Психотерапия 4

Содержание

Введение 2

1. Методы психотерапии 4

1.1. Психоанализ 4

1.2 Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия 5

1.3 Гештальт – терапия 8

1.4 Нейролингвистическое программирование (НЛП) 9

1.5 Телесно-ориентированная психотерапия 11

1.6 Когнитивная психотерапия 12

1.7 Психодрама 13

1.8 Арт-терапия 16

Заключение 17

Список используемой литературы 19

Введение

Существуют различные определения психотерапии. Например, психотерапия — это система лечебного воздействия на больного, опосредованная через психическую сферу (Михайлов Б.В., 2002).

J.O. Beahrs считает, что психотерапия – это осуществляемый в соответствии с соглашением процесс, в ходе которого один человек (профессиональный психотерапевт) намеренно использует свои знания и навыки общения в попытке вызвать изменения в другом человеке (клиенте) (Beahrs J.O., 1990).

Наиболее популярным в настоящее время является определение Б.Д. Карвасарского, в котором психотерапия понимается как система психического воздействия при помощи различных техник на психику, а через нее и на весь организм, с целью лечения или профилактики дезадаптации, развития здоровья или достижения других сформулированных целей (Б.Д. Карвасарский, 2002).

Исходя из этого определения, можно говорить, что психотерапия оказывает оздоравливающее воздействие не только на психику человека, но и на его физическое состояние.

В настоящее время известно и осуществляется на практике около 400 различных методов психотерапии для взрослых и примерно 200 — для детей и подростков, описано около 300 психологических синдромов или сочетаний симптомов, для лечения которых рекомендуется та или иная психотерапия (A. Kazdin, 1994).

Различные методы психотерапии, объединяемые принципиальным подходом к лечению, образуют направления психотерапии. В настоящее время наиболее часто выделяют три психотерапевтических направления: психоаналитическое, бихевиористское, экзистенциально-гуманистическое (Карвасарский Б.Д., 2002).

Однако Б.Д. Карвасарский отмечает, что понятие метода в психотерапии крайне размыто, и это проявляется в их классификациях. В одних речь идет о конкретных психотерапевтических методах, в других — о самостоятельных психотерапевтических направлениях. В качестве оснований для классификации в одних случаях рассматривается цель психотерапевтического воздействия, в других — психологические структуры, к которым это воздействие обращено, в третьих — инструменты воздействия и пр. На многообразие значений понятия «психотерапевтический метод» обращают внимание и другие авторы. Например, А.В. Александрович выделил 4 уровня или 4 плоскости использования этого термина. Понятию «метод» соответствует 1-й уровень — это собственно методы как конкретные техники и приемы, 2-й уровень отражает виды психотерапии (на основании условий, в которых она протекает), 3-й уровень — формы психотерапии (на основании инструментов психотерапевтических воздействий), 4-й уровень — теоретические направления (Aleksandrowicz J.W., 1979. – Цит. по Карвасарскому Б.Д., 2002).

3 стр., 1260 слов

14. Групповая психотерапия. Разнообразие психотерапевтических групп

Важнейшим психотерапевтическим фактором являются взаимоотношения участников группы и их взаимо­действие с терапевтом группы. В групповой динамике можно вы­делить три уровня: 1. отдельная ... ческая групповая терапия, сформировавшаяся на основе теории W.Bion Гавистокская школа групповой психотерапии, межличностная групповая психотера­пия, представленная I.D.Yalom, гештальт-терапия, трансактный анализ ...

К. Граве (1994) разделяет методы психотерапии на две группы: где психотерапевт стремится понять проблемы пациента и активно их преодолевать, и где он способствует лучшему пониманию пациентом себя, своих мотивов, ценностей, цели своего поведения и стремлений.

Делая это обозрение, я поставила себе цель описать наиболее популярные методы психотерапии, используемыми в настоящее время. Давая им краткие характеристики, я постаралась выразить их основную суть.

1. Методы психотерапии

1.1 Психоанализ — это школа в психотерапии, разработанная в конце XIX — начале XX века доктором Зигмундом Фрейдом и включающая в себя множество психотерапевтических методов, в первую очередь в отношении работы с бессознательным пластом психики человека.

Впоследствии психоанализом стали называть достаточно широкий круг психологических методов, так или иначе опирающихся в своей работе на такой феномен человеческой психики, как бессознательное. Психоанализ как лечебный метод особенно популярен и распространён был в XX веке в Европе и Америке.

