17
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
Утверждено на заседании кафедры от 22 октября 2008 г. Протокол № 2 п. 1 Зав. кафедрой ______________А.И.Голышев |
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Методические рекомендации
по подготовке контрольных работ (рефератов)
Для студентов заочной (полной) и заочной сокращенной форм обучения
Составитель: Павлова Маргарита Константиновна, кпедн, доцент
Псков — 2008
Учебный курс «Психология и педагогика» составлен на основе Государственного образовательного стандарта системы высшего образования второй ступени «дипломированный специалист». В этой связи он, с одной стороны является своеобразным введением в психологическую науку, с другой — осуществляет решение конкретных задач теоретической и практической подготовки студентов к их профессиональной деятельности.
Цели изучения дисциплины
Целью изучения курса является формирование у студентов научных знаний о фактах, закономерностях и механизмах психики человека, его психологических особенностях как личности, индивида, проявляющихся в условиях социально-обусловленной деятельности.
Задачи дисциплины:
1. Формировать у студентов — систему первоначальных взглядов о психологии как науке, ее предмете, истории становления, современном состоянии, методах психологического исследования.
2. Формировать у студентов научные понятия: психика, сознание, деятельность, личность, познавательные процессы, темперамент, характер, способности и др.
3. Дать конкретные знания о различных подструктурах личности, их взаимосвязи и месте в структуре личности.
4. Формировать профессиональные умения в использовании знаний о психике для решения современных задач.
5. Способствовать формированию у студентов активной позиции в познании личности, способности отстаивать и научно обосновывать свою точку зрения.
6. Способствовать переходу полученных знаний в личностные убеждения, стимулирующие личностное саморазвитие студентов.
Методические рекомендации по подготовке контрольных работ.
Результаты изучения курса могут быть изложены студентами в контрольной работе по одной из предлагаемых тем.
- Выбор темы— дело Вашего вкуса, симпатий и осведомленности в той или иной проблеме..
- Подбор литературы по теме. Читать и просматривать нужно как можно больше литературы, но отобрать для работы — минимум. Оставляйте для использования только ту литературу, в которой разобрались, которую поняли и усвоили.
3 . Составление плана темы и написание контрольной работы. При чтении литературы по выбранной теме следует составить примерный план будущей работы. Целесообразно выделить в плане не более трех-четырех вопросов, а внутри этих вопросов также не более трех-четырех параграфов.
Цитировать текст можно, но часто к этому прибегать не следует. Цитировать надо точно, с обязательным указанием автора, названия работы, всех выходных данных источника, страницы.
4. Оформление контрольной работы. Работа выполняется на бумаге для машинописи, листы сшиваются в виде брошюры или альбома. Писать надо четким и разборчивым почерком (возможен компьютерный набор или на печатной машинке).
Объем 20-25 страниц.
На титульном листе указывается полное название института, факультета, кафедры, предмета, темы, номер группы, Ф.И.О. студента, Ф.И.О. преподавателя, год написания.
На второй странице пишется оглавление работы с указанием страниц.
На последней странице после текста контрольной работы помещается список использованной литературы с указанием всех библиографических данных, кроме учебников. Не забудьте пронумеровать все страницы.
Студенты-заочники, не выполнившие контрольной работы, к зачёту не допускаются. Контрольная работа должна быть выполнена и отдана на проверку до начала экзаменационной сессии. Во время собеседования или экзамена тема контрольной работы и замечания по её выполнению могут быть предметом дополнительных вопросов и обсуждения.
Тематика контрольных работ
1. Общее представление о психологии как науке.
2. Историческое введение в психологию.
3. Современная психология, ее методология и место в системе наук.
4. Естественно-научные основы психологии.
5. Филогенез человеческой психики.
6. Психология поведения и деятельности человека.
7. Психология познавательной деятельности.
8. Психология ощущения и восприятия.
9. Внимание.
10. Память.
