Рабочая программа производственной практики

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Социальный институт

Кафедра социальной работы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Рабочая программа производственной практики »

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 040400.62 Социальная работа

профиля подготовки «Социальная работа в системе социальных служб»

Екатеринбург

РГППУ

2012

Рабочая программа дисциплины «Рабочая программа производственной практики ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 19 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа.

Авторы:

канд. ист. наук. доц.

Н.С.Сажина

Рецензент:

канд. пед. наук, доцент

А.Е. Авдюкова

Одобрена на заседании кафедры социальной работы. Протокол от 29 февраля 2012 г. № 6.

Заведующая кафедрой социальной работы

Н. Ю. Масленцева

Рекомендована к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от 12 марта 2012 г. №7.

Председатель методической комиссии СоИн

С.П. Миронова

СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ

С. В. Пеннер

Директор СоИн

А.И. Ткаченко

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© Сажина Н.С., 2012

  1. ЦЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Целями производственной практики являются закрепление знаний и умений, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов и социальных дисциплин, вырабатывание практических навыков и способствование комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности.

  1. ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Задачами производственной практики являются:

  1. аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);
  2. диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);
  3. системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации);
  4. активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);
  5. действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для оформления опеки и попечительства;
  6. содействие в помещении нуждающихся граждан в стационарные учреждения органов здравоохранения; преставление в соответствующие органы, учреждения материалов и документов для предъявления исков о лишении родительских прав, оформление усыновления и т.д.;
  7. организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях — выступление в качестве их общественного защитника в суде);
  8. организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам;
  9. участие в работе по реализации социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения);
  10. исследовательская (проведение научных исследований, сбор материалов для курсовой работы, повышение своей квалификации и профессионального мастерства);
  11. наблюдение, копирование, самостоятельное исполнение функциональных обязанностей социальных работников различных социальных служб;
  12. наблюдение, изучение, самостоятельное применение различных технологий, применимых к конкретным категориям населения.

  1. МЕСТО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Производственная практика относится к профессиональному циклу ООП (базовая часть).

Она логически и содержательно-методически связана с другими дисциплинами и частями ООП, в том числе с предшествующими практиками: ознакомительной и учебной. Для эффективного освоения дисциплины студенты должны владеть навыками анализа теоретической литературы и нормативно-правовой базой по проблемам социальной работы. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента:

«Входные» знания и умения студента:

• знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах социальной деятельности;

• знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

• имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональной функции;

• способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);

• имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;

• владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в устной и письменной форме правильно (логично) изложить его результаты;

• умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

• способен в условиях науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

• понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

• способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи;

• способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных социальных явлений, осуществлять их качественный анализ;

• способен поставить цель и сформировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

• готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

• методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

  1. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Индивидуальная и коллективная

  1. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Реализация основных задач и содержания производственной практики осуществляется последовательно в сочетании с изучением студентами необходимых учебных дисциплин и строится в соответствии со спецификой объекта практики. Протяженность данного вида практики 3 недели в 6 семестре. Режим производственной практики: деятельность студентов на объекте практики 7 часов в день.

Муниципальные учреждения Комплексные центры социального обслуживания населения

На данных объектах студенты осуществляют свою деятельность в соответствии со структурой данных объектов, которая включает:

Службу социальной помощи семье и детям.

Отделение дневного пребывания.

Отделение социальной помощи на дому.

Службу срочной социальной помощи.

Отдел по пенсионным и социально-бытовым вопросам.

Служба социальной помощи семье и детям

В этом отделе студенты должны пронаблюдать и отработать следующие технологии:

  • социально-педагогическую работу с семьями и детьми;
  • социально-экономическую помощь нуждающимся семьям;
  • консультирование по различным вопросам;
  • психологическую работу с трудными семьями;
  • медико-социальную реабилитацию детей-инвалидов;
  • оказание помощи в защите прав детей;
  • профилактику безнадзорности, правонарушении несовершеннолетних;
  • социальный патронаж семей с асоциальным поведением родителей или детей;
  • технологию работы с детьми-сиротами;
  • технологию работы с неполными семьями;
  • технологию предоставления семьям услуг по уходу на дому за нетрудоспособными членами семьи, присмотру за детьми на дому, ведению домашнего хозяйства;
  • коррекционную работу с «трудными подростками»;
  • посредническую работу с семьей;
  • психотерапевтическую работу в семьях;
  • групповую и индивидуальную работу с семьями и детьми;
  • прогнозирование и проектирование социальной защиты семьи и детства;
  • технологию связи с общественностью.

