Введение
В любом обществе, любом государстве на разных исторических этапах развития были и будут дети, которые в силу разных причин и обстоятельств остаются без попечения родителей. Сиротство – социальное явление, характеризующееся наличием детей, оставшихся без попечения родителей. Проследив историю развития учреждений для сирот, можно увидеть, как при экономических трудностях государства, вызывающих снижение уровня жизни его граждан, увеличивается число сирот, беспризорных и безнадзорных детей.
Для нашего государства в настоящее время проблема сиротства актуальна – наблюдается постоянное увеличение числа детей-сирот как реакция на социально-экономические кризисы. Ежегодно в детские дома и школы-интернаты Российской Федерации помещается большое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в 2001 г. в детские интернатные учреждения было направлено 36 112 детей-сирот – 28,2 % от общего количества выявленных детей.
До настоящего времени не оказывается помощь кризисным семьям и детям, проживающим в этих семьях, не созданы специальные центры по работе с семьей, отсутствует эффективная просветительская программа, раскрывающая негативные последствия сиротства для детей и общества, пропагандирующая ценности семьи и семейного воспитания.
Нерешенным остается вопрос об организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в младенческом и дошкольном возрастах.
Учитывая данное обстоятельство, а также то, что работа в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по формированию готовности воспитанника к полноценной жизни в обществе не всегда адекватна сегодняшним требованиям, необходимо активизировать работу по совершенствованию деятельности данных учреждений.
Государство и общество призваны заботиться о развитии и воспитании детей-сирот, с опорой на знание истории проблемы социального призрения, исторического опыта организации системы учреждений призрения.
Наряду с общими тенденциями развития учреждений призрения сирот, свойственными России в целом, каждый регион имеет специфические особенности. Рассмотрим историко-педагогическую проблему социального призрения в России, отмечая ее региональные особенности в Новосибирской области.
Специфика личностного и социального развития детей-сирот и детей, ...
... Соколовой, И.С. Кона (изучение проблем подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа). Объектомисследования являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее - дети-сироты), воспитывающиеся в условиях приюта. Предметом выступают особенности личностного ...
Проведя анализ литературы по теме, мы можем выделить следующих авторов, занимавшихся проблемой социально-педагогической поддержки детей-сирот:
Психолого-педагогические основы формирования и развития личности даны в трудах Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.Н. Гурова, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, И.А. Малашихиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.
Общие вопросы становления и развития социально-педагогической и психологической служб в образовательных учреждениях раскрыты в трудах А.И. Акуловой, Н.Е. Бекетовой, Т.А. Васильковой, Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, В.Н. Гурова, М.П. Гурьяновой, И.Н. Закатовой, В.П. Озерова, Е.М. Рыбинского, П.А. Шептенко, Т.Ф. Яркиной и др.
Проблемы психолого-педагогической поддержки процессов воспитания и формирования личности ребенка, в том числе детей-сирот, раскрыты в исследованиях О.С. Газмана, А.В. Гордеевой, В.В. Морозова, Л.Я. Олиференко, Л.К. Сидоровой и др.
В работах А. Горовцева, В. Гогена, Е. Максимова, С. Гогеля история развития социальной помощи в России осмысливается в контексте зарубежного опыта, позволяя ученым увидеть национальное и культурное своеобразие отечественного общественного призрения.
На сегодняшний день проблемами детского призрения занимаются такие ученые как Бадя Л. В. – занимается анализом исторического опыта социальной работы в России; Фирсов М. В. – разработал теорию социальной роботы; Беляков В. В. – занимался проблемами детей-сирот в годы Великой Отечественной войны; Иващенко В. И. – занимался проблемами, методикой и опытом социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях.
Вместе с тем, анализ литературы, проведенный в рамках нашего исследования, подтверждает, что проблемы сиротства недостаточно изучены. Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Деятельность некоммерческой организации по сопровождению детей-сирот» актуальной и своевременной.
