13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДАЮ:
Председатель УМСУ
Сумина Г.Н.
___________________
«___» ________20__ г.
по дисциплине: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки
050100.62 «Педагогическое образование»
Комсомольск-на-Амуре, 2013 г.
РАЗРАБОТАНО
Доцент кафедры психологии образования С.В. Яремчук
СОГЛАСОВАНО
Учебно-методическое управление
Начальник _____________ В.Е. Бутрим
Начальник учебного отдела
дневного отделения _____________ Е.А. Колотыгина
Заведующий кафедрой _____________ В.А. Шмакова
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии образования протокол № от « » 2013г.
Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» и учебного плана ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»
Реферат по психологии. Возрастные особенности формирования учебной деятельности
... из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии (А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и ... например ликвидации безграмотности, в эту ступень образования включаются взрослые). Кроме того, следует учитывать ... (21), П.Я.Гальперин (6), разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие ...
Пояснительная записка
Цель изучения дисциплины: формирование профессионального самосознания учителя, освоение теоретических основпроцесса обучения, воспитания и деятельности учителя в целостном воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
- формирование у студентов умений психологического анализа, оценки и проектирования эффективных педагогических технологий.
- формирование профессионально-педагогического сознания будущих специалистов.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО.
Данная дисциплина относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла учебного плана направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование». Для изучения данной дисциплины необходимы знания, полученные студентами в курсах «Психологии самопознания и саморазвития», «Возрастной психологии», «Психолого-педагогической диагностики» и «Психологии социального взаимодействия».
Результаты освоения дисциплины.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
ОПК-1 — осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности
ОПК-2 — способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач,
ОПК-4 — способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности,
ПК-2 — готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на определенной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
— знатьосновные концепции образовательного и воспитательного процесса; приемы активизации учебной и познавательной деятельности учащихся; возможности индивидуализации обучения; методологические основы психологии воспитания; специфику осуществления педагогической деятельности;
— уметьосуществлять анализ педагогической деятельности и общения; планировать программы формирования действий и понятий; организовывать психологическое исследование в области образования и воспитания;
— приобрести навыкипсихологического анализа урока, разработки уроков в соответствии с разными теоретическими моделями обучения; навыки анализа учебных материалов разных образовательных программ; разработки обучающих программ; диагностики особенностей семейного воспитания, особенностей педагогической деятельности и личности педагога.
1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часа.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестр |
|||
Очная форма обучения |
Заочная форма обучения |
||||
Очная форма обучения |
Заочная форма обучения |
1 |
1 |
2 |
|
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану |
144 |
144 |
144 |
72 |
72 |
Аудиторные занятия |
54 |
10 |
54 |
8 |
2 |
Лекции |
18 |
4 |
18 |
4 |
|
Семинары (с) |
|
|
|
|
|
Практические |
36 |
6 |
36 |
4 |
2 |
Лабораторные |
|
|
|
|
|
Контрольные работы |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
54 |
125 |
54 |
64 |
61 |
Курсовая работа (проект) |
|
|
|
|
|
Вид итогового контроля |
Экзамен,36 |
Экзамен, 9 |
Экзамен, 36 |
|
Экзамен, 9 |
2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по дисциплине
Кол-во часов |
Форма обучения, вид занятия, раздел, тема и краткое содержание |
|
Очная форма обучения |
||
18 |
Лекции |
|
2 |
Раздел 1. Предмет, проблемы и задачи педагогической психологии |
|
1 |
1.1. Предмет и основные категории педагогической психологии. Учение, обучение, воспитание и развитие: соотношение категорий педагогической психологии. Образовательная среда. |
|
1 |
1.2. Основные проблемы и задачи педагогической психологии. Психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса как основная задача педагогической психологии. Актуальные проблемы психологического обеспечения образования: формирование психологической культуры субъектов педагогического процесса, обеспечение психологической безопасности образовательной среды, психологическое обоснование педагогических технологий, психологическая оценка дидактических средств и систем. |