11. Мышление.
12. Воображение.
13. Речь.
14. Понятие личности.
15. Самосознание личности.
16. Эмоции и чувства.
17. Воля.
18. Темперамент.
19. Характер.
20. Способности.
21. Направленность личности.
Планы контрольных работ, литература.
Тема 1. Общее представление о психологии как науке.
- Человек как природное и одухотворенное существо.
- Психика человека.
- Сознательная и бессознательная психика.
- Определение психологии как науки.
- Связь научной психологии с житейской и практической.
Рекомендуемая литература.
- БассинФ.В.Проблема бессознательного. М., 1968.
- Веккер Л.М.Психические процессы: В 3 т. – Т.1. – Л., 1974. (Основные характеристики психических процессов).
- Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.
- Грановская Р. М.Элементы практической психологии. СПб., 2003.
- Гримак Л.П.Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М., 1989.
- Коломинский Я.Л.Беседы о тайнах психики. М., 1976.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Психология человека. М., 1989.
Тема 2. Историческое введение в психологию.
- Представление древних философов о душе
- Взгляды философов нового времени о сущности психики
- Современные психологические теории
- Психология в России
Рекомендуемая литература.
- Ждан А.Н.История психологии: от античности до наших дней М., 1990.
- Зейгарник Б.В.Теории личности в зарубежной психологии. М., 1983.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г.Общая психология. М., 2000.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1997.
- Фрейд. З.Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991.
Тема 3. Современная психология, ее методология и место в системе наук.
- Состояние современной психологии
- Структура психологии
- Связь психологии с другими науками
- Методология психологическихvисследований
- Методы исследования психических явлений
Рекомендуемая литература.
- Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды. – М., 1980. – Т. 1. (Классификация методов психологии)
- Лубовский Д.В.Введение в методологические основы психологии. Москва-Воронеж, 2005.
- Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М.: Смысл, 1997.
- Соколова Е.Т.Проективные методы исследования личности. М., 1980.
- Теплов Б.М.Избранные труды: В 2 т. – Т.1.- М., 1985. (О методах психологического исследования. С.280-309)
- Тихомиров О. К.Понятия и принципы общей психологии: Учебное пособие для слушателей ФПК факультетов психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
- Фресс П., Пиаже Ж.Экспериментальная психология. Вып 1,2. М., 1966 (Экспериментальный метод в психологии)
Тема 4. Естественно-научные основы психологии
- Строение и функции нервной системы человека
- Динамическая локализация психических процессов
- Мозг, психика и поведение человека
- Биоэнергетическая концепция психики
Рекомендуемая литература.
- Бехтерева Н.П.О некоторых методологических вопросах в изучении проблемы мозга и психики // Вопросы психологии. 1986. №4
- Дельгадо Х.Мозг и сознание. М., 1971.
- Донцов В. И.Биоэнергетика человека. М., 1978.
- Дубровский Д.И.Информация, сознание, мозг. М., 1976.
- Лурия А.Р.Эволюционное введение в психологию. М., 1975.
- Симонов П.В.Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М., 1987.
- Чуприкова Н.И.Психика и сознание как функции мозга. – М., 1985.
Тема 5. Филогенез человеческой психики.
- Развитие психики в филогенезе
- Психика и формы поведения животных
- Возникновение и развитие сознания у человека
- Сходство и различие психики человека и животных
Рекомендуемая литература.
- Дольник В.Непослушное дитя биосферы. М., 1994
- Кликс Ф.Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1973.
- Леонтьев А.Н.Проблемы развития психики. М., 1981.
- Лурия А.Р.Эволюционное введение в психологию. М., 1975.
- Спиркин А.Г.Сознание и самосознание. М., 1972.
- Тинберген Н. Поведение животных М.: Мир, 1985.
- Фабри К.Э.Основы зоопсихологии. М., 1976.
- Хайнд Р.Поведение животных. М., 1974.
