Рабочая программа 21

13

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УТВЕРЖДАЮ:

Председатель УМСУ

Сумина Г.Н.

___________________

«___» ________20__ г.

по дисциплине: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки

050100.62 «Педагогическое образование»

Комсомольск-на-Амуре, 2013 г.

РАЗРАБОТАНО

Доцент кафедры психологии образования С.В. Яремчук

СОГЛАСОВАНО

Учебно-методическое управление

Начальник _____________ В.Е. Бутрим

Начальник учебного отдела

дневного отделения _____________ Е.А. Колотыгина

Заведующий кафедрой _____________ В.А. Шмакова

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии образования протокол № от « » 2013г.

Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и учебного плана ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»

5 стр., 2221 слов

Реферат по психологии. Возрастные особенности формирования учебной деятельности

... из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и ... например ликвидации безграмотности, в эту ступень образования включаются взрослые). Кроме того, следует учитывать ... (21), П.Я.Гальперин (6), разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие ...

Пояснительная записка

Цель изучения дисциплины: формирование профессионального самосознания учителя, освоение теоретических основпроцесса обучения, воспитания и деятельности учителя в целостном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

  • формирование у студентов умений психологического анализа, оценки и проектирования эффектив­ных педагогических технологий.
  • формирование профессионально-педагогического сознания будущих специалистов.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла учебного плана направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование». Для изучения данной дисциплины необходимы знания, полученные студентами в курсах «Психологии самопознания и саморазвития», «Возрастной психологии», «Психолого-педагогической диагностики» и «Психологии социального взаимодействия».

Результаты освоения дисциплины.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

ОПК-1 — осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

ОПК-2 — способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,

ОПК-4 — способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности,

ПК-2 — готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на определенной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знатьосновные концепции образовательного и воспитательного процесса; приемы активизации учебной и познавательной деятельности учащихся; возможности индивидуализации обучения; методологические основы психологии воспитания; специфику осуществления педагогической деятельности;

уметьосуществлять анализ педагогической деятельности и общения; планировать программы формирования действий и понятий; организовывать психологическое исследование в области образования и воспитания;

— приобрести навыкипсихологического анализа урока, разработки уроков в соответствии с разными теоретическими моделями обучения; навыки анализа учебных материалов разных образовательных программ; разработки обучающих программ; диагностики особенностей семейного воспитания, особенностей педагогической деятельности и личности педагога.

1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часа.

Вид учебной

работы

Всего часов

Семестр

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

1

1

2

Общая трудоемкость

дисциплины по учебному плану

144

144

144

72

72

Аудиторные занятия

54

10

54

8

2

Лекции

18

4

18

4

Семинары (с)

Практические

36

6

36

4

2

Лабораторные

Контрольные работы

Самостоятельная работа

54

125

54

64

61

Курсовая работа (проект)

Вид итогового контроля

Экзамен,36

Экзамен,

9

Экзамен, 36

Экзамен, 9

2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине

Кол-во часов

Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание

Очная форма обучения

18

Лекции

2

Раздел 1. Предмет, проблемы и задачи педагогической психологии

1

1.1. Предмет и основные категории педагогической психологии. Учение, обучение, воспитание и развитие: соотношение категорий педагогической психологии. Образовательная среда.

1

1.2. Основные проблемы и задачи педагогической психологии. Психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса как основная задача педагогической психологии. Актуальные проблемы психологического обеспечения образования: формирование психологической культуры субъектов педагогического процесса, обеспечение психологической безопасности образовательной среды, психологическое обоснование педагогических технологий, психологическая оценка дидактических средств и систем.

4

Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога

2

2.1. Психология педагогической деятельности и педагогического общения. Компоненты педагогической деятельности. Педагогические способности: модели педагогических способностей. Индивидуальный стиль деятельности педагога по Н.А.Аминову: ориентация на развитие и ориентация на результат. Стили педагогического общения. Психология педагогического воздействия. Виды педагогических воздействий и их эффективность. Психологические проблемы отметки и оценки.

2

2.2. Проблемы личностного развития учителя в процессе профессиональной деятельности. Развитие личности педагога в процессе профессионализации. Профессиональные деформации личности педагога. Особенности педагогической деятельности, обуславливающие ее напряженность. Эмоциональное сгорание, факторы его возникновения и стратегии преодоления.