Отделение дневного пребывания

В этом отделении студенты должны пронаблюдать и апробировать следующие технологии:

  • диагностическую работу с клиентом;
  • технологию оказания помощи одиноким престарелым;
  • технологию предоставления социальных услуг в данном отделении;
  • технологию организации активного образа жизни в отделении;
  • консультативную работу с клиентом;
  • технологию медицинского обслуживания клиентов отделения дневного пребывания.

Отделение социальной помощи на дому

Студенты должны пронаблюдать и апробировать следующие методы и технологии:

  • социологические методы по выявлению и учету пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в обслуживании на дому;
  • технологию оказания социально-бытовой помощи на дому;
  • технологию осуществления социально-медицинского обслуживания на дому;
  • социально-экономические методы социальной помощи клиентам;
  • психологические методы работы с клиентами отделения социальной помощи на дому;
  • консультирование клиентов;
  • защиту прав клиентов;
  • психотерапевтические методы в работе с клиентом;
  • прогнозирование и проектирование в дальнейшей работе данного отделения.

Служба срочной социальной помощи

Студент должен апробировать следующие технологии:

  • оказание срочной социальной помощи;
  • социально-диагностический анализ перспектив развития данной службы;
  • технологию связи с общественностью;
  • технологию адресной социальной помощи;
  • предоставление консультативных услуг в отделении;
  • технологию создания внебюджетных средств оказания срочной социальной помощи;
  • технологию выявления клиентов срочной социальной службы;
  • оказание медицинской помощи в данной службе.

Отдел по пенсионным и социально-бытовым вопросам

В этом отделе студент должен научиться начислять пенсии, устанавливать размеры доплаты к ним, производить перерасчет пенсии, начислять различные виды пособий.

Дом-интернат для престарелых и инвалидов, пансионат ветеранов войны и труда

В пансионате студенты должны апробировать следующие методы и технологии:

  • организацию ухода за проживающими в пансионате;
  • оказание медицинской помощи престарелым;
  • организацию и проведение досуга;
  • технологию адаптации инвалидов и пожилых людей к новым условиям;
  • психологические методы работы с клиентами пансионата;
  • методы работы в приемно-карантинном отделении;
  • методы расселения на проживание в пансионате;
  • методы социально-бытового устройства проживающих в пансионате;
  • методы организации питания проживающих в пансионате;
  • осуществление трудовой занятости инвалидов и лиц пожилого возраста;
  • зачисление в пансионат и механизмы оплаты за предоставляемые услуги;
  • проектирование и прогнозирование дальнейшего развития пансионата для ветеранов войны и труда.

Социальный приют для детей и подростков

На данном объекте деятельность студентов планируется в соответствии со спецификой следующих структурных подразделений:

Приемного отделения.

Стационарного отделения

Отделения реализации программ по социальной реабилитации. Приемное отделение

Работая в этом отделении, студент должен научиться проводить:

  • социологический анализ состояния беспризорности, социального сиротства;
  • диагностическую технологию с детьми по всестороннему изучению личностей несовершеннолетних, выявлению причин кризисной ситуации и существ конфликта, приведшего ребенка в приют;
  • индивидуальную работу с детьми;
  • социальную защиту детей, их прав.

Стационарное отделение

Студенты должны изучить функции социального работника, социального педагога и психолога, и используемые ими приёмы и методы работы:

  • социально-педагогические;
  • психологические;
  • психотерапевтические;
  • социальное обслуживание детей в отделении.

Отделение реализации программ по социальной реабилитации

В этом отделении студенты должны апробировать следующие методы и технологии:

  • составление индивидуальных программ реабилитации;
  • педагогические;
  • психологические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • консультирование;
  • посредничество;
  • патронаж за выбывшими детьми;
  • оказание социально-правовой помощи;
  • работу в семейных группах;
  • профилактику безнадзорности;
  • коррекцию поведения детей.