- Шовен В.Поведение животных. М., 1972.
Тема 6. Психология поведения и деятельности человека.
- Понятие о поведении и деятельности
- Психические и физические компоненты поведения и деятельности
- Виды поведения и деятельности
Рекомендуемая литература.
- Эльконин Д.Б.Психология игры. М., 1978.
- Щукина Г.И.Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. М., 1986.
- Формирование учебной деятельности школьников/ Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982.
- Каган М.С.Человеческая деятельность. М., 1974.
- Асмолов А.Г.Деятельность и установка. М., 1979.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М., 1988.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Системогенетический подход. Ярославль: Изд-во Ярославск. ун-та, 1979.
Тема 7. Психология познавательной деятельности.
- Понятие о познавательной деятельности и ее структура
- Мотивация познавательной деятельности
- Формирование и диагностика познавательной деятельности
Рекомендуемая литература.
- Бруннер Дж.Психология познания. М., 1977.
- Величковский Б.М.Современная когнитивная психология. М., 1982.
- Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971.
- Познавательные процессы и способности в обучении.М., 1990
- Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.
- Щукина Г.И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
Тема 8. Психология ощущения и восприятия.
- Понятие об ощущении
- Свойства ощущения
- Классификация ощущений
- Закономерности ощущений
- Понятие о восприятии
- Виды восприятия
- Свойства восприятия
Рекомендуемая литература:
- Ананьев.Б.Г.Психология чувственного познания. М., 1960.
- Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р.Психология восприятия. М., 1973.
- Грегори Р. Глаз и мозг. М.: Прогресс, 1970.
- Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию.
- Логвиненко А.Д.Психология восприятия. М., 1987
- Логвиненко АД. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
- Лурия А.Р.Ощущение и восприятие. М., 1975.
Тема 9. Внимание
- Понятие о внимании
- Свойства внимания
- Виды внимания
- Индивидуальные особенности внимания
Рекомендуемая литература.
- Выготский Л.С.Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Романова. М., 2000.
- Гальперин П.Я.К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. М., 1976.
- Гоноболин Ф.Н.Внимание и его воспитание М., 1972.
- Добрынин Н.Д.О теории и воспитании внимания // Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Романова. М., 2000.
- Ермолаев О.Ю.Внимание школьника. М., 1987
- Лурия А.Р.Внимание и память. М., 1975.
- Рибо Т.Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. М., 1976.
Тема 10. Память.
- Понятие о памяти
- Классификация видов памяти
- Процессы памяти
- Индивидуальные особенности памяти
Рекомендуемая литература.
- Аткинсон Р.Человеческая память и процесс обучения. М., 1980
- Бергсон А.Две памяти // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.
- Вейн А.М., Каменецкая Б.И.Память человека. М., 1973
- Веккер Л.М.Психические процессы. Т.1. Л., 1974.
- Зейгарник Б.В.Воспроизведение незавершенных и завершенных действий // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.
- Зинц Р.Обучение и память. Минск, 1984.
- Зинченко П.И.Непроизвольное запоминание и деятельность // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.
- Кпацки Р. Память человека: Структуры и процессы М.: Мир, 1988.
- Лапп Д.Улучшаем память в любом возрасте. СПб., 2003.
- Лезер Ф.Тренировка памяти. М., 1979.
- Линдсей П., Норманн Д.Системы памяти // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.
- Лурия А.Р.Внимание и память. М., 1975.
- Норман Д. Память и научение. М.: Мир, 1985.
- Роговин М.С.Проблемы теории памяти. М., 1966
- Смирнов А.А.Проблемы психологии памяти. М., 1977
Тема 11. Мышление.
- Понятие о мышлении
- Мыслительные операции
- Логические формы мышления
- Виды мышления
- Индивидуальные особенности мышления
Рекомендуемая литература.
- Бруннер Дж.Стратегии приема информации при образовании понятий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981
- Брушлинский А.В.Продуктивное мышление и процесс обучения. М., 1980.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2.