|
4 |
Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога |
|
2 |
2.1. Психология педагогической деятельности и педагогического общения. Компоненты педагогической деятельности. Педагогические способности: модели педагогических способностей. Индивидуальный стиль деятельности педагога по Н.А.Аминову: ориентация на развитие и ориентация на результат. Стили педагогического общения. Психология педагогического воздействия. Виды педагогических воздействий и их эффективность. Психологические проблемы отметки и оценки. |
|
2 |
2.2. Проблемы личностного развития учителя в процессе профессиональной деятельности. Развитие личности педагога в процессе профессионализации. Профессиональные деформации личности педагога. Особенности педагогической деятельности, обуславливающие ее напряженность. Эмоциональное сгорание, факторы его возникновения и стратегии преодоления. |
|
6 |
Раздел 3. Психология воспитания |
|
2 |
3.1. Методологические проблемы психологии воспитания в зарубежной психологии.Направления философии воспитания относительно осмысления целей, лежащих в основе воспитательных систем, и методов их достижения. Сциентистско-технократическое направление философии воспитания (Б.Скиннер). Когнитивное развитие как основа формирования морального сознания (Ж.Пиаже, Л.Кольберг). Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс). |
|
2 |
3.2. Постановка цели и задач воспитания в отечественной психологии.Направления воспитания в трудах Л.С.Выготского: нравственное и эстетическое воспитание, воспитание чувств. Обесценивание идеи развития личности в советской психологии. Проблема понимания развития личности на современном этапе становления педагогической психологии. Современные воспитательные концепции личностной ориентации. |
|
2 |
3.3. Психологические механизмы формирования личности в разных социальных институтах.Проблема десубъективации и дегуманизации личности в коллективе. Психолого-педагогические факторы воспитания детей в семье. Стили и стратегии воспитания. Практики семейного воспитания детей. |
|
6 |
Раздел 4. Психология обучения |
|
2 |
4.1. Основные категории психологии обучения. Теория учебной деятельности. Понятия обучения, учения, научения и учебной деятельности. Виды и механизмы научения.Структура учебной деятельности. Место и значение учебной деятельности в онтогенезе. Мотивация учебной деятельности. Генезис познавательной активности и учебной мотивации в онтогенезе. Активизация учебной и познавательной деятельности. |
|
2 |
4.2. Современные модели и концепции обучения. Концепция развивающего обучения.Соотношение обучения и развития. Принципы развивающего обучения В.В.Давыдова и Л.В.Занкова. Проблема содержательного обобщения в обучении. Проблема цели развития в обучении. Принцип дифференциации и интеграции в развитии. Актуальные вопросы и трудности развивающего обучения. Психологические теории формирования понятий. |
|
2 |
4.3. Развивающие модели обучения: программированное, проблемное и личностно-ориентированное обучение.Основные категории проблемного обучения: проблема, задача, проблемная ситуация. Варианты организации проблемного обучения, реализация принципа состязательности. Теоретические основы и организация программированного обучения. Эффективность использования и место компьютера в учебном процессе. Метод проектов как инновационная технология образования. Личностно-ориентированное обучение. Человекоцентрированный подход к образованию К.Роджерса. Учет потребностей личности в процессе разработки содержания и форм обучения. Требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса. |
|
36 |
Практические занятия /семинары |
|
6 |
Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога |
|
2 |
Педагогические способности. Личностные особенности, обеспечивающие эффективность педагогической деятельности. Изучение способностей студентов к педагогической деятельности, используя отобранные средства диагностики (по 2-3 методикам), обработка, заключение. |
|
2 |
Эмоциональное выгорание, стратегии его преодоления и профилактики. Обследование педагога с помощью опросника МВI (К. Маслач и С. Джексон) и методики диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко), обработка, заключение. Рекомендации для педагога, направленные на профилактику эмоционального выгорания. (до занятия — конспект статьи: Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994.- №6. – С. 57-64.) |
|
2 |
Коллоквиум по разделу 2 |
|
12 |
Раздел 3. Психология воспитания |
|
6 |
Стили и стратегии семейного воспитания. Методики диагностики. Обследование родителей ребенка по методике АСВ, тесту-опроснику Варга-Столина, методике PARI, методике «Портрет моего ребенка» А.С.Спиваковской (до занятия). Обработка результатов, написание заключения и рекомендации. |