Реабилитационный центр для несовершеннолетних

На данном объекте студенты должны апробировать следующие методы и технологии:

  • диагностику, сбор данных о детях;
  • определения индивидуальных видов помощи и комплекса услуг каждому ребенку;
  • определение уровня, стадии социальной дезадаптации несовершеннолетних, принятых на обслуживание;
  • составление индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, назначение комплекса мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности;
  • психологические методы обследование детей;
  • педагогические методы обследования детей.

Общественная организация; агентство волонтерской службы

На данных объектах практики студентам необходимо действовать в рамках исполнения основных функций социального работника в общественных организациях через участие в реализации:

  • основных направлений деятельности данного объекта практики;
  • различных социальных услуг, которые оказываются агентством волонтерской службы клиентам и использование в настоящих целях соответствующих социальных технологий.

Ассоциация студенческих педагогических отрядов

На данном объекте необходимо студенту апробировать:

  • методы, применяемые социальными педагогами в работе с детьми в условиях временного коллектива;
  • специфические методы и технологии работы с различными категориями детей (дети-инвалиды, дети-сироты, дети из малообеспеченных семей, подростками девиантного поведения, детей из неполных и многодетных семей);
  • основные методы, используемые в организации детского досуга с элементами дополнительного образования.

Процесс прохождения практики на данном объекте предполагает разработку индивидуального задания каждому студенту в соответствии со спецификой детского лагеря.

  1. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

В результате прохождения данной производственной практики студент должен овладеть умениями и навыками практической работы, необходимыми бакалавру социальной работы. В ходе производственной практики происходит переход от учебной ситуации, где элементы практики вводятся лишь в форме ролевой игры или модельных ситуаций, к реальной обстановке. Студенты имеют возможность попробовать себя в настоящей деятельности под руководством опытных наставников.

В процессе прохождения производственной практики студенты должны получить знания:

• о юридических формах и формах собственности социальных учреждений;

• о структуре социальных учреждений, задачах и формах функционирования;

•о порядке создания и реорганизации социальных учреждений;

•о целевых группах клиентов и методах социальной работы с ними;

•о принципах и источниках финансирования социальной работы;

•об оценке эффективности социальной деятельности, осуществляемой в социальных учреждениях;

•о перспективах развития социальной работы и социальных служб.

Во время производственной практики студенты могут приобрести следующие умения:

•умение организовать социальную работу с различными целевыми группами клиентов;

•умение вести документацию по социальной работе с различными клиентами (постановка на обслуживание, учет потребностей, учет получения услуг и пр., оформление отчетности);

•умение создавать и вести банк данных на целевые группы клиентов;

•умение сотрудничать в коллективах и сообществах профессиональных социальных работников;

•умение проводить исследования по социальным проблемам (постановка задачи, организация и проведение исследования, подготовка отчетов об исследовании и т. д.).

Производственная практика дает возможность сформировать и некоторые важнейшие личностные качества:

•добросовестность и пунктуальность при выполнении заданий;

•терпимость к людям другого внешнего облика, образа жизни и культуры (толерантность);

•чувство ответственности за клиента, которому предоставляется социальная помощь;

•уважение к профессии и профессиональной деятельности других специалистов по социальной работе.

Студент овладеет следующими общекультурными компетенциями:

владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

быть способным находить организационно-управленческие решения в не стандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);

стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

Студент овладеет следующими профессиональными компетенциями:

быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, социально-правовой поддержки, благополучия граждан (ПК-2);

быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам (ПК-4);

быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в организациях и службах социальной защиты населения (ПК-5);

быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7);

быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии правового патронажа, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, социально-правовой помощи населения (ПК-9);

быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере социально-правовой защиты и помощи населению (ПК-15);

быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, социально-правовой помощи (ПК-24);

быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей (ПК 35)

Кроме того, студент должен приобрести следующие профессионально-специализированные компетенции:

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов.

п/п

Разделы (этапы) практики

Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего

контроля

1

аа Подготовительный этап

Знакомство с деятельностью учреждения социального обслуживания и его целевыми группами клиентов (30 ч)

Запись

в дневнике. Составление графика практики

2

С Диагностический этап

Социальная диагностика целевой группы клиентов и конкретных граждан, проведение социоло­гических исследований для групповой диагностики (40 ч)

Результаты социологических исследований, социальный диагноз

3

Производственный этап

Разработка программ социальной помощи целевой группе клиентов.