- Гальперин П.Я.Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981
- Калмыкова З.И.Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981
- Лурия А.Р.Язык и мышление. М., 1979
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
- Теплов Б.М.Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981
- Тихомиров О.К.Психология мышления. М., 1984.
- Юнг К.Мышление у экстраверта и интроверта // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981
Тема 12. Воображение
- Понятие о воображении
- Процессы воображения
- Виды воображения
Рекомендуемая литература.
- Брушлинский А.В. Субъект, мышление, учение, воображение // Избранные психологические труды. М.; Воронеж: МОДЭК, 1996. (Психологи отечества).
- Карандашев Ю.Н.Развитие представлений у детей. Минск, 1987.
- Коршунова Л.С.Воображение и его роль в познании М., 1979.
- Коршунова Л.С., Пружинин Б.И.Воображение и рациональность. М., 1989.
- Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990
- Розет И.М.Психология фантазии. Минск, 1977
Тема 13. Речь.
- Понятие о речевой деятельности
- Виды речевой деятельности
- Развитие речевой деятельности
Рекомендуемая литература.
- Ахутина Т.В.Порождение речи. М., 1989
- Жинкин Н.И.Речь как проводник информации. М., 1982
- Леонтьев А.А.Слово в речевой деятельности. М., 1965
- Лурия А.Р.Язык и сознание. М., 1979
- Соколов А.Н.Внутренняя речь и мышление. М., 1968
- Ушакова Т.Н.Речь человека в общении. М., 1989.
- Хомский Н.Язык и мышление. М., 1972
Тема 14. Понятие личности.
- Определение личности (работа в подгруппах, обсуждение)
- Проблема личности в современной психологии
- Структура личности
- Формирование личности в онтогенезе
Рекомендуемая литература.
- Ананьев Б.Г.Некоторые черты психологической структуры личности. // Психология и проблемы человекознания. – М,1996
- Анцыферова Л.И.Некоторые теоретические проблемы психологии личности. // Вопросы психологии, 1978. № 1.
- Барон Ф.Личность как функция проектирования человеком самого себя. // Вопросы психологии, 1990. № 2. С.153
- Биологическое и социальное в развитии человека. / Отв. ред. Ломов Б.Ф.- М, 1977
- Богданов В.А. Причинный и целевой подходы в развитии теорий личности. // Вопросы психологии, 1991. № 3. С.45
- Божович Л.И.Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Избранные психологические труды. – М, 1995
- Выготский Л.С.Развитие высших психических функций. / Собр.соч. в 6 т. Т.3. — М, 1983
- Колга В.Проблемы личности: идеология и психология. // Вопросы психологии, 1990. №4. С.141
- Кон И.С.Проблема Я в психологии. // Открытие Я. – М, 1978
- Косов Б.Б.Личность: актуальные проблемы системы подхода. // Вопросы психологии, 1997. № 6. С.58
- Леонтьев А.Н.Индивид и личность. // Деятельность и личность. // Вопросы философии. 1974. №4
- Леонтьев Д.А.Личность: человек в мире и мир в человеке. // Вопросы психологии, 1989. № 3. С.11
- Леонтьев А.Н. Формирование личности. // Деятельность и личность. // Вопросы философии. 1974. №4
- Личность: определение и описание. // Вопросы психологии, 1992. № 3-4. С.34
- Ломов Б.Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии. — М, 1984
- Мясищев В.Н.Структура личности и отношения человека к действительности. // Психология отношений. – М, 1995
- Орлов А.Б.Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. // Вопросы психологии, 1995. № 2. С.5
- Рубинштейн Л.С.Теоретические вопросы психологии и проблема личности. // Проблемы общей психологии. – М, 1976
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Общее представление о личности в психологии. // Психология человека. – М, 1995
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Психологические образования личности. // Психология человека. – М, 1995
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Личность как социокультурная реальность. // Психология человека. – М, 1995
- Столин В.В.Организм, индивид, личность. // Самосознание личности. – М, 1983
- Тарасов Г.С.О неповторимости человеческой личности. // Вопросы психологии, 1989. №3. С.122
- Фельдштейн Д.И.Психология становления личности. – М, 1994
Тема 15. Самосознание личности
- Структура Я-концепции личности.