|
4 |
Стили и стратегии семейного воспитания как фактор развития личности. Просмотр кинофильма «Пенелопа». Анализ стратегий, средств и факторов семейного воспитания, их влияния на развитие личности. |
|
2 |
Коллоквиум по разделу 3 |
|
16 |
Раздел 4. Психология обучения |
|
4 |
Реализация личностно-ориентированного подхода в образовании. Просмотр кинофильма «Нас приняли». Анализ реализации личностно-ориентированного подхода в зарубежном образовании. |
|
2 |
Развивающее обучение.Теория поэтапного формирования умственных действий.На основе теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина разработка программ формирования у учащихся конкретных действий (до занятия). Защита разработанных программ. |
|
8 |
Развивающее обучение.Разработка уроков по предмету в соответствии с различными моделями обучения и их апробация на группе. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию учащихся или воспитанников (до занятия). Отработка игр в группе. |
|
2 |
Коллоквиум по разделу 4 |
|
2 |
Итоговая контрольная работа по всему объему дисциплины |
|
|
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены |
|
Заочная форма обучения |
||
4 |
Лекции |
|
1 |
Раздел 1. Предмет, проблемы и задачи педагогической психологии |
|
1 |
Предмет и основные категории педагогической психологии.Учение, обучение, воспитание и развитие: соотношение категорий педагогической психологии. Основные проблемы и задачи педагогической психологии. |
|
1 |
Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога |
|
1 |
Психология педагогической деятельности и педагогического общения. Компоненты педагогической деятельности. Педагогические способности: модели педагогических способностей. Психология педагогического воздействия. Виды педагогических воздействий и их эффективность. Психологические проблемы отметки и оценки. Проблемы личностного развития учителя в процессе профессиональной деятельности. |
|
1 |
Раздел 3. Психология воспитания |
|
1 |
Методологические проблемы психологии воспитания в зарубежной психологии.Направления философии воспитания относительно осмысления целей, лежащих в основе воспитательных систем, и методов их достижения. Сциентистско-технократическое направление философии воспитания (Б.Скиннер). Когнитивное развитие как основа формирования морального сознания (Ж.Пиаже, Л.Кольберг). Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс). |
|
1 |
Раздел 4. Психология обучения |
|
1 |
Основные категории психологии обучения. Понятия обучения, учения, научения и учебной деятельности. Соотношение обучения и развития. Принципы развивающего обучения В.В.Давыдова и Л.В.Занкова. Развивающие модели обучения: программированное, проблемное и личностно-ориентированное обучение. |
|
6 |
Практические занятия /семинары |
|
2 |
Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога |
|
2 |
Эмоциональное выгорание, стратегии его преодоления и профилактики. Обследование педагога с помощью опросника МВI (К. Маслач и С. Джексон) и методики диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко), обработка, заключение. Рекомендации для педагога, направленные на профилактику эмоционального выгорания. (до занятия — конспект статьи: Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. – 1994.- №6. – С. 57-64.) |
|
2 |
Раздел 3. Психология воспитания |
|
2 |
Стили и стратегии семейного воспитания. Методики диагностики. Обследование родителей ребенка по методике АСВ, тесту-опроснику Варга-Столина, методике PARI, методике «Портрет моего ребенка» А.С.Спиваковской (до занятия). Обработка результатов, написание заключения и рекомендации. |
|
2 |
Раздел 4. Психология обучения |
|
2 |
Развивающее обучение.Разработка уроков по предмету в соответствии с различными моделями обучения и их апробация на группе. Подбор игр и упражнений, способствующих развитию учащихся или воспитанников (до занятия). Отработка игр в группе. |
|
|
Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены |
3. Самостоятельная работа
Кол-во часов |
Разделы, темы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика реферативной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. |
|
Очная форма обучения |
Заочная форма обучения |
|
10 |
55 |
Работа с литературой для обязательного конспектирования |
10 |
20 |
Разработка занятий, подбор развивающих игр и упражнений |
10 |
20 |
Подготовка диагностических материалов. Осуществление обследования педагогов и родителей. |
6 |
— |
Подготовка к коллоквиуму по разделу 2. |
6 |
— |
Подготовка к коллоквиуму по разделу 3. |
6 |
— |
Подготовка к коллоквиуму по разделу 4. |
6 |
30 |
Подготовка к итоговой контрольной работе |
4. Курсовой проект (курсовая работа)
Курсовая работа по дисциплине учебным планом не предусмотрена.