В словарях и энциклопедических изданиях встречается несколько вариантов определений понятия, мы рассмотрим их. Социально-психологическое сопровождение – целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда и жизни, попадающих в поле деятельности психологической службы или конкретного практического психолога (психологическая энциклопедия).
Медико-психолого-педагогическое сопровождение индивидуального развития (МППС ИР) — особая форма психолого-педагогической практики, предполагающей со- участие взрослого в индивидуальном развитии ребенка за счет отслеживания (диагностики) процесса созревания, роста и формирования необходимых способностей, позволяющих ребенку решать задачи возраста с опорой на собственные ресурсы.
Основная задача сопровождения — создание ситуации развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступает в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.
Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста
... моторики. Нарушения мелкой моторики, в свою очередь, влияют на развитие речи. Проявления нарушений моторики детей в логопедическом и психолого-педагогическом аспекте изучались многими авторами (Левина Р.Э., Филичева Т.Б., ...
Цель психолого-педагогического сопровождения — формирование и актуализация определенных психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить. Достижение этой цели не возможно без сформированности и созревания определенных функциональных (психофизиологических) структур, обеспечивающих реализацию данных способностей.
Таким образом, под сопровождением понимается сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Сопровождение обеспечивает создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. В упрощенной трактовке: сопровождение может быть определено, как помощь ребенку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора — множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
Профилактика.
Индивидуальная и групповая диагностика (скрининг).
Консультирование (индивидуальное и групповое).
Развивающая работа (индивидуальная и групповая).
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
В логике медико-психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития важно различение коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей — смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка.
Субъектом медико-психолого-педагогического сопровождения является ребенок, воспитывающийся без родительского попечения в учреждении интернатного типа. Каждый ребенок имеет свою индивидуальную историю сиротства, свой опыт отношений со взрослыми, свой особый характер личностного развития, который не во всех случаях может быть квалифицирован, как отставание или задержка психического развития. В силу этих обстоятельств, целесообразность индивидуального сопровождения психического развития воспитанников детского дома является совершенно очевидной. Основанием, которое позволяет объединить воспитанников детских домов и школ — интернатов в особую группу, является выраженный депривационный синдром, проявляющийся в целом ряде интеллектуальных, эмоциональных и личностных особенностей. Отечественные и зарубежные исследователи, занимающиеся изучением особенностей психического развития детей-сирот (И.В.Дубровина, А.Г.Рузская , 1990; А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, 1991; Мухамедрахимов 1999; Л.М. Шипицына и др. ,1997, Л.Д. Жедунова, Н.Н.Посысоев, Е.Н. Юрасова 2000, И. Лангмейер, З. Матейчик, Боулби и др.) единодушны в том, что наиболее тяжелым и трудно компенсируемым последствием материнской депривации является отсутствие базового доверия к миру. Базовое недоверие к миру окрашивает отношения ребенка-сироты к любому взрослому негативными эмоциями, главными из которых является тревога и враждебность. Возникает порочный круг: с одной стороны, ребенок нуждается в общении со взрослым, а с другой, блокирует и прерывает значимые для него отношения. Следует отметить, что лики тревожности и враждебности могут быть различны от навязчивости «прилипания», желании любой ценой сфокусировать внимание взрослого на себе, до открытой агрессии и уходов от контакта (драки, побеги и т.п.)
Периоды развития теории управления
... при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и ... деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели, совокупность взаимоотношений прав обязанностей принятых на предприятии. Требования для создания организации: наличие не ...
Специалисты, работающие в учреждениях интернатного типа, хорошо знакомы с феноменом своеобразного оцепенения, «отупения» ребенка при выполнении тестовых заданий. Естественно, что результаты, полученные в такой ситуации, не могут рассматриваться в качестве критериев уровня психического развития ребенка. Сопровождение в контексте личностно развивающего образования определяет позицию педагога, психолога, заключающейся в организации взаимодействия с учащимися с учетом зоны ближайшего личностного, познавательного и коммуникативного развития.