6

Раздел 3. Психология воспитания

2

3.1. Методологические проблемы психологии воспитания в зарубежной психологии.Направления философии воспитания относительно осмысления целей, лежащих в основе воспитательных систем, и методов их достижения. Сциентистско-технократическое направление философии воспитания (Б.Скиннер).

Когнитивное развитие как основа формирования морального сознания (Ж.Пиаже, Л.Кольберг).

Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс).

2

3.2. Постановка цели и задач воспитания в отечественной психологии.Направления воспитания в трудах Л.С.Выготского: нравственное и эстетическое воспитание, воспитание чувств. Обесценивание идеи развития личности в советской психологии. Проблема понимания развития личности на современном этапе становления педагогической психологии. Современные воспитательные концепции личностной ориентации.

2

3.3. Психологические механизмы формирования личности в разных социальных институтах.Проблема десубъективации и дегуманизации личности в коллективе. Психолого-педагогические факторы воспитания детей в семье. Стили и стратегии воспитания. Практики семейного воспитания детей.

6

Раздел 4. Психология обучения

2

4.1. Основные категории психологии обучения. Теория учебной деятельности. Понятия обучения, учения, научения и учебной деятельности. Виды и механизмы научения.Структура учебной деятельности. Место и значение учебной деятельности в онтогенезе. Мотивация учебной деятельности. Генезис познавательной активности и учебной мотивации в онтогенезе. Активизация учебной и познавательной деятельности.

2

4.2. Современные модели и концепции обучения. Концепция развивающего обучения.Соотношение обучения и развития. Принципы развивающего обучения В.В.Давыдова и Л.В.Занкова. Проблема содержательного обобщения в обучении. Проблема цели развития в обучении. Принцип дифференциации и интеграции в развитии. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения. Психологические теории формирования понятий.

2

4.3. Развивающие модели обучения: программированное, проблемное и личностно-ориентированное обучение.Основные категории проблемного обучения: проблема, задача, проблемная ситуация. Варианты организации проблемного обучения, реализация принципа состязательности. Теоретические основы и организация программированного обучения. Эффективность использования и место компьютера в учебном процессе. Метод проектов как инновационная технология образования. Личностно-ориентированное обучение. Человекоцентрированный подход к образованию К.Роджерса. Учет потребностей личности в процессе разработки содержания и форм обучения. Требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса.

36

Практические занятия /семинары

6

Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога

2

Педагогические способности. Личностные особенности, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности. Изучение способностей студентов к педагогической деятельности, используя отобранные средства диагностики (по 2-3 методикам), обработка, заключение.

2

Эмоциональное выгорание, стратегии его преодоления и профилактики. Обследование педагога с помощью опросника МВI (К. Маслач и С. Джексон) и методики диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко), обработка, заключение. Рекомендации для педагога, направленные на профилактику эмоционального выгорания. (до занятия — конспект статьи: Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994.- №6. – С. 57-64.)

2

Коллоквиум по разделу 2

12

Раздел 3. Психология воспитания

6

Стили и стратегии семейного воспитания. Методики диагностики. Обследование родителей ребенка по методике АСВ, тесту-опроснику Варга-Столина, методике PARI, методике «Портрет моего ребенка» А.С.Спиваковской (до занятия).

Обработка результатов, написание заключения и рекомендации.

4

Стили и стратегии семейного воспитания как фактор развития личности. Просмотр кинофильма «Пенелопа». Анализ стратегий, средств и факторов семейного воспитания, их влияния на развитие личности.

2

Коллоквиум по разделу 3

16

Раздел 4. Психология обучения

4

Реализация личностно-ориентированного подхода в образовании. Просмотр кинофильма «Нас приняли». Анализ реализации личностно-ориентированного подхода в зарубежном образовании.

2

Развивающее обучение.Теория поэтапного формирования умственных действий.На основе теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина разработка программ формирования у учащихся конкретных действий (до занятия).

Защита разработанных программ.

8

Развивающее обучение.Разработка уроков по предмету в соответствии с различными моделями обучения и их апробация на группе. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию учащихся или воспитанников (до занятия).

Отработка игр в группе.

2

Коллоквиум по разделу 4

2

Итоговая контрольная работа по всему объему дисциплины

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены

Заочная форма обучения

4

Лекции

1

Раздел 1. Предмет, проблемы и задачи педагогической психологии

1

Предмет и основные категории педагогической психологии.Учение, обучение, воспитание и развитие: соотношение категорий педагогической психологии. Основные проблемы и задачи педагогической психологии.