Консультирование отдельных граждан по вопросам социальной помощи, предоставляемой в учреждении (30 ч)

Составление

индивидуальных или

групповых

программ

социальной

помощи.

Записи

в дневнике

4

Аналитический этап

А Анализ полученных данных, разработка предложений по устранению выявленных проблем, оформление результатов исследования (8 ч)

Составление отчета по практике

Рабочая программа производственной практики — Стр 2

  1. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕН­НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

[Указываются научно-исследовательские и научно-производственные технологии, которые может использовать студент при выполнении различных видов работ на производственной практике.]

При подготовке к прохождению квалификационной практике используются следующие технологии: личностно-ориентированные технологии, интерактивные технологии, технологии деловой и ролевой игры, кейс-стади, круглый стол, проблемный семинар, диспут, проектирование и моделирование ситуаций, упражнения, наблюдение, имитация, драматизация, моделирование, консультирование, дискуссии, собрание, разработка программ и проектов. Организация научно-исследовательской работы студентов осуществляется с участием всех преподавателей путем вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность. На кафедре социальной работы целесообразно вести единый учет студенческой научной деятельности и научных публикаций студентов, проходящих обучение на этой кафедре. Время, затраченное на научную деятельность, может быть зачтено в качестве времени прохождения практики.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ для самостоятельной работы

1. Разработать подробную программу знакомства с клиентом.

2. Составить план беседы с одним из клиентов.

3. Установить диагноз одного из клиентов.

4. Описать результаты посреднической деятельности с одной из общественных организаций.

5. Составить социальный проект для одной из категорий населения, наиболее нуждающейся в социальной помощи, и апробировать его.

  1. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРО­ИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ)

[Указываются формы аттестации по итогам производственной практики: составление и защита отчета, собеседование, дифференцированный зачет и др. формы аттестации, принятые в отечественной и международной академической культуре в рамках соответствующего направления подготовки. Устанавливается время проведения аттестации.]

Студенты должны:

•подготовить план прохождения практики, согласованный с руководителями практики от кафедры и от учреждения;

•оформить совместно с руководителем практики план-задание на прохождение практики;

•выполнять поручения руководителя практики по текущей работе учреждения в рамках и объемах, устанавливаемых учреждением;

• провести рекомендованные обязательные мероприятия;

• квалифицированно вести документацию в объемах и направлениях, соответствующих целям практики. К такой документации относятся:

•дневник практики по рекомендованной форме;

•подборка важных документов по выполненным работам (копии подготовленных приказов, рекомендаций, планов и т. д.), в которых практикант принимал участие.

Примечание. Копии должны иметь все необходимые реквизиты — названия, даты, резолюции, имена адресатов. Могут быть оформлены в виде вторых экземпляров или ксерокопий;

•документация, содержащая материалы исследований: описания методик, места и времени проведения, журналы, первичные материалы исследований и данные, сформированные в таблицы для дальнейшей обработки;

•документация по текущей деятельности учреждения, необходимая для подготовки дипломной работы: копии отчетов, статистические сведения и т. д.

Примечание: На использование этих материалов практикант должен получить согласие руководства учреждения.

Перед началом практической деятельности в учреждении (организации) студенты-практиканты должны пройти инструктаж по технике безопасности и мерам профилактики заболеваний в порядке, установленном для сотрудников учреждения (организации).

При необходимости и в соответствии с правилами внутреннего распорядка студентам необходимо пройти медицинский осмотр и представить его результаты в учреждение. Медицинский осмотр осуществляется в лечебно-профилактическом учреждении в объеме и с частотой, предписанными для работников учреждения, либо за счет учреждения, либо за счет обязательного медицинского страхования.

Отчет, который необходимо написать по окончании практики, должен включать краткое содержание целей практики, сжатую характеристику структуры учреждения и условий его работы, оценку контингента, с которым пришлось работать, и описание выполненных мероприятий в обобщенной форме.

Для итоговой конференции студенту нужно подготовить пятиминутное выступление, в котором следует рассказать о выполненной работе за период практики и дать личную оценку ее результатов. Необходимо отметить, удалось ли выполнить поставленные задачи и приобрести новые знания и умения, а также высказать пожелания по улучшению деятельности учреждения.

