонтьеву А.Н.).
- Простые аналогии.
- Сложные аналогии.
Литература:
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. М., 1970.
Тема 2. Деонтология в работе с психически больными людьми (2 ч.).
- Медицинская деонтология: понятие, принципы.
- Требования к общению с психически больными людьми.
- Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Литература:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. М., МГУ, 1987 (электронный вариант в методкабинете фак-та).
- Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». М., 1992 (электронный вариант в методкабинете фак-та).
Тема 3. Нарушения ощущений и восприятия (2 ч.).
- Нарушения ощущений.
- Агнозии.
- Иллюзии, галлюцинации, псевдогаллюцинации.
- Психосенсорные расстройства.
- Нарушения мотивационного компонента восприятия.
Литература:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
Тема 4. Нарушения памяти и внимания (2 ч.)
- Нарушение непосредственной памяти.
- Нарушение опосредованного запоминания.
- Нарушение динамики мнестической деятельности.
- Нарушение мотивационного компонента памяти.
- Нарушения внимания.
- Обсуждение таблицы «нарушения памяти», составленной в ходе самостоятельной работы.
Литература:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2000.
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
Тема 5. Нарушения мышления (2 ч.).
- Нарушение операциональной стороны мышления.
- Нарушение личностного компонентв мышления.
- Нарушение динамики мыслительной деятельности.
- Обсуждение таблицы «нарушения мышления», составленной в ходе самостоятельной работы.
Литература:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2000.
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
Тема 6. Нарушения эмоциональной сферы (2 ч.).
- Аффект: определение понятия, стадии развития.
- Гипотимия и ее проявления (депрессия, дисфория, дистимия).
- Гипертимия и ее проявления (эйфория, мория, экстаз, экзальтация, мания и гипомания).
- Нарушения динамики эмоций: эмоциональная лабильность, эмоциональная слабость, эмоциональная ригидность, эмоциональная возбудимость, эксплозивность, эмоциональная монотонность, эмоциональный паралич, апатия, эмоциональная тупость.
Литература:
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
- Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
- Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
Тема 7. Нарушения личности (4 ч.).
- Нарушение структуры иерархии мотивов.
- Формирование патологических потребностей и мотивов.
- Нарушение смыслообразования.
- Нарушение саморегуояции и опосредования.
- Нарушение критичности и спонтанности поведения.
- Нарушение формипования характелогических особенностей личности.
Литература:
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологиии аномального развития личности. М., 1980.
- Братусь Б.С. Психологический анализ изменения личности при алкоголизме. М., 1974.
Вопросы к зачету
- Предмет и прикладные задачи патопсихологии.
- Этиология психических заболеваний.
- Понятие нормы и психической патологии.
- История развития патопсихологии.
- Этические аспекты работы с психически больными людьми.
- Принципы построения патопсихологического эксперимента.
- Болезни, изучаемые большой психиатрией (патопсихологические особенности).
- Болезни, изучаемые малой психиатрией (патопсихологические особенности).
- Нарушения сознания.
- Нарушения ощущений.
- Нарушения восприятия.
- Нарушения мышления.
- Нарушения памяти.
- Нарушения эмоций.
- Нарушения личности.
- Патопсихологические синдромы.
Литература Основная:
- Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». М., 1992 (электронный вариант в методкабинете фак-та).
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., Академия, 1999.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. М.: Издат-й центр «Академия», 2000.
- Основы медицинской психологии и патопсихологии: Учебное пособие / Авторы-составители В.В. Нагаев, Л.А. Жолковская. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т. 1999.
- Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. М., МГУ, 1987 (электронный вариант в методкабинете фак-та).
Дополнительная:
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./Под ред. К.С. Лебединской. М., 1987.
- Блейхер В.М. Клиническая патопсихология, Ташкент, 1976.
- Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н., Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах М., 1983. Т.5.
- Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. Ростов-на-Дону, 1998.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
- Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
- Клиническая психиатрия / Под ред. Н.Е. Бачерикова.– Киев: Здоровье, 1989.
- Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасаркого. СПб% Питер, 2002.
- Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна.– СПб.: Питер, 2002.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия». 2003.
- Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. – М.: АСТ; СПб.; Сова, 2006.
- Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. М.: Издательство «Институт практической психологии». 1996.
- Роговин М.С. Научные критерии психической патологии. Ярославль: Ярославский государственный университет, 1981.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. М., 2001.