- Формирование Я-концепции.
- Самооценка и ее роль в поведении личности.
- Психологическое время личности.
Рекомендуемая литература.
- Арестова О.Н.Операциональные аспекты временной перспективы личности. // Вопросы психологии, 2000. № 4. С. 61
- Бернс Р.Развитие Я — концепции и воспитание. М., 1986.
- Гинзбург М.Р.Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии, 1994. № 3. С.43
- Захарова А.В.Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопросы психологии, 1989. № 1. С.5
- Зимбардо Ф.Формирование самооценки. // Застенчивость. – М, 1991
- Кон И.С.Психология самосознания. // В поисках себя. – М, 1983
- Кон И.С.Категория Я в психологии. // Психологический журнал. Т.2. 1981. № 3
- Павленко В.Н.Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. // Вопросы психологии, 2000. № 1. С.135
- Пантилеев С.Р.Самоотношение как эмоционально-оценочная система. – М, 1990
- Рубинштейн Л.С.Самосознание личности и ее жизненный путь. // Проблемы общей психологии. – М, 1976
- Столин В.В.Самосознание личности. – М, 1983
Тема 16. Эмоции и чувства.
- Проблема эмоций в психологии
- Теории эмоций
- Психологические состояния: настроение, тревога стресс, аффект
- Чувства
- Понятие об эмоциональности личности
Рекомендуемая литература.
- Айзенк Х.Психологические теории тревоги. //Тревога и тревожность. Хрестоматия. / Сост. В.М.Астапова. – СПб, 2001
- Аргайл М.Радость. // Психология счастья. – М, 1990. С.183-203
- Березин Ф.Б.Психологическая адаптация и тревога.// Психологические состояния. Хрестоматия. / Сост. Л.В.Куликов. – СПб, 2000
- Вилюнас В.К.Основные проблемы психологической теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М, 1984
- Калашник Я.М.Патологичекий аффект. //Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М, 1984
- Китаев-Смык Л.А.Социально-психологическое исследование стресса. // Психология стресса. – М, 1983. С.280-287
- Коломинский Я.Л.Психология эмоциональных отношений. // Вопросы психологии, 1988. № 5.
- Куликов Л.В.Психология настроения. – СПб, 1997
- Левитов Н.Д.Настроение. // О психологических состояниях человека. – М, 1964. С.106-110
- Леонтьев А.Н.Потребности мотивы и эмоции. – М, 1971. С.1-40
- Липер Р.У.Мотивационная теория эмоций. //Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М, 1984
- Муздыбаев К.Психология зависти. // Психологический журнал. 1997. № 6
- Мэй Р.Краткое изложение и синтез теорий тревоги. //Тревога и тревожность. Хрестоматия. / Сост. В.М.Астапова. – СПб, 2001
- Новицкая Л.П.Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека. // Психологический журнал. 1984. № 6
- Пашина А.Х.Художественный и мыслительный типы личности: особенности эмоциональной сферы. // Психологический журнал. 1994. № 3
- Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций. //Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. — М, 1984
- Семенов В.В. Психогенетические исследования эмоциональности. // Вопросы психологии, 1983. № 3.
- Симонов П.В.Информационная теория эмоций. // Эмоциональный мозг. – М, 1981. С.1-40
- Фрейд З.Печаль и меланхолия. // Психологические состояния. Хрестоматия. / Сост. Л.В.Куликов. – СПб, 2000
- Хорни К.Тревожность. // Невротическая личность нашего времени. – М, 1993
Тема 17. Воля
- Проблема воли в психологии
- Структура воли
- Условия развития воли
- Нарушения развития воли
Рекомендуемая литература.