Отчет вместе с дневником студента и отзывом руководителя учреждения, в котором работал студент, необходимо в установленные сроки представить на кафедру социальной работы.

Критерии оценки результатов практики. Оценка результатов практики складывается из оценки, выставленной руководителем учреждения, оценки по ведению документации и оценки отчета студента.

Результаты практики оцениваются в виде дифференцированного зачета (с выставлением отметок).

При оценке результатов в первую очередь учитываются следующие факторы:

•мнение, высказанное в отзыве;

•содержание записей в дневнике и аккуратность его ведения;

•качество отчета;

•выступление на итоговой конференции.

Снижаются оценки за нарушение сроков сдачи отчета, за необоснованные пропуски либо отказы от выполнения каких-либо заданий, за небрежное ведение дневника.

После окончания практики на кафедре проводится итоговая конференция, в которой участвуют преподаватели, студенты и представители учреждений. На конференции каждый студент в устном выступлении подводит итог своей практической деятельности. Студент должен продемонстрировать: знание направлений деятельности учреждения, в котором проходил практику; умение вычленить из рутинной работы основные, наиболее важные моменты; умение определить свой реальный вклад в работу учреждения; способность анализировать работу учреждения в соответствии с его задачами и оценивать уровень организации в учреждении, психологическую атмосферу и перспективы развития. Очень ценно, если студенты выдвинут конкретные предложения по совершенствованию работы учреждения. Устное выступление на конференции дает возможность окончательно определить оценку студента по результатам практики. Оценку выставляют по пятибалльной системе.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕ­НИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Основная литература

Ангаева С.П., Мацукова Л.П. Концепция организации, прохождения и защиты практики студентов специальности «социальная работа» в органах и учреждениях социальной сферы Республики Бурятия. Улан-Удэ, 2001.

Библиографический указатель по социальной работе / Под ред. Л.Г.Гусляковой. Барнаул, 1999.

Введение в социальную работу: Теоретические и прикладные аспекты: Учеб. пособие / Под ред. Н.Г.Стойко. Красноярск, 1998.

Ветошкин С.А., Галагузова Ю.Н., Жарков Н.Д., Тищенко Е.Я. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе для учреждений: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. Екатеринбург, 2000.

Галагузова Ю.Н., Трухачев В.В., Штинова Г.И. Структура и содержание практики студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». Метод. пособие. Екатеринбург, 2000.

Гуслякова Л.Г. Практика как образовательная технология подготовки социальных работников. Барнаул, 1999.

Гуслякова Л.Г. Теория и методика подготовки специалистов по социальной работе в системе социогуманитарного образования современной России. Барнаул, 2000.

Исхаков Р.Х. Инновации в процессе профессионального становления студентов, обучающихся на специальностях «социальная работа» и «социальная педагогика» в Социальном институте РГППУ // Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике: Мат. второй региональной науч.-практич. конференции. Екатеринбург, 2002.

Кузьмин К.В. Теоретическое обучение и практика студентов: Проблемы взаимосвязи и взаимовлияния // Там же.

Дополнительная литература

Доэл М., Шардлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. под ред. Б.Ю.Шапиро. М., 1995.

Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы / Под ред. М.Доэл и С.Шардлоу. М., 1997.

Обучение социальной работе в России: Программы и технологии /Под ред. М.П.Гурьянова. М., 1998. Ч. 6. Методика и практика социальной работы.

Практика студентов специальности 022100 – Социальная работа: Рабочая программа и методические указания по организации и технологии проведения / Сост.: Н.П.Клушина, Т.Ф.Маслова, В.В.Митрофаненко. Ставрополь, 2000.

Саппс М., Уэлле К. Опыт социальной работы, введение в профессию. М., 1994.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОД­СТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Обучение в ходе практики проводится с использованием следующих методов:

  • аппаратурных: аудио-, видеотехники, компьютера;
  • печатных: статьи, официальные документы, статистические данные, инструкции, графики, фотодокументы;
  • письменных: дневников, писем, отчетов, опросников, резюме, протоколов, описания и анализа случаев;

Рабочая программа дисциплины

«Рабочая программа производственной практики»

Подписано в печать _________. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.