5. Образовательные технологии
Семестр |
Вид занятия |
Используемые образовательные технологии |
4 |
Л |
Информационная лекция; проблемная лекция, лекция-визуализация |
ПР |
Интерактивные тренинговые формы работы; ролевые игры; кейс-метод; дискуссии; метод временных ограничений; метод информационной недостаточности; метод информационной насыщенности |
|
ЛР |
Не предусмотрены |
6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
Технологическая карта
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Форма отчетности |
Количество баллов |
|
1 |
Выполнение и защита работ |
В течение семестра |
Защита работы |
До 4 за 1 работу |
|
2 |
Создание мультимедиа презентации и защита по монографии |
В течение семестра |
Защита работы |
До 7 за 1 работу |
|
3 |
Коллоквиум №1 |
После изучения раздела 1 |
Ответы на коллоквиуме |
До 7 |
|
4 |
Коллоквиум №2 |
После изучения раздела 2 |
Ответы на коллоквиуме |
До 7 |
|
5 |
Коллоквиум №3 |
После изучения раздела 3 |
Ответы на коллоквиуме |
До 7 |
|
6 |
Итоговая контрольная работа |
На последнем практическом занятии |
Письменные ответы |
До 14 |
|
ИТОГО: |
— |
— |
70 баллов |
||
Дополнительные задания |
|
|
30 баллов |
||
Разные формы работы – 70 баллов Экзамен – 30 баллов (допуск к экзамену – не менее 35 баллов) «5» — 85-100 баллов, «4» — 75-84 баллов, «3» — 65-74 баллов, «2» — 0-64 баллов |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
7.1. Основная и дополнительная литература
Основная литература
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. — Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. — М.: Логос , 2005. – 382 с. — ISBN 5-94010-018-8.
- Педагогическая психология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Н. Ф. Талызина. — 5-е изд., испр. — Москва: Академия, 2006. – 287 с. — ISBN 5-7695-3717-5.
- Педагогическая психология: хрестоматия: / сост. С.В. Яремчук. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2010. – 150 с.
- Реан, А. А. Психология и педагогика: учеб. для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Разумовская — СПб.: Питер , 2000. — 432 с. — ISBN 5-272-00266-0.
- Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. — СПб. и др.: Питер Ком. 1999. – 409 с. — ISBN 5-88782-424-7.
- Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / Л.Д. Столяренко. — 2. изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 541 с. — ISBN 5-222-02731-7.
- Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — 2. изд. — М.: Сентябрь, 2000. — 111 с. — ISBN 5-88753-007-3.
Дополнительная литература
- Айсмонтас, Б. Б.Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас.- Москва: ВЛАДОС-Пресс, 2006. — 207 с. — ISBN 5-305-00067-X.
- Беспалько, В. П.Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. — 190 с. — ISBN 5-7155-0099-0.
- Божович, Л. И.Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Москва, Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995 – 348 с. — ISBN 5-87224-086-4.
- Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 4-е изд., стер. — Москва: Академия, 2007. — 367 с. — ISBN 5-7695-3605-5.
- Давыдов, В. В.Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. — М.: Академия, 2004. — 282 с. — ISBN 5-7695-1598-8.