- Александрова Н.И., Шульга Т.И.Изучениен волевых качеств в школьном возрасте с помощью методики «нерешаемая задача». // Вопросы психологии, 1987. № 6.
- Ананьев Б.Г.Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания. // Избр.психол.труды. Т.2. – М, 1980
- Баканов Е.Н.Стадии развития волевых процессов. // Вестник МГУ. Психология, 1977. №4
- Веккер Л.М.К постановке проблемы воли. // Вопросы психологии, 1957. № 2.
- Гоноблин Ф.Н.Воля, характер, деятельность. – Минск, 1966
- Жоров П.А., Шульга Т.И.Волевые качества и эмоциональная устойчивость школьников. // Новые исследования в психологии. – М, 1987. №1
- Зябкина И.В.Нарушения волевой регуляции деятельности у больных шизофренией и психопатических личностей. // Вопросы психологии, 1995. № 5.
- Иванников В.А.К сущности волевого поведения. // Психологический журнал. 1985. № 3
- Иванников В.А., Эйдман Е.В.Структура волевых качеств по данным самооценки. // Психологический журнал. 1990. № 3
- Макарушкина М.А., Эйдман Е.В., Иванников В.А.Проблема воли в зарубежной психологии. // Вопросы психологии, 1988. № 3.
- Махлах Е.С., Рапопорт И.А.Соотношение памяти и волевых качеств личности. // Вопросы психологии, 1980. № 1.
- Никифоров Г.С.Самоконтроль человека. – Л, 1989
- Пуни А.Ц.Психологические основы волевой подготовки в спорте. – Л, 1977
- Селиванов В.Н.Психология волевой активности. – Рязань, 1974
- Селиванов В.Н.Волевая регуляция активности личности. // Психологический журнал. 1982. № 4
- Симонов П.В.О филогенетических предпосылках воли. // Вопросы психологии, 1971. № 4
- Шульга Т.И.Проблемы полевой регуляции в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1994. № 1.
Тема 18. Темперамент.
- Понятие о темпераменте. История исследований темперамента.
- Физиологические основы темперамента.
- Основные свойства и проявления темперамента
- Роль темперамента в поведении и деятельности.
Рекомендуемая литература.
- Климов Е.А.Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982.
- Мерлин В.С.Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986
- Небылицын В.Д.Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982
- Русалов В.М.О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. №1.
- Русалов В.М.Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психол. журн. 1989. Т. 10. № 1. С. 22–25.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии.- М., 1982.
- Теплов Б.М.Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985. Т.2.
Тема 19. Характер.
- Понятие характера: исторический обзор и современное состояние
- Структура характера. Классификации черт характера.
- Акцентуация характера
- Формирование характера в онтогенезе
Рекомендуемая литература.
- Ананьев Б.Г.Проблема формирования характера // Избранные психологические труды. В 2 т. – М., 1980. Т. 2.
- Ковалев А.Г., Мысищев В.Н.Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982.
- Лазурский А.Ф.Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982.
- Левитов Н.Д.Проблема характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982.
- Леонгард К.Акцентуированные личности. Киев, 1981.
- Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
- Орлов Ю.М.Самопознание и самовоспитание характера. М., 1987.
- Цылев В.Р.Об условиях, влияющих на становление характера. Вопросы психологии. 2001. №5. С. 128-135
Тема 20. Способности
- Определение способностей, проблемы изучения способностей
- Классификация способностей.
- Задатки, склонности и способности
- Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность
- Развитие способностей в онтогенезе.
Рекомендуемая литература.
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. СПб.: Питер, 2000.
- Крутецкий В.А.Психология математических способностей школьников. М., 1968 (Теория способностей, с. 72-96)
- Лейтес Н.С.Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. №5.
- Одаренные дети/ Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.