Сформированная в логике психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития профессиональная позиция, характеризуется целым рядом составляющих:
Осознаваемая стратегическая цель — формирование определённых психических способностей личности, соответствующих тем связям и отношениям, внутри которых эта личность должна жить в обществе с опорой на собственные ресурсы. Ситуативные педагогические воздействия подчинены стратегической цели.
Вариативность телесных и словесных реакций в ответ на разнообразие детских проявлений, гибкость поведения.
Педагогическое и психологическое воздействия выстраивается на основе системного обобщённого знания об индивидуальных особенностях каждого ребёнка (возрастных, половых, характерологических, поведенческих и т.д.).
Терпимость и принятие разнообразных форм детского поведения, которое рассматривается как естественная природа ребёнка, требующая оформления и организации. Владение знаниями о детской возрастной психологии, о кризисах развития.
Действия взрослого направлены на поддержание дружеских, партнёрских отношений, позволяющих обеспечить ребёнку поддержку в становлении самостоятельности.
Желание ребёнка побыть вне контакта с взрослым, «дозирование» общения, воспринимаются им, как достижение, переживается легко и естественно.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что любое сопровождение психического развития воспитанников детского дома должно опираться на восстановление или формирование особого типа отношений «Взрослый-Ребенок», которые в течение длительного времени гарантируют ребенку доброжелательное принятие, поддержку и помощь.
Но в работе за основу будем брать следующее понимание термина «сопровождение», как взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленное на помощь последнему в разрешении жизненных проблем, обеспечивающее осознанный выбор им жизненного пути, т.к. он на наш взгляд наиболее полно раскрывает сущность данного понятия.
Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2
... определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей ... органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого ... или же только через сделки, совершаемые от их имени родителями, ...
Сиротство – прямой результат урбанизации цивилизованного общества, миграции, социальных конфликтов, природных и техногенных катастроф, национальной и религиозной нетерпимости, сохранения атавистических этнических традиций. Во многих странах мира и в России растет число брошенных детей. В силу этого проблемы сиротства издавна становились предметом обсуждения в теории и на практике.
В словарях и энциклопедических изданиях встречается несколько вариантов определений понятия “сиротство”. В одних случаях оно характеризуется как необходимость «жить в одиночестве». В других рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без их попечения вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими. Сюда отнесены также дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Таким образом, сиротство – это социальное понятие, отражающее положение детей, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. В Федеральном законе “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (1996 г.) четко определяются категории сирот: дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей , — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав, ограничением в этих правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений и в иных случаях в установленном законом порядке.
В современных исследованиях (А. Дзугаева, Н. Иванова, И.И. Осипова) выделяются различные категории детей-сирот: прямые сироты (дети, потерявшие родителей в результате смерти последних); условные сироты (дети, имеющие одного или двух живых, документально известных родителей, которые либо лишены родительских прав, либо отказались от своих детей); временные сироты (дети, переданные родителями на попечение государству в связи с материальными трудностями при условии сохранения родительских прав), но чаще рассматриваются социальное сиротство. В этом случае имеются в виду дети-сироты при живых родителях, как результат их устранения или неучастия в выполнении ими своих родительских обязанностей (искаженное родительское поведение).
Педагогические условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся ...
... и детей, оставшихся без попечения родителей 14-16 лет. Решение данной проблемы определяет тему исследования: Педагогические условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения подросткового возраста, в приемной семье. Организация ...
К ним относят особую социально-демографическую группу от 0 до 18 лет, которые лишились попечения родителей по социально-экономическим, морально-нравственным причинам.
Социальное сиротство подразделяется также на явное и скрытое. К первому явлению относят прерывание воспитательной функции семьи вследствие деградации личности родителей, распада семейных отношений, невозможности в этих условиях растить своих детей. Скрытое социальное сиротство – явление, связанное с возможностью помещения ребенка на длительный срок в социальное учреждение до решения имеющихся проблем, чем обеспечивается сдерживание процесса лишения родительских прав за счет целенаправленной помощи семьям, оказавшимся в кризисной ситуации, попытки вернуть детей в их кровную семью.