1

Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога

1

Психология педагогической деятельности и педагогического общения. Компоненты педагогической деятельности. Педагогические способности: модели педагогических способностей. Психология педагогического воздействия. Виды педагогических воздействий и их эффективность. Психологические проблемы отметки и оценки. Проблемы личностного развития учителя в процессе профессиональной деятельности.

1

Раздел 3. Психология воспитания

1

Методологические проблемы психологии воспитания в зарубежной психологии.Направления философии воспитания относительно осмысления целей, лежащих в основе воспитательных систем, и методов их достижения. Сциентистско-технократическое направление философии воспитания (Б.Скиннер).

Когнитивное развитие как основа формирования морального сознания (Ж.Пиаже, Л.Кольберг).

Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс).

1

Раздел 4. Психология обучения

1

Основные категории психологии обучения. Понятия обучения, учения, научения и учебной деятельности. Соотношение обучения и развития. Принципы развивающего обучения В.В.Давыдова и Л.В.Занкова. Развивающие модели обучения: программированное, проблемное и личностно-ориентированное обучение.

6

Практические занятия /семинары

2

Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога

2

Эмоциональное выгорание, стратегии его преодоления и профилактики. Обследование педагога с помощью опросника МВI (К. Маслач и С. Джексон) и методики диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко), обработка, заключение. Рекомендации для педагога, направленные на профилактику эмоционального выгорания. (до занятия — конспект статьи: Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994.- №6. – С. 57-64.)

2

Раздел 3. Психология воспитания

2

Стили и стратегии семейного воспитания. Методики диагностики. Обследование родителей ребенка по методике АСВ, тесту-опроснику Варга-Столина, методике PARI, методике «Портрет моего ребенка» А.С.Спиваковской (до занятия).

Обработка результатов, написание заключения и рекомендации.

2

Раздел 4. Психология обучения

2

Развивающее обучение.Разработка уроков по предмету в соответствии с различными моделями обучения и их апробация на группе. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию учащихся или воспитанников (до занятия).

Отработка игр в группе.

Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены

3. Самостоятельная работа

Кол-во часов

Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

10

55

Работа с литературой для обязательного конспектирования

10

20

Разработка занятий, подбор развивающих игр и упражнений

10

20

Подготовка диагностических материалов. Осуществление обследования педагогов и родителей.

6

Подготовка к коллоквиуму по разделу 2.

6

Подготовка к коллоквиуму по разделу 3.

6

Подготовка к коллоквиуму по разделу 4.

6

30

Подготовка к итоговой контрольной работе

4. Курсовой проект (курсовая работа)

Курсовая работа по дисциплине учебным планом не предусмотрена.

5. Образовательные технологии

Семестр

Вид занятия

Используемые образовательные технологии

4

Л

Информационная лекция; проблемная лекция, лекция-визуализация

ПР

Интерактивные тренинговые формы работы; ролевые игры; кейс-метод; дискуссии; метод временных ограничений; метод информационной недостаточности; метод информационной насыщенности

ЛР

Не предусмотрены

6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Технологическая карта

№ п/п

Содержание работы

Сроки выполнения

Форма отчетности

Количество баллов

1

Выполнение и защита работ

В течение семестра

Защита работы

До 4 за 1 работу

2

Создание мультимедиа презентации и защита по монографии

В течение семестра

Защита работы

До 7 за 1 работу

3

Коллоквиум №1

После изучения раздела 1

Ответы на коллоквиуме

До 7

4

Коллоквиум №2

После изучения раздела 2

Ответы на коллоквиуме

До 7

5

Коллоквиум №3

После изучения раздела 3

Ответы на коллоквиуме

До 7

6

Итоговая контрольная работа

На последнем практическом занятии

Письменные ответы

До 14

ИТОГО:

70 баллов

Дополнительные задания

30 баллов

Разные формы работы – 70 баллов

Экзамен – 30 баллов (допуск к экзамену – не менее 35 баллов)

«5» — 85-100 баллов, «4» — 75-84 баллов, «3» — 65-74 баллов, «2» — 0-64 баллов

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная и дополнительная литература

Основная литература

  1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос , 2005. – 382 с. — ISBN 5-94010-018-8.
  2. Педагогическая психология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина. — 5-е изд., испр. — Москва: Академия, 2006. – 287 с. — ISBN 5-7695-3717-5.
  3. Педагогическая психология: хрестоматия: / сост. С.В. Яремчук. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2010. – 150 с.
  4. Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Разумовская — СПб.: Питер , 2000. — 432 с. — ISBN 5-272-00266-0.
  5. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб. и др.: Питер Ком. 1999. – 409 с. — ISBN 5-88782-424-7.
  6. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. — 2. изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 541 с. — ISBN 5-222-02731-7.
  7. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — 2. изд. — М.: Сентябрь, 2000. — 111 с. — ISBN 5-88753-007-3.