- Пономарев Я.А.Психология творчества. – М.,1976
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды: В 2 т. – Т. 1- М., 1985.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии// Вопросы психологии. 1998. №4.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
- Холодная М.А.Психология интеллекта. — СПб., 2002.
Тема 21. Направленность личности.
- Понятие направленности личности
- Структура направленности
- Психологические основы формирования направленности личности.
Рекомендуемая литература.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Ильин Е.П.Мотивация и мотивы. СПб. 2000.
- Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983.
- Леонтьев Д.А.Психология смысла. М., 2003.
- Маслоу А.Мотивация и личность СПб., 2003.
- Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание: Типы: Диагностика: Формирование. — М., 2000.
- Узнадзе Д.Н.Психология установки. — СПб.: Питер , 2001.
- Франкл В.Человек в поисках смысла. М. 1990.
- Хекхаузен Х.Психология мотивации достижения. СПб. 2001.
- Чирков В.И.Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. №3.
Формы итогового контроля
Требования к уровню освоения содержания курса
Требования, определенные государственным стандартом:
— знать основные категории и понятия психологической и педагогической наук, иметь представление о предмете и методе психологии и педагогике, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;
— знать основные функции психики, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;
— иметь представление о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;
— знать основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
— владеть системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;
— знать объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
— владеть современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.
Вопросы к зачетам
- Предмет и задачи современной психологии.
- Исторические этапы становления основных психологических понятий.
- Методы исследования в психологии.
- Этапы и уровни сложности психологического исследования.
- Уровни управления поведением и деятельностью человека.
- Характеристика основных компонентов соматического уровня управления поведением.
- Теория конституциональных различий Кречмера и Шелдона.
- Характеристика основных компонентов психического уровня управления поведением.
- Бессознательный компонент психического уровня управления. Структура личности по З.Фрейду.
- Основные механизмы психологической защиты личности.
- Основные стадии психосексуального развития личности.
- Характеристика подсознательного компонента психического уровня управления поведением (внушения, психологические установки, навыки).
- Структура личности по Э.Берну, характеристика трансакций.
- Сознательный уровень управления поведением, его основные компоненты.
- Ощущения, физиологическая основа, виды и свойства, пороги ощущений.
- Восприятия, отличительные особенности, виды и свойства.
- Сложные формы восприятия.
- Память, характеристика, виды, специфические процессы, этапы логического запоминания.
- Мышление как высшая форма психической деятельности, его виды, уровни и формы.
- Компонент «ОТНОШЕНИЕ», его характеристика и структура.
- Общая характеристика основных положительных базовых эмоций.
- Общая характеристика отрицательных базовых эмоций.
- Эмоциональные состояния, их характеристика и отличительные особенности.
- Общая характеристика чувств, их классификация.
- Компонент «РЕГУЛЯЦИЯ». Понятие о воле. Этапы сложного волевого действия.
- Основные формы проявления воли.
27. Понятие «свобода воли и ответственность».
28. Внимание, его виды, функции и свойства.
29. Понятие о рефлексии, её структура и характеристика компонентов.
30. Характеристика понятия «СОЦИАЛИЗАЦИЯ». Основные этапы социализации.
31. Личностный уровень управления поведением. Понятие о темпераменте. Соотношение высшей нервной деятельности и темперамента.
32. Общая характеристика основных свойств темперамента.
33. Характеристика типов темперамента.
34. Общее представление о характере и его структуре. Основные методы изучения характера человека.
35. Характерологические ориентации.
36. Понятие об акцентуациях характера.
37. Понятие о способностях. Основные критерии развития способностей.
38. Уровни развития способностей. Понятие об одаренности.
39. Взаимодействие генетических и средовых факторов в процессе развития способностей.
40. Понятие о направленности личности и её структуре.
41. Деятельностный уровень управления поведением, его структура и компоненты.
42. Результативный уровень управления поведением.