- Ершов, П. М.Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя / П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 334 с. — ISBN 5-89502-010-0.
- Ксензова, Г. Ю.Оценочная деятельность учителя: учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. — 2. изд. — М.: Пед. изд-во России, 2001. — 126 с. — ISBN 5-93134-047-5.
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А. А. Леонтьев; Психол. ин-т РАО, Центр соц.-психол. помощи им. Ж. Казаноко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. Нальчик: изд. центр «Эль-Фа», 1996. — 93 с. — ISBN 5-88195-212-Х.
- Лишин, О. В.Педагогическая психология воспитания: учеб. пособие для шк. психологов и педагогов / под ред. Д. И. Фельдштейна; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т.- М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 252 с. — ISBN 5-89112-017-8.
- Маркова, А. К.Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. — 308 с. — ISBN 5-87633-016-7.
- Маркова, А. К.Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов.- М.: Просвещение, 1990. — 191 с. — ISBN 5-09-001744-1
- Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избр. психол. тр. / Н.А. Менчинская; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: [МОДЭК], 2004. — 511 с. — ISBN 5-89502-514-5.
- Митина, Л. М.Интеллектуальная гибкость учителя: психол. содерж., диагностика, коррекция: учеб. пособие / Л. М. Митина, Н. С. Ефимова; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 2003. — 142 с. — ISBN 5-89502-362-2.
- Митина, Л. М.Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина.- М.: Академия, 2004. — 318 с. — ISBN 5-7695-1666-6.
- Митина, Л. М.Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция: учеб.-метод. пособие / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2001. — 190 с. — ISBN 5-89502-194-8.
- Обеспечениепсихологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / под ред. И.А. Баевой. – СПб.: Речь, 2006. — 288 с. — ISBN 5-9268-0473-6
- Педагогикаи психология высшей школы: учебное пособие / под ред М.В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с. — ISBN 5-222-02284-6
- Поляков, С. Д.Психопедагогика воспитания и обучения: опыт популяр. моногр. / С.Д. Поляков. — М.: Новая шк., 2004. — 299 с. — ISBN 5-8147-0040-8.
- Слободчиков,В. И.Очерки психологии образования / В.И. Слободчиков. — Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. — 272с. — ISBN 5-8170-0062-8
- Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А. К. Марковой; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. — М.: Педагогика, 1986 — 191 с.
- Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова и др.- М.: Педагогика, 1982 — 216 с.
- Фридман, Л. М.Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Совершенство, 1998. — 411 с. — ISBN 5-8089-0010-7.
- Фридман, Л. М.Психология воспитания: кн. для всех, кто любит детей / Л. М. Фридман.- М.: Твор. центр Сфера, 1999. — 203 с. — ISBN 5-89144-057-1.
- Целуйко, В. М.Психологические основы педагогического общения: пособие для студентов и педагогов / В. М. Целуйко. — М.: ВЛАДОС, 2007 — 294 с. — ISBN 978-5-691-01574-8.
- Чуприкова, Н. И.Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода): учеб.-метод. пособие / Н. И. Чуприкова ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т .- М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003 — 317 с. — ISBN 5-89502-413-0.
- Шевандрин, Н. И.Социальная психология в образовании: [Учеб. пособие] / Н. И. Шевандрин. — М.: Гуманит.-изд. центр «ВЛАДОС», 1995. — 543 с. — ISBN 5-87065-066-6.