Поворотным моментом в создании психоанализа следует считать выступление сорокалетнего доктора Зигмунда Фрейда в 1896 году в Венском психиатрическом и нейрологическом обществе. В своём докладе Фрейд (до этого занимавшийся, в частности, физиологическими исследованиями) сообщил: проведённые им исследования показали, что в основе невротических расстройств всегда лежат сексуальные желания. Нереализованные сексуальные желания, возникшие в детстве и вытесненные в область бессознательного. Это был скандал, после которого Фрейд долгое время вынужден был провести в своего рода научной изоляции, которая, однако, позволила ему продолжить свои исследования и ещё глубже продвинуться в своих открытиях. Об этом подробно рассказано в статье Глеба Давыдова «Психоанализ, кусающий собственный хвост», написанной ко дню рождения основателя психоанализа.

В основу первых открытий психоанализа лёг придуманный Фрейдом в соавторстве с доктором Йозефом Брейером катартический метод лечения неврозов (о нём подробнее тоже читайте в статье «Психоанализ, кусающий собственный хвост»).

24 июля 1895 года Фрейду приснился сон, благодаря которому он пришёл к выводу, что сновидения — это королевская дорога к бессознательному, так как они наполнены символами, являющимися своего рода сигналами бессознательного, которые можно расшифровать, проанализировав, и истолковать. Постепенно это помогло Фрейду разработать метод свободных ассоциаций. ……………

5 стр., 2282 слов

Презентация на тему: Методы

... поощрение конструктивного поведения исполнителей и руководителей. Менеджеры по персоналу используют методы психологического воздействия для управления своими подчиненными, для координации их деятельности. Они ... идут на четырех “уровнях”: на уровне всего общества (государства) на уровне коллектива (организации) на уровне рабочей группы на уровне индивида (личности) Методы комплектования малых групп ...

Заключение

В заключение отметим, что цель психотерапии — устранение патологической симптоматики. Она имеет следующие иерархические уровни: психический; неврологический; вегетативный; соматосистемный; соматоорганный.

Сложная структура клинических синдромов, включающая, как правило, симптоматику всех уровней, обусловлена наличием единой интегративной системы психо-нейро-вегето-трофо-соматической регуляции, осуществляемой нервной системой.

Открытие новых классов нейротрансмиттеров, эндорфинов и прочих заполнило недостающие звенья в цепи подчинённости считавшихся ранее относительно автономными гуморальной и эндокринной систем.

Выбор форм и методов психотерапии определяется следующими факторами:

— нозологической принадлежностью патологии для выбора этиопатогенетического воздействия;

— определением личностных особенностей пациента;

— относительным преобладанием какого-либо из уровней симптоматики;

— личностной аутоидентификацией психотерапевта;

— концептуально-методологической основой психотерапевтического направления, определяющего характер корригирующего воздействия.

Воздействие на психическом уровне.

Основным является информационное воздействие, т.е. передача пациенту новой информации или изменение значения уже существующей. Очень важным является эмоциональное воздействие, так как при несовпадении когнитивного и эмоционального восприятия информации она может быть заблокирована или извращена. Конечной целью воздействия на психическом уровне может являться как нивелировка моносимптомов, так и изменение интегративных характеристик личностного реагирования.

Воздействие на психофизиологическом уровне.

Основным является сочетанное психофизиологическое воздействие, как правило, на анализаторном уровне, в том числе с использованием принципа обратной связи. Терапевтическое действие реализуется через рефлекторные, физиологические, поведенческие механизмы, описанные И. П. Павловым, Ч. С. Шеррингтоном, Б. Ф. Скиннером.

Воздействие на нейровегетативно-соматическом уровне.

Основным является рефлекторно-соматогенное воздействие, как правило, с эмоциональным подкреплением, носящее тренинговый характер. При этом используется физическое воздействие на рефлекторные точки, зоны, части тела, системы (мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая и др.).

Список используемой литературы:

1. Алейникова Т.В. Психоанализ – Ростов н/Д.: Феникс, 2004

2. Беличева В.И. Психокоррекция в повседневной жизни. СПб., 2002.

3. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач. //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: МГУ, 1981

Кондаршенко В.Т. Общая психология. Учебное пособие. Минск, 2001.

4. Лейбин В.М. Психоанализ – СПб.: Питер, 2002

5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии – М.: Наука; Воронеж: МОДЭК, 1999

6. Психологическая помощь и консультирование // под ред. Тукушкиной М.К. – М.: Речь, 2002

2 стр., 749 слов

Заключение по методике РНЖ ОРИГИНАЛ (2)

... – «Нехрютка»- можно заключить иронически – юмористическое отношение испытуемого к процедуре обследования. Заключение: Обобщая полученные в ходе обследования данные, испытуемого можно охарактеризовать как человека действия, ... на реализацию своих установок и намерений. В прорисовке линий испытуемый, в основном, придерживается уверенной линии со средним равномерным нажимом и чёткими соединениями, ...

7. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. – М.; Киев: Высшая школа, 1997

Рудестам К, Групповая психотерапия. Психокоррекицонные группы: теория и практика. Пер. с англ. М., 1990.

8. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. Павлова А.М., Холостовой Е.И., М., 2003.