Дополнительная литература

  1. Айсмонтас, Б. Б.Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас.- Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2006. — 207 с. — ISBN 5-305-00067-X.
  2. Беспалько, В. П.Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. — 190 с. — ISBN 5-7155-0099-0.
  3. Божович, Л. И.Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва, Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995 – 348 с. — ISBN 5-87224-086-4.
  4. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 4-е изд., стер. — Москва: Академия, 2007. — 367 с. — ISBN 5-7695-3605-5.
  5. Давыдов, В. В.Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. — М.: Академия, 2004. — 282 с. — ISBN 5-7695-1598-8.
  6. Ершов, П. М.Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя / П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 334 с. — ISBN 5-89502-010-0.
  7. Ксензова, Г. Ю.Оценочная деятельность учителя: учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. — 2. изд. — М.: Пед. изд-во России, 2001. — 126 с. — ISBN 5-93134-047-5.
  8. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев; Психол. ин-т РАО, Центр соц.-психол. помощи им. Ж. Казаноко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. Нальчик: изд. центр «Эль-Фа», 1996. — 93 с. — ISBN 5-88195-212-Х.
  9. Лишин, О. В.Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / под ред. Д. И. Фельдштейна; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т.- М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 252 с. — ISBN 5-89112-017-8.
  10. Маркова, А. К.Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. — 308 с. — ISBN 5-87633-016-7.
  11. Маркова, А. К.Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов.- М.: Просвещение, 1990. — 191 с. — ISBN 5-09-001744-1
  12. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: [МОДЭК], 2004. — 511 с. — ISBN 5-89502-514-5.
  13. Митина, Л. М.Интеллектуальная гибкость учителя: психол. содерж., диагностика, коррекция: учеб. пособие / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 2003. — 142 с. — ISBN 5-89502-362-2.
  14. Митина, Л. М.Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина.- М.: Академия, 2004. — 318 с. — ISBN 5-7695-1666-6.
  15. Митина, Л. М.Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб.-метод. пособие / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2001. — 190 с. — ISBN 5-89502-194-8.
  16. Обеспечениепсихологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. — 288 с. — ISBN 5-9268-0473-6
  17. Педагогикаи психология высшей школы: учебное пособие / под ред М.В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с. — ISBN 5-222-02284-6
  18. Поляков, С. Д.Психопедагогика воспитания и обучения: опыт популяр. моногр. / С.Д. Поляков. — М.: Новая шк., 2004. — 299 с. — ISBN 5-8147-0040-8.
  19. Слободчиков,В. И.Очерки психологии образования / В.И. Слободчиков. — Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. — 272с. — ISBN 5-8170-0062-8
  20. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1986 — 191 с.
  21. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова и др.- М.: Педагогика, 1982 — 216 с.
  22. Фридман, Л. М.Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Совершенство, 1998. — 411 с. — ISBN 5-8089-0010-7.
  23. Фридман, Л. М.Психология воспитания: кн. для всех, кто любит детей / Л. М. Фридман.- М.: Твор. центр Сфера, 1999. — 203 с. — ISBN 5-89144-057-1.
  24. Целуйко, В. М.Психологические основы педагогического общения: пособие для студентов и педагогов / В. М. Целуйко. — М.: ВЛАДОС, 2007 — 294 с. — ISBN 978-5-691-01574-8.
  25. Чуприкова, Н. И.Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода): учеб.-метод. пособие / Н. И. Чуприкова ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т .- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003 — 317 с. — ISBN 5-89502-413-0.
  26. Шевандрин, Н. И.Социальная психология в образовании: [Учеб. пособие] / Н. И. Шевандрин. — М.: Гуманит.-изд. центр «ВЛАДОС», 1995. — 543 с. — ISBN 5-87065-066-6.