7.2. Перечень учебных наглядных пособий и цор
№ п/п |
Тема занятия |
Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм, презентация и т.д.) |
Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.) |
2 |
Раздел 2. Психология личности и деятельности педагога |
||
2.1 |
Психология педагогической деятельности и педагогического общения. |
1. Диагностические методики, позволяющие выявить способности к педагогической деятельности. 2. Методики диагностики уровня эмоционального выгорания (МВI К. Маслач и С. Джексон, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко) 3. Кинофильм «Усатый нянь» |
бумажный бумажный электронный |
3 |
Раздел 3. Психология воспитания |
||
3.3 |
Психолого-педагогические факторы воспитания детей в семье. |
1. Методики диагностики стилей и стратегий семейного воспитания (АСВ, тест-опросник Варга-Столина, PARI, «Портрет моего ребенка» А.С.Спиваковской). 2. Кинофильм «Пенелопа» |
бумажный электронный |
4 |
Раздел 4. Психология обучения |
||
4.1 |
Основные категории психологии обучения. Теория учебной деятельности. |
1. Схемы анализа урока по разным основаниям. 2. Конспект урока по русскому языку во 2 классе (ЗПР) «Заглавная буква в именах и фамилиях». |
бумажный бумажный |
4.2 |
Концепция развивающего обучения. |
1. Учебники для начальной школы по разным развивающим программам |
бумажный |
4.3 |
Развивающие модели обучения. |
1. Кинофильм «Триумф. История Рона Кларка» 2. Кинофильм «Нас приняли» |
электронный электронный |
7.3. Интернет-ресурсы
- Интеллект-библиотека (IQlib) http://www.iqlib.ru
Представлены научные и учебные издания. Фонд IQlib в настоящий момент содержит около 2000 полнотекстовых цифровых версий печатных учебных, образовательных, просветительских и справочных изданий. Библиотека IQlib предоставляет пользователю современные поисковые инструменты, удобные сервисы и актуальную информацию в свободном доступе. Возможен также поиск по рубрикам ББК и ДК (Классификаторы), издательству (Издательства).
- Национальная электронная библиотека РГБ http://rusnel.ru
Фонд НЭБ является универсальным и включает электронные документы, являющиеся по своим характеристикам объектами библиотечного хранения (книги, журналы, диссертации, ноты, карты и т.д., в том числе мультимедийные издания), отвечающие критериям издания и соответствующие требованиям НЭБ. Хронологические и языковые рамки для документов, включаемых в фонд НЭБ, не устанавливаются.
8. Методические рекомендации для студентов
1. Оценка на экзамене определяется числом баллов, набранных в течение семестра
2. Баллы набираются путем выполнения заданий (по выбору студента из предложенных) и обязательного минимума работ. Если набрано достаточное число баллов, но не выполнено что-либо из обязательного минимума работ – экзаменационная оценка снижается на 1 балл.
Обязательный минимум работ:
- Выполнение практических заданий
- Участие в трёх коллоквиумах (засчитывается при 3 набранных баллах на каждом коллоквиуме).
- Контрольная работа по всему курсу (засчитывается от 5 набранных баллов).
3. Все работы, выполненные студентом, предполагают защиту на практических занятиях. Дополнительные часы на сдачу работ не отводятся. Оценка на экзамене определяется строго числом баллов, набранных в течение семестра, и выставляется в экзаменационную ведомость.
4. За выполненную работу количество баллов может быть оценено как 0 если выполнено неверно, либо не защищено в тех заданиях где защита работы является обязательным условием её сдачи.
9. Примерный перечень вопросов к экзамену
- Дайте определение категории «обучение».
- Чем обучение отличается от формирования?
- Что такое воспитание?
- Что общего у воспитания и обучения?
- Чем обучение отличается от воспитания?
- Дайте определение категории «учение».
- Чем учение отличается от воспитания?
- Чем научение отличается от учебной деятельности?
- Назовите виды научения.
- Приведите примеры научения разных видов.
- Раскройте механизм условно-рефлекторного научения.
- Раскройте механизм оперантного научения.
- Раскройте механизм научения путем наблюдения.
- Раскройте механизм латентного научения.
- Раскройте структуру учебной деятельности на конкретном примере.
- Приведите примеры учебных мотивов.
- Приведите примеры приемов мотивации учебной деятельности.
- Приведите приемы управления учебными действиями.
- Какое место занимает учебная деятельность в онтогенезе?
- Какие варианты разрешения проблемы соотношения обучения и развития существуют в зарубежной психологии?
- Какое обучение является развивающим с точки зрения Л.С. Выготского?