Как подтверждено и в ходе нашего исследования, сиротство всегда сопровождается депривацией, характеризуется дефицитом социальных контактов, деформацией взаимоотношений с общественными и государственными институтами, призванными обеспечивать успешность социализации личности, отсутствием важного этапа формирования первоначального социального опыта в микросоциуме (семье), незащищенностью от насилия и других социальных бедствий.
Именно этим объясняется, что уже на самых ранних этапах по разным причинам (материальные затруднения государственных учреждений, их перенаполненность, необходимость думать о будущем жизненном устройстве таких детей и др.) возникают альтернативные формы попечения сирот – передача их на воспитание в семью. При таких обстоятельствах шансы детей на выживание значительно повышаются. Однако, такая практика оказалась не очень продуктивной, не получила широкого распространения, хотя в последующие столетия к ней неоднократно обращались в различных странах мира.
Некоммерческие организации , осуществляющие свою деятельность в интересах неопределенного круга лиц, т.е. в интересах всего общества, как правило, не имеют членства (фонд (в т. ч. общественный), автономная некоммерческая организация, государственная корпорация, общественное движение, орган общественной самодеятельности, учреждение)
Некоммерческие организации определяются законодательством как организации, не имеющие в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. Безусловно, коммерческий сектор составляет основу экономики любого государства. Вместе с тем, известно, что коммерческие организации, как правило, не работают в тех сферах, где не удается получить значительные финансовые результаты. Это относится в первую очередь к социальной сфере, сфере образования и науки, культуры, искусства, спорта, к духовной, политической сфере и т.д. Деятельность в указанных сферах в основном осуществляют некоммерческие организации.
Разнообразие видов деятельности некоммерческих организаций весьма значительно. Некоммерческий сектор эффективно оказывает различные социальные услуги населению, занимается экологическими проблемами, защитой гражданских прав, социальной реабилитацией, организацией помощи инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей, беженцам и вынужденным переселенцам. Многие некоммерческие организации занимаются защитой прав человека, осуществляют общественный контроль за работой государственных служб, что способствует развитию и укреплению организационных основ гражданского общества.
1. Основные принципы организации труда в научной деятельности
... определенные трудности в процессе управления. Успех в деятельности научного коллектива во многом зависит от соблюдения следующих принципов организации работы с людьми. Принцип информированности о существе ... (“Так говорят все”) может сложиться ошибочное представление о сотруднике. Вред для деятельности коллектива наносит и эффект снисхождения. Типичная логическая ошибка может быть построена на ...
Некоммерческие организации представлены такими неотъемлемыми элементами рыночной экономики, как торгово-промышленные палаты, товарные и фондовые биржи, элементами социальной сферы, такими, как медицинские и образовательные учреждения, негосударственные пенсионные фонды, они объединяют хозяйствующих субъектов и граждан на основе общих некоммерческих интересов, например, в ассоциации, в товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические объединения граждан, в потребительские кооперативы. Такие организации, как профсоюзы, партии, общественные движения, организации самоуправления и самодеятельности граждан образуют социальную и политическую инфраструктуру общества.
В течение последнего десятилетия был принят целый ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность различных некоммерческих организаций. Законодательство, регулирующее некоммерческий сектор, в основном представлено нормативными правовыми актами, содержащими нормы нескольких отраслей права (в основном гражданского и административного).
Некоммерческие организации вследствие своих уставных задач, являясь наименее активными участниками хозяйственного оборота, тем не менее, предстают наиболее значимыми субъектами административного права, что предопределяет повышенное внимание государства именно к административно-правовому статусу этих субъектов.
Особый интерес представляет и налоговый статус некоммерческих организаций. Налогообложение является важнейшей составной частью механизма государственного управления, оказывающей регулятивное воздействие на развитие некоммерческого сектора. Анализ действующего законодательства о налогах и сборах, показывает, что оно далеко не всегда учитывает специфику деятельности некоммерческих организации.