7.2. Перечень учебных наглядных пособий и цор

№ п/п

Тема занятия

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм, презентация

и т.д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

2

Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога

2.1

Психология педагогической деятельности и педагогического общения.

1. Диагностические методики, позволяющие выявить способности к педагогической деятельности.

2. Методики диагностики уровня эмоционального выгорания (МВI К. Маслач и С. Джексон, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко)

3. Кинофильм «Усатый нянь»

бумажный

бумажный

электронный

3

Раздел 3. Психология воспитания

3.3

Психолого-педагогические факторы воспитания детей в семье.

1. Методики диагностики стилей и стратегий семейного воспитания (АСВ, тест-опросник Варга-Столина, PARI, «Портрет моего ребенка» А.С.Спиваковской).

2. Кинофильм «Пенелопа»

бумажный

электронный

4

Раздел 4. Психология обучения

4.1

Основные категории психологии обучения. Теория учебной деятельности.

1. Схемы анализа урока по разным основаниям.

2. Конспект урока по русскому языку во 2 классе (ЗПР) «Заглавная буква в именах и фамилиях».

бумажный

бумажный

4.2

Концепция развивающего обучения.

1. Учебники для начальной школы по разным развивающим программам

бумажный

4.3

Развивающие модели обучения.

1. Кинофильм «Триумф. История Рона Кларка»

2. Кинофильм «Нас приняли»

электронный

электронный

7.3. Интернет-ресурсы

  • Интеллект-библиотека (IQlib) http://www.iqlib.ru

Представлены научные и учебные издания. Фонд IQlib в настоящий момент содержит около 2000 полнотекстовых цифровых версий печатных учебных, образовательных, просветительских и справочных изданий. Библиотека IQlib предоставляет пользователю современные поисковые инструменты, удобные сервисы и актуальную информацию в свободном доступе. Возможен также поиск по рубрикам ББК и ДК (Классификаторы), издательству (Издательства).

  • Национальная электронная библиотека РГБ http://rusnel.ru

Фонд НЭБ является универсальным и включает электронные документы, являющиеся по своим характеристикам объектами библиотечного хранения (книги, журналы, диссертации, ноты, карты и т.д., в том числе мультимедийные издания), отвечающие критериям издания и соответствующие требованиям НЭБ. Хронологические и языковые рамки для документов, включаемых в фонд НЭБ, не устанавливаются.

8. Методические рекомендации для студентов

1. Оценка на экзамене определяется числом баллов, набранных в течение семестра

2. Баллы набираются путем выполнения заданий (по выбору студента из предложенных) и обязательного минимума работ. Если набрано достаточное число баллов, но не выполнено что-либо из обязательного минимума работ – экзаменационная оценка снижается на 1 балл.

Обязательный минимум работ:

  • Выполнение практических заданий
  • Участие в трёх коллоквиумах (засчитывается при 3 набранных баллах на каждом коллоквиуме).
  • Контрольная работа по всему курсу (засчитывается от 5 набранных баллов).

3. Все работы, выполненные студентом, предполагают защиту на практических занятиях. Дополнительные часы на сдачу работ не отводятся. Оценка на экзамене определяется строго числом баллов, набранных в течение семестра, и выставляется в экзаменационную ведомость.

4. За выполненную работу количество баллов может быть оценено как 0 если выполнено неверно, либо не защищено в тех заданиях где защита работы является обязательным условием её сдачи.

9. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Дайте определение категории «обучение».
  2. Чем обучение отличается от формирования?
  3. Что такое воспитание?
  4. Что общего у воспитания и обучения?
  5. Чем обучение отличается от воспитания?
  6. Дайте определение категории «учение».
  7. Чем учение отличается от воспитания?
  8. Чем научение отличается от учебной деятельности?
  9. Назовите виды научения.
  10. Приведите примеры научения разных видов.
  11. Раскройте механизм условно-рефлекторного научения.
  12. Раскройте механизм оперантного научения.
  13. Раскройте механизм научения путем наблюдения.
  14. Раскройте механизм латентного научения.
  15. Раскройте структуру учебной деятельности на конкретном примере.
  16. Приведите примеры учебных мотивов.
  17. Приведите примеры приемов мотивации учебной деятельности.
  18. Приведите приемы управления учебными действиями.
  19. Какое место занимает учебная деятельность в онтогенезе?
  20. Какие варианты разрешения проблемы соотношения обучения и развития существуют в зарубежной психологии?
  21. Какое обучение является развивающим с точки зрения Л.С. Выготского?
  22. Что такое зона актуального и зона ближайшего развития?
  23. Перечислите принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову.
  24. Какие параллели можно провести между концепциями Л.В. Занкова и Л.С. Выготского?
  25. В чем заключалась реформа начального образования 1970-х годов?
  26. Раскройте принципы развивающего обучения по В.В. Давыдову?
  27. В чем концепция развивающего обучения Н.И. Чуприковой?
  28. Каковы причины неуспеваемости учащихся?
  29. Какие существуют модели обучения одаренных детей? Раскройте одну из них.
  30. Какая концепция является теоретическим основанием программированного обучения? Почему?
  31. В чем отличие линейной и разветвленной программы?
  32. Раскройте принципы программированного обучения по Скиннеру.
  33. Какие типы контрольных заданий можно использовать в программированном обучении?
  34. Перечислите достоинства программированной модели обучения.
  35. Что такое проблема?
  36. Чем отличаются проблемная задача и проблемная ситуация?
  37. Чем проблемная задача отличается от других видов задач, используемых в обучении?
  38. Перечислите достоинства модели проблемного обучения.
  39. Чем личностно-ориентированное обучение отличается от традиционного?
  40. Какие виды дидактического материала используются при реализации личностно-ориентированного обучения?
  41. Перечислите достоинства личностно-ориентированной модели обучения.
  42. В чем заключается основная методологическая проблема психологии воспитания?
  43. Как решается основная методологическая проблема воспитания в бихевиоризме?
  44. Как решается основная методологическая проблема воспитания в когнитивной психологии?
  45. Раскройте стадии морального развития по Л.Колбергу.
  46. Как решается основная методологическая проблема воспитания в гуманистической психологии?
  47. Назовите характеристики самоактуализирующейся личности и раскройте их.
  48. Что В.А. Петровский понимает под обесцениванием идеи развития в отечественной психологии воспитания?
  49. Что может быть целью воспитания по мнению В.А. Петровского?
  50. Чем личностно-ориентированный подход к воспитанию отличается от традиционного?
  51. Перечислите факторы семейного воспитания.
  52. Перечислите особенности ухода за маленьким ребенком, влияющие на развитие его личности.
  53. Перечислите стили семейного воспитания, выделенные в любом подходе.
  54. Дайте оценку различным стилям семейного воспитания.
  55. Почему педагогическую деятельность называют «метадеятельностью»?
  56. Почему педагогическую деятельность А.С. Шафранова относит к «профессиям высшего типа»?
  57. Что такое педагогические способности?
  58. Какие модели выделения педагогических способностей существуют (по Н.А. Аминову)?
  59. Приведите примеры разных моделей выделения педагогических способностей.
  60. Какие критерии эффективности деятельности педагога выделяет Н.А. Аминов?
  61. Какие стили педагогической деятельности выделяет Н.А. Аминов? Сравните их.
  62. Какой стиль деятельности по Н.А. Аминову является более эффективным?
  63. Какие последствия имеет реализация педагогом демократического и авторитарного стиля общения с детьми дошкольного возраста?
  64. Какие последствия имеет реализация педагогом демократического и авторитарного стиля общения с детьми младшего школьного возраста?
  65. Сравните императивную и диалогическую стратегии взаимодействия с учащимися по Г.А. Баллу.
  66. Чем оценка отличается от отметки (приведите примеры)?
  67. Перечислите симптомы эмоционального выгорания.
  68. Какие особенности педагогической деятельности приводят к эмоциональному выгоранию?
  69. Какие особенности личности педагога в большей степени способствуют эмоциональному выгоранию?
  70. Раскройте способы преодоления эмоционального выгорания педагога.
  71. Что такое профессиональные деформации личности?
  72. Перечислите выделенные Е.И. Роговым профессиональные педагогические деформации.
  73. Раскройте типологические деформации личности педагога и причины их возникновения.
  74. Перечислите этапы профессионального функционирования учителя при адаптивной модели профессионального становления (по Л.М. Митиной).
  75. Перечислите этапы профессионального функционирования учителя в модели профессионального развития (по Л.М. Митиной).
  76. Какой вариант профессионального развития педагога ведет к эмоциональному выгоранию (по Л.М. Митиной)?