- Что такое зона актуального и зона ближайшего развития?
- Перечислите принципы развивающего обучения по Л.В. Занкову.
- Какие параллели можно провести между концепциями Л.В. Занкова и Л.С. Выготского?
- В чем заключалась реформа начального образования 1970-х годов?
- Раскройте принципы развивающего обучения по В.В. Давыдову?
- В чем концепция развивающего обучения Н.И. Чуприковой?
- Каковы причины неуспеваемости учащихся?
- Какие существуют модели обучения одаренных детей? Раскройте одну из них.
- Какая концепция является теоретическим основанием программированного обучения? Почему?
- В чем отличие линейной и разветвленной программы?
- Раскройте принципы программированного обучения по Скиннеру.
- Какие типы контрольных заданий можно использовать в программированном обучении?
- Перечислите достоинства программированной модели обучения.
- Что такое проблема?
- Чем отличаются проблемная задача и проблемная ситуация?
- Чем проблемная задача отличается от других видов задач, используемых в обучении?
- Перечислите достоинства модели проблемного обучения.
- Чем личностно-ориентированное обучение отличается от традиционного?
- Какие виды дидактического материала используются при реализации личностно-ориентированного обучения?
- Перечислите достоинства личностно-ориентированной модели обучения.
- В чем заключается основная методологическая проблема психологии воспитания?
- Как решается основная методологическая проблема воспитания в бихевиоризме?
- Как решается основная методологическая проблема воспитания в когнитивной психологии?
- Раскройте стадии морального развития по Л.Колбергу.
- Как решается основная методологическая проблема воспитания в гуманистической психологии?
- Назовите характеристики самоактуализирующейся личности и раскройте их.
- Что В.А. Петровский понимает под обесцениванием идеи развития в отечественной психологии воспитания?
- Что может быть целью воспитания по мнению В.А. Петровского?
- Чем личностно-ориентированный подход к воспитанию отличается от традиционного?
- Перечислите факторы семейного воспитания.
- Перечислите особенности ухода за маленьким ребенком, влияющие на развитие его личности.
- Перечислите стили семейного воспитания, выделенные в любом подходе.
- Дайте оценку различным стилям семейного воспитания.
- Почему педагогическую деятельность называют «метадеятельностью»?
- Почему педагогическую деятельность А.С. Шафранова относит к «профессиям высшего типа»?
- Что такое педагогические способности?
- Какие модели выделения педагогических способностей существуют (по Н.А. Аминову)?
- Приведите примеры разных моделей выделения педагогических способностей.
- Какие критерии эффективности деятельности педагога выделяет Н.А. Аминов?
- Какие стили педагогической деятельности выделяет Н.А. Аминов? Сравните их.
- Какой стиль деятельности по Н.А. Аминову является более эффективным?
- Какие последствия имеет реализация педагогом демократического и авторитарного стиля общения с детьми дошкольного возраста?
- Какие последствия имеет реализация педагогом демократического и авторитарного стиля общения с детьми младшего школьного возраста?
- Сравните императивную и диалогическую стратегии взаимодействия с учащимися по Г.А. Баллу.
- Чем оценка отличается от отметки (приведите примеры)?
- Перечислите симптомы эмоционального выгорания.
- Какие особенности педагогической деятельности приводят к эмоциональному выгоранию?
- Какие особенности личности педагога в большей степени способствуют эмоциональному выгоранию?
- Раскройте способы преодоления эмоционального выгорания педагога.
- Что такое профессиональные деформации личности?
- Перечислите выделенные Е.И. Роговым профессиональные педагогические деформации.
- Раскройте типологические деформации личности педагога и причины их возникновения.
- Перечислите этапы профессионального функционирования учителя при адаптивной модели профессионального становления (по Л.М. Митиной).
- Перечислите этапы профессионального функционирования учителя в модели профессионального развития (по Л.М. Митиной).
- Какой вариант профессионального развития педагога ведет к эмоциональному выгоранию (по Л.М. Митиной)?